«Зависть – это огорчение от успехов друзей»
Сократ
При выборе в интернете информации для беседы о зависти понравилась статья на сайте юриста Александра Юрьевича, Самара, которая начиналась так (печатается с сокращениями):
«Стремление к преимуществу над другими людьми: зависть – месть – жадность – честь
Написание данного раздела не входило в мой план. Он написан по случаю. Мой младший сын – Арчил учится в 5-м классе. У него возникли трудности в написании задания по граждановедению. Я начал читать учебник и был поражен содержанием разделов «Зависть», «Честь», «Жадность» и др. («Граждановедение». Я.В.Соколов, 5 класс, М., 1998).»
Опущу замечания автора по содержанию учебника, они очень интересны. Меня интересует его мнение о таких качествах характера, как зависть и следствие её – месть.
Итак, автор статьи о зависти пишет:
«ЗАВИСТЬ
В учебнике не приводится пояснение зависти (нет формулировки). Говорится только о том, что зависть – это плохое качество, причиной которой является бедность.
Это сильное заблуждение. Зависть может возникнуть и у богатого человека по отношению к бедному. Например, богатый человек не желает, чтобы у другого появилось хоть какое-то имущество потому, что завидует его честности.
Бедность не может быть причиной зависти, а только следствием и то, далеко не всегда. Здесь причина подменяется следствием. Точнее сказать, автор видит только одно из возможных следствий зависти и не может вникнуть в причину.
Приведем определение зависти.
Зависть есть желание лишить другого человека преимущества над собой. Здесь подразумевается лишение не только материального преимущества, а, главным образом, морального.
В пассивной форме зависть связана с депрессией, уныньем.
В активной форме зависть связана с местью.
Месть есть реализация зависти. Зависть, месть и жадность связаны с потребностью получения преимущества над другими людьми:
Зависть – желание лишить преимущества.
Месть – процесс лишения преимущества.
Жадность – свойство получать преимущество.
Зависть – состояние.
Месть – процесс.
Жадность – свойство.
Отсюда вытекает взаимосвязь:
Человек входит в состояние зависти, совершает месть и обретает жадность.
Из вышесказанного следует правило:
У духовно нищего человека вначале возникает зависть, т.е. – желание лишить другого преимущества, потом путем мести лишает другого преимущества и, наконец, при многократном повторении первых двух этапов обретает свойство жадности – необходимость постоянного получения преимущества путем разрушения (маниакальное состояние).
Человек не обязательно проходит все этапы получения преимущества. Например, он может остановиться на этапе зависти – желания преимущества и не дойти до следующей фазы – мести (реализации зависти) хотя бы потому, что у него может не хватать для этого физической энергии.
Если человек начинает мстить, то он не осознает причину своего поведения, т.е. свою зависть. Осознанной причиной мести для него является благородный мотив – установление справедливости.
Зависть связана с осознанным страхом собственной неполноценности. Месть возникает после вытеснения этого страха в подсознание. При этом в сознании возникает обратное чувство: я лучше всех! После этого начинается театральное, демонстративное поведение, агрессия.
Зависть – это пассивное состояние страха перед будущим, чувство неуверенности и социальной неполноценности по сравнению с другими людьми. Зависть ослепляет человека и лишает его будущего.
Человек не может осознать собственное состояние зависти: если его обвинить в проявлении зависти, то он объяснит свое поведение благородным мотивом. Поэтому зависть является коварной и незаметно разъедает сущность человека изнутри.
Настоящей причиной зависти является слабость человека, его духовная нищета. К зависти ведет подавление здравого смысла и практического ума, что, в свою очередь, приводит к появлению нереальных идей.
Таким образом, зависть, месть и жадность связаны с потребностью получения преимущества над другими людьми для компенсации чувства собственной неполноценности, а не для того, чтобы реализоваться в жизни.
Для того, чтобы реализоваться в жизни и выполнить назначение жизни человека на земле не требуется получение преимущества над другими.
Разве Бетховен создавал музыку для того, чтобы получить преимущество над другими?
Разве Ньютон открывал законы природы для того, чтобы получить преимущество над другими?
Разве Чехов писал рассказы для того, чтобы получить преимущество над другими?
Они стремились познать гармонию окружающего мира и сотворить духовное наследие человечества – жизненную энергию будущего, в чем, собственно говоря, и заключается смысл жизни человека на земле.
Многие люди выполняют свое назначение и создают жизненную энергию будущего при помощи более простого и естественного способа: путем воспроизводства себе подобных и воспитания детей как гармоничных личностей, а также благотворительностью, проявлением жалости к беспомощным и творением добра. Все это приравнивается к творческому труду. …»
В другой статье «Проблема зависти» более заумным стилем написано следующее:
«…Я начну с причин того, почему зависть представляет собой проблему, а именно, с того факта, что неравенства, санкционированные принципом различия, могут быть настолько большими, что будут возбуждать зависть в социально опасной степени.
Для пояснения этой возможности полезно различить общую и конкретную зависть. Зависть, испытываемая менее удачливыми по отношению к тем, кто находится в лучшем положении, обычно является общей в том смысле, что они завидуют более удачливым относительно типов благ, а не по поводу конкретных объектов, которыми обладают последние. Высшим классам завидуют из-за их богатства и больших возможностей; те, кто им завидует, хотят таких же преимуществ для себя.
Напротив, конкретная зависть типична для ситуации конкуренции и соперничества. Те, кто проигрывает в борьбе за должности и почести или за привязанность со стороны других, подвержены зависти по поводу успехов их соперников и сильному желанию обладать именно той вещью, которую отвоевали их соперники. Наша проблема заключается теперь в том, вероятно ли, что принципы справедливости, и в особенности принцип различия с честным равенством возможностей, будут поощрять на практике слишком сильную разрушительную общую зависть.
Я теперь обращаюсь к определению зависти, которое кажется подходящим при рассмотрении этого вопроса. Чтобы уяснить идею, допустим, что необходимые межличностные сравнения проведены в терминах объективных первичных благ, свободы и возможностей, доходов и состояния, которые я для простоты обычно использовал в определении ожиданий при применении принципа различия.
В этом случае мы можем представлять зависть как склонность воспринимать с враждебностью большее благо других, даже в том случае, когда их большая удачливость не уменьшает наших преимуществ. Мы завидуем людям, ситуация которых лучше нашей (при оценке посредством некоторого согласованного индекса благ, как отмечалось выше), и мы склонны лишить их этих больших выгод, даже если нам самим для этого придется поступиться чем-то.
Когда другие осознают нашу зависть, они начинают ревниво оберегать их собственные лучшие обстоятельства и предпринимают меры предосторожности против враждебных актов, к которым склоняет нас зависть. Так понимаемая зависть коллективно ущербна: индивид, который завидует другому, готов делать вещи, которые наносят вред обоим, если при этом различие между ними уменьшается. Так, Кант, определению которого я во многом следовал, совершенно уместно полагает зависть в качестве одной из зол, заключающейся в ненависти к человечеству.
Это определение требует комментария. Прежде всего, как замечает Кант, есть много случаев, когда мы, завидуя, открыто говорим о большем благе других. Так, мы можем говорить о завидной гармонии и счастье брака или семьи. Или один человек может сказать о другом, что он завидует его большим возможностям или приобретениям. В этих случаях мы имеем дело с кроткой, как я буду ее называть, завистью, где нет никакой злонамеренности, явной или скрытой.
Мы не хотим, например, чтобы брак или семья стали вдруг менее счастливыми или гармоничными. Этими обычными выражениями мы утверждаем ценность определенных вещей, которыми обладают другие. Мы тем самым говорим, что, хотя мы не обладаем сходными благами равной ценности, к ним стоит стремиться. Те, кому мы адресуем эти слова, предположительно воспринимают их как похвалу, а не ожидание нашей враждебности.
Несколько другой случай представляет собой подражательную зависть, которая заставляет нас пытаться получить то, что имеют другие. Зрелище их большего блага подвигает нас к стремлению социально полезными способами обладать сходными вещами. Таким образом, зависть в строгом смысле слова, в противоположность кроткой зависти, которую мы выражаем открыто, является формой злонамеренности, которая может принести вред, как ее объекту, так и субъекту. Вот чем может стать подражательная зависть при определенных условиях, например, при крушении надежд и неудачах.
Следующий момент состоит в том, что зависть не является моральным чувством. Ни один моральный принцип не приводится для ее объяснения. Достаточно сказать, что лучшая ситуация других привлекает наше внимание. Мы удручены их удачей и не ценим того, что имеем, столь же высоко, как прежде; и это чувство ущерба и потери возбуждает нашу злобу и враждебность. Таким образом, надо быть осторожным, чтобы не спутать зависть и негодование.
Негодование — моральное чувство. Если мы негодуем по поводу того, что имеем меньше, чем другие, то это потому, что мы думаем, что их лучшее благосостояние является результатом несправедливых институтов или неправильного поведения с их стороны. Те, кто выражает негодование, должны быть готовы показать, почему некоторые институты несправедливы или в чем заключается причиненное им зло. Зависть отличается от моральных чувств другим способом объяснения, углом зрения, под которым рассматривается ситуация.
Необходимо отметить также неморальные чувства, связанные с завистью, но которые не следует с ней смешивать. В частности, ревность и недоброжелательность являются, если можно так выразиться, обратными чувствами к зависти. Человек в лучшем положении может желать, чтобы менее удачливые оставались на своем месте.
Он ревниво оберегает свое преимущественное положение и скупится на преимущества, которые позволили бы им стать на один уровень с ним. А если эта склонность распространяется на отрицание их выгод, в которых он не нуждается и которые не может использовать сам, то он движим злобой. Эти наклонности коллективно вредны так же, как и зависть, поскольку недоброжелательный и злобный человек готов пожертвовать кое-чем для поддержания дистанции между собой и другими. …
Действительно, мы можем негодовать, если ситуация вызывает в нас зависть, так как общество может допускать настолько большие несоразмерности в благах, что при существующих социальных условиях эти различия не могут не вести к потере положительного самоуважения. Для страдающих от этого ощущения чувство зависти не иррационально; удовлетворение их злобы сделало бы самочувствие лучшим. Когда зависть является реакцией на потерю чувства собственного достоинства в обстоятельствах, где было бы неразумным ожидать, что человек будет чувствовать иначе, я буду говорить, что она извинительна.
Поскольку чувство собственного достоинства является главным первичным благом, стороны не согласятся, как я думаю, считать этот вид субъективной потери несущественным. Следовательно, вопрос заключается в том, будет ли базисная структура, удовлетворяющая принципам справедливости, возбуждать настолько много извинительной зависти, что выбор этих принципов придется пересмотреть.»
• Источник: Джон Ролз. Теория справедливости ИЗДАТЕЛЬСТВО НОВОСИБИРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА 1995. 1995
***
ЗАВИСТЛИВЫЙ ЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК?
Ничто так не мешает нам чувствовать себя счастливыми, как успехи других людей. Чужие достижения многими воспринимаются как личное оскорбление. Хотя всем понятно, что зависть – чувство неконструктивное и до добра не доводящее, бороться с ней никто не торопится. Да и бессмысленно. Но всё же предлагаем сделать первый шаг на этом нелёгком пути. Сначала нужно определить, насколько завистливым человеком вы являетесь. Проверьте свою реакцию на нескольких типичных жизненных ситуациях.
Ситуация 1. ваша коллега по работе, мать-одиночка с двумя детьми, перешла на другое предприятие, где больше зарплата и лучше социальный пакет. Вы с этой женщиной конфликтовали по работе и просто недолюбливали. Вдруг вы узнаёте, что здание фирмы, где работает бывшая коллега, сгорело. Эта женщина, возможно, останется без пенсии, поскольку сгорела её трудовая книжка. Кроме того, руководство перестало выплачивать ей зарплату, мотивируя это необходимостью денег на восстановление здания. Что вы предпримите в данной ситуации?
А. Забуду все наши разногласия и искренне предложу помощь – 1
Б. Промолчу, хотя в душе почувствую удовлетворение – 2
В. Обсужу эту историю со знакомыми, упирая на то, что бог шельму ме-
тит – 3
Г. Позвоню ей якобы со словами сочувствия, чтобы узнать подробности и
услышать, как она теперь себя чувствует - 4
Ситуация 2. Молодая секретарша вашего начальника стала ездить на работу на собственной автомашине, стоимость которой больше 10 тысяч долларов. Официальная зарплата этой одинокой девушки, которая недавно приехала в Россию из среднеазиатской республики около 5000 рублей. И вот вы узнаёте, что машину у неё угнали. Как отреагируете?
А. Искренне посочувствую, ведь она столько сил в это вложила – 1
Б. Мне будет безразлично. Не люблю совать нос в чужие дела – 2
В. Возможно, посочувствую, однако в душе мне её будет ни капельки не
жалко – 3
Г. Порадуюсь, что справедливость восторжествовала – 4
Д. Прямо скажу этой выскочке, что машину ещё заслужить надо – 5
Ситуация 3. Ваш сосед – обеспеченный человек. Он часто ведёт себя по-хамски. Например, резко открывая свою металлическую дверь, несколько раз ударял вашу маму и не счёл нужным извиниться. Недавно в доме произошла авария – прорвало батарею. Больше всех пострадала именно его квартира, притом что у его жены астма. Как вы отреагируете?
А. Предложу посильную помощь – 1
Б. Решу, что это справедливая кара свыше, но внешне этого не покажу – 2
В. Расскажу о соседском несчастье всему дому – 3
Ситуация 4. У вас есть младшая сестра, которой всю жизнь везло больше. Вас заставляли выполнять всю работу по дому, а её баловали. К тому же ей достался богатый муж, с которым она живёт в шикарном коттедже. Вы же до сих пор не замужем. Вдруг вы узнаёте, что муж бросил сестру и выгнал её из дому с двумя детьми. Она переехала в квартиру, где вы живёте с родителями, и те начали помогать ей деньгами. А вам помогать отказываются, хотя сейчас у вас финансовые затруднения. Как поступите?
А. Я тоже постараюсь ей помочь – 1
Б. Сестре нужно кормить детей, поэтому соглашусь с родителями – 2
В. Намекну родителям, что я со своими трудностями почему-то всегда
справляюсь сама – 3
Г. Пригрожу, что подам в суд и заставлю разменять жилплощадь – 4
Ситуация 5. В школе вы дружили с одноклассницей и вместе писали стихи в тетрадь. Вас считали более талантливой, чем вашу подругу. Однако с возрастом вы забросили творчество, а подруга продолжала писать. Потом вы перестали общаться, а через несколько лет наткнулись на её стихи в литературном журнале. Как вы отреагируете?
А. Вспомню детство, порадуюсь за приятельницу – 1
Б. Расстроюсь, но вида не подам – 2
В. Покажу журнал друзьям и объясню, почему эти стихи безнадёжны – 3
Г. Напишу письмо в редакцию, чтобы открыть читателям глаза на эту
«поэтессу» - 4
Подведём итоги.
7 баллов и менее. Вы провалили этот тест, поскольку отвечали неискренне.
8 – 10 баллов. Зависти практически нет места в вашей душе, потому что вы умеете с ней справляться. Конечно, вы не святой и порой испытываете негативные чувства к неприятному человеку. Но это естественный инстинкт, который подсказывает вам, что от этого неприятного типа надо держаться подальше. Вам хватает того, что вы имеете, а тем, кто пытается прыгнуть выше головы, вы даже сочувствуете. Ведь большие деньги и высокий статус не в состоянии подарить человеку душевное спокойствие, а, наоборот, делают его своим заложником.
11 – 14 баллов. Зависть явно не является вашим главным пороком. Но иногда бывают ситуации, когда вы волей-неволей сравниваете себя с другими. И если сравнение не в вашу пользу, червь зависти начинает точить вашу душу. Но это зависть белая. Кстати, весьма полезное качество, ведь оно вдохновляет вас на новые свершения. Но всё же не стоит ей потворствовать, иначе может случиться, что во всех своих неудачах вы начнёте винить других. С таким мировоззрением изменить к лучшему свою жизнь уж точно не удастся.
15 – 17 баллов. Незаметно для себя вы превратились в страшно завистливого человека. Всё, что попадает в поле вашего зрения, становится предметом зависти. Вы завидуете не только чужим финансовым успехам, дорогим покупкам или личному счастью. Вас сильно расстраивают даже такие вещи, как чья-то молодость, стройная фигура или удачно выбранный цвет волос. Не пытайтесь обвинить других в том, что у вас не получается жить в гармонии с собой. Любите себя и балуйте, и жизнь заиграет новыми красками и количество поводов для зависти резко поубавится.
18 баллов и более. Вы принадлежите к числу самого опасного типа завистников, которые от чёрной зависти перешли к решительным действиям. Вы чётко знаете, что всё заработанное другими людьми является украденным у вас. Поэтому при каждом удобном случае стараетесь отомстить различным негодяям, жирующим за ваш счёт. Если кому-то из ваших знакомых повезёт устроиться на хорошую работу, вы начнёте распускать о нём компрометирующие слухи. А когда сосед купит новую машину, постараетесь при первом удобном случае поцарапать её гвоздём. Но не обольщайтесь: одиночки, объявившие войну всему человечеству, как правило, проигрывают.
Грецов А.Г. в своей книге «Практическая психология для девочек» ( – СПб.: Питер. 2006) о зависти пишет так:
«Поймал человек золотую рыбку. Она ему и говорит: «Проси, чего хочешь, всё исполню! Одно условие: соседу сделаю то же самое, но в два раза больше». Долго думал человек, как распорядиться этой удачей, да всё ему не по себе: ведь чего хорошего ни попроси, соседу-то в два раза больше достанется… Наконец придумал: «Сделай так, чтобы я ослеп на один глаз! Пусть сосед на оба ослепнет».
Видимо, этот горе-рыбак всю предшествующую жизнь был одержим завистью.
Зависть – это неприязненное, враждебное отношение к тем, кто обладает преимуществами, в чём-то превзошёл окружающих. Наиболее заметна она, когда та сфера, где такое превосходство обнаруживается, значима для обоих людей (например, оба занимаются одинаковым видом порта, но один добивается больших успехов, чем другой).
Сильнее завидуют тем, кто примерно такого же возраста, как завистник, и находится примерно в той же «весовой категории» общества. Поэтому, вполне возможно, что школьница будет завидовать своей же более привлекательной и популярной однокласснице сильнее, чем победительнице престижного конкурса красоты. У той ведь и исходный потенциал был куда выше, а тут – вроде рядом росли, раньше она особо не блистала, а теперь вдруг превзошла всех! Сознать это бывает нелегко.
Зависть основана на сравнении себя с другими и возникающем в результате недовольстве собой, своими достижениями. Она может и стимулировать человека к росту, к достижению собственных успехов («белая» зависть). Однако, если поводом становится то, что реально от человека не зависит (например, достаток родительской семьи или неизменяемые детали своей внешности), то следствием куда чаще становятся негативные эмоции, направленные как на объект зависти, так и на самого себя.
Бывает и так называемая «чёрная» зависть, когда человек начинает желать уже не столько новых достижений для себя, сколько неудач для того, кто его в чём-то превзошёл. Именно об этом идёт речь в поговорке: «Не беда, что моя корова сдохла. Плохо, что у соседа жива!».
Чёрная зависть – признак ограниченности ума и мелочности характера.
Обычно зависть проходит в своём развитии несколько стадий:
1. Человек начинает сравнивать себя с другими.
2. Результаты этого сравнения оказываются не в его пользу, и он начинает переживать по поводу превосходства другого в чём-то важном для себя.
3. Возникает переживание досады, огорчения, а то и унижения по этому поводу.
4. Это превращается в неприязненное отношение или даже ненависть к тому, кто обладает превосходством.
5. Возникает желание причинить ему вред, а так же лишить его предмета превосходства.
Иногда это желание реализуется и в реальных агрессивных действиях, однако чаще – во всяких мелких пакостях, вроде распускания неприятных сплетен об общих знакомых. Зависть редко проявляется в непосредственном общении: у завистника обычно не хватает смелости так себя вести. Расцветает она втихую, за глаза.
Хочешь узнать, кто из твоих друзей и подруг склонен к зависти, - прислушайся к тому, что они говорят об окружающих. Если они безо всякой причины ругают успешных людей, рассказывают о них всякие гадости, агрессивно настроены по отношению к ним – это продиктовано завистью. Когда ты достигнешь успеха, можешь быть уверена: при всяком удобном случае, как только тебя не будет рядом с этими «друзьями», ты удостоишься за глаза в точности таких же нелицеприятных эпитетов.
Ещё одно частое проявление зависти – это демонстративное равнодушие, цинизм, насмешки. Многие подростки так относятся к тем, кто лучше справляется с учёбой, происходит из более обеспеченной семьи или имеет ещё какие-нибудь преимущества. Исподволь чувствуют свою ущербность на их фоне, а проявляют это путём публичных насмешек и унижений. Бывает, наиболее талантливых и успешных ребят одноклассники начинают буквально «травить», пакостя им, и радуются их неприятностям.
Как быть, если ты чувствуешь, что начинаешь завидовать?
• Концентрироваться на своих делах, не на том, что происходит у окружающих.
• Избегать сравнений, особенно в том, что от тебя всё равно не зависит.
• Вырабатывать чувство собственного достоинства, уверенности в своих силах.
• Если видишь чьё-то превосходство, воспринимать это, как стимул к собственному росту, а не к тому, чтобы унизить другого.
• Помнить о том, что зависть – это чувство неудачников. Завидуешь – значит, признаёшь, что ты из их числа.
Если ты девчонка красивая, привлекательная, умная, увы, обязательно появится кто-нибудь, испытывающий к тебе зависть. Что делать, когда предметом такого чувства стала ты?
• Если зависть касается твоих собственных достижений, а не моментов, которые от тебя не зависят, как например, материальный достаток твоих родителей, то рассматривать это как проявление значительности твоих достижений. Завидуют – значит, признают успех и чувствуют твоё превосходство.
• Избегать демонстрации своего превосходства. Почему? Да потому, что вызывать зависть к себе – не в твоих интересах. Зачем тебе недоброжелатели, которые будут в глаза улыбаться и заискивать, а за твоей спиной – пакостить?
• Помнить о том, что зависть – это чувство неудачников. Завистник заслуживает сочувствия, а не ответной агрессии.
Завершая разговор о зависти, хочется процитировать древнегреческого мудреца Геродота: «Лучше быть предметом зависти, чем сострадания».
Хочется добавить, что завистники самые несчастные люди – их ничего не радует в этой жизни: чтобы у него самого хорошего не появилось или не случилось, у кого-то есть ещё лучше или больше. Они всегда страдают, всегда чем-то недовольны. А чтобы справиться со своими эмоциями им не хватает жизненных сил, энергии, они же растрачивают её впустую – на бессмысленные переживания. А когда энергии для жизни становится совсем мало, приходят болезни из-за сбоя в иммунной системе.
К тому же, совершая свою месть тому, кому завидуют, стремясь испортить тому жизнь, завистники совершенно не оценивают, не предвидят, не задумываются, не просчитывают последствия своих поступков. И, в основном, получается так, что зло бумерангом возвращается к завистнику, и он сам, его семья, его дети расплачиваются за это зло. По закону Кармы их дети будут такими же несчастными завистниками, или просто непутёвыми, если вообще будут.
С этой точки зрения, прекрасная философия у индусов: каждый живёт так, как заслужил в прошлых жизнях. Хочешь быть счастливым в следующем воплощении – прими эту жизнь такой, какая она есть, с благодарностью Богу, хотя бы даже за то, что ты не паук или червяк под ногами идущих, а человек, способный развиваться, совершенствоваться и иметь шанс на изменение Судьбы.
Другие статьи на моём блоге в рубриках:
И в других рубриках.
Комментариев нет:
Отправить комментарий