Занятие в игровой форме по правилам дорожного движения.
ЦЕЛЬ: повторить и закрепить знания детей о правилах
дорожного движения.
Возраст детей: 9-10 лет.
Количество детей: 12-15 человек.
Время проведения: 1 час.
Необходимые атрибуты:
-
жетоны,
-
таблички
с назначениями дорожных знаков,
-
дорожные
знаки,
-
«следы»
для задания «Черепаха переходит дорогу»,
-
карточки
для задания «Что из сказок стало былью»,
-
карточки
для игры «Чей это автомобиль?»,
-
шарфы
или платки,
-
кегли
или большие кубики,
-
стулья,
-
2
мяча,
-
маска
кота,
-
грамоты,
-
призы.
ХОД ИГРЫ:
- Сейчас,
ребята, мы с вами вспомним правила дорожного движения. И поможет нам в
этом наш гость – КОТ, ученик светофорных наук. Попросим его поделиться
своими знаниями.
Итак, уважаемый Кот, ответьте нам, пожалуйста, на несколько вопросов –
напомните ребятам, как надо вести себя на дорогах.
1) Как надо переходить улицу? - НА ЧЕТЫРЁХ ЛАПАХ.
Возможно.
Коту так удобнее…
2) Как следует вести себя, если ты вышел из автобуса и
переходишь улицу?
- ПРОЩЕ ПРОЛЕЗТЬ ПОД КОЛЁСАМИ.
Ребята, вы
согласны?
Хорошо, что
мы не кошки, нам такое и в голову не придёт!
3) Можно ли играть на проезжей части? - СМОТРЯ ВО ЧТО. В ШАХМАТЫ НЕЛЬЗЯ.
4) Почему? - МАШИНЫ ФИГУРЫ
ПОСБИВАЮТ.
Невероятно!
Этому Вас учили на курсах?!
А вы, ребята,
что думаете по этому поводу?
5) Можно ли на проезжей части читать или разговаривать?
-
-
КОНЕЧНО. ЯЗЫК НЕ МЕШАЕТ ЛАПАМ.
А вы, ребята,
как себя ведёте на дороге?
6) А как Вы, Кот, ходите по пешеходной дорожке?
-
Я-ТО
И МЕЖДУ НОГ ПРОШМЫГНУ. НО ПО ТРАВКЕ, ПО ГАЗОНАМ, А ТО И ПО ДЕРЕВЬЯМ МНЕ,
КОНЕЧНО, ПРОЩЕ – НИКТО НЕ НАСТУПИТ, ДА И ОТ МАЛЬЧИШЕК ПОДАЛЬШЕ.
Да-а-а! К
сожалению, уважаемый Кот, Вы, похоже оправдываете изречение о кошках, которые
гуляют сами по себе. Занятия в Школе Светофорных наук Вы, вероятно,
прогуливали.
У Вас есть
возможность поучиться Правилам дорожного движения у наших ребят. Они, я
уверена, знают больше.
- Сейчас,
ребята, разделитесь, пожалуйста, на две команды! У вашей команды должно
быть название и должен быть капитан, который будет выражать мнение
команды, отвечая на мои вопросы. Даётся на это 10 секунд.
- Итак. Каждой
команде, по очереди, я задаю вопрос. Команда совещается в течение 3х
секунд. И капитан даёт краткий, лаконичный ответ. Я буду считать до 3-х.
За правильный ответ команда
получает жетон. Уважаемый Кот, вручать жетоны будет Вашей обязанностью. А
моей обязанностью будет пояснить, если ответ не точен или ответа нет.
1) Что такое улица? Почему она так называется? (У
ЛИЦА домов)
|
1) Почему надо ходить по правой стороне дороги?
Откуда взялось это правило? (рыцари с копьём в правой руке; теперь в правой
руке сумки)
|
2) Что означает слово «тротуар»? (фр. «дорога
пешеходов»)
|
2) Что означает слово «пешеход»? (ходить пешком,
ногами)
|
3) Почему автобус нельзя обходить спереди? (за ним не
видно идущих в том же направлении машин)
|
3) Зачем у машин МИГАЮЩИЕ фонарики? (меняющийся свет
привлекает внимание)
|
4) Какое расстояние на мостовой от обочины может
занимать велосипедист? (не более 1 метра)
|
4) С какого возраста можно ездить по дороге на
велосипеде? (с 14 лет, с удостоверением)
|
5) Что такое «кювет» и «обочина»? (траншея, яма вдоль
дороги и край дороги)
|
5) Что такое дорога, чем она отличается от улицы?
(нет домов, нет тротуаров, вне населённого пункта)
|
6) Почему переходить улицу надо спокойным шагом?
(чтобы не запнуться)
|
6) Почему детям надо ходить в яркой одежде? (чтобы
водители издалека увидели «опасность»)
|
7)Что нужно сделать, если красный сигнал светофора
застал вас на проезжей части? (остановиться посередине дороги, на нейтральной
полосе)
|
7) Сколько времени горит один «цвет» у светофора? (в
зависимости от ширины дороги, в Нововятске у м-на «Глобус» - 30 секунд)
|
- На табличке
(на доске) написаны назначения дорожных знаков. Знаки бывают:
1) ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ. Имеют вид ТРЕУГОЛЬНИКА с красной
окантовкой
и предупреждают
об опасности, которая может ждать впереди на дороге.
2) ЗАПРЕЩАЮЩИЕ. КРУГ с красной окантовкой..
3) ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ. Советуют: «делай» так-то и то-то.
имеют форму КРУГА и окрашены в синий цвет.
4) УКАЗАТЕЛЬНЫЕ. Что и где впереди ожидает водителя.
5) ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ средства информации.
Я вам, каждой команде, даю несколько дорожных знаков.
Разложите их в течении 10 секунд по назначению. За правильные ответы жетоны.
Покажите соперникам «ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ» знаки. Исправления, дополнения
друг другу у вас есть?
Теперь покажите «ЗАПРЕЩАЮЩИЕ» ЗНАКИ….
-
ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ…
-
УКАЗАТЕЛЬНЫЕ…
-
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ…
5. Устали?
Засиделись? Время активных действий! Предлагаю вам стать пешеходами и
пассажирами.
В другом конце комнаты 2 ряда стульев,
стоящих цепочкой друг за другом.
Вы здесь встаёте командами в 2 ряда
друг за другом. Первым стоящим я и Кот даём по 4 следочка. Вы всеми четырьмя
конечностями встаёте на следы (2 под ногами, 2 – под руками) и, перекладывая
следы вперёд по очереди (не скользя), опираясь и ступая только на них (касаться
пола нельзя) двигаетесь к стульям.
Дойдя до 1 стула садитесь.
Я и Кот приносим следы следующему частнику.
Итак, «ЧЕРЕПАХА ПЕРЕХОДИТ
ДОРОГУ». Какая команда быстрее займёт места в транспорте! Команда-победитель
получает жетон.
- Представьте,
что вы сейчас сидите в автобусе. Вам предстоит передать деньги на проезд
кондуктору, находящемуся сзади, и обратно билетик.
Первым «пассажирам» даём по мячу.
Вы, передавая мяч
следующему, вскакиваете, отдав – садитесь; следующий, принимая и передавая мяч
дальше тоже подпрыгивает. Последний передаёт мяч вперёди сидящему и всё
повторяется в обратном порядке.
Итак, «СКАЧКИ». Какая
команда слаженнее и быстрее вернёт нам мяч! Победитель получает жетон.
7. Преобразуйте ряды
«сиденьев» в 2 полукруга. Командам я задам по несколько загадок о транспорте.
Считаю до 3х и слушаю ответ. За правильный ответ жетон.
1) Дом по улице
идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих
тонких ножках, а в резиновых сапожках.
(автобус,
троллейбус)
|
1) На 4 ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как
надевать,
Стали обувь
надувать.
(колёса,
шины)
|
2) Этот конь не ест
овса,
Вместо ног - два
колеса,
Сядь верхом и
мчись на нём!
Только лучше
правь рулём!
(велосипед)
|
2) Полотно, а не
дорожка,
Конь, не конь –
сороконожка
по дороге той
ползёт,
весь обоз одна везёт.
(тепловоз,
вагоны)
|
3) Летит
птица-небылица,
А внутри народ
сидит,
Меж собою
говорит. (самолёт)
|
3) Без разгона ввысь взлетает,
стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш советский … (вертолёт)
|
4) Спозаранку за
окошком
Стук и звон, и
кутерьма.
По прямым
стальным дорожкам
Ходят красные
дома. (трамвай)
|
4) Была телега у меня,
Да только не было
коня.
И вдруг она
заржала,
Заржала –
побежала.
Глядите: побежала
Телега без коня! (автомобиль,…)
|
5) Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд. (ракета)
|
5) Летит, как стрела,
Жужжит, как
пчела. (самолёт)
|
6) Тучек нет на
горизонте,
Но раскрылся в
небе зонтик.
Через несколько
минут
Опустился …
(парашют)
|
6) Кто на бегу, пары клубя,
пуская дым трубой,
несёт вперёд и сам себя,
да и меня с тобой? (паровоз)
|
7) Опоясал каменный
ремень
Сотни городов и
деревень. (шоссе)
|
7) Держусь я только на ходу,
А если стану –
упаду. (велосипед)
|
8. Я покажу
командам по очереди картинку из сказки. Капитан команды через 3 секунды должен
ответить на вопрос «ЧТО ИЗ СКАЗОК СТАЛО БЫЛЬЮ?». За правильный ответ жетон.
9. Прекрасно!
Сказки вы вспомнили.
А теперь ШУТЛИВЫЕ ВОПРОСИКИ. На обдумывание 7 секунд.
Считаю до 7ми.
1) Сказочные
транспортные средства, не используемые в действительности: ЖИВЫЕ. (
гуси-лебеди, волк, кентавр, кит, птица-нагай, джин, конёк-горбунок,
Сват-Наум,…)
|
1) Сказочные
транспортные средства, не используемые в действительности: НЕ ЖИВЫЕ.
(сапоги-скороходы, ковёр-самолёт, летучий корабль, ступа, печка, деревянный
конь, …)
|
2) Сказочный указательный знак? (камень «Направо
пойдёшь – коня потеряешь…)
|
2) Живые часы, которые не возят в автомобиле? (петух)
|
3) Эффективное средство перейти перед мчащимися машинами
(пустить вперёд чёрную кошку)
|
3) 100% гарантия, что вас не заставят платить за
проезд в автобусе? (стать невидимым)
|
10. Уважаемый Кот (не
показывая изображение) раздаст участникам игры картинки. По моей команде каждый
перевернёт свою карточку и должен найти пару, ответив на вопрос: «ЧЕЙ ЭТО
АВТОМОБИЛЬ?». 10 секунд. Команда, первая составившая правильные пары, получает
жетон.
11. Укорачивает длинный
путь интересная беседа с попутчиком, рассказ или «ДОКУЧНАЯ СКАЗОЧКА». Какая
команда вспомнит больше докучных сказочек? Сказки называются по очереди, кто
вспомнит последним, тот и выиграл.
(- «Летел гусь, сел на
дорогу – упал в воду, мок- мок, кис-кис. Вымок, высох, полетел…»
- «Я сидел, курил табак,
подошёл ко мне татарин, меня по уху ударил, я пошёл на суд . На суду мне
сказали, дело было так: «Ты сидел, курил табак….»
- «У попа была собака, он
её любил. Она съела кусок мяса, он её убил. В землю закопал и надпись написал: «У попа была
собака…»
- «Сарай ты мой, сарай,
сарай мой не покрытый соломой. Куплю я себе солому покрою мой сарай. Сарай, ты
мой сарай….»
- «Жил-был царь Додон, у
него был большой дом, подле дома росла берёза, на берёзе висела мочала… Дёрни
мочалу – и опять сказка сначала! Жил-был…»
-
«Я
сижу на брёвнышке, передо мной идут три курочки: первая-то впереди, вторая-то
за первой, а третья-то за второй. А я всё сижу на брёвнышке, и опять идут три
курочки…»)
12. ПАНТОМИМА. Задание
командам изобразить с помощью жестов, звуков какой-либо транспорт. Одна команда
показывает, другая – отгадывает. По очереди. Если транспорт отгадан, по жетону
получают обе команды. На подготовку 7 секунд и на разгадывание – 3 секунды.
13. Конкурс
капитанов «ОБОЙТИ ПРЕПЯТСТВИЕ»: пройти с завязанными глазами между
фигурами, команды подсказывают своему
капитану направление – влево, вправо, вперёд… По жетону получают оба капитана.
14. «ДОРОГА С
ПЕСНЕЙ ВЕСЕЛЕЙ» - какая команда вспомнит больше песен из м\ф, где упоминается
дорога, транспорт, путешествия…
Команды поют по очереди по несколько строк, или куплет, или припев.
Жетон получает команда, вспомнившая больше песен.
15. Подведение итогов игры. Подсчёт жетонов. Вручение
грамот, призов.
Ну что,
уважаемый Кот, понравились тебе «человеческие» правила безопасности на дорогах?
Мы думаем, что ты многое понял, запомнил и впредь не будешь нарушать Правила
дорожного движения.
И вам,
ребята, удачи на дорогах! Будьте внимательны! И уважайте водителей и других
пешеходов!
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Указательные
знаки
|
Предписывающие
знаки
|
Запрещающие
знаки
|
Предупреждающие
знаки
|
Дополнительные
средства информации
|
Итак, уважаемый Кот, ответьте нам, пожалуйста, на
несколько вопросов – напомните ребятам, как надо вести себя на дорогах.
1) Как надо переходить улицу? - НА ЧЕТЫРЁХ ЛАПАХ.
Возможно.
Коту так удобнее…
2) Как следует вести себя, если ты вышел из автобуса и
переходишь улицу?
- ПРОЩЕ ПРОЛЕЗТЬ ПОД КОЛЁСАМИ.
Ребята, вы
согласны?
Хорошо, что
мы не кошки, нам такое и в голову не придёт!
3) Можно ли играть на проезжей части? - СМОТРЯ ВО ЧТО. В ШАХМАТЫ НЕЛЬЗЯ.
4) Почему? - МАШИНЫ ФИГУРЫ ПОСБИВАЮТ.
Невероятно!
Этому Вас учили на курсах?!
А вы, ребята,
что думаете по этому поводу?
5) Можно ли на проезжей части читать или разговаривать?
-
-
КОНЕЧНО. ЯЗЫК НЕ МЕШАЕТ ЛАПАМ.
А вы, ребята,
как себя ведёте на дороге?
6) А как Вы, Кот, ходите по пешеходной дорожке?
-
Я-ТО
И МЕЖДУ НОГ ПРОШМЫГНУ. НО ПО ТРАВКЕ, ПО ГАЗОНАМ, А ТО И ПО ДЕРЕВЬЯМ МНЕ,
КОНЕЧНО, ПРОЩЕ – НИКТО НЕ НАСТУПИТ, ДА И ОТ МАЛЬЧИШЕК ПОДАЛЬШЕ.
1) Что такое улица? Почему она так называется?
|
1) Почему надо ходить по правой стороне дороги? Откуда
взялось это правило?
|
2) Что означает слово «тротуар»?
|
2) Что означает слово «пешеход»? (ходить пешком,
ногами)
|
3) Почему автобус нельзя обходить спереди?
|
3) Зачем у машин МИГАЮЩИЕ фонарики?
|
4) Какое расстояние на мостовой от обочины может
занимать велосипедист?
|
4) С какого возраста можно ездить по дороге на велосипеде?
|
5) Что такое «кювет» и «обочина»?
|
5) Что такое дорога, чем она отличается от улицы?
|
6) Почему переходить улицу надо спокойным шагом?
|
6) Почему детям надо ходить в яркой одежде?
|
7)Что нужно сделать, если красный сигнал светофора
застал вас на проезжей части?
|
7) Сколько времени горит один «цвет» у светофора?
|
Загадки
о транспорте. Считаю до 3х и слушаю ответ. За правильный ответ жетон.
1) Дом по улице идёт,
На работу всех везёт.
Не на курьих
тонких ножках, а в резиновых сапожках.
|
1) На 4 ноги
Надевали сапоги.
Перед тем, как
надевать,
Стали обувь
надувать.
|
2) Этот конь не ест овса,
Вместо ног - два
колеса,
Сядь верхом и
мчись на нём!
Только лучше
правь рулём!
|
2) Полотно, а не
дорожка,
Конь, не конь –
сороконожка
по дороге той
ползёт,
весь обоз одна
везёт.
|
3) Летит птица-небылица,
А внутри народ
сидит,
Меж собою
говорит.
|
3) Без разгона ввысь взлетает,
стрекозу напоминает.
Отправляется в полёт
Наш советский …
|
4) Спозаранку за окошком
Стук и звон, и
кутерьма.
По прямым
стальным дорожкам
Ходят красные
дома.
|
4) Была телега у меня,
Да только не было
коня.
И вдруг она
заржала,
Заржала –
побежала.
Глядите: побежала
Телега без коня!
|
5) Чудо-птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звёзд.
|
5) Летит, как стрела,
Жужжит, как
пчела.
|
6) Тучек нет на горизонте,
Но раскрылся в
небе зонтик.
Через несколько
минут
Опустился …
|
6) Кто на бегу, пары клубя,
пуская дым трубой,
несёт вперёд и сам себя,
да и меня с тобой?
|
7) Опоясал каменный ремень
Сотни городов и
деревень.
|
7) Держусь я только на ходу,
А если стану –
упаду.
|
1) Сказочные транспортные средства, не используемые в
действительности: ЖИВЫЕ.
|
1) Сказочные
транспортные средства, не используемые в действительности: НЕ ЖИВЫЕ.
|
2) Сказочный указательный знак?
|
2) Живые часы, которые не возят в автомобиле?
|
3) Эффективное средство перейти перед мчащимися
машинами.
|
3) 100% гарантия, что вас не заставят платить за
проезд в автобусе?
|
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
и по частям (из-за большого объёма) в «Приложение
МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий