вторник, 27 февраля 2018 г.

"ПРОСТИ МЕНЯ, БЕРЁЗА!" Есть в жизни место чуду


"ПРОСТИ МЕНЯ, БЕРЁЗА!"       

Есть в жизни место чуду
В этой истории нет ни капли выдумки. Чудо всег­да рядом с нами. Недавно я где-то услышала такие слова: «Ищите чудо, стремитесь к чуду, создайте чудо, творите чудеса! Бог вам в помощь!» Они очень созвучны моей душе. Ваша газета — неизменно лю­бимая, интересная, со своим неповторимым лицом. Она — как глоток чистого воздуха. Спасибо вам за та­кое очень нужное всем издание.

Березу эту я знала дав­но. Сколько живу. И была она вроде, как все другие березы. Ствол белоснежен, береста гладкая, приятная на ощупь. Дерево слегка клонилось к дороге, как бы прислушиваясь — а что там за жизнь? Жизнь на дороге кипела. Гудели грузовики, шли люди, сверкали спи­цы велосипедов, смеялись ученики. Дорога жила и не было ей дела до березы. Сколько раз проходила и я мимо нее, то с мамой и от­цом, то с друзьями. Береза была началом леса. А лес всегда манил — старый, дедовский, заросший, но все равно любимый. Был он как бы сзади города и лю­ди не без юмора называли его крепко и емко — Зады. Да и человек задним умом крепок. Не всегда замеча­ет то, что на виду, не всегда осознает очевидное. Мно­гое закрыто для человека, а когда самая малость от­кроется, он и не знает, что ему с этим делать да как относиться.

Шла я однажды по этой дороге. И солнце грело, а на душе было смутно, грыз­ло что-то, скребло, не от­пускало. И я по небольшой насыпи спустилась к бе­резе, присела возле ро­зовых островков набора и золотых метелок зверобоя. Впервые толком рассмот­рела березу. Вся она бы­ла, как слегка наклоненная свеча. Высоко вверху эта свеча раздваивалась, свер­кая белизной на фоне сине­го неба... И столько было в ней чего-то близкого, род­ного, что я даже удивилась. Не всякий человек так смо­жет молча утешить и понять. Я поднялась, поглади­ла теплую кору и стала об­ходить это старое дерево. И неожиданно выше уров­ня глаз увидела очень ко­роткое, но четкое слово на коре — «Бог». Что обычно царапают на деревьях? В лучшем случае — свое имя, в худшем — не совсем хорошие слова. А здесь вдруг - «Бог»! Какая же это доб­рая душа, какой верующий человек взял да так искус­но, почти славянской вязью начертал это благодатное слово — «Бог»?

Прикоснулась руками... Ощутила устойчивое силь­ное тепло. В какой-то мо­мент я вдруг поняла, что вряд ли человеческие ру­ки сделали это. Так само получилось. Сама приро­да с помощью этой краси­вой мощной березы слов­но говорила нам: «Смот­рите лучше сердцем! Есть любовь, есть Бог, есть ве­ра. Надо только уметь ви­деть». И стала береза на несколько лет для меня и моих знакомых естествен­ной природной церковью. В тот первый раз она мне помогла. Все мои горести как-то отошли на второй план, показались не столь важными. Тогда же я заметила, что темные полоски на стволе так соединились, что слева от слова «Бог» был ясно виден православ­ный крест. Передо мной была, конечно, не икона, а что-то иное, сродни иконе, но на другом — природном уровне.

Приехал в гости брат Сергей, художник по про­фессии. Долго смотрел на березу, на слово «Бог». Бе­режно прикоснулся рукой к бересте и заметил: «А зна­ешь, это не людских рук работа. Это так и было». И напомнил мне поверье, что заболевшие древляне шли на излечение именно к бе­резам. Не просто шли, а с молитвой. Они верили, что береза всенепременно от­зовется на просьбу и изба­вит просящих от недуга.

Вспомнились редчай­шие письма и документы на бересте, которые бы­ли найдены в Новгороде. Я видела их, когда была в этом древнем городе. А пословица наших дедов: «Кабы не лыко да береста, так мужик бы рассыпался!» Моя тетка из белорусской деревни Ярыги показыва­ла мне березовые лапти почти целиком из бересты. Без них ни во двор к скоту не выйти было, ни на жатву, ни в овин...

Страшная авария случи­лась как-то на этой дороге. Машина была разбита, как говорят, в щепки. Какая-то сила повела меня в те мес­та, хоть я и не люблю смот­реть на аварии. Встречный прохожий сказал мне на ходу: «А люди-то живы все. Вот чудо! Всех их к березе выбросило». И у меня стало тепло-тепло на душе.

Бог, береза спасли лю­дей, хотя они об этом так и не узнали. А через два года в наших местах ночью бы­ла сильная гроза, ураган, шквал ветра и дождя! Всю ночь злобилась непогода. Сильнее всего громыха­ло у леса. И что же? Рядом с моей березой метрах в трех росла ее ровесница, сильное и крепкое дерево. Молния переломила ее как спичку. А береза со сло­вом «Бог» уцелела. Ни од­ной сломанной ветки вок­руг, словно и не было ура­гана. И в самом деле, хра­нил ее Бог.

Молитва в храме дает многое, но упражняться в молитве надо на природе. Около березы молитвы и просьбы звучали просто, не мудро, несложно, по-детски, что ли.

И все же горькая доля да несчастная судьба бывает и у деревьев. Когда-то я чита­ла сказ про березу: «А при­дут дровосеки — так и вовсе прощайся с жизнью!» Дро­восеки эти пришли к моей березе весной. Чем им так помешала она, я не знаю. Пришла с друзьями к бере­зе, а ее нет. Пусто. Словно церковь снесли. Только воз­дух струился, свободно перетекая в пространстве, да кукушка куковала... Многие, видели, что от срубленно­го дерева остался большой желтый пень с годовыми кольцами.

У березы цвет древесины сначала густо­оранжевый, обильно идет (если это весной) березо­вый сок, потом появляется розовая пенка, и, наконец, этот остаток дерева густо краснеет, словно и в самом деле проступает кровь, как у человека. Спас на крови, церковь на крови, береза на крови... Вот такая цепоч­ка. Мне очень жаль тех, кто погубил дерево. Чувствую свою вину. Надо было как-то уберечь его от гибели. Я же этого не сделала, не смогла.

В конце жизненного пути писатель И.Бунин вспомнил самое дорогое — золотые колосья в поле и березу у дороги. Поэт С.Маршак за­помнил на всю жизнь ранний рассвет и березу за окном. Писатель, поэт-фронтовик К.Симонов тоже вспомнил березы, которые при жизни нельзя отдать врагу. В июне 1941 г. К.Симонов был в Чаусах и шел вместе с войска­ми старым екатерининским трактом в сторону Могиле­ва. Громыхала война... И провожали бойцов чаусские березы.

Уйдут все наши важные дела, бесконечная суета и спешка. Что мы вспом­ним?
Очень медленно, но все же идет в Чаусах строи­тельство церкви. Это так хорошо! А в памяти, в сер­дце живет береза. Прости нас, береза!

Валентина САМОЙЛОВА, ул. Пионерская, 14-50, г.Чаусы, Могилевская обл., 213206, Беларусь.
«Народный доктор», №13, 2006 г.

К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz


Комментариев нет:

Отправить комментарий