среда, 31 мая 2017 г.

Друзья познаются в беде. Экологическая сказка.

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА «РАДУГА»  г. КИРОВА
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА
«ДРУЗЬЯ ПОЗНАЮТСЯ В БЕДЕ»

Идея Маркушевой Леры, 8 кл., шк. № 62
Разработка Кусовой Даши, 7 кл., шк. № 66
Город Киров, Нововятский район, 2003 год.

ЦЕЛЬ: Способствовать развитию чувства сопереживания, ответственного отношения к домашним питомцам.
ЗАДАЧИ:
1. Сконцентрировать внимание детей на безответственном отношении людей к живым существам.
2. Обратить внимание на необходимость соблюдения нравственно-этических правил по отношению к окружающей природе.
3. Раскрыть причины загрязнения территории своего города, появления беспризорных больных животных.
4. Понимание влияния деятельности человека на природу и последствий безнравственного воздействия.
5. Развитие эмоциональной отзывчивости у детей, желания помочь попавшему в беду животному, желания помочь природе.
6. Формирование самооценки своих поступков по отношению к подопечным животным.
7. Профилактика безответственного отношения к «братьям нашим меньшим».

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
1. Пересмотр роли и места разных видов деятельности в природе, в городе.
2. Осознание причин поступков и возможных последствий для живой природы, для своих подопечных.
3. Ответственное отношение к приобретению домашних питомцев и к их дальнейшей судьбе.
4. Соблюдение правил поведения по отношению к окружающей среде.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
1. Скептически настроенная Ворона.
2. Оптимист  Котенок.
3. Злобная Крыса.
4. Мудрая Мышь.
5. Несчастный Щенок.
6. Ведущий.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Куклы-марионетки из картона на основе конуса.
Большая картонная коробка.

ВЕДУЩИЙ: Маленький Щенок, 2х месяцев от роду, понуро брёл под проливным дождём. Навстречу ему стремглав бежал Котёнок. И столкновение было 
КОТЕНОК: Ну ты, даёшь! Выбрал время для прогулок! Бежал бы скорее домой, простудишься!
ЩЕНОК: Некуда мне идти. Нет у меня больше дома.
КОТЕНОК: Как это нет дома? У всех есть дом: норка, берлога, дупло. Подвал, наконец. Я вот с мамой, братишками и сестрёнками в подвале живу. А ты откуда взялся? Да, ладно, бежим со мной, потом расскажешь.
ВЕДУЩИЙ: И помчались они к одному из ближайших домов. Юркнули в подвал, в большую коробку. И, обсушившись языком, продолжили знакомство. 
КОТЕНОК: Я в соседнем подвале живу. Познакомил бы тебя со своими, да мама собак терпеть не может. Так откуда ты взялся на нашей улице.
ЩЕНОК: Я из дома. Там мне жилось очень хорошо. До тех пор, пока хозяйка не принесла домой какого-то маленького зверька. И я уже не стал ей нужен. Иди, говорит, найди себе другого хозяина.
КОТЁНОК: Улица – мой дом родной, здесь я родился и другой жизни не знаю. Проголодаюсь – на помойке чего-нибудь пожую. Зима вот только скоро, замерзнет все, не отколупнешь, да и теплые подвалы закрыты. А как это жить в доме?
ЩЕНОК: В теплом, уютном, большом доме спишь на мягкой подстилке, на кухне всегда в чашке готовая еда, водят тебя гулять, моют, расчесывают, животик гладят, за ушами чешут….
КОТЕНОК: Здорово! И никаких проблем?
ЩЕНОК: Ну, когда забудут еду положить, когда в душном помещении без прогулки, а то и побьют за изгрызенные тапочки, да мало ли чего бывает?
КОТЕНОК: Все равно хорошо!
ЩЕНОК: Да?! Хорошо?! От мамочки меня забрали, едва я сам молоко лакать научился. Только и помню мягкую мамину шерсть, да прикосновение её шершавого языка. И ничему-то научиться я не успел: ни еду искать, ни лекарственными травами лечиться, ни ночлежку где искать, ни охотиться.
 А я ведь собака! Знаешь, какие собаки способные?! И охотники, и сторожа, и пастухи, и пограничники, и поводыри , ищейки, рудознатцы… И я бы тоже первым другом человека хотел стать.
А теперь, что мне «светит»? По помойкам шастать? Представляю! Через неделю какая-нибудь зараза ко мне прицепится, живот болеть будет, потом шерсть сваляется и посыплется клочьями, загноятся глаза, зубы выпадывать начнут. Хорошенькая перспектива бродячего пса!  
Видал я таких во время прогулок. Возмущался еще: «докатились» от лени. Теперь понял: как они такими стали, и откуда они взялись.  Все это людская неблагодарность и жестокость. 
КОТЕНОК: Ну, погоди отчаиваться! Ты же еще маленький, симпатичный – вдруг кому понравишься, возьмут тебя в дом, и будешь ты НУЖНОЙ собакой. Доброго хозяина надо искать, а не слюни распускать.
Дождь кончился. Пойдем-ка , я тебя со своей подружкой познакомлю. Она, хоть и мышка, зато о людях мно-о-го чего знает. С древних времен мыши с человеком бок о бок живут, наблюдают за их повадками.
ВЕДУЩИЙ: И пошли Котенок да Щенок искать мудрого совета.
ЩЕНОК: Как же ты с мышью дружишь? Я знаю, что кошки мышей едят.
КОТЕНОК: Мама не знает, что я с мышью дружу, а то давно бы съела. Она мне всегда твердит: На улице закон выживания жесток: каждый сам за себя , у каждого своя территория. 
 Да ты, небось, есть хочешь? Тут недалеко приличная помойка есть, давай заглянем.
ВЕДУЩИЙ: При подходе к мусорной куче насторожил друзей по несчастью какой-то шорох. Стали они осторожно приближаться. Как вдруг прямо на них выскочила из кучи здоровенная серая Крыса.
КРЫСА: Это еще что за не прошеные гости? Что вам здесь надо? Это моя территория. Убирайтесь, пока целы!
КОТЕНОК: Вот еще новости! Мы с мамой завсегда здесь промышляем. Я вот сейчас своих сестер и братьев позову. Посмотрим, чья это территория.
КРЫСА: Тоже мне сила! Да знаешь ли ты, на что способны мы, крысы! В уме, сообразительности, крепких зубах и единстве наша сила. Тысячи лет ЧЕЛОВЕК пытается нас уничтожить: травит ядами, ловушки разные придумывает. Но мы не настолько глупы, чтобы в них попадаться. Это только с молодыми, неопытными может случиться.
Шли бы вы подобру-поздорову. А то я товарок своих позову, через минуту они уже здесь будут. И тогда от всей вашей «армии» косточек и то не останется. Мы никого не боимся.
ЩЕНОК ( Котёнку): Пойдем, что здесь других помоек нет?
КОТЁНОК: Ладно, пойдем. А помойкам-то как не быть! Что ни дом, то мусорка. Люди ж до того разленились, что у своего подъезда объедки сваливают. Голодными не останемся.

ВЕДУЩИЙ: Идут друзья. И вдруг над головой раздался скрипучий , громкий голос.
ВОРОНА: Бог в помощь, малышня. 
ВЕДУЩИЙ: Ворона слетела с дерева и села рядом с Котенком и Щенком, продолжая разговаривать как бы сама с собой.
ВОРОНА: Кар, кар! Какое было время! Березы были выше. Да, гораздо выше. И воздух был чист и прозрачен, не то, что сейчас. И не было на улице столько бездомной молодежи.
Я говорю так потому, что живу на этом свете очень много лет,  много чудесного и много плохого повидала. Но такого безобразия, как в современных городах! Везде грязь, смрад, мусор, поломанные деревья, обломки от скамеек и детских качелей. И еще люди себя Царями Природы считают. Загадили все вокруг. Тьфу!
Да и вы, вероятно, не от хорошей жизни по помойкам ходите. И вас люди, как ненужный мусор, выбросили?
ЩЕНОК: Ваша правда. Не ценят люди преданность и верность. Для них важнее отсутствие хлопот, а живых друзей, ласковых кошек и весёлых собак заменяют теперь бездушные машины: телевизоры, компьютеры, электронные игры.
КОТЕНОК: Мы  хотим посоветоваться с Мышью. Она живет с Людьми. Разных людей повидала. Может,  подскажет, как Щенку завоевать доверие доброго Человека.
Мне кажется, что не могут все Люди быть плохими, бездушными грязнулями.
А ты, Ворона, что будешь делать дальше?
ВОРОНА: Полечу-ка я обратно, в деревню. Там и воздух чище, и люди добрее. Пока малышня! (Улетает).
ВЕДУЩИЙ: А малышня продолжает свой путь.
КОТЕНОК: Вот мы и пришли. Последний раз я встречал её у этой норки. Мышка! Мышка! Это я Котёнок.
МЫШКА: Здравствуй, Котёнок! Я вижу, у тебя новый Друг.
КОТЁНОК: Это Щенок. Ему нужна помощь.
МЫШКА: Чем же могу помочь я, маленькая мышка? 
КОТЁНОК: Щенку непременно надо найти друга-хозяина среди хороших людей. А как, он не знает. Вы же, мыши, живете в домах людей, знаете их повадки, привычки. Что должен сделать Щенок, чтобы  привлечь внимание доброго, заботливого человека и понравиться ему?
МЫШКА: Добрые люди есть, конечно. Я знаю, что им нравится, когда собаки  приносят тапочки, выполняют разные команды, стоят на задних лапах. А ты, Щенок, что умеешь?
ЩЕНОК: Я тапочки пока что только грызть научился, а вот  стоять на задних лапах и выполнять  команды  «сидеть-лежать» могу.
МЫШКА: Примерно в это время, каждый вечер, одна милая старушка выходит гулять с внуком во дворе этого дома. Они всегда приносят угощение для голубей, кошек и собак.
Попробуй понравиться им. Вот и они, как раз, выходят. Беги!
КОТЕНОК: Смотри – смотри! Как у него ловко получается стоять на задних лапах! Талант! Его хвалят и гладят! А вот он уже и у мальчишки на руках. Кажется всё у нас с тобой, Мышка, удалось!
КАК ЭТО, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ПРИЯТНО И РАДОСТНО КОМУ-ТО ПОМОЧЬ!

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
а так же частями в рубрике  «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb


Комментариев нет:

Отправить комментарий