Сценарий познавательного мероприятия
о свадебных традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
(Пока гости рассаживаются в зале,
звучит песня «Ах, эта свадьба!» в исполнении Муслима Магомаева.)
"ЭХ, ТЫ, РУСЬ СВЯТАЯ"
Осень на опушке краски
разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Зоя Федоровская
Осень на опушке краски разводила,
По листве тихонько кистью проводила.
Солнце до обеда, пряди листьев, дрёма,
А по всей округе сладкая истома.
Булки, караваи... славным будет вечер.
Деве незамужней нагадают встречу.
"Эх, ты, Русь святая" - праздники, обряды...
Бденье. Литургия. Сватовство. Наряды.
Скатерть белоснежна. Яства - на тарелки,
Тянется деревня вновь на посиделки.
Дрёму разбудили: хороводы, песни...
И врачует душу гармонист - кудесник.
Я и сам не прочь бы погулять на свадьбе
В дальней деревеньке, в старенькой усадьбе.
И отведать мёда терпкого хмельного,
Закусить краюхой свежего ржаного.
Галина Нефёдова
Какая же
свадьба без баяна и драки? Ясное дело, никакой. Сегодня, что ни говори, мы
относимся к этому древнему обряду довольно легкомысленно, зачастую воспринимая
его лишь как повод продемонстрировать друзьям, родным и соседям возросшее
благосостояние. Между тем традиционный ритуал наполнен смыслом, актуальным во
все времена.
Мы забыли, как
нужно выходить замуж и жениться. Нет, формально мы, конечно, стараемся соблюсти
какие-то традиции, не отдавая себе отчета в том, зачем мы все это делаем, хотя
каждый ритуал изначально имеет свой глубинный смысл. Пусть выглядят эти ритуалы
везде по-разному, а на взгляд современного человека в них много непонятного и
экзотического.
Свадьба —
важнейший момент в жизни молодой семьи и знак родителям каждого из супругов:
дети выросли, у них теперь своя, отдельная жизнь. Таким образом, молодые люди,
решившие пожениться, показывают родителям, что они осознают свою взрослость,
готовы решать новые задачи, которые встанут перед ними.
Свадьба — обряд, который нужен не только молодоженам, но и их родителям, они должны смириться с уходом своего ребенка, психологически отделиться от него, осознать, что их сын или дочь уже не дети, понять, что они уже не занимают в семье то же место, что и раньше.
Родители
невесты готовятся к разлуке с дочерью, а семья мужа — к приходу в дом
невестки. Вам кажется, что сегодня все это осталось в прошлом? Вовсе нет.
У славян обряд сватовства происходил
следующим образом: жених надевал костюм и брал с собой два букета цветов: один
– будущей теще, второй – своей невесте. Согласно обычаю, он делал предложение
руки и сердца, обращаясь к родителям своей возлюбленной, говоря им о глубоких
чувствах к их дочери. Если родители давали согласие, отец будущей жены
вкладывал руку дочери в руку будущего зятя.
Русский свадебный обряд
сформировался во времена Древней Руси — XIII–XIV вв. В разных местностях были свои нюансы, но неизменными
оставались главные составляющие:
·
сватовство — к семье невесты приезжали
родители жениха вместе с его крестными, предложение
девушке женихом руки и сердца при ее родителях, самому или через сватов;
·
смотрины — знакомство будущих молодоженов, осмотр родней невесты хозяйства жениха или смотрины невесты в ее доме;
·
рукобитие — договор отцов жениха и
невесты о свадьбе детей (родители
решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний);
·
вытие — ритуальный плач подружек невесты
в ее светлице по родительскому дому, из которого придется уходить;
·
девичник и мальчишник — гулянье девушек
с невестой и веселое застолье жениха с друзьями пред свадьбой;
·
свадебный поезд — процессия жениха,
направляющегося за невестой;
·
свадебный выкуп — славянский обряд, при
котором сваха, дружки или жених дают за невесту некую плату, чтобы она вышла из
дома;
·
венчание — богослужение, во время
которого совершается Таинство Брака, возлагаются венцы на брачующихся;
·
свадебный пир — застолье по случаю
бракосочетания.
Обычно свадебные торжества
проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника
Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться
первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка».
Отдельные элементы традиционной древнерусской свадьбы остались в селах и
малых городах, особенно популярен выкуп невесты. А свадебный пир и подарки
молодоженам остаются в силе и в крупных городах. У молодого поколения
православных венчание по-прежнему главное условие вступления в священный
брачный союз, но церковный брак возможен только после официальной регистрации в
ЗАГСе. Свадебные наряды при этом могут быть в русском и европейском стиле.
В современных условиях сватовство проходит на званом семейном ужине, где
сын представляет родителям избранницу, после чего молодые договариваются об
объявлении помолвки и определяют ее дату.
В проведении современных свадеб сформировались свои традиции:
·
предложение мужчиной руки и сердца
избраннице;
·
подготовка к свадьбе от 1 до 3 месяцев,
покупка колец, платья;
·
регистрация в ЗАГСе или во Дворце
бракосочетаний под марш Мендельсона.
Невеста обычно в белом свадебном платье и фате, жених — в парадном костюме.
На бракосочетание приезжают на машинах с лентами и шариками, после
церемонии молодоженов поздравляют, пьют шампанское, при выходе из дверей ЗАГСа
им бросают под ноги монеты, рис или лепестки цветов — на счастье.
Новобрачная кидает через плечо букет
невесты, повернувшись спиной к гостям. Кто из девушек поймает, та скоро выйдет
замуж. Затем для молодоженов устраивают свадебную фотосессию, после которой
кортеж едет к месту свадебного ужина. Молодые садятся во главе стола, им время
от времени кричат «Горько!», заставляя целоваться. Обязательный атрибут
торжества — свадебный торт.
Назовите
запевал вашего коллектива …
Кого
назвали, прошу выйти в центр. На подносе «рубашкой» вверх лежат карточки с
крупно написанными словами, строчками из песен. Вы по очереди берёте любую
карточку, показываете всем. Кто догадался - из какой песни слова,
присоединяются к вам. А далее вы поёте «свою» песню, можно куплет и припев.
Если песня очень нравится, пойте всю. Остальные подпевают. Если запевал мало, а
карточки остались, и настроение петь есть, запевалы могут взять ещё карточку. …
(Карточки и тексты
песен в ПРИЛОЖЕНИИ.)
-
Я на свадьбу тебя приглашу,
А на большее ты не рассчитывай.
ДЕВИЧЬЯ ПЕСНЯ (НЕ ТРЕВОЖЬ ТЫ
СЕБЯ)
Стихи М. Исаковского Музыка
В. Соловьева-Седого
Исп.
Мария Пахоменко
-
Вспомнился зал мне с шумной толпою,
Личико милой с белой фатою...
ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ!
Слова
Е. Юрьева
- Что
тут за диво! и замуж пойдет...
То-то, чай, деток на путь наведет!
ЕХАЛ ИЗ ЯРМАРКИ
УХАРЬ-КУПЕЦ...
Слова
И. Никитина
-
Что это танго повторим
На свадьбе нашей золотой.
ЗОЛОТОЕ ТАНГО -
Из кинофильма «Тайга золотая»
музыка А.Бабаджанян, слова О. Гаджикасимов
- Свадьбу новую
справляют,
Сам веселый и хмельной
ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ…
Сл. Д.Садовникова (народный вариант)
- Помнишь, дед, как ты до свадьбы девкам головы кружил?
ПЛАТЬЕ
ПОДВЕНЕЧНОЕ
Муз. О. Чистов Сл. В.
Коновалов
Исп. В.Толкунова
- Вот конь спотыкнулся и сшибся
с моста,
Невеста упала в круты берега.
ПО
ДОМУ ГУЛЯЕТ КАЗАК МОЛОДОЙ
- Все
гости нарядно одеты,
Невеста всех краше была.
У ЦЕРКВИ СТОЯЛА КАРЕТА
Исп.
Жанна Бичевская
Темным-темна вода в глубоком омуте,
А у любимого невеста в городе.
ЦВЕТЁТ
ЧЕРЁМУХА К ПОХОЛОДАНИЮ
Муз
Г.Пономаренко сл. М.Агашиной
Исп. Валерий Сёмин
-
Взял невесту тиху, скромну
В чистом поле под кустом,
ЧЕРНЫЙ ВОРОН
Слова П. Козлова
(Чуть
другой вариант исп. Шаман)
- На
свадьбу грузчики надели
Со страшным скрипом башмаки.
ШАЛАНДЫ
Муз. Н.Богословскогона слова В.Агатова
для к/ф
Леонида Лукова «Два бойца» (1943)
исполнил Марк Бернес
АПЛОДИСМЕНТЫ!
В первую очередь тем, кого коллектив считает запевалами…
И мы продолжаем
…
У каждого
народа мира есть свои особенности, которые для него - абсолютно нормальны и
обыденны, но очень удивляют человека стороннего.
Предлагаю вам ознакомиться с некоторыми традициями
и обычаями малочисленных коренных народов России.
Води проживают в деревне Лужицы Ленинградской области.
Брачный возраст наступал у мужчин в 15,
а у девушек в 14 лет. О желании жениться парень в первую очередь сообщал
священнику для того, чтобы узнать позволяет ли ему степень родства взять
избранную им невесту. Затем жених сватал девушку без ведома её и его родителей.
Священник обручал молодых и после этого сам объявлял о свадьбе. Узнав об
обручении, мать невесты поднимала шум в доме, хватала невесту за косу и держала
её до тех пор, пока жених не обрезал ей волосы. Затем мать невесты отдавала жениху
волосы дочери и говорила: «возьми косу вместе с головой, будь ее господином, а
она да будет твоей рабой».
Вепсы проживают в Республике Карелия и в Ленинградской области.
Распространён был обычай, во время которого молодую невесту вытирают
подолом рубахи свекрови, чтобы привить послушание.
Абазины — один из древнейших
народов Кавказа.
После свадьбы девушка переходила в дом мужа, соблюдая ряд правил: не
навещать своих родных минимум год после свадьбы; избегать
свёкров; супругам не называть друг друга по имени; в дневное время им
нельзя находиться в одной комнате наедине; мужчинам запрещалось прилюдно
проявлять чувства по отношению к детям, называть их по имени.
Татары. Никах. Данную
традицию соблюдают во время свадьбы. Невеста и жених должны быть одеты в
национальные костюмы, а на столе обязательно стоят традиционные блюда. Ими
являются чак-чак, катык и другие.
Словом «Келин» татары обозначают замужнюю женщину, и Келин тушу — обряд, который проводят, когда жена впервые приезжает в дом мужа после свадьбы.
Во время обряда
Келин тушу свекровь кладёт невестке под ноги подушку, чтобы она была
такой же нежной к своей новой семье и ходила по дому так
мягко, как будто ходит по подушке.
Затем свекровь даёт невестке
съесть ложку мёда — чтобы её речи были сладкими, словно мёд.
Башкиры. Выплачивать
калым. За
невесту жених в обязательном порядке должен платить откуп.
На свадьбе у кубанских казаков друзья
новобрачных для потехи переодеваются в ряженых: парень — невестой, девушка —
женихом. В таком обличье они появляются в городе, селе, едут на рынок за
подарками родителям молодоженов, развлекают гостей.
Чеченцы. Как и у других народов, на свадьбе
чеченцев шумно и весело. Одной из особенностей является свадебный кортеж. Гости
не только поют, но и стреляют из ружья. Принято также демонстрировать умения в
фехтовании.
Чокхи — это чеченский свадебный обычай омовения невесты.
Он называется так по названию свадебного платья.
Перед свадьбой невесту
купают в ванне с настоями из трав, окуривают благовониями,
а на коже рук и спины рисуют линии. Затем невесту одевают,
а к её юбке прикалывают иголку: считается, что она защищает
от сглаза.
В приданое невесте
прячут семена фасоли, косточки персиков и абрикосов — чтобы невеста
в будущем родила много детей.
Азербайджанцы. Обручение.
Обручение у азербайджанцев по широте празднования может сравниться с самой
свадьбой. Родственники жениха покупают невесте подарки и приносят их на
подносах.
Ещё одна музыкальная пауза. Я
показываю карточки со словами из песен. Кто первый назовёт песню, выходит в
центр. (Если одновременно, отгадывают
несколько человек, выходят все.)
- радостный жених
ВАЛЬС НЕВЕСТЫ
Слова: Светлана Гершанова Музыка: Роман Майоров
Исп.: Валентина Толкунова
- свадебный круг
СВАДЕБНЫЙ
ВАЛЬС
исп. Николай Басков
А
теперь те, кто стоит в центре, при первых звуках песни приглашают кого-либо на
вальс.
Во время паузы, когда песня смолкает, пары распадаются, и каждый
приглашает на танец кого-либо ещё из зрителей. (Пауз может быть несколько, в зависимости от количества гостей.)
Замечательно!
Далее вы отдыхаете и слушаете.
В мире
свадебных традиций, обрядов, церемоний огромное разнообразие.
Самое
интересное то, что традиции, которые считаются совершенно нормальными и
обыденными для того или иного народа, как мы уже и оговорили, воспринимаются
как странные и даже дикие у других этносов.
Невесты в
детском возрасте были довольно-таки распространенным явлением в мировой
истории. Во многих частях Северной Африки, Аравии и Индии девочки выходят
замуж в возрасте между 5 и 9 годами, и ни одна уважающая себя девушка не остается
незамужней после наступления половой зрелости. По переписи населения, в начале
1960-х годов в Индии было 60 миллионов девочек моложе 15 лет, из них 8,5 миллиона
уже были замужем.
В Индии согласно многовековой традиции младший
сын в семье не имеет права вступить в законный брак, пока его старший брат
ходит в холостяках. Сообразительные индусы быстро нашли достойный выход из
ситуации, против которого ни всемогущие боги, ни умудренные опытом отцы и деды
не имеют ничего против. И даже старший брат не возражает, безропотно вступает
в брак, ибо в роли невесты по раз и навсегда заведенному порядку выступает...
платан.
Родственники и гости желают молодоженам
долгой счастливой жизни и всяческих благ, не забывая уплетать за обе щеки
угощение.
После застолья
приглашенные не долго думая дружно хватаются за топоры и начинают безжалостно
рубить дерево-невесту. В итоге платан срубают, оставляя только маленький пенек.
— Плачь, многострадальный муж! Твоя жена
навсегда покинула этот грешный мир, — торжественно заявляет местный жрец безутешному
мужу. — Крепись, дорогой, ведь отныне ты — вдовец!
Новоиспеченный
супруг получает свободу, а его младший брат — долгожданную возможность
сочетаться законными узами брака со своей ненаглядной, не деревянной невестой.
В штате Пенджаб подобный ритуал проводят совершенно с
другими целями. Согласно местному закону мужчине строго-настрого запрещается
иметь третью жену, если в наличии уже есть две супруги. Зато четвертую жену
заводи, пожалуйста, когда пожелаешь!
«Жених» во
главе свадебной процессии направляется в ближайший лес и устраивает там
бракосочетание по всем правилам опять-таки с платаном. Когда же и эта «невеста»
гибнет под безжалостными ударами топора, многоженец со спокойной совестью
вступает в законный брак с четвертой женой — из плоти и крови.
Индийские свадебные обряды - одни из самых
сложных. Ведь индийская свадьба —
не что иное, как череда ритуалов, каждый из которых за тысячелетия почти не
претерпел изменений.
Любая свадьба начинается со сватовства. Но здешним юношам и девушкам не
позавидуешь: за них все определяют родители — и без вариантов. Изучаются гороскопы
новобрачных: ежели звездные предначертания детишек не совпадут, их родители
имеют полное моральное право расторгнуть намечающийся брак.
Индийская свадьба — удовольствие весьма дорогое: порой на свадьбу съезжается
до тысячи гостей! Родители девушки собирают приданое, родня жениха готовит
жильё для новобрачных.
За неделю до свадьбы невеста попадает под домашний арест: ей
строго-настрого запрещается покидать пределы дома.
Наконец наступает день
свадьбы. Молодым до начала церемонии не полагается и маковой росинки во рту
держать. Жениху, по крайней мере, перепадет пища духовная — перед ним танцуют
и поют специально приглашенные девушки из числа родственниц.
А вот невесте приходится совсем несладко. Утром свадебного дня ее
безжалостно будят в половине седьмого, давая тем самым понять, что с девичьей
вольготной жизнью покончено раз и навсегда. Разодетую в праздничное сари
нареченную ведут в храм, где она молится и раздает милостыню беднякам.
Между тем в доме жениха уже совершается другой очень важный ритуал — гайе
холуд — обряд восхваления желтого цвета, который ассоциируется у индийцев с
солнцем. «По совместительству» это еще и символ верности. Поэтому все присутствующие
дружно красят себе лбы желтой краской и осыпают друг друга желтым порошком.
Наряды новобрачных ярко-красные, расшиты золотом. Ее руки украшает
множество алых свадебных браслетов. По традиции их дарят родственники девушки,
а потому, чем больше у нее сородичей — тем больше и браслетов. Когда замуж
выходит барышня из многодетной семьи (а таковых в Индии немало), ее руки
«декорированы» тяжелыми кольцами от запястья до самого плеча. Самое интересное,
что ходить ей с этим «грузом», около 15 кг, полагается, по крайней мере, еще
месяц после торжества. Позже, уже во время церемонии, жених наденет на шею избранницы
еще одну прикрасу — брачное ожерелье — тали, или мангель-сутра, которое
индийские жены должны носить не снимая, до своего последнего дня.
Молодых ведут в храм,
причем в буквальном смысле слова связанных друг с другом: один конец сари
невесты привязывают к кушаку жениха — это якобы гарантирует любовь на веки
вечные. Подойдя к очагу, молодожены, взявшись за руки, семь раз обходят вокруг
него. И только после этого, произнеся молитву, священник соединяет их руки
гирляндой цветов. А молодые дают зарок: «Клянемся быть вместе в горе и
счастье...». Вот с этой самой минуты они — законные муж и жена, и «только
смерть разлучит их».
Молодой окрашивает красной
краской лоб и пробор суженой — в знак верности. А гости на радостях шумной
толпой направляются отмечать событие в помещение, именуемое бозарган, где их
уже ждут богатые и красиво сервированные столы.
У молодых же — своя программа. После легкого ужина новоявленного главу
семейства, снабдив стаканом молока, с шутками и прибаутками укладывают спать.
Его юная жена тоже коротает ночь одна в своей девичьей спальне.
Весь следующий день и всю ночь вся честная компания вновь гуляет от души, а
молодые, как стемнеет, спешат в свои отдельные апартаменты.
Не уступают
индийцам по количеству свадебных церемоний евреи. Соблюсти все без исключения
правила свадебной церемонии нынче не всякому по плечу: на такой подвиг
способны лишь ортодоксальные евреи.
Вряд ли во всей мировой истории найдется другой
такой народ, на долю которого выпало столько испытаний. Однако несмотря ни на
что евреям удалось сохранить свою самобытность — верность традициям они
пронесли через века. Они по-прежнему чтят законы Моисея, читают Тору, отплясывают
«Семь сорок» на шумных свадьбах …
За неделю до
свадьбы жених (хотан) и невеста (кала), вместо того чтобы
целоваться-обниматься, принуждены разлучиться: они не имеют права не то что
встречаться, даже разговаривать друг с другом! Все это время им надлежит еще
и еще раз «погружаться» в Тору: укреплять свою связь с Всевышним и не забывать
его строгие наказы! Зачем? Священная книга — это путеводитель в жизни
новобрачных.
Непосредственно
перед самим торжеством — в субботу — жених отправляется в синагогу. Там он в присутствии
гостей молится и вновь читает Тору. Гости осыпают жениха конфетным дождём, они надеются,
что, чем больше сладостей обрушится на голову хотана, тем большим потомством
Создатель наградит молодую чету.
Евреи считают,
что человек до вступления в брак — существо несовершенное. Лишь после свадьбы
он обретает вторую половинку своей души.
Наступает день
бракосочетания – воскресенье. На протяжении всей церемонии виновники торжества
обязаны поститься, причем очень строго — нельзя ни есть, ни пить. Гораздо
сложнее выполнить другой завет: вымолить у Бога прощения за свои прежние
проступки — старым грехам не место в новой жизни. Только представьте себе это
веселье: сидеть на собственной свадьбе без маковой росинки во рту и читать
молитвы. А что поделаешь? Таковы традиции.
Будущие супруги отдельно друг от друга
принимают поздравления, благословения и пожелания гостей. И лишь по окончании
этой, безусловно, приятной процедуры приступают к главному: заключению
брачного договора.
После этого
матери жениха и невесты на радостях разбивают тарелку. Сие означает следующее:
как нельзя склеить разбитые куски, так невозможно повернуть вспять запущенный
маховик бракосочетания.
И вот хотан, завязав несколько узлов на
своей одежде (так надо), в сопровождении отцов, — а также родственников и
друзей, распевающих песни, идет на женскую половину. Молодой покрывает суженой
лицо фатой, показывая тем самым, что не внешняя красота привлекает его в
девушке, а «внутреннее содержание»: мне, мол, важнее скромность и целомудрие
любимой. Евреи убеждены, что именно эти качества — основа любой семьи, а
женщина, обладающая ими, будет настоящей опорой дома.
Потом жених
развязывает все узлы на своей одежде — символически устраняя все другие связи
кроме святого союза двух сердец — и надевает поверх костюма белый китл.
Своеобразная рубашка с длинными рукавами призвана напомнить об особой важности
и торжественности момента.
Далее юноша
томится в ожидании своей ненаглядной под специальным навесом (молельным покрывалом).
Идёт невеста в сопровождении своеобразной «свиты», где каждый держит в руках
зажженную свечу. Её пламя призвано напомнить собравшимся об огне, полыхавшем
под другой хупой — у горы Синай в момент заключения великого союза между Богом
и народом Израиля во время дарования ему Торы.
Невеста и обе
матери семь раз обходят вокруг молодого. Число семь, как вы понимаете, выбрано
не случайно: оно символизирует семь дней творения мира.
Описав
последний круг вокруг жениха, невеста становится справа от него: молодые готовы
выслушать специальное благословение кантора
от имени всех присутствующих. Слова эти, обладающие особой святостью и силой,
обычно произносятся над бокалом вина. По еврейской традиции вино —
неотъемлемый элемент любого празднества, а по совместительству еще и символ
радости и изобилия. В конце торжественной речи молодоженам дают слегка
пригубить напиток.
Затем жених надевает молодой обручальное
кольцо, причем на указательный палец правой руки (потом, правда, его носят на безымянном).
Колечко должно быть круглым и гладким как снаружи, так и внутри, без
украшений, букв и символов. И это не случайно. Как
золото, из которого оно сделано, не должно содержать примесей, так и жизни
новобрачных надлежит быть чистой, гладкой и блестящей.
Потом при всем
честном народе невеста получает от жениха еще одну ценную бумагу — ктубу. В
ней перечисляются финансовые обязанности мужа по отношению к жене. Согласно
этому документу, супруг обещает не покладая рук работать на благо семьи, почитать
свою благоверную и обеспечивать ей пропитание, содержание и т. д. Строго
говоря, бумага защищает права женщины на всю оставшуюся жизнь — как говорится,
«что написано пером, не вырубишь топором». Ктуба считается собственностью жены
и после свадьбы хранится именно у нее.
Впереди молодых ждет много чего
интересного, например семь свадебных благословений. Читая их, евреи благодарят
и восхваляют Бога за сотворение мира и человека, которого Он создал «по образу
и подобию Своему» и дал ему способность к продолжению рода. Они вспоминают о
восстановлении Иерусалима и святого храма. А еще выражают надежду на то, что
чувства молодых будут подобны любви Адама и Евы в райском саду, когда кроме них
в мире не было еще ни одной живой души. Напоследок произносится молитва за
скорейшее наступление дня, когда придет Мошиах и на земле воцарятся
долгожданные мир и покой. Эти «высокие» слова по традиции может произносить и
раввин, но чаще их озвучивают специально приглашенные гости — семеро уважаемых
людей.
Затем молодожены
вновь отпивают вино, а кто-нибудь из гостей осушает бокал до дна и передает его
жениху. Хотан кладет его на землю и разбивает правой ногой. Это тоже имеет свой
смысл: с момента разрушения Иерусалимского храма ни один добропорядочный
последователь иудаизма не может быть вполне счастлив, поэтому даже в самые
радостные минуты своей жизни все обязаны помнить об этой великой трагедии.
И волнующий момент:
в специально приготовленной комнате молодым предстоит уединиться — это уже
хорошо, а заодно и поесть — им оставляют легкое угощение. Евреи придают этому
обряду особое значение. Фактически он означает, что хотан и кала стали мужем и
женой. Ни одна живая душа не имеет права входить в комнату.
Между тем
свадебное застолье в самом разгаре. Гости развлекаются, танцуют и поют.
Любопытно, что людям старшего возраста вменяется в обязанность веселиться чуть
ли не до упаду и забавлять молодых. Таковы заповеди древних! И ещё: испокон
веков законы этого народа запрещают мужчинам и женщинам проводить свадебную
трапезу вместе. Поэтому от женской мужская половина обычно отделена высокой и
плотной перегородкой.
Еще целую
неделю после свадьбы молодожены постоянно находятся под бдительным оком
своеобразной охраны. Больше того, для юных супругов специально устраивают
трапезы. Зачем? Эти семь дней «расслабухи» служат напоминанием всем и каждому
о послесвадебной неделе Яакова и Леи, их далеких-предалеких предков. В течение
«семи дней пира» молодые могут не думать о суровых буднях, хлебе насущном,
кастрюлях и сковородках. Эти заботы берут на себя их близкие и родные. А
новоиспеченные муж и жена посвящают время друг другу, стараются больше молиться,
изучать Тору и исполнять заповеди, как того требуют древние еврейские традиции.
Правда, за всю эту благодать им приходится платить — такого понятия, как
«медовый месяц», для евреев не существует...
И
далее … познакомиться со свадебными традициями других стран поможете вы. (На подносе карточки с кратким описанием
обряда крупными буквами. Карточки разбираются в произвольном порядке всеми желающими.
Читаются, естественно, не все карточки.)
Прошу вас по очереди зачитать свой текст.
Похищение
невесты. Кыргызстан
В наше время у
кыргызских мужчин довольно жестокий
способ выбирать себе невест. Законы
этой церемонии крайне странны и спорны, независимо от того, предполагает ли она
побег по обоюдному согласию или похищение без согласия. Согласно этому обычаю, девушку похищают из дома и несколько дней
удерживают в доме парня. Затем родственницы парня убеждают девушку выйти замуж
за своего похитителя.
В Туркмении по сей день трепетно относятся к тому, чтобы
выходящая замуж девушка была девственницей. Для первой брачной ночи это
настолько важно, что молодых людей предпочитают не знакомить до свадьбы.
Обычно родители сами решают, с кем родниться.
В первую брачную ночь к шести утра духовное и телесное знакомство молодых
должно завершиться, что бы они друг о друге ни думали... Приходит время
доказать, что заплаченный калым полностью оправдан и подарки розданы не
напрасно. Дом замирает в ожидании... Невеста кладет окровавленную тряпочку в
одну из своих туфелек и ставит ее за дверью супружеской спальни.
В четвертый день свадьбы новоиспеченный муж идет с целой тушей отваренного
барана на «салам» в дом своих новых родственников, где выражает благодарность
родителям жены за воспитание целомудренной дочери.
Китай. Предсвадебный плач
В Китае к девицам на выданье более
благосклонны: никаких издевательств и нелепых шуточек. Тем не менее, именно
невесты народа
туцзя плачут перед свадьбой месяц
напролет. Причем не одни, а в компании матерей, подруг и родственниц: слезы,
как ни парадоксально, выражают их радость перед грядущим событием. Девушки
кручинятся ежедневно по несколько часов кряду, а для пущего эффекта распевают
специальные песни, разучиваемые с детства. А все потому, что чем больше слез
прольется до брака, тем меньше — в совместной жизни с супругом.
В Китае родители
невесты получают серию подарков от семьи жениха в качестве ухаживаний.
Если кандидат
считается походящим, жениху и его родне выдается документ с датой и временем
рождения невесты. Семья
жениха должна положить бумагу на семейный алтарь и оставить там на 3 дня. Если за это время не произойдет ничего плохого, жениху и невесте
разрешается пожениться.
Традиционный
обряд сватовства в юго-западной части Китая требует от жениха послать избраннице
косынку. В ответ она должна отправить ему связанные ею домашние туфли. Если
добавлена связка бананов, значит, девушка согласна на свадьбу. Но если в
ответный подарок включены перья зеленого лука, значит, жениху дан отказ.
И снова Китай: по традиции,
жених должен трижды выстрелить в жену стрелами без наконечника, собрать их и
сломать.
Этот жест символизирует, что его любовь к жене будет
вечной!
В Японии пара должна
поучаствовать в церемонии юйно.
Во время встречи двух семей происходит
обмен 9 подарками, завернутыми в рисовую бумагу. Они символизируют
светлые чувства и добрые намерения в отношении будущего брака. Время от времени
в надежде, что брак будет плодотворным и успешным, происходит обмен деревянными
открытками «эма».
В Турции все еще сохраняется обычай публично
брить жениха на улице перед домом невесты, чтобы все видели, что у него растет
борода и он настоящий мужчина.
В Пакистане сестры и
подружки невесты воруют ботинок жениха.
Вернуть его он, конечно, сможет, но
лишь после того, как заплатит выкуп.
Для того чтобы пожениться в Объединенных Арабских Эмиратах, необходимо соблюдать строгий набор протоколов и
правил.
До свадьбы невесте и жениху нельзя видеться. Совсем. Девушка собирает информацию о женихе только по рассказам его ближайших
родственниц. Решение о свадьбе, как правило, принимает глава семейства,
которого не всегда волнует выбор своего ребенка. Бывают случаи, когда отец
отдает дочь в уплату долга тому, кому он задолжал немаленькую сумму.
В Мексике пригласительные
на свадьбу отправляют родители молодоженов.
Считается, что свадьба – это, прежде всего, праздник
родителей.
В одном из
городов Испании
до сих пор сохранился оригинальный обычай: в день свадьбы новобрачных подвешивают
вверх ногами. Они находятся в таком положении до тех пор, пока не изловчатся
обменяться долгим поцелуем.
Польтерабенд,
Германия
Германия добавила немного пикантности к
традиционному способу проведения свадеб. В четверг или пятницу за пару недель до
торжества друзья приходят к будущим супругам с запасом разномастной
керамической посуды. В центре комнаты или двора ставят что-нибудь твердое и
безжалостно разбивают все чашки и блюдца, а хозяева безропотно подметают, учась
решать проблемы сообща. Или за день до свадьбы друзья и родственники
собираются, чтобы разбить разные вещи об пол счастливой пары — от тарелок до цветочных горшков.
После этого жених и невеста убирают последствия беспорядка, закладывая прочный фундамент для своего будущего и
приманивая удачу. А потом угощают
собравшихся вкусненьким.
По французской традиции, помолвочное кольцо должно быть семейной
реликвией, унаследованной или подаренной родителями жениха.
После принятия предложения жених и невеста могут
решить, хотят ли они немного изменить кольцо, но для этого им нужно получить
разрешение семьи. Если семья дарит только драгоценный камень – жених и
невеста могут выбрать понравившуюся им оправу.
В Шотландии, перед тем как сделать предложение, мужчина должен был проявить себя,
пройдя серию испытаний во время церемонии Beukin.
Характер препятствий определял отец невесты, и если
будущий жених их успешно преодолевал, пара могла пожениться.
Шотландия. Очернение невест
Невесте
не стоит спешить с прихорашиванием, ибо друзья все равно испортят картину:
обмажут тухлыми яйцами, вонючими соусами, липкой грязью, прокисшим молоком —
в общем, самым отвратительным, что смогут раздобыть. Да еще и привяжут к столбу
в центре города или проведут по улицам на потеху прохожим. Удивительнее всего,
что намерения у них благородные: жених должен доказать свою любовь и верность,
восхищенно приняв будущую супругу даже в столь неприглядном виде. Кто-то все
еще боится предстать перед любимым без макияжа?
Считается, что если пара может вынести «унижение», которое приходит с очернением, они могут
справиться со всем остальным, что может преподнести им жизнь.
В Греции свидетель со
стороны жениха должен побрить его перед церемонией.
Утром друзья бреют жениха, а тот должен
откупиться от
«брадобреев» деньгами.
Например, в Сарагосе после церковного обряда молодоженов подвешивают
за ноги к балке, поддерживающей крышу их дома. Пока они не умудрятся соединить
уста в поцелуе, на землю их не опускают.
Очень шумными свадьбами
славится горная
Бавария. Друзья и родственники новобрачных достают из старинных
сундуков древние кремневые пистолеты и ружья своих предков, обильно заряжают
их, и начинается пальба! Этими выстрелами они будят молодоженов.
Вечер же перед свадьбой жених
и невеста проводят раздельно. Невеста сплетничает с подружками, а жених
прощается со свободной жизнью в компании друзей.
Перед самой свадьбой невесту
от жениха прячут, а он с друзьями должен ее отыскать. Иногда после долгих
поисков вместо невесты находят разряженную старуху, а то и вовсе разодетый чурбан...
В этом случае насмешек жениху не избежать...
Однако как бы там ни было,
а в Европе невеста жениху достается
практически даром - ни выкупа тебе, ни испытаний... Может, поэтому и разводов
становится все больше, ведь никогда не ценится то, что чересчур легко
достается...
Согласно гватемальской традиции, перед тем как делать предложение, жених
спрашивает у семьи невесты разрешение на брак.
Чтобы получить одобрение семьи, жених преподносит
семье невесты продуктовые корзины и
устраивает званый обед с танцами.
В высокогорном Непале
о заключении брачного союза частенько договариваются... две беременные женщины.
Поскольку в горных деревнях никто даже не имеет понятия об ультразвуковых
исследованиях и прочих методах определения пола будущего ребенка, то матери
сами решают, кто представляет будущего жениха, а кто невесту, существующих
пока только в виде эмбрионов. Если у счастливых родителей появляются на свет
дети одного пола, между которыми брак невозможен, ранее достигнутая договоренность
просто аннулируется.
На Фиджи во время сватовства
жених должен преподнести будущему
тестю зуб кита.
Таким образом жених подчеркивает высокий статус
родителей возлюбленной и желает им процветания и благополучия.
У племен, живущих на
островах Тихого океана, во время брачной церемонии молодожены не имеют права разговаривать.
Сам брак заключается таким образом: жених берет невесту за руку и подводит к
вождю племени. Тот обеими руками хватает молодых за головы и ударяет лбами.
Церемония завершена - они стали мужем и женой.
В Конго молодоженам запрещено улыбаться
Местные жители верят, что, если в течение всего свадебного
дня жених и невеста будут улыбаться, у гостей сложится мнение, что они
относятся к событию несерьезно.
В Сомали, чтобы оградить жениха и невесту от
злых духов, играют ложную свадьбу: подставная пара изображает молодоженов, а
настоящих жениха и невесту в это время надежно прячут, чтобы злые духи не
смогли до них добраться.
В тайской культуре молодоженов
поливают водой из огромной раковины.
Согласно
этой традиции, молодые присаживаются на помост, а ведущий церемонии
или монах набирает благословенную воду в сосуд в виде раковины и передает
гостям. А гости, в свою очередь, выливают воду на руки новобрачным, желая им
счастливой семейной жизни.
Индонезия.
В
течение трёх дней после свадьбы новобрачным племени тидонг в Индонезии нельзя покидать свое жилище, а
главное, пользоваться ванной и туалетом. Неясно, где тут связь, но соблюдение
гигиены в это время чревато скорым разводом, изменами, болезнями, смертью детей
и другими несчастьями. Чтобы молодожены не смели ослушаться, за ними
приглядывают родичи, заодно приносящие «узникам любви» по минимуму воды и еды.
Странности начинаются еще до свадьбы:
жениха несут к дому невесты на носилках, кольцо девушке надевает свекровь, а
молодые не могут увидеть друг друга, пока будущий муж не споет романтичную
песню — лишь тогда занавес между влюбленными поднимется.
Maлайзия. В этой стране сохранились оазисы матриархата, где всем распоряжаются
женщины, а мужчины являются существами забитыми и беспомощными, они селятся в
угодьях родителей жены, помогая им по хозяйству, а к женам прибывают лишь по их
требованию. Вожди племени, конечно же, женщины.
В Индии, на Малабарском береге, сегодня живет этническая группа наиров - свыше полутора миллионов человек, ведущих матриархальный образ жизни.
Когда девушке наиров приходит время искать мужа, ей не нужно дожидаться
женихов или гадать, кто остановит на ней свое благосклонное внимание.
Инициатива брака принадлежит ей самой
или ее родственницам, которые и выбирают будущего супруга.
Супружеские отношения сводятся к тому,
что время от времени муж посещает жену и ночует у нее в доме. Естественно, у
таких супругов не может появиться общего имущества. Со своими детьми отец почти
не встречается.
Вообще,
проявление внимания или интереса к детям со стороны отца считается у наиров
чем-то непристойным.
Не позавидуешь женихам из племени ибо в
Юго-Восточной Нигерии. Жених из племени ибо должен пройти к
возлюбленной через строй ее родственников, вооруженных палками... Родичи невесты
без зазрения совести лупцуют юношу, давая ему возможность продемонстрировать
готовность перенести любые тяготы семейной жизни.
Подобный обычай существует
и в Йемене,
где в день свадьбы жених должен сносить побои гостей и родственников, щипки подружек
невесты и прочие издевательства.
В племени, проживающем на одном из островов Папуа-Новой Гвинеи,
местные невесты осколками раковин, заостренными бамбуковыми палочками и
длинными ногтями охотно кромсают тела юношей. Наиболее отличившаяся на этом
поприще девушка считается самой сексуальной...
А в племени горных арапешей в той же Новой
Гвинее женихам приходится изрядно
попотеть задолго до свадьбы. Здесь 14-летний подросток начинает «выращивать»
жену лет с 7-8... После помолвки девочка переходит жить в дом будущего мужа, а
тот обязуется кормить невесту. Подросток заводит огород, охотится, ловит рыбу
и заодно воспитывает будущую жену. К половой жизни молодые приступают лишь по
прошествии нескольких месяцев после первых критических дней супруги.
Дикие свиньи в Новой Гвинее - единственный источник мяса, а потому неудивительно, что кабан для
папуасов является священным животным. В качестве свадебного подарка жених
помимо 20 раковин и 20 шкурок райских птиц обязан принести в дом невесты
столько же свиней.
В качестве подвенечной
фаты ирианская невеста опять же использует вывернутый наизнанку свиной желудок.
Жених выглядит ей под стать: его тело украшают шкурки кускусов, перламутровые
раковины и кабаньи клыки, а голову венчает султан из “райских” перьев.
О положении мужчины в
обществе (и о его сугубой силе) невеста может судить по котеку - древесной
трубке, которую аборигены мужского пола надевают себе на фаллос. Чем
внушительней котек - тем круче мужик. Никакой другой одежды, кроме котека да
пестрых перьев, мужчине не полагается.
Брачные испытания выливаются
в настоящие рыцарские турниры у племени кау-ньяро в Южном Судане. Местные
женихи доказывают свою силу и храбрость палками и увесистыми металлическими
браслетами.
Первую схватку юноша
должен провести, достигнув половой зрелости. Если он испугается, то на целых 8
лет превратится в изгоя и предмет насмешек и к нему не подойдет ни одна
девушка. Поэтому отказы от поединков чрезвычайно редки.
Особое восхищение у женщин
вызывает мужчина, стойко выдержавший удар палкой по голове... После поединков
начинаются любовные танцы, во время которых невесты делают свой выбор. Около
самого крепкоголового счастливца иногда кружит не одна, а несколько обнаженных
девушек! За приглянувшуюся невесту жених не только получает палкой по голове,
но и платит выкуп ее отцу: корову или несколько овец.
Племя лухья в Кении. С давних времен жених здесь демонстрирует
отвагу и удаль в поединке с... леопардом! Именно его шкуру смельчак должен
бросить к ногам избранницы. Все бы хорошо, но сегодня к смертельному риску
добавились трудности иного рода. Во-первых, леопард охраняется законом, а
во-вторых, встречаются они в наши дни довольно редко. Видимо, племени придется
или изменять ритуал, или обречь себя на вымирание.
По идее, отсутствие зубов,
особенно передних, мужчину не украсит, однако у некоторых племен австралийских аборигенов существует обычай выбивать жениху пару передних
зубов... Только после этого он посвящен в мужчины и может вести половую жизнь.
А у данакилов из Джибути к избраннице нельзя подойти без ожерелья из...
засушенных мужских членов! Столь необычные трофеи добывались у пленников или
убитых врагов. Правда, с приобщением к цивилизации варварский обычай претерпел
существенные изменения: настоящие органы стали заменять имитациями или
изображениями.
Самые отчаянные женихи
живут на
одном из Гебридских островов. Ночь перед свадьбой каждому из них
надо простоять на высокой скале, наблюдая бездонную пропасть. Так что до брачной
церемонии можно и не дожить.
Пока европейские женщины
истязают себя диетами, в некоторых районах Нигерии девушек
специально откармливают перед замужеством... «Пир горой» в одно лицо
продолжается два-три месяца, однако если родители невесты богаты, процесс
кормления и набора веса может продолжаться и более длительный срок.
Чтобы процесс откорма шел
максимально успешно, девушку освобождают от любой работы. Она не выходит на
улицу, а только ест, ест и ест... Прислуга внимательно следит за набором килограммов
и каждый день натирает тело невесты смесью пальмового масла и мела, чтобы ее
кожа стала мягкой и белой. Старшие родственницы регулярно рассказывают
невесте о том, как следует вести хозяйство, ублажать мужчину и ухаживать за
детьми.
Похвально располневшая
невеста в день свадьбы не должна касаться земли от порога своего дома до
дома жениха. Чтобы соблюсти обычай, нанимают силача, который несет девушку на
руках...
Пастухи племени Пем
Боророс (Африка) - адепты свободной, но организованной любви. Каждый
волен спать с кем хочет, но на добровольной основе. Женат он, разведен,
обременен детьми или нет - не имеет никакого значения. Боророс меняют партнера
без страха и упрека.
Каждый год в
сезон дождей, они устраивают праздник. Мужчины, разрисованные с ног до головы,
сходятся лицом к лицу и состязаются в честной и бескомпромиссной борьбе. Выстроившись
в линию под жгучим солнцем, они начинают ритуальные танцы спозаранку,
продолжают их, когда солнце в зените, и завершают пляски на утренней зорьке
следующего дня.
Напротив мужчин
толпятся женщины. Они укажут самого обольстительного и провозгласят его
победителем. И тогда наступает его черед выбирать. Каждая мечтает провести с
ним весь следующий год или, в крайнем случае, следующую ночь. Победитель уйдет
со своей новой пассией, они проживут целый год во внебрачной связи без
оформления контракта, без свадьбы, чаще всего имея уже супругов.
В племени же индейцев нивакле брачная инициатива принадлежит женщинам. А если сразу
две красотки положат глаз на одного мужчину, они охотно вступят в поединок за
право обладания будущим женихом. Одно время поединок проходил в кожаных
боксерских перчатках, но сейчас соперницы предпочитают драться голыми руками,
пуская в ход ногти... Победительница турнира переселяется в дом желанного
мужчины.
В Лаосе молодоженам разрешается заняться любовью только через
72 часа после брачной церемонии. Они спят на одной широкой кровати, но их
разделяет барьер из цветов, который должен остаться целым в течение трех
ночей. Выдержав испытание, молодые демонстрируют родственникам и гостям силу
воли и верность обычаям предков.
У тибетцев в прежние поры придерживались
строгого правила - если девушка девственница, она не имеет права выходить
замуж? Более того, не желая позора, она обязана была предъявить сватам перечень
мужчин, овладевших ею по обоюдному согласию и получивших от того удовольствие.
И должно их насчитываться не менее двадцати. Чем длиннее список - тем завиднее
невеста, особенно если заявленное число любовников подтверждается дарами от
них: браслетами, колечками, кусками ткани, зеркальцами...
Ох и нелегко приходилось мамашам взрослеющих дочерей!
Где раздобыть столько ухажеров?
А мы снова поём! Вопросы
прозвучат по очереди сторонам зала. Поются куплет и припев или вся песня, как
пожелаете.
- Кто и в какой песне сожалел о том, что …
«В нашу пору мы
на встретились,
Свадьбы сыграны давно.»
(У БЕДЫ ГЛАЗА ЗЕЛЁНЫЕ («СОН-ТРАВА» - авторское название)
поэтесса Татьяна Коршилова и композитор Евгений
Птичкин
исп. Беликов Сергей)
-
«Встретиться взглядом с невестой боюсь» … Почему? В чём причина? В какой песне
ответ?
«Вдруг она сразу поймет мою грусть?!
Вдруг она скажет: "А где же ты был,
Если любил меня, если любил!"»
ГОРЬКО
Муз.
Вячеслав Добрынин, сл. Леонид Дербенёв
Исп. «Синяя птица»
-
О чём поёт Валентина Толкунова: «Красивей не придумать не сыграть»?
«Но русская серебряная свадьба
-
Красивей не придумать не сыграть.»
СЕРЕБРЯНЫЕ
СВАДЬБЫ -
Муз. П.Аедоницкого Сл. Е.Шевелёвой
исп. Валентина Толкунова
- Что, по мнению Ирины Аллегровой: «Были белее снега»?
«Были белее снега
Свадебные цветы.»
СВАДЕБНЫЕ
ЦВЕТЫ
исп. Ирина Аллегрова
- «Я слышу каждый день помногу раз» - о
чём это?
«До свадьбы заживёт, до свадьбы
заживёт»
ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЁТ
Ю.Антонов - И.Шаферан
Исп. «Синяя птица»
- Что
символизирует обручальное кольцо? В какой песне мы найдём ответ?
«Обручальное кольцо -
Не простое украшенье,
Двух сердец одно решенье»
ОБРУЧАЛЬНОЕ
КОЛЬЦО
Муз. В.Шаинский Сл.
Михаил Рябинин
Исп. «Самоцветы»,
«Лейся, песня!»
- «И не виню я ни в чем никого,
Если винить, так себя самого» - в чём вина героя песни?
«Все за двоих я когда-то решил,
Но объясниться в любви не спешил.»
ЧУЖАЯ
СВАДЬБА Исп. «Самоцветы»
- Из-за чего рушится
девичья дружба:
«Нам бы лучше не
дружить бы, не гулять бы,
Не ходить бы нам с тобой на танцы в клубе»
«Ах, Наташа, что мне
делать,
Ну, зачем ты за него выходишь замуж?»
АХ, НАТАША!
Музыка Владимира Шаинского, слова Льва Ошанина
Исп. В.Толкунова
Все молодцы!
Немало старинных обрядов и
магических ритуалов связано с использованием человеческой крови. Больше всего
их в любовной магии. Древние прекрасно знали: никакой приворот не привяжет
избранника так крепко, как обряд на крови.
Давайте же прислушаемся к
советам наших пра-пра-пра... Они никогда ничего не делали просто так. Может
быть, поэтому раньше и браки были крепче, и любовь - дольше.
"Обмен кровью - обмен
любовью", - полагали цыгане. В первую брачную ночь женщина должна
незаметно окропить своей кровью, взятой из левой руки (ближней к сердцу),
волосы мужа. Тогда он будет любить ее до гроба и никогда не посмотрит на
другую.
Мужчина, со своей стороны,
подносил невесте кубок с вином, куда была подмешана его кровь.
Индусы и древние кельты на свадебный пир готовили специальный хлеб, в который
добавлялась кровь будущих супругов. Этот хлеб молодые должны были съесть вдвоём.
Так закладывалась основа прочного и верного супружества.
У многих племен Африки до сих пор существует такой обычай. Колдун племени,
совершающий обряд бракосочетания, делает небольшие надрезы на животе, бедрах
и груди юноши и девушки, затем смешивает их кровь с волшебной мазью, которой и
натирает раны.
Если вдовец или вдова
желали вторично вступить в брак, они должны были прийти к колдуну со своими
избранниками. Сделав надрезы на теле возле лобка и поясницы, колдун смешивал
кровь будущих супругов и определял: подходят ли они друг другу, и не осталось
ли в их крови "воспоминаний о прошлой семейной жизни". Ведь в этом
случае новый брак будет несчастливым.
В Венгрии новобрачные, прежде чем переступить порог своей
спальни, смазывали друг другу кровью подошвы ног.
Практически у всех народов
существовал (а у некоторых есть и сейчас) приворот на крови. Если женщина
добавит несколько капель своей менструальной крови в еду мужчине, она может не
опасаться никаких соперниц. Отныне этот мужчина будет любить и желать только
ее.
Сватовство и выкуп невесты практикуются все
реже, но свадьбы по-прежнему устраиваются для родных и друзей. И только от
молодоженов зависит, насколько точно они будут следовать традициям. Рис или
розовые лепестки, белые голуби или никаких голубей, лимузин или большой автобус
для всех гостей, на прогулку или сразу в ресторан. А кроме того, букет невесты
для следующей невесты, подвязка невесты для следующего жениха, каравай с солью
от родителей, аукцион на первый кусок торта и так далее.
По окончании свадебного торжества
практически на каждой русской свадьбе какие песни поют для молодожёнов?
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ
Слова А. Русака Перевод с
белорусского М. Исаковского
Будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
Мы славно гуляли на празднике вашем,
Нигде не видали мы праздника краше.
Как в вашем колхозе широкое поле,
Пускай же для счастья цветет ваша доля.
Пусть будут на речках да светлые воды,
Пусть плавают в речках гусей хороводы.
Чтоб на поле жито дружней колосилось,
Чтоб сало в кладовке все время водилось,
Чтобы в печке горячей шипела бы шкварка,
А к ней, если надо, нашлась бы и чарка.
Чтоб к вам приезжали желанные гости,
Чтоб люди на вас не имели бы злости,
Чтоб дружной работою вашей бригады
Все были довольны, довольны и рады.
Еще пожелать вам немного осталось:
Чтоб в год по ребенку у вас нарождалось,
А если, по счастью, и двое прибудет —
Никто с вас не спросит, никто не осудит.
Так будьте здоровы, живите богато,
А мы уезжаем до дому, до хаты.
МЫ
ЖЕЛАЕМ СЧАСТЬЯ ВАМ
исп. «Самоцветы»
В мире, где кружится снег шальной,
Где моря грозят крутой волной,
Где подолгу добрую,
Ждём порой мы весть.
Чтобы было легче в трудный час,
Нужно верить каждому из нас,
Нужно верить каждому,
В то, что счастье есть!
Припев:
Мы желаем счастья вам,
Счастья в этом мире большом.
Как солнце по утрам,
Пусть оно заходит в дом.
Мы желаем счастья вам.
И оно должно быть таким -
Когда ты счастлив сам,
Счастьем поделись с другим.
В мире, где ветрам покоя нет,
Где бывает облачным рассвет.
Где в дороге дальней
Нам часто снится дом.
Нужно и в грозу и в снегопад,
Чтобы чей-то очень добрый взгляд,
Чей-то очень добрый взгляд
Согревал теплом.
Припев.
А
далее СВАДЕБНАЯ ДИСКОТЕКА …
- БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ исп. «Чай
вдвоём»
- ДВА КУСОЧЕКА КОЛБАСКИ Слова — Александр
Шишинин, музыка Виталия Окорокова, Исп. «Комбинаия»
- ЖЕНИХА
ХОТЕЛА Исп. Глюкоза и Верка Сердючка
- ОБРУЧАЛЬНАЯ Муз. Z. Szabo Автор
слов Н. Черненко, Исп. Авраам Руссо
- ЗАМУЖНЯЯ Муз. Александра Колца, Стихи
Аллы Гольцевой, исп. В.Толкунова
- НЕВЕСТА
Музыка Евгения
Мартынова Слова Игоря Шаферана
-
ПРИХОДИТЕ СВАТАТЬСЯ А. Новиков – С. Васильев, Исп. Анна
Литвиненко
- СВАДЬБА Исп. Штар
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПЕСНИ
О СВАДЕБНОМ ТОРЖЕСТВЕ
Я на свадьбу тебя
приглашу, А
на большее ты не рассчитывай. |
Вспомнился зал
мне с шумной толпою, Личико
милой с белой фатою... |
Что тут за диво!
и замуж пойдет... То-то,
чай, деток на путь наведет! |
Что это танго
повторим На
свадьбе нашей золотой. |
Свадьбу
новую справляют,
Сам веселый и хмельной, |
Помнишь, дед, как ты до свадьбы девкам головы кружил? |
Все гости нарядно
одеты, Невеста
всех краше была. |
Темным-темна вода в глубоком омуте, А у любимого невеста в городе. |
Взял невесту
тиху, скромну В чистом поле под
кустом, |
На свадьбу
грузчики надели Со страшным
скрипом башмаки. |
"АХ, ЭТА СВАДЬБА!" Исп. Муслим Магомаев По просёлочной дороге шёл я молча, |
ДЕВИЧЬЯ ПЕСНЯ (НЕ ТРЕВОЖЬ ТЫ СЕБЯ) Стихи М. Исаковского Музыка В.
Соловьева-Седого Исп. Мария Пахоменко Не
тревожь ты себя, не тревожь, Обо
мне ничего не загадывай. И
когда по деревне идешь, На
окошко мое не поглядывай. Зря
записок ко мне не пиши, Фотографий
своих не раздаривай: Голубые
глаза хороши, Только
мне полюбилися карие. Полюбились
любовью такой, Что
вовек никогда не кончается. Вот
вернется он с фронта домой И
под вечер со мной повстречается. Я
прижму его к сердцу, прижму Молодыми
руками, горячими. И
скажу я в тот вечер ему, Что
самою судьбой предназначено. Я
тебя об одном попрошу – Понапрасну
меня не испытывай, Я на свадьбу тебя приглашу, А на
большее ты не рассчитывай. |
ДИНЬ-ДИНЬ-ДИНЬ! Слова Е. Юрьева В
лунном сиянье снег серебрится, Вдоль
по дороге троечка мчится. «Динь-динь-динь,
динь-динь-динь!» — Колокольчик
звенит. Этот
звон, этот звук Много
мне говорит. В
лунном сиянье ранней весною Вспомнились
встречи, друг мой, с тобою. Колокольчиком
твой Голос
юный звенел: «Динь-динь-динь,
динь-динь-динь!» — О
любви сладко пел. Вспомнился зал мне с шумной толпою, Личико милой с белой фатою... «Динь-динь-динь,
динь-динь-динь!» — Звон
бокалов звучит. С
молодою женой Мой соперник стоит. ИЗ-ЗА ОСТРОВА НА СТРЕЖЕНЬ…
Сл. Д.Садовникова (народный
вариант)
Из-за острова на стержень,
На простор речной волны
(2 раза)
Выплывают расписные
Стеньки Разина челны
На переднем Стенька Разин
С молодой сидит княжной, -
(2 раза)
Свадьбу новую справляют,
Сам веселый и хмельной,
А она, закрывши очи,
Ни жива и ни мертва,
(2 раза)
Молча слушает хмельные
Атамановы слова.
Позади их слышен ропот:
«Нас на бабу променял!
(2 раза)
Только ночь с ней провозжался,
Сам на утро бабой стал».
Этот ропот и насмешки
Слышит грозный атаман
(2 раза)
И могучею рукою
Обнял персиянки стан.
Брови черные сошлися –
Надвигается гроза.
(2 раза)
Алой кровью налилися
Атамановы глаза.
«Волга – Волга, мать родная,
Волга – русская река,
(2 раза)
Не видала ты подарка
От донского казака.
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
(2 раза)
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу княжну
(2 раза)
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
«Что вы, черти, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
(2 раза)
Грянем, братцы, удалую
На помин ее души…»
|
ЕХАЛ ИЗ ЯРМАРКИ УХАРЬ-КУПЕЦ... Слова И. Никитина Ехал
из ярмарки ухарь-купец, Ухарь-купец,
удалой молодец. Стал
он на двор лошадей покормить, Вздумал
деревню гульбой удивить. В
красной рубашке, кудряв и румян, Вышел
на улицу весел и пьян. Собрал
он девок-красавиц в кружок, Выхватил
с звонкой казной кошелек. Потчует
старых и малых вином: «Пей-пропивай!
Поживем — наживем!..» Морщатся
девки, до донышка пьют, Шумят,
и пляшут, и песни поют. Ухарь-купец
подпевает-свистит, Оземь
ногой молодецки стучит. Синее
небо, и сумрак, и тишь. Смотрится
в воду зеленый камыш. Полосы
света по речке лежат. В
золоте тучки над лесом горят. Девичья
пляска при зорьке видна, Девичья
песня за речкой слышна, По
лугу льется, по чаще лесной... Там
услыхал ее сторож седой; Белый
как лунь, он под дубом стоит, Дуб
не шелохнется, сторож молчит. К
девке стыдливой купец пристает, Обнял,
целует и руки ей жмет. Рвется
красотка за девичий круг: Совестно
ей от родных и подруг. Смотрят
подруги — их зависть берет, Вот,
мол, упрямице счастье идет. Девкин
отец свое дело смекнул, Локтем
жену торопливо толкнул. Сед
он, и рваная шапка на нем, Глазом
мигнул — и пропал за углом. Девкина
мать расторопна-смела, С вкрадчивой
речью к купцу подошла: «Полно,
касатик, отстань — не балуй! Девки
моей не позорь, не целуй!» Ухарь-купец
позвенел серебром: «Нет,
так не надо... другую найдем!..» Вырвалась
девка, хотела бежать, Мать
ей велела на месте стоять. Звездная
ночь и ясна и тепла. Девичья
песня давно замерла. Шепчет
нахмуренный лес над водой, Ветром
шатает камыш молодой. Синяя
туча над лесом плывет, Темную
зелень огнем обдает. В
крайней избушке не гаснет ночник, Спит
на печи подгулявший старик, Спит
в зипунишке и в старых лаптях, Рваная
шапка комком в головах. Молится
Богу старуха жена, Плакать
бы надо — не плачет она. Дочь
их красавица поздно пришла, Девичью
совесть вином залила. Что тут за диво! и замуж пойдет... То-то, чай, деток на путь наведет! Кем
ты, люд бедный, на свет порожден? Кем ты на гибель и
срам осужден? |
ЗОЛОТОЕ ТАНГО Из кинофильма «Тайга золотая» музыка А.Бабаджанян,
слова О. Гаджикасимов В
уснувшем парке в поздний час, Где
дремлют звезды над листвой, Сегодня
в самый первый раз Танцуем
танго мы с тобой. Припев:
Нам
эту ночь с тобой забыть нельзя, Всё
это было, как во сне: Казалось,
есть на свете ты и я, И
наше танго в тишине... Мы
вновь друг другу говорим Слова,
согретые мечтой, Что это танго повторим На
свадьбе нашей золотой. ПО ДОМУ ГУЛЯЕТ КАЗАК МОЛОДОЙ По
Дону гуляет казак молодой, А
дева там плачет над быстрой рекой. "О
чем, дева, плачешь, о чем слезы льешь?" "А
как мне не плакать, слез горьких не лить: Когда
молоденькой, я в люльке спала, На
возрасте стала, к цыганке пошла. Цыганка
гадала, за ручку брала, Брала
за другую, смотрела в глаза: "Не
быть тебе дева замужней женой, Потонешь,
девица, в день свадьбы своей". "Не
верь, дорогая, не верь никому, Поверь,
дорогая, лишь мне одному. Поедем
венчаться, я выстрою мост, Я
выстрою мост на тысячу верст". Вот
слышу, послышу: мосточки гудут, Наверно,
наверно, невесту везут. Вот
конь спотыкнулся и сшибся с моста, Невеста
упала в круты берега. Сперва
закричала: "Прощай, мать, отец!" Второй
раз вскричала: "Прощай, белый свет!" И в
третий вскричала: "Прощай, милый мой, Наверно,
наверно, не жить нам с тобой!" |
ПЛАТЬЕ ПОДВЕНЕЧНОЕ
Муз. О. Чистов Сл. В. Коновалов Исп. В.Толкунова Нашей
бабушке приснились восемнадцать её лет, Платье
подвенечное, платье подвенечное, «Ах,
какое было платье, не снимала бы всю жизнь! Платье
подвенечное, платье подвенечное, Не
спеши, подруга-старость, бабий век не знает срок, Платье
подвенечное, платье подвенечное, Нашей
бабушке приснились восемнадцать её лет... |
У ЦЕРКВИ СТОЯЛА КАРЕТА Исп. Жанна Бичевская У
церкви стояла карета, Там
пышная свадьба была. Все гости нарядно одеты, Невеста всех краше была. На
ней было белое платье, Венок
был приколот из роз. Она
на святое распятье Смотрела
сквозь радугу слез. Горели
венчальные свечи. Невеста
стояла бледна. Священнику
клятвенной речи Сказать
не хотела она. Когда
ей священник на палец Одел
золотое кольцо, Из
глаз ее горькие слезы Ручьем
потекли на лицо. Я
слышал, в толпе говорили: Жених
неприглядный такой, Напрасно
девицу сгубили. – И
вышел я вслед за толпой. У
церкви стояла карета, Там
пышная свадьба была. Все
гости нарядно одеты, Невеста всех краше была. |
ЦВЕТЁТ
ЧЕРЁМУХА К ПОХОЛОДАНИЮ Муз
Г.Пономаренко сл. М.Агашиной Исп. Валерий
Сёмин Я не поверила в примету давнюю – Цветёт черёмуха к похолоданию, К похолоданию, ветрам неистовым Цветёт черёмуха, цветёт душистая. В ту пору майскую неслышной поступью, Дурманом-веткою да белой россыпью. Светла, как вешний сад, как даль заречная, Пришла любовь моя, печаль сердечная. Пришла, нахлынула и встала гордая Над пересудами, недоговорками. Ему навстречу я летела птицею, Крута тропиночка, не оступиться бы. Я не поверила в примету давнюю – Цветёт черёмуха к похолоданию. Темным-темна
вода в глубоком омуте, А у любимого
невеста в городе. Я не поверила в примету давнюю – Цветёт
черёмуха к похолоданию… |
ЧЕРНЫЙ ВОРОН Слова П. Козлова (Чуть другой вариант исп. Шаман) «Черный
ворон, что ты вьешься Над
моею головой? Ты
добычи не дождешься, Черный
ворон, я не твой». Под
ракитою зеленой Казак
раненый лежал, Он,
стрелою прободенный, Крест
свой медный целовал. Кровь
лилась из черной раны На
истоптанный песок, А
над ним кружился ворон, Чуя
лакомый кусок. «Что
ж ты когти распускаешь Над
моею головой, Иль
добычу себе чаешь, Я ж
казак еще живой. Завяжу
смертельну рану Подаренным
мне платком, А
потом с тобою стану Говорить
все об одном: Полети
в мою сторонку, Скажи
матушке моей, Ей
скажи, моей любезной, Что
за родину я пал. Отнеси
платок кровавый Милой
любушке моей, Ей
скажи, моей любимой, Что
женился да на другой. Взял невесту тиху, скромну В чистом поле под кустом, С
нею здесь венчала сваха — Сабля
вострая моя. Калена
стрела венчала Нас
средь битвы роковой. Вижу,
смерть моя приходит, Черный
ворон, весь я твой. Что
ж ты когти распускаешь Над
моею головой, Иль
добычу себе чаешь, Черный ворон, весь я твой». |
ШАЛАНДЫ Муз. Н.Богословскогона слова В.Агатова для к/ф
Леонида Лукова «Два бойца» (1943) исполнил
Марк Бернес Шаланды,
полные кефали, В
Одессу Костя приводил, И
все биндюжники вставали, Когда
в пивную он входил. Синеет
море за бульваром, Каштан
над городом цветёт. Наш
Константин берёт гитару И
тихим голосом поёт. Припев: Я
вам не скажу за всю Одессу – Вся
Одесса очень велика… Но и
Молдаванка и Пересыпь Обожают
Костю-моряка! Рыбачка
Соня как-то в мае, Причалив
к берегу баркас, Сказала
Косте: «Все вас знают, А я
так вижу в первый раз!…» В
ответ, достав «Казбека» пачку, Ей
молвил Костя молвил с холодком: «Вы
интересная чудачка, Но
дело, видите ли, в том…» Припев. Фонтан
черёмухой покрылся, Бульвар
Французский был в цвету. «Наш
Костя, кажется, влюбился», - кричали
грузчики в порту. Об
этой новости неделю В
порту шумели рыбаки. На свадьбу грузчики надели Со страшным скрипом башмаки. Припев. |
МУЗЫКАЛЬНАЯ
ПЕРЕМЕНКА
радостный жених |
свадебный круг |
ВАЛЬС НЕВЕСТЫ
Слова: Светлана Гершанова Музыка: Роман Майоров Вальс невесты, вальс невесты Самый светлый вальс. И следит сейчас за нею Столько добрых глаз. Платье белое струится кружевной волной, Кто-то думает, случится, Ах, когда-нибудь случится это и со мной.
Дочка, девочка, худышка, Мама смотрит вслед. Пусть тебя он так же любит Через много лет. Пусть всегда тебя обходят беды стороной, Ах, когда-то ведь всё это, Ах, когда-то ведь всё это было и со мной.
Как лучист, и как доверчив Этот тихий взгляд, Плеч его коснутся руки, Словно окрылят. А подружки, а подружки всё глядят на них, И быстрей её закружит, И быстрей её закружит радостный жених.
Вальс невесты, вальс невесты Самый светлый вальс. Пусть однажды зазвучит он, Девочки, для вас. И в краю суровом дальнем, в стороне любой Ни кого пусть не обходит, Никого пусть не обходит счастье стороной. Ни кого пусть не обходит,
Никого
пусть не обходит счастье стороной. |
СВАДЕБНЫЙ ВАЛЬС исп. Николай Басков В этом году накануне медового
Спаса |
ПЕСНИ С ВОПРОСАМИ
У БЕДЫ ГЛАЗА ЗЕЛЁНЫЕ («СОН-ТРАВА» - авторское название) поэтесса Татьяна Коршилова и композитор Евгений
Птичкин исп. Беликов Сергей У
беды глаза зелёные - Не
простят, не пощадят. С
головой иду склонённою, Виноватый
прячу взгляд. В
поле ласковое выйду я И
заплачу над собой... Кто
же боль такую выдумал, И за
что мне эта боль? Колечко
в воду обронить - Долго
каяться, А
женатого любить – Только
маяться. Не
гадала, просто вышло Так По
судьбе, не по злобе. Но
не мной рубашка вышита, Что
надета на тебе. И не
я с тобою об руку Из
гостей иду дом. И
нельзя мне даже облаком Плыть
по небу над тобой. Колечко
в воду обронить – Долго
каяться, А
женатого любить Только
маяться. В нашу пору мы на встретились, Свадьбы сыграны давно. Отчего
ж тогда на свете мне Свет
один - твоё окно? Ночи,
ночи раскалённые Сон-травою
шелестят. И
беды глаза зелёные Неотступные
глядят… Колечко
в воду обронить - Долго
каяться, А
женатого любить - Только
маяться. |
ГОРЬКО Муз. Вячеслав Добрынин, сл. Леонид Дербенёв Исп. «Синяя птица» С этой
девчонкой знаком я давно, |
СЕРЕБРЯНЫЕ СВАДЬБЫ
Муз. П.Аедоницкого
Сл. Е.Шевелёвой исп. Валентина
Толкунова Возможно, мы обряды знаем
слабо, |
СВАДЕБНЫЕ ЦВЕТЫ исп. Ирина Аллегрова Я сегодня отмечаю Припев. |
ДО СВАДЬБЫ ЗАЖИВЁТ
Ю.Антонов - И.Шаферан Исп. «Синяя
птица» Видно жду напрасно я пониманья, До свадьбы заживёт, до свадьбы заживёт: |
ОБРУЧАЛЬНОЕ КОЛЬЦО Муз. В.Шаинский Сл. Михаил Рябинин Исп. «Самоцветы»,
«Лейся, песня!» Среди обычаев прекрасных, |
ЧУЖАЯ СВАДЬБА
Исп. «Самоцветы»
Как бы мне сердцу сказать –
не грусти, Припев: Все за двоих я когда-то
решил, Припев. Все веселятся, и я
веселюсь, Припев (2 раза). А
ведь моею быть могла, |
АХ, НАТАША! Исп. В.Толкунова Нам бы лучше не дружить
бы, не гулять бы, Все танцуют, не хватает
танцам места, Я смеялась, танцевала, громко пела, |
СВАДЕБНАЯ ДИСКОТЕКА
БЕЛОЕ ПЛАТЬЕ
исп. «Чай вдвоём» Всю весну и три дня лета И решиться так непросто, Но все сомненья рвутся с треском Белое платье, белая фата,
Белое платье, белая фата, Пролистав журналов глянец, Лимузины и примерки, Но все сомненья рвутся с треском Белое платье, белая фата,
Белое платье, белая фата, Белое платье, Белое платье, белая фата, Белое платье, белая фата, |
ДВА КУСОЧЕКА
КОЛБАСКИ Слова — Александр
Шишинин, музыка Виталия Окорокова Исп. «Комбинаия» Год новый наступил |
ЖЕНИХА ХОТЕЛА Исп. Глюкоза и Верка
Сердючка Вот говорила я тебе много раз: |
ОБРУЧАЛЬНАЯ
Муз. Z. Szabo Автор
слов Н. Черненко Исп. Авраам
Руссо
Раз - и ты в белом платье |
ЗАМУЖНЯЯ Муз.
Александра Колца, Стихи Аллы Гольцевой. Упали сумерки на травы росные, |
НЕВЕСТА Музыка
Евгения Мартынова Слова Игоря Шаферана |
ПРИХОДИТЕ СВАТАТЬСЯ
Исп.
Анна Литвиненко На
селе обо мне Припев: Приходите
свататься, Выйду
в поле одна — Припев. Сяду
ужинать за стол — Припев. Стану
песенки петь — Припев. Я
иду на виду Припев. |
СВАДЬБА Исп. Штар Расскажи цыганка, как забыть о ней, Подари на счастье такой мне талисман Чтобы обойти горе и обман. ПРИПЕВ: Нагадай мне свадьбу белую, Свадьбу белую оживи мечты. Долгожданную да желанную Свадьбу по любви. Нагадай мне свадьбу белую Счастье целое, что нельзя разбить Свадьбу белую, петь умела ты Чудо сотвори. Ла-ла ла-ла.......... Укажи цыганка к счастью верный путь. Горе наизнанку вывернуло грудь Попроси родная у неба для меня. Капельку любви, искорку огня. ПРИПЕВ. повторение припева (ла-ла). |
ИСТОЧНИКИ:
- «Древние русские поговорки» https://vk.com/wall-18494392_12035
- "ЭХ, ТЫ, РУСЬ СВЯТАЯ" Галина Нефёдова https://www.chitalnya.ru/work/3419234/
- «Традиции России: прошлое и настоящее» https://travelask.ru/russia/traditsii-rossii-proshloe-i-nastoyaschee
- «РУССКИЙ
НАРОД: КУЛЬТУРА, ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ». https://clck.ru/3FJCTM
-
«Русские традиции и обычаи: самое интересное в культуре народов
России» https://clck.ru/3FJV2u
- «О традициях народов России» https://clck.ru/3FG74T
- «10 интересных традиций народов, живущих
в России, о которых вы не знали» https://vskali.ru/articles/dom/tradicii-narodov-rossii/
- «16 свадебных традиций со всего мира, которые
далеко выходят за рамки бросания букета» https://clck.ru/3FJUwJ
- «СВАДЕБНЫЕ ОБЫЧАИ РАЗНЫХ НАРОДОВ». Автор не указан. Из газеты.
- «БАБЬЕ ЦАРСТВО». Анна ВЕСЕЛОВА, «Моя семья»,
№11, март 2005.
-
«КАЧЕСТВО ТОВАРА ПРОВЕРЯЕТСЯ НОЧЬЮ». Айна АННАЕВА. «Любовь» №17/170.
- «ВЕНЧАНИЕ
С ДЕРЕВОМ». Наталья ОВЧАРЕНКО. «Ступени Оракула».
- «ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ НА АНОМАЛЬНУЮ СВАДЬБУ». Федор ПЕРФИЛОВ,
«Мир зазеркалья», №19(248), 2007 г.
-
«ПАРАД ЛЮБВИ».
Елена КРАСНОСЛОБОДЦЕВА. «Скандалы» №11 (185), июнь 2000.
- «СЕКС-СКУКА НА ОСТРОВАХ КУКА». Вал. БОЖЕНКО, «ТАЙНАЯ ВЛАСТЬ» №4. 2005г.
- «ВСЕ ЕВРЕИ ДЕЛАЮТ ЭТО». Талия
АСТАФЬЕВА. «Ступени Оракула».
- «ЛЮБОВЬ НА КРОВИ». Надежда ДОРОНИНА. «Тайная сила» №2 2008 г.
- «РАЙ
ДЛЯ ЛЮДОЕДОВ». Сергей КАРЕВ. © “Мир новостей”. «Чудеса. Приключения.»
-
Свадебные песни https://svadba-vals.ru/sovety-i-idei/pozdravlenija-tosty/teksty-russkih-svadebnyh-pesen.html
- - Тексты песен из интернета https://teksti-pesenok.pro/ , http://sovetskaya-estrada.ru/load/,
https://mirmagi.ru/news/
- ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕСНИ. – Горький: Волго-Вятское
книжное издательство, 1965. – 223 с.
- ПЕСНИ МОЛОДОСТИ.
- Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1968. – 275 с.
ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ
на блоге:
1. КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ
ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового
года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для
людей пожилого возраста
2. ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ
Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
3. МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ
НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования
Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
4. МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ
НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с
игровыми моментами
5. ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН
Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,
обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей
пожилого возраста
6. СЛАВЯ ПАСХУ
СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и
обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста
7.
ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике Пасхе, сакральном значении яйца, кулича, приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста
8.
ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия
об истории Пасхального праздника, о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста
9. ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО
СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах
проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста
10. В ВЯТКЕ СВОИ
ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста
11. ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В
СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
12. КАКОВ ПОКОЙНИК,
ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции
у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста
13. КАКОВА СТОРОНА,
ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни
разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста
14. МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ
- ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с
игровыми моментами для людей пожилого возраста
15.
НА
ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий
познавательного мероприятия о традициях, обычаях,
обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
16. ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В
БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия
для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами
17.
СУЖЕНА-РЯЖЕНА
НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская
пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о свадебных
традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста
18.
ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская
пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных
традициях с игровыми моментами
Часть
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Список всех тем мероприятий на странице блога «Список
тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Н.С.ПАСЫНКОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий