пятница, 31 января 2025 г.

КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия об образе жизни разных народов, о странных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

картинка из журнала
КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)

Сценарий познавательного мероприятия об образе жизни разных народов, о  странных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

Каждая страна и его народ имеют свое значение в современном мире, очень важны понятия народной культуры и истории нации, их становление и развитие.  Каждый народ и его культура уникальны по своему, колорит и неповторимость каждой народности не должны потеряться или раствориться в ассимиляции с другими народами, подрастающее поколение всегда должно помнить, кто они на самом деле.

 

Россия — многонациональная страна с богатой историей и культурой. Если говорить о российских традициях и обычаях кратко, то они пришли из Древней и Московской Руси, Петровской России и от народов на окраинах империи. В современной России есть тенденция возвращения народов к своим корням, к национальному самосознанию.

 Первые ассоциации, возникающие с понятием «русский человек», это конечно широта души и сила духа.

Русские — национальность, неопределенная по чистоте крови, это славяне, перемешавшиеся с половцами и прочими степняками. Современный человек, сознающий себя русским, может быть наполовину или на четверть немцем, татарином, мордвином, евреем, цыганом. Можно иметь в роду кого угодно. Главное — вырасти на русской почве, впитать русскую культуру, что подтверждают великие имена: Пушкин, Жуковский, Лермонтов, Левитан.

В царской России русским считался всякий, принявший православие.
В связи с преобладающим процентом русских в РФ, под российскими традициями обычно подразумеваются русские порядки и обычаи.

Страна, занимающая шестую часть земли, раскинулась по восточной части Европы и огромной территории Азии, а живущие здесь люди по-европейски практичны, по-азиатски хитроваты, одинаково склонны к размышлениям и бесшабашности. Отсюда проявления широты натуры (загадочной русской души), которая выражается в ряде обычаев:

·        угощение гостей на последние деньги;

·        нарушение административных запретов (чем больше запрещают, тем больше раззадоривают);

·        посиделки на кухне за рюмочкой спиртного с ведением задушевных разговоров о жизни;

·        пренебрежение инструкциями;

·        легкое отношение к деньгам.

У иностранцев представление о российских традициях сводится к элементарному набору:

·        встреча гостей, приехавших издалека, караваем хлеба с солью;

·        парилка в русской бане, после которой надо прыгать в прорубь или в сугроб;

·        чаепитие за самоваром с баранками и блинами;

·        обильное застолье с водкой и пельменями;

·        народная забава — пляшущий под балалайку медведь.

Иностранцев удивляют некоторые обычаи русских:

·        Посидеть на дорожку несколько секунд в полной тишине, когда чемоданы уже упакованы и такси ждет у подъезда. Никто не может объяснить, зачем это, но все считают, может случиться что-то плохое, если не присядешь перед дорогой.

·        Поздравлять друг друга с легким паром после бани или душа. Обычай пришел с тех времен, когда бани топились по-черному, и запросто можно было угореть.

Дарить только нечетное количество цветов, а четное нести на кладбище.

 

Всего этого отрицать нельзя, но данный перечень — лишь малая часть российских традиций.

 

Отвлечёмся от познания – споём… Это ведь тоже традиция – петь на встречах.

 

Так как, в основном, мы говорим о старых традициях, давайте вспомним старые песни – песни наших родителей, а то и бабушек-дедушек. Для русского народа традиционно принято водить хороводы.

 

Итак, все встаём в круг, берёмся за руки. И под песню «ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА» (Слова и музыка народные. Текст песни в ПРИЛОЖЕНИИ.) идём по кругу, меняя время от времени направление. Во время движения подхватываем в круг тех, кто ещё не решился примкнуть к нашему танцу…  

Молодцы! Всем спасибо!

 

На территории РФ проживает более 150 народов, из них половина — коренные. И у каждой народности есть свои уникальные особенности: обычаи, обряды, приметы… Например:

 

Води





Води проживают в деревне Лужицы Ленинградской области. 

Идя в лес, нельзя надевать красное. Красный цвет может вызвать отрицательную реакцию со стороны лешего.

Нельзя петь в лесу. «Леший этого не любит. Начнёт кружить».

 

Вепсы



Вепсы проживают в Республике Карелия и в Ленинградской области. У вепсов много примет, запретов и обрядов для земледелия и скотоводства, поверий со строительством дома.

Они верили, что между пастухом и «хозяином леса» - духом, существовали взаимные обязательства: хозяин леса не трогал стадо, если пастух давал ему в жертву одну или две коровы или же кого-либо другого, в зависимости от вида скота.

В каждом доме тут пекут «калитки» — открытые пирожки с рисом или картошкой. Парят в печке репу — раньше это считалось неописуемым лакомством. Готовят олудь — местную брагу.

Первым средством от боли в спине считается топор: человека укладывают на полати в бане, накрывают березовым веником и простукивают обухом больное место.

 

Марийцы

Сурем ужо — это марийский обряд изгнания злого духа из деревни. Его обычно проводят в ночь на шестое мая.

Во время обряда жители собираются на окраине деревни, разводят костры и прыгают через них. После этого люди с шумом идут в деревню: они звонят в колокольчики, кричат, свистят, хлопают. Те, кто остался дома, встречают их и угощают картошкой и яйцами.

Затем участники обряда идут на другой конец деревни и там тоже разводят костры — на них ставят котелки и готовят угощения.

 

Башкиры



Башкиры всегда были своевольным и трудолюбивым народом, который передавал свои традиции из поколения в поколение.

Почитать беременных. Беременные девушки приравниваются у башкиров к царским особам. Принято исполнять все их пожелания, чтобы ребенок родился здоровым.

Кумыс. Традиционным напитком у башкирского народа считается кумыс. Он изготавливается из молока кобылы. Кумыс помогает при многих болезнях желудка и кишечника.

Башкирский мед. Среди башкирского народа принято разводить пчел или заниматься бортничеством. Говорят, что башкирский мед по своему вкусу не похож ни на один мед.

Каз умахэ — это башкирский обычай взаимопомощи по заготовке тушек гусей. Название происходит от «каз» — гусь и «умэ» — помощь.

Обычно на Каз умахэ приглашали молодых женщин и девушек. Они ощипывали зарезанных гусей и обрабатывали потроха, а затем вешали тушки на коромысло и несли полоскать на водоём. По дороге к ним присоединялись юноши и дети, они разбрасывали перья и пух, а женщины желали друг другу хорошего приплода у скота и изобильного года.

После полоскания тушек девушки с юношами шли на гуляние, где пели, танцевали. А вечером хозяйка, у которой был Каз умахэ, устраивала всем чаепитие с блинами.

 

Чуваши

Улах. Так принято называть посиделки молодежи, когда парни собираются вместе с девушками. Такие “посиделки” проходят в домах девушек. Во время веселья парни ищут себе будущую жену.

 

Казахи


 

Многие традиции казахов сегодня забыты, но некоторые до сих пор соблюдаются в обязательном порядке.

Токым Кагар. Когда казахи отправляются в дальнюю поездку, их провожают пиршеством. Для этого обязательно рубят барана и накрывают на стол. Родные желают путешествующим хорошей дороги.

Асык. Эта игра появилась много тысячелетий назад. Играют в нее от мала до велика. Проводятся даже профессиональные чемпионаты. На площадке в ряд расставляют косточки из коленей баранов или коз (асыки). Задача игрока сбить как можно больше косточек. Сбитые асыки игрок забирает.

Курес. У казахов много спортивных традиций, одной из которых является национальная борьба Курес.  У борьбы есть свои правила, когда можно совершать захват только за верх туловища.

 

Коми

Коми издавна являются одним из самых трудолюбивых народов. Они также почитают славянские праздники, а их быт отличается особенной любовью к фольклору.

Рукоделие. В семьях коми принято с детства учить девочку рукоделию и домашнему хозяйству. Издавна юные особы умели прясть, ткать и вышивать сложные орнаменты на полотенцах и одежде.

Труд. Коми занимаются рыболовством, охотой, земледелием, скотоводством, гончарным делом и другими промыслами.

Взаимопомощь. Среди народов коми принято помогать друг другу в любом деле. Поэтому строительство домов, сенокос, уборка урожая у них всегда проходят коллективно, заканчиваясь совместным ужином.

 

Табасаранцы

Гудил — традиционный обряд вызова дождя у табасаранцев. Существует более 10 видов этого обряда, но чаще всего он проходит так: табасаранцы выбирают юношу и наряжают его в костюм из веток, травы и листьев, а голову ему покрывают лопухом. Затем юношу обвязывают верёвкой и водят по дворам с песнями. В каждом доме юношу обливают водой, а всех участвующих в обряде угощают чем-нибудь вкусным.

 

Азербайджанцы



Рождение ребенка. У азербайджанцев не принято навещать новорожденного раньше, чем через 40 дней после его появления. Только спустя этот срок все родственники приходят к малышу и дарят ему подарки. Когда у ребенка появляется первый зуб, готовят специальное блюдо из зерновых культур. Считается, что так зубы появятся быстрее.

 

Малые северные народы — охотники, рыболовы, оленеводы — живут по своим правилам, продиктованным близостью природы.

 

Ненцы




 

За возведение домов у ненцев отвечает исключительно «слабый пол». И кстати, если пастбище для оленей плохое, то чум приходится  устанавливать не реже трёх раз в неделю. 

Дети в тундре играют клювами птиц.

Традиционная ненецкая кукла нухуко сделана из клюва, который играет роль головы куклы, с пришитыми к нему разноцветными лоскутами сукна в качестве туловища. Куклы из утиного клюва — женщины, а из гусиного — мужчины.

Детям и даже собакам нельзя рыть и как-либо повреждать землю, играть с огнём и водой (особенно бить по ней палками).

 

Ханты и Манси



Особое место в традиции занимает медведь, и отношение к мясу священного животного — особенное. Кости нельзя рубить, надо разделывать тушу по суставам. Рвать медвежатину зубами за столом — значит обижать медведя, поэтому мясо заранее разрезали на мелкие куски. Эти кусочки даже руками брать нельзя — только специально сделанными деревянными палочками. Ханты и манси верят: соблюдение этих правил позволит их грозному предку возродиться после смерти.

У манси не принято учиться плавать. Считается, что если человек тонет — его забирает к себе дух-хозяин воды. По этой же причине не принято спасать утопающих.

В культуре ханты и манси важное значение имеют растения, в частности, деревья. Каждое из деревьев символизирует свою часть бытия. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещалось даже переступать без разрешения, другие же наоборот оказывали благоприятное воздействие на смертных.

 

Тувинцы

Сан салыр — тувинский новогодний священный обряд сложения костра. «Сан» — солнце, а «салыр» — «правильно выполнять».

Обряд проводит мужчина — глава семьи и хозяин дома. Он выбирает ровные и аккуратные дрова или палочки и складывает костёр на возвышенном и чистом месте или на горке из снега. Сверху на костёр кладут веточку можжевельника и зажигают.

В разожжённый костёр щепотками кидают жертвенную пищу — таким образом тувинцы приносят дары хозяевам местности и божеству огня.

 

Татары

Имянаречение. Когда в татарской семье рождается ребенок, то имя ему придумывают не мама и папа, а старшие родственники.

Какими бы странными ни были традиции предков, народы их чтут, и это помогает им ощущать принадлежность своему этносу.

 

Уважение чужих традиций и обычаев — необходимое условие добрых отношений народов в большой стране.

 

Сравните описание народной татарской игры и народной русской:

 

ТЕЕНЧЕК УЕНЫ (МЯЧ ПО КРУГУ) татарская народная игра

Играющие, образуя круг, садятся. Водящий стоит за кру­гом с мячом, диаметр которого 15—25 см. По сигналу водя­щий бросает мяч одному из игроков, сидящих в кругу, а сам отходит. В это время мяч начинают перебрасывать по кругу от одного игрока к другому. Водящий бежит за мячом и ста­рается поймать его на лету. Водящим становится тот игрок, от которого был пойман мяч.

Правила: 1. Передача мяча выполняется путём броска с поворотом. 2. Ловящий должен быть готов к приёму мяча. 3. При повторении игры мяч передаётся тому, кто остался вне игры.

 

БЛУЖДАЮЩИЙ МЯЧ русская народная игра

Все играющие, кроме водящего, встают в круг на расстоя­нии вытянутой руки. Они передают друг другу большой мяч. Водящий бегает вне круга, стараясь дотронуться до мяча ру­кой. Если это ему удалось, то он идет на место того игрока, в руках которого находился мяч, а играющий выходит за круг. Игра повторяется.

Правила: 1. Передавая мяч, играющие не должны схо­дить с места. 2. Нельзя передавать мяч через одного, можно только рядом стоящему игроку. 3. Водящему запрещается заходить в круг. 4. Мяч можно передавать в любую сторону. 5. Передача мяча начинается с того игрока, за которым сто­ит водящий перед началом игры. 6. Играющий, уронивший мяч, становится водящим.

 

Сыграем? Предлагаю русский вариант – садиться на пол не придётся.

 

Молодцы! Вспомнили детство?!

 

И продолжаем …

 

В период всеобщей глобализации отдельным народам все труднее сохранить свою самобытность. Для одних народностей это связано с малочисленностью и, как следствие, невозможностью передать свои традиции грядущим поколе­ниям. Для других же главную роль играет кардинальное отличие образа жизни от общепринятого в современном мире.

 

К последним можно отнести цыган, которые не желают быть ассимилированными, но все чаще вынуждены отказы­ваться от традиционного кочевого образа жизни.

 

Важным моментом свободы для цыган является ничем не ограниченное передвижение по земле — кочевая жизнь, столь неугод­ная и непонятная оседлому населению. Такая жизнь проходила на вардо — цыганском дома на колесах - это настоящий однокомнатный дом, устроенный на легкой повозке, кото­рую может тащить одна лошадь.





Цы­гане

не имели возможности самостоя­тельно принимать решения, касающие­ся их жизни, — не могли жениться или выходить замуж без предварительного согласия хозяина. Характеризовать тя­жесть их положения может цитата из уголовного кодекса 1718 года: «Все цыгане — суть «рабы» от самого рожде­ния. Если у цыгана нет хозяина, значит, он автоматически становится собствен­ностью государства».

 

 

В пользу индийского происхождения говорит тот факт, что долгое время цы­ганское общество, подобно индийскому, было разделено на касты. Частично эта традиция сохранилась до сих пор.

 

Самыми крупными этническими груп­пами, разделенными как территори­ально, так и по роду занятий, считаются кальдераш, гитаны и мануш.

 

Кальдераш издавна считались специалистами по металлу — лудильщики и жестянщики. Гитаны в основном расселились на юге Франции, в Испании, Португалии и Се­верной Африке. Мануш специализиру­ются на дрессировке животных, кочуют и дают представления. К более мелким этническим группам относятся блидари, рудари и лингурари — специалисты по деревообработке, чобатори — сапож­ники, гилабари — музыканты, лаугари, которые изготавливают музыкальные инструменты. Лакатуши — слесари по замкам, салахори — каменщики и строители, также встречаются среди цыган садовники — ватраши и золотых дел мастера — златари. Такое разно­образие вполне приличных профессий может удивить человека несведущего, привыкшего считать, что все цыгане воры, попрошайки и шарлатаны.

 

Славу воров цыгане не в последнюю очередь заработали благодаря своим представлениям об устройстве мира — они считали, что деревья, цветы, травы и животные созданы для всех людей, и никто не имеет права владеть ими еди­нолично. В соответствии с этой концеп­цией они не считали зазорным нарвать спелых плодов, даже если деревья, на которых они созрели, находились за за­бором, или поймать кролика в чьих-то владениях.

 

Представители другой касты, чершетори, или попрошайки, убеждены, что все богатства мира на самом деле при­надлежат им, а они просто возвращают их себе. В соответствии с этим убежде­нием они и действуют — выманивая у доверчивых и даже не очень доверчи­вых людей их деньги.

 

Но жизнь диктует свои условия: все больше цыган переходят на оседлый образ жизни, а если и продолжают ко­лесить по стране, то уже в трейлере, где, возможно, даже есть маленький переносной телевизор.

 



Талыши. Азербайджан
. Центр деревни, конечно же, чайха­на, около нее целый день полно муж­чин. В шапках, в пальто они стоят, раз­говаривают, миросозерцают. Каждый уважающий себя мужчина в руке обя­зательно крутит четки.

 

Женщин среди них не увидишь, женщины в поле. Удел восточной женщины — работа, дом. Так было всегда, так есть и сейчас. И от обыча­ев предков никто не собирается от­казываться.

 

В талышских деревнях найти работу трудно, ее просто нет. Поэтому — ручной труд. Земли мало. Людей много. Очень много! В деревнях живёт и по пять тысяч человек.

 

Убранство комнат в талышских до­мах очень похожее. Чистота, минимум мебели и цветы. Цветы в каждой комнате. Ниши над окнами служат шкафом для посуды, распи­сные тарелки — украшениями. По­стели — циновки, свернутые в рулон, лежат у стен. Поверх циновок — го­ра подушек, одеял, укрытая ковром. Стол со стульями – вот и вся обстановка. Телевизор, печурка — не в счет. Фотографии на стенах — тоже.

 

У талышей есть не обыкновенная кро­ватка для младенца. Ре­бенок в ней чувствует себя очень уют­но. Головка его лежит на жесткой по­душечке, поэтому у талышей затылок плоский — и в этом их внешнее отли­чие. Еще эта люлька говорит о том, что талыши никогда не вели кочевой образ жизни, только оседлый — для кочевья она слишком тяжела и неу­добна. И еще одна, чисто практичес­кая деталь: в люльке есть нехитрое «приспособление» для мальчиков и отдельно для девочек, благодаря чему ребенок всегда сухой и чистый.

 

Из мелких, порой едва заметных отличий и складываются особенности той или иной культуры...

 

Талыши исповедуют ис­лам, шиитскую его ветвь, которая долгое время притеснялась. Талыши, как, впрочем, и некоторые другие народы Востока, сберегли свое доисламское верова­ние — они нынешние мусульмане, по-прежнему поклоняются пирам. Конечно не все талыши, но очень многие. В их сознании два вероиспо­ведания как бы слились в одну еди­ную, сегодняшнюю религию. Ког­да закрывали мечети, «выручали» пиры.

 

Пир — это не шумное застолье, это тихое и укромное святое место. Оди­нокое дерево, камень, даже могила. Здесь загадывают сокровенное же­лание, здесь освобождают душу от грехов, сюда приносят жертвы... да мало ли что решается в священной ти­шине пира. Если назревает какое-то важное дело, идут к пиру — обыч­но к дереву — и привязывают цвет­ную нитку. Теперь дело наверняка решится хорошо. Правда, потом не за­быть бы вовремя отвязать свою нитку, она еще пригодится. Если кто-то сог­решил, берет камень и несет его к пи­ру. Чем больше грех, тем крупнее ка­мень. Около пиров много камней. Раз­ных. И приносят их издалека.

 

Заглянем в другие страны…



Афганистан. Кочевые племена. Пуштунвалай (неписаный ко­декс чести афганских племен) предписывает обязательный «нынавати» — ока­зание помощи всякому, кто в ней нуждается. Потребовать нынава­ти может каждый, кто подойдет к шатру кочевника и громко изложит свою просьбу. И пока она не будет удовлетворена, про­сящий не сядет на ковер хозяи­на. Честь и достоинство челове­ка, на ковер которого не сел про­сивший нынавати, останутся за­пятнанными навсегда.

 

Если враждуют между собой две семьи и одна из них решила прекратить ссору, то, подходя к шатру противника, нужно на­кинуть на шею своего верблюда веревку, а в рот взять пучок со­ломы. Противник без всяких условий пойдет на мировую.

 

За любую обиду пуштунвалай предписывает «бадаль хистыль» — компенсацию:    от штрафа до кровной мести. В су­дебной рубрике кабульской газе­ты «Анис» нет-нет да и промель­кнет сообщение о приговоре за убийство, связанное с кровной местью. Но тот же бадаль хистыль обязывает отвечать доб­ром на добро, и, познакомившись раз, афганец никогда не забы­вает друзей.

 


Северо-американские индейцы пле­мени тлингит
, жившие раньше по всему побережью, теперь преимущественно на­селяют Аляску.

 

По их представлениям душой облада­ют все живые существа: и люди, и жи­вотные, и растения. Наши тела - лишь обиталище, предназначенное душам.

 

Большое почтение тлингит оказывали де­ревьям, также почитая в них душу. Если им приходилось срубать дерево, чтобы изготовить лодку или дом, они должны были проявить к нему уважение и ни в коем случае не губить его из простой прихоти. Душой обладали для них и при­родные явления и объекты: ветер, мол­нии, гром, водовороты, ледники.

 

Души животных мстят людям за бесцель­ное уничтожение "братьев наших мень­ших” и благодарят их за проявление доб­ра к ним.

 

Главное божество у тлингит - Йел, тво­рец мира. Есть у тлингит и три вида младших богов: воздуха, земли и мо­ря. Они появляются возле домов людей в виде птиц и зверей.

 

По верованиям индейцев, существу­ют разные загробные жизни, в зависи­мости оттого, как умер человек. После смерти душа (по некоторым источникам, тень) отправля­ется в землю мертвых - место, опреде­ленное самой кончиной человека. Позже душа может перейти в тело, но только че­ловека, причем обычно в своем клане или семье.

 

Вернувшихся в свой клан узнают по снам и знакам на теле. Например,  в племени тлингит беременная женщина часто видела сны о своей тете, благородной индианке, социальный ста­тус которой был подтвержден многочисленными дырочками для серёг, проколотыми в ушах. У родившегося ребёнка было много шрамов и дырочек по краю ушей, и все племя поверило, что душа тёти  вернулась и воплотилась в теле ребенка.

 


Обряд сати - древняя и почитаемая традиция, возникшая в
Индии в незапа­мятные времена.

 

Индусы верят, что женщина, оказавшаяся вдовой, и совер­шившая жертвенный обряд сати,  улуч­шает свою карму и искупает грехи супру­га, а также всех членов семьи, обеспечи­вая им лучшее перерождение в будущем. Она почиталась не только за героизм и бесстрашие, но прежде всего потому, что доказала свою преданность мужу, став образцом идеальной жены.

 

Вдова объявляет о решении войти в погребальный костер — на­зад пути ей уже нет. Перед обрядом она совершает цере­мониальное омовение, распускает по плечам волосы, на­девает лучший наряд и украшения и направляется к месту кремации в окружении родственников и знакомых.

 

Вдова подходит к костру. Медленно, стре­мясь отдалить страшное мгновение, снимает и раздает близким украшения, а те угощают ее сладостями и передают пожелания усопшим родственникам, которых она встретит на небе.

 

Несчастную трижды обводят вокруг умершего. Брахман читает траурные мантры и окропляет вдову водой из Ганга, а волосы ее посыпает сухими листьями тулси. Женщи­ны помогают жертве подняться на костер. Она садится с левой сторо­ны от трупа и кладет голову покойника себе на колени. Иногда ложит­ся рядом, обнимая его за плечи.

 

Женщины считают, что смерть, даже такая мучительная, отраднее, чем положение видхвы — «той, чей муж ушел». Участь "отказниц" печальна: они становятся изгоями. Унизителен сам обряд по­священия в видхвы, который совершается на 11-й день после смерти супруга. С вдовы срывают яркие одежды, до того специально одетые на нее. Кроме того, ей вручают морскую раковину — древнеин­дийский символ одиночества и тоски.

 

Но когда бы только это! Со смертью мужа женщина лишается будущего. Теперь она уже не хозяйка очага. Продолжает жить в доме супру­га, но на каком положении! Ей нельзя находить­ся в обществе мужчин, даже сыновей. Ест она раз в день — мучную похлебку. Ни мяса, ни ме­да, даже соль нельзя употреблять в пищу. Раз в 14 дней — сухая голодовка, исключающая и глоток воды. Спит видхва на голом полу, без подстилки. Остаток жизни проводит в молени­ях и поминальных обрядах. Вдовы стараются не попадаться людям на глаза и отлучаться из дому ненадолго - только в храм. О повторном браке не может быть и речи. Родные мужа зорко за ней присматривают.

 

Никаких украшений, никакой косметики! В иных штатах вдове положено обривать голову. Теперь она носит белое сари — знак траура, и не дай бог повстречаться с ней на улице — это плохая примета. Завидев такую женщину, люди проходили мимо, "не замечая" и не всту­пая в разговор. Даже слуги сторонятся быв­шей хозяйки. И до конца дней ее сопровождает проклятие, ибо в следующих перерождениях  видхву ждет судьба презренной женщины. На вдо­ве как бы лежит вина за смерть мужа. Индусы ве­рят, что так боги наказывают женщину за грехи, пусть даже в прошлых жизнях. Искупить свой "грех" и исправить карму вдова могла лишь вы­полнив, наконец, страшный обряд. Один только костер может помочь ей возродиться в образе мужчины.

 

В сознании индусов места кремации не окрашены в мрачные тона. Наоборот, они наделены положительной магичес­кой силой: там до сих пор проводят самые важные обряды - подготовку к дальнему путешествию, свадьбу или рождение ре­бенка. Индусы верят, что здесь навсегда поселился дух благочестивой сати.

 

Обряд самосожжения был запрещен в 1829 году. Но и по сей день на древней индийской земле то тут, то там иногда вспыхивают погребальные костры...

 

От мрачной информации поможет нас отвлечь игра, конечно. Песенная игра «ГДЕ ОШИБКА?».

 

 1 От современных детей можно услышать песенку:

«Во саду ли, в огороде

бегала собачка.

Хвост подняла, …».

Далее не совсем приличное содержание.

 

А на самом деле, - какие правильные слова в этой русской народной песне? Напойте …

 

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Невеличка, круглоличка,

Румяное личико.

«ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ» Русская народная песня

 

2 Ты постой, постой, милая моя,

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

 

Я в чём-то ошиблась?

 

Ты постой, постой, красавица моя,

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

«Вдоль по улице метелица метет»

 

3 Что-то мне, девушки,

Дома не сидится.

 

Все слова верны?

 

Что-то мне, подружки,

Дома не сидится.

«ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ» Стихи В. Застрожного

 

4 Вдруг подъехал ко мне молодец бравой,

Говорит: «Напои, красавица, водой».

 

Здесь всё верно?

 

Вдруг подъехал ко мне барин молодой,

Говорит: «Напои, красавица, водой».

«ПОМНЮ, Я ЕЩЕ МОЛОДУШКОЙ БЫЛА...» Слова Е. Гребенки

 

5 Я отомстить ему поклянуся,

В озере синем я утоплюся.

 

Узнали – из какой песни строчки? Нашли ошибку? Можете спеть всю песню.

 

Я отомстить ему поклянуся,

В речке глубокой я утоплюся.

«ПОЗАРАСТАЛИ СТЁЖКИ-ДОРОЖКИ» Русская народная песня

 

Молодцы! АПЛОДИСМЕНТЫ ЗНАТОКАМ СТАРИННЫХ НАРОДНЫХ ПЕСЕН!

 

А ещё хочется познакомить вас с национальными обычаями, которые, по меньшей мере, приведут вас в изумление, а то и вовсе шокируют.

 

Белорусы

Традиции белорусов перекликаются с обычаями всех славян.

Громница (Сретенье у славянского народа). 15 февраля в церквях освящают свечи. Затем свечу гасят и приносят в дом. Ей обжигают волосы на голове в виде креста у всех членов семьи. Считается, что это избавляет от головной боли. Затем со свечей проходят по всему дому и хлеву, отгоняя злых духов. Свечу прячут и достают только по особым случаям.

 

Никакого чокания бокалами, Венгрия

Посещая Венгрию, стоит заранее знать, что в барах не принято чокаться. Эта традиция берет свое начало в 1848 году, когда австрийцы разгромили венгерских революционеров и отмечали это событие, чокаясь бокалами. В результате венгры решили объявить бойкот этой традиции.

 

Посыпание корицей одиноких, Дания

Старинная датская традиция XVI века все еще соблюдается и сегодня. Если человек остается без пары в свой день рождения, друзья засыпают его корицей. Сажают бедолаг посреди улицы или, и того хуже, привязывают к фонарному столбу и щедро обсыпают корицей от макушки до пят (иногда добавляют сырые яйца, чтоб держалось покрепче). Если именинник справится с моральной травмой и доживет до 30-летия, но по-прежнему не обзаведется партнером, его посыплют еще и перцем. Эта странная традиция уходит корнями в 16 век, когда датские торговцы специями колесили по всему континенту, жертвуя личной жизнью ради работы.

Запахи корицы и перца очень стойкие и не выветриваются по несколько дней, так что окружающие получают сигнал: объект свободен и не прочь познакомиться.

Германия: гирлянда из носков

Еще одна необычная традиция из Германии для тех, кто в свои 25 лет не встретил вторую половинку. В этом случае ваши друзья будут натягивать гирлянду из носков вокруг вашего дома или места рождения. А за каждые несколько носков вам будет предложено выпить алкогольный напиток. Как правило, носков стараются повесить как можно больше.

 

Испания: прыгать через младенцев

Еще одна крайне необычная традиция из Испании - Эль-Колачо. Жители городка Кастильо-де-Мурсия укладывают своих малышей на мягкие перины в центре главной площади, а члены братства Святейшего таинства Минервы в желто-красных костюмах, масках и с плетками сперва гуляют по улицам, пугая прохожих, а затем с разбегу перепрыгивают через крошек, унося вдаль все грозящие им несчастья. Эта традиция восходит к 1600-м годам, и за это время о детских травмах не сообщалось.

 

Гонка «Ношение жен» (Эуконканто), Финляндия

Чтобы проверить свои силы, финские мужчины участвуют в спортивных состязаниях, известных как «ношение жен». История этих соревнований в Финляндии немного туманна. Известно, что традиция берет свое начало в 19 веке, когда вор, как утверждалось, нес на спине все, что он украл, включая женщин.

 

Деловые встречи в сауне, Финляндия

Сауна в Финляндии — как дом родной: в старину в теплых дровяных стенах рожали детей и лечили болезни, а нынче расслабляются после работы, встречаются с друзьями, хлещутся вениками. В стране около 3 млн саун, примерно по одной на каждую семью, так почему бы не приспособить их не только для отдыха, но и для работы? Сказано — сделано: коллеги и бизнес-партнеры частенько решают вопросы в спокойной, умиротворяющей атмосфере парной.

По местным поверьям, в саунах обитают духи-хранители, так что переговоры без галстуков (и без всего остального) могут стать максимально успешными.

 

Традиционное опоздание, Венесуэла

Если вы отправляетесь на мероприятие, встречу или вечеринку в Венесуэле, учтите, что люди обычно приходят позже, чем планировалось изначально. Венесуэльцы наслаждаются расслабленным темпом, даже если речь идет о каком-то деле, а для крупных общественных мероприятий опоздание просто означает эффектное появление.

 

Не использовать левую руку, Ближний Восток

В ряде стран Ближнего Востока приветствовать кого-либо или есть левой рукой считается грубым и антисанитарным. Левая рука используется, чтобы вымыться после туалета, она воспринимается как грязная и никогда не бывает задействована за обеденным столом или для приветствия.

 

Никакой туалетной бумаги, Индия

Многие путешественники удивятся, обнаружив, что в индийских уборных нечасто встречается туалетная бумага. Для аналогичных нужд используется вода из небольшого ведра рядом с унитазом. Использование туалетной бумаги считается плохой идеей, так как она может засорить трубы и стать причиной дополнительных отходов.

 

Корея. Жители Сеула бережно относятся к традициям, сохраняют националь­ные обычаи. Хотя, конечно, древний уклад быстро уходит. Когда-то не­сколько поколений семьи жили под одной крышей, и старейший из муж­чин руководил всеми делами.

Их дома обогреваются с помощью труб под по­лом, по которым поступает теплый дым из кухни. Здесь не принято си­деть на стульях, спать на кроватях. Для еды ставится низенький столик, и все рассаживаются вокруг прямо на полу, на подушечках. Спать укла­дываются, застлав пол тонким матра­сом. Утром его убирают.

Многие из тех, кто живет в современных квартирах, стараются сохранить традиции. Даже в самой европеизированной семье есть чайный столик и парадный сервиз. Ритуал «чайной церемонии» обязана знать каждая женщина.

 

Приветствие плевком, масаи

Хотя плевок считается грубым действием во многих культурах, в кенийском племени масаи это обычный способ приветствовать и проявлять уважение. Члены племени верят, что слюна защищает от злых духов, а потому плюют на ладони перед рукопожатием, на подарки перед вручением, на все четыре стороны перед входом в новый дом, на все увиденное впервые, на головы невестам... Плюют даже на новорожденных детей, причем не только на своих — порой едут в другое село, чтобы «благословить» младенца.

Еще один эффектный масайский ритуал — танец, сопровождающийся высокими прыжками: юноша, скачущий выше других, считается самым сильным и смелым.

 

Табу на желтые розы, Мексика

Розы в качестве подарка — отличный способ выразить эмоции практически в любой точке мира. Однако в некоторых странах придают особое значение их цвету. В Мексике лучше отдать предпочтение классической красной розе, а не желтой, так как этот цвет в мексиканской культуре связывают со смертью.

 

В глу­бине лесов Амазонии затерялись племена яномами, жизнь которых тесно связана с лесом, с жи­вотным миром, поэтому туземки могут выкармли­вать грудью не только своих детей, но и щенков и даже поросят. Кар­тины, когда одну грудь сосет ребенок, а другую - поросе­нок, здесь совсем не редки.

 

Новая Гвинея. Дикие сви­ньи в этих краях - единственный источник мяса,  а потому не­удивительно, что кабан для папуасов является священным животным. Достаточно сказать, что, напри­мер, женщи­ны племени дани вскармливают домашних поросят соб­ственной гру­дью.

 

Довольно часто вы­кармливают грудью поросят и женщины папуасского племе­ни капауко. Свинья здесь ста­новится членом се­мьи, к ней обраща­ются по имени, с ней разговаривают, спят, её ласкают, и плачут, когда свинья заболеет или покалечится. Кормят свиней лучшими блюдами с семейного стола.

 

Естественно поэтому, что в некоторых папуасских племенах женщины вскармливают поросят своим молоком. В результате те настолько привыкают к своим хозяйкам, что постоянно сопровождают их, куда бы они ни пошли.

 

Как бы то ни было, популярность традиций, обычаев и обрядов на конкретных территориях не становится меньше, а сами традиции существуют уже на протяжении многих веков. Как говорится, сколько людей, столько и мнений (то бишь, традиций). Такие вот мы все разные…

 

До новых встреч! О традициях мы ещё поговорим…

 

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ВО ПОЛЕ БЕРЁЗА СТОЯЛА

(Слова и музыка народные)

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла.

Люли, люли, стояла.

Некому берёзу заломати,

Некому кудряву заломати.

Люли, люли, заломати.

Люли, люли, заломати.

Я ж пойду погуляю

Белую берёзу заломаю.

Люли, люли, заломаю.

Люли, люли, заломаю.

Срежу с берёзы три пруточка,

Сделаю себе три гудочка,

Люли, люли, три пруточка,

Люли, люли, три гудочка.

Четвёртую балалайку,

Четвёртую балалайку.

Люли, люли, балалайку,

Люли, люли, балалайку.

Пойду на новые на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли, люли, играти.

Люли, люли, играти.

Стану я старого будити:

«Вставай ты, мой старый, проснися,

борода седая, пробудися,

вот тебе помои, умойся!

Вот тебе рогожа, утрися!

Вот тебе лопата, помолися!

Вот тебе борона, расчешися!

Вот тебе лапти, обуйся!

Вот тебе шубёнка, оденься!»

Во поле берёза стояла,

Во поле кудрявая стояла.

Люли, люли, стояла.

Люли, люли, стояла.

Четвёртую балалайку,

Четвёртую балалайку.

Люли, люли, балалайку,

Люли, люли, балалайку.

Пойду на новые на сени,

Стану в балалаечку играти.

Люли, люли, играти.

Люли, люли, играти.

Стану я милого будити:

«Встань, ты мой милый, проснися!

Ты, душа моя, пробудися!

Вот тебе водица, умойся!

Вот полотенце, утрися!

Вот тебе икона, помолися!

Вот гребешок, расчешися!

Вот тебе башмачки, обуйся!

Вот тебе кафтанчик, оденься!»

ВО САДУ ЛИ, В ОГОРОДЕ

Русская народная песня

Во саду ли, в огороде

Девица гуляла.

Невеличка, круглоличка,

Румяное личико.

 

За ней ходит, за ней бродит

Удалой молодчик.

Он и звал красну девицу

В сыр бор по груздочки.

 

Я пойду, пойду с тобою,

Ножки приустанут.

Заложи, милой, карету,

Я сяду-поеду.

 

Если любишь, так и купишь

Золото колечко,

Золото твое колечко

Я прижму к сердечку.

 

Не шелохнется молодчик,

Стоит у пенечка.

Красну девицу целует,

К сердцу прижимает.

 

- Поживем, моя милая,

В любви хорошенько,

Нам покажется годочек

За один часочек.

***

Вдоль по улице метелица метет;

За метелицей мой миленький идет.

 

Ты постой, постой, красавица моя,

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

 

На твою ли на приятну красоту,

На твое ли да на белое лицо.

 

Ты постой, постой, красавица моя,

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

 

Красота твоя с ума меня свела,

Иссушила добра молодца меня.

 

Ты постой, постой, красавица моя,

Дай мне наглядеться, радость, на тебя!

ВОСЕМНАДЦАТЬ ЛЕТ

Стихи В. Застрожного

За рекой, за лесом

Солнышко садится,

Что-то мне, подружки,

Дома не сидится.

 

Сладкая истома,

Черемухи цвет.

Усидишь ли дома

В восемнадцать лет?

 

Звездочки-росинки

На лугах мерцают.

Сердце ждет чего-то,

Бьется, замирает.

 

Шорохи ночные,

Мягкий лунный свет,

Зори золотые –

Восемнадцать лет.

 

Паренек кудрявый

Прошептал три слова

И увел девчонку

От крыльца родного.

 

Мята луговая

Уронила цвет.

Радость молодая

В восемнадцать лет.

 

За рекой, за лесом.

Солнышко садится.

Мне теперь, подружки,

Дома не сидится.

 

С ветки облетает

Черемухи цвет.

В жизни раз бывает

Восемнадцать лет.

ПОМНЮ, Я ЕЩЕ МОЛОДУШКОЙ БЫЛА...

Слова Е. Гребенки

Помню, я еще молодушкой была,

Наша армия в поход куда-то шла.

Вечерело, я стояла у ворот,

А по улице все конница идет.

 

Вдруг подъехал ко мне барин молодой,

Говорит: «Напои, красавица, водой».

Он напился, крепко руку мне пожал,

Наклонился и меня поцеловал.

 

Долго я тогда смотрела ему вслед,

Обернулся — помутился белый свет.

Всю-то ноченьку мне спать было невмочь,

Раскрасавец барин снился мне всю ночь.

 

А потом, уж как я вдовушкой была,

Пятерых я дочек замуж отдала,

К нам приехал на квартиру генерал,

Весь изранен и так жалобно стонал.

 

Пригляделась, встрепенулася душой:

Это тот же, прежний барин молодой,

Та же удаль, тот же блеск в его глазах,

Только много седины в его кудрях.

 

И опять я молодешенькой была,

И опять я целу ночку не спала,

Целу ноченьку мне спать было невмочь,

Раскрасавец барин снился мне всю ночь.

ПОЗАРАСТАЛИ СТЁЖКИ-ДОРОЖКИ

Русская народная песня

Позарастали стежки-дорожки,

Где проходили милого ножки,

Позарастали мохом, травою,

Где мы гуляли, милый, с тобою.

 

Мы обнимались, слезно прощались

Помнить друг друга мы обещались

Нет у меня с той поры уж покою –

Верно, гуляет милый с другою.

 

Если забудет, если разлюбит,

Если другую мил приголубит,

Я отомстить ему поклянуся,

В речке глубокой я утоплюся.

 

Птички-певуньи, правду скажите,

Весть про милого вы принесите.

Где ж милый скрылся, где пропадает,

Бедное сердце плачет, страдает.

 

Позарастали стежки-дорожки,

Где проходили милого ножки,

Позарастали мохом, травою,

Где мы гуляли, милый, с тобою.

 

 

ИСТОЧНИКИ:

- «РУССКИЙ НАРОД: КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ» https://clck.ru/3FJCTM

- «Традиции России: прошлое и настоящее» https://travelask.ru/russia/traditsii-rossii-proshloe-i-nastoyaschee

- «О традициях народов России» https://clck.ru/3FG74T   

- «10 интересных традиций народов, живущих в России, о которых вы не знали» https://vskali.ru/articles/dom/tradicii-narodov-rossii/

- «Семейные традиции и обычаи коренных народов России» https://www.ya-roditel.ru/parents/family-traditions/semeynye-traditsii-i-obychai-korennykh-narodov-rossii/

- «СКАЖИ СВОЁ ИМЯ, ТАЛЫШ». МУРАД АДЖИЕВ, спе.корр.«ВОКРУГ СВЕТА» № 7, 89.

- «ИНДЕЙСКОЕ ПЛЕМЯ – ТЛИНГИТ – О МИРЕ И О ДУШЕ». Елена Гимадиева. Из газеты.

- «ВРЕМЯ ЦЫГАН». Наталья ИВАНОВА. «Тайны XX века».

- «ОГНЕННАЯ ПЛЯСКА ШИВЫ». Маргарита ЛОМУНОВА, «Ступени Оракула».

- «ПЛАМЯ ВЕРНОСТИ». Евгения Монастырская, «Тайная сила».

- «СЕУЛ  КРАТКОЕ ЗНАКОМСТВО». ЕЛЕНА СТРЕЛЬЦОВА, корр. «ВОКРУГ СВЕТА» №9,88.

- «ПУТИ КАРАВАНОВ». М.КОНАРОВСКИЙ, «ВОКРУГ СВЕТА» №6,77.

- «20 традиций разных стран, которые оставляют весь мир в недоумении⁠⁠» https://pikabu.ru/story/20_traditsiy_raznyikh_stran_kotoryie_ostavlyayut_ves_mir_v_nedoumenii_6687695

- «Топ 16 традиций разных стран мира: смешных, абсурдных и жутковатых» https://clck.ru/3F5Ub8

- «55 традиций со всего мира, от которых у туристов глаза округляются. А местным — норма» https://1gai.ru/publ/529248-55-tradicij-so-vsego-mira-ot-kotoryh-u-turistov-glaza-okrugljajutsja-a-mestnym-norma.html

- «РАЙ ДЛЯ ЛЮДОЕДОВ». Сергей КАРЕВ. © “Мир новостей”. «Чудеса. Приключения.»

- «ЖЕНЩИНА ВЫКОРМИЛА ГРУДЬЮ ПЯТЕРЫХ ЩЕНКОВ». Геннадий НИКОЛАЕВ, Собкор «АН».

- ЧТОБ ПЕСНЯ ПО СВЕТУ ЛЕТЕЛА... Песенник. – Киров: ГИПП «Вятка», 1999.

- Застольные песни для русской души. — М.: РИПОЛ классик, 2005. — 512 с.

- Песни русской души (песенник). – Москва: Евро пресс, 2002.

- Застольные песни / О. Афанасьева - С.-Пб. ООО “Издательство “Тритон", 2010. — 384 с

 

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ на блоге:

1.   КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

2.   ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

3.   МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого возраста

4.   МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с игровыми моментами

 

5.   ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,  обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей пожилого возраста

6.   СЛАВЯ ПАСХУ СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста

7.   ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике  Пасхе, сакральном значении яйца, кулича,  приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

8.   ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия об истории Пасхального праздника,  о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста

 

9.   ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

10.       В ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста

11.       ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми моментами для людей пожилого возраста

12.       КАКОВ ПОКОЙНИК, ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)   Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

13.       КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)  Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

14.       МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ -  ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с игровыми моментами для людей пожилого возраста

15.       НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого возраста

16.       ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами

17.       СУЖЕНА-РЯЖЕНА НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о свадебных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

18.       ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных традициях с игровыми моментами

 

 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Часть сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Список всех тем мероприятий на странице блога «Список тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

Н.С.ПАСЫНКОВА

Комментариев нет:

Отправить комментарий