(ТЕМА «ПОДВОДНЫЙ МИР», 3-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ)
ЦЕЛЬ: проверка знаний.
ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ: 10-11 лет.
КОЛИЧЕСТВО ДЕТЕЙ В ГРУППЕ: 8-10.
РАБОТА В МАЛЫХ ГРУППАХ по 2-3 человека.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ: 30-40 минут.
ПРИМЕЧАНИЕ: группы работают самостоятельно. Выполнив одно задание, берут следующее. В конце занятия группы по очереди рассказывают о результатах работы, зачитывают ответы. Остальные воспитанники поправляют, дополняют.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- Дидактические карточки с заданиями;
- Аквариумные рыбы;
- Сырая крупная рыба;
- Нож, клеёнка, пинцет;
- Ручки, карандаши, листы бумаги.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
- краткое повторение сведений об обитателях подводного мира, их значении в природе и для человека; видах приспособленности животных к водной среде.
- Раздаются дидактические карточки с заданиями. Воспитанникам даётся право самостоятельно выбрать порядок выполнения работы. Оговаривается время выполнения – 30-35 минут.
- Ребята, сделавшие работу первыми, имеют возможность ещё раз проверить свои ответы.
- Группы по очереди кратко и быстро рассказывают о выполненной работе, зачитывают ответы. Остальные воспитанники дополняют, исправляют.
- Ребята делятся впечатлениями, что нового и интересного узнали.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
- знания о строении тела рыб, значении формы тела, плавников, хвоста…
- знания о значении и приспособленности микроорганизмов, рачков, рыб-чистильщиков;
- знания об образе жизни, приспособлениях к среде обитания, стадиях размножения водных насекомых;
- знания о сообществах водной среды.
Рассмотрите аквариумных рыбок. Выберите одну из них для наблюдения. Зарисуйте её схематично. Заполните таблицу.
1.
Название рыбы.
2.
Вид хвостового
плавника.
3.
Наличие боковых
плавников.
4.
Спинной плавник.
5.
Форма тела
(сплющенное с боков или в горизонтальной плоскости, зауженное к хвосту,
или…).
6.
Расположение
глаз.
7.
Основное
местообитание (верхняя часть аквариума, средняя часть или придонная).
8.
Своеобразные
движения при плавании (хвостом вперёд, брюшком кверху, боком и тому
подобное).
9.
Поведение
(способ плавания) при испуге.
10. Реакция на корм (виды движений).
|
Напишите краткие ответы на
вопросы о строении и поведении рыб.
Рассмотрите влажный препарат
рыбы.
1.
Определите вид
препарируемой рыбы. Установите, как расположены органы полости тела рыбы.
2.
Пользуясь
учебником и препаратом, найдите пищеварительную систему рыбы. Рассмотрите
нижнюю и верхнюю челюсти: есть ли у рыбы зубы.
3.
Найдите глотку,
пищевод, желудок, печень, желчный пузырь, кишечник и анальное отверстие.
4.
Рассмотрите
жабры. Сколько их? Каких вы ещё знаете водных животных, у которых органы
дыхания – жабры?
5.
Рассмотрите на
вскрытой рыбе её сердце. Какая кровь проходит через сердце рыбы: венозная или
артериальная? (при затруднении пользуйтесь рисунком учебника).
6.
Как меняется
обмен веществ в организме рыбы при повышении температуры среды?
|
Рассмотрите схематический рисунок. Расскажите о размножении и развитии рыб. Напишите названия стадии развития.
Ответьте кратко на вопросы:
1. Как называется период размножения рыб?
2. Почему некоторые виды рыб вымётывают очень много икринок?
3. Какие рыбы устремляются на нерест из моря в реки, а какие, наоборот, из рек в море?
4. Треска вымётывает икринки в огромном количестве – до 9,3 млн. штук. Икринки, личинки и мальки переносятся на значительные расстояния морскими течениями. А вот плодовитость колюшки трёхиглой по сравнению с другими рыбами очень мала – от 65 до 550 икринок. Однако численность этих рыб сохраняется примерно на одном уровне. Почему существует такая разница в размножении рыб?
5. Какие рыбы строят гнёзда и из чего их делают?
Отгадайте:
1. Рыба из акуловых и инструмент кузнеца для ковки металла имеют одинаковое название. Какое?
2. Какая рыба из семейства акуловых имеет название древнего холодного оружия?
3. Аквариумная рыбка (одна их форм золотой рыбки) и оптический прибор для наблюдения небесных светил имеют одинаковое название. Какое?
Ответьте:
1. В одном из районов Колумбии в борьбе с насекомыми, вредящими лесам, многократно применялись сильнейшие ядохимикаты. И вдруг оказалось, что в ближайших реках полностью исчезли лососи. Какова связь между упомянутыми фактами?
2. Приведите по одному примеру названий рыб, которые могут не только плавать, но ходить, ползать, летать.
3. Какую рыбу используют в борьбе с малярией и почему? Как называется такой метод борьбы?
Запомните правила любительского рыболовства и объясните их необходимость.
1. Удить рыбу только удочкой или спиннингом.
2. Не ловить рыбу во время её нереста в реках, озёрах и других водоёмах (май, июнь).
3. Не ловить рыбу в водоёмах заповедников, заказников и других охраняемых законом местах.
4. В нашей стране запрещены и сурово караются законом: химическое истребление рыб; ловля их с помощью взрывчатых и ядовитых веществ; охота на рыб острогой; отстрел рыб из ружей; перекрывание реки сетями более чем на 1\3 ширины водоёма; применение бредней на малых реках и др. обоснуйте эти запрещения. В чём вред недозволенных способов ловли?
Ответы к вопросам:
Отгадайте:
1. Рыба-молот.
2. Рыба-меч.
3. Рыба-телескоп, прибор телескоп.
Ответьте:
1. Ядохимикаты уничтожили беспозвоночных животных, которыми питались рыбы, в том числе и лососи.
2. Разные варианты.
3. В борьбе с малярией помогает маленькая рыба – обыкновенная гамбузия длиной 3,5-7,5см. гамбузия способна поедать огромное количество личинок и куколок комаров, в особенности в негусто заросших мелких стоячих водоёмах. Это биологический метод борьбы с комарами.
ГОЛОВОЛОМКА «СВОЕОБРАЗНАЯ ФОРМА ТЕЛА»
1. Рыба, название которой сходно с названием насекомоядного млекопитающего.
2. Название рыбы, сходное с названием органа растения, осуществляющего фотосинтез.
3. Колючая морская рыба.
4. Рыбки, пользующиеся большой популярностью у аквариумистов.
5. Донные рыбы с глазами, расположенными на плоской верхней поверхности головы и направленными вверх.
6. Довольно редкая хищная рыба из мешкоротообразных.
7. Крупная рыба со сжатым с боков телом.
8. Рыба из акулообразных, название которой сходно с названием инструмента для ковки металла.
9. Рыба, совершающая небольшие перелёты.
ГОЛОВОЛОМКА «ФАСОНЧИК И ОДЕЖДА»
Подберите форму тела, форму хвостового плавника, положение рта и форму чешуи для угря, камбалы и акулы из рисунков, здесь представленных.
Форма тела
|
Форма хвостового плавника
|
Положение рта
|
Форма чешуи
|
1.
Сжатое с боков
|
1. Гомоцеркальный
|
1. Верхнее
|
1. Плакоидная
|
2. Несимметричное
|
2. Гетероцеркальный
|
2. Нижнее
|
2. Ктеноидная
|
2.
Змеевидное
|
3. Дефицеркальный
|
3. Конечное
|
3. Циклоидная
|
3.
Торпедовидное
|
БЛИЦТУРНИР «РЫБНЫЕ ВОПРОСЫ»
1. Эта морская рыба по форме напоминает шахматную фигуру. (МОРСКОЙ КОНЁК).
2. Один из рассказов А.П.Чехова называется так же, как эта рыба. (НАЛИМ).
3. От лица этой рыбы Александр Градский исполнял песни в мультфильме «Голубой щенок». (РЫБА-ПИЛА).
4. Эту светящуюся мелкую рыбку можно встретить в реках Амазонии, в собственном аквариуме и даже в таблице Менделеева. (НЕОН).
5. Эта крупная рыба напоминала древнеримским крестьянам мельничный жернов, а нам – небесное тело. (ЛУНА-РЫБА).
6. Стрелой из иглы этого ската был убит Одиссей – герой поэмы Гомера. (ХВОСТОКОЛ).
7. Эта рыба – самый крупный хищник в реках нашей страны. (СОМ).
8. Среди них встречаются меч, сабля, пила, молот… а вот топор отсутствует. (РЫБЫ).
9. Так называли на Руси моржовые клыки, из которых вырезали украшения, ларцы, безделушки. (РЫБИЙ ЗУБ).
10. Именно её русский писатель Виктор Астафьев назвал царь-рыбой. (ОСЁТР).
11. Эта морская хищница украшает герб Соломоновых островов. (АКУЛА).
