Не так давно закончила формирование электронной книжки «Эмпатия – забытое слово и чувство?», в которую вошли беседы, тесты, разработки занятий для школьников об эмпатии и нравственном воспитании. А сегодня, при перечитывании книги Лазарева, попалась ещё информация, которую я бы хотела поместить в свою книгу. Но книга уже отформатирована, поэтому эти истории я предлагаю прочитать здесь.
С.Н. Лазарев Человек будущего. Воспитание родителей. Часть 2. – СПб, 2010. – 256с.
Стр. 162-174. «На Западе вина человека определяется судом, то есть человек отвечает только перед законом. Россия старательно воспроизводит нравственный климат Европы. Недавно мне рассказали любопытную историю. В одном колхозе трое мужиков решили украсть ночью бычка. Они проломили забор и вывели животное из коровника, но в этот момент их заметил сторож. Он стал стрелять в воздух, в ответ они стали стрелять в него.
В конце концов, преступники были пойманы. У одного из них родственником оказался милиционер. Сердобольный родственник сказал, что всё зависит от того, как повести себя на суде и что сказать.
- А что тут говорить? – удивился мужик. – Тут и ёжику ясно, что мы втроём проникли в коровник, чтобы украсть, а нас за этим делом застукали.
- Не факт, - сказал милиционер, - всё это дело можно подать так. Вы втроём ночью взяли ружья и пошли на охоту. Проходя мимо коровника, заметили сломанный забор, заглянули в него и увидели бычка, который хотел убежать в лес. Вы его схватили и потащили назад, чтобы сохранить чужое добро. А в этот момент сторож, наверное, пьяный, начал в вас стрелять. Так что можете подавать на него в суд и требовать наказания.
- И что, нас могут оправдать? – изумлённо спросил мужик.
- Конечно, - успокоил его родственник, – а сторожа даже можно в тюрьму посадить. Если суд признает вас невиновными, пусть кто-нибудь попробует обвинить вас в воровстве. Тогда на него можно подавать в суд и требовать компенсацию за моральный ущерб.
Раньше люди жили общиной, коллективом. Человек по своей сути является коллективным животным, и его сознание формировалось как продукт общественный. Нравственность – это ответственность перед обществом. Законы, которые принимаются обществом, должны помогать человеку стать нравственным.
Если в обществе быть нравственным, любящим и верующим выгодно, это общество будет развиваться и процветать. Если же в обществе выгодно быть предателем, подлецом и безнравственным человеком, то есть разрушать свою душу вожделением, гневом и жадностью, такое общество уже больно.
…никакой административный и уголовный закон не удержит человека, если у него в душе нет нравственного закона. То, что кажется нам диким, во многих странах выглядит совершенно нормальным, потому что совершается по закону.
Например, одиннадцатилетний ребёнок в Австралии подаёт на родителей в суд за то, что они ему каждый раз дарят одинаковые игрушки, а в Америке великовозрастный сын подаёт в суд на свою мать, живущую в тяжёлых условиях и имеющую низкооплачиваемую работу, требуя с неё 100 000 долларов за то, что она его родила в этом жестоком мире. Адвокаты говорят, что у него есть все шансы выиграть дело. …
Есть умные люди, а есть хитрые. В чём разница? Хитрый человек – это тот, кто думает только о своей пользе. Это корыстный ум. Ем мудрый отличается от умного? Умный разбирается в том, что происходит сегодня и что случилось вчера. Мудрый понимает, что произойдёт завтра. Мудрый человек – это умный человек с высоким уровнем нравственности. Мудрость происходит из любви. …
Нравственность – понятие стратегическое. … Если нет любви и веры в душе, увидеть в настоящем угрозу для будущего невозможно. Слишком сужены возможности моделирования, слишком мало тонкой энергии. Вся энергия уходит на вожделение, гнев и жадность. …
Все события, которые нами происходят, являются зеркалом нашей души… В конце концов, если что-то произошло, значит, оно должно было произойти. Неприятность не надо убивать обидой, страхом и осуждением. В неприятности заложена возможность развития…. У человечества сейчас много проблем. Мудрых это подстёгивает к любви и к активным действиям по преобразованию и воспитанию души. Умные попытаются что-то изменить в экономике и политике. Дураки будут обижаться и унывать.
Практически у всех раковых больных всегда присутствует сожаление о прошлом, неприятие происшедших событий. Глупый ищет причину в других, и это подталкивает его к обвинению, ненависти и осуждению. Умный видит причину неприятностей в себе и часто испытывает уныние и недовольство собой. Мудрый видит во всех неприятностях одну причину – собственное несовершенство. Несовершенство – это когда в душе мало энергии и любви. Поэтому вместо ненависти и уныния, ослабляющих и разрушающих душу, мудрый в любой неприятности видит возможность развития, то есть расширения возможностей любить и отдавать энергию.»
Другие статьи на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий