воскресенье, 7 октября 2018 г.

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» для детей 9-13 лет, рассчитана на 4 года обучения. ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ; Блочная схема изучения теоретического материала; ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ; ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ..

ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
для детей 9-13 лет,
рассчитана на 4 года обучения

(ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯБлочная схема изучения теоретического материала; ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ; ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.)


ПРИЛОЖЕНИЕ
К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЕ ПО ЭКОЛОГИИ ЖИВОТНЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЯ
«ЛЮБИТЕЛИ ПРИРОДЫ»



6.   СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
6.1. Блочная схема изучения теоретического материала.
6.2. Мониторинг. Тесты и методики.
6.2.1. Тест эмпатийного потенциала личности.
6.2.2. тест «Выявление нравственной зрелости».
6.2.3. Тест «Мотивы посещения детского учреждения».
6.2.4. Тест «Я и природа».
6.2.5. Тест для родителей.
6.3. Итоги диагностик.
6.4. Материал к некоторым, разным видам занятий:
6.4.1. Занятие 1. «Окружает нас живой мир». 1 год обучения.
6.4.2. «Классификация животных на примере фауны Вятского края». 2 год обучения.
6.4.3. «Друзья живой природы». 2 год обучения.
6.4.4. Анализ открытого занятия «Друзья живой природы».
6.4.5. Практическая работа «Вода и её свойства». 3 год обучения.
6.4.6. Проверочная работа по разделу «Обитатели воды». 3 год обучения.
6.4.7. Занятие «Пустынный крокодил – варан». 4 год обучения.
6.4.8. Интеллектуальная познавательная игра «Следствие ведут знатоки». 4 год обучения.
6.4.9. Д/и «Кто хвост потерял?». 1 год обучения.
6.4.10. Д/и «Бывает или нет?». 2 год обучения.
6.4.11. Д/и «Найди ошибку». 3-4 год обучения.
6.4.12. «Обитатели живых уголков». Проверочная работа по перфокарте.
6.4.13. «Передвижение, упряж и дорога». Занятие в игровой форме по правилам дорожного движение. 1 год обучения.
6.4.14. Венгерский кроссворд с картинками «Разные классы животных».
6.4.15. «Исследовательская деятельность – средство развития личности ребёнка»
6.5. Работы детей 2-4 года обучения по взаимоконтролю.
6.5.1. Экологическая сказка «Друзья познаются в беде».
6.5.2. «Бегуны, прыгуны, верхолазы». Д/и.
6.5.3. Д/и «Пищевые цепочки».
6.5.4. «Правда ли, что…?». Д/и о животных Вятского края.
6.5.5. Головоломка «Амфибии – холоднокровные животные».
Головоломка «Кто есть кто?».
Кроссворд «Кто это?.
Кроссворд «О ком заботятся дети? Кто лишний?».
«НАШИ ЗАНЯТИЯ». Фото.



6.1. Блочная схема изучения теоретического материала.
    

6. 2. ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ

МЕТОДИКА № 2
6.3.1.   ТЕСТ ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ   с 12 лет
(«Настольная книга практического психолога» Е.И.Рогов)
Цель: выявить уровень эмпатийного потенциала личности.
Ваши ответы не будут оцениваться как хорошие или плохие, поэтому просим быть откровенными. Достоверны ответы те, которые первыми пришли в голову. Ни одно утверждение пропускать нельзя. Ответ отметьте в таблице:
Фамилия, имя, возраст, дата заполнения
№ утверждения
Ответы
Не знаю
Никогда или нет
Иногда
Часто
Почти всегда
Всегда или да
«0» баллов
1 балл
2 балла
3 балла
4 балла
5 баллов
1.    Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем из серии «Жизнь замечательных людей».
2.    Взрослых детей раздражает забота престарелых родителей.
3.    Мне нравится размышлять о причинах успехов  и неудач других людей.
4.    Среди всех музыкальных передач предпочитаю о танцах.
5.    Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больных надо терпеть, даже если они продолжаются годами.
6.    Большому человеку можно помочь даже словом.
7.    Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя людьми.
8.    Старые люди, как правило, не без причин обидчивы.
9.    Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.
10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.
11. Я равнодушен к критике в мой адрес.
12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем пейзажи.
13. Я всегда все родителям прощал, даже если  они были не правы.
14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.
15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, словно это происходит со мной.
16. Родители относятся к своим детям не справедливо.
17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.
18. Я не обращаю внимания на плохое самочувствие своих родителей.
19. Я подолгу наблюдаю за поведением птиц и животных, откладывая другие дела (птиц, зверей).
20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.
21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.
22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.
23. Все люди необоснованно озлоблены.
24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.
25. При виде покалеченного животного, я стараюсь чем-то помочь.
26. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.
27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.
28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.
29. Младшим нравится, когда я предлагаю  им свою идею, дело или развлечься.
30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение хозяина.
31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить сам.
32. Если ребенок плачет, на это есть свои причины.
33. Молодежь должна удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.
34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были  иногда задумчивы.
35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.
36. Если мои друзья начинают обсуждать свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.
Обработка результатов теста на эмпатийность
Шкала защиты.
Ответы «Не знаю» на любое из утверждений 2,4,16,18,33 оценивается, как нежелание испытуемого подвергаться исследованию или как признак социальной инфантильности.
Шкала неискренности.
Ответы «Да» на 2,7,11,13,16,18,23 оценивается, как преднамеренное искажение фактов.
Шкала достоверности.
Следует сомневаться в достоверности результатов теста если испытуемый ответил «Да» на пары утверждений: 7 и 17, 10 и 18, 17 и 31, 22 и 35, 34 и 36 или «Нет» на те же пары.
        Результаты теста обрабатываются дальше, если по всем оценочным шкалам наберется в сумме не более трех уклончивых, неискренних и недостоверных ответов. При сумме,  равной 4, следует сомневаться в их достоверности, а при 5 протокол считать испорченным.
        Декодирование ведется по ключу-дешифратору (Таблица 1), полученные результаты сравниваются со шкалой уровней (Таблица 2).
Таблица 1
Группы триад
№ утверждения
Показатели эмпатии
  I
 II
III
IV
 V
VI
10,13,15
19,22,25
2,5,33
26,29,32
9,12,15
21,24,27
С родителями
С животными
С престарелыми людьми
С детьми
С героями художественных произведений
Проявляется в межличностных отношениях
Таблица 2
Уровни
Общая сумма баллов
Сумма баллов по каждому показателю
Очень высокий
Высокий
Средний
Низкий
Очень низкий
82-90
63-81
37-62
12-36
  5-11
15
                          13-14
                            5-12
                            2-4
                            0-1

МЕТОДИКА № 4
6.2.2.    ТЕСТ  «ВЫЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕНОЙ ЗРЕЛОСТИ»
(разработка С.М.Петровой, кандидата психологических наук)
ЦЕЛЬ: выявить уровень нравственной зрелости у учащихся.
ИНСТРУКИЦИЯ:
Из списка выбрать 20 слов, характеризующих положительные и отрицательные качества человека, записать в два столбика.
Подчеркнуть в 1м столбике, присущие Вам положительные черты, а во втором, которые к Вам не относятся.
ПЕРЕЧЕНЬ СЛОВ:
Аккуратность            застенчивость
Мечтательность        педантичность
Беспечность             завистливость            
настойчивость           подвижность
Гордость                   искренность               
нервозность              расчётливость
Грубость                   изысканность             
нерешительность      сдержанность
Жизнерадостность    капризность              
 обаяние                   скрытность
Заботливость            легковерие                 
обидчивость             терпеливость
Увлечённость            медлительность         
осторожность            трусость 
Энтузиазм                 упорство                     
уступчивость             холодность

Аккуратность           

Обработка результатов:
Просчитать количество отмеченных качеств в 2Х столбиках вместе. Сложить их и сумму разделить на 20.
Если коэффициент меньше 0,4 – повышенная критичность,
0,4 –0,6 – адекватная самооценка,
0,6 –1 завышенное самомнение.

МЕТОДИКА № 5
6.2.3.   ТЕСТ «МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
(подготовлено профессором Л.В.Байбородовым, Москва 2001 г., «Воспитательный процесс: изучение эффективности», стр.32)
Цель: выявить мотивы посещения детьми учреждения.
Оборудование: анкета, карандаш.
Занимаюсь в кружке потому, что:
1.   На занятиях интересно.
2.   Заставляет учитель, родители.
3.   Хочу больше знать и уметь.
4.   Нравится педагог.
5.   Хочу, чтобы похвалили.
6.   В наше время учатся все, хочу быть развитым.
7.   Хочу быть первым в классе.
8.   Нравится узнавать новое.
9.   Здесь занимается мой друг.
10.       Здесь я занимаюсь любимым делом.
11.       Здесь я доволен своими успехами.
12.        … (свое предложение)
Обработка и анализ результатов:
Классификация мотивов. Мотивы можно разделить на следующие группы:
а) мотивация процессом             -       № 1
б) мотивация избегания                     -       № 2
в) мотивация содержанием         -       № 3,8,10
г) мотивация благополучия                -       № 5,11
д) узкие социальные мотивы              -       № 4,9
е) широкие социальные мотивы  -       № 6
ж) престижная мотивация          -       № 7

МЕТОДИКА № 6
6.2.4.   ТЕСТ «Я И ПРИРОДА»
(из книги «Практикум по экологии». Под ред. Алексеева С.В., кафедра экол. Образования С-П госуд. Университета пед. мастерства – СПбГУПМ. – М, 1996)
ЦЕЛЬ: выявить отношение воспитанника к окружающей его природе.
ИНСТРУКЦИЯ: внимательно слушайте вопросы, к которым применительны следующие ответы «да», «нет», «не знаю».

да
нет
Не знаю, не всегда
2 б.
0 б.
1 балл
1.
Хорошо ли ты относишься к природе?



2.
Умеешь ли ты отличать красивые явления от некрасивых?



3.
Всегда ли ты бережёшь красоту вокруг себя?



4.
Замечаешь ли ты окружающую природу по дороге в школу?



5.
Зависит ли твоё настроение от состояния природы?



6.
Отмечаешь ли ты изменения в природе по дороге в школу, гуляя в парке?



7.
Сделаешь ли ты замечание своему сверстнику, если увидишь, что он ломает ветку, срывает цветы с клумбы?



8.
Любишь ли ты заниматься садоводством, собирать грибы или ловить рыбу?



9.
Когда ты читаешь книгу, внимательно ли ты читаешь описание природы?



10.
Любишь ли ты рассматривать в музеях пейзажную живопись?



11.
Знаешь ли ты музыкальные произведения, посвящённые природе?



12.
Приходилось ли тебе сочинять стихи о природе?



13.
Всегда ли ты добросовестно ухаживаешь за домашними животными?



14.
Регулярно ли ты поливаешь комнатные растения?



15.
Любишь ли ты рисовать цветы, деревья, животных?



РЕЗУЛЬТАТ:
25-30 баллов – у тебя чувствительная душа, ты любишь природу и заботишься о ней.
15-24 балла – в целом ты хорошо относишься к природе, но должен быть более активен в её охране и заботе о ней.
8-14 баллов – ты не сентиментален, но расположен к природе, понимаешь её значение для человека, тебе хорошо в природе.

МЕТОДИКА № 7
6.2.5.   ТЕСТ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
(настольная книга  «Практическая психология» Е.И.Рогов, М.-2000)
1.   Я всегда сочувствую своему ребенку.
2.   Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок
3.   Я уважаю своего ребенка.
4.   Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
5.   Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.
6.   Я чувствую к ребенку чувство расположения.
7.   Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.
8.   Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
9.   Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.
10.       Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.
11.       Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
12.       Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
13.       Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.
14.       Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.
15.       Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.
16.       Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.
17.       Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».
18.       Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.
19.       Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.
20.        Люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.
21.       Я принимаю участие в своем ребенке.
22.       К моему ребенку «липнет» все дурное.
23.       Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
24.       Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
25.       Я жалею своего ребенка.
26.       Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.
27.       Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.
28.       Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.
29.       Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
30.       Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.
31.       Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.
32.       Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.
33.       При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.
34.       Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.
35.       В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.
36.       Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.
37.       Я всегда считаюсь с ребенком.
38.       Я испытываю к ребенку дружеские чувства.
39.       Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство, лень.
40.       Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.
41.       Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.
42.       Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.
43.       Я разделяю увлечения своего ребенка.
44.       Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.
45.       Я понимаю огорчения своего ребенка
46.       Мой ребенок часто раздражает меня.
47.       Воспитание ребенка – сплошная нервотрепка.
48.       Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.
49.       Я не доверяю своему ребенку.
50.       За строгое воспитание дети благодарят потом.
51.       Иногда мне кажется, что ненавижу своего ребенка.
52.       В моем ребенке больше недостатков, чем достоинства.
53.       Я разделяю интересы своего ребенка.
54.       Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
55.       Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.
56.       Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.
57.       Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.
58.       Нередко я восхищаюсь своим ребенком.
59.       Ребенок не должен иметь секретов от родителей.
60.       Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
61.       Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.
Ключи к опроснику
1.   Принятие отвержение: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 52, 53, 55, 56, 60.
2.   Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 34, 35, 36.
3.   Симбиоз: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.
4.   Авторитарная гиперсоциализация: 2, 12, 30, 48, 50, 57, 59.
5.   «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.
Считаем только ответы «ДА».

Пояснение
1. «Принятие-отвержение». Содержание одного полюса шкалы: родителю ребенка нравится таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность  ребенка, симпатизирует ему, старается проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. Меньше 9 баллов.
        На другом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способностей, небольшого ума, дурных  наклонностей. По большей части родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его. Больше 9 баллов.
        2. «Кооперация» - чем больше 9, тем лучше. Родитель заинтересован в делах и планах ребенка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Родитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, старается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается встать на его точку зрения в спорных вопросах.
        3. «Симбиоз» - шкала отражает межличностную дистанцию в общении с ребенком. Норма 3 балла, чем больше, тем хуже. При высоких баллах по этой шкале можно считать,  что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлетворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок ему кажется маленьким и беззащитным. Тревога повышается, когда ребенок начинает автономизироваться в силу обстоятельств, т.к. по  своей воле родитель не представляет ребенку самостоятельности никогда.
        4. «Авторитарная гиперсоциализация» – отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. Норма 3 балла, всего 7. При высоком балле – авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоянии встать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка, его индивидуальными особенностями, привычками, мыслями, чувствами.
        5. «Маленький неудачник» – чем ниже балл, тем лучше. Всего 7. При высоких значениях стремление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Интересы, увлечения, мысли и чувства ребенка кажутся детскими, несерьезными. Недоверие своему ребенку, досада на его неуспешность и неумелость в связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей и строго контролировать его действия.



6.3.      ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Приложение 2
Итоги диагностик
«ЭМПАТИЙНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ»
Цель: выявить уровень эмпатийного потенциала личности.
Время проведения:                                   Количество опрошенных:
I    год обучения – октябрь, май 2001-02            -  43 чел.
III год обучения – ноябрь, апрель 2000-01          -  47 чел.
V  год обучения – сентябрь, май 2001-02            -  40 чел.
Возраст опрошенных: 9-13 лет.
Уровни

2001-02
I год обучения
II год обучения
III год обучения
IV год обучения
I полуг.
II полуг.
I полуг.
II полуг.
I полуг.
II полуг.
I полуг.
II полуг.
Очень высокий
-
-
-
-
-
81,9%
2,7%
14,2%
Высокий
46,1%
50,3%
17%
22,6%
27,3%
18,1%
42,6%
67,3%
Средний
13,1%
49,7%
83%
77,4%
72,7%
-
54,7%
18,5%
Низкий
7,8%
-
-
-
-
-
-
-
Количество опрошенных
23
20
22
19
23
24
21
19
Вывод: согласно данным, уровень эмпатийного потенциала за 1, 3, 4 год обучения растет, дети стали намного отзывчивее, внимательнее, добрее.

Приложение 4
Результат диагностики
«ВЫЯВЛЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ ЗРЕЛОСТИ»
(разработано С.М.Петровой, кандидатом психологических наук)
ЦЕЛЬ: выявить уровень нравственной зрелости воспитанников.
Время проведения:                                                        Количество опрошенных:     
1 год обучения – октябрь, май 2001-02                       - 43 чел.
2 год обучения – октябрь, май 2001-02                       - 41 чел.
3 год обучения – сентябрь, апрель 2000-01                 - 40 чел.
4 год обучения – октябрь, май 2001-02                        - 42 чел.
Возраст опрошенных: 9-13 лет.
уровни
1 год обучения 2001-2002
2 год обучения 2001-2002
3 год обучения 2000-2001
4 год обучения 2001-2002

1 полуг.
2 полуг.
1 полуг.
2 полуг.
1 полуг.
2 полуг.
1 полуг.
2 полуг.
Повышенная критичность
7,3 %
8,3%
10%
11,3%
9,2%
-
8%
10,1%
Адекватная самооценка
32,9%
33,5%
26,5%
34,7%
27,2%
37,5%
67,7%
73,2%
Завышенная самооценка
59,8%
58,2%
63,5%
54%
63,6%
62,5%
24,3%
16,7%
Количество опрошенных
22
21
22
19
19
21
22
20
Вывод: в течение 1, 2, 3, 4 годов обучения наблюдалось повышение уровня адекватной самооценки, дети более реально оценивают свой потенциал.

Приложение 5
Результат теста
«МОТИВЫ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО УЧРЕЖДЕНИЯ»
(подготовлено профессором Л.В.Байбородовым)
Цель: выявить уровень нравственной зрелости учащихся.
Время проведения:                                   Количество опрошенных:
I    год обучения – октябрь, май 2001-02            -  43 чел.
III год обучения – ноябрь, апрель 2000-01          -  40 чел.
V  год обучения – сентябрь, май 2001-02            -  42 чел.
Возраст опрошенных: 9-13 лет.
Мотивации

 (%)
I год обучения
2001-2002
II год обучения
2001-2002

III год обучения
2000-2001
IV год обучения
2001-2002
I полуг
II полуг
I полуг
II полуг
I полуг
II полуг
I полуг
II полуг
Процессом               
43,7
50,1
45
61
45,4
72,7
67,8
80
Избегания
-
3,1
7,1
-
8,3
-
-
-
Содержанием
37,8
42,3
10,6
79,3
58,3
100
92,8
100
Благополучия
18,1
17,3
32,8
28,9
45,4
18,1
9,3
16,2
Узкая социализация
16,1
23,1
19,0
27,4
25
45,4
36,3
39,0
Широкая социализация
23,7
7,3
22,6
6,4
16,7
-
6
-
Престижная
-
-
-
-
-
-
-
-
Количество опрошенных
23
22
20
21
20
21
22
20
Вывод: за 1, 3 и 4 год обучения мотивация детьми посещения детского объединения несколько сменилась, дети стали более интересоваться самим учебным процессом, его содержанием, что видно из таблицы.
Приложение 6
Результат теста
«Я И ПРИРОДА»
ЦЕЛЬ: выявить отношения воспитанников к окружающей природе.
Время проведения:                                                     Количество опрошенных:
1 год обучения – октябрь, апрель 2001-02               - 41 чел.
2 год обучения – октябрь, май 2001-02                    - 41 чел.
3 год обучения – ноябрь, апрель 2000-01                 - 40 чел.
4 год обучения – сентябрь, май 2001-02                   - 41 чел.
Возраст опрошенных: 9-13 лет.

Уровни (%)
1 год обучения 2001-2002
2 год обучения 2001-2002
3 год обучения 2000-2001
4 год обучения 2001-2002
 1 полуг.
2 полуг.
1 полуг
2 полуг
1 полуг
2 полуг
1 полуг
2 п/г
Низкий
-
-
-
-
-
-
-
-
Средний
22,2
28,7
25,5
27,7
27,3
22.№
24,7
18.6
Высокий
70,8
71,3
74,5
72,3
72,7
77,7
75,3
81,4
          Вывод: общаясь с живой природой, дети становятся более чувствительными, понимающими, что видно из результатов диагностики.

Приложение 7
Результат теста
«КООПЕРАЦИЯ С РОДИТЕЛЯМИ»
(настольная книга практического психолога Е.И.Рогов, М.-2000)
ВЫВОД: мнения детей и родителей на взаимоотношения не совпадают: в большинстве случаев дети считают, что родители подавляют их индивидуальность, не дают возможности самостоятельно принимать решения, не учитывают мнения детей в решении семейных проблем, требуют от детей безоговорочного послушания. Лишь по одной шкале – «маленький неудачник» «положительных» ответов больше, что предполагает, что родители верят в будущие успехи своих детей.
        Родители же считают, что ущемляют права своих детей и дают им достаточно самостоятельности.

Приложение 8
РЕЗУЛЬТАТ ДИАГНОСТИКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ
Уровни
I год
обучения
2001-2002
II год обучения
2001-2002
III год обучения
2001-2002
IV год обучения
2001-2002
I полуг.
II полуг.
I полуг.
II полуг.
I полуг.
II полуг.
I полуг.
II полуг.
Низкий
12,2%
-
14,7
4,6
16,3%
6,68%
11%
23,3%
Средний
71,6%
72,2%
72,2
70,3
69,22%
72,18%
71%
30%
Высокий
16,2%
27,8%
33,1
25,9
14,48%
21,14%
18%
46,7%
Количество  опрошенных
31
29
36
30
38
29
30
30
Вывод: по результатам проведенной диагностики виден рост показателей к концу учебного года. При сравнительном анализе итоговых данных 1-го, 3-го и 4-го года обучения  наблюдается увеличение высокого уровня знаний, умений, навыков у воспитанников по годам обучения.
                                 
ПРОВЕРОЧНЫЕ КОНКУРСЫ-ЭРУДИЦИОНЫ (2001-2002 учебный год)
По завершении каждой темы программы проводились конкурсы-эрудиционы, интеллектуальные игры.
1й ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Название проверочного конкурса
Количество детей /
ЗПР
Низкий уровень знаний     %
Средний уровень знаний  %
Высокий уровень знаний %
1. «Обитатели «Живого уголка».
17    /   12
17,5
70,1
12,4
2. «Кто с человеком живёт?» (дом. жив.).
19   /    11
9,7
69,2
21,1
3. «Кто с нами рядом?» (птицы и насекомые).
14   /   10
14,2
82
3,8
4. «Приспособленность животных».
13    /  10
12,2
78,5
9,3
5. «О птицах».
19     /   8
9,6
81,4
9,0
6. «О насекомых».
 6     /    7
21,9
69
9,1
7. «Веришь – нет?».
 6     /    8
47,1
52,5
0,4
2й  ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Название конкурса
Количество детей, (ЗПР)
Низкий уровень знаний        %
Средний уровень знаний         %
Высокий уровень знаний %
1. «Звери вятского леса».
24        12
12
76
12
2. «Мир животных».
19        12
10,4
79
10,6
3. Ролевая игра – жизненные ситуации о дружбе.
26         9
В баллах не оценивается.


4. «Наши соседи – птицы».
20        6
4,2
78
17,8
5. «Насекомые нашего края».
17        6
15,3
82
2,7
6. «Веришь – нет?».
18        6
16
79,6
4,4
3-й  ГОД ОБУЧЕНИЯ
Название конкурса
Количество детей, (ЗПР)
Низкий уровень знаний        %
Средний уровень знаний         %
Высокий
уровень
знаний %
«В царстве белого безмолвия»
19          9      
9
73, 2
17,8
«Обитатели Африки и не только»
«Руконожки»
18          9
19          9             
4
5, 5
80
82
16
12,5
«Кто под водой живёт?»
18          8
2
90,2
7,8
«На что способен человек»
16          5
7,6
75
17,4
«Путешествие по земле и по вершинам»
17          6
11
82
7
«Удивительные насекомые»
16          9
3,5
88,5
8
«Удивительные растения»
14          9
14,2
85
0,8
4-й ГОД ОБУЧЕНИЯ
Название конкурса
Количество детей, (ЗПР)
Низкий
уровень
знаний      
 %
Средний уровень знаний         %
Высокий
уровень
знаний %
«Умные и ловкие»
15          7                    
2
81
17
«Об амфибиях»
13          7
3,1
72,6
24,3
«Рептилии»
13          6
3,7
77
19,3
«На что способен человек?»
12          5
5
69
26
«Летающий мир»
12          7
2,3
70
27,7
«Жуки и не только»
13          9
3,1
88,2
8,7
«Зелёная родословная»
9            8
2,8
81,6
15,6


ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНЕНИЕ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 5. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И БИБЛИОГРАФИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯБлочная схема изучения теоретического материала; ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ; ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 9. ПРИЛОЖЕНИЕ: МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ, РАЗНЫМ ВИДАМ ЗАНЯТИЙ.



Комментариев нет:

Отправить комментарий