пятница, 31 января 2025 г.

МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ – ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

 

картинка из газеты
МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ – ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица)

Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с игровыми моментами для людей пожилого возраста

МОЛОДОСТЬ  НЕ В ГОДАХ, А В СИЛЕ

С древних времен у всех народов существовали инициации — определенные обряды, с помощью ко­торых вчерашние дети получали право стать полно­правными членами общества, могли жениться и иметь детей. Выдержать посвятительный обряд было делом нелегким. Испытуемые подвергались сурово­му экзамену на мужество и стойкость. Им предстояло пройти сквозь череду превращений, пережить смерть и, родившись вновь, с честью выйти из испытания, по­лучив в награду новую жизнь.

В древних и современных обществах пове­денческая норма, а, следовательно, и обряды инициаций сильно рознятся. Некоторые вещи и отношения запрещено даже называть, другие полностью изгоняются из сознания и объявля­ются несуществующими, их предписано хранить в тайне, третьи принято обсуждать в фриволь­ной форме. Культура не просто запрещает или разрешает те или иные проявления сексуально­сти, она определяет их социальную, этическую и эстетическую ценность. Наказание за наруше­ние табу варьируется от осмеяния до смерти.

Около шести тысяч лет назад в Древнем Востоке — в Шумере самым большим почетом и уважением окружали бога неба Ану. Древние шуме­ры вели натуральное хозяйство, поэтому вопрос плодородия земли яв­лялся для них жизненно важным. Напоить же высохшую «кормилицу» могли только «небесные воды», послушные всесильному Ану.

Чтобы тот смилостивился над ними и внял их мольбам о дожде они готовы были отдать Ану самое ценное — собственных детей. Шумеры полагали, что обойтись без жертвоприношения невозможно. Они верили в это так истово и заразительно, что вскоре кровожадный ритуал захватил и другие страны: в IX—VIII вв. до н. э. он успел подчи­нить себе Сирию и Месопотамию, а оттуда разошелся по миру...

По счастью, с течением времени ритуал детоубийства трансфор­мировался: отцы семейства просто выкупали своих младенцев у жре­цов, а затем, чтобы не обидеть всевластного бога, жертвовали ему часть плоти ребенка.

Эта практика благополучно добралась до наших дней. У иу­даистов и мусульман, например, это всем известный и довольно безобидный, а кое-кто утверждает, что даже крайне полезный для здоровья, религиозный обряд обрезания.

Почти у всех народов наступлению половой зрелости придается особое значение. Многие примитивные племена до сих пор проводят для юношей и девушек обряд инициации - по­священие в мужчины или женщи­ны. У некоторых дикарей для это­го достаточно размалевать лицо и тело, украсить себя перьями и отселиться на время в хижину, стоящую отдельно от деревни, - но это скорее исключение из правил. У большинства «раскре­пощенных народов» обычаи бо­лее суровые, предполагающие нанесение физических увечий.

 

Для мужчин это в первую очередь обрезание. Большинству из нас кажется, что обрезание - достаточно простое дело: край­няя плоть полового члена оттяги­вается дальше головки пениса, а затем отрезается. Однако суще­ствует много вариантов этой не­сложной процедуры. Человек всегда проявлял изощренность в нанесении себе увечий.

 

Наиболее жестокая форма обрезания У берберских племен Са­хары. Это нечто дикое и кровавое, чему и названия не приищешь: там мальчикам от десяти до пятнадцати лет в один не самый прекрасный для них день почти по всей длине полового члена разрезают кожу и сдирают как чулок. Заживление — надо думать! — идет очень долго, около полугода. Эта процедура, при которой с пениса мальчика снималась кожа по всей длине, часто практикова­лась и у  других арабских народов. Она происходила на глазах отца и де­вушки, предназначенной мальчи­ку в невесты. Пятая часть мальчи­ков в результате этой операции умирала. Если во время опера­ции мальчик кричал от боли, то отец, бывало, сам убивал его как труса, не достойного называться мужчиной.

Несмотря на суровый запрет официальных властей, малоприятная процедура процветает и поныне.

 

В некоторых первобытных ритуальных обрядах пенис раз­резался по всей длине до самого корня: эта странная форма уве­чья практиковалась у некоторых племен австралийских абориге­нов. А у племени понапе частью обряда посвящения в мужчины была половинная кастрация (уда­ление одного яичка).

 

Впрочем, Евиным дочерям тоже достаётся, и порядком. С инициацией связывается и дефлорация — процедура довольно сложная и не всегда прият­ная как женщине, так и мужчине. Возможно, именно поэтому жрецы Тибета, Японии, Кампу­чии и Филиппин в свое время взвалили на себя столь тяжкое бремя, как дефлорация новобрач­ных. Причем увильнуть от этого обряда счита­лось недопустимым и позорным как для девуш­ки, так и для ее семьи.

 

В некото­рых особо «гуманных» племенах при наступлении у девушек половой зрелости их просто дефлори­ровали с помощью специального инструмента, сделанного из рога животных. После чего отселяли на некоторое время из деревни.

Впрочем, это еще что!

 

У многих народов, на­пример в Судане, ритуал посвящения девочек включает в себя довольно мучительные операции: хирургическое расширение вагинального отвер­стия или, наоборот, зашивание его, ритуальное рассечение девственной плевы. Символизм этих процедур очевиден: как у мужчин обрезание край­ней плоти воплощает освобождение и активность, так у женщин генитальные операции обозначают некую потерю и необходимость восполнения.

Но большинство диких наро­дов не останавливалось на такой малости. Посвящение в женщины включало обряды удлинения по­ловых губ, прокалывания ушей, татуировки и нанесение шрамов. В некоторых культурах существо­вал такой обычай: чтобы сделать половые губы и клитор пухлыми, во влагалище девушки, достиг­шей половозрелого возраста, по­мещали черных муравьев.

 

Худо-бедно, но все мы знаем, что существо­вал когда-то в Европе варварский обычай, именуемый «правом первой ночи» — тоже, кстати, разновидность инициации. А теперь представь­те, что это право принадлежит не одному только сюзерену, но и всем мужчинам, населяющим его владения. «Завидная» перспектива, не правда ли?

 

А между тем у многих африканских народов было принято, чтобы новоиспеченная супруга сначала становилась достоянием всех мужчин в деревне, и уж только потом приступала непо­средственно к своим супружеским обязаннос­тям. Что ж, такова сексуальная привилегия муж­ского братства, к которому принадлежит и же­них. Акт ритуального совокупления имел еще и психологическое программирующее значение и сохранялся в памяти девушки до конца жизни.

 

Тема ритуальной перемены пола также играет важную роль во многих обрядах.  Это интерпретируется как знак антисексуальности посвящаемого: прежде чем обрести определённый пол, необходимо пройти фазу обладания свойствами обоих полов.

 

Так, у австралийских аборигенов обряд посвящения мальчика предполагает его вре­менное превращение в женщину. У многих африканских народов — масаи, нанди, нуба — инициируемых мальчиков переодевают в жен­ские одежды. Условное превращение юношей в женщин встречается и у папуасов Новой Гвинеи, и у островитян пролива Торрес, а юж­ноафриканские племена суто в ритуальных целях переодевают в мужское платье иниции­руемых девочек.

 

Вероятно, сейчас вы порадуетесь, что родились не в Африке, в каком-нибудь племени…

 

Чтобы отвлечься от мрачных мыслей поиграем.

Игра «ПУТАНИЦА».

Выбирается водящий, который скрывается и не подглядывает. Остальные, взявшись за руки, образовывают круг. Затем, не отпуская рук, игроки всячески запутываются, меняя своё положение относительно друг друга: перешагивают через сомкнутые руки, пролезают друг у друга под ногами или руками, разворачиваются на 180 градусов и т.п.

Когда положение игроков достигает предела немыслимости, они зовут водящего распутывать. Если ему удастся распознать проделанные действия и вернуть игроков в первоначальную позу обратным ходом, не расцепляя рук, он победил и может передать свою роль другому. Если нет – будет водить снова!

 

Вот вы уже и посмеялись, и размялись… Браво! Молодцы!

 

Перенесёмся в Папуа - Новая Гвинея. Деревня папуасского племени ятмул. В сезон дождей, который продлится целых полгода, проводится обряд инициации мальчиков. Суть обряда — в посвящении детей, мальчиков, а кое-где и дево­чек, во взрослую жизнь, «отрывании» молодых людей от матери. Чтобы юноша из маменькиного сынка превратиться в сильного, крепко­го и выносливого мужчину и мог войти на равных в мужское ядро общины. А для этого ему нужно сначала «умереть» как члену семьи, а затем, «ро­дившись» заново, научиться справляться с трудностями, быть само­стоятельным, сносить боль.

 

Специальные хижины, в которые запрещён вход кому-либо кроме мужчин, на время обряда — это не что иное, как утроба Крокодила: большинство папуасских племён считают рептилию своим далёким прародителем от него они умудряются вести свою родословную…

 

В ритуальном мужском танце срывается кокос, передаётся по веренице участников, и все они непрерывно хлопая в ладоши, подходят к хижине старого «крокодила», где их уже поджидают двенадцать подростков 14—16 лет. Рядом — мате­ри посвящаемых с блюдами кокосового молока — это ритуальная пища, олицетворяющая собой «сперму ро­да». Мужчины выстраиваются в ряд, широко расставляя ноги. Подростки проходят у них между ног через всю ко­лонну. «На выходе» каждый съедает немного ритуальной еды и прикасается к магическим пальмовым листьям. По­нимать это следует так: происходит зачатие ребенка. (Па­пуасы, видно, умудряются обходиться без женщин.)

 

Дальше все мужчины возвращаются на «дно древнего моря», где «аксакалы» выплескивают из ямы воду, изобра­жая движение Крокодила в морских глубинах, его постепен­ный подъем на поверхность. Процессия меж тем движется к мужскому дому, при этом первый человек в колонне — голо­ва Ванимелы (крокодила – хранителя племени), последний — хвост. Тела «актеров» расписаны краской, украшены листьями, цветами. Слышны звуки тре­щоток и флейт — это голос Ванимелы. А хор все продолжает петь свою песню про мбаанди (ребёнка). Наконец, молодняк за­талкивают за ограду: это означает, что Крокодил прогло­тил семя зачатого ребенка.

 

Взрослые мужчины, как по команде, изо всех сил принимаются бить новичков длинными палками: выгонять из мальчиков женскую кровь, что бродит по их жилам. При этом каждого безусого сопровождает так  называемый «брат матери», защищающий своего подопечного — должен же за него, в самом деле, кто-нибудь заступиться! Однако детям все равно достается — да еще как, зато считается, что с этой минуты они умерли для прежней жизни.

 

С первыми лучами солнца старожилы поднимают измотанных ночными бдениями юношей и принимаются читать им — прямо в ухо — священный текст. Лезвием бритвы (в недавнем прошлом для этой цели использовали острую раковину) посвящаемым надрезают кожу на спине и груди — дабы удалить остатки женской крови.

 

Вслед за тем приходит черед нового истязания — «мулум»: ост­рым осколком кремния молодым людям надрезают крайнюю плоть полового члена. По окончании «кровопролития» каждого отрока за­ключают в кольцо пятеро мужчин, показывая тем самым нечистой си­ле, что юноши находятся под надежной защитой старших.

 

Тем временем за оградой собираются женщины — они танцуют и поют. К ним выходят «аксакалы» и, показывая свои окровавленные руки, сообщают: «Это не мы, это все Крокодил...».

 

Когда раны у подростков затягиваются, в мужской дом заносят лодки и в каждую укладывают одного юношу. При этом молодой че­ловек олицетворяет собой зародыш, а лодка — чрево Крокодила. «Эмбрионы» будут находиться в «утробе» до поры, пока не спадет во­да в воображаемом море и не даст дорогу новой жизни.

Тела юношей покрывают белой краской, на шею каждому надева­ют специальную повязку — «пуповину», которую посвящаемый носит три месяца — именно столько длится «внутриутробный период».

 

Вы думаете, все это время новообращенные просто полеживают в своих лодках? Как же! «Старые крокодилы» постоянно учат их раз­ным премудростям — играть на флейте, бить в барабаны, плести кор­зины и сети, танцевать, вырезать и раскрашивать маски. В общем, всему тому, что положено знать любому уважающему себя папуасу. Попутно юноши впитывают в себя старинные предания, мифы, леген­ды и сказки, запоминают имена своих предков. Обсуждают «отцы и дети» и женский вопрос: умудренные опытом соплеменники постоян­но внушают молодцам, что дам нужно избегать, как заразы. Словно закрепляя эту мысль, инициатов снова избивают палками.

 

И только глубокой ночью, когда все племя погружается в сладкий сон, вчерашним детям разрешается выйти на улицу, вдохнуть свеже­го воздуха, а иногда и переночевать в семейной хижине за специальной перегородкой. И всё это время, и днём и ночью, не смолкая ни на минуту, звучит музыка - стучат барабаны, трещат трещотки, поют флейты.

 

Наконец настает день, когда подросткам объявляют: вода в море спала, а значит, пришло время «родов». Юноши срывают с шеи «пу­повину» и под звуки флейты и барабанов выбегают из мужского до­ма. Первым делом «новорожденные» мчатся к своей хижине — разрушить старое место для сна. Они-то знают, что больше никогда сюда не вернутся в прежнем качестве. Теперь их род­ной дом — мужской... Пройдет срок, и они построят себе собственное жилище, женятся, обзаведутся детьми, словом, заживут так, как жили их деды и отцы...

 

На восточно-индонезийском острове Серам у горного народа вемале инициациями руково­дил тайный мужской союз — какихан. Обряд был окружен столь глубокой тайной, что даже старики, посвященные во все его тонкости, предпочитали хранить все в секрете, опасаясь суровой кары какихана. Известно лишь, что под­ростков отводили в лес, в особый дом для ини­циаций с глубоким подвалом. После того как ис­пытуемые представали перед старейшинами какихана и узнавали от них тайны племени, их сталкивали в подвал — и там на них набрасыва­лись духи предков. Спустя положенное время старейшины освобождали юношей, но вскоре на их телах начинали проступать таинственные знаки — свидетельства того, что подростки по­бывали на том свете.

 

Юноши возвращались в родное селение, но никого и ничего не узнавали и вели себя как заново рожденные — учились делать са­мые обыкновенные вещи: есть, сидеть, хо­дить, говорить. Изменялось и отношение к ним окружающих: бывшие дети превратились во взрослых. Ритуальные насечки, шрамы и проколы мягких частей тела — мочек ушей, щек, губ — указывали испытуемым, что обрат­ная дорога в детство для них закрыта.

 

Как же всё у них сложно! Но для аборигенов об­ряд инициации — это суровая школа жизни, университет и академия в одном флаконе.

 

Сделаем перерыв? Опять поиграем. И не просто поиграем, а потренируем зрительную память и внимательность.

 

«ВНЕШНИЙ ВИД»

Приглашается пара добровольцев с противоположных сторон зала. Игроки встают спинами друг к другу. Затем по очереди описывают внешность оппонента (одежда, цвет, обувь, причёска, макияж, …).

Аплодисменты за каждое правильное описание.

 

Приглашается следующая пара. Игроки опять встают спинами друг к другу. Каждому что-то меняется во внешности (надевается галстук, повязывается платок, … или, наоборот, что-то снимается). Игроки не должны видеть происходящего. Задача игроков: повернувшись лицом друг к другу, назвать изменения во внешности.

Аплодисменты за правильные ответы.

 

Поблагодарим смельчаков ещё раз аплодисментами. И продолжаем знакомиться с обрядами инициации.

 

Индейцы Северной Америки.  День Удаления – праздник вступления маленьких мальчиков в школу природы. До этого дня всех маленьких мальчиков, называли просто ути – малыш. Имя нужно было завоевать, и часто оно доставалось не только потом, но и кровью.

Каждый ути мечтал о празднике Удаления, после которого он должен был отправиться под пение воинов, звуки бубнов и шум трещоток из черепашьих панцирей в лагерь Молодых Волков под присмотр старых воинов. Там мальчики учатся читать волчьи следы, делать каноэ из березовой коры, расставлять силки на тропках выдры, на лету попадать стрелой из лука в дикую утку. Там познаются законы чащи и обязанности воина. Там они становятся взрослыми.

 

Каждый поход, каждая охотничья тропа учит чему‑то новому, выявляя глупость или прибавляя разума.

Каждый мечтает быть взрослым мужчиной и знаменитым воином, каждый хочет командовать другими, а поэтому стремится показать, что он разумнее, сильнее и ловчее остальных.

 

Каждый из Молодых Волков должен уметь ездить верхом на мустанге и владеть оружием так же свободно, как дышит, говорит, ходит и ест; уметь хорошо плавать и прыгать со скалы, метать томагавк и нож точно в цель с разных позиций.

 

Например, бороться врукопашную с серым медведем и выйти победителем. И если молодой воин одолеет медведя и поставит ногу ему на горло, он возьмёт себе его имя. И его уже будут называть не ути, мальчик без имени, а Серым Медведем, Длинным Клыком или Острым Когтем.

 

Укусы опасных муравьев, Бразилия

Очень жестокий обряд инициации ждет достигших совершеннолетия юношей племени сатере-маве, затерянного в джунглях Бразилии. Чтобы перейти в статус взрослых мужчин, они вынуждены станцевать традиционный танец, надев на руки особые перчатки. Внутри украшенных перьями «рукавиц» копошатся муравьи-парапонеры, (муравьи-пули), укусы которых в 30 раз больнее пчелиных и сравнимы по ощущениям с пулевыми ранениями. Мало того, насекомых еще и раздразнивают: окуривают травами, чтобы те заснули, а проснувшись, стали максимально агрессивными.

Мальчики танцуют в перчатках около 10 минут, а потом несколько дней залечивают раны. Ритуал-пытка повторяется до 20 раз в течение следующих месяцев.

 

Индонезия: спиливание зубов

На Бали эта необычная традиция является одной из самых значимых. По достижении 18-летнего возраста каждый подросток должен пройти специальный ритуал. Вся родня собирается в храме, виновник торжества ложится на почетное место, священнослужитель берет в руки напильник и спиливает «пациенту» острые зубы.

 

Балийцы верят, что острые зубы ассоциируются со злыми духами, с похотью, жадностью, гневом и прочими грехами, а если их не спилить, то после смерти человек не сможет попасть на небеса. Зубную пыль закапывают в семейном храме, а именинник сверкает обновленной улыбкой, довольный, что все позади.

 

Наиболее безопасный обряд инициации для молодых людей в современном мире – это праздники выпускников …

Праздник выпускников, Норвегия

Норвежские старшеклассники ежегодно празднуют окончание учебы в последнем весеннем семестре. Участники этого праздника ездят на одинаковых автомобилях, фургонах и автобусах, носят цветные комбинезоны  —  часто красные —  и веселятся без остановки в течение двух недель. Власти каждый год готовятся к непрекращающимся общественным пьянкам и беспорядкам во время праздника.

 

А вот мы сейчас потренируемся на слаженность действий…

 

«ЗАПЛЕТАЕМ КОСЫ»

Все встают в круг. В центре высокий человек держит вверху пучком концы лент (толстых шпагатов, верёвок, канатов). Количество должно быть кратно трём. Длина метра 3-4. Стоящие в кругу берутся за другие концы верёвок, образуя шатёр. Под музыку по трое, стоящих рядом,  (договариваются сами игроки) плетут косу, не выпуская концы верёвок из рук. Те, кому не хватило верёвок, помогают двигаться в нужном направлении тем, кто участвует в процессе плетения кос. Побеждает тройка первой заплетшей косу.

Им бурные аплодисменты, как и всем участникам.

 

Некоторые формы ритуала инициаций преобразовались в праздники и кое-где сохранялись еще до недавнего времени. Так, почти во всех ар­хаических обществах существовали формы добрачных сексуаль­ных контактов между юношами и девушками в виде пробного брака. Тому пример — хорошо знакомые на Руси «по­сиделки», «поседки» и «вечерки», которые не только допускали, но и требовали вольностей в обращении. В неко­торых русских и укра­инских деревнях суще­ствовал обычай «подночевывания», или «но­чевки», когда парень, а иногда двое или трое, оставались с девушкой до утра.

 

Например, на рус­ском севере еще в кон­це XIX — начале XX века повсеместно были распространены «яровуха» и «скакания». «Скакания» происходи­ли накануне венчания в доме жениха, куда мо­лодежь, исключая не­весту, ходила «вина пить», после чего все становились в круг, об­хватив друг друга за плечи, и скакали высоко подняв ноги, задирая подолы и распевая песни откровенно эро­тического содержания.

 

«Яровуха» (от язычес­кого божества плодородия Ярилы) состояла в том, что после вечеринки в доме невесты вся молодежь оставалась спать вповалку, причем допускалась большая свобода отношений. Стоглавый собор еще в XVI веке заклеймил и «яровуху» и «скакания» как «свальный грех» и «бесовское» явление. И та и другая забавы были запрещены, но что может быть вкуснее запретного плода? Поэтому-то эти отголоски язычества и просуществовали так долго. Хо­тя, кто знает, может где-то они по-прежнему в ходу? В конце концов, в нивелированном виде древний обряд инициации проходит каждый человек. И даже не думайте отрицать этот факт. Лучше вспомните, кем вы наряжались, отправляясь на новогодний карнавал.

 

«Господи, и зачем это только нужно?!» — воз­можно, удивляетесь вы. Современному человеку подобные обряды наверняка кажутся абсурдны­ми. И, тем не менее, для многих африканских и азиатских народностей инициации по-прежнему остаются нормой жизни. А вот почему?

 

Не секрет, что в раннем детстве для ребенка гораздо важнее мать, нежели отец. Малыш боль­ше зависит от нее и теснее связан с нею эмоцио­нально. Именно поэтому мать невольно воспри­нимается детьми как главный распорядитель благ и покровитель, а женская роль кажется им наиболее привлекательной. Однако если девочкам «за­блуждаться» подобным об­разом еще раз­решается, то мальчикам — категорически запрещено.

 

Суровые обряды иници­ации мальчиков служат проти­вовесом дет­ской инфан­тильности и безликости. Это символиче­ский водораз­дел между дет­ством, когда ребенок нахо­дится во власти женщин,        и взрослостью, когда он всту­пает в мир муж­чин.

 

На этом закончим. Но знакомиться с традициями и обычаями мы продолжим. До новых встреч!

 

ИСТОЧНИКИ:

- «МУКИ РОСТА». Владимир ВИТАЛЬЕВ. «Ступени Оракула».

- «УМЕРЕТЬ, ЧТОБЫ РОДИТЬСЯ». Ирина ПЕРФИЛОВА. «Ступени Оракула».

- «КАК ДИКАРИ ДЕЛАЮТ «ЭТО»». Анастасия MEДВЕДЕВА. «Моя семья» №42, октябрь 2005.

- Сат‑Ок «Земля соленых скал».

- «20 традиций разных стран, которые оставляют весь мир в недоумении⁠⁠» https://pikabu.ru/story/20_traditsiy_raznyikh_stran_kotoryie_ostavlyayut_ves_mir_v_nedoumenii_6687695

- «Топ 16 традиций разных стран мира: смешных, абсурдных и жутковатых» https://clck.ru/3F5Ub8

 

ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ на блоге:

1.   КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

2.   ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

3.   МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого возраста

4.   МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с игровыми моментами

 

5.   ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,  обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей пожилого возраста

6.   СЛАВЯ ПАСХУ СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста

7.   ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике  Пасхе, сакральном значении яйца, кулича,  приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

8.   ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия об истории Пасхального праздника,  о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста

 

9.   ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

10.       В ВЯТКЕ СВОИ ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста

11.       ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми моментами для людей пожилого возраста

12.       КАКОВ ПОКОЙНИК, ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)   Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

13.       КАКОВА СТОРОНА, ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)  Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста

14.       МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ -  ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с игровыми моментами для людей пожилого возраста

15.       НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого возраста

16.       ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами

17.       СУЖЕНА-РЯЖЕНА НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о свадебных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста

 

18.       ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных традициях с игровыми моментами

 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Часть сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Список всех тем мероприятий на странице блога «Список тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

                                             Н.С.ПАСЫНКОВА

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий