Два события случаются в жизни любого
человека — рождение и смерть. Как бы ни различались наши судьбы, какие бы
испытания ни выпадали на долю, все начинается с первого крика и заканчивается
у гробового входа. В начале и в конце земного пути совершаются два великих таинства,
высятся ворота, миновать которые не дано никому. Сторожевые посты Судьбы.
Во все времена рождение и смерть
обставлялись с приличествующей случаю торжественностью, разрабатывались и
свято соблюдались обряды, глубочайший смысл которых — посвящение в жизнь
земную и в жизнь вечную.
Чрево Рая
В стародавние времена любая повивальная
бабка или шаман знали о таинстве рождения гораздо больше, чем современные
специалисты. А знали они, что в первые мгновения появления на свет с
новорожденным происходит нечто такое, что в дальнейшем определит его место в
вечности. Потому уже процессу обрезания пуповины придавали наиважнейшее
значение.
У древних славян, например, мальчишек повитухи
отрезали от матери наконечником боевой стрелы. Девочек — инструментом для
кройки одежды, примитивными ножницами. После этого новорожденного пеленали в
специальную ткань с нанесенными знаками и символами рода — чтобы «назначить»
покровителей, которых обретал малыш, придя в этот мир.
А вот дикари первым делом стремились убедиться,
что на свет явился именно человек, а не дух-оборотень. Ведь, согласно
представлениям древних, материнское чрево является мостом между миром людей и
миром мертвых. А на границе, сами знаете, всякое бывает. Отсев целиком и
полностью был на совести шамана, который один знал, как разоблачить коварного
«лазутчика»-демона.
Известный немецкий психолог Отто Ранк был
убежден, что память о счастливой поре пребывания в материнском чреве в нас
неистребима и неосознанно проявляется в представлении... о Рае. Но тогда
получается, что сам акт рождения — не что иное, как изгнание из этого Рая,
Потому всю свою дальнейшую жизнь человек стремится к утраченному блаженству. И
если Ранк прав, тогда интересно было бы узнать — за какие такие прегрешения
человек упорно из Рая изгоняется?
Обретение себя
Дикари — дети природы — о таких высоких материях,
разумеется, не задумывались. Тем не менее, процесс «делания человека» для них
являлся самым важным и ответственным. Потому младенец на пути к взрослению
преодолевал нелегкие испытания.
Если устанавливалось, что новорожденный все-таки
человек, над ним совершался ритуал Наречения Детским Именем. Этот ритуал еще
раз подтверждал его человеческий статус, потому как звери своим детенышам имен
не дают. После этого знаменательного события младенец становился «дитем»,
существом среднего рода, и передавался под опеку женщин племени. Но и тут его
не оставляли в покое.
С 2 до 7 лет ему предстояло пережить
«введение» в пол и род. На тело малыша наносили особые насечки, по которым
только и можно было по-настоящему определить — мальчик это или девочка.
Древние славяне своим трехлетним отпрыскам впервые надевали порты, а девочкам —
сарафан или юбку. С этого момента воспитание переходило к старейшинам.
Для будущих мужчин-защитников племени
проводили церемонию «подстяги»: сажали на коня, опоясывали мечом и трижды
обводили вокруг двора, после чего приступали к обучению чисто мужским
обязанностям. Девочкам же давали веретено и прялку, и она училась... прясть
свою судьбу. Первой нитью, спряденной дочерью, мать опоясывала ее в день
свадьбы, чтобы защитить от порчи.
В 7 лет, пройдя специальную церемонию, подросток
первобытного племени получал статус «младшего», в придачу к которому полагалась
доля пищи и куча обязанностей.
С 13 до 15 лет проводилась церемония
Возрождения после Смерти и Пробуждения Мужского и Женского начала. На этой церемонии
ребенок переживал ритуальную смерть, приобщался к сакральным тайнам племени,
получал взрослое имя и заново рождался — теперь уже как настоящий мужчина и как
настоящая женщина.
Переживание ритуальной смерти входило в
обязательную программу. А как еще «познакомиться» с могучими потусторонними
божествами, духами предков, демонами?.. Следовавшее затем «воскрешение»
символически повторяло процесс появления на свет младенца. На сей раз
«материнским чревом» становились специальный шалаш, землян-
ка, печь, погреб или баня.
Бедуины своих «тинейджеров» закапывали в
песок, эскимосы — в снег, жители островов окунали «зановорождающихся» в воду.
Пройдя символический круг жизни, они уже знали толк в демонах, умели
договориться с магическими силами природы.
Символом материнского лона, кстати
сказать, является сказочная избушка на курьих ножках. Не случайно Баба Яга так
и норовит своего гостя либо сварить в котле, либо засунуть в печь, где он
должен перевариться-переродиться. Потому при всем своем коварстве она не
воспринимается как злая сила.
Оправдание бытия
И все же: откуда в наших предках завелся
червь сомнения в какой-то изначальной своей неполноценности? Откуда в них это
ощущение неоправданности своего бытия? Ведь Отто Ранка и других философов они,
скорее всего, не читали, как, впрочем, и Библию, и другие умные книжки.
По мнению выдающегося исследователя
древних культур Мирча Элиадэ, всевозможные посвящения в род, пол, племя
позволяли постичь «тройное откровение: откровение Священного, Смерти и
Сексуальности».
А современный философ Владимир Микушевич,
исследовав значение таких дикарских «фенечек», как табу и тотем, вслед за Отто
Ранком пришел к мысли о вечном стремлении дикаря обрести утраченный Рай. С
тотемом все понятно. В нем — сила. Он — нечто вроде охранной грамоты. А зачем
нужно табу — запрет, за нарушение которого можно лишиться жизни?
Вспомним, Адам и Ева, нарушив запрет (табу)
Бога, вкусили от Древа познания, которое росло в Раю, и были за это изгнаны с
глаз долой. Их проступок был не в том, что они вкусили запретного плода. В
нем-то как раз ничего плохого не было. В Раю что попало не вырастет. Парочка
согрешила самим фактом нарушения запрета, который — не что иное, как
организующее начало бытия. Как это ни покажется странным, именно запрет из
Хаоса сотворил вполне обитаемое пространство. Ведь там, где можно все или
ничего нельзя, жить невозможно.
Да, дикари священных писаний не читали. Но
они жили в мире, сотворенном Богом. В мире, подчиняющемся определенным
организующим законам, нарушение которых запечатлелось на генетическом уровне. Значит,
чтобы спастись, нужно вину за «изначальное» ослушание искупить. Этот путь
спасения и есть строжайшая система табу у дикарей. А в христианской религии
этот путь спасения называется таинством. Есть у него сторона видимая — обряд.
И невидимая — благодать.
В отличие от обряда благодать увидеть нельзя.
Потому что это энергия «прощения», которая исходит от Бога.
Сотворение реальности
Итак, непослушание Богу грозит разрушить
сотворенный Им мир. Можно сказать, что тем самым ослушник в какой-то мере «убивает»
и самого Бога. И Бог становится жертвой. Потому «общим местом»
древнеегипетских и древнегреческих мистерий, а позднее некоторых религиозных
обрядов было символическое повторение человеком пути (или испытаний) Бога:
смерть и возрождение. Сострадая Богу, человек искупал свою вину и получал
право на перерождение. Ему как бы давался шанс еще раз прийти в этот мир не
отягощенным виной губительного непослушания.
К примеру, в Древнем Египте обряд посвящения
включал распятие на кресте солнцестояния и равноденствия (свастике), а затем
погребение в огромном саркофаге, где царили пробирающий до костей холод и мгла.
Камера Царя Великой пирамиды считалась узким мостком между мирами —
материальным и высшим, пройти через который мог только избранный.
Как же все переплелось, однако: дикари и
жрецы, камера пирамиды и избушка на курьих ножках...
Но самое замечательное, что обряды и таинства
присутствуют и в нашей жизни.
Цивилизация слепых
Особенно по этой части отличились
советские времена. Тогда каждый гражданин, начиная с девятилетнего возраста,
по крайней мере, четыре раза за свою жизнь проходил ритуал посвящения — в
октябрята, пионеры, комсомол, а там и в «касту жрецов» — партию. Каждое
посвящение сопровождалось отработанным до мелочей ритуалом: вручением
священного знака принадлежности к кругу избранных (значок, галстук, билет,
который, бывало, ценился дороже жизни), барабанной дробью, звучанием гимна,
принесением клятвы.
И не потому ли современные подростки норовят
сделать татуировку или пирсинг — проколоть себе уши, нос или пупок, брови или
язык — вообще все, что удается проколоть? Так инстинктивно они стремятся
пролить кровь, испытать боль, знаменующую переход к некоему новому качеству.
Все это говорит о том, что до сих пор не
утратила актуальность основная сакральная идея, породившая обряды посвящения:
настоящий человек не может появиться на свет в результате естественных
физических процессов. Мы по-прежнему остаемся изгнанными из Рая. И по-прежнему
стремимся вернуться в его лоно. Вопрос только в том, чем заслужить прощение
Всемилостивейшего Бога.
Юлия БРИМИНА
«Оракул»
Комментариев нет:
Отправить комментарий