12. Так получилось, что 1974г. стал годом акулы – не по китайскому календарю, а в умах тысяч людей, которые прочитали этот роман Питера Бенчли и посмотрели снятый по нему фильм. («ЧЕЛЮСТИ»).
13. Их битва для жителей Таиланда не менее увлекательна, чем коррида в Испании. (СИАМСКИЕ ПЕТУШКИ, ИЛИ БОЙЦОВЫЕ РЫБКИ).
14. Ловом именно этой рыбы с успехом занимался Костя-моряк из знаменитой песни. (КЕФАЛЬ).
15. Так называется и аквариумная рыбка, и астрономический прибор. (ТЕЛЕСКОП).
16. В Польше и Чехии эту рыбу называют шпротом, а мы – в точности так же, как и в Эстонии. (КИЛЬКА).
17. Эта популярная аквариумная рыбка имеет высокий «сан» в католической церкви. (КАРДИНАЛ).
18. За рубежом в ресторане вам подадут обычную скумбрию, но в меню её назовут по-другому. (МАКРЕЛЬ).
19. Эта черноморская акула не представляет абсолютно никакой угрозы для отдыхающих. (КАТРАН).
20. Именно эту рыбу успешно использовали в борьбе с малярией. (ГАМБУЗИЯ).
21. В системе знаков Зодиака они занимают двенадцатое место. (РЫБЫ).
22. Именно с помощью этой рыболовной снасти старик из пушкинской сказки выловил золотую рыбку. (НЕВОД).
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ – 3.
1. У личинки комара-хоаборуса и у кита практически та же пища и почти тот же способ ловли добычи.
2. Обыкновенный комар-кровосос – хранитель в своём теле запасов серы.
3. Вода, в которой нет насекомых загнивает быстрее.
4. Морские клопы-водомерки для размножения прилетают на одинокие острова в океане.
5. Самка клопа-водомерки откладывает яйца на водные растения и укрывает их паутиной.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ – 4
1. На зимовку водомерки устраиваются на дне водоёмов под корягами, камнями.
2. Лапки и тело водомерок покрыто серебристыми волосками, смазанными жиром.
3. Скользят водомерки по воде, словно по льду или гладкому паркету.
4. Личинки ручейников живут в трубчатых домиках, покрытых камешками, ракушками, водорослями.
5. Веснянки получили своё название из-за того, что жизнь их ограничивается весенним периодом.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ –5
1. Комар-дергунец выдерживает температуру до минус 16 градусов.
2. Личинки всех комаров заканчивают превращение во взрослую особь к весне следующего года.
3. Личинки всех стрекоз – наяды, живут в воде.
4. Гусеница бабочки-огнёвки строит под водой домик из ряски и наполняет его воздухом.
5. Главным органов для ориентации у жуков-вертячек являются усы, всегда лежащие на поверхности воды.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ - 6
1. Клоп-гладыш плавает на спине, гребя задними лапками, как вёслами.
2. Водяной скорпион, типичный представитель наших прудов, способен опускаться на большую глубину.
3. Личинка веснянки дышит под водой жабрами.
4. Ручейникам, живущим в воде крылья не нужны.
5. Обычно взрослые ручейники вообще ничего не едят.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ – 7
1. Самки подводных наездников откладывают яйца в личинок ручейников.
2. Некоторые виды подёнок живут всего несколько минут.
3. Личинки подёнок отличаются особенно жадным аппетитом: охотятся на всех личинок, которых в состоянии ухватить.
4. Стрекоза во множестве уничтожает за лето комаров, подёнок, мух.
5. Личинки комара-полипедилюма способны переносить температуру до минус 190 градусов.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ – 8
1. Охотится паук-серебрянка в сумерках, собирая упавших на воду насекомых.
2. Листовидные жабры личинки стрекоз используют и как способ передвижения, подобно хвостовому плавнику рыб.
3. Личинки подёнок живут в водоёмах несколько лет.
4. Кишечник подёнок наполнен воздухом.
5. Как и большинство личинок жуков, личинка жука-плавунца относится к хищникам.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ – 9
1. Вылетевший из воды комарик через недельку-другую отложит яйца, и на этом кончается его короткая жизнь.
2. Для размножения морским водомеркам, никогда не покидающим воды океана, необходимо что-нибудь твёрдое: мусор, сучок, обрывки водорослей.
3. Океанские водомерки компанией нападают на стареющих медуз, парусников и фезалий.
4. Питаются личинки жука-вертячки исключительно животной пищей, причём добычу высасывают.
5. Веснянки очень живучи, могут селиться и в проточной воде и в сточной канаве.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ -10
1. Личинки жука-плавунца очень прожорливы, могут поедать и друг друга.
2. Жуки-вертячки не тонут благодаря широким мохнатым лапкам.
3. Самка водяного скорпиона из семейства белостоматид нагружает яйцами спину самцов.
4. Белостоматиды решаются атаковать и высасывают даже лягушек, тритонов и рыб.
5. Пребывая постоянно в воде, плавунцы приспособились делать на водных растениях запасы воздуха в виде гроздей воздушных пузырьков.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ - 11
1. Жуки-плавунцы – хищные жуки. Нападают на водяных насекомых, даже на головастиков и мальков рыб.
2. Личинки стрекоз оснащены видоизменённой нижней губой, складывающейся над головой наподобие согнутой в локте руки, и готовой в доли секунды распрямиться и крючьями на конце схватить добычу.
3. Личинкам бабочки-огнёвки много раз за день приходится подниматься по растениям к поверхности водоёма, чтобы глотнуть воздуха.
4. Паук-серебрянка третий по ядовитости после паука каракурта и тарантула.
5. Ручейники для ловли добычи используют ловчие сети в виде гамаков, мешков, контрабасов, многокамерных вершей.
ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ -12
1. Самки подводного наездника ныряют в воду и могут пробыть там до 10 минут, разыскивая личинок ручейника.
2. Личинки ручейников дышат в воде листовидными жабрами.
3. Водолюбы относятся к разноядным насекомым, в считанные ми нуты они способны обглодать мертвых рыбок, оставляя только косточки.
4. Самки жуков-гладышей откладывают яйца в тканях водных растений.
5. Личинки комаров траурных, обладая липкой поверхностью, держатся все вместе, плавая по поверхности водоёма в поисках подходящих мест для пропитания.
«ВОПРОСЫ ДЛЯ РАЗМЫШЛЕНИЯ»
1. В двух водоёмах, расположенных в разных местах – один на солнце, другой в тени деревьев, - ловили личинок и куколок комаров. Оказалось, что в одном водоёме преобладали личинки, в другом – куколки. В каком? И почему?
2. Нередко можно услышать: неужели современная наука и техника не могут найти средств для уничтожения комаров, ведь они приносят столько неприятностей людям и животным? Представьте себе, что такое средство найдено. Но вот вопрос: правильно ли поступит человек, если мы им воспользуемся?
3. Нашествие каких-либо насекомых продолжается обычно очень недолго, затем их численность резко сокращается. Как вы думаете: почему?
4. Австралийские учёные провели такой опыт: поймали в летнюю жару несколько ярко окрашенных стрекоз и поместили их в морозильник с температурой –70 градусов Цельсия. Когда через 3 часа стрекоз вынули, то увидели, что все они стали чёрного цвета. Стоило стрекозам побыть несколько минут в тепле – к ним вернулись прежние краски. Объясните, почему так происходит.
5. Сразу после вылупления из яиц личинки насекомых увеличиваются в размерах, хотя питаться ещё не могут. За счёт чего это происходит?
6. Насекомых везде очень много – в лесах, почве, полях, садах, пресных водоёмах и даже в пустыне. Учёные полагают, что численность их на Земле составляет около 10 в 18 степени особей. Это больше, чем звёзд в нашей галактике. Только бактерии и прочие одноклеточные организмы более многочисленны. Как вы думаете: к каким последствиям привело бы полное исчезновение всех насекомых на планете?
7. Вылупление комаров из куколок происходит на поверхности воды. Хитиновый покров на спине куколки лопается, и из него появляется взрослое насекомое. Объясните, почему комары откладывают яйца чаще всего на поверхности небольших луж, канав, болот, а не рек, озёр или ручьёв?
8. Это безобидное для человека насекомое американцы почему-то называют летающим драконом, а русские – чёртовой иглой, небесными коньками. О ком идет речь? И за что это насекомое получило такие прозвища?
9. Личинки этих насекомых живут в воде в трубчатых домиках, построенных из песчинок, мелких раковинок, частиц растений и скреплённых шелковистой нитью. Кто они?
10. Личинки этих насекомых, называемые наядами, живут в водоёмах 1-3 года. Взрослым же насекомым отведено на жизнь всего несколько часов и даже минут. Отложив яйца в воду, они сразу погибают. Как они называются?
ОТВЕТЫ К КАРТОЧКАМ «ВЫБЕРИТЕ ПРАВИЛЬНОЕ УТВЕРЖДЕНИЕ»
1.: 1,3
|
4: 2,3,4
|
7: 1,2,4,5
|
10: 1,3,4
|
|
2.: 1,4,5
|
5: 1,3,4,5
|
8: 2,3,4
|
11: 1,2,4,5
|
|
3: 1,2,3,5
|
6: 1,3,5
|
9: 1,2,3,4
|
12: 1,3,4,5
|
ОТВЕТЫ К КАРТОЧКЕ 20 «Стадии развития насекомых»: (Из книги Теремов А., Рохлов Р. Занимательная зоология. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999)
• Майский жук – 2,5,12.
• Комар обыкновенный – 3,8,10.
• Муха – 1,6,9.
• Капустная белянка – 4,7,11.
«ЗООШУТКА»: (Из книги Теремов А., Рохлов Р. Занимательная зоология. – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999)
голова мухи,
усики жука-навозника,
хоботок бабочки,
ноги комара,
передние крылья кузнечика,
задние крылья бабочки махаона.
«ЛИШНЯЯ КАРТИНКА» (Из книги Теремов А., Рохлов Р. Занимательная зоология. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999)
1. Пёстрый скорпион.
2. Паук-серебрянка.
насекомое
|
Развитие в воде
|
Жизнь личинки в воде
несколько лет
|
Жабры у личинок
|
Личинки-Хищники
|
Реактивный двигаетель у
личинок
|
Защитные выделения у личинок
|
Морозостойкие, до минус 16
градусов
|
1. водный клоп-водомерка.
|
+
|
+
|
+
|
||||
2. жук-плавунец.
|
+
|
+
|
+
|
||||
3. жужелица.
|
|||||||
4. жук-вертячка.
|
+
|
||||||
5. жук-водолюб.
|
+
|
+
|
+
|
||||
6. вислокрылка.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
||
7. саранча.
|
|||||||
8. веснянка.
|
+
|
+
|
+
|
+
|
+
|
||
9. моль.
|
|||||||
10. ручейник.
|
+
|
+
|
|||||
11. бабочка-огнёвка
|
+
|
||||||
12. подёнка.
|
+
|
+
|
- +
|
+
|
|||
13. тля.
|
|||||||
14. стрекоза.
|
+
|
+
|
- +
|
+
|
+
|
||
15. паук-серебрянка.
|
+
|
||||||
16. комар.
|
+
|
+
|
|||||
насекомое
|
Развитие в воде
|
Жизнь личинки в воде
несколько лет
|
Жабры у личинок
|
Личинки-Хищники
|
Реактивный двигаетель у
личинок
|
Защитные выделения у личинок
|
Морозостойкие, до минус 16
градусов
|
1. водный клоп-водомерка.
|
|||||||
2. жук-плавунец.
|
|||||||
3. жужелица.
|
|||||||
4. жук-вертячка.
|
|||||||
5. жук-водолюб.
|
|||||||
6. вислокрылка.
|
|||||||
7. саранча.
|
|||||||
8. веснянка.
|
|||||||
9. моль.
|
|||||||
10. ручейник.
|
|||||||
11. бабочка-огнёвка
|
|||||||
12. подёнка.
|
|||||||
13. тля.
|
|||||||
14. стрекоза.
|
|||||||
15. паук-серебрянка.
|
|||||||
16. комар.
|
ЛИТЕРАТУРА:
- Вершинский Н.В. Загадки океана. – М.: Педагогика, 1989.
- Молис С.С., Молис С.А. Активные формы и методы обучения биологии. – М.:
- Пимон М.Р. Тайны моря. – М.: Махаон, 2001.
- Просвещение, 1988.Теремов А., Рохлов Р. Занимательная зоология. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.
- Сергеев Б.Ф. Я познаю мир: дет. Энц.: Океан. – М.: изд-во АСТ, 2001.
- «Вода и её свойства» практическая работа http://passna.blogspot.ru/2017/05/blog-post_49.html
- «Вода и её свойства» практическая работа http://passna.blogspot.ru/2017/05/blog-post_49.html
- «Обитатели воды» Головоломки https://urlid.ru/b81b
"Гнёзда вьют рыбы" https://urlid.ru/b81j
"Детство в воде - зрелость в воздухе" https://urlid.ru/b81d
"Живые фильтры" https://urlid.ru/b81e
"Легко ли плавать, как рыба?" https://urlid.ru/b81c
"Подводный мир" https://urlid.ru/b81i
"Санитары моря" https://urlid.ru/b81h
"Санитары пресных вод" https://urlid.ru/b81g
"Содружество в воде" https://urlid.ru/b81f
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с
животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий