пятница, 31 января 2025 г.

ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

картинка из газеты

 ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА

Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

Ночь с 7-го на 8-е июля по новому стилю – Праздник Ивана Купалы. Иоаннн Креститель – предвестник Иисуса Христа. От него Иисус принял крещение.  По церковному преданию, Иоанн родился на 6 месяцев раньше Христа. Рождество Христово – зимний солнцеворот, а рождество Иоанна Крестителя – летний солнцеворот.

 

Под знаком Иисуса солнце начинает «возрастать», а под знаком Иоанна «умаляется». На Руси праздник рождества Иоанна Предтечи приурочился к древнему языческому празднику летнего солнцеворота. Считалось, что в этот день солнце действует с особой живительной  силой.

 

Предистория…

7 ИЮЛЯ - Рождество честного славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

О событии Рождества святого Иоанна, Пророка, Предтечи и Крести­теля Христова, повествуется в Евангелии от Луки.

 

Праведные родители Иоанна Крестителя — священник Захария и Елисавета — достигли преклонных лет, но не имели детей. Однаж­ды святой Захария, совершая служение в Иерусалимском храме, уви­дел архангела Гавриила. Небесный вестник предсказал Захарии, что у него родится сын — провозвестник и Предтеча ожидаемого людь­ми Спасителя. Захария усомнился в этом и был наказан: до испол­нения слов архангела он оставался немым.

 

Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, таилась пять месяцев, пока ее не посетила приходящаяся ей дальней родственницей Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. При рождении младенца родители нарекли его Иоанном — име­нем, предсказанным архангелом Гавриилом. Все удивились, так как никто в их роде не носил такого имени. Когда спросили об этом Захарию, он написал на дощечке: «Иоанн имя ему», — и тотчас немота спала с него.

 

Вскоре после Рождества Христова, когда царь Ирод, узнав о случившемся и опасаясь грядуще­го Мессии, повелел убить всех младенцев в Вифлееме и его окрест­ностях в возрасте до двух лет. Услышав об этом, Елисавета убежала с сыном в пустыню и скрывалась в пещере. Захария как священник находился в Иерусалиме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что это ему неизвестно, и был убит прямо в храме. Елисавета скрывалась с сыном в пустыне до последних дней своей жизни.  

 

Сам же святой Иоанн Предтеча, охраняемый Ангелом, вышел к людям лишь тогда, когда наступило время приготовления их к пришествию Спасителя, на проповедь о покаянии, и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

 

Рождество Иоанна Крестителя, известное в народе как день Ивана Купалы, принадлежит к числу самых почитаемых, самых важных, самых разгульных праздников в году. В нем принимало участие все население, причем традиция требовала активного включения каждого в обряды, действа, требовала особого поведения, обязательного выполнения и соблюдения ряда правил, запретов, обы­чаев.

 

Начнем, как всегда, с поговорок и примет, принадлежащих купальскому дню. Какие приметы, приуроченные к этому дню вы знаете? …

На Иванову ночь звездно — … много будет грибов.

Сильна роса на Ивана к урожаю огурцов.

Если в Иванов день будет гроза, то орехов … уродится мало, и они будут пустые.

Перед дождем цветы … сильнее пахнут.

Если дождь заплачет, то через пять дней солныш­ко … будет смеяться.

 

Иван Купала делит год пополам.

На Иванов день солнце на восходе играет.

С Ивановской ночи появляются светляки.

 

А ещё…

Ивановские дожди лучше золотой горы.

 

Ивановские дожди вызывают у земледельца неоднозначную оценку — они очень нужны хлебам, но опасны для травы, уже скошенной или ожидающей сенокоса.

До Иванова дня дождь в засек (т. е. к урожаю хлеба), после Иванова дня дождь из засека.

До Ивана просите, детки, дождя у Бога, а после Ивана я и сам упрошу (то есть начинаются частые дожди).

Во время сенокоса дождисену плохо, зерну хорошо.

Когда сено гнило, тогда в сусеке мило.

Сено черно, так каша бела.

Травы чернылошади кормны (сено погибло, а овес хорош).

 

В ряде мест на Купалу открывали большой покос. Это скорее знаковое, ри­туальное начало сенокосной страды. По-настоящему заготовка сена начиналась сразу после праздника.

Пройти до солнышка два прокосаходить не будешь босо.

До солнышка пройди три прокоса, ходить будешь в сапогах, а не босо.

На Иван-день жито должно выколоситься, а не заколосится, так это плохая примета.

На Иван-день колосок, так на Ильин-день (2 августа / 20 июля) колобок в хороший год (пинеж.).

Коли на Ивана просо в ложку, то будет и в ложке (южн.).

 

За два-три дня до Ивана Купалы появляется мед или после в такой же период (воронеж.).

Корми меня до Ивана, сделаю из тебя пана (говорит пчела).

На Иванов день цвет, на Ильин-то деньхлеб (карел.).

 

Устали слушать? Давайте отвлечёмся.

По традиции – песни.

Вспомним сегодня старинные романсы.

Узнайте песню по многочисленным прилагательным: обильные, страстные, ловимые,  первые, последние, любимые, печальные, покрытые, туманное, седое, позабытые, странной, родное, далекое, широкое, непрестанный…

В ДОРОГЕ

Исп. Александр Малинин

Утро туманное, утро седое

Из какой песни эти строки:

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых, молодых!

И крепок их могильный сон

ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН

К кому обращается автор песни, когда некуда спешить, некого любить?

 

Ямщик, не гони лошадей!

Мне некуда больше спешить,

Мне некого больше любить,

 

ЯМЩИК (Как грустно, туманно кругом)

Я поцелуями покрою

Уста и очи, и чело…

 

Но только что?

Я поцелуями покрою

Уста и очи, и чело.

Побудь со мной,

Побудь со мной.

 

Не уходи, побудь со мною…

 

Молодцы! Всем спасибо!

 

Как только ни называли этот особо любимый на Руси праздник: Иваном Купалой, Иваном-травником, Иваном цветным, Иваном-колдовщиком, но попроще – праздником летнего солнцеворота. Считалось, что солнце при восходе в этот день играет всеми цветами радуги, купается в воде, которой приписывали чудодейственную силу. Существовало поверье, что купание в ночи или на ранней зорьке, особенно в росе, очень полезно, целебно, ибо именно в этот день Иоанн Креститель освящал воду и прогонял злых духов. Со дня Ивана Купалы как бы официально можно было купаться во всех реках и озёрах.

 

Иванов день заполнен обрядами, связанными с водой.

Ивана Купалу называли «чистоплотным» оттого, что на заре этого дня было принято купаться, и такого рода купанию приписывалась магическая и целебная сила. Поутру в Иванов день купаться — обычай всенародный, и только в некото­рых уездах Ярославской губернии крестьяне опасались купаться, так как, по их представлениям, в это время считался именинником сам водяной, который терпеть не может, когда в его царство лезут люди, и мстит им тем, что топит всякого неосторожного.

 

Ранним утром вологодские бабы «черпали росу»; для этого брали чистую скатерть и бурак, с которым и отправлялись на луг. Здесь скатерть таскали по мокрой траве, а потом выжимали в бурак и этой росой умывали лицо и руки, чтобы прогнать всякую «болесть» и чтобы на лице не было ни угрей, ни пры­щей. Точно так же черпали росу и в Пензенской губернии, хотя здесь она слу­жила не только для здоровья, но и для чистоты в доме: купальской росой кро­пили кровати и стены дома, чтобы не водились клопы и тараканы.

 

Накануне Ивана Купалы вологодские крестьянки обязательно мыли у колод­ца или на реке «квашенки» — кадушки, в которых приготавливали тесто для ржаного хлеба.

 

В селениях по Енисею хозяйки в ночь на Ивана Купалу выносили на двор кринки. «Чтобы корова давала больше молока, чтобы с молока был больше снимок (сливки) и чтобы из него выходило больше сметаны», нужно «дать ох­ватить кринки ивановской росой».

 

Один из довольно распространенных купальских обрядов — обливание во­дой всякого встречного. «Деревенские парни, — писал орловский корреспон­дент в середине XIX века, — одеваются в старое, грязное белье и отправляются с ведрами и кувшинами на речку, где наполняют их самою грязною, мутною водой, а то и просто жидкой грязью, и идут по деревне, обливая всех и каждого и делая исключение только для стариков и малолеток». Но всего охотнее, разумеется, обливали девушек: парни врывались даже в дома, силой вытаскивали и выносили девиц на улицу и здесь старались с ног до головы окатить их водой и грязью. В свою очередь, и девушки не оставались в долгу. Пытаясь отомстить парням, они тоже бежали на реку за водой. В результате начиналась общая свалка, полная веселья, смеха, криков, шуток.

 

Кончалось дело тем, что молодежь, перепачканная, мокрая, в прилипшей к телу одежде, гурьбой устремлялась на речку и здесь, выбрав укромное местечко, подальше от строгих глаз старших, купалась вместе, причем и парни, и девушки оставались в одеждах (в рубахах).

 

Во многих местах было принято устраивать баню не на Аграфену Купальни­цу, а в Иванов день, точно так же, как и вязать веники. Например, в Верхокамье именно в день Ивана Купалы «обязательно стремились помыться и попариться больные старообрядцы». На Вологодчине вениками, составленными из разных трав и веток различных деревьев, украшали рога недавно отелившихся коров.

 

Предлагаю размяться – всем встать и (если гостей много) разделиться на 2-3 группы (или по сторонам зала). Можно встать в один большой круг. Водой обливаться и брызгаться не будем, чтобы не испортить ваши красивые наряды и причёски, поэтому поиграем…

 

Игра «ФИГУРЫ С УГЛАМИ» 

Необходимо построить фигуры с углами (звезду, квадрат, треугольник). А если усложнить - с запретом на разговоры.

 

Как, получилось?! Это игра-тест на слаженность действий, на взаимопонимание.

Все молодцы. Садитесь, и мы продолжим знакомиться с правилами проведения праздника Ивана Купалы.

 

Характерная примета Ивана Купалы — многочисленные обычаи и предания, связанные с растительным миром, который в этот период приобретает (или с особенной силой проявляет) чудодейственные качества.

Иван Купалахорошие травы.

 «Иванов день пришелтраву собирать пошел»  - говорили в народе.

 

Потому именно на Купалу знающие люди отправляются за травами и цветами. Определенные растения собирают днем, какие-то ночью, а некоторые только по утренней росе. А чтобы цветы и стебли не потеряли своей чудодейственной силы, собирали девушки травки целебные, приговаривали вполголоса: «Земля мати, благослови меня травы брати, и трава мне мати!» В Нижегородском и Вятском краях уже в наше время записаны поэтические обращения к земле и вскормленным ею травам: «От Бога травка, от земли корешок, от солнышка цветок. На что ты угодна, на что пригодна, на то я тебя и беру. Земля мати, благослови травку брати».

 

Если собирают растения, употребляемые от порчи, то произ­носят: «Отец-небо, Земля-мать, благослови свою плоду рвать! Твоя плода ко всему пригодна: от скорбей, от болезней и от всех недугов — денных и полуденных, ночных и полуночных, от колдуна и колдуницы, еретика и еретицы! Поди же ты, колдун и колдуница, еретик и еретица, на сине море! На синем море лежит бел-горюч камень. Кто ж этот камень споднимет, кто океан-море выпьет, и кто в океане-море весь песок пересчитает, тот может сделать колдовство и художество над всяким рабом и над всякою рабою, всегда, ныне и присно и во веки веков. Аминь». Этот или похожие на него заговоры были хорошо известны в разных местах России и не однажды записывались фольклористами и этнографами.

 

Травы и цветы, собранные в Иванов день, кладут под Иванову росу, высу­шивают и сберегают их, почитая более целебными, нежели собранные в другое время. Ими окуривают больных, борются с нечистью, их бросают в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляют их для «разжигания любви» или для «отсушки».

Девушки Онежского уезда Архангельской губернии выходили искать «ива­новский борщ» — растение, имеющее, по их мнению, большую целительную силу. Девушки отправлялись целыми компаниями, в сопровождении парней, так что поиски травы превращались в ухаживания с обниманиями, поцелуями, бе­готней и пр..

 

Существует немало легенд о чудодейственной силе трав, собранных в купальскую ночь.

 

Ночью, до восхода солнца, рвали цветы иван-да-марья. Верили, если их по­ложить в углы избы, то вор не войдет в дом: брат с сестрой (желтый и фиоле­товый цвета растения) будут разговаривать друг с другом, а вору будет казаться, будто говорят хозяин с хозяйкой.

 

В ночь с Аграфены на Ивана, советовали знающие старики в Ачинском ок­руге Енисейской губернии, «до восхода солнца, чтоб никто тебя не видел, рви чернобыльник; под корнем найдешь уголь; он от многих болезней облегчение доставляет — от брюха, тошноты и «земляной уголь – зелье от падучей болезни и чёрной немочи». Если увидят тебя за этим делом — уголь уйдет в землю». Трава чернобыльник, по народному поверью, противна ведьмам и охраняет от них дом и двор. Ее заплетают в плети и кладут под Иванову росу с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья!»

 

Из чудесных трав, собираемых в это время, стоит назвать плакун-траву, сила которой, по мнению крестьян, заключена в ее корне, имеющем свойство прого­нять злого духа; владелец же корня будет внушать к себе страх.

 

Терлич-трава употребляется для привораживания парней девушками: они носят ее у себя за пазухой и приговаривают: «Терлич, терлич, хлопцев покличь!»

 

Травка зяблица помогает от ребячьего крика и от бессонницы; высушенным расперстьицем при­сыпают больные места на теле — порезы, нарывы, опухоли.

 

Пастушью сумку издавна заготавливали как хорошее кровоостанавливающее средство; страдаю­щие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; для лечения ран, ожогов запасались заячьей капустой. На случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-и-мачеху, душицу, багульник. Всего не перечислишь...

 

 Знахари ищут разрыв-траву, против которой, говорят, не устоит ни один замок. В муравьиных кучах добывают жгучее масло – целительное средство от всех недугов.

 

Из цветов в это время заготавливают купальницу, медвежье ушко, богатенку. В новгородской губернии крестьяне собирали её и вставляли в трещины стены: чей цветок скорее завянет – тому и захворать в этот год или умереть. В рукописном травнике начала 18 века упоминается травка архилин, про которую сказано: кто рвёт её на рождество Иоанна Предтечи, кто носит её на себе – тот не боится ни дьявола, ни еретика, ни злого человека, «а растёт она при большой реке».

 

А в колдовскую ночь клали девушки под голову подорожник (трипутник) и словно магическое заклинание произносили перед сном: «Трипутник-попутник, живёшь при дороге, видишь малого и старого, скажи моего суженого!». И с надеждой смеживали веки: вдруг да привидится во сне милый-желанный!

 

Девушки завивали венки из трав, а вечером пускали их в воду, наблюдая, как и куда они плывут. Если венок тонет, значит, суженый разлюбил и замуж за него не выйти.

 

Главным героем этой удивительной и прекрасной ночи становился папоротник, с которым издавна люди связывали легенды о кладах. Его цветок, по преданиям, распахивающий свои лепестки ровно в полночь и всего на несколько мгновений, мог показать все клады в округе, как бы глубоко они ни находились.

 

Правда, достать этот цветок было так же трудно, как и сам клад. Говорят, около полуночи среди широких листьев папоротника внезапно появляется почка. Прямо на глазах она поднимается всё выше и выше, то беспокойно колышется, то замирает на тонком стебле. И ровно в 12 часов ночи с треском разрывается. Тогда взору счастливца предстаёт огненный  цветок, который, кажется, пышет пламенем. И тут невидимая рука срывает этот чудо-цветок, человеку почти никогда не удаётся опередить эту руку. Но если схватить жар-цвет всё-таки удастся, то дело сделано: достаточно подбросить его в воздух, и он упадёт на то самое место, где скрыты сокровища, утверждает легенда.

 

Кто отыщет расцветший папоротник и сумеет завладеть им, «тот приобретает власть повелевать всем. Пред ним бессильны будут мощные правители, и нечистые духи будут в его полном распоряжении; он может знать, где скрыты клады; во всякую сокровищницу, какими бы зам­ками она ни была заперта, он войдет как хозяин, ибо двери сами растворятся перед ним — стоит только приложить к замку чудный цветок; невидимкою обладатель его пробирается к любой красавице — и нет ничего, что было бы невозможно для него. Такова сила и власть этого цветка».

 

Собирались молодые у костров, пели песни, водили хороводы. Девушки и женщины вплетали в волосы веточки берёзы. У околицы женщины, девчата, ребята, взявшись за руки, вставали в два ряда и под сомкнутыми руками пускали маленькую девочку – «колосок». С песней живая людская легенда плыла к хлебам. Лента казалась бесконечной: пройденные девочкой пары забегали вперёд и останавливались. А когда подходили к ржаному полю, девочка вырывала пучок растений и бежала к деревне. Вслед за ней - и взрослые. У околицы девочка разбрасывала пук, парни и девчата дружно расхватывали стебли: кому доставался с колоском – тем любовь должна была встретиться, женатым или замужней быть.

 

(Если есть возможность погадать с колосками – прекрасно!)

Можно предложить самые простые гадания, например: (в приложении)

- ГАДАНИЕ ЦАРЯ ДАВИДА

- ЛОСКУТКИ РЕШАТ ПРОБЛЕМУ

- КАК КОСТИ ЛЯГУТ

- ЛЕТНИЕ ГАДАНИЯ

 

Отвлеклись, позабавлялись, продолжаем…

 

Особенность купальской ночи не только в охоте за цветком папоротника, а и в очищающих кострах. Разводили их, как правило, за селением, обычно на высоком месте, или на росстанях, на меже, на берегу реки или озера и располагались вокруг них все – от мала до велика. В огонь подбрасывали бересту, чтоб горело веселей и ярче. А то лодку старую дырявую найдут, к костру притащат, ветками набьют и подожгут, а потом прыгают через неё.

 

Вокруг костров плясали, через них прыгали: кто удачнее и выше — тот будет счастливее. Чем выше прыгнешь, тем на тебя скорее обратит внимание девушка, а там, сами понимаете... Прыга­ли все наравне, девушки ста­рались не отстать от пар­ней. Парень скорее выбе­рет в жены здоровую, силь­ную девушку, способную его любить, рожать детей, вос­питывать их воинами.

 

«Сей огонь, добытый при трении из дерева, известен под именем живого, лесного, царя огня», обладающего очистительной, целебной, вообще магической силой».

«Огонь очищает от всякия скверны плоти и духа, — писал один из этногра­фов XIX века, — и на Ивана Купалу прыгает через него вся русская деревенщина».

 

В некоторых местах через купальский огонь прогоняли домашнюю скотину для защиты ее от мора. В купальских кострах матери сжигали снятые с хворых детей сорочки, чтобы вместе с этим бельем сгорели и сами болезни.

 

Обвязывали соломой старые колёса, поджигали их и спускали с пригорков к реке - символический знак солнца, выражая таким образом поворот солнца вниз (на зиму). Юноши, де­вушки старались в эту ночь задобрить Купала. Бог любви и жизненной силы тре­бовал, чтобы и люди при­ближались к нему через лю­бовь. Считалось, что дети, зачатые в этот праздник, должны быть крепкими и здоровыми.

 

Молодежь, подростки, дети, напрыгавшись через костры, устраивали шумные веселые игры, потасовки, бег наперегонки. Обязательно играли в горелки. Участ­ники выстраивались парами друг за другом, водящий ходил перед ними и вы­крикивал (или пели, выкрикивали все хором):

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Глянь на небо —

Птички летят,

Колокольчики звенят:

Диги-дон, диги-дон,

Убегай скорее вон!

 

При последних словах первая пара, не разнимая рук, бежала вперед, а водя­щий пытался догнать. Пойманный становился с водящим в конец, образуя пос­леднюю пару, а оставшемуся приходилось «гореть», то есть ловить кого-то из очередной убегающей пары.

 

В каждой местности имелись свои припевки в этой игре, да и называлась она не везде «горелки»: где-то — «жив курилка», где-то «огарыш» и пр.

 

Вот несколько припевок, записанных во Владимирской губернии:

•Гори, гори жарко.

Едет Захарка,

Сам на кобыле,

Жена на коровке,

Дети на тележках,

Слуги на собаках.

Погляди-ка вверх —

Там несется пест!

 

•Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Стой подоле,

Гляди на поле,

Едут там трубачи

Да едят калачи.

Погляди на небо:

Звезды горят,

Журавли кричат:

Гу-гу, убегу.

Раз, два, не воронь,

 А беги, как огонь!

 

Если «горевший» не разъединял бежавшую пару, его дразнили:

Ярка, не ярка,

Баран, не баран,

Серая овечка не женится,

Дай сенца — объягнится.

 

На рассвете все участвовавшие в праз­днике вместе купались, что­бы снять с себя злые немощи и болезни. После дневного отдыха все участники действа дружно принимались за покос.

 

Поиграем в «Горелки»? Что ж, тогда …

«ПЕРЕХОДЫ». Встаньте в круг, лицом к центру. Посмотрите на своих коллег.

Задание: все участники игры должны встать в соответствии с алфавитным порядком первой буквы своего имени.

Следующее задание: встать в соответствии с ростом – от самого высокого до самого маленького.

 

А далее поворачиваемся и берём за талию впереди стоящего и … «ЛЕТКА ЕНЬКА».

 

Прекрасно! Подвигались, повеселились! Отдыхайте…

 

С праздником связывают и лихие поверья о том, что в эту ночь оживает всякая нечисть – ведьмы, оборотни, русалки, змеи, лешие и водяные. Вот почему спать в эту ночь не рекомендуется, а костры всю нечисть отпугивают. Потому-то и водой молодые обливают друг друга, водяных пугают.

 

Почти все европейские народы свято верили в то, что ночь на Ивана Купалу — время таинственное, полное чудес и необыкновенных событий, время, когда случаются всякого рода метаморфозы, окружающий мир предстает в осо­бом свете и качестве: деревья переходят с места на место и разговаривают между собой, шелестя листьями; беседуют друг с другом животные и даже травы, ви­димыми становятся духи леса, воды, воздуха, и человеку может быть понятен их язык; сама земля ведет себя почти по сказочному: приоткрывает тайну своих недр (на месте кладов зажигаются огоньки, в горах появляются расщелины с камнями-самоцветами, на поверхность выходят самородки золота или открыва­ются месторождения других металлов, алмазов и пр.), заставляет расцвести вол­шебный цветок папоротника, выводит человека на неведомую, скрытую в обыч­ные дни от людских глаз поляну, где растут волшебные травы, и т. д., и т. п.

 

По поверьям крестьян, в купальскую короткую ночь нельзя спать, прежде всего, потому, что надо обязательно встретить солнечный восход. Не присутст­вовавшего при этом ожидают всякие несчастья, более того, он может навлечь и на остальных (на семью, деревню) невзгоды.

 

Как уже говорилось, купальская ночь — опасное время, так как становится чрезвычайно активной всякая нечисть — ведьмы, оборотни, русалки, мертвецы.

Иванов деньостерегайся проказов нежити (домовых, водяных, леших, русалок).

Не случайно в Забайкалье день Ивана Купалы назывался «Иван-колдовник».

 

По распространенному поверью, ведьмы собираются на Лысой горе под Кие­вом и празднуют там свою ночь. Оставшиеся на местах отбирают у коров молоко, портят хлеба; водяные стремятся утащить человека под воду; леший пугает во­шедших в лес, заводит их в чащобу и пр. Верований, высказываний на эту тему огромное множество по всей России. Ограничимся лишь несколькими примерами.

 

В день Ивана Купалы слепая змея медянка (медяница) получает зрение на целые сутки и потому делается очень опасною: бросаясь на человека, как стрела, может пробить его насквозь, хотя во все остальные дни года она абсолютно безвредна.

 

Воронежцы опасались русалок именно в день Ивана Купалы, когда они с особенным старанием пытались завлечь человека и, защекотав, «унести в свое водяное жилище».

 

По поверьям жителей архангельских сел, лешего увидеть трудно, но в этот день его не только можно узреть, но и заключить с ним договор. Для этого в ночь на Ивана Купалу надо пойти в лес, срубить там осину так, чтобы она упала вершиной на восток, и, встав на ее пень, наклониться и посмотреть между ног тоже на восток, затем произнести: «Дядя леший, покажись не серым волком, не черным вороном, не елью жаровою; покажись таким, каков я!» И появится ле­ший в обличье мужика. Если человек готов в обмен на свою душу заключить с ним договор, леший обязуется помогать ему во всем, но предупреждает, что рассказывать об этом нельзя ни одной живой душе].

 

Крестьяне Варнавинского уезда Костромской губернии верили, что в каждом селе существует своя колдовка — стрига, которая в купальскую полночь, приняв облик женщины, одетой во все белое, уходит в поле стричь колосья на чужих полях, лишая хозяев этих полей урожая. Поймать стригу бывает очень трудно, поскольку она способна превращаться в животных и птиц.

 

Колдуны и ведьмы в эту ночь нападали и на скот. Чтобы обезопаситься от их злокозненных действий, хозяева «снимали с телят ошейники и привязку (ве­ревку или ремень для привязи теленка у места доения), прятали подойник и стульце для дойки и с воскресной молитвой обходили двор кругом. Ворота закрывали тоже с молитвой». В некоторых селениях юга и юго-запада России в купальскую ночь совершали символическое сожжение конского черепа или чучела, изображающего ведьму.

 

ХОРОВОД под «КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ»  (песни на выбор в ПРИЛОЖЕНИИ, движения могут быть разными)

 

Итак…

КУПАЛА - праздник летнего солнцестояния. Этот праздник был посвящен веселому и прекрасному богу лета, полевых плодов и летних цветов. В божественной иерар­хии он был на третьем месте после Перуна и Велеса. Эти дни были заполнены обряда­ми сексуально-эротического значения. С этими аграрными обрядами сливались воедино и комплексы эротически-брачные. Поэтому иногда вместе с женскими персонажами высту­пает

ЯРИЛА, ЯРИЛО - персонаж, связанный с идеей плодоро­дия, сексуальной (весенней) мощи. Были даже такие праз­дники (чаще весной), называ­емые «ярилками». Они носи­ли разнузданный характер. Мо­лодые девицы приходили на них «поневеститься». Были даже пословицы и присказки, например: «выбежал Ярилка из-за печного столба, начал бабу ярить, только палка стучить».

 

В разных местах принято было в день Ивана Купалы выходить в луга и на поля — радоваться травостою, зеленеющим хлебам и в соответствии с традицией выражать свои чувства и надежду на хороший укос и урожай гуляньем «у травы».

 

В селе Нименча на Поморском берегу Белого моря в Иванов день молодежь «водила круги»: «молодицы и девушки шли по лугу „косыми столбами" и пели „луговые песни", шесть концов села исполняли двенадцать песен». Здесь же подростки устраивали свою игру, которая называлась «выпахать луг». Нечто похожее происходило в Верхокамье и Верхотурье (на Среднем Урале), где «с Иванова дня по Петров день крестьяне выходили в поле, проверяли посевы, травы. Молодежь большой толпой с пивом и песнями обходила свои поля, иногда играла кругами, радовалась посе­вам, если они были хорошими. Чтобы избавиться от злых духов, стреляли на полях».

 

По древнему поверью, Иван Купала олицетворяет расцвет сил приро­ды. В основе обрядов лежит почитание воды и солнца, которые дают жизнь всему живому.

 

Древний славянский праздник и по настоящее время в чести у прибалтов, у белорусов. А в России он, увы, довольно редок.

 

Всем спасибо!

До новых встреч!

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

СТАРИННЫЕ РОМАНСЫ

В ДОРОГЕ

Исп. Александр Малинин

Утро туманное, утро седое,

Нивы печальные, снегом покрытые...

Нехотя вспомнишь и время былое,

Вспомнишь и лица, давно позабытые.

 

Вспомнишь обильные, страстные речи,

Взгляды так жадно, так робко ловимые,

Первые встречи, последние встречи,

Тихого голоса звуки любимые.

 

Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,

Многое вспомнишь родное, далекое,

Слушая рокот колес непрестанный,

Глядя задумчиво в небо широкое.

ВЕЧЕРНИЙ ЗВОН

Т. С. Вдмрв-ой

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом.

И как я, с ним навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!

Уже не зреть мне светлых дней

Весны обманчивой моей!                         

И сколько нет теперь в живых

Тогда веселых, молодых!

И крепок их могильный сон:

Не слышен им вечерний звон.

Лежать и мне в земле сырой!

Напев унывный надо мной

В долине ветер разнесет;

Другой певец по ней пройдет.

И уж не я, а будет он

В раздумье петь вечерний звон!

Н. А. Риттер

ЯМЩИК

Исп. Александр Малинин

* * *

Как грустно, туманно кругом,

Тосклив, безотраден мой путь,

А прошлое кажется сном,

Томит наболевшую грудь!

 

Ямщик, не гони лошадей!

Мне некуда больше спешить,

Мне некого больше любить,

Ямщик, не гони лошадей!

 

Как жажду средь мрачных равнин

Измену забыть и любовь,

Но память, мой злой властелин,

Все будит минувшее вновь.

 

Ямщик, не гони лошадей...

Все было лишь ложь и обман...

Прощай и мечты и покой!

А боль незакрывшихся ран

Останется вечно со мной.

Ямщик, не гони лошадей...

М. П. Пойгин

* * *

Не уходи, побудь со мною,

Здесь так отрадно, так светло.

Я поцелуями покрою

Уста и очи, и чело.

Побудь со мной,

Побудь со мной!

 

Не уходи, побудь со мною,

Я так давно тебя люблю.

Тебя я лаской огневою

И обожгу, и утомлю.

Побудь со мной,

Побудь со мной!

 

Не уходи, побудь со мною,

Пылает страсть в моей груди.

Восторг любви нас ждет с тобою,

Не уходи, не уходи.

Побудь со мной,

Побудь со мной!

В. М. Медведев

* * *

Он говорил мне: «Будь ты моею,

И стану жить я, страстью сгорая;

Прелесть улыбки, нега во взоре

Мне обещают радости рая».

Бедному сердцу так говорил он,

Бедному сердцу так говорил он...

Но не любил он, нет, не любил он,

Нет, не любил он, ах, не любил меня!

 

Он говорил мне: «Яркой звездою

Мрачную душу ты озарила,

Ты мне надежду в сердце вселила,

Сны наполняла сладкой мечтою».

То улыбался, то слезы лил он,

То улыбался, то слезы лил он,

Но не любил он, нет, не любил он,

Нет, не любил он, ах, не любил меня!

 

Он обещал мне, бедному сердцу,

Счастье и грезы, страсти, восторги,

Нежно он клялся жизнь усладить мне

Вечной любовью, вечным блаженством.

Сладкою речью сердце сгубил он,

Сладкою речью сердце сгубил он,

Но не любил он, нет, не любил он,

Нет, не любил он, ах, не любил меня!

ТЕМНО-ВИШНЕВАЯ ШАЛЬ

Неизвестный автор

Я о прошлом теперь не мечтаю,

И мне прошлого больше не жаль.

Только много и много напомнит

Эта темно-вишневая шаль.

 

В этой шали я с ним повстречалась,

И любимой меня он назвал,

Я стыдливо лицо закрывала,

А он нежно меня целовал!

 

Говорил мне: «Прощай, дорогая,

Расставаться с тобою мне жаль.

Как к лицу тебе, слышишь, родная,

Эта темно-вишневая шаль!»

 

Я о прошлом теперь не мечтаю,

Только сердце затмила печаль,

И я молча к груди прижимаю

Эту темно-вишневую шаль.

 

ГАДАНИЕ ЦАРЯ ДАВИДА

Тяните жребий, господа, тяните жре­бий — ведь так удобно во всем положиться на судьбу! Какие только материалы не ис­пользовал человек для «жеребьевки»: и ка­мешки, и черепки, и монетки, и веточки, и да­же выдолбленные особым способом копыта коровы или быка — «бабки», по-гречески astragalos. Иудейский царь Давид, напри­мер, перед каждым походом обязатель­но бросал свои магические кос­ти, изготовленные из чере­пов пленных воинов.

 

Нам же, чтобы уз­нать будущее, впол­не подойдут, обыч­ные пластмассовые кубики, ко­торые есть, кстати практически в любой детской игре.

Для этого гадания вам потребуется три шестигранных кубика с нанесенными на них точками от од­ного до шести. Ку­бики помещают в специальный «стаканчик». По традиции такие «стаканчики» выде­лывают из кожи, но можно использовать и обычный деревянный или глиняный сосуд. Встряхнув кубики несколько раз, дайте им упасть на стол. Цифры, выпавшие на верхних гранях, и послужат ответом на заданный вопрос. К примеру, вас мучает мысль, стоит ли сегодня идти на свидание. Вы задаете во­прос кубикам и бросаете их. Если, к примеру, выпадают цифры 5, 5, 2, то значит — «мысли блудливые у тебя и всему вредят они». Так, во всяком случае, сказано. А вы уж решайте сами, идти ли на свидание или остаться дома и посмотреть телевизор.

 

Вот такие значения кубиков приводит Михаил Сперанский в «Отреченных книгах»:

666 — Бог тебе в помощь;

665 — все хорошо;

664 — пожелай себе здоровья, найдется пропавшее;

663 — попасть в неволю;

662 — то, на что ты гадаешь, ерунда, в доме же твоем ссоры будут. Так что сиди дома;

661 — идешь во тьму, берегись друга — он твой враг;

656 — разлука;

655 — знакомство;

654 — трудный период жизни впереди. Возможны перенапряжения;

653 — нужда;

652 — дела наладятся;

651 — проблемы в дороге, опасность от разбоя;

646 — ссора с начальством;

645 — встреча с другом;

644 — потеря больших денег;

643 — деньги пропадут, но потом вернутся;

642 — беда с твоими родственниками-женщинами;

641 — проблемы с родственниками-мужчинами;

633 — все наладится и будет хорошо;

632 — все хорошо;

622 — неудачный день для гадания;

621 — ждет тебя город темный, ворота в нем закрыты и с мечом острым недруги;

611 — соколиная охота, царская милость — жди радости от судьбы;

555 — найдется пропажа;

554 — рождение и радость;

553 — странный путь тебя ждет ко Престолу   Господню, он же и свечу задует, нет помощи;

552 и 551 — мысли блудливые у тебя, и всему вредят они;

544 — война;

542 — учение;

541 — хорошая весть;

533 — прогулка по морю;

532 — буря на корабле, смерть на море или воде;

523 — исцелиться;

522 — бой будет неудачным;

511 — ложный путь;

 

 

 

 

 

444 — враг слева от тебя;

443 - семья будет, свить гнездо;

433 - беги, заяц, в иную страну;

431 - дурак ты, оттого и все плохо;

431 - не тем богам молишься, от этого все плохо;

422 - добрая весть;

421 - победа;

411 - опасность в дороге, но все закончится хорошо;

333 - твое желание исполнится, только если будешь помнить Бога;

332 - не ходи в новый дом, там опасно тебе быть;

331 - отстань, глупости;

322 - нет воли;

321 - прибыль;

222 - дурной путь, беги;

221 - защищайся, впереди яма;

211 - желая прелюбодействовать много не говори;

111 - все отлично! Молись Богу, он тебя помнит.

 

 

Маг АННА-ИРИНА

«ОРАКУЛ»

 

«ЛОСКУТКИ РЕШАТ ПРОБЛЕМУ»

В матерчатый мешочек положите восемь небольших лоскутков бумаги или ткани (одного качества): красный, оранжевый, желтый, розовый, синий, зеленый, салатовый и голубой. Мысленно сформулируйте проблему и наугад вытащите два лоскутка. Цветовые сочетания подскажут вам верный путь ее

решения.

 

Синий - голубой: вы слишком много витаете в облаках. Предпо­читаете мечты и грезы, не веря в себя. А между тем сейчас самое вре­мя приложить все силы к достиже­нию цели. И удача вас не оставит.

Синий - зеленый: отключите мозги и перестаньте заниматься са­мокопанием. Вы слишком глубоко  погрузились в проблему и уже не можете посмотреть на нее со сто­роны. Да и вообще, вам не мешает вспомнить старую поговорку: будь проще - и люди к тебе потянутся.

Синий - салатовый: вы - человек непредсказуемых эмоций и напрас­но пытаетесь себя изменить. Помни­те, вас любят и ценят именно за то, какой вы есть.

Синий - желтый: вы слишком склонны к компромиссам, со всеми пытаетесь жить в мире и дружбе. А в результате уподобляетесь двулико­му Янусу. Вам следует выбрать ка­кую-то одну линию поведения и не бегать вправо-влево.

Синий - оранжевый: нельзя жить, никогда и ни с кем не поссорившись. Вам не хватает требовательности к людям и некоторой твердости при отстаивании своих интересов.

Синий - красный: не нужно стре­миться всегда быть первым, особен­но когда вся жизнь превращается в ступеньки к недюжинному идеалу. Успокойтесь. Просто живите и ра­дуйтесь тому, что у вас есть.

Синий - розовый: а вы сами-то знаете, чего хотите от этой жизни? Не нужно имидж «загадочной осо­бы» превращать в свое внутреннее «я». Чересчур таинственные личнос­ти могут, в конце концов, просто ос­таться в одиночестве.

Голубой - зеленый: в душе вы очень тонкий и ранимый человек, а снаружи - ощетиненный дикобраз. Нельзя быть таким недоверчивым к людям. Посмотрите вокруг: у вас есть и друзья, и любимые. И они вполне заслуживают вашего добро­го отношения и доверия.

Голубой - салатовый: у вас - светлые мозги и потрясающее уме­ние просчитывать все возможные ва­рианты любой ситуации. Но одни­ми мозгами счастья не достичь. Вспомните о своей интуиции - час­то только сердце способно указать верный путь.

Голубой - желтый: вы слишком самостоятельны и любой совет вос­принимаете как посягательство на свою свободу. А именно сейчас вам и следует отложить в сторону больное самолюбие и послушать, что ска­жут другие.

Голубой - оранжевый: пере­станьте изобретать велосипед - это прекрасно сделали до вас. Не нуж­но искать сложных путей выходу из простой проблемы. Идите проторен­ным путем - и все у вас получится.

Голубой - красный: не углубляй­тесь в прошлое. Замыкаясь в свет­лых воспоминаниях, вы теряете свой шанс обрести что-то хорошее в бу­дущем.

Голубой - розовый: любовь к приключениям заводит вас слишком далеко. Поход в магазин - не раз­ведка боем, а свидание с милым - не история Тристана и Изольды. Мир немного менее романтичен, чем вы. Пора бы это понять, и кое в чем из­менить свое отношение к нему.

Желтый - салатовый: вам часто хочется сделать свою жизнь чуть ме­нее пресной и погонять адреналин в крови. Вперед! Только не забывай­те вовремя остановиться и вернуть­ся в нормальное русло.

Зеленый - желтый: не зануд­ствуйте! Все есть в этом мире - и любовь, и настоящие страсти. И вам не помещает чуть-чуть добавить их в свою жизнь.

Зеленый - оранжевый: вы – не идеал. Пора трезво оценить свое по­ведение и стать чуть-чуть разумнее и корректнее в отношениях с ближни­ми. Ведь и вы можете оказаться не­правы.

Зеленый - красный: не бойтесь сказать в глаза другому человеку что-то неприятное. Этого все рав­но не избежать. Зато друзья будут относиться к вам лучше и переста­нут считать вас подхалимом и льсте­цом.

Зеленый - розовый: не стреми­тесь быть оригинальным любой це­ной. Это утомляет окружающих и, в конце концов, оттолкнет их от вас.

Салатовый - желтый: не всякий Измаил можно взять с первого при­ступа. Иногда дело требует длитель­ных усилий. Постарайтесь это понять и не падайте духом от первого же препятствия.

Салатовый - оранжевый: не все в мире происходит по веле­нию чувств. Иногда требуются и практические знания, и умение мыслить логически. А именно это­го вам и не хватает при оценке ситуации.

Салатовый - красный: не стре­митесь ситуацию и других людей по­догнать под свой идеал. Недостатки есть у всех: хотите общаться с чело­веком - извольте с ним считаться.

Салатовый - розовый: не трать­те силы на то, чтобы всюду поспеть и везде сунуть свой нос. Этого вы все равно не достигнете, зато може­те в беготне пропустить что-то дей­ствительно важное.

Желтый - оранжевый: ваша доб­рота и тепло душевное - черты, конеч­но, прекрасные. Но вам не хватает го­товности к бытовым трудностям и уме­ния решать ежедневные проблемы.

Желтый - красный: вы, безус­ловно, умны, талантливы, красивы и т.д. Но если и у вас случаются не­приятности, - это в порядке вещей. Так что не впадайте в панику, а при­мените все ваши дарования к улуч­шению ситуации.

Желтый - розовый: перестань­те привлекать к себе внимание. Сей­час именно тот период в вашей жиз­ни, когда нужно «уйти в подполье» и поменьше напоминать о себе.

Оранжевый - красный: вы слиш­ком щедро отдаете себя другим лю­дям. А ведь часто они этого не зас­луживают. Будьте более вниматель­ны и осмотрительны при раздаче сво­их душевных богатств.

Оранжевый - розовый: даже са­мому общительному человеку нужно время, чтобы побыть одному. Для вас оно уже наступило.

Красный - розовый: ваше мне­ние об окружающем мире и людях не всегда верно. Иногда стоит про­молчать, а не резать «правду-матку» в глаза. Тем более если велика вероятность, что вы ошибаетесь.

Надежда

магистр бытовой магии.

«ВАШ ТАЛИСМАН», №1, 2006 г.

КАК КОСТИ ЛЯГУТ

Древнекитайское гадание на домино

Техника гадания. Вы выкладываете три кости сверху вниз и трактуете их значения исходя из того, что верхняя по­зиция указывает на духовное состояние ваших дел и на то, как видится ваше положение «на Небесах», у Высших сил; средняя позиция отражает ваше собственное состо­яние и внутренний мир со всеми его особенностями; нижняя позиция показывает ситуацию, развернувшуюся вокруг вас на Земле, в реальном физическом мире. Такое гадание можно толковать и как совет, в котором значение нижней кости означает базу для вашего начинания или состояния, средняя - ваши возможности по решению той или иной проблемы, наличие у вас для этого сил, а верх­няя - те цели и задачи, которых желательно достигнуть, результат решения вашей проблемы.

 

ЗНАЧЕНИЯ КОСТЕЙ

Все наименования костей произносятся и рассматрива­ются начиная с меньшего числа, то есть не с «6:1», а с «1:6». Рассмотрение расклада тоже начинается с меньших и продолжается к большим цифрам. Все кости с одним пустым полем выносятся в конец своего числового ряда.

«1:1». Значение кости - большие возможности, требую­щие вложений сил и средств. Необходимость постоянно держать свои и чужие действия под контролем. Возмож­ны препоны со стороны противников, если ваши планы станут им известны.

«1:2». Для достижения чего-либо тре­буются активные действия. Поэтому нужно правильно рассчитать свои силы и начинать действовать, как бы тяжело ни складывалась ситуация.

«1:3». Основное зна­чение кости - непреодолимые препятствия, тяжелые за­труднения, не оставляющие самостоятельности в действи­ях; необходимость делать только то, что предлагает вам ситуация, без права и возможности изменить что-либо.

«1:4». Значение кости - получение радости через сотруд­ничество и взаимодействие с другими людьми, новые связи и контакты, надежда на помощь.

«1:5». Этот знак говорит, что задуманные проекты будут успешно реали­зованы, а вас ждет движение по служебной лестнице.

«1:6». Активность помогает приобрести лучшее. Необхо­дима осторожность, чтобы не потерять нечто ценное, что вы имеете. Опасность по недосмотру и лености попасть в сложное материальное положение.

«1:0» (0 обозначает «пусто»). Ваши планы пока не могут осуществиться, так как еще не пришло время. Ждите и упорно трудитесь. Ак­тивные действия ведут к поражению и потерям.

«2:2». Сложный период для того, чтобы осуществлять задуман­ное, - внутри вас и снаружи вас слишком много противо­речивых знаков. Молчание и спокойствие - лучшее про­тиводействие плохому.

«2:3». Знания, опыт в делах и же­лание что-то совершить помогут вам достичь успеха.

«2:4». Чисто женский символ, знак семейности и теплых, дру­жеских отношений, указывающий на необходимость мяг­кости и спокойствия в любой ситуации.

«2:5». Раздраже­ние, связанное с внешними обстоятельствами, над кото­рыми вы не властны. Надо переждать, не высовывая голо­ву, и вы спасетесь от тяжелых последствий.

«2:6». Неожи­данная прибыль, помощь или поддержка, которые вы мо­жете получить в результате тяжелой работы. Трудные вре­мена уже проходят, и впереди у вас - свет.

«2:0». Признак утраты чего-то близкого и родного. Надо сдерживать себя, не давать волю чувствам, чтобы не потерять достигнутое.

«3:3». Такая кость показывает, что вам придется отстаи­вать свои моральные и материальные интересы.

«3:4». Ак­тивное общение поможет вам найти нужные решения и получить правильный совет. Все ваши проблемы станут незаметными, если у вас есть хороший помощник и парт­нер, которому вы можете довериться. Если ваш вопрос касается материального мира и бизнеса, то имеет смысл искать новые возможности заработать или новые рынки сбыта.

«3:5». Для получения чего-то для вас важного не­обходимо приноровиться к правилам игры, которые со­блюдают окружающие вас люди. Хотя, возможно, это по­требует от вас большой самоотдачи, но зато оправдает себя в будущем.

«3:6». Слишком активная позиция в матери­альном мире может подорвать вашу репутацию и истощить кошелек. Период, в который не стоит начинать новые проекты, гак как слишком высока вероятность попасть впросак и потерять средства и силы.

«3:0». Противопока­заны какие-либо активные действия вообще, так как ре­зультат - просто трата сил и сотрясание воздуха. Своего можно добиться скорее спокойствием и приятием проис­ходящего, если осторожно, без шума и лишних движений, как бы шепотом направлять события в нужное вам русло.

«4:4». Наступает период, когда нет ничего важнее инфор­мации и, следовательно, общения. Общение, контакты, связи, восстановление отношений со старыми друзьями и знакомыми необходимы как воздух. «4:5». Значение кости - общение с лицами, которые стоят выше вас. «4:6». Хороший знак, говорящий о поддержке ваших начинаний. Главное - не бездействовать, но и не рвать на себе после­днюю рубаху, доказывая свои возможности.

«4:0». Значе­ние кости - тяжелое время, в которое очень сложно дока­зать свою правоту, так как до людей не доходит то, что вы пытаетесь донести. Все, что выходит из ваших уст, не при­знается другими. Осуществление планов почти невозмож­но, начатое или задуманное окончится крахом.

«5:5». Ре­шается в положительном ключе все то, чего вы хотели добиться от вышестоящих людей. В вашей судьбе заинте­ресованы Небожители, которые поддерживают и направ­ляют вас.

«5:6». Неожиданности могут сильно подорвать ваши планы. Плохие силы не надо искать вдалеке - они чаще находятся рядом.

«5:0». Бесполезные надежды на помощь общества и ваших коммерческих партнеров.

«6:6». Решить ваши проблемы на любом уровне может напря­женная работа или деньги, которые вы вложите в свой на­чинания. Эта кость показывает на «время сеять зерна, что­бы позже получить урожай». Опасность перенапряжения и потери сил.

«6:0». Тяжелая ситуация, решение которой возможно только напряжением всех возможных сил. Под­держки. и помощи ждать неоткуда. Не вкладывайте в начи­нания деньги и берегите свое здоровье. «0:0». Значение кости - полная тьма и хаос в вашей жизни: Этот дубль не сулит ничего хорошего, скорее предупреждает о том, что ваши возможности и силы истощены, а поэтому сделать что-либо вы просто не сможете. Тяжелое время и трудное состояние души, когда вам вряд ли удастся найти помощь, пока вы не измените своего взгляда на мир.

ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ №7, 2005г     

 

ЛЕТНИЕ ГАДАНИЯ

Принято считать, что среди летних радостей одна точно отсутствует. Речь идет не о новогодней ел­ке, а о гаданиях. Ну, разве что на Ивана Купалу сплести венки да папоротник цветущий поискать... А на самом деле летом гадают не меньше, чем зимой. Просто в жару способы заглянуть в будущее не­сколько иные. Хотите узнать, какие именно?

 

ГАДАНИЕ ПО ЖЕЛУДЯМ

В старину в средней полосе России же­луди были одним из самых распростра­ненных предсказательных средств. Осо­бенно популярны "желудевые" гадания на Купалу (для этого необходимо заранее при­пасти десять-пятнадцать дубовых "ореш­ков") и в дни Спасов. Конечно же, узнавать грядущее можно каждой ночью - главное, чтобы это было около полуночи. Если со­бираетесь гадать в начале лета, когда но­вых желудей еще нет, используйте припа­сенные с прошлого года. Постарайтесь сделать так, чтобы их никто кроме вас не видел вплоть до самого начала процедуры.

 

Участники гадания становятся в круг, центр занимает ведущий. Он задает воп­росы, которые интересуют всех (напри­мер, кто из присутствующих уедет жить в другой город, кто раньше всех женится или выйдет замуж, кто разбогатеет, у ко­го первого родятся дети, кто в ближайшее время может потерять близкого челове­ка и т.д.). Когда вопрос задан, ведущий подбрасывает желудь вверх. Тот человек, рядом с которым он упадет, и является "ответом". Задавая один вопрос, можно использовать только один желудь, то есть два раза одним и тем же плодом гадать нельзя. Именно поэтому и рекомендует­ся запасти их несколько, чем больше - тем лучше, особенно если вы собирае­тесь многочисленной компанией и вопросов, которые хотите задать судьбе, дос­таточно много.

 

ГАДАНИЕ ПО ЦВЕТАМ

Таким способом можно узнать как об отношении к вам любимого, так и о любых других вопросах. Прежде чем приступить к гаданию, соберите букетик. Но не прос­той, а волшебный: в нем должно быть только по одному цветку каждого вида. Срывая стебелек, назовите вслух тот воп­рос, положительный ответ на который бу­дет обозначать это растение.

Цветов для букета нарвите как можно больше: чем многочисленнее будут ва­рианты, тем надежнее считается гада­ние. Букет собирайте на утренней или ве­черней заре: ночь или жаркий день для этого не подойдут.

 

Гадают данным образом вдвоем, и выглядит это так.

Собрав букет, вы передаете его по­мощнику и поворачиваетесь к нему спи­ной. Ассистент не должен знать, какой цветок - что означает в вашем букете. Те­перь задаете вопрос (например: "Получу ли я в течение полугода ту должность, на которую претендую?") и просите помощ­ника вытащить цветок. Если он вытащил то растение, которому вы присвоили этот вопрос, значит, ответ положительный. Любой другой цветок - ответ отрицатель­ный. При этом дальше в ходе гадания нельзя называть тот вопрос, цветок кото­рого уже был вытащен как отрицатель­ный ответ ранее. Это означает, что имен­но на тот конкретный вопрос сегодня выс­шие силы отвечать не станут. Возможно, еще ничего не ясно или вам просто не следует знать ответ.

 

Вы также можете присвоить цветкам имена мужчин или женщин. Тогда, задавая вопрос и вытягивая то или иное растение, вы узнаете желаемое. Правило такое же: положительный ответ означает только тот цветок, которому было присвоено это имя, отрицательный - все остальные. Имена, чьи цветки были вытащены в качестве от­рицательных ответов, сегодня лучше за­быть. Если вас так интересовал именно этот человек, то о нем-то вы и спросили бы в первую очередь, не так ли?

 

ГАДАНИЕ ПО ЗАГАРУ

Если быть точным, то это не совсем га­дание, а скорее народное наблюдение, довольно простенькое, но интересное, позволяющее узнать о себе кое-что новое.

Если загар к вам легко пристает и так же быстро смывается, это означает, что вы сами по жизни так же легко "пристае­те" к другим людям и "смываетесь", как только общение начинает вас хотя бы немного "напрягать".

 

 

КУПАЛЬСКИЕ ПЕСНИ

Девки, бабы —

На Купальню!

Ладу-ладу,

На Купальню!

Ой, кто не выйдет

На Купальню,

Ладу-ладу,

На Купальню!

Ой, тот будет

Пень-колода,

Ладу-ладу,

Пень-колода!

А кто пойдет

На Купальню

Ладу-ладу,

На Купальню!

А тот будет

Бел береза!

Ладу-ладу,

Бел береза!

(Псковская губ.)

Девицы цветы щипали 

Да у Ивана пытали:     

«Что это за цветы? —» 

«Это цветы Купалы,     

Девицам — умывалы,  

А пареням — воздыханья!»

Сохнут, сохнут парени,

За грядами сидючи,

На девицей смотрючи.

Что девицы хороши,

А парени — голыши:    

Не мают копейцы про души!

(Томская губ.)

Пойдем, девки,           

Пойдем, девки,           

Кругом жита,  

Кругом жита.  

В нашем жите,

В нашем жите 

Ведьма сидит, 

Ведьма сидит. 

«Иди, ведьма, 

Иди, ведьма,  

С нашего жита,           

С нашего жита.           

Наше жито,

Наше жито

Свячённое,

Свячённое!

Иди, ведьма,

Иди, ведьма,

У Сеньково,

У Сеньково, —

Тама жито,

Тама жито

Не свячёно,

Не свячёно!»

(Смоленская губ.)

Зарождалися три ведьмы          

На Петра да на Ивана: 

Первая ведьма

Закон разлучает,        

Другая ведьма

Коров закликает,        

Третья ведьма 

Залом ломает. 

Первой ведьме,           

Что закон разлучает,   

Ее по уши в землю,     

Ей прощенья нет!        

Другой ведьме,           

Что коров закликает,   

Ту по плечи в землю,

Ей прощенья нет!

Третью ведьму,

Что залом ломает,

Ту по пояс в землю,

Ей прощенья нет!

Вы катитесь, ведьмы,

За мхи, за болоты,

За мхи, за болоты,

За гнилые колоды,

Где люди не бают,

Собаки не лают,

Куры не поют, —

Вам там и место!

 (Псковская губ.)

ХОРОВОДНАЯ НА ИВАНА КУПАЛУ

Слова: Михаил Ножкин

Музыка: Владимир Шаинский

Песни из фильма «Финист - Ясный Сокол»

 

На Ивана на Купалу

На Руси светлее стало.

Позабыта грусть,

Позабыта грусть,

Позабыта грусть.

 

Всюду игры да веселье,

Словно вдруг волшебным зельем

Угостили Русь,

Угостили Русь,

Угостили Русь...

 

Праздника веселого

Ждем весь год.

Всем закружит голову

Хоровод!

 

В хороводе крутится

Белый свет.

Все, конечно, сбудется

Или нет.

 

Девицы-молодушки -

Белые лебедушки.

Хороводы водим,

За судьбою ходим,

За судьбою ходим.

 

Верим да не верим,

Счастья ждём в свой терем,

Ходим да гадаем,

Любим да страдаем,

Любим да страдаем.

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОЧНИКИ:

- Ночь с 7-го на 8-е июля по новому стилю – Праздник Ивана Купалы. Из календаря.

- Некрылова А. Ф. Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома. — СПб.: Азбука-классика, 2007.— 768 с.: ил.

- Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде /Сост. и авт. Ввод. текстов Г. Д. Рыженков; Вступ. ст. и словарь А. Н. Розова; Оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1991. — 127 с.

- ВРЕМЕНА ГОДА. Православный народный календарь. Книга для чтения на каждый день. – Пермь: Издательство «УРАЛ-ПРЕСС», 1992.

- «НОЧЬ НА ИВАНА КУПАЛУ». «Эра Водолея». «АиФ. Дочки-Матери».

- ЧТОБ ПЕСНЯ ПО СВЕТУ ЛЕТЕЛА... Песенник. – Киров: ГИПП «Вятка», 1999.

- Застольные песни для русской души. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — 512 с.

- Песни русской души (песенник). – Москва: Евро пресс, 2002.

- Застольные песни / О. Афанасьева - С.-Пб. ООО “Издательство “Тритон", 2010. — 384 с.

- Игры – обучение, тренинг, досуг…  /Под ред. В.В.Петрусинского/ - М.: Новая школа, 1994. – 368с.

 

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ на блоге:

1.   КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

2.   ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

3.   МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого возраста

4.   МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с игровыми моментами

 

5.   ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,  обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей пожилого возраста

6.   СЛАВЯ ПАСХУ СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста

7.   ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике  Пасхе, сакральном значении яйца, кулича,  приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

8.   ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия об истории Пасхального праздника,  о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста

 

9.   ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

10.       В ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста

11.       ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми моментами для людей пожилого возраста

12.       КАКОВ ПОКОЙНИК, ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)   Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

13.       КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)  Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

14.       МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ -  ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с игровыми моментами для людей пожилого возраста

15.       НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого возраста

16.       ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами

17.       СУЖЕНА-РЯЖЕНА НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о свадебных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

18.       ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных традициях с игровыми моментами

 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Часть сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Список всех тем мероприятий на странице блога «Список тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

Н.С.ПАСЫНКОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий