среда, 10 мая 2017 г.

Хвостатые психотерапевты

«ХВОСТАТЫЕ ПСИХОТЕРАПЕВТЫ»
(информация для занятия)
Ольга Арнольд, - М.: Изд-во ЭКСМО –Пресс,2001.

Любой четвероногий домашний любимец по совместительству – семейный психотерапевт, который снимает напряжение, время от времени возникающее в любом доме. Он как бы служит посредником между супругами, между родителями и детьми – посредником, который облегчает взаимопонимание, который делает всё, чтобы в доме была доброжелательная, тёплая атмосфера.


Есть специальные психотерапевтические приёмы, связанные с животными. Можно представить себя любимым зверьком только мысленно, сидя в удобном кресле или лёжа на диване, а можно чуть ли не натурально «влезть в его шкуру» и представить его сценически – с его походкой, характерными движениями, ужимками.

Посмотрите на вашу любимую кошку, как она раскинула лапы, отдыхая, как изящны любые её движения – и медленные и быстрые, Изящество любой походке, любому жесту придают абсолютно раскованные мышцы, отсутствие зажатости. Попробуйте пять-десять минут побыть кошкой. Как вы себя чувствуете?

Развивая способность к перевоплощению, эти этюды, как составная часть ролевого тренинга, вполне доступная для домашнего и самостоятельного применения, способствует тому, чтобы лучше ориентироваться в этом мире и лучше к нему приспособиться.

Кошка – животное свободолюбивое, она «ходит сама по себе», и хотя и живёт в доме рядом с человеком, но не признаёт его своим хозяином – скорее, разрешает ему жить рядом с собой. Она как бы так и осталась диким зверем, несмотря на многие века совместного проживания с человеком. Многие считают её существом мистическим; она как бы живёт в двух мирах одновременно – в реальном и каком-то своём, внутреннем, и плавно перетекает из одного мира в другой. Она подходит к человеку, только когда ей  этого захочется, и тогда ласкается и разрешает себя приласкать.

Люди, которые любят кошек, обычно ощущают с ними кровное сродство. Они тоже большие индивидуалисты.
Они редко бывают твёрдыми приверженцами семейных устоев. Часто они заражаются от своих любимцев умением расслабляться в любое время и в любых условиях – а ни одно животное не умеет это делать так хорошо, как они! – что на человеческом языке непонятливые родные называют ленью. И ещё они обычно отличаются развитой интуицией, а нередко – и экстрасенсорными задатками.

В отличие от кошки, собака – животное общественное; она по природе своей очень общительна, словом –типичный экстраверт. Она всегда при хозяине, ей постоянно надо ощущать себя членом стаи, то есть в данном случае – семьи; она безоговорочно предана хозяину, то есть вожаку стаи. Соответствующие качества есть и у завзятых  «собачников». Как правило, это люди открытые и дружелюбные; они гораздо более дисциплинированны, чем «кошатники». Как и собаки, они тоже свято соблюдают иерархию в группе и предпочитают одиночеству общество себе подобных; вообще они  выраженные коллективисты. Им не составляет труда ходить на службу и заниматься работой строго по часам. Обычно они очень преданные супруги и родители и вообще ценят семью и всё, что с ней связано. Они более активны и энергичны, чем любители кошек, и, хотя их внутренний мир менее глубок, зато они живут в реальной действительности, а не в мире грёз и фантазий.

Итак, кошки и собаки – животные по характеру совершенно разные, и точно так же разнится и их отношение к человеку. Если собака всегда будет вашим самым преданным другом, даже если вы обходитесь с ней не лучшим образом, то кошка подарит вам свою любовь, только если вы будете считаться с её независимым характером и предоставлять ей необходимую свободу.

Многие считают, что негуманно держать больших собак в тесной квартире, в то время как для кошек, мол, там места больше чем достаточно. Оказывается, дело обстоит совсем наоборот. Как утверждает Конрад Лоренц, для собаки квартира – это всего лишь большая конура, и полуторачасовой прогулки в день для неё достаточно, чтобы чувствовать себя хорошо. В то же время кошка ощущает себя в самой просторной квартире, как в клетке…

В семье моих хороших знакомых произошёл удивительный случай. Лена, хозяйка дома, как-то пожаловалась своей подруге, что она никогда в жизни не видела крота и даже не представляет, как он выглядит. Дело происходило на даче, в саду. Их кот, прирождённый и весьма искусный охотник, пять минут он вернулся с задушенным кротом в зубах!
Действительно, с кошками часто бывают связаны совершенно мистические, необъяснимые с рациональной  точки зрения происшествия.
Если вы присмотритесь повнимательнее к собакам и их хозяевам, то убедитесь, что случайных пар тут нет.

Доходит до смешного. Знакомясь с нашими соседями по дачному посёлку, мы сначала встретились с Инной и её собакой Диком – помесью боксёра и добермана, мощным псом рыжевато-коричневого цвета, с карими глазами и тёмно-коричневой кожаной кнопочкой носа. Зато когда мы наконец увидели мужа Инны, Толю, нас можно было не знакомить: я ещё никогда не видела хозяина, так похожего на своего пса! Абсолютно то же строение физиономии: тот же покатый  могучий лоб, выдающиеся вперёд челюсти, даже окрас одинаковый…
И, конечно, дело не только во внешности. Как муж и жена после длительного супружества начинают походить друг на друга, так и в характерах и привычках хозяина и его собаки появляется что-то общее.

Хочешь узнать характер женщины – понаблюдай за её собачкой, говорили в Древнем Риме. Человек может лгать и притворяться, но собака – никогда.
У спокойных, доброжелательных людей обычно и собаки дружелюбные и спокойные. Конечно, у собак характеры бывают самые разные, как и у людей, но у злобных псов и хозяева бывают соответствующие…
Нет, далеко не случайно каждый выбирает себе собаку.

И речь идёт не только о домашних животных. Недавно мне рассказали о зоологе, занимающемся водными млекопитающими. Большую часть жизни он посвятил изучению бобров. Это очень крепкий, коренастый мужчина с короткой шеей и чуть покатыми плечами. Но он не только внешне необыкновенно похож на своего любимого бобра, но и по характеру такой же: основательный, работящий, абсолютно надёжный.

Каждому типу личности, каждому характеру соответствует что-то своё. Более того, есть работы американских исследователей, в которых говорится, что для излечения различных психических отклонений рекомендуются разные породы собак!

Кого брать – щенка или «готовую» собаку? Щенка воспитывать трудно – это почти как растить грудного младенца, - но зато вы сформируете характер своей собаки. И это будет исключительно ваша собака.

Если вы возьмёте взрослого пса, потерявшего хозяев или брошенного, то сделаете доброе дело и, скорее всего, собака вам будет благодарна и постоянно будет это проявлять – они умеют чувствовать добро. Но перевоспитать сложившегося пса очень трудно, и, возможно, от каких-то неприятных его привычек вам так и не удастся избавиться. К сожалению, у собак, переживших столь сильный стресс – потерю хозяина, - часто бывает надломлена психика, и её можно исцелить только при помощи ласки, терпения, времени, да и то не всегда.

А какую брать породу? Выбирая её, вы во многом выбираете характер. Есть собаки, которых в доме не слышно и не видно, а есть те, которые всё время на виду, пристают и требуют людского внимания. Отсюда следует парадоксальный вывод: огромная, но хорошо воспитанная кавказская овчарка может занимать в доме меньше места, чем капризный кокер. Естественно, тем, кто очень занят и не любит лишней суеты, нужны собаки первого типа, а одиноким людям -–тем, кому собака заменяет семью и близких, второго. Выбирайте собаку под себя – если вы, например, не любите гулять, вам больше подойдёт собака комнатная, небольшая.

К сожалению, почему-то часто случается, что чем собака меньше, тем она злее и кусачее – и при том, что жизнь у неё отнюдь не собачья. Как будто ген, определяющий миниатюрные размеры, каким-то образом связан с агрессивностью. Или у них тоже, как и у людей маленького роста, комплексы? На самом деле почти любая карликовая собака ощущает себя большой и ведёт себя соответствующим образом, отстаивая свои права. К сожалению, частенько той-пудели и той-терьеры, которые выглядят как детские игрушки, проявляют отнюдь не игрушечный нрав.

Из маленьких собачек в последнее время очень моден карликовый йоркширский терьер. Внешне – очень симпатичная собака, не спорю, и цена у неё тоже симпатичная, правда, кусается. Эта порода здорово разрекламирована – ещё бы, эти пёсики живут дома у Жан-Поля Бельмондо, у Владимира Машкова, у Жени Осина! Но эти собачки отличаются непростым характером и к тому же холодны и эгоистичны. Для нас они не очень подходят – для российского менталитета очень важно, чтобы от собаки исходило тепло, «душевность». Недаром в России в последнее время снова стали популярны самые обычные колли, которые, несмотря на размеры, добродушны и готовы полюбить всех на свете.

Очень теплы, веселы и «человеколюбивы» лабрадоры, когда-то очень у нас редкие, но теперь их можно встретить практически в каждом дворе. Лабрадоры – экстраверты, они отличаются весёлым нравом и не представляют  свою жизнь без людей. Лабрадоры иногда могут утомить своей неуёмной жизнерадостностью, но для семей с детьми они просто идеальны. Кстати, они ещё и умны и прекрасно обучаются, а потому их используют в качестве помощников инвалидов. «Детской собакой», собакой-нянькой, издавна считается ньюфаундленд; с ним можно безбоязненно отпускать малышей гулять, Ньюфаундленды – собаки очень тихие; они самодостаточны, интровертированы и могут часами лежать где-нибудь в своём углу.

Очень многие большие собаки других пород тоже прекрасно общаются с детьми. У меня была знакомая московская сторожевая по имени Кидди, при помощи которой маленькая дочка её хозяина училась ходить – она использовала собаку как передвижную подставку, висла на её хвосте, и Кидди терпеливо всё это сносила – не просто терпеливо, но даже чуть ли не с удовольствием – и делила с девочкой свою подстилку, а порой – и миску. Изумительно общаются с детьми колли и боксёры. Например, кавказские овчарки в идеале – это собаки послушные, они прекрасно ладят с детьми и чуть ли их не воспитывают и ни в коем случае не нападают на маленьких собачек.

Но собак пород, специально выведенных для охраны, которые в течении многих поколений отбирались на злобность и агрессивность не желательно держать в квартире с детьми. (туркменские овчарки, ризеншнауцеры, ротвейлеры, доберманы, стаффордширский терьер, бультерьер…). Но, конечно, в зависимости от воспитания бывают ласковые и бойцовые породы. Но эти породы потенциально опасны и обязательно должны пройти курс дрессировки – а главное, курс обучения должны пройти их хозяева.

По статистике больше всего кусают людей не злобные овчарки или какие-нибудь пит-були, а именно эти плюшевые обаяшки, английские кокер-спаниели – ни в каких книгах этого не сказано. Оказывается при их выведении не обращали внимания на агрессивность по отношению к хозяевам и не подавляли её.

Не пишут в книгах для собачников и о том, что кокеры всегда должны быть в центре внимания, страшно приставучи и обычно не терпят подле себя конкурентов из своего же собачьего племени – борясь за исключительное внимание со стороны хозяев, они порою ведут себя отвратительно, кусают даже детей или просто чахнут. У них типичный истероидный характер.

Лайки отличаются по характеру от других охотничьих собак; они более самостоятельны, меньше зависят от хозяина и, естественно, много лают – на то они и лайки, так что если вы любите тишину, лучше их не берите. К тому же они часто кажутся глупыми по сравнению с другими породами – нор на самом деле они просто другие, они меньше настроены на человека.

Фокстерьеры многим кажутся похожими на мягкие детские игрушки, но это глубокое заблуждение. Как ошибаются те, кто, заводя дома фокса, думают, что получают маленького эрдель-терьера! В их крошечных тельцах живёт душа их могучего предка, волка; фоксы неукротимы и очень часто неуправляемы.

Говорят, что скотч-терьеры по характеру очень близки к фоксам, но отличаются при этом повышенной вредностью. Забавный эпизод: на биостанции в Звенигороде хозяин привязал свою маленькую собачку к ножке стула. Через некоторое время можно было наблюдать, как в высокой траве скакал стул как бы сам по себе: это пёсик гнался за кошкой.

О таксе стоит сказать отдельно. Говорят, что хотя в процессе становления породы их отбирали по охотничьим признакам, но так как они собаки норные, то хозяин никак не может дать ей ценные указания, и потому отбор шёл на самом деле на сообразительность. Нет, наверное, на свете более умных собак, нежели таксы, но зато и более проказливых и вредных тоже. Такса никогда не ляжет на неубранную кровать – она подождёт, пока вы её застелите, чтобы собрать в гармошку новое покрывало. Вообще куснуть исподтишка – это в их характере. У таксы Клаши одно время был паралич задних конечностей, но ветеринар в период выздоровления всё равно велел выводить её на прогулки; так вот, эта кроха, волоча задние лапы по асфальту, умудрилась вцепиться в нос здоровенной немецкой овчарке, и большая собака с воем убежала! А сосед Найк, крошечный по размеру (это кроличья такса, самая миниатюрная, зато с развевающимся хвостом-флагом), но обладатель громадной души и не меньшего мужества, готов, как галантный кавалер, устраивать драки из-за прекрасных дам с кобелями больше его раз в 10. Надо было видеть, как он целовал в нос любимую его спрингер-спаниельку Джесси! Ему для этого надо было высоко подпрыгивать, но это его не смущало.

Однажды в юности я была свидетелем потрясающей сцены, целиком поставленной и срежиссированной таксой. Наша компания, человек двадцать, спала вокруг костра прямо под открытым небом. Проснувшись от предрассветной свежести, я увидела, как длинношерстная золотистая такса Юта выбралась из-под одеяла, где она спала под боком у хозяйки, огляделась и, убедившись, что все спят, направилась прямиком к месту, где вповалку лежали большие псы. Вцепившись в упитанный зад крупной боксёрши и в лапу её соседа чёрного терьера, Юта мгновенно вернулась на своё место и скользнула обратно под одеяло. Не разобравшись спросонья, в чём дело, собаки немедленно начали грызться между собой; мохнатый рычащий клубок покатился через весь лагерь, прямо по телам спящих людей, сметая всё на своём пути. Что тут началось! Крики, вопли, отчаянный лай, кто-то от неожиданности свалился прямо в раскалённые угли тлеющего костра… Полное спокойствие сохраняла только Юта, её лисья мордочка умильно выглядывала из-под одеяла, как будто она говорила своей хозяйке: видищь, какие они плохие, а я хорошая…

Если вы обратите внимание на красавца-далматина, в данном случае форма совершенно не соответствует содержанию, это собаки «без царя в голове»; коэффициент их умственного развития приближается к нулю по шкале собачьего интеллекта. По данным английских исследователей, они занимают чуть ли не последнее 48-е место среди всех пород. Умнее их даже бойцовые псы.

Или взять, например, чау-чау. На вид – очаровательные шерстяные мишки. А по сути своей – собаки с очень тяжёлым характером. Они неуправляемы, упрямы, с причудами. В проявлении чувств они очень сдержанны и неласковы. Истинный «собачник» никогда не выберет себе собаку, поддаваясь моде.   Четвероногий друг не может быть ни символом богатства или крутизны, ни престижной игрушкой.

Людям, которые равнодушны к животным, присущи некоторые общие черты. Обычно они живут рассудком, а не чувствами; их эмоциональная холодность распространяется не только на животных, но и на людей. Они не склонны к внешним проявлениям чувств, привязанности, неласковы, очень часто вздорны и эгоистичны. Из них получаются настоящие домашние тираны. Дамы такого типа не понимают женщин, которые плачут над сериалами и любовными романами. Сами они предпочитают литературу и искусство без сентиментальности, представляющие собой холодную игру ума. И ещё, как ни странно, у них обычно начисто отсутствует чувство юмора. Впрочем, может быть, и их нелюбовь к нашим хвостатым и четверолапым родичам отчасти объясняется тем, что они не видят в них ничего забавного и умилительного.

А ещё одна категория «любителей-нелюбителей» животных. Впрочем, они скорее любители. Они сколько угодно могут играть с соседским котом и охотно сопровождают на прогулке соседку с собакой. Единственное, чего они никогда не сделают – это не возьмут к себе никаких домашних питомцев, причём не из-за грязи и хлопот, а потому, что боятся ответственности.

Теперь о людях, которые ненавидят животных – в первую очередь, они ненавидят себя, всех окружающих и весь мир в придачу. Но есть те, кто просто не любит братьев наших меньших. И не обязательно дело в комплексах и подавляемой злости, которая то и дело прорывается наружу. Нет, просто есть люди, которые изначально к ним равнодушны. Не то чтобы они терпеть их не могли – нет, иногда они им даже нравятся, как цветы на чужих подоконниках.          Но они не понимают, зачем вообще нужны животные в доме – от них только грязь и лишние хлопоты!

Несомненно, любые питомцы у нас дома значительно уменьшают степень личной свободы, однако любовь, пусть даже любовь мохнатая и лохматая, если и требует жертв, то они возвращаются сторицей.

Живое создание – это не кукла, его мало любить - о нём надо заботиться. Есть люди, которые абсолютно не переносят одиночество. Серафима Андреевна после смерти мужа завела себе спаниельку. Нельзя сказать, что она не любила свою Джульку – она её просто обожала и при каждом удобном случае закармливала сладостями. К тому же она отличалась полнотой и гуляла с собакой во дворе совсем недолго. Совершенно неудивительно поэтому, что Джулька безобразно разжирела, тяжело заболела и умерла от диабета в пятилетнем возрасте – в цвете собачьих лет. Серафима Андреевна горевала отчаянно, тем более что она чувствовала себя виноватой в её преждевременной смерти.

Многие люди чувствуют себя  лучше в обществе собак, нежели людей, и вполне согласны  с известным изречением: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». Но всё хорошо в меру. Бывает, что собаки просто вытесняют людей из дома.

Замечательно по этому поводу выразился Конрад Лоренц: «Прекрасна и поучительна только та любовь к животным, которая порождается любовью ко всякой жизни и в основе которой должна лежать любовь к людям…Ненависть к людям и любовь к животным - зловещая и опасная комбинация».

Бывает так, что и собаки служат орудием этой ненависти. Вот например, «проблемная» семья: муж Виктор, жена Маша, их пятнадцатилетний сын Кирилл и огромная немецкая овчарка по имени Ганс. Вктор – настоящий домашний деспот, жена и сын должны ему повиноваться беспрекословно. И за малейшее отступление от установленных им правил следует жестокое наказание (чаще словесное, но порой и физическое). Собака же подчиняется главе семьи безусловно, как вожаку. Благодаря Виктору пёс занимает в семье очень высокое положение: Маша должна безропотно обслуживать его, наравне с мужчинами, и молча терпеть, когда Ганс не в настроении – тогда он ей кусает, а Виктор только смеётся. Впрочем, Виктор поощряет пса и тогда, когда он рвёт маленьких собачек соседей и кусает их самих – он просто-напросто науськивает на них.    (Конечно, Ганс всегда гуляет без намордника, никакая милиция его хозяину не указ). Это даёт ему ощущение собственной значимости – Виктор маленького роста.

Тираны, неважно, повелевают ли они народами или всего-навсего собственными домочадцами, часто бывают очень маленького роста. Они страдают от своих телесных недостатков – этот тот самый комплекс неполноценности, который они компенсируют стремлением к власти. И у них обязательно должны быть большие собаки – желательно злобные, но это необязательно. У Гитлера, кстати, была немецкая овчарка по имени Блонди, которую он нежно любил…

Но чаще наши  комплексы не столь зубасты и опасны для окружающих. Вот очень милая дама Инга. Инге тридцать пять лет, она вышла замуж очень рано – и очень неудачно. После нескольких лет брака она разочаровалась не  только в своём муже, но и в мужчинах вообще. Теперь она живёт одна в двухкомнатной квартире вместе с 14-летней дочерью Верой.

В её доме полно животных. Первое впечатление такое, что собаки тут повсюду – не только на полу, но и на всех кроватях и диванах, - а кошки висят на всех занавесках. Но это не так – просто четвероногие жильцы чувствуют себя в доме полными хозяевами. Это потерявшиеся или выброшенные жестокосердными людьми на улицу животные. Инга держит их у себя временно, до тех пор, пока не найдёт для них подходящих хозяев.

Инга счастлива – или думает, что счастлива. Преданная собачья любовь, сознание того, что вот ещё одно живое создание обрело благодаря ей шанс на достойное существование, даёт ей не только сознание своей нужности, но и настоящее удовлетворение. Но нормально ли, когда молодая женщина отказывается от всякой личной жизни ради «каких-то шавок»? – вот такой вопрос задают её родители. Они-то как раз считают, что это ненормально и её надо лечить.

Инга – человек абсолютно психически здоровый, а свои комплексы она компенсирует общением с животными. Но вот кто виноват в этих комплексах? Инга была девочкой робкой, неуверенной в себе и ощущала себя нелюбимым ребёнком. Отец её занимал высокий пост и редко бывал дома, мама же, Елена Анатольевна, была сторонницей «английских методов» воспитания – то есть дети хорошо воспитаны, когда их не видно и не слышно. Маленькая Инга тихо сидела в своём уголке, никогда не разбрасывала свои игшрушки – в доме царил абсолютный порядок! – и прилежно делала уроки. Елена Анатольевна хотела своей дочери только добра, но она её почти никогда не ласкала, не целовала, не прижимала к себе – от природы она была холодная, к тому же сама была воспитана в пуританском стиле.

Но оказывается Инга пошла не в их породу. Она страдала от отсутствия ласки и любви – любовь ведь не просто слова и отношения, любовь должна обязательно выражаться и в касаниях.  Человек, лишённый таких физических, телесных отношений в юном возрасте, вырастает нелюдимым, несчастным, одиноким – и он будет опасаться любых контактов со своими ближними и дальними, как физических, так и эмоциональных. Таковы, например, многие воспитанники детских домов, не знавшие материнской ласки, - они не умеют любить и быть любимыми. Особенно страшна такая судьба для девушек – им труднее всего потом устроить свою личную жизнь. Именно так и случилось с Ингой.

Возня с домашними животными, кошками и собаками, в какой-то мере может восполнить ребёнку дефицит человеческих контактов, в том числе и телесных. Ласковое, тёплое, да ещё и пушистое, приятное на ощупь существо, которое любит тебя безо всяких условий и безо всяких заслуг с твоей стороны, которое так и прыгает на тебя и стремится тебя облизать, - что может быть лучше для ребёнка?

Но в стерильную чистоту квартиры Ингиных родителей никак не вписался даже подобранный ребятишками во дворе котёнок, безжалостно выставленный Еленой Анатольевной за дверь.  Одинокая девочка, она выросла и превратилась в страдавшую от одиночества девушку, уверенную в своей абсолютной непривлекательности; молодых людей она просто боялась. Елена Анатольевна поощряла школьные успехи прилежной девочки, зато жестоко над ней издевалась, когда та пыталась хоть как-то приукрасить себя, - мол, тощий цыплёнок никогда не превратится в прекрасного лебедя. Неумение общаться с противоположным полом, низкая самооценка, неумение советоваться, недоверие к своим родителям привели к тому, что Инга, не умея разбираться в людях, рано вышла замуж и сильно «обожглась». После мучительного развода  она не взглянула больше ни на одного мужчину, а вся целиком ушла в своё собачье-кошачье царство. Ингу её четвероногие питомцы вытащили из бездны – и сейчас поддерживают её на плаву.

В отличие от своей матери в детстве дочь Вера, хотя и живёт в «антисанитарных» условиях, не испытывает недостатка любви. Её любит и ласкает Инга, вокруг неё жизнерадостные, обожающие мордочки и тёплые пушистые тельца. И у Веры ещё один плюс по сравнению с её сверстницами – с детства приученная ухаживать за своими хвостатыми домочадцами, она, таким образом, обрела чувство ответственности за тех, кто от неё зависит. Уже в раннем возрасте  она осознала слова Антуан де Сент-Экзюпери «Мы в ответе за тех, кого приручили», и это ей очень пригодится во взрослой жизни.

Собаки не любят людей агрессивных, которые говорят громко, с угрозой в голосе. Людей злых и животных не терпящих они  вычисляют мгновенно, порою гораздо лучше, чем это делаем мы, люди, потому что мы часто не доверяем своей интуиции – или просто верим не своим чувствам, а чужим словам. Тонкость их восприятия поразительна. Наша Глаша мгновенно ловит в голосе хозяев нотки раздражения и отвечает, по её мнению, адекватно: рычанием и непослушанием. Иногда именно её реакция заставляет нас оценить своё состояние, расслабиться и сменить тон.

И ещё собаки не любят тех, кто их боится. Говорят, что страх пахнет адреналином, они определяют труса по запаху Агрессивность по отношению к животным часто проявляют именно те, кто их боится.

Несколько советов – как избежать неприятностей при встречах с собаками.
Во-первых, научитесь различать собачье настроение по мимике и позам. Многие боятся даже тех собак, которые подходят к ним с самыми добрыми намерениями, приветственно виляя хвостом и «улыбаясь» – приветственно растягивая губы. Эта «улыбка» разительно отличается от оскала, непременного атрибута угрожающей позы: верхняя губа приподнята, обнажая зубы, нос наморщен, уши стоят торчком и даже слегка отклонены вперёд. Для позы угрозы характерно также положение хвоста, который напряжён, отставлен и слегка приподнят у основания; обычно эта поза сопровождается рычанием.

Страх выражается в прижатых назад ушах, склоненной к земле морде и поджатом хвосте. Учтите, что агрессия и страх легко перетекают друг в друга и впавшие в панику собаки тоже кусаются.

Если вы боитесь собак, то постарайтесь никогда этого внешне не проявлять. При встрече с собакой в наморднике, даже если она большая и грозная, опасаться, в принципе, нечего – она вас не укусит. Никогда не дёргайтесь, не размахивайте руками, не делайте резких движений – собака их воспримет как угрозу. Не кричите на хозяина, чтобы он забрал свою собаку – нормальный пёс при этом немедленно бросится на его защиту. Не пытайтесь убежать, дабы в собаке не взыграл инстинкт преследования. Просто замрите на месте и ждите, пока собака не потеряет к вам интерес или пока хозяин её не отзовёт. Можете спокойным голосом медленно повторять нечто вроде «Хо-орошая собака!».

Никогда не смотрите собаке в лицо, то есть в глаза. Прямой взгляд воспринимается как угроза, поэтому тотчас отведите глаза в сторону.

Никогда не гладьте и не ласкайте  чужих собак, во всяком случае, пока не получите заверения хозяина, что это делать не возбраняется, и никогда не разрешайте этого делать детям – даже если пёсик больше похож на игрушку, чем на одушевлённое существо.

Не подходите близко к собаке, которая грызёт косточку, даже если это добродушнейшее создание, и тем более не отнимайте её.

Если почему-либо у вас развился сильнейший страх собак, который мешает вам жить (например, вас напугала собака в детстве), то эту фобию надо непременно лечить. Это уже патология, невроз, с которым не стоит бороться домашними средствами или напряжением воли (это обычно ведёт только к углублению и возникновению новых симптомов), по этому поводу необходимо обратиться к специалисту. И чем раньше, тем лучше.

Иногда родители не доверяют своим детям гулять с собакой, считая, что у них нет никакого чувства ответственности, к тому же они маленькие… Интересно, а как разовьётся у них чувство ответственности, если им не доверяют?

Кто должен о ком заботиться – дети о собаках или собаки о детях? Мы как-то привыкли больше думать о собаках-няньках. А не слишком ли много с нашими детьми нянчимся, не оставляя им никакой работы, связанной с ответственностью? Когда дети ухаживают за своими питомцами, это помогает им вырасти людьми не только думающими, но и чувствующими. И особенно это важно сейчас, в век бездушных машин и компьютеров – уж компьютер-то есть чуть ли не в каждом доме.

Согласно результатам американских исследователей, изучавших предпосылки развития наркомании у подростков, важными факторами, приводящими их к наркотикам, является общая холодная атмосфера в семье и то, что они ни за кого не отвечают и ни о ком не заботятся. Да дело не только в наркомании, но и в асоциальном поведении вообще.

А в умелых руках появление в доме четвероногого любимца может превратиться успешный педагогический приём.
Если ваш ребёнок в подростковый период вышел из-под контроля, став в одночасье «трудным» ребёнком, приобретите ему зверька, о котором он мечтал с детства – с условием, что ребёнок будет вести себя хорошо. Конечно, можно рассматривать этот подарок как подкуп – но кому от этого плохо, если ребёнок будет занят воспитанием своего питомца, а не шляться где-то по вечерам?
В одном из документов Всемирной организации здравоохранения констатировано: «…Правильно содержащиеся домашние животные приносят огромную пользу своим владельцам и обществу и ни для кого не представляют опасности».

Очень важно то, что забота о животном учит человека по-настоящему любить – то есть не только требовать, но и отдавать. Была пациентка, которая с раннего детства много болела, и поэтому родные её страшно баловали. Она выросла, выздоровела и превратилась в очень красивую девушку, не способную любить по-настоящему; с самых юных лет она привыкла, что те, кто её любят, должны давать ей всё и быть счастливы оттого лишь, что она существует и благосклонно им улыбается. Контакты с поклонниками только поверхностные. А будущий муж должен быть богат, позволять ей два раза в год, минимум, отдыхать за границей,  носить её на руках и т. д. Желательно при этом, чтобы он был известным и видным. Он будет её страстно любить, и она, конечно же, будет его любить в ответ. При этом она не сомневалась в том, что она такого спутника жизни заслужила – ну как же, ведь она красавица и умница! А вот свои обязанности она видела так: сопровождать мужа на светские рауты и изредка подавать ему лёгкие закуски Она даже согласна была подбирать ему галстуки… И при этом не понимала, что всё это не имеет к любви никакого отношения.

Конечно, здесь невооружённым глазом виден инфантилизм, незрелость эмоций. Совершенно очевидно, что Вероника не имела представления о реальных отношениях между мужчиной и женщиной, что неудивительно, потому что отца, который служил на далёком Севере, она в детстве видела примерно раз в год и воспитывали её мать и тётушки.

Учиться заботиться о ком-то пришлось с котёнка. Теперь всё внимание и её, и её матери, и её тётушек сосредоточилось на кошечке, которую баловали всем семейством, однако основные заботы легли на плечи Вероники. Так в 28 лет она впервые получила на своё попечение живое создание. Не всё шло гладко, но постепенно наладилось.

Через два года из толпы своих поклонников Вероника выбрала красивого, умного, образованного – но не богатого и не знаменитого. Зато он её любит, да и она его тоже. К сожалению любовь эта очень эгоистична со стороны Вероники. Но ведь невозможно, даже с помощью кощечки, переделать уже взрослого человека. Но главное,  кошка Бланш  - это первое существо, которое Вероника любит совершенно бескорыстно.

Подросток, у которого дома небольшой зверинец, никогда не станет издеваться над собаками или выбрасывать из окна кошек, проверяя, с какого этажа они должны упасть, чтобы разбиться насмерть, - они понимают боль животного, чувствуют её. Конечно, из этого правила тоже бывают исключения, как правило, они связаны с переадресовкой агрессии – если ребёнка бьют родители, то не стоит удивляться, если он будет бить свою собаку, которая точно так же зависит от него, как он от мамочки-алкашки.

Джеймс Хэрриот в «Собачьих историях» рассказал историю «отпетого» мальчишки, росшего в неблагополучной семье и всячески изводившего всё мирное население маленького городка. Его никто не любил, и он тоже никого не любил, за одним исключением – у него была маленькая собачка, ради которой он был готов на всё что угодно. Увы, щенок заболел,  и для того чтобы обеспечить ему должный уход и лечение, парнишка начал работать. Но несмотря на его заботы и все старания ветеринара, пёсик погиб – и сейчас собачья чума бывает смертельна, - и подросток покатился по наклонной плоскости; он стал воровать, угонял автомобили и в конце концов попал за решётку. Кто знает, как бы повернулась его жизнь, если бы собака осталась жива?

Если маленькие дети грубо и жестоко играют со своими любимцами, то это происходит потому, что они ещё не осознают, что собачке или кошечке тоже бывает больно. Им это надо объяснять. От того, насколько хорошо родители смогут дать понять ребёнку, что животные испытывают такую же  боль и такие же неприятные ощущения, как и мы, люди, зависит, каким он вырастет: чувствительным или жестоким, деликатным или грубым. Казалось бы, воспитание в таком духе элементарно просто, но это только на первый взгляд. Конкретный пример: на прогулке мама с трёхлетним мальчиком встречают маленькую собачку, которая самозабвенно играет с другими детьми. Карапуз подходит к ней и со всего маху бьёт её лопаткой по голове. Собачка, слава Богу, не набрасывается на обидчика, а с визгом мчится к хозяйке.  Мамаша же наблюдает за этой сценой с улыбкой и ничего не говорит по этому поводу своему отпрыску, как будто так и надо. Интересно, как она будет реагировать, когда подросший сынок поднимет руку уже не на собаку?

Щенок или котёнок для ребёнка – это непременный участник его игр и вообще его товарищ, которому поверяют очень многое. Игры, как для человеческих детей, так и для детёнышей высших животных – очень важная часть процесса развития.

Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они общаются с ними, как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или пёсик, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут! А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чём-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели. Как и для взрослых, наши домашние любимцы для детей – мощнейший инструмент для снятия стресса.

И это имеет особое значение, когда ребёнок исходно невротизирован. Многие здоровые дети боятся, например, темноты или одиночества, и присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов и не даёт им перейти в настоящую фобию.

Для детей идеальный способ повысить самооценку – это заняться дрессировкой своей собаки. Сознание того, что четвероногий младший брат выполняет твои команды, поднимает ребёнка в своих собственных глазах. И не только в своих. А постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального (то есть неречевого) общения и развивает интуитивное постижение мира.
В кружки юннатов, «Живые уголки» приходят дети, интересующиеся природой вообще и животным миром в частности. В кружках они проходят основательную естественно-научную подготовку, участвуют в научных исследованиях, так что многие из них – те, кто решил посвятить всю свою жизнь биологии.

Но педагоги и старшие естествоиспытатели прививают ребятам не только знания. С ранних лет познавшие прелесть родной природы, дети учатся уважать всё живое. Я не могу себе представить прошедшего через КЮБЗ человека, который оставил бы после себя в лесу не то что бы консервную банку или бутылку, но даже бумажку, или не загасил бы костёр.

На воскресных выездах в лес и в экспедициях ребята усваивают не только трепетное отношение к живой природе, не только навыки, необходимые для выживания в полевых условиях. Это невозможно без «чувства локтя».
В памяти долго будут свежи
Луга и озёра. Поля и межи.
Чудесный багрянец осенних лесов,
Хор птиц улетающих голосов,
Дожди, туманы, первый мороз,
Иней, украсивший ветви берёз,
Ружьё и рюкзак, к которым привык,
Вечный твой спутник – потёртый дневник,
И верных товарищей крепкие руки,
И песни походной задорные звуки.
(Из поэмы кюбзовца Э. Коренберга «Рожи»).

В кружке существует устав, правила поведения существуют для всех, но они не подавляют личность и дают ей возможность свободно развиваться. Старшие поощряют в младших неординарность мышления; авторитеты есть, но уважение к ним никому не навязывается – оно заслужено.

Подростки повсюду сбиваются в стаи – это совершенно нормальное явление, которое характерно не только для людей; так, у  человекообразных обезьян подростки, вступающие на порог  половой зрелости, образуют «банды». В таких группах (я имею в виду человечьих)  существует своя социальная организация: в о главе стоит лидер, у него обычно есть «адъютант», отличающийся более мускулами, нежели мозгами,  имеются также «антилидер», противостоящий вожаку, всегда готовый поднять бунт и занять его место, ну и, конечно же, шестёрки. Такая система иерархии характерна, например, для подростковых шаек, и главарями в них часто становятся полукриминальные или уже чисто криминальные элементы. Большинство правонарушений и преступлений совершается подростками именно в группе, и выпивать они начинают тоже обычно в своей «стае», и там же знакомятся с наркотиками…

В других  подростковых коллективах внутренняя организация может быть не столь жестокой и менее авторитарной, и члены группы могут меняться ролями, в том числе и ролью лидера.
Вообще же на примере кружковцев можно рассмотреть много разных реакций, характерных для пубертатного криза, кризиса подросткового возраста. Например, у всех подростков наступает период, когда они бунтуют и бросают вызов взрослым – родителям и учителям (некоторые психологи даже называют это явление «кризисом авторитета»). В этот момент они ищут новых кумиров, и хорошо, если таковыми становятся не овеянные  блатной романтикой личности. Это могут быть выдающиеся спортсмены и актёры, герои книг и кинофильмов. Это могут быть (к сожалению, редко) выдающиеся педагоги.

Для подростков характерна также реакция увлечения – так называемая «хобби»-реакция. Хобби – это не просто интерес или склонность, это яркое, интенсивно эмоционально окрашенное увлечение, притом не связанное с важными жизненными потребностями и профессиональной деятельностью. Если взрослые могут жить без хобби, то подростки – нет. «Подростковый возраст без увлечений подобен детству без игр», - пишет виднейший специалист в этой области профессор А.Е.Личко. Он описывает различные типы хобби: полезные для развития индивида, нейтральные и отрицательно влияющие на личность (например, эгоцентрические и азартные). Увлечённость животными и природой, их изучение, естественно, относится к высшему разряду хобби – интеллектуально-эстетическому.

Судя по всему, общение с животными, с природой и с людьми неординарными в том возрасте, когда юный человечек наиболее податлив, когда его психика открыта для различных влияний, приводит к наиболее гармоничному развитию. Тем более, когда это происходит в весёлом и дружном коллективе единомышленников.
Творческие натуры уже по определению должны обладать развитым воображением, художественным, артистическим складом ума. Увы, в нашей школе всё обучение направлено почти исключительно на развитие только вербально-логической составляющей интеллекта и психики; даже изучение поэзии, рифмы и ритмы которой изначально обращены к правому полушарию, усилиями горе-учителей обычно превращается в сухую зубрёжку. Воспитание и общение с живой природой отчасти компенсирует перегибы такого одномерного воспитания.

О ВЗАИМОПОНИМАНИИ. «Люди вообще весьма медленно и тяжело понимают животных; животное – людей гораздо быстрее и тоньше.» (А.И.Куприн. «Ю-Ю»)
А учили нас всех в советское время тому, что может думать только Человек – причём с Большой Буквы, Венец творения. Жизнь всей остальной живности подчиняется только рефлексам, условным и безусловным. Учение Павлова было возведено в абсолют – причём сам Иван Петрович, безусловно, великий учёный, получивший Нобелевскую премию по физиологии ещё в 1903 году, тут был абсолютно ни при чём. Чем-то версия о том, что только человек способен мыслить, устраивала наших тогдашних идеологов.

В отличие от Царя Природы, животным отводилась только самая примитивная «высшая нервная», то есть психическая, деятельность.  Выдающемуся отечественному учёному Леониду Викторовичу Крушинскому пришлось назвать более высокие формы присущей животным психики «элементарной рассудочной деятельностью», и таким образом он и его сотрудники получили возможность исследовать сложнейшие формы поведения животных. На Западе в это время (60-70 гг.) бурно развивалась ЭТОЛОГИЯ – наука о поведении животных в естественных условиях. 

Два её отца-основателя, Конрад Лоренц и Нико Тинберген, стали в 1973 году лауреатами Нобелевской премии. В отличие от этологов, которые изучали по большей части врождённые формы поведения в естественных условиях, в лаборатории Крушинского исследовали так называемые «экстраполяционные рефлексы», то есть фактически способность животных к предвидению результатов своих действий и изменения обстановки в ближайшем будущем. Как выяснилось, далеко не только люди обладают этими способностями. (Книга З.Зориной, И.Полетаевой и Ж.Резниковой «Основы этологии и генетики поведения». М., Изд-во МГУ, 1999.)

Лоренц доказывал, что агрессивность изначально присуща человеку, как и многим животным, что противоречило марксистским взглядам на природу человека.
Те достойные люди, у кого дома всегда жили четвероногие любимцы, в отличие от узколобых специалистов, никогда не сомневались и не сомневаются в том, что животные думают, чувствуют и умеют любить. Вот только говорить не умеют.

Из-за этого они порой испытывают большие сложности, чем мы,  и порою вырабатывают свой собственный язык, чтобы общаться с тупоголовыми хозяевами; надо сказать, что в конце концов они всегда добиваются своего. Например, когда кот Персик приходит к хозяйке и начинает нежно вылизывать ей руки, она понимает, что пора мыть кошачий туалет. А если он, как вихрь, взлетает на письменный стол и сметает с него на пол нужные вещи, например очки, то его надо кормить, притом немедленно!  Бывает кошки разговаривают и с помощью звуковых сигналов, своеобразных «мяу».
Сколько нам с мужем потребовалось повторений, чтобы уяснить, что если Глаша утром пищит, сидя возле нашей кровати, то она хочет поздороваться и, возможно, забраться к нам в постель, а если она пищит из-под компьютерного столика, что стоит у дальней стенки, то ей надо срочно выйти, и хозяин должен отреагировать незамедлительно!
Вообще просто удивительно, на какие только ухищрения ни идут собаки, чтобы люди их поняли.

Пёс Шарик, начавший свою жизнь у старухи-пьяницы, а затем ставший дворовым псом, оказался собачьим гением. Вот только один из примеров: в доме, где он обитает, собак не очень-то жалуют, и кроме двух квартир, которых он считает своими, ещё только одна пожилая женщина славится своим добрым отношением к братьям нашим меньшим. Однажды к ней в гости без предупреждения приехал сын, но её не оказалось дома. Пока тот раздумывал, что же теперь ему предпринять, откуда ни возьмись появился большой пёс, взял зубами его за рукав и потянул за собой. Недоумевая, парень пошёл вслед за псом в другой подъезд и поднялся на третий этаж. Пёс остановился перед квартирой своей основной хозяйки и всем своим видом показал, что надо звонить в дверь. Ощущая себя полным идиотом, молодой человек нажал на кнопку звонка. Каково же было его удивление при виде матери, которая была в гостях и оказалась именно в этой квартире!
Кстати говоря, этот парень Шарика совсем не помнил, но Шарик, очевидно, обладает абсолютной памятью на человеческие лица (или на запахи?).

Собаки способны на очень сложные умозаключения, чтобы там ни утверждали. Многие говорят со своими собаками (и с чужими тоже) и утверждают, что они их понимают. Конечно, людям свойственно очеловечивать своих питомцев. По данным американских исследователей, 94% владельцев животных разговаривают со своими питомцами, как «с людьми», а 81% убеждён, что они полностью понимают и чувствуют их настроение. Насколько это верно?

Некоторые учёные утверждают, что собаки не различают слов, а реагируют только на интонацию. Это не так; на интонацию они, конечно, реагируют, но в зависимости от интеллекта у каждой собаки, выросшей в человеческом доме, имеется больший или меньший словарный запас. Любая собака знает, когда люди о ней говорят, как бы при этом её ни называли. Естественно, она знает те слова, которые знает любая собака, - типа «гулять», «пить», «пошли», «красивая девочка» и т.п. Иногда в её словарь включаются совершенно неожиданные слова, которые мы редко употребляем, но которые для неё очень значимы. Например, при слове «шприц» собака прячется под стол – ей промывали шприцем глаза.

Между собой собаки общаются при помощи врождённых «жестов и мимики», а также различных голосовых сигналов. У каждой собаки очень много различных видов и оттенков лая, воя, рычания, ворчанья, визга и скулежа, и внимательный хозяин в них, обычно разбирается, а невнимательный – нет. Например, злобное тявканье свидетельствует о бессильной ярости, а «Самоуверенно лают» псы, доказавшие право  на свою законную территорию.

Собаки, с самого раннего детства общавшиеся с человеком, обычно кажутся нам гораздо более интеллектуально развитыми, нежели те, кто воспитывался среди себе подобных и имел мало дела с видом Хомо Сапиенс.

Собственно говоря, любое обучение развивает интеллект, но, возможно, когда обучение идёт по «собачьей линии», то щенок приобретает навыки, которые необходимы для жизни  среди четвероногих собратьев, но кажутся ненужными нам, людям, поэтому такие собаки могут показаться нам умственно отсталыми.

Но не надо думать, что братья наши меньшие реагируют только на наши слова, интонацию и жесты. Не стоит забывать, что мы ощущаем мир вокруг нас совсем по-разному. Например, у собак нет цветного зрения, зато наш нос совершенно не выдерживает никакого сравнения с собачьим. Недаром собаки не любят людей, которые их боятся: те по-особому пахнут, очевидно, этот запах трусости кажется им отвратительным или угрожающим. Возможно, что нюх во многом определяет и то, как они воспринимают своих хозяев.

Запах – это очень важный для них сигнал. Вещь, пропитавшая запах хозяина, становится как бы его частью. Моя Глаша, когда хозяйка ее бросает – попросту уходит из дома, - обычно укладывается на диван на то место, где я чаще всего сижу, и утыкается носом в мое старенькое домашнее платье. Бландхаунд Китти ведет себя иначе – она собирает все домашние тапочки и укладывается в передней, зарываясь в них головой – то есть она наслаждается ароматом всех членов семьи в их отсутствие. Когда хозяйка добермана Гриши уехала на неделю, он не расставался с ее тапочком, рычал на хозяина, когда он пытался его отобрать, тапочками сразу.

Кстати, насчет охраны. Охраняя вещь, пропитанную хозяйским запахом, они на самом деле охраняют частичку хозяина – залог того, что хозяин их не бросил и обязательно вернется. Доходит до смешного. Мне рассказывали об одном огромном доге, которого приучили носить портфель хозяина и охранять его. Портфель был большой, тяжелый и неудобный. Однажды догу надоело таскать его за собой; он положил его на землю и поднял на него лапу, а потом отошел в сторону по каким-то своим собачьим делам, совершенно уверенный в том, что никто не покуситься на помеченную им вещь.

Этот обычай собак общаться между собой при помощи запахов порою создает для людей значительные неудобства – когда они вдруг начинают метить помещение, которое делят с нами. В отличие от котов, у которых эта привычка практически неистребима (с ней можно справиться, увы, только их кастрировав), собаки метят помещение только тогда, когда люди нарушают принятые у них правила поведения – например, приводят на их территорию соперника, то есть другую собаку. Конрад Лоренц резонно замечает, что неэтично ходить в гости в дом, где живут четвероногие любимцы, со своей собакой.
Собаки оценивают нас, судят о том, что мы собираемся делать, по самым разным признакам. Например, по одежде, в которую мы одевается. Глаша никогда не станет приставать, если он надевает на себя костюм с галстуком – в этом виде он не водит ее гулять.

И еще у братьев наших меньших есть то, что трудно объяснить рационально, - интуиция на грани экстрасенсорики.
Да, они нас понимают, а вот мы их зачастую не понимаем, не потому что не хотим, а потому что не умеем.
Между животными и человеком, который его обучает, обычно складываются особые отношения, которые можно определить как привязанность и даже любовь. Если животное выполняет команды человека-повелителя исключительно из страха, то понимание между ними отсутствует, и ни о каком взаимодействии тут говорить не приходится.

И еще животные обычно не любят, когда над ними смеются. Как и у многих из нас, чувство юмора у них начисто пропадает тогда, когда объектом шуток оказываются они сами. Ах, какой укоризненный взгляд бросила на нас с мужем Глаша, уходя из комнаты в переднюю, на свою скромную подстилку – мы неприлично хохотали, наблюдая за ее неудачными попытками взобраться на ее собственное кресло! А доберман Гриша – как он смутился и закрыл морду лапами, когда люди стали над ним смеяться! Брат мужа захотел мне продемонстрировать, как пес его слушается, - мол, он ни за что не возьмет у тебя вкусный кусочек, если я не разрешу, а вот он взял и съел! Но после того, как над ним посмеялись, несчастный пес даже отказался от лакомства, которым пытались его утешить – оставьте, мол, меня в покое…

Живя среди нас, они научились от нас многим если не порокам, то дурным привычкам. Например, они научились обманывать. Глаша, которой строго-настрого запрещено подбирать на улице, иногда берет в рот заветную косточку и с закрытой пастью, умиленно глядя мне в глаза, ведет меня домой – мол, я уже нагулялась. Расчет идет на то, чтобы незаметно пронести запретный плод в дом и тайком его съесть.
Собаки вообще очень любят, когда их жалеют (особенно девочки), и часто симулируют. Правда, все их хитрости прозрачны, как у детей: например, охромевшая собака вполне может забыть, какая лапка у неё больная, и захромать на другую ногу.

Каждый человек должен хоть немного понимать язык собак – хотя бы для того, чтобы избежать конфликтных ситуаций. В их арсенале огромное значение имеет мимика, позы и выразительные движения. Виляние хвостом означает дружелюбие, а настороженные уши, чуть отведённые назад, наморщенный лоб и нос, оскаленные зубы – это признак угрозы. Ну а повисший между ног хвост, опущенные уголки рта, опущенные уши – тут уже всё ясно, ещё мгновение – и страх овладеет животным, и оно бросится в бегство. А когда хвост поднят трубой – это как будто человек (или горилла) бьёт себя в грудь перед решающей  схваткой (до которой, впрочем, дело чаще всего так и не доходит).

Немногие знают, что для хищников пристальный взгляд в упор – это признак угрозы. 
Поэтому прямой взгляд в глаза эти четвероногие воспринимают, как признак агрессии, а дальше может следовать либо бегство, либо нападение.
Чтобы собака тебя слушалась, надо, чтобы она чувствовала в тебе вожака, а для этого иногда с ней надо говорить на её языке. Например, самое страшное наказание для собак это вовсе не шлепки по малочувствительной собачьей попе или удары ремешком, а тряска за шкирку. Именно так наказывает щенков собака-мать – хватает за складку кожи на загривке и трясёт. То же самое проделывает вожак со своими подчинёнными. Если пёс допустил серьёзную провинность, иногда именно такая трёпка и только она даёт ему почувствовать, кто в доме главный. Иногда помогает также… укус. Если они нас кусают, то почему мы это не можем сделать? Тем более если это действует и помогает всех расставить по своим местам.

Если собаку рано отняли «от материнской груди» и растили среди людей, врождённые формы собачьего поведения у неё проявляются, а вот приобрела она уже отнюдь не собачьи поведенческие приёмы, а какие-то квазичеловеческие. Период от трёх недель до трёх месяцев, - столь же важные для становления собаки, как и детский дошкольный возраст для человека. Такие животные теряют свои природные инстинкты и могут существовать только вместе и рядом с нами – своего рода Маугли наоборот. Это накладывает на нас, людей, большую ответственность.

Собаки – животные стайные, и у них в крови подчинение вожаку. Для всех собак человек не просто вожак, а Сверхвожак (так об этом пищет Тинберген Н.) или даже Бог (по образному выражению Джека Лондона). «Первое во всём мире существо – Хозяин» (А.Куприн, «Сапсан»). Соответственно, пёс в доме должен безусловно подчиняться Вожаку – главе семьи. Но не только ему, но и другим «богам», второстепенным, меньшего ранга. Хотя с подчинением «низшим богам» возникают сложности.

Никому не хочется оказаться последним, и у собак тоже есть своё честолюбие, не только у людей. Проявляется это стремление занять более высокое положение в иерархии по-разному. Например, в демонстрации непослушания. Периодически практически каждый пёс проверяет ближайшего по иерархической лестнице члена стаи «на вшивость».

Без стаи, без семьи собаке существовать трудно, поэтому для большинства собак самое страшное наказание – отвержение. Пёс всё время должен ощущать себя членом стаи, и он может воспринимать как наказание даже то, что его отправляют на место, когда вся человеческая семья в сборе и общается между собой. У животных вообще и собак в особенности,  очень много детских черт, и физический контакт, прикосновения для них играют огромную роль - не меньшую, чем для человеческих детей.

Так что же такое гармоничная семья – или, в нашем случае, гармоничная стая? Наверное, это такая семья, в которой существует чёткая иерархия, но глава её – лидер не авторитарного, а, скорее, демократического плана; он может в нужных случаях выдержать строгий тон и следит, чтобы его подчинённые соблюдали правила игры. По-настоящему сильный вожак не испытывает нужды в применении силы, а потому никогда не становится тираном. Все члены такой семьи в тёплой семейной атмосфере как бы черпают энергию и силы и все вместе противостоят враждебному миру за окном.

Вот пристала как репей вся моя семейка:
«Папа, заведём зверька – ну хоть одного!
У соседей доберман, рыбки, канарейка,
А у нас лишь ты да мышь – больше никого».
Предложил им хомячка или там котёнка.
Не престижно, говорят, и так их развелось.
Счас год Тигра на дворе – заведём тигрёнка,
Ну достали, завели – тут и началось.               (Тимур Шаов)
Взяли миленькую киску –
Вырос бешеный бугай.
Он не хочет кушать «Вискас» –
Мясо с рынка подавай.
Жрёт за сутки полбарана,
Гадит полный самосвал.
Рвёт обивку у дивана,
Рвёт ковёр, замызгал ванну,
Ой, а пахнет так погано –
Провонялся весь квартал.
А как он стал половозрелый,
Тут вообще пришёл конец!
Мечется как угорелый,
Нерастраченный самец,
И кто ж кастрировать возьмётся,
Кто ж пожертвует собой?
Вот жена моя трясётся,
Но он ко мне чего-то жмётся,
Ох, ребята, мне сдаётся
Этот тигра голубой.

«Любое животное, принятое в члены нашей многочисленной семьи, неизбежно переставало считать себя существом, непохожим на человека». (Ф. Моуэт. «Собака, которая не хотела быть просто собакой»).
«Знаете ли, мне не верится, что эта сова осознаёт, что она сова. Мне кажется, Уол думает, ч то он – человек. Тебе придётся заняться его образованием, Билли». (Ф. Моуэт. «Совы в доме»).

«Чуткие собаки особенно ласковы с детьми любимого хозяина, словно они понимают, как дороги ему эти существа. И бояться, что собака причинит вред ребёнку, - нелепо; наоборот, существует опасность, что собака, спуская детям слишком многое, может приучить их к грубости и неумению замечать чужую боль. Но обычно собаки  умеют прекрасно уклоняться от слишком уж назойливого внимания детей – факт, обладающий значительной воспитательной ценностью; поскольку нормальные дети получают большое удовольствие  от общества собак и огорчаются, когда те от них убегают, то они вскоре начинают соображать, как себя вести, чтобы собаки видели в них хороших товарищей. В результате дети… ещё в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими». (К. Лоренц «Человек находит друга»).

Для того, чтобы получить массу удовольствия, общаясь со своей собакой или кошкой, не требуется никаких специальных навыков – ни от неё, ни от вас. Лечебное же влияние на нас существует в действительности, а не только  в нашем воображении, и тому есть масса свидетельств. Есть, к тому же, результаты, полученные в серьёзных работах серьёзных исследователей. Одним из наиболее известных физиологических эффектов от присутствия дома является снижение кровяного давления при умеренном стрессе у их владельцев. У владельцев собак или кошек ниже риск заболеть сердечно-сосудистыми заболеваниями, чем у тех, кто с животными не общается, а если они всё-таки перенесли инфаркт миокарда, то у них гораздо больше шансов выжить.
Австралийские учёные документально показали и доказали, что и психологическое состояние, и самочувствие, и объективные физиологические показатели у людей, недавно взявших в дом собаку или кошку, улучшаются, причём у «собачников» этот эффкт стойкий и сохраняется по крайней мере в течение полугода.
Это – психотерапия, доступная каждому. Но есть направления зоотерапии, которыми занимаются специалисты, и для них специально готовят животных, причём иногда такая подготовка занимает годы.

Впервые домашние животные в лечебных учреждениях появились в Англии – это произошло в Йорке в местном заведении для душевнобольных ещё в 1792 году.
В США есть больницы, куда пускают в качестве посетителей домашних любимцев. Особенно ценно общение с животными для стариков и детей. Во многих домах престарелых в Америке их обитатели держат у себя своих любимцев, привезённых из дома или появившихся уже на новом месте. Животные допускаются и в хосписы, где они скрашивают последние дни пациентов

В некоторых американских детских клиниках  четвероногие психотерапевты на службе чуть ли не официально – чаще всего это специально отобранные собаки и кошки, совершенно здоровые и с хорошим характером. Прекрасно действует общение с животными и особенно уход за ними  на детей с эмоциональными расстройствами и трудных подростков.

Специалисты различают деятельность с участием животных и терапию с участием животных. Пассивное наблюдение за аквариумными рыбками или зверями в вольерах – люди получают ощутимую пользу для здоровья просто от их присутствия.
Для работы с больными людьми и инвалидами отбираются собаки со стабильной психикой, послушные, неагрессивные, доброжелательные и не склонные к перевозбуждению. Лучше всего на эту роль подходят ЛАБРАДОРЫ и ЗОЛОТИСТЫЕ РЕТРИВЕРЫ. Они нуждаются в постоянном внимании хозяина, всегда находятся возле человека и выражают ему свою любовь; когда они нужны, они всегда рядом. К тому же собаки этой породы склонны носить подноску, то есть они чуть ли не инстинктивно подбирают оброненные хозяином предметы и подают их даже без команды – эта черта особенно ценна для собаки – помощника инвалида. Именно они, лабрадоры и их разновидность – золотистые ретриверы, - в основном используются на Западе в качестве «терапевтических» собак и собак-поводырей. В России к этой работе привлекаются и хорошо обученные немецкие овчарки. Колли же чересчур плохо обучаются, и слишком рассредоточено у этих собак внимание.

Собака-поводырь не только заменяет незрячему зрение, она даёт ему возможность самостоятельно передвигаться и практически ни от кого не зависеть, чувствовать себя полноценным человеком.

Но собаки могут быть не только глазами, но и ушами. Существуют специально обученные собаки, предназначенные для помощи глухим. Оказывается, многие слабослышащие всё-таки слышат лай собаки, и их пёсики громким лаем привлекают их внимание к тому или иному событию: плачу ребёнка, звонку в дверь и т.п. Если же человек полностью лишён способности воспринимать звуки окружающего его мира. То за него это делает пёс: при разных звуковых сигналах он демонстрирует различные формы поведения, например при срабатывании пожарной сигнализации ложится перед хозяином, а при звонке в дверь – курсирует между ним и входной дверью.

Эти универсальные четырёхлапые сиделки и домработницы умеют многое: открывать двери, включать и выключать свет, нажимать на кнопки в лифте, брать с полок в магазине нужные вещи, приносить письма и газеты и т. п. Отдельные собачьи гении знают и умеют выполнять до 89 команд!

В некоторых американских и английских школах воспитывают маленьких собачек, «наколенных». Это прыгучие пёсики, которые легко достают различные предметы со стола или с  полок и, вспрыгнув на колени хозяину, отдают их ему. Большие массивные собаки помогают хозяину заново учиться ходить и удерживать равновесие, опираясь на четверолапого друга (впрочем, в семьях с маленькими детьми собаки часто выполняют эту функцию безо всякого дополнительного обучения).

Помощники инвалидов, прикованных к коляске, охотно выполняют функцию ездовой собаки (только не у нас: наши дома, подъезды и улицы совершенно не приспособлены для передвижения инвалидных колясок и безо всякой собачьей тяги, а с нею авария просто обеспечена).

Есть даже собаки, которые могут предсказать приближение у хозяев судорог или гипогликемической комы и сигнализировать об этом.
Часто пёс-поводырь, пёс-помощник выводит нового хозяина из бездны отчаяния, становится его вторым «Я», открывает для него новые возможности, новые горизонты, возвращает ему свободу передвижения, приближает его жизнь хоть в какой-то степени к жизни людей, владеющих всеми органами чувств и способных свободно действовать руками и ногами. Эти собаки возвращают инвалидам уверенность в себе, заставляют забыть  о своих телесных недостатках, потому что никогда о них не напоминают. 

Собака - умнейшее животное, но она всё-таки лишена человеческих рук, и далеко не всегда при помощи передних лап  и пасти она может сделать то, что требуется её хозяину.
Именно потому, что у обезьян есть руки, её можно обучить очень многому: например, переключать каналы на телевизоре, переворачивать страницы, вынимать и вставлять кассеты в плейер, даже кормить хозяина с ложечки. Но суматошный характер обезьян трудно предсказуем, потому их услугами практически не пользуются.
В нашей стране работает несколько школ, в которых готовят собак-поводырей, но существует только одна организация, которая занимается воспитанием четвероногих помощников для людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Это учебно-кинологический центр «Собаки – помощники инвалидов».

До изобретения машин основным средством передвижения служили лошади, люди начали их изучать очень-очень давно, ещё в античности. Ксенофон – основатель гиппологии – определил предмет своей науки как изучение взаимоотношений коня и всадника. И тогда же врачи обратили внимание на общеоздоравливающее воздействие верховой езды на организм человека. Великие врачи древности Гиппократ и Гален рассматривали верховую езду наряду с пешими прогулками и бегом как гимнастику, укрепляющую всё тело.

В наше время о гиппотерапии заговорили в начале 50-х годов; врачи начали привлекать лошадей к лечению хронически больных и инвалидов примерно одинаково в разных странах – в Англии, Канаде, Франции, ГДР.
Лошадь – это такое гармоничное животное, что любой контакт с ней приносит радость и исцеляет душу.

Лечебная верховая езда в первую очередь показана инвалидам с травмами конечностей и позвоночника, при  частичном или полном параличе ног, атрофии мышц, детском церебральном параличе, а также тем, кто страдает искривлением позвоночника и нарушением осанки, при реабилитации больных, перенёсших тяжёлые кардиологические и лёгочные заболевания, и при вегетососудистых дистониях. Противопоказания: некоторые гинекологические заболевания в острой форме и открытые язвы голени. Гиппотерапия применяется даже в психиатрии, для лечения не только неврозов, но и психозов, при слабоумии и даже при алкоголизме и наркомании.
В нашей стране пионером оздоровительной верховой езды был Георгий Тимофеевич Рогалёв; впервые он осуществил свои замыслы в 1977 году в Железноводске в качестве курортной терапии.

Дети с ДЦП и другими неврологическими расстройствами начинают занятия с лошадьми уже с трёх лет: общаются с лошадьми, ухаживают за ними, ходят  в конные походы. Результаты такого лечения порою бывают просто поразительны. Дети очень быстро становятся великолепными наездниками, забывают о своей болезни.
Для лечебной езды пригодны только хорошо выезженные лошади, обладающие плавными мягкими и ритмичными движениями, со спокойным темпераментом.
При верховой езде тренируются и развиваются различные группы мышц, исправляются дефекты осанки; человек начинает лучше сохранять равновесие и контролировать положение тела в пространстве. Улучшается координация движений, развивается подвижность суставов.

Лошадь передаёт человеку вполне доказуемые импульсы, которые оказывают на него очевидное психосоматическое воздействие. Также действует эффект отвлечения – больной забывает о болезни, о своей неполноценности. Когда он сидит верхом на лошади, он смотрит на мир сверху, и это огромный шаг вперёд и вверх по сравнению с коляской, в которой он намного ниже всех окружающих.

Подростки с задержкой умственного развития, которых учат верховой езде, лучше концентрируют внимание, у них развивается самоконтроль, они быстрее овладевают правильной речью – словом, лошади влияют на них почти также, как и дельфины. Работа поводом развивает и восстанавливает тонкую моторику рук.

Дельфинотерапия  - отрасль нетрадиционной медицины, при которой исцеляющее воздействие на пациента оказывает взаимодействие «человек – дельфин».      
Об умственных способностях дельфинов свидетельствует и то, что они любят играть, и притом не только малыши, но и взрослые. Дельфины обожают играть – и с предметами, и друг с другом, и даже с представителями других видов, в том числе и с человеком.

Общение с дельфинами в их собственной среде, оказывается, положительно влияет на детей, больных синдромом Дауна и детским церебральным параличом, на невротиков и страдающих психосоматическими болезнями (то есть теми болезнями, которые от нервов – например, язва желудка или гипертония). Дети с отклонениями в развитии быстрее и лучше обучались различным навыкам, взаимодействуя с дельфинами. Больные синдромом Дауна овладевали при общении с дельфинами человеческой речью! По мнению доктора Натансона, психолога по образованию, ключ к обучению детей умственно отсталых, которые просто физически не способны сосредоточиться на чём-то одном, лежит в усилении способности концентрировать внимание, чего можно добиться только при очень сильной мотивации. 

В случае, когда функцию  учителя выполнял дельфин, были получены поразительные результаты: обучение шло в четыре раза быстрее, если в качестве вознаграждения за усердие выступала возможность общения с этими животными. Кроме того, дельфинотерапией можно лечить депрессии, синдром хронической усталости (астенический синдром), мышечную астению, нервную анорексию (отказ от еды), постравматический синдром, задержку умственного развития, рак.

В бассейне в присутствии «третьих лиц» – дельфинов – быстрыми темпами развивалось понимание и взаимодействие между родителями и детьми. Достигнутые результаты сохранялись впоследствии и в домашних условиях, и они были столь ощутимы, что родители стремились снова возобновить сеансы дельфинотерапии.

Интересна и необычна, а для нас попросту экзотична – так называемая «краниосакральная терапия» – это мануальная терапия, соединённая с массажем, интегрально-телесная терапия. Тяжёлые инвалиды, к которым применяли данный метод реабилитации, страдали болевым синдромом, церебральным параличом, аутизмом, различными поражениями головного и спинного мозга, раком, посттравматическим стрессом.

Сеанс краниосакральной терапии с участием дельфинов проходит так. Пациент плавает на поверхности воды, поддерживаемый на плаву каким-нибудь плавсредством типа детской надувной игрушки, оставляющим открытым значительную поверхность его тела. Им занимаются три терапевта, стоящие по пояс в воде, в шесть рук. Вокруг них вертятся дельфины, при этом они касаются как пациента, так и тех, кто им занимается, - их этому специально обучали.

Исцеляет не только плавание с дельфинами, но и просто общение с ними и другими водными животными. Так, например, разработанная в одном из океанариумов Флориды программа «полного круга» предполагает участие детей с различными отклонениями в спасении и реабилитации морских животных: дельфинов, черепах, каланов и даже рыб. Причём очень важно при этом, что дети не просто играют с животными, но и заботятся о них: кормят их и выхаживают осиротевших детёнышей и травмированных зверей. 

Участие в такой деятельности положительно влияет на развитие речи и адаптацию в человеческом обществе, на уверенность в себе и настроение. Привлечение к такой работе предлагается также как один из методов исправления подростков с антисоциальным поведением; общение с животными помогает юным правонарушителям научиться строить отношения уже не в дельфиньем, а в человеческом обществе.
Электроэнцефалографические данные, полученные в ходе дельфинотерапии, свидетельствуют о снижении общего уровня возбуждения центральной нервной системы и общей релаксации организма.

Психосоматические исследования показали, что замедленным ритмам ЭЭГ и синхронизации активности обоих полушарий соответствует процедирование эндорфинов – гормонов, ответственных за хорошее настроение и самочувствие. Это может объяснить тот факт, что общение с дельфинами уменьшает боли у больных раком.
Конечно, можно предположить, что дельфины влияют на пациентов экстрасенсорно, как целители с мощным биоэнергетическим полем, но для этого недостаточно данных. Другая точка зрения – чисто механическая; в этом случае делается упор исключительно на эхолокацию и дельфин рассматривается только как источник ультразвуковых сигналов, которые действуют на биологически активные точки пациента, и таким образом его влияние на организм сводится к банальной физиотерапии.

Положительно влияет на самочувствие и ореол романтической таинственности дельфина, когда от встречи, от непосредственного контакта с ним уже заранее ожидают какого-то необычайного целительного эффекта, вера в чудо. Также в воде пациент находится в состоянии  полного расслабления, это почти абсолютная  мышечная релаксация. Общение с дельфином, телесный контакт с ним – очень важный фактор, особенно для детей с нарушенными отношениями с родителями и другими представителями своего собственного вида. Часто задержка развития и отклоняющееся поведение у ребёнка объясняется недостатком материнской ласки, телесного контакта с ней; непосредственное общение с теплокровным дружелюбным существом во многом восполняет этот дефицит. 

А игровая психотерапия, при  участии дельфинов – один из основных способов восстановления психических функций у детей и взрослых тоже. Повышается фон настроения, пациенты лучше справляются с различными задачами повседневной жизни, уменьшаются страхи, уходит агрессия по отношению к посторонним людям. Улучшается ориентация в пространстве, координация движений, моторика. Проявляются творческие задатки, например появляется интерес к рисованию.

Зоотерапия с использованием дельфинов обязательно должна быть комплексной; при проведении дельфинотерапии желательна совместная работа с пациентом врача, психолога, тренера.


Общение с животными очень важно для исправления мешающих в жизни установок,  именно это имеет особое психотерапевтическое значение.

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.
Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий