пятница, 31 января 2025 г.

В ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ (вятская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

картинка из интернета

 В ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ
(вятская пословица)

Сценарий познавательного мероприятия о вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

(Пока гости рассаживаются звучит песня Мы-вятские  Народный ансамбль песни и танца Бережане г. Котельнич.) 

 

О культуре и традициях вятичей писали различные древние авторы. Наибольшее число упоминаний об этом древнеславянском народе содержится в «Повести временных лет», хотя сам летописец Нестор относится к вятичам весьма предвзято. Кроме того, о вятичах писал знаменитый Гомер. Благодаря сохранившимся сведениям, ценным историческим источникам можно представить, как жили эти люди.

 

Что интересно, одни современники называли вятичей диким племенем, а другие отмечали, что их культура достигла значительного уровня развития.

 

В «Повести временных лет» отмечается, что вятичи получили своё именование от имени Вятко, что был их предводителем, когда племена пришли на русские земли. Наиболее распространённой теорией является версия о западном происхождении вятичей, их связи с чехами и поляками. Такое родство нельзя исключать, тем более, что традиции вятичей во многом сходны с культурой племён, проживавших на территории современных Чехии и Польши.

 

Вятичи обосновались в благодатных краях, среди лесов, полных зверем и птицей, на которых можно было охотиться. Достаточно быстро вятичи развили сельское хозяйство, научились обрабатывать землю и разводить скот. Как понимаете, в сравнительно небольшие сроки этот народ сумел развить свою культуру.

 

Однако в «Повести временных лет» можно узнать, что вятичи “жили в лесах, как звери, срамословье было у них”, “ели не все чистое”, “жен умыкали”. И здесь складывается образ неких дикарей, варваров, что противопоставляются цивилизованным народностям. Но так ли это?

 

Чтобы понять, почему летописец Нестор даёт столь нелестную характеристику вятичам, стоит познакомиться с их религиозными обычаями. Очень долгое время представители племён вятичей оставались язычниками (даже тогда, когда большая часть Руси приняла христианство).

Главным божеством у них выступал Стрибог (его порой называли Старый Бог). Согласно преданиям, именно он ознакомил людей с кузнечным делом и научил создавать из металла ценные предметы и орудия труда.

Не менее почитаемым был и Ярило – бог весеннего солнца. Конечно, с его праздником связывали начало полевых работ, время оживления земли. Среди молодёжи главным покровителем считался Лель – воплощение юности, красоты и весны. Кроме того, этот бог помогал обрести счастье в любви.

Помимо богов, в мире вятичей существовали самые разные духи. Это – привычные для нас образы славянской мифологии. К примеру, в лесах, как верил народ, проживал седой косматый старик, который следил за порядком под сенью деревьев. Звали его Лешим. А вот водоёмы контролировал Водяной. Он же считался царём подводного мира, “отцом” русалок и прочей водной нечистой силы.

Даже во времена распространения христианства вятичи не спешили отказываться от веры предков. Летописец Нестор, считавший язычников дикими племенами, причислял к ним и вятичей. Он как христианин не мог смириться с верой вятичей в древних богов, совершением ими старинных обрядов поклонения своим небесным покровителям.

Люди были подвержены суевериям и предрассудкам, они искренне верили в существовавшие домовых, водяных, ведьм, леших, колдунов, оборотней.

Как отмечают летописцы, вятских крестьян отличает невежество, суеверия, предрассудки, грубость, неприветливость.

Неприветливость крестьян объясняется условиями жизни, которая была глухая, однообразная с тяжелым физическим трудом, полная лишений.

Из-за пьянства, ссор, драк совершались убийства. Крестьяне повсеместно курили табак. Не понимая вред от табака, позволяли курить женщинам и детям.

В давние времена у вятского мужика сторонние наблюдатели виде­ли, прежде всего, не достоинства, а недостатки и странности. Существо­вал какой-то собирательный образ этакого толоконника, ротозея и слепорода. Сколько обидных пословиц было сло­жено про вятских:

(Выходят заранее подготовленные участники из числа гостей мероприятия. У женщин на плечах шали, у мужчин кушаки с кистями. Весело и задорно читают по очереди пословицы.)

 

Вятский слепень наехал на пень, кричит: "Сворачивай!".

Мы, вятские - люди хватские, семеро на одного - не боимся никого...

Вятские - ребята хватские, семеро на возу, один бросает (сено), кричат: "Не заваливай!!!

Вятский-то похлебень толокно хлебал.

Вятские мужики хватские, на полу сидят - не падают.

Мы, вятские, мужики хватские: корову на баню затаскивали - там ишшо солома оставалась.

А мы, вятские, робяты хватские: и часы могем, да топор не влазит.

Вятские - ребята хватские, семеро одного не боятся, будь он хоть сонный, хоть связанный...

Вятские - парни хватские, лаптем щи хлебают.

 

Долгое время вятчанина считали расхлябистым, охалистым, который забывал, какая у него нога правая, какая левая, представляли его уп­рямым, безобразным на вид. Еще столетие назад вятчан характеризовали как простоватых, добродушных, наивных, медлительных, ленивых, неповоротливых в движениях. Но, несмотря на такое множество не­гативных черт, не отрицалось, что вятские люди очень любят родные места, что в их краю нравственность была не испорчена.

Да, другие летописцы описывают вятчан иначе, отмечая в вятском народе сметливость, предприимчивость, трудолюбие, ясный и светлый ум, меткость слов, шутливость. В тоже время отмечается хитрость вятчан. И всё это тоже отражено в народной мудрости – вятских пословицах:

Ну-ка, теперь все помогайте, мы начинаем, вы продолжаете…

 

Вятские корову … в сапоги обули. (чтобы по следам ворованную корову не нашли)

Когда Колумб открыл Америку, там уже было … семеро вятских мужиков.

Лучше быть первым на деревне, чем … последним в городе.

На час ума не стало, на век  … дураком прослывешь.

Честь на волоске висит, а потеряешь,  …так и кнутом не привяжешь.

Ходит Вятка с  … пооглядкой.

Вятский глазам не верит:  … пощупать надо.

Вятская начка: сперва раскачка,  … потом горячка.

 

Раскачались?! А теперь к нам присоединяйтесь… (К этому времени в случайном порядке розданы карточки с частями пословиц.) Соедините слова в пословицы..

 

Вятский мужик спать не обвык: хоть глаза боятся, да руки делают.

Вятская баба в работе бойка, в танцах легка, кто женится - не разленится.

Вятская девка словно запевка: глазом востра, умом быстра.

Все молодцы! Всем спасибо!

А теперь о более близких к нам временах. Изменилось ли мнение о вятчанах?…

Характерные черты вятчан

Крестьяне старательно занимались земледелием, не смотря на истощенность почвы и суровый климат.

Вятские крестьяне были набожны и благочестивы, делали щедрые пожертвования на благое дело.

Соблюдали посты, оделяли нищих милостыней.

Усердно посещали службы в церквях. Церкви все возводились на деньги крестьян.

Ежегодно много людей участвовало в крестных ходах.

Вятские крестьяне старались обучать детей в школах.

Толоконникы. Почему толоконники? Толокно было любимым кушаньем крестьян.

Только ли толокном питались наши предки? Как по-вашему? …

Важное место в культуре народов Кировской области занимают национальная кухня, песни и танцы.

Для вятской кухни характерно использование местных продуктов - круп, овощей, грибов, ягод.

 

Популярны такие блюда, как пельмени, вареники, блины. Из первых блюд - щи, борщи, рассольники.

 

Традиционные мясные блюда - жаркое из говядины, свинина, утка. Рыбные - уха, жареная рыба.

 

Обязательный атрибут праздничного стола - пироги с различными начинками - картофель, капуста, ягоды.

Интересные факты

·        Традиционный хлеб в Кировской области - ржаной с отрубями. Его пекут в печи.

·        Популярный напиток - березовый сок, который собирают ранней весной.

·        Кировская область богата грибами. Их активно используют в приготовлении блюд.

·        Вятские пельмени отличают тонкая лапша и начинка из нескольких видов мяса.

·        Традиционная выпечка часто украшалась национальным орнаментом.

·        Марийский медовый пряник считается одним из символов Кировской области.

 

Традиционно за еду (завтрак, обед, ужин) в Вятском крае садились всей семьей, предварительно перекрестившись, глядя на образа хлебали варево все из одной большой чашки деревянными ложками. Считалось неприемлемым есть слишком быстро или наоборот, долго, медленно. Недаром в народе говорили: «Кто как ест, тот так и работает».


В Вятском крае сложилась у крестьян поговорка - «Щи да каша – пища наша»


В еде, как и в любом деле не следовало спешить, но и «тянуть волынку» не позволялось. Ели молча – «когда я ем, я глух и нем». Первым начинал есть глава семьи. Если кто нарушал порядок за столом, получал от отца ложкой по лбу. Сначала ели с хлебом «жижу и гущу», а когда отец постучит ложкой по краю чашки, можно было таскать из чашки и мясо. Было заведено за правило: сначала насыщаться чем похуже, а под конец еды "на верхосытку" то, что повкуснее, получше, послаще. После еды крошек на столе не оставалось, всё подбирали, хлеб берегли.
После жидкой похлебки ели кашу. В деревне говорили: «Щи да каша – пища наша». Употребляли крестьяне в пищу пареные овощи, кисели, молочные продукты: творог, простоквашу, масло сливочное и т.д. Пареные овощи (капуста, репа, морковь, галанка) были любимым кушаньем и детей, и взрослых.

Парили овощи в русской «вольной» печи, когда все «загнета», все угли уже прогорели. Овощи мыли, закладывали в большую глиняную корчагу, закрывали сверху плотно глиняной или чугунной сковородой и … опрокидывали вверх дном, ставили в вольную печь на несколько часов. Испарения не происходило, овощи томились, прели в собственном соку. Получалось просто объедение! Говорили даже вместо наелся – «натрепался».


С появлением самоваров, конфет, пряников, калачей очень любили в Вятском крае чаепития вокруг самовара всей семьёй, особенно по праздникам и воскресеньям. Богатые пили чай с сахаром «внакладку», кто победнее – «вприкуску», а бедняки - «вприглядку». Мед к чаю был тоже очень кстати.
 

После этих фраз так и хочется спеть «Конфетки-бараночки»… Да и потанцевать не помешает. Встаём все…

А теперь под вятскую старинную песню «Ишо кто бы» - 

(Ансамбль песни и танца"Юрга"--Ишо кто бы) 

Ансамбль песни и танца"Юрга"--У нашей Кати

 

Молодцы!

И мы продолжаем…

О певучем говоре, медлительности, простоте и наивности слагались пословицы, анекдоты и поговорки в насмешливом тоне.

У вятских жителей был своеобразный говор. Такого говора и по сегодняшний день не встретишь в другом уголке России: особенное растяжение на последнем слоге в произносимом слове.

До сегодняшнего дня вятчане дательный падеж при разговоре перемешивают с творительным. К примеру, ели щи с кускам, трудились рукам, ходил с вам в лес.

Звуки при разговоре заменяются другими: звук ц заменяется звуком ч. К примеру, можно часто слышать такие слова: улича, курича, птича.

Звук ч перед т произносят вятчане как ш, звук о в конце слова звучит как ё. К примеру, произносят штё вместо что.

Из воспоминаний Александра Александровича Прозорова (1854 – 1927):

"Жители г. Вятки и других городов её губернии имели свой особый жанр, говор, отличавшийся простотой речи, её певучестью и придатком к некоторым словам частички «то»: я-то, чтой-то, и т.п.

 

В особенности в этом преуспевал говор крестьян Слободского уезда. В 1879 г., когда по окончании курса в университете я с женой приехал в Слободской и когда пошёл на рынок, то услышал такую речь: «Барин, купи шору». Я спросил: «Старая?» — «Ой щё ты, баженное дитятко, чай она у меня лонишна-а».

 

Жена, не понимая, раскрыла глаза, глядя на меня. Я ответил, что женщина предлагает купить индюшку, что она прошлого года, а баженный — это равносильно хороший, выхоленный и т.п. С проникновением цивилизации подобная речь почти исчезла, хотя слобожане и поныне растягивают слова и говорят ужасно скоро."

 

Кстати:

Александр Александрович Прозоров (1854 – 1927): Окончив юрфак Казанского университета, он работал присяжным поверенным (адвокатом) в Вятском окружном суде, избирался гласным гордумы. На свои средства учредил столовую для бедных, где кормилось до 100 человек ежедневно.
Александр Александрович открыл в Вятке любительский театр. С женой Ольгой Павловной участвовал в любительских спектаклях.

 

В 1884 г. Прозоров взял в аренду сад «Аполло» и превратил его в одно из любимых мест отдыха горожан. Здесь работал летний театр, зимой заливали каток, были тёплые раздевалки, электричество, водопровод.

 

Коренные вятчане в разговоре употребляют устаревшие слова и выражения. Особенно такой говор с большим набором устаревших слов и выражений встречается в следующих районах: Орловском, Котельническом, Нолинском и Слободском.

 

Предложите ваши варианты использования и в наше время старинных словечек …

 

Далее несколько довольно сухих фактов о традиционном жилье вятских крестьян и внешнем виде.

В Вятском крае проживают представители разных народностей. У каждого народа свои традиции, нравы, обычаи и образ жизни.

Два столетия назад народы, проживающие в Вятском крае, жили в небольших починках. В починках проживали родственные семьи. Поэтому жители, проживающие там, носили одинаковую фамилию, основываясь на которую, назывался и сам починок.

Крестьянские постройки были выполнены в одном стиле. Дома строили из бревен, так как починки располагались среди лесов. Избы крестьян могли отличаться по величине. У большого дома крыша была двухскатной, а бревенчатая стена была расположена в средине здания.

Изба таким образом делилась на теплую и холодную половины. В тёплой части дома было расположено жилое помещение. В холодной части избы находились кладовые, хлева, амбары. Хлева и амбары строили дополнительно. Окна в помещениях по размеру делали маленькими, выходящими с одной стороны на улицу, а другие окна выходили в сторону двора.

Крестьянские дворы были небольшими по размеру. Их покрывали тесом либо соломой, которые защищали животных от непогожих дней в зимний период времени. Во дворы не смогли проникнуть хищные звери. В крестьянских дворах было тепло, темно, грязно и душно. Далеко по окрестности разносился запах навоза и нечистот.

В избах была темнота, половина окон выходила на неосвещаемый двор. Зимой в жилище запускали коров для дойки. Овцы, телята, ягнята в зимний период жили в избах в том случае, если в хозяйстве не имелось утепленного хлева. Куры зимой жили тоже в избе под печкой. Поэтому в жилище крестьян зимой царила грязь и духота. Затхлый воздух негативно сказывался на здоровье людей. Крестьяне были бледные, худые, с болезненными лицами, с воспаленными красными глазами.

Внешний вид русских крестьян



Одежда вятских крестьян практически не отличалась от одежды русских людей, которые проживали в рядом расположенных губерниях. Они ниже ростом, приземистые, плотные. Их описывали летописцы, как невзрачными и серыми на вид. Из одежды крестьян большой популярностью пользовался неизменный кафтан. Его изготовляли в домашних условиях из серого сукна. В зимний период времени в Вятском крае крестьяне носили полушубки, тулупы, шубы, иногда их накрывали дешевой материей. У мужчин рубахи и штаны были изготовлены из домотканой ткани. Традиционная обувь крестьян — лапти с онучами. На голову мужики водружали овчинную шапку.

У крестьянок в верхней одежде отличий от мужской практически не было. Крестьянки в повседневной жизни пользовались холщевым синим кафтаном, холщевой пестрой рубахой, лаптями с онучами. На голове женщины носили платок, в праздничные дни накидывали платок на плечи.

Спустя годы, вместо лаптей большинство вятчан стали носить кожаную обувь. Вместо холста рубахи и платья стали шить из ситца. Ситец по цене был дешевле, а по расцветке красивым и нарядным.

Давайте отвлечёмся и послушаем вятские песни, и споём, конечно…

Вятская народная песня Цветики-цветочки

Вятская народная песня Цветики

Вятские народные песни в обработке В.С.Гребёнкина У ворот-ворот

К сожалению не знаем мы вятских песен…

 

Исследователь вятского быта Д. К. Зеленин писал: *Вятчанин очень любит семейную обстановку, он нежный отец. Он не любит покидать свою семью, свой дом. Везде и всегда он ищет себе средства к пропитанию вокруг своего дома. Он целый день точит ложки, получая грошовую прибыль. Вот почему на Вятке развились кустарные промыслы так широко».

Население нашего края многонациональное. Здесь проживают русские, татары, марийцы, удмурты и представители других народов. У каждого из них свои традиции и обычаи.

 

Например, марийцы славятся своими праздниками и обрядами, связанными с природой и сельским хозяйством. У русских распространены традиционные народные промыслы - это:

·        Резьба и роспись по дереву

·        Гончарное производство

·        Ткачество

·        Кружевоплетение

·        Изготовление народной игрушки

Эти традиционные ремесла бережно сохраняются и развиваются местными мастерами.

 

Умельцы Кировской области создают уникальные изделия в традициях народного искусства.

Это могут быть деревянные шкатулки, расписанная посуда, глиняные игрушки, вышитые полотенца, кружева, вятские платки и многое другое.

В изделиях используются орнаменты, отражающие культуру местных народов. Работы отличаются высоким мастерством, самобытностью и эстетическими качествами.

 

Традиции народных ремесел передаются из поколения в поколение и остаются востребованными.

 



Украшения и другие предметы, принадлежавшие вятичам, в Орловском краеведческом музее / © Д.Кирилюк / excurs-orel.ru

 

У женщин вятичей было распространено ношение определённого украшения, что являлось своего рода отличительной чертой представительниц этого народа. Это – височные кольца. Их продевали через кожаную или тканевую ленту, которую повязывали вокруг головы.

 

В некотором роде такое украшение напоминало серьги, однако отличалось особым способом крепления. У многих женщин вятичей в курганах найдены височные кольца со специфическими узорами и рисунками, что позволяют идентифицировать принадлежность к племени.

 



Щрилёв Михаил Николаевич «Вятичанка»

 

Нет ни одного человека, который бы никогда не играл хоть в какую – ни будь игру. Наши дедушки и бабушки, мамы и папы в своем детстве тоже любили играть в разные игры.

Какие вятские народные игры вы знаете? …

(После перечисления игр зрителям показывается табличка /это может быть на медиа-экране/ с крупно написанным  названием НЕ УПОМЯНУТОЙ игры. На оборотной стороне описание игры. В ПРИЛОЖЕНИИ.)

Кто знает условия этой игры? …

А такую игру вы знаете? …

И далее у нас сейчас народная подвижная игра нашего Вятского края. По нашим условиям и возможностям …

«РАСТЕРЯХА»

В игре «Растеряха» дети становились в ряд, держа друг друга за руки, образуя цепь. Стоящий впереди, начинал бежать в разных направлениях, увлекая за собой других. Те дети, которые расцеплялись или падали выбывали из игры.

И, ИЛИ

«ПРОРЫВАТЫ».

Ребята двумя шеренгами выстраиваются друг против друга и крепко сцепляются руками. Затем из каждой шеренги по очереди выкликивают какого-нибудь игрока. Названный бежит к противоположной шеренге и старается прорвать живую цепь. Если это ему удается, он уводит в свою команду любого на выбор игрока, если нет – сам остается в чужой команде. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок в какой-либо команде.

Всем спасибо за смелость, за задор!

Местные жители чтут народные обычаи, связанные с календарными и семейными праздниками.

 

В Кировской области отмечают как общероссийские, так и местные праздники:

·        Масленица

·        Пасха

·        Сабантуй у татар и марийцев

·        Праздник Ивана Купалы

·        День рождения Кировской области

·        Дни городов и сёл

Праздники сопровождаются народными гуляньями, играми, песнями, угощениями.

 

В летнюю пору крестьяне нескольких деревень делают складчину, приносят продукты — муку, солод, хмель, вино, рыбу, мясо, яйца, масло, молоко. В назначенный день варят пиво. Организовывают праздничный стол и начинается веселье. Молодежь водит хороводы. Раздается пение разнообразных песен. Игры и пляски под гармонику проходят на улице. Люди пожилого возраста угощаются за праздничным столом, смотрят на игры и пляски молодых, вспоминая свою юность.

После окончания полевых работ, осенью в деревнях была традиция - вечерами организовывались посиделки. Девушки обычно приходили с сонопряхами для работы, затем в избу являлись парни. Молодёжь веселилась, они пели разнообразные песни.

На святках затевали «игрища». Вечером парни и девушки пляшут, поют песни, играют в карты, играют на гармонике, балалайке. На такие «игрища» заявлялись ряженые. Для этого выворачивали тулупы, на лица надевали раскрашенные бумажные маски.

Популярными были святочные гаданья о своей дальнейшей судьбе.

Масленицу вятские крестьяне отмечали особенно весело: пили пиво, пекли блины, катались на лошадях, катались с горки на салазках. Могли уехать целой деревней в гости в другую деревню.

На Пасхе вятчане качаются на качелях, катают яйца.

В вятских селах говорили: На Пасху дождьвсе праздники дождь; Пасхальная ночь темнаяк грибам, спокойная к хорошему году, вет­ренаяк войне. Здесь же в ночь на Пасху ходили вокруг церкви с зажженной свечой: если свеча погаснет — год будет худым, не погаснет — хорошим.

 

В Вятской губернии ребята, раскачивая девушек, спрашивали: «Скажи жениха!» — и качали их до тех пор, пока не названо имя. То же девушки могли проделывать с парнями.

От Пасхи до заговенья молодые люди выходят на улицу попеть песен, поиграть в различные игры, поводить хороводы.

ХОРОВОД с «ужимчиками»

Все встают в большой круг. Поют песню «КАК У НАШИХ У ВОРОТ», или подпевают под фонограмму, и движутся, например, направо. При последней строчке каждого куплета участники хоровода сходятся к центру, как можно теснее.  В начале каждого следующего куплета участники хоровода расходятся и идут в противоположную от прежнего  направления сторону. (Текст хороводных песен в ПРИЛОЖЕНИИ.)

Спасибо всем!

Много интересных обычаев связано со свадьбами и другими семейными событиями.

В Кировской области сохраняются традиционные обряды, связанные с семейной жизнью:

·        Свадебные обряды

·        Рождение и крещение ребенка

·        Проводы в армию

·        Похоронно-поминальные обряды

Они сопровождаются песнями, танцами, играми, угощениями по древним обычаям.

Свадьба до сей поры остает­ся своеобразным обрядом на вятской земле. Это целый спектакль, где и самим ново­брачным, и их родителям и гостям отводится особая роль.

 

Если коротко… На крестьянской свадьбе всегда царило веселье. Невесту выбирают родители жениха, заслав сваху. Когда свахе удалось сосватать невесту, то на следующий день организовывают смотрины. Потом состоится «рукобитье», будущие родственники невесту «пропивают». В свадебный день жениха и невесту везут в церковь для венчания. Во время поездки раздается звон колокольчиков. Обвенчавшись в храме, молодые направляются в дом жениха. Их радостно встречают родственники с хлебом-солью, а затем под радостные возгласы гостей, обсыпают уже мужа и жену хмелем.

 

Если подробно…

Сватовство

Родители жениха обязатель­но надевали свои лучшие наряды и отправлялись в дом родителей девушки. Раньше на Вятке вместе с родителями отправлялась сваха. Она вела «разговор», расхваливала жениха. Выезжая со своего двора, сваты замечали каждую мелочь: хорошая ли погода, как кони идут. Толковали так: раз в пути препятствий не встречается, значит, в доме невесты не откажут. К саням или телеге привязывали веник - это чтобы не сглазили.

 

Без приглашения родителей девушки в дом проходить нельзя. И обязательно на стол поставить угощение должны родители жениха. Иначе сва­товство пройдет неудачно. Раньше на Вятке это была бутылка спиртного и каравай хлеба. После сватовства, если оно прошло удачно, невеста дарила жениху подарок. Обычно - полотенце.

 

Белая баня

Этот обряд должен был про­ходить вечером перед свадьбой или утром в сам день бракосо­четания. Невеста ходила в баню вместе с подругами. И считалось, что кто первый воды успеет налить, тому и счастье будет. А когда пари­лись, примечали, на какое место прилипают листочки от веников. Считалось, что это место будет любить будущий муж. С собой в баню брали вино и рыбу. Пустую бутылку из-под вина выкидывали за баню со словами: «Баня вина не пьет - и мужик не пьет. Аминь». Это был своеобраз­ный заговор от пьянства для будущего мужа.

 

До свадьбы невеста и ее подружки должны обязатель­но горько плакать. Если неве­ста не плачет, то счастливой семейной жизни не будет.

Девушка утром перед свадь­бой должна умыться водой, в которой побывали серебряные монетки. При этом говорили слова: «Вода с лица, красота на лицо. Не чужому, не соседне­му, а своему суженому на мое лицо смотреть, не наглядеться, не налюбоваться, а других лиц не замечать». Такие слова про­износятся, чтобы молодой муж не заглядывался на других женщин.

 

Жениху серебряную монетку клали под пятку в обувь. Денежка должна пролежать в обуви всю свадьбу. Ее он дол­жен вытряхнуть вечером на молодую жену перед брачной ночью. Серебро испокон веков защищает от сглаза и нечистой силы.

 

Одевали невесту перед сва­дьбой тоже подружки. Обяза­тельно в одежду втыкали игол­ки без ушка. Это делали, чтобы красавицу-невесту не сглазили. И обязательно умы­вание с серебра утром - защита серебром от сглаза.

 

А жениху друзья помогали украсить свадебный кортеж. На кортеже обязательно дол­жен быть колокольчик. Чем громче он звенит, тем больше в доме молодых будет счастья.

 

Выкуп

Прежде чем увидеть невесту в свадебном платье, жених должен пройти все испытания, которые приготовили подруж­ки невесты. А вот до того, как жених прошел испытания, он невесту в платье видеть не дол­жен. Это считается плохой приметой. А уж когда все испытания пройдены, тогда жених должен найти невесту в доме и не отпускать ее от себя до самой ночи.

 

Свадьба

Когда молодые идут к столу, гости обкидывают их горохом, рисом и мелкими монетками. Это символизирует дальней­шую богатую жизнь.

Перед застольем молодых встречают родители. Они выносят хлеб-соль. Молодые откусывают каравай с разных сторон. Кто больше откусил,

тот и будет в доме главным.

 

Столы на торжестве должны ломиться от обилия еды и вина. Иначе жизнь молодых будет скудной и безденежной.

 

Ни один праздник, вечёрка или посиделки не обходились без частушечной дуэли. Частушка – это народная традиция, это произведение устной народной поэзии. В исполнении частушки всегда проявляется характер, темперамент конкретного исполнителя. (Снова выходит коллектив в шалях-полушалках и кушаках с кисточками.)

Наши вятские частушки!

 

1 частушка.

Начинаю я припевку первую, начальную.

Я хочу развеселить публику печальную!

 

2 частушка.

Дайте круг, дайте круг, дайте круг пошире.

Нас пойдет не одна, нас пойдет четыре!

 

3 частушка.

Мой дружочек, ох, хороший,

Да росточком больно мал.

Проводил меня до дому,

Я чихнула – он упал!

 

4 частушка.

За деревней я гуляла, там Ванюшу видела.

Под кустом сидел и плакал – курица обидела!

 

5 частушка.

Пошла курица в аптеку, закричала: «Ку-ка-ре-ку!»

Дайте мыло и духи, чтоб любили женихи!

 

6 частушка.

Наши вятские девицы – и плясуньи, и певицы.

Под веселую игру не сидят они в углу!

 

7 частушка.

Поплясал бы я сильнее – сапоги не гнутся.

Шаровары по колено – девушки смеются.

 

8 частушка.

Разрешите поплясать, разрешите топнуть.

Неужели подо мной половицы лопнут?

 

9 частушка.

Я люблю, как дроля пляшет, как поет да топает.

В эту самую минуту сердце не работает.

 

10 частушка.

Рыболов Семен у ели подремать на час прилег.

Червяка рыбешки съели, доедают поплавок!

 

11 частушка.

Мы частушки вам пропели хорошо ли, плохо ли.

А сейчас мы вас попросим, чтоб вы нам похлопали!

 

Продолжите?! …

 

АПЛОДИСМЕНТЫ!

 

Все молодцы! Замечательно!

 

Многочисленными обрядами обставлялись в вятскую старину любые события, радостные и печальные. Например, смерть и похороны не проходили мимо участия всей деревни. К смер­ти детей относились довольно спокойно: Бог дал, Бог и взял. В живых обычно оставалось меньше детей, чем умирало. Смерть была ближе к крестьянину, нежели к горожанину, ибо не было гарантии от голода, эпидемий, гибели ско­та и птицы, военных действий. Судьба дана Богом, поэтому смерти не боялись, все равно человеку на роду написано умереть.

 

И все же, когда в какую-либо семью приходила смерть, это было большим горем не только для домочадцев, но и для всей деревни. Покойников оплакивали. В каждой деревне находились спе­циальные ревуны, или плакальщики. Причем одинаково искренне оплакивали тех, кто умер недавно, и тех, кто давно. Горе делили сообща, сочувствовали тем, в чей дом оно постучалось, жалели и помогали, чем могли.

 

К смерти, как правило, готовились заранее. Она не просто венчала жизнь, а как бы возна­граждала человека за эту жизнь. Именно так воспринималось это горестное событие. Тот, кто был чист душою перед Богом и людьми, кто никому не делал зла, встречал смерть спокойно. Тот, кто был грешен, перед смертью каялся в своих грехах.

 

Когда человек заболевал серьезно, и не было уверенности в его выздоровлении, созывался «курятник»: вызывали попа, собирали в доме у больного всю родню, а также односельчан, по одному с каждого двора. Столы накрывали ска­тертями, больного выносили, усаживали на лав­ку в красный угол, подавали угощение, перед каждым из пришедших стояла чашка с пивом. Сам же больной не должен был ничего есть. Он сидел, накрытый простыней, а над его головой священник читал молитвы. Когда кончалось соборование и пирование, больного уносили. Обычаи и приметы требовали, чтобы никто не выходил из комнаты прежде, чем выне­сут больного.

 

Достойная человека кончина вызывала у всех уважение. Вместе с тем боялись умереть слу­чайно, не своей смертью. Сохранялась культура семейной родовой памяти, беспамятство всегда осуждалось.

Жители Вятской губернии, при­дя с кладбища, не дожидаясь вечера, садились за стол и клали лишние ложки. Как объясняли сами крестьяне, «если умерли отец, мать, родственники, вроде и они присутствуют» за общим столом.

 

Что имеем мы сегодня? Случайной или добровольной смертью сейчас никого не уди­вишь. Люди гибнут в авариях, ДТП, от убийств и самоубийств. Но сам обряд похорон, независи­мо от причины смерти, был и остается. Свечки у гроба ставят как верующим, так и неверующим, отпевают и молитвы читают так же, как и прежде. То есть некоторые обряды, передаваясь от поко­ления к поколению, остались почти неизменны­ми.

Вятичи всегда с особым почтением относились к умершим, и это видно в раскопанных захоронениях. Кроме того, поражает обилие предметов, оставленных в курганах.

 

Вероятно, народ этот представлял, что в загробном мире умершему пригодятся самые разные вещи, которыми он пользовался при жизни. Особенно богаты (как в материальном, так и в художественном плане) захоронения женщин. И, кстати, это указывает на почитание женщин (быть может, даже некие матриархальные аспекты).

 

Некоторые усыпальницы вятичей представляют собой одиночные захоронения, однако встречаются и образцы коллективных могил. Необходимость в последних возникала во время войн с другими племенами. Стоит отметить, что вятичи были весьма искусны в военном деле, благодаря чему долгое время властвовали на своих землях.

 

Владимир Высоцкий Сам Я Вятский Уроженец... (Народная)

 

Конечно, сегодня мы не можем утверждать, что знаем все традиции вятичей. Более того, нам известна лишь незначительная часть сведений о культуре этого народа. О землях, населённых вятичами, упоминал древнегреческий поэт Гомер, что указывает на значительный уровень развития племён. Нестор-летописец описывал их как диких и беспощадных язычников. Где же правда? Несомненно, она находится посередине, вятичи были одним из типичных восточнославянских племён, имевших собственную культуру и обычаи и хранивших старинные традиции своего народа.

 

Песня на прощание «Красивы над Вяткой просторы»

Спасибо, что были с нами!

Поблагодарим моих помощников бурными аплодисментами.

До новых встреч!

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ПОСЛОВИЦЫ

 

 

 

 

Вятский мужик

 

 

Вятская баба

 

спать не обвык:

 

 

в работе бойка,

 

хоть глаза боятся,

 

 

в танцах легка,

 

да руки делают.

 

 

кто женится -

 

Вятская девка

 

 

не разленится.

 

словно запевка:

 

 

 

глазом востра,

 

 

 

умом быстра.

 

 

 

ВЯТСКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ

«ЛЕПКИ, ЛЯПКИ, ЛЯПЫ, КВАЧ» или «С ЛЕСА НА ЛЕС»

Одна из самых распространенных беговых игр – «Лепки (ляпки, ляпы, квач)». Водящий старается поймать кого-либо из игроков или хотя бы дотронуться до него рукой и сказать: «На тебе лапку, отдай другому». Также наши дедушки и бабушки играли в похожую игру, которая называлась «С леса на лес». В нее играют там, где наложено много бревен или растет много деревьев. Водящий также догоняет игроков, а те, стараясь избежать ляпа, могут встать на бревно или прислониться к дереву и сказать: «Чур на дереве». Но долго там находиться не разрешается, игроки должны все время перебегать.

 

«ОГАРЫШИ (РАЗБЕГИШИ)»

В Вятском крае популярнейшей игрой были «Огарыши (Разбегиши)». На Руси её ещё называли горелки. Игра несложная, но веселая и интересная. Участники разбиваются на пары. Кому пары не досталось, то становится горельщиком, на Вятке называли огарышем. Пары выстраиваются друг за другом, огарыш встаёт впереди, шага на 2-3 от первой пары, спиной к ним. Все хором запевают:

Гори, гори ясно

Чтобы не погасло

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

При последних словах игроки задней пары разъединяют руки и бегут вперед. Справа и слева, огибая стоящие пары. Их задача снова соединиться впереди огарыша. А тот пытается поймать одного из бегущих. Если ему это удается, он образует новую пару, а непойманный становится огарышем.

 

 

«ПРЯТАНИЦЫ, УСПРЯТУШКИ»

«Прятки» одна из любимых ребячьих игр. На Вятке они назывались прятаницы, успрятушки.

 

«12 ПАЛОЧЕК»

Перед началом игры на большой камень кладут доску, чтоб один её конец лежал на земле. На него складывают горкой 12 палочек. Кто-либо из игроков сильным ударом ноги бьёт по противоположному концу доски. Палочки взлетают вверх, а игроки разбегаются и прячутся. Водящий торопится собрать палочки, кладет на край доски и идет искать спрятавшихся.

 

«ПРОРЫВАТЫ».

Ребята двумя шеренгами выстраиваются друг против друга и крепко сцепляются руками. Затем из каждой шеренги по очереди выкликивают какого-нибудь игрока. Названный бежит к противоположной шеренге и старается прорвать живую цепь. Если это ему удается, он уводит в свою команду любого на выбор игрока, если нет – сам остается в чужой команде. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок в какой-либо команде.

 

«У МЕДВЕДЯ ВО БОРУ»

Также на Вятке играли в известную сегодня игру «У медведя во бору». Один игрок изображает медведя, другие идут к нему в бор, припевая:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл.

При последних словах медведь кидается ловить детей.

 

«КАЗАКИ-РАЗБОЙНИКИ»

Игра «Казаки-разбойники» и – это, по сути, детское многоборье, ведь казак и разбойник должны бегать, ловко ползать, маскироваться на местности, лазать по деревьям, преодолевать различные препятствия. Сейчас кое-где играют в эту игру, но по упрощенным правилам. В начале определяются границы, затем дети делятся на две команды. Разбойники прятаются, а казаки выбирают место для темницы. Затем ловят разбойников. Разбойника надо не просто задеть, а обхватить и привести в темницу. У пойманного разбойника есть шанс освободиться. Если какой-нибудь разбойник осалит казака, то тот обязан освободить пленника. Только когда все разбойники оказывались в темнице, игра заканчивалась.

 

«КОТЛЫ» или «ЦАРИ». 

В основном в нее играли девочки. И сейчас повсеместно играют в нее – это обычные классики. 

 

«УЖИЩЕ» 

Это еще одна игра для девочек. Так в наших краях в старину называли обычные прыжки через веревочку.

 

«БАБА СЕЯЛА ГОРОХ» 

Незатейливая игра маленьких девочек. Они образуют круг, а в центре водящий. Все вместе поют и делают то, что показывает «баба» – водящий.

Баба сеяла горох.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Обвалился потолок.

Прыг-скок,

Прыг-скок,

Баба шла, шла, шла,

Пирожок нашла.

Села, поела,

Опять пошла.

Баба стала на носок,

А потом на пятку,

Стала русского плясать,

А потом вприсядку.

 

«ТРУБОЧКИ»

В игру «Трубочки» тоже играли в основном девочки. Двое, встав, спинами друг к другу, брались вверху за руки и начинали «виться». Упражнение само по себе трудное, но девочки умудрялись при этом еще и напевать:

Вьётся ли, вьётся ли трубочка

Вьётся ли, вьётся ли серебряная.

Игра продолжалась до тех пор, пока руки не раскрепит кто-то, или не упадет закрутившись.

 

«РАСТЕРЯХА»

В игре «Растеряха» дети становились в ряд, держа друг друга за руки, образуя цепь. Стоящий впереди, начинал бежать в разных направлениях, увлекая за собой других. Те дети, которые расцеплялись или падали выбывали из игры.

 

«ЛАПТА»

Лапта – деревянная лопаточка, которой очень ловко можно было послать мяч вдаль. По этой лопаточке и сама игра стала называться «Лаптой». Игроки делятся на 2 команды. Игроки одной команды выбивают битой-лаптой мяч как можно дальше и во время полёта бегут через поле игры и обратно, игроки другой команды стараются поймать мяч и попасть им в одного из соперников. Одна команда считается «бьющей», другая – «водящей». После удачного удара лаптой по мячу игрок бьющей команды старается добежать до конца поля, где находится «дом», и затем вернуться обратно. Каждый игрок, совершивший такой успешный пробег, дает команде 1 очко. Если его «осалят» мячом, то команда бьющих идет водить в поле.

 

«КОТЁЛ».

Все мальчишки любят хоккей и конечно знают, что есть хоккей с шайбой (канадский). А есть с мячом, по-другому – русский хоккей.

В земле роют ямку диаметром 30-40 см – котел. Вокруг него вырывают на расстоянии маленькие ямки по количеству игроков. У всех игроков в руках палки. Они встают каждый у своей ямки и ставят в нее палку. По жребию выбирают вожака и водящего (шарильщика). Вожак подкидывает шар над котлом, игроки клюшками отбивают его в поле. Задача водящего провести мяч в котел, а все игроки препятствуют этому, отбивая мяч клюшками.

 

«ГОРОДКИ»

Игр с палками существовало не так уж много, но некоторые известны по сей день. Больше всего повезло «Городкам». Это единственная из старинных игр, которая достигла спортивного уровня.

Игра в городки заключается в выбивании фигур, построенных из пяти городков, с ограниченной площадки, называемой «городом», битами с определённого расстояния. Для игры в городки используются 15 фигур. В партии из 10 фигур фигуры ставят и выбивают в следующей последовательности:

1. «Пушка»

2. «Вилка»

3. «Колодец»

4. «Стрела»

5. «Артиллерия»

6. «Серп»

7. «Пулемётное гнездо»

8. «Самолёт»

9. «Тир»

10. «Письмо»

11. «Звезда»

12. «Коленвал»

13. «Ракетка»

14. «Рак»

15. «Часовой»

На Вятке эту игру называли рюхи или деревянные бабки.

 

«КРУЖАЛА»

Самая любимая и массовая забава на Вятке – катание с гор. Для катания использовались санки, салазки, ледянки и даже старые корыта. На реке или озере делали кружала. Расчищали от снега широкое пространство, в центр вмораживали толстый кол. На него одевали старое колесо. К колесу с двух сторон приделывали длинные палки. К одной привязывали сани, а за другую вращали колесо. Сани при этом катились с огромной скоростью.

 

«СОПКА»

Была такая забава, которая называлась «Сопка». На затвердевший сугроб влезала группа мальчиков, другие старались их сбить с вершины.

 

«МАЛЕЧИНА-КАЛЕЧИНА».

Нужно продержать палку на кончике пальца или ладошке, выполняя различные движения. В начале игры произносились слова:

Малечина – калечина

Сколько часов осталось до вечера?

 

 

ХОРОВОДНЫЕ ПЕСНИ

КАК У НАШИХ У ВОРОТ

Исп. Мария Мордасова (частушечная интерпретация)

Как у наших у ворот,

Ай-люли, у ворот

Стоял девок хоровод,

Молодушек табунок.

 

Меня девки кликали,

Молодушки манили.

Ходит свекор по двору,

Расчесавши бороду:

 

“Поди, сноха, погуляй,

С ребятами поиграй!"

Хоша пустил - пригрозил:

 

“Гуляй, сноха, до поры,

До вечерней до зари!”

Как зоренька занялась,

А я, млада, поднялась.

 

Подхожу я ко двору, -

Ходит свекор по двору,

Растрепавши бороду.

“Свекор-батюшка, пусти!”

 

Свекор-батька не пущать...

“Милый ладушка, пусти!”

Он ворота отворил

И меня, младу, пустил.

ХОРОВОДНАЯ

Отдавали молоду в несогласную семью,

Ай ли, ай люли, в несогласную семью.

 

А как свёкор говорит: - Не работницу ведут!

Ай ли, ай люли, не работницу ведут!

 

А свекровь-то говорит: - Не помощницу ведут!

Ай ли, ай люли, не помощницу ведут!

 

Золовушки говорят: - Надоедницу ведут!

Ай ли, ай люли, надоедницу ведут!

 

Деверья-то говорят: - Нам нахлебницу ведут!

Ай ли, ай люли, нам нахлебницу ведут!

 

А две тётушки сидят, всё про то же говорят,

Ай ли, ай люли, всё про то же говорят.

 

Что мне делать, как мне быть, как в семье мне угодить?

Ай ли, ай люли, как в семье мне угодить?

 

Поутру рано вставала – свекровь даже не слыхала.

Ай ли, ай люли, свекровь даже не слыхала.

 

По избе свёкор пройдёт, как медведь заревёт,

Ай ли, ай люли, как медведь заревёт.

 

А свекровушка была настояща сатана,

Ай ли, ай люли, настояща сатана.

 

Свёкор-батюшка, свекровь-матушка,

Ай ли, ай люли, свекровь-матушка.

 

Разрешите мне по избе пройти,

Ай ли, ай люли, по избе пройти,

 

По избе пройти, ножкой топнути,

Ай ли, ай люли, ножкой топнути.

 

Я избу прошла да порог перешла,

Ай ли, ай люли, да порог перешла.

 

Муж на лавочке сидел, на меня строго глядел,

Ай ли, ай люли, на меня строго глядел.

 

Он ни слова не сказал да пощёчину мне дал,

Ай ли, ай люли, да пощёчину мне дал.

 

А я руку отвела – во всю харю оплела.

Ай ли, ай люли, во всю харю оплела.

 

ИСТОЧНИКИ:

- «Вятские на полу сидят и не падают, но нравственность у них не испорчена» В. Цветкова.

- «ПЕРЕД СВАДЬБОЙ НА ВЯТКЕ НЕВЕСТА ОБЯЗАТЕЛЬНО ДОЛЖНА БЫЛА ПЛАКАТЬ, ЧТОБЫ СЧАСТЬЕ БЫЛО.»  Старинные приметы и обряды Кировской области для молодоженов. Алена ЗАЙЦЕВА. Полный текст на  kp.ru. «Комсомольская правда», Киров. 30 июля – 6 августа 2009.

- «ПАСХАЛЬНЫЙ ЦИКЛ». Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007.— 768 с.: ил.

- «Традиции вятичей – почитание солнца и “говорящие” курганы» https://musaget.ru/traditsii-vyatichey-pochitanie-solntsa-i-govoryaschie-kurgany/

- «Традиции кировской области»  https://petrov01.livejournal.com/101377.html

- «Традиции и обычаи Вятского края и народов Кировской области» https://vshabalino.ru/kraevedenie/traditsii-i-obychai/

- «Вятский край и его традиции». Автор краевед: Александр Краев, Шабалинский район, село Новотроицкое, Вятский край. https://panarina-nadya.livejournal.com/187210.html

- «Чтения о Вятке». Авторская рубрика Алексея Фоминых, режиссера телевидения, автора программ по истории и краеведению.

- «Пословицы Вятского края». Алексей Буслаев. https://m.my.mail.ru/community/kirov-vyatka/3B0F824686C8FF92.html

- «Вятские — ребята хватские»: народные подвижные игры Вятского края https://vk.com/@sloblibrary-otkuda-poshlo-vyrazhenie-kto-s-mechom-k-nam-pridet-ot-mecha Из книги: Понамарев В.Ф. Народные игры, забавы, ристания на Вятке. Киров, 1991.

- «Устное народное творчество вятки»  https://medrestrictions.ru/ustnoe-narodnoe-tvorchestvo-vyatki/

 

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ на блоге:

1.   КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

2.   ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

3.   МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого возраста

4.   МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с игровыми моментами

 

5.   ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,  обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей пожилого возраста

6.   СЛАВЯ ПАСХУ СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста

7.   ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике  Пасхе, сакральном значении яйца, кулича,  приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

8.   ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия об истории Пасхального праздника,  о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста

 

9.   ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

10.       В ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста

11.       ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми моментами для людей пожилого возраста

12.       КАКОВ ПОКОЙНИК, ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)   Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

13.       КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)  Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

14.       МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ -  ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с игровыми моментами для людей пожилого возраста

15.       НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого возраста

16.       ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами

17.       СУЖЕНА-РЯЖЕНА НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о свадебных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

18.       ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных традициях с игровыми моментами

 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Часть сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Список всех тем мероприятий на странице блога «Список тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

Н.С.ПАСЫНКОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий