пятница, 2 февраля 2018 г.

Конкурс-эрудицион «Приспособленность животных»

Конкурс-эрудицион «Приспособленность животных». 

(Проверка знаний по темам: «Взаимосвязь в живой природе», «Птицы и насекомые», «Что дает человеку растительный мир») 
для детей младшего и среднего школьного возраста 
в условиях дополнительного образования

(За 2е полугодие 1го  года обучения по программе "МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ")
                        Условия игры те же, что и в конкурсе-эрудиционе  1-го полугодия (в 1 туре; 2-й тур без картинок; за правильный ответ – жетон).
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- табло с прозрачными карманами для картинок
- картинки – изображения животных, о которых будут вопросы, с номерами.
- карточки с крупными цифрами от 1 до 9 для каждого участника мероприятия, размером примерно 3 на 6 см
- конфеты или любые другие небольшие сувениры
- жетоны – картонные карточки размером примерно 3 на 3см (пуговицы, всё, что подойдёт по количеству – много)
- грамоты за 1-е, 2-е, 3-е,… место
Например, такие:



В конкурсе-эрудиционе
«ЖИВОТНЫЕ ВЯТКИ»
За ______ место
награждается
__________________________
«Живой уголок»
_____________


Перед детьми на столах карточки с цифрами от 1 до 9.
После вопроса, молча, на счёт 1, 2, 3 – игроки поднимают карточку с цифрой соответствующего животного.
За правильный ответ – жетон.
По количеству жетонов, то есть правильных ответов, оцениваются знания. За 1-е, 2-е, 3-е место – грамоты и небольшие призы.

I тур. Из разных тем по одному вопросу.
№ п/п
Вопрос
№ карточки
Картинка
1.       
Кто приносит человеку огромную пользу, поселяясь в его доме?
9
Паук
2.       

Самая большая лакомка: хищник, но любит есть насекомых, орехи, ягоды, фрукты, гриб, злаковые…

1
Медведь
3.       
У кого отпугивающая, предупреждающая окраска?
7
Пчела
4.       
У кого самый некачественно построенный дом, сквозь прутья которого видны его обитатели?
4
Голубь
5.       
А кто при строительстве своего жилья использует бактерицидные травы, около 32 видов, в том числе полынь?
5
Скворец
6.       
У кого самый тонкий слух, около 120 тысяч ГЦ?
8
Злато-глазка
7.       
Самое живучее животное, уцелеет даже после ядерного взрыва?
3
Крыса
8.       
Поддается дрессировке и применяется человеком на охоте птиц.
6
Сокол (коршун)
9.       
Самые доброжелательные из хищников к особям своего вида.
2
Лиса

II тур. Викторина без картинок.
Вопрос
Ответ
1.

Зачем кошка умывается?

Уничтожает свой запах после еды, перед следующей охотой.
2.
Зачем слону большие уши?
Охлаждение, в качестве веера.
3.
Кто сытнее живет их коров, хвостатая или бесхвостая?
Хвостатой корове, хвост, отгоняя насекомых, позволяет спокойно кормиться на месте.
4.
Как по внешнему виду определить большую собаку?
Свалявшаяся грязная шерсть, опущенная голова, хвост волочится по земле, грустные, мутные, слезящиеся глаза, равнодушие к еде и ласке, выпадающая клочками шерсть, проплешины…
5.
Как решают животные, кто из них старший по рангу?
Меряются сначала размерами. Потом силами, если никто не хочет уступать.
6.
Какую роль играют запахи в жизни животных?
Помогают находить пищу, предостерегают об опасности, предупреждают о приближении врагов,  чужаков или приглашают к спариванию.
7.
Зачем птице гнездо?
Для выведения птенцов; главное назначение гнезда – охранение тепла.
8.
Зачем кошке хвост?
Руль при прыжках, распушенный хвост –средство устрашения врага, при общении…
9.
Какие уши у нутрии?
Несколько мышц, которые, сокращаясь, закрывают проход воды в ухо.
10.
С помощью чего слышит рыба?
Плавательный пузырь, нервные окончания на боковых линиях, внутреннее ухо.
11.
Какое ухо у медузы?
Несколько камешков, которые при колебании воды «брякают» и предупреждают хозяйку о чьем-то приближении.
12.
Зачем хвост лисе?
Зимой укрывает от холода и помогает обмануть, например, охотничьих собак.
13.
Почему собаку, как и многих других животных, называют «эликсиром здоровья»?
За положительное воздействие на человека увеличение продолжительности жизни человека снятие болей, стрессов, давления, излечивание.
14.
Какую пользу человек и животные оказывают таким растениям как репей, повилика, череда…
Цепляясь за шерсть животных, одежду человека растения расселяются: семена разносятся, рассеиваются.
15.
Зачем животные метят свою территорию?
Чтобы другие, особенно этого же вида, ее не занимали из-за ограниченности пищи.

III тур. «Что дает человеку растительный мир?»
№ п/п
Вопрос
№ карточки
Картинка
1.
Бывает и съедобным, и ядовитым, и лекарственным.
8
Гриб
2.
В каком виде наша одежда в поле растет?
1
Лен
3.
Родоначальник хлеба.
5
Пшеница
4.
Основной корм первого помощника человека в поле.
3
Овес
5.
Лекарственный чай.
6
Шиповник
6.
Садовое и лесное лакомство.
4
Земляника
7.
Лекарство от простуды.
7
Чеснок
8.
«Второй хлеб».
2
Картофель
9.
Его родственница для некоторых народов служит заменителем мяса по количеству белка.
9
Горох (соя)

Что лишнее в каждом ряду?
1 ряд – картофель-овощ;
2 ряд – пшеница - злаковая, ягод на ней нет;
3 ряд – гриб – особый вид, его даже к растениям не относят некоторые ученые, тем более к тому же он не растет на огороде.

Кто лишний в первом туре?
Крыса – грызун, вредитель.
Голубь – практической пользы человеку не приносит, т.к. питается только зернами и крошками хлеба, т.е. насекомых не ловит.
Паук – не насекомое, особый вид – паукообразных.

Оценка уровня знаний:
·          «Низкий» – менее 20 баллов
·          «Средний» – от 20 до 30 баллов

·          «Высокий» – от 30 до 39 баллов

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий