воскресенье, 7 октября 2018 г.

ПРОГРАММА ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» для детей 9-13 лет, рассчитана на 4 года обучения. ЧАСТЬ 5. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
для детей 9-13 лет,
рассчитана на 4 года обучения

(ЧАСТЬ 5. ЧЕТВЁРТЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ.)


2.2.           ЧЕТВЁРТЫЙ  ГОД ОБУЧЕНИЯ
2.4.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 4-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ: знакомство с экологией амфибий, рептилий, приспособленностью животных, растений и человека.
ЗАДАЧИ:
Ø  Обучающие:
- формирование основных понятий, экологических знаний о человеке, амфибиях, рептилиях, птицах,  насекомых и растениях.
Ø  Развивающие:
- развитие творческой активности.
Ø  Воспитательные:
- воспитание уважения к окружающим;
- воспитание альтруизма, бескорыстной помощи.

№ п/п
Название темы
Часы
Всего
Теория
Практика
1.
Вводные занятия.
4
2
2
2.
Обитатели «Живого уголка».
2
1
1
3.
Взаимосвязь в живой природе.
34
8
26
4.
Амфибии и рептилии – кто это?
32
10
22
5.
Поющие перья (птицы).
18
5
13
6.
Кто пробует еду ногой? (насекомые)
18
5
13
7.
Зелёная родословная.
18
4
14
8.
На что способен человек?
16
5
11
9.
Практическая ежедневная работа по уходу за животными «Живого уголка».
72

72
10.
Итоговое занятие.
2

2






Итого:
216
40
176

№ п/п
Название темы, занятия
Часы
Всего
Теория
Практика
1.
ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ.
1. Повторение  особенностей занятий на базе «Живого уголка». Повторение основных тем прошлых лет. Общение с животными.
2. «Экология» - как наука. Человек в среде обитания». Вводная диагностика. Предлагаемые темы наблюдений, рефератов. Знакомство с новой программой.
4
2




2

2
1




1


2
1




1

2.
ОБИТАТЕЛИ «ЖИВОГО УГОЛКА»
3. Повторение основных сведений о подопечных. Знакомство с новыми животными, их особенностями. Познавательная игра о животных «Наши любимцы».
2
1
1
3.
ВЗАИМОСВЯЗЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
4.  «Взаимосвязь в живой природе» (обзор, повторение). Д/и «Приспособленность животных». Кроссворд «Животные в среде обитания». Обзор литературы.
5.  «Давайте жить дружно!» (симбиоз, распределение сфер жизни, взаимопомощь). Д/и «Мир живой природы: кто лишний?». Часть в/ф «Животные в зоопарке». Обсуждение.
6.  Экскурсия по городу и в пригородный лес «Круговорот веществ в природе».
7.  «О чём говорят животные?» (способы общения животных). Д/и «Бывает или нет?», «Язык животных». Головоломка «Основной способ общения». Часть в/ф «Мозг и сообразительность животных». Обсуждение. Определение голоса животного на магнитофонной записи.
8.  Поход в лес «Лес – как экосистема».
9.  «Кто кого и атака на сильного». Д/и «Сильные и ловкие», «Найди пару», «Кто что ест?». «Зоопарк на полке» - оригами.
10.       Самостоятельная работа: составление примерных вопросов для проверочных карточек, д/и, кроссвордов. Изготовление д/карточек о животных.
11.       «Бегуны, прыгуны, верхолазы» Д/и «Зачем нужны хвосты?», «Новое животное». Кроссворды «Верхолазы», «Стайер или спринтер?».
12.       Просмотр части в/ф: «Невиданные силы животных» «Хвосты, лапы и зубы», «Хищники: охотники поневоле». Обсуждение, вопросы.
13.       «Поглядим в глаза друг другу!» (сила взгляда). Д/и «Словарный запас и отвлечённые понятия». Экологическая игра «Жмурки» и «Волк».
14.       Творческое занятие: рисунки «Портреты животных». Мини-выставка. Миниатюры из жизни животных.
15.       «Мы с тобой одной крови» (жизнь семьями и не только животных одного вида). Д/и «Найди пару», «Веселее вместе». Экологические игры.
16.       Творческое занятие: сочинение экологической сказки по теме «Взаимосвязь и взаимозависимость животных».
17.       «Красная Книга» природы. Причины и последствия. Обсуждение. Рисунки к конкурсу плакатов «Их надо спасти!». Мини-выставка.
18.       Экскурсия по городу    и в пригород «Факторы, негативно влияющие на жизнь и здоровье животных и людей».
19.       Конкурс-эрудицион «Умные и ловкие». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
Проверка знаний за 1-е полугодие.
34
2



2




2

2






2
2


2



2



2



2



2


2



2



2



2


2



8
1



1






1







1






1







1






1







1







26
1



1




2

1






2
1


2



1



2



1



2


1



2



1



2


2
4
«АМФИБИИ   И   РЕПТИЛИИ – КТО ЭТО?»
20.      «Амфибии и рептилии – кто это?» (обзор, классификация, сходство и различия). Обзор литературы об амфибиях и рептилиях. Д/и «Кто лишний?», «Амфибии и рептилии». Кроссворд «Земноводные и пресмыкающиеся».
21.  Экскурсия в «Краеведческий музей» (зал живых амфибий и рептилий).
22.  «Концерт в кроне деревьев» (квакши).  Д/и «Кто чем поёт?». Головоломка «Квакши: в чём ошибка?», «Названия амфибий, которые заканчиваются на букву «а».
23.  «Озёрная лягушка». Ребус «О незавидной доле лягушек». Головоломка «Самые древние позвоночные». Кроссчайнворд «Лягушка».
24.  Экскурсия на пруд у ст. Поздино.
25.  «Концерт над прудом» (жаба). Книга «Кто чем поёт?». В/ф «Жизнь на болотах». Кроссворд «Об амфибиях». Ребус «О незавидной доле лягушек».   Филворд «Амфибии».
26.  «Тритоны и саламандры». Часть в/ф «Саламандра и геккон». Обсуждение. Вопросы. Зоошутка «О земноводных». Д/и «Земноводные» (5 вариантов), «В чём ошибка?»,  «Узнай амфибии по описанию». Ребус «Амфибии»
27.  Экскурсия к водоёму в Дендропарке.
28.  «Красиво-опасно» (защита и предупреждение). И «Приходите свататься». Д/и «Путь от икринки», «Амфибии-рекордсмены». Викторина «Знаете ли вы амфибий?».
29.  Конкурс-эрудицион «Об амфибиях». Олимпиада «О земноводных». Проверка знаний. Подведение итогов по разделу  «Амфибии».    
30.  «Полюбите змею или змея на ужин». Часть в/ф «Друзья и враги змей». Д/и «Такие разные змеи». Головоломка «Систематика современных пресмыкающихся», «Лучше с нами не встречаться», «Ядовитые и не очень», «Кто они?», «Один укус и…». Альбом «Змеи».
31.  «Зубастое бревно» (крокодил). Фильм «Правда о крокодиле». Головоломка «Крокодилы». Д/и «И это всё о ком?», «Чем они различны?». Альбом «Крокодилы».
32.  «Пустынный крокодил» (варан). Д/и «Что вы знаете о варанах?». Головоломка «Почти крокодил». Кроссворд «Ассоциация + варан», «10 варанов». Часть в/ф «Вараны». Обсуждение. Вопросы.
33.  «Василиск и другие ящерицы». Головоломка «Рептилии», «Хамелеоны». Д/и «8 утверждений о пресмыкающихся» 2 вар., «В чём ошибка?», «Узнай ящерицу по описанию?». Викторина «Знаете ли вы рептилий?».
34.  «Морские черепахи». Д/и «Морские рептилии», «Три вопроса о пресмыкающихся». Зоошутка «Рептилии». Кроссворд «Пресмыкающиеся».    Часть в/ф «Загадки природы».
35.  Конкурс-эрудицион «О рептилиях». Олимпиада «Пресмыкающиеся». Проверка знаний. Подведение итогов по разделу «Рептилии».
32
2






2

2




2



2
2




2





2
2




2



2







2




2





2





2




2
10
1








1




1




1




1






1








1







1




1





1





1




22
1






2

1




1



2
1




1





2
1




2



1







1




1





1





1




2
5
«ПОЮЩИЕ ПЕРЬЯ» (ПТИЦЫ)
36.  «Поющие перья» (обзор). Д/и «Знаете ли вы птиц?», «Что мы знаем о птицах?». Головоломка «Систематика современных птиц». «Зоошутка». Часть в/ф «Для чего птице перья?», «Хвосты, лапы и зубы». Обсуждение. Вопросы. Обзор литературы о птицах.
37. «Уроки обществоведения» (отношения в стае, в «семье», между разными видами птиц). Д/и «»О чём говорят птицы?», «Знаки внимания». Часть в/ф «Сигналы и звуки». Голоса птиц – аудио-запись.
38. Экскурсия по городу «Кто прилетает в гости к нам?».
39. «Эти таинственные чувства» (необычные возможности). Часть в/ф «Сверхестественное: невиданные силы животных». Д/и «Знаете ли вы о птицах …?», «Определи по описанию два отряда птиц», «Бывает или нет?».
40. «Думают ли птицы?» (птичьи рекорды). ДД/и «Самые-самые..». Головоломка  «Название какой птицы пропущено?». Творческая работа: панно из пёрышек «Птичий рай».
41. Поход в лес «Знакомые незнакомцы»
42. «Человек и птицы» (что даёт человеку птица?). Кроссворд «Летающий мир». Головоломка «Название какой птицы пропущено?», «Чудесная плетёнка». Изготовление кормушек (осенью), скворечников (весной).
43.  Конкурс-эрудицион «Летающий мир». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
18
2






2




2

2





2




4
2





2
5
1






1






1





1





1
13
1






1




2

1





1




4
1





2
6
«КТО ПРОБУЕТ ЕДУ НОГОЙ?»  (НАСЕКОМЫЕ)
44.  «Кто пробует еду ногой?» (обзор, приспособленность насекомых). Д/и «Кто что ест?», «Что мы знаем о насекомых?». Часть в/ф «Самые маленькие существа в природе». Обсуждение. Вопросы. Обзор литературы о насекомых.
45.  «Что страшнее козявки?». Д/и «Кто вреден, кто полезен?». Самостоятельная работа: составление вопросов для д/и, кроссвордов, головоломок, ребусов.
46.  «Мастера на все ноги» (жуки). Альбом «Жуки». Д/и «Узнай по описанию», «Профессионалы». Интеллектуальная игра о насекомых.
47.  Поход в лес «Кто первым просыпается?».
48.  «Живая ракета» (стрекоза). Д/и «Узнай по описанию стрекозок», «Ловкий хищник». Часть в/ф «Жизнь на болотах».
49.  Экскурсия  к водоёму в Дендропарке «На встречу со стрекозой».
50.  «Взаимной пользы ради» (бабочки-опылители). Д/и «Им не жить друг без друга». Кроссворд «Бабочки». Викторина «Крылатая радуга». Мозаичная аппликация «Хрупкие мгновения красоты». Мини-выставка.
51.  Конкурс-эрудицион «Жуки и не только». Проверка знаний по теме. Подведение итогов.
18
2





2



2



4
2


2

2





2
5
1





1



1




1




1
13
1





1



1



4
1


2

1





2
7
«ЗЕЛЁНАЯ РОДОСЛОВНАЯ»
52. «Зелёная родословная» (история «приручения» - окультуривания растений). Д/и «Откуда они родом?», «Классификация растений», «Из какого растения каша?», «Природные краски». Кроссворд «О растениях».
53. Экскурсия в лес «Витамины с лесной поляны».
54. «Растения тоже умеют дружить». Д/и «Лесные этажи». Часть в/ф «О цветах, травах и их обитателях». Обсуждение.
55. Экскурсия в Дендропарк «Приспособленность растений из других краёв» и в лес п. Сошени «Лесные этажи».
56. «Живые датчики нашего биополя» (взаимовлияние человека и растений). Д/и «Что у нас растёт?», «Зелёные друзья», «Армия помощников». Головоломка «Жить или выживать?».
57. Экскурсия в берёзовую рощу у ст. Поздино «Лёгкие города».
58. «Изобретение дьявола» (споры). Д/ «Зелёный крест», «Зелёные друзья», «Съедобные и не очень». Творческая работа «Природа в наших рисунках». Мини-выставка.
59. Конкурс-эрудицион «Зелёная родословная». Поверка знаний. Подведение итогов по теме.
Проверка знаний за 2-е полугодие.

18
2





2

2


4



2




2

2




2
4
1







1






1






1





14
1





2

1


4



1



2


1




2
8
«НА ЧТО СПОСОБЕН ЧЕЛОВЕК?»
60. «На что способен человек?» (обзор, повторение). Р/и «Устами младенца», «Что лишнее?» (логическое мышление).
61. «Странные люди» (способности людей во время неординарных ситуаций). Часть в/ф «Катастрофы», «Электричество». Обсуждение обзор статей о сильных духом людях.
62. Тесты: «Добрый ли вы человек?», «Насколько вы ответственны?», «Общительны ли вы?» и др. из книги Рогова. Обсуждение. Подведение итогов
63. «Человек-волк» (причины появления  сиамских близнецов, мутантов; состояние души и образ жизни). Р/и «Метаграммы», «Чего не хватает?», «Что лишнее?». Игры на общение. «Поэтические строки» (стихи из книги Э.Асадова). обсуждение. Занятие в городской библиотеке.
64. Самостоятельная работа: самоанализ – «плюсы» и «минусы» своего характера. Тесты на акцентуацию, выявление типа характера.
65. «Наркомания и СПиД – болезни нового поколения» (выживет ли новое поколение). Тренинг предупреждения вредных привычек – задания из книги Н.А.Гусева.
66. «Мы – творцы своей судьбы». Р/и «Секретный приказ», «Ситуации из нашей жизни». Рисуем свою мечту. Мини-выставка. Обсуждение.
67. Интеллектуальная игра «Мы – творцы своей судьбы». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
16
2


2




2



2






2



2




2



2
5
1


1








1






1



1




1
11
1


1




2



1






2



1




1



2
9
Практическая ежедневная работа по уходу за животными (дежурные).
72

72
10
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
2

2

ИТОГО:
216
40
176

1.4.2.               СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ЧЕТВЁРТОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.   ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ:
- заинтересованность детей программой 4-го года обучения;
- создание атмосферы сотрудничества, эмоциональности.
«Нужно, чтобы человек рассматривал себя не как стороннего наблюдателя, а как неотделимую часть того, что его окружает».
                                      П.Дювиньо

Краткое повторение основных тем 1-3 годов обучения. Повторение правил поведения в «Живом уголке», соблюдение санитарных норм. Обсуждение наблюдений, экспериментов, проведённых за лето, итогов практической работы по «Живому уголку» в летний период. Отчёт о заготовках (сена, засушенных растений, семян трав), сделанных за лето.
Знакомство с программой 4-го обучения: темы теоретических занятий, наблюдений, предлагаемые темы рефератов.
Новые обитатели «Живого уголка», особенности их поведения, вкусов.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Распределение животных для наблюдений.
Распределение дежурств по практическому уходу за животными.

КОНТРОЛЬ:
Вопросы, игра о знаниях санитарных норм, правил поведения с животными, правил дорожного движения.
Анкетирование.
Экскурсия по «Живому уголку».

РЕЗУЛЬТАТ:
Желание детей заниматься в «Живом уголке», в этом коллективе.
Заинтересованность изучением тем 4-го года обучения.

2.   ОБИТАТЕЛИ «ЖИВОГО УГОЛКА»
ЦЕЛЬ:
- краткое повторение основных сведений об образе жизни, особенностях поведения животных «Живого уголка»;
- отработка практических навыков по содержанию животных.
«Природа – источник, благодаря которому ум поднимается от чувственных смутных восприятий к чётким понятиям. Единственно подлинный фундамент человеческого познания – созерцание природы».
                                   И.Песталоцци

Содержание, разведение, уход за животными «Живого уголка». Особенности образа жизни, привычки, вкусы, индивидуальное поведение каждого зверька, агрессивность, отношение к вмешательству в их уклад жизни. Сравнение с образом жизни, приспособленностью, наличием необходимости думать, соображать, как выжить, необходимости искать корм и строить гнездо, необходимости привлечь достойного партнёра у животных в естественных условиях и в условиях «Живого уголка».
Отражение изменившегося образа жизни (ночные животные вынуждены бодрствовать днём из-за вмешательства детей в их жизнь), на здоровье; самочувствие, агрессивность, продолжительность жизни. Адаптация животных к новым условиям, привыкание.
Значение для здоровья животных и детей соблюдения санитарных норм, осторожного обращения с беременными животными и имеющими детёнышей.
Необходимость терпеливого, деликатного, бережного отношения к животным.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение, анализ, сравнение общебиологических процессов (брачное поведение, выкармливание и уход за детёнышами, их рост и развитие до достижения самостоятельности, преобладание окраски от родителей, выражение рефлексов, приобретение навыков, реакция на изменившиеся условия, на опасность, отношения с детьми и т.п.). Проблемные, экспериментальные ситуации.
Заметки, рефераты, стенгазеты.
Зарисовка животных. Выставка рисунков.
Ежедневный практический уход за животными.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление книги. Работа в библиотеке. Подбор материала для рефератов, для рассказа о своих наблюдениях и экспериментах. Разработка и подготовка дидактических игр, мероприятий, конкурсов.

КОНТРОЛЬ:
Составление и решение кроссвордов, ребусов, проверочных карточек, вопросов для взаимопроверки, дидактических игр.
Наблюдение, оформление результатов наблюдений в форме отчёта, сообщения, реферата (по выбору).

РЕЗУЛЬТАТ:
Умение наблюдать, сравнивать, анализировать, экспериментировать, оформлять результаты наблюдений.
Умение самостоятельно придумывать, разрабатывать и проводить эксперименты, мероприятия, интеллектуальные игры, конкурсы.
Отработанные практические навыки по содержанию животных.

3.   ВЗАИМОСВЯЗЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
ЦЕЛЬ: формирование представления о разнообразии форм взаимосвязи и взаимозависимости, приспособленности животных к среде обитания.
«Всё живое говорит, и каждый по-своему. Кузнечики говорят крыльями. Спрячутся  в траву и куют себе звонкие трели на зелёных  листиках-наковаленках.
         Птицы разговаривают «горлышком». Если голос у птицы приятный, её называют ласково: «соловьиное горлышко», «синичкино»… А уж про ворону любой скажет – «воронье горло».
          Разговаривают звери, рыбы, дельфины, лягушки. Всё живое говорит, и каждый по-своему».

Экологическая ниша. Место животных в экологической нише. Распределение сфер жизни. Лесные этажи. Разнообразие вкусов. Симбиоз, взаимопомощь,  альтруизм, практичность и т.п. Приспособленность животных к сосуществованию на одной территории с сородичами и животными других видов и классов.
Язык поз животных. Голоса животных. Назначение разных видов звуков, способность договориться, общение. Передача информации запахами.
Взаимоотношения животных в коллективе. Разделение на ранги. Покровительство и соперничество. Выживание сильнейшего. Учение Дарвина о естественном отборе. Разница в физической силе, гибкости ума, осторожности у мужских и женских особей. Мудрость природы. Эволюция.
Бегуны, прыгуны, верхолазы. Особенности строения тела. Определённое преимущество у каждого вида животных перед другими для защиты, охоты, выведения потомства. Рекорды животных. Ошибки природы. Альбиносы.
Сила взгляда. Выяснение отношений, утверждение своего места в коллективе взглядами. Большие глаза, страх, использование человеком страха перед большими глазами для защиты самолётов от птиц. «Использование» вида больших глаз насекомыми, ящерицами в своей внешности для отпугивания врага.
Сходство и различие в строении тела, в приспособленности, в поведении различных видов животных и человека. «Усыновление» животными человеческих детей и детёнышей других видов животных, воспитание, как своих, обучение своим навыкам, образу жизни, языку. Материнство. Сила инстинкта выкармливания, опека. Животный мир и наркомания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение, сравнение, анализ поведения животных «Живого уголка».
Искусственные проблемные ситуации, эксперименты.
Сравнение поведения животных «Живого уголка» с информационными данными.
Выявление возможных причин не совпадения поведения животных в искусственных условиях с естественными.
Заметки, рефераты, рисунки, поделки, выставки творческих работ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление книги. Подготовка, разработка мероприятий, интеллектуальных игр, конкурсов. Подбор материала для рефератов, выступлений.

КОНТРОЛЬ:
Составление и решение кроссвордов, ребусов, вопросов для взаимопроверки. Дидактические игры. Интеллектуальные игры, головоломки,… Конкурс-эрудицион «Умные и ловкие».

ЭКСКУРСИИ:
- в лес «Лес – как экосистема»,
- по городу и в пригород «Факторы, негативно влияющие на жизнь и здоровье животных и людей»,
- по городу и в лес «Круговорот веществ в природе» (в т.ч. «куда деваются умершие дикие и бродячие животные?»).

ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
- «Сверхъестественное: невиданные силы животных»,
- «Хищники: охотники поневоле»,
- «Животные в зоопарке»,
- «Жизнь на Амазонке»,
- «Хвосты, лапы и зубы»,
«Мозг и сообразительность животных».

РЕЗУЛЬТАТ:
- понимание взаимозависимости животных друг от друга, значения для выживаемости способности общаться, договариваться, заботиться, помогать,
- представление о видах приспособлений животных,
- понимание сходства, аналогии в организации жизни, ответственности за своё потомство, в распределении обязанностей, общении и т.д. животных и людей.

4.   АМФИБИИ И РЕПТИЛИИ – КТО ЭТО?
ЦЕЛЬ: формирование представления о разнообразии, экологии, значении амфибий и рептилий.
«Если не задаёшься специальной целью их найти, их никогда и не увидишь».
                                         Б.Гржимек
«… ни один самый дорогой музейный изумруд не заменит обычной красоты зелёных ящериц, если они вдруг исчезнут с лица Земли. Только жизнь – воистину               прекрасна и бесценна».
                                         П.Сигунов
Особенности классов амфибий и рептилий. Характеристика каждого класса. Количественный состав. Эволюция.
Условия существования, размножения, приспособленности к двум средам обитания. Семейства: квакши, жабы, тритоны и саламандры. Ядовитые и безобидные. Использование человеком ядовитых и съедобных амфибий. Рекорды среди амфибий. Различие и сходство, особенности хвостатых и бесхвостых земноводных. Поведение в брачный период. Место в экосистеме.
Класс  рептилий. История появления на Земле. Предки. Эволюция. Особенности внешнего вида, разнообразие, виды приспособленности к разной среде обитания. Разница в размерах и образе жизни. Необычные способности, рекордная выживаемость, продолжительность жизни. Хищные, ядовитые, безобидные. Место в экосистеме. Подробнее: змеи, крокодилы, вараны и другие ящерицы, морская и сухопутная черепаха.
Взаимосвязь в живой и неживой природе. Редкие и исчезающие.
      
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение за черепахами и земноводными в условиях «Живого уголка» и в природе. Анализ, сравнение, выводы.
Заметки, рефераты. Рисунки, поделки. Выставки творческих работ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление книги. Работа в библиотеке. Подбор материала для рефератов, выступлений.

КОНТРОЛЬ:
Составление и решение кроссвордов, ребусов, дидактических игр, вопросов для взаимопроверки, проверочных карточек. Конкурсы-эрудиционы: «Амфибии», «Рептилии».

ЭКСКУРСИИ:
- к пруду в Дендрарий,
- к пруду на станции Поздино.

ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
- «Правда о крокодиле»                              - «Охотники поневоле»
- «Обитатели Намибийской и                       - «Обитатели Австралии»
   Аризонской пустыни»                               - «Вараны»
- «Жизнь на болотах»                                  - «Сверхъестественное:
- «Старение и древние                                    трансформация времени»
   животные»                                             - «Загадки природы»                            
- «Сверхъестественное:                               - «Азия»
  невиданные силы животных»                     - «Побережья»
- «Хищники»                                               - «Мозг и сообразительность
- «Друзья и враги змей»                                 животных»
- «Саламандра и геккон»
       
РЕЗУЛЬТАТ:
- понятие о разнообразии, значении амфибий и рептилий в экосистеме,
- представление о разнообразии видов приспособленности в среде обитания, о необычных способностях земноводных и пресмыкающихся.

5.   ПОЮЩИЕ ПЕРЬЯ. ПТИЦЫ
ЦЕЛЬ: формирование представления о приспособленности птиц к условиям обитания, к перелётам, к выживанию.
«Я стою и расту – я растение.
Я стою и расту, хожу – я животное.
Я стою, расту, хожу и мыслю – я человек.
Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля.
Опираюсь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо – всё небо моё».
                                                       М.М.Пришвин

Повторение основных признаков класса птиц. Приспособленность птиц к условиям обитания: полые кости, перья, лёгкие клювы, отсутствие зубов, хвосты, ускоренное переваривание пищи и др. Взаимосвязь с другими видами животных и с растениями. Способы защиты и способы добывания пищи.
Таинственные чувства, необычные возможности. Перелёты без компаса и карты. Инстинкт материнства, выкармливания. Сообразительность. Ум. Птичьи  рекорды. Человек и птицы: взаимосвязь. Разведение человеком птиц. Редкие и исчезающие птицы. Значение в экосистеме. Охрана птиц.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение, сравнение, анализ, выводы. Заметки, рефераты.
Рисунки, поделки. Выставка творческих работ.
Изготовление скворечников (весной) и кормушек (осенью).
Сбор семян трав для зимующих птиц.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление книги. Подбор материала для рефератов, выступлений на занятиях.

КОНТРОЛЬ:
Составление, решение кроссвордов, ребусов, дидактических игр, вопросов для взаимопроверки, проверочных карточек, конкурс-эрудицион «Летающий мир».

ЭКСКУРСИИ:
- по городу «Кто прилетает к нам зимовать?»,
- в лес «Знакомые незнакомцы»,
- в черте города «Охота трясогузки»,
- в лесопосадки, в берёзовую рощу «Разнообразие птиц, птичьих песен в лесу и вблизи города».

ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
- «Для чего птице перья?» (из фильма «Животные защищаются»),
- «Хвосты, лапы и зубы»,
- «Мозг и сообразительность животных»,
- «Сигналы и звуки»,
- «Сверхъестественное: невиданные силы животных»,
- «Друзья и враги змей»,
- «Обитатели Исландии»,
- «Охотники поневоле: пищевая цепочка в воздухе»,
- «Питание птиц».

РЕЗУЛЬТАТ:
- понимание роли птиц в природе; желание помогать и охранять их;
- представление о способах приспособленности птиц к условиям обитания, необычных способностях, сообразительности птиц.

6.   КТО ПРОБУЕТ ЕДУ НОГОЙ?
ЦЕЛЬ: формирование представления о некоторых видах насекомых, их экологии, значении, взаимосвязи, приспособленности.
«Откуда-то прилетела жёлтенькая бабочка: крылья помяты, поломаны – сразу видно, только что вылезла из тесной зимней конуры. Села на берёзу и давай сок пить. Пила-пила, а крылья всё расправлялись, складочки разглаживались… Отряхнулась бабочка – и весело запорхала между деревьями».
                                             П.Сигунов

Повторение, закрепление основных признаков класса насекомых. Приспособленность насекомых к среде обитания. Особенности, разнообразие в строении тела, назначение необычных частей тела, необычное расположение органов чувств. Хищные, ядовитые, безобидные. Полезные для человека и вредные (платяная моль, домовой таракан, муравей, блохи, вши). Сравнение их жизни, роли, поведения, пользе для природы с насекомыми этих же видов, живущих в естественных условиях. Подробнее: козявки, кузнечики, жуки, бабочки, моль, стрекоза.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение, сравнение, анализ, выводы. Заметки, рефераты.
Рисунки, аппликации, поделки. Выставки творческих работ.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Составление дидактических заданий. Подготовка к выступлению на занятиях, к проведению игровых мероприятий.

КОНТРОЛЬ:
Составление и решение кроссвордов, ребусов, головоломок, вопросов для взаимопроверки; дидактические игры, конкурс-эрудицион «Жуки и не только».

ЭКСКУРСИИ:
- по городу «Кто первым просыпается?»,
- в лес «Первые насекомые в весеннем лесу»,
- к пруду в Дендропарк «На встречу со стрекозой».

ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
- «Обитатели СНГ»,
- «Жизнь на болотах»,
- «Самые маленькие существа в природе»,
- «О цветах, травах и их обитателях».

РЕЗУЛЬТАТ:
- представление о приспособленности насекомых к среде обитания, их экологии, значении, взаимосвязи.
- умение наблюдать, сравнивать, анализировать.

7.   ЗЕЛЁНАЯ РОДОСЛОВНАЯ
ЦЕЛЬ: формирование представления о происхождении окультуренных видов растений, взаимозависимость растений в природе и влиянии на животных и человека.
«Лесная книга даётся только тем, кто хочет читать её без всякой ощутимой пользы для себя или корысти, даже нужен тебе гриб или орех, и те будут мешать тебе, и не хватит внимания вникнуть в ход лесной жизни».
                                                М.М.Пришвин

Роль растений для первых людей. Влияние наличия разнообразных видов растений (злаки, овощи, фрукты) на развитие человечества, здоровье, умственные способности людей. История окультуривания диких растений, происхождение привычных нам овощей, фруктов, злаковых (свеклы, капусты, яблони, пшеницы, ржи, риса). Способы переработки злаковых.
Взаимосвязь растений. Лесные этажи. Симбиоз. Нахлебничество. Паразитизм. Приспособленность растений к различным условиям обитания.
Растения – живые датчики нашего биополя. Растения чувствуют, слышат, видят и влияют на наше самочувствие, настроение, здоровье. Несовместимость некоторых видов растений в разных условиях, в помещениях.
«Изобретение Дьявола» - споры. Опасные микроскопические существа. Влияние на живой и неживой мир. Способы избежания заражения спорами.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение, сравнение, анализ, выводы. Заметки, рефераты, альбомы.
Составление букетов из живых и засушенных растений. Выставки букетов.
Рисунки, поделки. Выставки творческих работ. Поэтический вечер.
Сбор и засушивание растений для творческих работ.
Выставка овощей «Причуды природы», плодов «Дары осени».

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление книги. Подбор материала для реферата, выступления на занятии, изготовления альбома.

КОНТРОЛЬ:
Составление и решение кроссвордов, ребусов, вопросов для взаимопроверки, проверочных карточек, дидактических игр. Конкурс-эрудицион «Зелёная родословная».

ЭКСКУРСИИ:
- в лес «Витамины с лесной проталины»,
- в дендропарк «Приспособленность растений из других краёв»,
- в лес «Разнообразие растений в лесах разного типа»,
- в лес «Лесные этажи».

ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
- «О цветах, травах и их обитателях»,
- «Жизнь на болотах».
Обсуждение, сравнение, анализ.

РЕЗУЛЬТАТ:
- знание происхождения культурных растений,
- понимание роли в природе, взаимозависимости и приспособленности.

8.   НА ЧТО СПОСОБЕН ЧЕЛОВЕК?
ЦЕЛЬ: формирование представления о взаимосвязи душевных качеств и удач или невезения в жизни человека.
«Вот смешно устроен человек. Всегда ему хочется чего-то особенного, непохожего на привычную жизнь. Я мечтаю о кенгуру, о диких собаках Динго. А в Австралии кто-нибудь грезит Сибирью – белыми оленями, белыми медведями, белыми полярными волками».
                                              П.Сигунов

Люди – творцы своей судьбы. Состояние души человека отражается на внешности, поведении, здоровье, судьбе. Добрые поступки влекут к себе  ответную реакцию, также добрую. Взаимопомощь. Альтруизм. Отзывчивость. Эмпатия.
Сверхспособности людей в моменты опасности. Мобилизация физических и психических сил. Преодоление страха, боли усилием воли. Воспитание в себе волевых качеств.
Причины появления сиамских близнецов, мутантов, врождённых алкоголиков, наркоманов, преступников, маньяков. Значение правильного воспитания, доброго окружения, снижения агрессивности, предупреждения преступлений, стрессов.
Наркомания и СПиД – болезни нового поколения. Пути выживания.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Анкетирование. Тестирование.  (Литература та же, что и в программе 3-го  года обучения). Самоанализ своего характера, поведения, отношения с окружающими. Поэтический вечер: стихи о дружбе, любви, душе.

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Сочинение о себе и друге. Работа с литературой. Обзор книг, журналов, газетных и журнальных статей о поведении, жизненных ситуациях, способностях людей.
О сильных духом людях, преодолевших физические недуги, сложные жизненные ситуации, потрясения…
О мутациях, уродствах  - последствиях экологических катастроф.

КОНТРОЛЬ:
Индивидуальное обсуждение результатов тестов.
Уровень активности, искренности при обсуждении тем занятий.
Дидактические игры. Карточки с ситуациями. Конкурс-эрудицион «Твои возможности, человек!».

ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
- «Катастрофы»,
- «Таинственный подземный мир»,
- «Циклон»,
- «Электричество».
Обсуждение поведения людей в экстремальных ситуациях.

РЕЗУЛЬТАТ:
- понимание взаимосвязи, важности душевности, искренности, взаимопомощи,
- знание правил поведения в социуме,
- уверенность в своих силах.

9.  ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УХОДУ ЗА ЖИВОТНЫМИ «ЖИВОГО УГОЛКА»
ЦЕЛЬ: отработка практических навыков по уходу за животными; выработка ответственности, эмпатийности, терпимости.
«По свои склонностям и характеру одни зоологи в своей работе больше тяготеют к природе, изучению животных непосредственно в естественных условиях, а других больше привлекает лабораторная работа. Сознавая одинаковую ценность и важность работы и тех и других, я всё же больше на стороне первых, так как считаю работу полевого зоолога и натуралиста более увлекательной и интересной, хотя порой связанной с большими неудобствами и трудностями. Ничто так не обогащает и опытного и начинающего натуралиста, как непосредственное общение с природой, и притом по возможности во все сезоны года. Последнее особенно важно для нашей страны, где так ярко выражена смена времён года».
                                                    Я.А.Цингер

Практические навыки по содержанию животных в условиях «Живого уголка», заготовка травы, веток, сена, подготовка корма, кормление, норма корма, виды корма; заготовка опила, чистка клеток; безопасность при общении и обращении с животными во время кормления, чистки клеток, особенно с беременными животными и имеющими потомство.
Значение разнообразия и калорийности корма; значение спокойствия, чистоты клеток для здоровья животных.
Сравнение, наблюдение внешнего вида животных, экскрементов. Своевременная изоляция заболевших животных, первая помощь, обращение к ветеринару, обработка клеток.
Соблюдение санитарных норм, правильное обращение с режущими инструментами, с горячим кормом, с электроплиткой.
Контроль за поведением младших членов объединения, за соблюдением правил поведения, чистоты, тишины, санитарных норм, проверка перед уходом домой запоров на клетках.

КОНТРОЛЬ:
Наблюдение за поведением детей во время практической работы, своевременный совет в трудной ситуации.

РЕЗУЛЬТАТ:
- соблюдение санитарных норм,
- практические навыки по содержанию животных,
- ответственность за жизнь животных, за здоровье своих товарищей,
- определение состояния животных: настроения, здоровья.

10.   ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ЦЕЛЬ:
- подведение итогов деятельности,
- награждение самых верных, настойчивых, заинтересованных, талантливых, добрых, заботливых, ответственных.

Обсуждение достигнутых результатов за 4 года совместной работы. Выставка творческих работ, рефератов. Награждение отличившихся детей грамотами, подарками. Праздник «Возьмёмся за руки, друзья!».

РЕЗУЛЬТАТ: удовлетворённость достигнутыми результатами, эмоциональность.

ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ 4–ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.        Предпочтительный выбор самками-хомяками самцов.
2.        Отношение  к вмешательству, помощи крысе, рожающей детёнышей.
3.        Исследования биологической коммуникации (общения) животных «Живого уголка».
4.        Сравнение экологической обстановки города и пригорода.
5.        Изучение экологического состояния близлежащих районов города (станция Поздино, дорога от пгт Радужный к селу Лубягино).
6.        Квартира – как экосистема.
7.        Вредные для человека факторы в помещении «Живого уголка».
8.        Определение загрязнения окружающей среды по наличию лишайников.
9.        Способы охоты трясогузки, поведение, обращение  с пойманными насекомыми.
10.    Сравнение обилия птиц в лесу и в лесопосадках (роща еловая вдоль ж/д к Кирову, берёзовая роща вдоль ж/д от ст. Поздино к Кирову.
11.    Следы жизнедеятельности животных в зимнем лесу.
12.     Разнообразие растений в лесах разных типов.
13.    Сосуществование растений в лесах смешанного, лиственного, хвойного типа.
14.    Гнездование птиц на этажах леса.
15.     Круговорот веществ в природе – куда деваются трупы погибших животных?
16.    Муха – санитар природы. Что привлекает мух? На каком расстоянии?
17.    Значение растений в жизни человека.
18.    Поведение реки в разное время года, загрязнённость, количество птиц и насекомых у воды.
19.    Поведение насекомых (водных и стрекоз) на пруду в  дендрарии, на пруду у ст. Поздино.
20.    Наблюдение на остановке, в транспорте за возникновением агрессии, раздражительности людей и ответной реакцией пассажиров, скоростью распространения негативного поведения.
21.    Наблюдение анализ домашних отношений с родителями, с младшими и старшими братьями и сёстрами.

ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.        Болезни, переносимые животными.
2.        Интеллект животных.
3.        Советы ветеринара.
4.        Животные – целители.
5.        Шестиногие друзья и враги.
6.        Растения тоже умеют дружить.
7.        Экология туристской тропы.
8.        Экологические последствия воздействия человека на окружающую среду.
9.        Виды приспособлений у животных к определённому образу жизни.
10.    Приспособленность животных к среде обитания в разных климатических зонах.
11.    Факторы окружающей среды, регулирующие распространение животных.
12.    Болезни комнатных птиц и их лечение.
13.    Советы доктора Айболита.
14.    Запахи могут лечить.
15.    Значение музыки в жизни, самочувствии человека, животных и растений.
16.    Влияние красоты окружающего мира на здоровье, настроение человека.
17.    Начинающему аранжировщику.

2.4.4.  ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
ЗА 1-е полугодие 4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ

Темы: «Амфибии и рептилии - кто это?»;
«Взаимосвязь в живой природе».

I.      Выберите правильное определение:
1.     Экология это -              а) наука распространения животных
2.     Биомасса это -              б) среда обитания живых существ
3.     Зоогеография это -        в) наука о взаимосвязи в живой природе
4.     Биосфера это -                г) совокупность водорослей и мелких               ракообразных на поверхность океана
5.     Фитопланктон это -          д) совокупность всех живых существ  одного вида или вместе (разных видов).

11. Из предложенных понятий выберите то, которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два друг с другом:
Пресмыкающиеся: яйцекладущие = млекопитающие: ...
а) икрометание
б) яйцеживорождение
в) живорождение
г) гермафродитизм

III.   Что лишнее? (лишнее одно слово)
1.     копыта, волосы, когти, хитин, ногти;
2.     лягушка, жаба, жерлянка, квакша, тритон:
3.     черепаха, змея, квакша, крокодил, ящерица;
4.     гремучая, эфа, аспид, кобра, медянка;
5.     яйцо, слизь, перепонки, яд, присоски.

VI. Выберите правильный ответ:
1.     Земноводные обитают;
а)     в морской воде;
б)     в морской и пресной воде;
в)     в пресной воде.
2.     Вдали от водоемов живут:
а)     травяная и остромордая лягушки;
б)     озерная и прудовая лягушки;
в)     тритоны и жерлянки.
3.     У большинства земноводных количество пар конечностей:
а)     1        6)    4        в) 2
4.     Дыхание земноводных через кожу возможно, так как:
а)     она покрыта слизью и голая;
б)     она голая, но без слизи;
в)     у кожи роговое покрытие, пропускающее воду.
5.     Жабы живут в водоемах:
а)     постоянно;
б)     только в период размножения;
в)     во время зимовки.
6.     Процесс превращения головастика земноводных в лягушку называется:
а) развитием;    г) размножением;
б) ростом; д) прогрессом.
в)     метаморфозом;
7.     Для развития зародыша у земноводных необходимо:
а)     наличие водорослей в пруду;
б)     наличие солнечного тепла;
в)     наличие углекислого газа.
8.     Большинство земноводных:
а)     травоядные;
б)     всеядные;
в)     хищники.
9.     Роговое покрытие пресмыкающихся выполняет:
а)      дыхательную функцию;
6)      предохраняет от излишних потерь воды;
в)      обе функции.
10.    У кого из пресмыкающихся конечности превратились в ласты:
а)     у морских змей;
б)     у крокодила;
в)     у морских черепах.
11 .   Кто из пресмыкающихся ведет древесный образ жизни:
а) крокодил; б) хамелеон; в) варан; г) зеленая ящерица.
12.    Где, по вашему, количество видов рептилий больше (200,50,2):
а) Кавказ; б) Индонезия;    в) Север России.
13.    В высокогорных районах по сравнению с низменностью число видов рептилий:
а) сокращается; б) не изменяется; в) увеличивается.
14.    Кто из пресмыкающихся переносит вылупившихся детенышей к воде во рту:
а) агама;   б) крокодил;     в) черепаха.    
15.    Кто громко предупреждает приближающихся?
а) гремучая змея; б) кобра; в) крокодил.

V.     Выберите правильное утверждение.
1. Яйца пресмыкающихся покрыты оболочкой, предохраняющей зародыш от  высыхания.
2. Глаза земноводных имеют подвижные векш
3.     Все земноводные активны в теплое время года.
4.     Активность рептилий в жару понижается, а при низкой температуре
повышается.
5.     На пальцах задних конечностей у бесхвостых земноводных есть плавательные
перепонки,
6.     Самая крупная среди земноводных слоновая черепаха.
7.     Все пресмыкающиеся откладывают яйца на суше.
8.     У земноводных нет органов слуха.
9.     У самцов лягушек во время кваканья сильно раздуваются барабанные
перепонки.
10.    Кожа жаб частично покрыта ороговевшими клетками.
11. Притоны живут в воде, а размножаются на суше.
12.Земноводные раздельнополые животные.
13.Змеи могут целиком заглатывать добычу^
14.    Амфибии больше распространены в тропиках, чем в северных широтах.
15.    Жаба легче переносит засуху, чем лягушка.

VI.    Выберите соответствие (как в п.2)
1.     Личинка: жабры = лягушка: ...
а) кровь;   б) ноздри; в) кожа; г) легкие; д) кишечник.
2.     Тепло: жизнедеятельность = кислород : ...
а) газ;      б) молекула;     в) развитие; г) дыхание; д) питание.

IV. Подбери пример: виды сотрудничества организмов
1.     мутуализм (взаимопомощь)         а) прилипала и акула
2.     паразитизм                                б) птичка-дантист и крокодил
3.     комменсализм (нахлебничество) в) лань и косуля
4.     конкуренция                              г) собака и блоха
Ответы: 1) -б    2) -г        3) -а     4) -в

VIII. Утверждение. Приспособленность и ее относительность.
1. В результате борьбы за существование выживают и оставляют потомство наиболее хорошо приспособленные к данной окружающей среде существа.
2.     Птицы никогда не едят насекомых с предостерегающей окраской.
3.     Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его от хищников.
4.     Выживание и плодовитость животных не зависят от условий внешней среды.
5.     Наиболее остро проходит борьба за существование между особями одного вида.

Оценка уровня знаний:
-       «Низкий» -       меньше 15 баллов
-        «Средний»       от 16 до 30
-       «Высокий»       -       от 31 до 44

Использованная литература:
-       «Биология животных» (тесты и задания) Г.И.Лернер. М.,97.
-       Журнал «Лес и человек» за 91 и 92 год.
-       Конспекты занятий по темам.


ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
ЗА 2-е полугодие 4-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
По темам: «На что способен человек?»
«Поющие перья»
«Кто пробует еду ногой?» (насекомые)
«Зеленая родословная»

I.      Выберите правильный ответ.
1.     От чего зависит везение               а) наркомания и алкоголизм,
и невезение в жизни человека?               деградация человека;
2.     Невидимая защита человека.        б) добрые и умные, не зависимо
3.     Как называется процесс «отсасывания»          от цвета;
у человека сил, энергии?                       в) от образа жизни и даже от
4.Какие глаза располагают к себе?              мыслей добрых и злых,          завистливых;
5.     Что в обществе может       
свидетельствовать о «конце света»?       г) вампиризм;
                                                               д) аура, защитное   энергетическое поле.

II.     Выберите правильный ответ.
1.     Что общего у рептилий и птиц:
а) теплокровность; б) перьевой покров; в) способ размножения.
2.     Отсутствие зубов у птиц:
а)     обеспечивает им легкий захват пищи;
б)     облегчает полетный вес;
в)      усложняет ловлю добычи.

3.     Наука о птицах - это:
а)     птицеводство; б) орнитология; в) кинология; г) зоология.
4.     Птица, относящаяся к выводкам:
а) жаворонок; б) тетерев; в) синица.
5.     К степным птицам относится:    
а) дрофа; б) тетерев; в) рябчик.
6.     Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда потому, что:
а)     ее птенец слишком велик и его трудно прокормить;
б)     птенцов кукушки легче защитить в других гнездах;
в)     птенцы кукушки не могут питаться гусеницами, которые поедает взрослая кукушка.
7.     Решающую роль в распространении членистоногих на Земле сыграло:
а)     появление хитиновых покровов;
б)     плодовитость; в) сегментация тела.
8.     При мозаичном зрении каждый глазок животного воспринимает:
а) весь предмет; б) часть предмета; в) один глазок ничего не воспринимает.
9.     Личинки членистоногих развиваются:
а) только в воде; б) только на сушу; в) в воде и на суше.
10.    Паука можно отличить от других членистоногих прежде всего:
а) по количеству ног; б) по отсутствию крыльев; в) по нерасчлененности тела.
11 .Самыми мелкими представителями пчелиной семьи являются:
а) трутни; б) рабочие пчелы; в) матка.
12. «Зеленый крест» изучает:
а)     полезные свойства растений;
б)     вредные растения; в) взаимозависимость растений, насекомых, птиц.
13.    Какое свойство растений наиболее необходимо для существования жизни на Земле:
а) выделение кислорода; б) зеленая масса, как корм; в) покрытие почвы.
14.    Растения поглощают из внешней среды, из воздуха:
а) запахи; б) органические вещества; в) углекислый газ.
15.    Даже мухомор нельзя уничтожать потому, что:
а)     он лекарство для животных;
б)     красив;     в) служит домом для насекомых.

III.   Выберите правильное утверждение:
1.     Все птицы летают.
2.     Соколы, ястребы, орлы, коршуны относятся к хищным птицам,
3.     Птенцовые птицы откладывают больше яиц, чем выводковые,
4.     Ястребы и орлы - ночные хищники.
5.     Птицы - самый крупный по числу видов класс наземных позвоночных животных.
6.     У птиц на ногах обычно 4 пальца: три направлены вперед, а один назад.
7.     У всех птиц птенцы выводятся беспомощными, слепыми и голыми.
8.     Органы зрения, обоняние и осязание у членистоногих развиты плохо.
9.     Комар живет и в воде и на суше.
10.    Муха - сухопутное животное.
11 .У бабочек одна пара чешуйчатых крыльев.
12.Руки необходимо мыть, чтобы избежать занесения в организм личинок комнатных мух.
13.Основное положительное значение насекомых заключается в том, что они опыляют цветковые растения.
14.Насекомые не имеют большого значения, как участники пищевых цепей.
15 .Переносчиком сонной болезни является муха це-це,
16.    В расселении растений принимают участие и животные (человек, птицы, звери) и ветер.
17.    Растения, самостоятельно, в процессе эволюции, получились такими, какими мы выращиваем их на огороде и в саду.
18.    Растения разных видов при определенных условиях могут скрещиваться и давать гибриды (не считая радиации и других искусственных вредных воздействий человека).
19.    Растения дают человеку пищу, одежду, кров, тепло, энергию, настроение.
20.    Не бывает бесполезных растений.

IV.    Поясните.
1.     Кедровка, уничтожая огромное количество кедровых орешков, приносит этим же действием и пользу. Какую?
2.     Какой вред могут приносить птицы, гнездящиеся около аэродромов?
3.     У многих птиц самцы обладают ярким оперением, мощным голосом; самки же невзрачны. Почему?
4.     Перечислите, что дает человеку птица?
5.     И птицы и рептилии откладывают яйца. Почему размножите птиц считается более совершенным, чем размножение рептилий?
6.     Воробьи съедают за день количество пищи, равное примерно 80% от собственного веса. Почему они так много едят?
7.     Кому больше яиц приходится откладывать рептилиям или птицам? Почему?
8.     В лесах вместе с ростом численности зайцев повышается численность рыси. Через некоторое время количество обоих видов понижается. Почему?
9.     Ящерица бегает, приподнимая тело над поверхностью земли. Зачем?
10.    Наиболее остро происходит борьба за выживание между животными одного вида. Почему?.

V.     Распредели животных по отрядам, проставив номера в таблицу.
Животные:                                              
1.     Выхухоль  7. Бобр     13.    Касатка    19. Тюлень        25. Кролик
2.     Хомяк       8. Пищуха 14.    Морж        20. Нерпа  26. Кабан
3.     Ёж    9. Землеройка 15.      Нерпа       21. Лошадь       27. Кот камышовый
4.     Крот 10. Ушан   16.    Сивуч       22. Жираф 28.Мышиный лемур
5.     Вечерница 11. Куница        17.    Хорек       23. Орангутанг  29 Павиан
6.     Батман     12.Афалина       18. Соболь 24. Тигр   З0.Мартышка   
       
        Отряд              № животного            

1.     Насекомоядные 1,3,4,9
2.     Рукокрылые      5,6,10
3.     Зайцеобразные  8,25
4.     Грызуны            2,7
5.     Хищные            11,17,18,24,27
6.     Ластоногие       14,15,16,19,20
7.     Китообразные    12,13
8.     Копытные           21,22,26
9.     Приматы           23,28,29,30
       
VI.    Соотнесение цифры и название видов животных:
1.     Насекомые (750 тыс.)                        а) 36 тыс. видов
2.     Пауки (36 тыс.)                                 б) 3,5 тыс. видов
3.     Земноводные (7 тыс.)                        в) 750 тыс. видов или 2 млн видов
4.     Пресмыкающиеся (3,5 тыс.)       г) 9 тыс. видов
5.     Птицы       (9 тыс.)                      д) 7 тыс. видов

VII.   Назовите причины гибели животных:
-       естественные (природные) - по вине человека
      Природные: обильные снегопады, гололед, вулкан, наводнение, засуха + пожары, сели; болезни, эпидемии; размножившиеся хищники.
      По вине человека: вырубка лесов, строительство, прокладывание дорог, осушение  болот,       запашка земель, пожары, ядохимикаты, на полях минеральные удобрения, браконьерство, военные действия, химические, радиоактивные отходы...

Оценка уровня знаний:
-       «Низкий»  -       меньше 30 баллов
-       «Средний» -       от 31 до 60
-       «Высокий»        -       от 61 до 80

Используемая литература:
-       «Биология животных» (тесты и задания) Г.И.Лернер, М.,97
-       «300 вопросов и ответов о животных», В.А.Алексеев, Яр,92
-       «300 вопросов и ответов о насекомых», В.А.Алексеев, Яр,98

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНЕНИЕ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 5. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И БИБЛИОГРАФИЯ.

ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯБлочная схема изучения теоретического материала; ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ; ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.


ПРОГРАММА «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 9. ПРИЛОЖЕНИЕ: МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ, РАЗНЫМ ВИДАМ ЗАНЯТИЙ.

Комментариев нет:

Отправить комментарий