КАРТИНКА ИЗ ГАЗЕТЫ
СЛАВЯ ПАСХУ СВЯЩЕННУЮ И
ТАИНСТВЕННУЮ
Сценарий познавательного мероприятия о традициях и
обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста
(«Пасхальный трезвон»)
Пасха. Светлое Христово Воскресение.
Велик день
Главный
христианский праздник исторически связан с традицией древних иудеев.
Ветхозаветная Пасха — это праздник, установленный в память о великом событии —
избавлении еврейского народа из египетского плена, когда возглавляемые Моисеем
израильтяне покинули Египет и, претерпев множество испытаний, после
сорокалетних странствий достигли земли обетованной. Об этой священной для
иудеев истории рассказывается в книге «Исход», входящей в состав Библии
(«Ветхий Завет»). «Пасха» на еврейском языке означает «переход», «прохождение»,
«избавление».
Христианская
(новозаветная) Пасха посвящена иному событию — Крестной смерти и Воскресению
Спасителя из мертвых. Христиане торжествуют избавление через Христа всего человечества
от рабства диаволу, дарование людям жизни и вечного блаженства.
В первые века христианства в различных местах отмечали Пасху в разное время. На Востоке, в малоазийских церквах, ее праздновали в 14-й день месяца нисан (второй весенний месяц, примерно соответствует апрелю), на какой бы день седмицы он ни приходился.
Западные
христиане, почитая неприличным праздновать Пасху вместе с иудеями, совершали
ее в первый воскресный день, после весеннего полнолуния. Два различных обычая
существовали до I Вселенского Собора (325 г.), на котором постановлено было
праздновать Пасху повсеместно в первое воскресенье, следующее за весенним
равноденствием и полнолунием, чтобы Пасха христианская всегда отмечалась за
иудейской и именно в воскресенье.
Светлое
Христово Воскресение стало отмечаться на Руси после ее крещения, в конце X
века. Праздник по старому стилю приходился на период с 22 марта по 25 апреля, а
сейчас — на апрель — начало мая.
В
течение всей Пасхальной седмицы царские врата, северные и южные двери в алтаре
не затворяются, символизируя то, что Господь воскресением Своим открыл нам
врата Царства Божия. По народным представлениям, эта неделя — самое
благоприятное время для рождения и для смерти. Долго сохранялось убеждение, что
наиболее легкие роды бывают в Пасхальную неделю, а появившийся на свет ребенок
получает божественное покровительство, ему уготована счастливая жизнь. Верили,
что все дни Светлой седмицы на небесах открыты ворота в рай и всякий умерший
попадает прямо туда. Потому и умереть на Пасху почитали за великое благо,
говорили, что это свидетельствует о безгрешности, святости человека.
Считается,
что от Пасхи до Вознесения по земле странствуют Христос и апостолы в нищенском
одеянии. Они испытывают людское милосердие, награждают добрых, отзывчивых и
карают злых, жадных.
Пасхой
завершался семинедельный Великий пост, в течение которого верующие готовились
к должной встрече праздника.
В
последнюю — Страстную — неделю поста проводилась тщательная уборка в домах и в
хозяйственных дворах: все должно быть чистым, соответствовать праздничному
настроению. Столы покрывались нарядными скатертями, иконы украшались лучшими,
богато вышитыми полотенцами, радовали глаз сверкающие белизной нарядные
занавески на окнах, побеленная печка, каждая половица выскобленного пола.
Один
из корреспондентов журнала «Живая Старина» писал в № 1 за 1894 год из
Тюменского края: «Перед Пасхой изба и горница у нас принимают праздничный вид.
Вымывши полы в горнице, мать расстилает половики, а пол в избе посыпает белым
песком. В горнице на простенки и на занавесу развешивают белые полотенца с
пришпиленными к ним цветными, по большей части шелковыми лоскутками. После
Пасхальной недели эти полотенца снимают».
Шли
приготовления к пасхальной трапезе. Женщины пекли куличи, делали пасху, красили
и расписывали яйца. Пасхальные блюда обязательно накануне праздника освящали в
церкви.
Подготовившись
к празднику, люди в субботу вечером спешили в храм. Главным событием,
кульминацией празднества было торжественное богослужение.
Собственно
пасхальная служба начиналась с крестного хода — процессия прихожан во главе со
священнослужителями выходила из церкви, обходила ее и возвращалась к порогу
храма. Ровно в полночь священник объявлял о Воскресении Иисуса Христа
возгласом «Христос Воскресе!», церковные двери отворялись и под праздничный
колокольный звон все входили в храм, где продолжалось, теперь уже радостное,
праздничное богослужение.
Пропустить
пасхальную службу считалось недопустимым грехом и грозило большими
неприятностями, неудачами во всех начинаниях.
Традиционно обязательными становились праздничные нормы
поведения: поздравление и приветствие каждого, обильное и долгое (длительное)
столование, нарядная одежда, обмен подарками, участие в традиционных
увеселениях, согласно полу и возрасту (хороводы, песни, игры, гуляние на
открытом воздухе — «на людях» и среди людей и пр.).
На
Пасхальной неделе взаимное посещение близких родственников и друзей начиналось
с понедельника и не прекращалось до воскресенья. Все поздравляли друг друга,
произнося: «Христос Воскресе!» и в ответ обязательно слышали: «Воистину
Воскресе!» Люди обнимались, христосовались (троекратно целовались),
обменивались крашеными яйцами.
Вера
в то, что нарушивший правила празднования Пасхи совершает страшный грех и
навлекает на себя разного рода неприятности, в народе дополнялась убежденностью
в том, что такой человек непременно должен быть наказан. Повсеместно не
явившихся на пасхальную заутреню «отыскивали сообща и окачивали холодной
водой».
Историки
сделали вывод о том, что это остатки древнего весеннего ритуала. Тогда
обливанию подвергались все жители селения в надежде на то, что такие действия
помогут обеспечить обилие влаги для посевов и набирающей силы растительности.
Действительно,
Пасха объединялась в народном сознании с весенним возрождением природы, как бы
принимающей участие в радостном праздновании величайшего из евангельских
событий, знаменующего победу над тьмой и смертью.
В
России Пасха открывала весенне-летний цикл обрядов и обычаев, который длился до
Ильина дня (2 августа / 20 июля).
Традиционно
на всех праздниках люди поют. И мы здесь и сейчас поддержим эту традицию. (На подносе карточки со строчками из песен,
«рубашкой» вверх. Или полоски бумаги скручены в трубочку и лежат в коробке.
Строчки из одной песни - одного
цвета. Карточки разбираются в случайном
порядке.) Вам надо объединиться в компании по цвету. Вспомнить и спеть
песню. Обязательно обнимитесь, найдя своего компаньона.
Остальные
гости подпевают.
Я во праву руку луку, Во левую — чесноку, Сама по цветики пойду, По лазоревые. |
«ПО УЛИЦЕ МОСТОВОЙ» |
Мы вдвоем с ней на травке сидели, Нас укромно скрывали кусты, А над нами все ласточки пели, И сильней опьяняли цветы. |
«ПОЙ, ЛАСТОЧКА, ПОЙ» |
Тает луч забытого заката, Синевой окутаны цветы. Где же ты, желанная когда-то, Где, во мне будившая мечты? |
«ТОЛЬКО РАЗ» П.
Д. Герман |
Я по улице поехал, По дороге поскакал, По дороге между бурых, Между серых, между скал. |
«ЧЕРНОГЛАЗАЯ КАЗАЧКА» Слова И.
Сельвинского |
Все
молодцы! АПЛОДИСМЕНТЫ!
Пасхальный стол
Утром
Пасхального воскресенья каждая православная семья разговлялась. Завтракали,
как правило, в узком семейном кругу: ходить в гости в первый день Пасхи было не
принято. На праздничном столе обязательно стояли освященные накануне кулич,
пасха и крашеные яйца. Остальная еда — пироги, домашняя колбаса, жареная
свинина, масло, сыр, рыба, мед, сладости, вино и пр. — выставлялась на
усмотрение хозяйки, определялась достатком семьи, ее вкусами, местными обычаями.
По традиции, начинали трапезу с пасхального яйца (яиц). Затем съедали по куску
кулича и по ложке пасхи. После этого принимались за другие яства.
Обычай
делиться друг с другом пасхальной пищей, вкушать от общего блюда получил у
восточных славян широкое распространение. Принято было, отправляясь в гости,
брать с собой яйца и куличи и, поздравляя с праздником, вручать их хозяевам, а
в ответ получать от них то же подношение. Считали должным одарить пасхальной
пищей (крашеными яйцами в первую очередь) нищих, убогих, бедных. Непременно
обменивались пасхальными яйцами крестные родители и крестники. Слуги и
подчиненные отправлялись к хозяевам и начальникам с самым красивым яйцом, те в
свою очередь одаривали каждого пришедшего и не могли отказаться
похристосоваться с любым человеком.
К
Пасхе яйца заготавливали в большом количестве, чтобы всю неделю иметь при себе
и не оказаться в неловком положении, если придется с кем-то христосоваться.
Символика яйца. Магические, ритуальные
действия с пасхальными яйцами
Яйцо
издревле осмыслялось как начало всех начал, оно было символом возрождения и
обновления, плодовитости и жизненной силы. Не случайно, многие народы знают
мифы о сотворении мира из космического яйца, да и сам мир в фольклоре разных
времен и народов уподоблялся яйцу: скорлупа — небесная твердь, пленка — облака,
белок — белый свет, где живут люди, желток — центр, рождающее нутро земли. С
яйцом связан общечеловеческий мотив преодоления смерти, возобновления жизни и
воскресения. Красный цвет ритуального яйца в древней символике ассоциировался с
образом солнца, а позднее с кровью Христа.
На
всей огромной территории проживания русских освященным пасхальным яйцам и их
скорлупе приписывалось немало магических свойств. Известно множество ситуаций,
когда использовали пасхальное яйцо, реализуя его обережную, продуцирующую,
целительную и прочие функции, коими было оно наделено в мифопоэтическом
сознании человека. Вот лишь некоторые примеры.
С
пасхальным яйцом обходили загоревшееся строение или кидали яйцо прямо в пламя,
надеясь, что это поможет остановить распространение огня и затушить пожар.
При
посеве льна освященные в Пасху яйца подбрасывали вверх, «чтобы льны были
высокими, длинными»; кое-где яйцо закапывали в землю, чтобы у льна головки были
величиной с яйцо. Освященные яйца клали и в посевное зерно, бросали в первую
борозду, чтобы хлеб уродился густой, с тугим колосом.
С
пасхальным яйцом искали заблудившуюся скотину; оглаживали им корову (водили
яйцом по крупу) при первом весеннем выгоне и лошадь перед началом полевых
работ. При этом приговаривали: «Будь гладка, как пасхальное яичко!»
Воронежские
крестьяне считали, что после Пасхи за работу нужно приниматься, имея при себе
красное яйцо, чтобы всякое дело спорилось.
Повсюду,
как уже говорилось, девушки умывались с красного яйца, желая быть румяными,
красивыми, любимыми.
Поиграем?!
Все встаём.
ХОХОТУНЬЯ
Играет любое количество
участников. Все участники игры, если это свободная площадка, образуют большой
круг. В центре - водящий с платочком в руках. Он кидает платочек вверх, пока он
летит до земли, все громко смеются, платочек на земле - все утихают. Только
платочек коснулся земли, вот здесь-то и начинается смех, и с самых смешливых
берем фант - это песня, стих и т.д.
Всем
спасибо! Продолжаем знакомиться с пасхальными обрядами.
Обходы дворов
Как
и в другие большие праздники, на Пасху совершались традиционные обходы дворов.
Начиная
с первого дня Пасхальной седмицы дома селян посещали священники в
сопровождении причта и наиболее благочестивых прихожан. Отслужив в доме
молебен, они получали вознаграждение. Крестьяне, ко всему относящиеся с позиции
земледельца, к приходу священников выставляли на стол разное зерно:
освященное, окропленное святой водой и окуренное ладаном, оно должно было дать
обильный урожай. Таким зерном засевали первые борозды или смешивали его с
обыкновенным зерном, приготовленным для посева.
В
Поволжье от дома к дому ходили мальчики, поздравляли хозяев, христосовались и
получали за это по паре яиц.
Компании
девушек и парней шли с гармошкой, песнями, останавливались под окнами
односельчан и выкрикивали: «Христос, Сыне Божий, Воскрес!» Хозяева выносили им
яйца, пироги и другое угощение; вручая его, говорили: «Спасибо! Христос Воскрес!»
И, как полагается, в ответ слышалось: «Воистину Воскрес!»
В
некоторых губерниях, преимущественно западных (Псковская, Смоленская,
Брянская), с вечера Пасхального воскресенья ходили группы мужчин-волочебников.
Волочебники
(от «волочиться» — приходить, идти издалека) величали под окнами хозяев, причем
они обходили дома не только своей деревни: по весенней распутице они
«волочились» и в другие селения, исполняя древние песнопения с пасхальным
припевом-возгласом «Христос Воскрес на весь белый свет!», иногда заменяя его
(не в первый, а в последующие дни пасхальной недели) восклицаниями «Весна
красна на весь свет!», «Жаркое солнце всходит!», которые имели явно
заклинательный смысл.
В
волочебных песнях наряду с обычными для величаний картинами идеального
семейного благополучия, богатства крестьянского двора перечислялись основные
годовые праздники аграрно-хозяйственного календаря. Волочебников, подобно
другим окликальщикам, благодарили и одаривали ритуальной едой.
«Ну-те,
братцы-товарищи!
Собирайтесь
до кучечки!
Пройдемте
в тое село,
Поздравим
их с праздником,
Их
с праздником,
С
Христовым днем!
С
Христовым днем,
С
красным яйцом!
В
том селе лежит брусья,
Лежит
брусья тесовая,
Тесовая,
дубовая.
На
той брусье сидят мужи,
Сидят
мужи, мужи честные,
Рядят
раду, раду добрую:
«Ну-те,
братцы-товарищи!
Дожидаемся
мы двух праздников,
Двух
праздников веселеньких.
Первый
праздник — свет Егорий,
Другой
праздник — свет Никола.
Свет
Егорий с шелковой травой,
Свет
Никола с засевочком,
С
засевочком, с овсяненьким».
Эта
песня, исполнявшаяся в начале XX века на Смоленщине, сопровождалась припевом
«Христос Воскрес, Сыне Божий, Христос Воскрес!»
Хозяинушка
наш, батюшка!
Что
у твоем дворе случилося?
Зажги
огонь, сходи ты на двор.
На
твоем дворе три радости:
Перва
радость — коровка телилася,
Друга
радость — овечка ягнилася,
Третья
радость — кобыла жеребилася.
Корова
телила телочку,
Овечка
ягнила ярочку,
Все
ярочки по парочке,
Твоим
дочкам на приданочки.
Кобыла
жеребила коника,
Коника
всё вороника!
Сходи
в гумно, там три праздника:
Первый
праздник — Христов день,
Второй
праздник — Егоров день,
А
третий праздник — Илья пророк,
Он
межи сжинал, стоги ставил.
Христос
Воскрес на весь свет!
Если
волочебников щедро награждали, они благодарили хозяев и шли к другому дому. В
адрес поскупившихся могли прозвучать очень неприятные слова, которых боялись:
Кто
не даст нам яйца — околеет овца,
Не
даст сала кусок — околеет телок,
Нам
не дали сала — коровушка пала.
Ученые
считают, что волочебный обряд и песни, исполнявшиеся в нем, восходят к
дохристианским временам. По-видимому, когда-то они были важной составной частью
весеннего цикла обрядов, которые должны были обеспечить приход весны и успешный
сев.
Хочется
обратить внимание на специфическую манеру исполнения волочебных песен. Они
пелись всегда на ходу, подчиняясь ритму шага-шествия. Их речитативный
характер, простота мелодии, своеобразная «гимничность», вкупе с исключительно
мужским составом ватаг в свою очередь свидетельствуют о древности этих
песен-заклинаний и самого ритуала весеннего обхода дворов. Бросается в глаза и
слишком явное сходство волочебников с колядовщиками.
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ
ПЕРЕМЕНКА
Выходят все, кто устал сидеть.
-
«МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ...»
- «РАЗ, ДВА, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ
Увеселения и развлечения
С
Пасхального воскресенья «народ, отслужив обедню, выбегает на улицы, и начинают
играть, кто во что горазд: составляется несколько хороводов, и вдруг вся
окрестность оглашается звуками веселых песен. В Светлую неделю женщины, девицы
и молодые парни, нарядясь в лучшее платье, выходят из домов; улицы наполняются
народом, веселым, здоровым и красивым; все рады красной весне и теплому
солнышку, все резвятся, как рой мотыльков, на зеленой, мягкой мураве».
Среди
пасхальных развлечений выделялись игры с крашеными яйцами. До сих пор
сохраняется обычай биться («чокаться») яйцами: желающие испытать себя на
«везучесть» зажимают в руке по яйцу, один из игроков бьет своим яйцом по яйцу,
находящемуся в руке противника. Тот, у кого яйцо остается целым, забирает разбитое.
Иной раз удачливому игроку доставалось большое количество яиц.
Исключительно
пасхальным развлечением было катание яиц. Для этого заранее изготавливались
специальные желобки, лоточки и выбирались опытными игроками яйца особой формы —
круглые, чтобы легко катились и разбивали яйца, стоящие на кону, оставаясь при
этом целыми.
Качели (рели, зыбки)
Пасхи
не бывало без качелей. Едва ли не в каждом дворе устраивали качели для детей. В
большинстве селений существовали определенные, традицией установленные места,
где ежегодно возводились общественные качели — для жителей всей деревни или для
какой-то ее части, если деревня была большой. Обычно это площадь, ближайший
выгон, поляна за околицей, пригорок, ровное место на высоком берегу реки и т.
п. Здесь загодя вкапывали столбы, навешивали веревки, прикрепляли доски. В тех
местах, где на Пасху еще холодно, качели устраивали в помещениях — в сараях, на
гумнах, в конюшнях и т. д.
Сроки,
отведенные для этой народной забавы, колебались от нескольких дней на
Пасхальной неделе до нескольких недель. Где-то качались до Троицы, где-то до
Вознесения или Петрова поста. В Поморских селах качались первые два дня
Пасхальной недели, затем по воскресным дням до Вознесения.
Качели
становились центром пасхального гулянья, которое нередко так и называлось —
«гулянье под качелями». Здесь собирались парни и девушки со всего села, а также
из окрестных деревень и хуторов, приходили и взрослые — посудачить, поглядеть
на молодежь, вспомнить собственную юность. Здесь звучали гармошки, наяривали
балалайки, слышались песни, частушки, устраивались игры, хороводы, прерываемые
шуточными перебранками девушек и парней.
В
России известны качели нескольких видов. К самым распространенным относятся
одиночные и двойные. Первые представляют собой небольшую доску, подвешенную на
веревках, на которой сидит или стоит один качающийся. Вторые состоят из двух
сидений, разделенных горизонтально положенной доской, двое садятся на сидения,
другая пара становится на концы доски и, держась руками за веревки, раскачивает
качели, упираясь в доску ногами. Любительницы качаться стоя на таких качелях
обвязывают платком подол юбки вокруг ног, чтоб не «взбельхивал».
Опорой
для больших общественных качелей служили жерди высотой от 4 до 12 метров,
которые скреплялись сверху веревками, проволокой или кольцами, свитыми из
молодых березок, дубков. Лучшие веревки получались из вымоченной конопли. На
привязанные к перекладинам веревки клалась доска.
Качаться
могли группами, парами, в одиночку. Раскачивали себя сами качающиеся или кто-то
из тех, что стоял возле качелей и подталкивал их, увеличивая амплитуду качания
или тормозя качели. На Вологодчине, как, впрочем, и в других местах, девушки
расплачивались с качающими их парнями крашеными яйцами.
Для
самых сильных и смелых устраивали перекидные качели, на которых можно было
«крутить солнышко», то есть делать полный круг.
Разновидностью,
достаточно популярной, были так называемые гигантские шаги. К вкопанному столбу
прикреплялось сверху свободно вращающееся колесо, а к нему несколько веревок с
петлями внизу, так чтобы они немного не доставали до земли. В петлю ставилась
одна нога, а другой надо было отталкиваться от земли. При умении удавалось
взлетать довольно высоко, совершая действительно «гигантские шаги».
В
казачьих станицах по Тереку делались к Пасхе примитивные, доморощенные
карусели. Брали колесо от арбы, насаживали его на ось, к нему подвешивались
«люльки». Колесо по очереди крутили. Каждый катающийся расплачивался крашеным
яйцом. За праздник, говорят, таких даров накапливалось несколько ведер.
Пожалуй,
не меньшей популярностью, чем обыкновенные качели, пользовались доски для
скакания, нынче вовсе забытые. В Иркутской губернии их называли «скакель». На
бревно укладывалась тяжелая доска длиной метра в три. Кто-нибудь становился на
один из ее концов, другой запрыгивал на второй конец, при этом первый взлетал в
воздух, а когда приземлялся, подпрыгивал второй. Чтобы удержаться на доске,
требовались сила и сноровка. На досках скакали в основном девушки и, надо
сказать, делали это виртуозно: кроме высоких скачков они в прыжке умудрялись
выделывать ногами разные фигуры.
Качели
с очень давних времен являлись не просто одним из любимых народных
развлечений, но непременной частью календарных праздников, прежде всего
весенних. Их воспринимали как узаконенный традицией ритуал, способствующий
пробуждению природы и активизации жизненной энергии людей.
Говорили
— кто покачается на пасхальных качелях, обеспечит себе здоровье на весь год.
Потому нередко под смех и безобидные шутки на качели усаживали пожилых людей,
чтобы они «тряхнули стариной» и «накачали» себе здоровье и благополучие до
следующей Пасхи.
В
качельных (подкачельных) частушках и песнях отражалась готовность к
супружеству тех, кто качался на Пасху.
•На
Святой неделюшке
Повесили
качелюшки.
Сначала
покачаешься,
Потом
и обвенчаешься.
•Скоро
Пасха придет,
Кто
нас покачает?
Как
у наших у ребят
Веревок
не бывает!
•На
горе стоят качели,
Пойду
покачаюся.
Нынче
лето отгуляю,
Зимой
повенчаюся.
В
ряде местностей, в том числе и в Нижегородском крае, на Пасху парни, сильно
раскачав качели, спрашивали девушек, кто им люб, кого они хотят видеть своим
женихом. За отказ назвать имя грозили опрокинуть качели.
Интересно,
что к качелям Церковь долгое время относилась резко отрицательно. В памятниках
XVII века качание запрещалось как действие, не соответствующее христианскому
празднику, как «бесовское глумление», которое ставилось в один ряд с кулачными
боями, игрой на народных музыкальных инструментах (бубны, сопели и пр.), с
«непотребными» плясками. За этим виделось проявление язычества с его
«бесовскими» забавами. В посланиях, адресованных священнослужителям на местах,
предписывалось строго следить за тем, чтобы жители «на качелях никаких не
качались и на досках мужской и женский пол не скакали». Тех, кто разбился, упав
с качелей, Церковь считала нечистыми покойниками и требовала хоронить их без
отпевания: «Кто убьется с качели — буде чертова жертва».
Однако
качели не исчезали, не уменьшалась и их популярность. С течением времени и
церковные власти стали спокойнее относиться к этой любимой народной забаве. К
примеру, уже в середине XIX века на Рязанщине мимо качелей нередко проходил
крестный ход, после чего начинались качания.
В XVIII — XIX столетиях за массовыми
пасхальными гуляньями в Петербурге и Москве уже прочно закрепилось старинное
название — «гулянье под качелями», поскольку наряду с каруселями и балаганами
качели составляли ядро, главную привлекательную силу праздничной площади. Сами
же качели, подвергнувшись всякого рода модернизации (колесо обозрения и др.),
были и остаются любимым, общедоступным аттракционом.
Хороводы и игры
С
Пасхи открывался сезон молодежных игр и хороводов на открытом воздухе. Гулянья
проходили на широких деревенских улицах, в центре селения — на площади, за
околицей, на лесных полянах. Обычно места весенне-летних сборов молодежи
оставались одними и теми же на протяжении многих десятков лет, а то и столетий.
ХОРОВОД с «поцелуйчиками»
Все встают и образуют два круга, одинаковые по количеству участников, один
внутренний, другой внешний. Под музыку круги идут в противоположные стороны,
например, внутренний направо, внешний – налево. Все поют песню «С ГОРЕНКИ НА
ГОРЕНКУ», или подпевают под фонограмму. По окончании первого куплета, то есть
после слов «Сквозь стеколушко на милого гляжу», все останавливаются. Танцоры из
внутреннего и внешнего кругов поворачиваются лицом друг к другу, те, кто
оказался напротив друг друга, двукратно целуются (в обе щеки). Песня
продолжается, круги идут в противоположные от прежнего направления стороны. После второго куплета
действие повторяется, направление движения меняется. Так же после каждого
куплета.
По окончании песни круги объединяются в один
большой круг.
Всем спасибо! А
далее об истории хороводов…
Зачастую
своеобразной прелюдией к хороводам служили так называемые наборные песни, с
помощью которых составлялся хоровод. На середину выходил молодец-запевала и
заводил песню:
При
компаньи скучно стало,
Веселиться
не с кем стало.
Ой,
братцы, мало нас,
Ой,
дружки, немножко!
Ты,
Феденька, поди к нам,
Ефремыч,
приступись!
Ой,
братцы, мало нас,
Ой,
дружки, немножко!
Пел
он до тех пор, пока не пригласит всех присутствующих парней. Затем таким же
образом вызывали девиц. Наконец составлялся хоровод. Взявшись за руки и
образовав круг, начинали двигаться то в одну, то в другую сторону под песню:
У
Казани у реки озеро воды.
Молодец
коня поил, коня вороного.
Коль
водицу конь не пьет,
Молодца
горе берет.
В
карман ручки он сует,
С
рублик денег достает.
С
рублик денег достает,
Красным
девкам подает.
Одна
девушка смела
К
молодчику подошла,
С
парня рубличек взяла,
В
хоровод гулять пошла.
В
хороводе на лужке
Целоваться
всем в кружке. (Алтайский край)
Понятно,
что в конце такой песни играющие целовались.
Для
сравнения приведем хороводную песню, имевшую большую известность в
среднерусских областях:
Студеной
наш колодец,
Студеной
наш колодец,
Да
что ты стоишь, воды нет?
Да
что ты стоишь, воды нет?
Конь
воду выпивал, (2 раза)
Копытцами
выбивал. (2)
Поехал
наш хозяин,
Поехал
наш молодой
В
Москву-город погулять, (2)
Привез
наш хозяин,
Привез
наш молодой
Московскую
умницу. (2)
«Я
московскую умницу (2)
Выведу
на улицу, (2)
Люблю
тебя, золотце, (2)
Целуй
меня, молодца». (2)
Некоторые
хороводные песни, записанные еще в позапрошлом столетии, сохранялись в массе
вариантов, подчас очень близких, на протяжении полутора-двух веков, и
фольклористам даже в 1960—1970-е годы удавалось встретить пожилых женщин,
прекрасно помнивших песни своей юности, завещанные им предшествующими
поколениями. Удивительно, но некоторые песни дошли до нас в полных своих
вариантах — до 50 двустиший, за каждым из которых следовал традиционный припев.
К таким классическим образцам относятся знаменитые, известные на огромной
территории, причем сохраняющие всю прелесть, неповторимость местных традиций —
«Вдоль
по морю, морю синему»,
«Мы
посеем, девки, лен»,
«Из-за
лесу, лесу темного»,
«Как
у наших у ворот полный девок хоровод»,
«Ах,
во поле липонька» и многие, многие другие.
Любая
деревня знала большое количество уличных игр, в которые играли дети, молодежь,
а то и взрослые мужики. Городки (рюхи), бабки, «Просо», «Золотые ворота»,
«Третий лишний» — невозможно перечислить все богатство игрового фольклора
России. Ограничимся одним примером. Это старинная, широко распространенная игра «А мы просо сеяли», встречающаяся в разных
областях. Вот ее рязанский вариант под названием «Бояре».
Играющие
разделяются на две партии (группы), человек по пять-семь, берутся за руки,
становятся друг против друга шагов на десять. При исполнении первой строки
песни одна шеренга идет к другой, сблизившись с ней, останавливается,
притопывая; при исполнении второй строки она возвращается на свое место. Затем
под следующее двустишие то же делает другая шеренга. При словах «Нам вот эта мила» подошедшие выбирают
девушку из стоящей напротив партии и уводят ее с собой.
Бояре,
мы к вам пришли,
Молодые,
мы к вам пришли.
Бояре,
зачем вы пришли,
Молодые,
зачем вы пришли?
Бояре,
мы невесту выбирать,
Молодые,
мы невесту выбирать.
Бояре,
вам какая мила,
Молодые,
вам какая мила?
Бояре,
нам вот эта мила,
Молодые,
нам вот эта мила.
Бояре,
она дурочка,
Молодые,
она дурочка.
Бояре,
мы ее выучим
Молодые,
мы ее выучим,
Бояре,
чем вы будете учить,
Молодые,
чем вы будете учить?
Бояре,
мы ее плеточкой,
Молодые,
мы ее плеточкой.
Бояре,
она будет плакать,
Молодые,
она будет плакать.
Бояре,
мы ее утешим,
Молодые,
мы ее утешим.
Бояре,
чем вы будете утешать,
Молодые,
чем вы будете утешать?
Бояре,
мы ее пряничком,
Молодые,
мы ее пряничком.
Все,
что происходило на Пасху, имело для православных людей, принадлежащих
традиционной культуре, глубокий смысл и определяло надолго вперед жизнь людей,
погоду, качество урожая. Поэтому так внимательно следил земледелец за небом,
ветром, наличием или отсутствием дождя в день Светлого Христова Воскресения и
во всю Пасхальную неделю.
Мороз
или гром в первый день Пасхи рассматривались жителями Воронежской и Тамбовской
губерний как знак хорошего роста льна. На Пинеге дождь или непогода в первый
пасхальный день заставляли готовиться к дождливой и затяжной весне.
Обращали
внимание на поведение собак во время пасхальной службы: если молчат — все будет идти своим чередом, залают на восток — к пожарам, на запад — к несчастьям.
Даже
мелочи, которые случались с человеком в эти дни, расценивались как некие знаки
судьбы. Так, верили: если кто-то в первый день Пасхи что-либо разобьет, то
может умереть в течение года.
Все
девичьи пасхальные приметы были об одном: если девушка ушибет локоть, значит,
ее вспомнил милый; если в щи упал таракан или муха — к свиданию; губа чешется
— к поцелуям; бровь станет чесаться — кланяться с милым.
Демонология
Пасха,
являясь поворотным праздником народного календаря, порождала разные былички,
суеверия, связанные с нечистой силой. Следует напомнить, что народные
представления, касающиеся низшей демонологии, чрезвычайно противоречивы. С
одной стороны, великий светлый праздник Пасхи способствует изгнанию,
уничтожению или полному обезвреживанию нечистой силы. С другой — эта
многочисленная армия разнообразных духов, будучи в глазах народа неотъемлемой
частью природы, возвращается к жизни, вновь приходит на землю с весной и
заметно активизируется именно в этот период.
Говорили,
что если вдруг повстречаешь в Пасху лешего, то нужно ему поднести «христовское
яичко» и даже похристосоваться, тогда, возможно, он и поведает о будущем.
Русские в Карелии «христосовались» с домовым и с дворовым, «оставляя яйца
где-нибудь в доме или на дворе на ночь — исчезновение яиц воспринималось как
принятие ими подарка».
Практически
то же самое отмечено в Тобольской, Новгородской и некоторых других губерниях,
где на Пасху угощали, одаривали домового, бросая под печь мелкую медную монету
или окрашенное яйцо.
Считалось,
что Пасхальная ночь — один из немногих дней в году, когда удается увидеть
представителей нечисти. По поверьям, бытовавшим в Олонецкой губернии, только
на Пасху предоставляется шанс получить от байника шапку-невидимку: для этого
надо отважиться ночью зайти в баню, положив нательный крест и нож в левый
сапог, при этом сесть лицом к стене и произнести проклятия. Жители
забайкальских селений уверяли: если прийти от Христовой заутрени с зажженной
свечой, «за иконами в переднем углу можно увидеть седенького в красной шапочке старика, который
и есть домовой». А по рассказам владимирцев, обнаруженный в ночь на Пасху в
темном углу двора или на чердаке домовой непременно оказывался связанным или
скованным (лишенным возможности двигаться).
Однако
встреча с нечистью далеко не безопасна. В Саратовской губернии, к примеру,
верили: кто увидит домового на Пасху, тот долго не проживет. «По мнению
крестьян, в Пасхальную ночь все черти бывают необычайно злы, так что с заходом
солнца мужики и бабы боятся выходить на двор и улицу: в каждой кошке, в каждой
собаке и свинье они видят оборотня, черта, прикинувшегося животным».
Повсюду
утверждали: если выйти с пасхальным яйцом на перекресток дорог и покатить его
вдоль одной из них, то черти вынуждены будут выскочить и сплясать трепака.
Существовало
немало суеверных рассказов о том, кому, как, при каких обстоятельствах
удавалось распознать среди односельчан ведьм и колдунов. Будто, придя в
церковь в новой одежде, можно рассмотреть колдунов, стоящих спиной к алтарю. А
если на Пасху поцелуешь замок храма, то обязательно увидишь ведьму.
Чтобы
узнать, кто в деревне является ведьмами и сколько их, следует взять
«заговенный» творог, встать с ним у церковных дверей и держаться за дверную
скобу — «ведьмы будут проходить, и по хвостам их можно сосчитать всех до
единой».
Колокольный звон
Существовала
и существует до сих пор твердая уверенность в том, что колокольного звона
боится нечистая сила. Это отражено в популярной поговорке: Первый звон —
чертям разгон.
Послушаем «Пасхальный трезвон».
Одно
из народных названий Пасхальной седмицы — «Звонильная неделя». Действительно,
во все ее дни звучал беспрерывный колокольный звон, создавая радостное,
праздничное настроение. По давно заведенным правилам, любой человек мог
подняться на колокольню и звонить в колокола.
В
период от Страстного четверга до Страстной субботы в соответствии с церковным
каноном колокола молчат — это время скорби по поводу крестных страданий,
которые пришлось претерпеть Иисусу Христу, и Его кончины.
Первый
праздничный перезвон знаменовал наступление иного времени — радостного
ликования по случаю Воскресения Господня. Такому звону приписывали магическую
силу, наделяли его особым сакральным смыслом, ведь когда звучит колокол (тем
более при пасхальном звоне), все освящается присутствием высшей силы.
Колокольный звон, в народном представлении, есть глас Божий, который сопряжен с
такими понятиями, как «чистое» время, истина, высокая духовность, нравственное
очищение, радость бытия. Известны рассказы о том, как даже будничный
колокольный звон заставлял преступников сознаться в содеянном, раскаяться; как,
заслышав церковный звон, вор останавливался и возвращал награбленное; как
отчаявшийся человек, решившийся на самоубийство, вдруг обретал надежду и
отказывался совершить непростительный грех.
Тем,
кому удавалось позвонить на Пасху в колокола, словно бы заряжались жизненной
энергией, которой хватало на долгое время. Ценилась интенсивность колокольного
звона. Верили: у парней и мужиков, в чьих руках колокол звучал громче, лучше
уродится гречиха; женщины (им тоже разрешалось, правда не везде, подниматься в
Светлую седмицу на колокольню и звонить в колокола) по силе звука, который
удавалось извлечь, судили, насколько высоким будет у них лен.
Под
пасхальный звон люди умывались из источников, чтобы быть здоровыми, чтобы
хватило сил на предстоящую весенне-летнюю страду. Известно и такое поверье:
чтобы исцелиться от глухоты, надо стать на Пасху под большой колокол.
Там,
где населенные пункты находились сравнительно близко друг от друга, колокольным
перезвоном, казалось, наполнялось все вокруг; он распространялся вширь и
вверх, образуя своего рода звуковой купол, внутри которого люди чувствовали
себя особенно счастливыми, охраняемыми божественной благодатью, защищенными от
всякого зла и нечистых помыслов.
Знатоки
и любители колокольного искусства специально выходили на места, откуда был
слышен звон с нескольких колоколен, и испытывали ни с чем не сравнимое
удовольствие, высокое чувство причастности Великому празднику.
А у
нас снова игральная переменка… Выходят все желающие подвигаться.
Игра «ТИШЕ ЕДЕШЬ – ДАЛЬШЕ БУДЕШЬ».
На ровной дорожке определяется
линия старта и место финиша. На старте становятся игроки. На финише стоит к ним
спиной водящий и громко выкрикивает: «Тише едешь – дальше будешь! Стоп!». На
слове «стоп» он резко оборачивается. Пока водящий не смотрит на них, игроки
срываются с места и движутся к финишу. Как только водящий обернулся – движение
прекращается. Все обязаны замереть в той позе, в которой их застала команда
«Стоп!». Если водящий увидел чьё-то шевеление, он отправляет этого игрока к
месту старта, и тот начинает движение заново. Обычно попадаются наиболее рьяные
игроки, потому что в стремлении поскорее достигнуть финиша, они не успевают
вовремя затормозить, по инерции продолжая лишнее, заметное водящему движение.
Кто первым коснётся водящего, тот
и займёт его место в следующем коне.
Всем
спасибо! Отдыхайте!
Культ предков. Посещение кладбищ
По
народным представлениям, корни которых уходят в глубокую древность, самые
значительные весенние праздники связаны с активностью умерших. Не случайно о
первой весенней оттепели говорили: Родители из могил теплом дохнули, а
о приближающихся морозах — Зима установится — мертвецы спать
уложатся.
С
Пасхи до Вознесенья всему миру свиденье, и детям и внукам, и раю и мукам — гласит еще одна народная приговорка. Она отражает
распространенное поверье, согласно которому в период, когда Христос незримо
пребывает на земле, отворены райские врата, через которые грешники в аду могут
видеть праведников, обитающих в пресветлом раю, а души усопших родителей
посещают оставшихся на земле близких родственников.
Пасхальная
ночь, по убеждению простого народа, была временем, когда на земле появлялись
умершие, а праздник Пасхи тесно связывает живых с покойными родственниками.
Представление о такой связи реализовывалось в целом ряде ритуалов, прежде всего
в традиционных посещениях кладбищ, поминовении усопших и в специфически
пасхальном действе — христосовании с умершими.
Так,
в Тамбовских селах ходили на кладбище и оставляли на могилах красные яйца,
троекратно произнося: «Христос Воскресе!». Как бы продолжая эту мысль,
воронежские крестьяне говорили: «Если на Пасху в утреню пойти на кладбище и
сказать: „Христос Воскресе!", мертвые ответят: „Воистину Воскресе!"».
В казачьих семьях терских станиц пасхальное поминание покойников устраивали с
круговой чашей, причем первую порцию (с глоток) выливали на стол — родителям,
ушедшим в мир иной.
По
обычаю, укоренившемуся в Тверском крае, умершему на Пасху давали в руку
крашеное яйцо, «чтобы он на том свете мог похристосоваться со своими родными».
На
кладбище отправлялись нередко сразу после заутрени, не заходя домой. Там,
подходя к могилам близких, извещали их о великом празднике и христосовались с
покойными, катая крашеное яйцо по могиле. На могильных холмиках, у креста,
оставляли крашеные яйца, немного хлеба и пива.
В
Туле кладбища посещали в понедельник на Святой неделе, отправляясь туда всей
семьей и проводя там время до самого вечера: прибирали могилы, разговаривали с
похороненными в них родными, рассказывая о своем житье-бытье, ели принесенную
еду, разложив ее на столиках около могил или прямо на них. Несъеденную пищу
оставляли здесь же, а питье выливали на землю возле креста.
Посещение
кладбищ и христосование с покойниками на Среднем Урале носило название
«разговение умерших».
Во
многих местностях верили, что покойники являются с ближайшего кладбища в
церковь, когда она оказывается пустой (после службы), молятся и христосуются
между собой. Спрятавшись в церкви в такой неурочный час, можно увидеть «Пасху
мертвых», но стоит выдать свое присутствие, поплатишься жизнью.
«Праздник
праздников» для православных не только самый главный, но и самый радостный,
самый светлый. Пасхальная седмица воспринимается верующими как один сплошной
«Великий день». Существует и поверье, будто в ознаменование Воскресения Христа
солнце сияло всю неделю («стояло на небе, не заходя»).
Вообще
тема возрождения, обновления, начала, нового витка жизни пронизывает всю
пасхальную обрядность, определяет настроение в действиях православного
человека. Тема эта звучит в народных сказаниях, песнях и заклинаниях, она
проявляется в обычаях преображать (украшать) дом и надевать на Пасху новую одежду,
обмениваться подарками (устанавливать заново добрые отношения), наконец, в
понимании весны, весеннего времени как возвращения к жизни всего природного
универсума после долгого зимнего сна, расценивающегося как ежегодное умирание.
С
праздником вас! С возрождением!
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПЕСНИ
Я во праву руку луку, |
Во левую — чесноку, |
Сама по цветики пойду, |
По лазоревые. |
Мы вдвоем с ней на травке сидели, |
Нас укромно скрывали кусты, |
А над нами все ласточки пели, |
И сильней опьяняли цветы. |
Тает луч забытого заката, |
Синевой окутаны цветы. |
Где же ты, желанная когда-то, |
Где, во мне будившая мечты? |
Я по улице поехал, |
По дороге поскакал, |
По дороге между бурых, |
Между серых, между скал. |
ПО УЛИЦЕ МОСТОВОЙ По улице мостовой, По широкой столбовой, Шла девица за водой, За холодной ключевой. За ней парень молодой Кричит: «Девица, постой! Пойдем вместе за водой, Веселей идти с тобой». «Ах ты, парень, паренек, Твой глупенький разумок! Не кричи во весь народ: Мой батюшка у ворот, Зовет меня в огород, Чесноку, луку, полоть, Маку сеяного, Луку зеленого. Я во праву руку луку, Во левую — чесноку, Сама по цветики пойду, По лазоревые. Я по цветикам ходила, По лазоревым гуляла, По лазоревым гуляла, Цвету алого искала. Не нашла цвету алого, Супротив слова милого. Как мой миленький хорош, Чернобров, душа, пригож! Чернобров, душа, пригож, Мил подарочек принес, Подарочек дорогой – Перстенечек золотой. Мне не дорог твой подарок, Дорога твоя любовь! Не хочу перстня носить — Стану так дружка любить!» |
ПОЙ,
ЛАСТОЧКА, ПОЙ Ветерок нежно травку колышет, Вся природа истомой полна, Все кругом негой сладостной дышит, Знойным жаром полны небеса. Мы вдвоем с ней на травке сидели, Нас укромно скрывали кусты, А над нами все ласточки пели, И сильней опьяняли цветы. Пой, ласточка, пой, Дай сердцу покой! Песню ты мне повтори Про счастье любви! Ах, как скоро прошло мое счастье! В том садочке один я сижу! Надо мной разразилось ненастье, И закралась тоска в грудь мою. Скоро год, как со мною нет милой, Ее смерть унесла от меня! Но клянусь, что до самой могилы Ей останусь я верен всегда! Пой, ласточка, пой, Дай сердцу покой! Песню мне ту повтори Про счастье любви! |
ТОЛЬКО РАЗ П. Д. Герман День и ночь роняет сердце ласку, День и ночь кружится голова, День и ночь взволнованною сказкой Мне звучат твои слова: Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный серый вечер Мне так хочется любить. Тает луч забытого заката, Синевой окутаны цветы. Где же ты, желанная когда-то, Где, во мне будившая мечты? Только раз бывают в жизни встречи, Только раз судьбою рвется нить, Только раз в холодный зимний вечер Мне так хочется любить. |
ЧЕРНОГЛАЗАЯ
КАЗАЧКА Слова И. Сельвинского Черноглазая казачка Подковала мне коня. Серебро с меня спросила, Труд недорого ценя. “Как зовут тебя, молодка?” А молодка говорит: “Имя ты мое услышишь Из-под топота копыт”. Я по улице поехал, По дороге поскакал, По дороге между бурых, Между серых, между скал. Маша, Зина, Даша, Нина... Все как будто не она. “Катя, Катя”, - высекают Мне подковы скакуна. С той поры хоть шагом еду, Хоть галопом поскачу, “Катя, Катя, Катерина”, - Неотвязно я шепчу. Что за бестолочь такая? У меня ж другая есть! Но уж Катю, словно песню, Из груди, брат, не известь. |
ТАНЦЕВАЛЬНАЯ
ПЕРЕМЕНКА
МОСКВА ЗЛАТОГЛАВАЯ... Москва златоглавая... Звон колоколов. Царь-пушка державная, Аромат пирогов... Припев: Конфетки-бараночки, Словно лебеди, саночки... «Эй, вы, кони, залётные!» — Слышен крик с облучка... Гимназистки румяные, От мороза чуть пьяные, Грациозно сбивают Рыхлый снег с каблучка. Помню тройку удалую, Вспышки дальних зарниц, Твою позу усталую, Трепет длинных ресниц... Все прошло, все умчалося В невозвратную даль, Ничего не осталося, Лишь тоска, да печаль... Припев. Москва златоглавая... Звон колоколов. Царь-пушка державная, Аромат пирогов... Припев. Гимназистки румяные, От мороза чуть пьяные, Грациозно сбивают Рыхлый снег с каблучка. |
РАЗ, ДВА, ЛЮБЛЮ ТЕБЯ Русская народная песня Красна девица вела
кудерошки Да на реке оставила
ведерошки, Раз-два, люблю тебя,
люблю тебя. Да на реке оставила
ведерошки, Раз-два, люблю тебя,
люблю тебя. Скажи, мила, ненаглядная, Да почему ты не нарядная, Потому не нарядилася, Да за водою торопилася. Раз-два, люблю тебя,
люблю тебя, Да за водою торопилася. За водицей ходить
вёрсточку, Да я взяла орехов
горсточку. Раз-два, люблю тебя,
люблю тебя. Тебе, тятенька, бить не
отбить, Да я задумала молодчика
любить. Полюбила не за ум, не за
красу Да полюбила за поглядку
веселу. Раз-два, люблю тебя,
люблю тебя, Да полюбила за поглядку
веселу. Раз-два, люблю тебя,
люблю тебя. Весела его поглядочка, Да от милого пришла
карточка. Пришла карта,
нарисованный портрет, Отпиши, милая, любишь али
нет. Раз-два, люблю тебя,
люблю тебя, Да отпиши, милая, любишь
али нет. Написала другу Ванюшке, Да не женись, дружок, на
Танюшке. Если женишься,
спокаешься, Со худой женой намаешься. Со худой женой намаешься, Со хорошей накрасуешься, Да со хорошей
накрасуешься. Раз-два, люблю тебя, Да со хорошей
накрасуешься. |
Хороводная песня:
С ГОРЕНКИ НА ГОРЕНКУ
Русская
народная песня
Уж
я с горенки да на горенку хожу,
Сквозь
стеколушко да на милого гляжу,
Ой
лели, ой лели, лели, лели,
Сквозь
стеколушко на милого гляжу.
Сквозь
стеколушко да на милого гляжу,
Какой
мой милой хорош да пригож!
Ой
лели, ой лели, лели, лели,
Какой
мой милой хорош да пригож,
Какой
мой милой хорош да пригож,
Моя
радость чернобров, черноглаз,
Ой
лели, ой лели, лели, лели,
Моя
радость чернобров, черноглаз.
Моя
радость чернобров, черноглаз.
Я
не знаю, к чему друга применить,
Ой
лели, ой лели, лели, лели,
Я
не знаю, к чему друга применить.
Я
не знаю, к чему друга применить.
Применю
я к золотому перстеньку.
Ой
лели, ой лели, лели, лели,
Применю
я к золотому перстеньку.
Применю
я к золотому перстеньку.
Золот
перстень на руке, на руке,
Ой
лели, ой лели, лели, лели,
А
дружок-то на уме, да на уме.
ИСТОЧНИКИ:
- «ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ». Некрылова А. Ф. Русский
традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.:
Азбука-классика, 2007.— 768 с.: ил.
- Некрылова А. Ф. Русский традиционный
календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007.—
768 с.: ил.
- ЧТОБ
ПЕСНЯ ПО СВЕТУ ЛЕТЕЛА... Песенник. – Киров: ГИПП «Вятка»,
1999.
- Застольные
песни для русской души. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — 512 с.
- Песни русской души (песенник). – Москва: Евро пресс, 2002.
- Застольные песни / О. Афанасьева - С.-Пб. ООО “Издательство
“Тритон", 2010. — 384 с.
-
Федин С.Н., Болотина Ю.А. ИГРЫ НАШЕГО ДЕТСТВА – М.: Айрис-пресс, 2005. – 144
с.: ил. – (Внимание: дети!)
ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ
на блоге:
1. КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ
ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового
года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для
людей пожилого возраста
2. ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ
Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
3. МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ
НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования
Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
4. МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ
НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с
игровыми моментами
5. ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН
Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,
обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей
пожилого возраста
6. СЛАВЯ ПАСХУ
СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и
обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста
7.
ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике Пасхе, сакральном значении яйца, кулича, приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста
8.
ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия
об истории Пасхального праздника, о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста
9. ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО
СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах
проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста
10. В ВЯТКЕ СВОИ
ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста
11. ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В
СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
12. КАКОВ ПОКОЙНИК,
ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции
у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста
13. КАКОВА СТОРОНА,
ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни
разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста
14. МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ
- ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с
игровыми моментами для людей пожилого возраста
15.
НА
ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий
познавательного мероприятия о традициях, обычаях,
обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
16. ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В
БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия
для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами
17.
СУЖЕНА-РЯЖЕНА
НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская
пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о свадебных
традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста
18.
ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская
пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных
традициях с игровыми моментами
Часть
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Список всех тем мероприятий на странице блога «Список
тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Н.С.ПАСЫНКОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий