картинка из газеты
ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о семейных
традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста
РУССКИЕ ТРАДИЦИИ
Я
так люблю великую Россию,
И то, что по наследству перешло.
Мы славимся не только русской силой,
Но и традицией народа своего:
Те ценности, которые когда-то
От прадедов и дедов перешли,
И пусть, быть может, не жили богато,
Но, Русь они любили, как могли.
Как, бабки шили внучкам сарафаны,
И песни сочиняли всем селом.
Звучали и гармони, и баяны,
И собирались за большим столом.
А на столах-то пироги, да булки,
Блины, оладьи, шаньги, калачи,
И аромат, такой по закоулкам,
От каждого двора шёл из печи.
А от застолья, к русскому гулянью,
Под ложек деревянных перебор,
Слышны напевы девичьих страданий,
И до утра, прыжки через костёр.
Под звуки деревенской балалайки,
На край села сбегается народ,
Где старики, рассказывают байки,
А молодёжь, заводит хоровод.
У нас гостей встречают хлебом - солью
И чтоб красу России показать,
Идут гулять в берёзовом раздолье,
Где трели соловья везде слыхать.
Мчит тройка русская под расписной дугою,
И бубенцы, так весело звенят,
Народ дивится, счастье-то какое!
Смотреть, как кони в яблоках летят.
Забавы русские, они и нынче в моде
Фольклор, частушка и конечно хоровод,
Пока живёт традиция в народе,
Тогда и РУСЬ ВЕЛИКАЯ живёт.
Как звали вашего прапрадедушку?
Что это был за человек?
Большинство из нас понятия
не имеют о своих предках, даже не находят нужным беспокоиться об этом.
Дескать, разве знание родословной что-то меняет? А ведь раньше быть человеком
без роду - без племени считалось дурным тоном. К людям «без корней» относились
с недоверием, их сторонились, с ними старались не родниться. Потому что
понимали: история жизни прапрабабки расскажет о человеке гораздо больше, чем
его самый близкий друг.
Что такое род и как из
него вырастает целое человечество?
Для примера можно
вспомнить любую библейскую семью — хотя бы Авраама. Его первенец Исмаил стал
прародителем огромной семьи арабских народов. Другой сын — Исаак — дал жизнь
Исаву и Иакову. От Иакова, прозванного Израилем (что означает «боровшийся с
Богом»), произойдет двенадцать колен, которые составят народ израильский. Среди
потомков Иакова — и Моисей, сорок лет водивший свой народ по пустыне, и
великий воин царь Давид, и мудрый Соломон, и, конечно, Иисус из Назарета. Вот
такая славная семейка!
Народы плодились и
размножались, с течением времени обрастали традициями, которые передавались из
поколения в поколение. Порой традиции целых народов рождались из скромных
семейных обычаев. Так случилось и с законом, данным Аврааму Богом: он до сих
пор весьма популярен — это всем известный обряд обрезания. Позднее детям и
внукам стали завещать родовое имущество: земли, замки, реликвии — своеобразные
вещественные доказательства того, что предки были рачительными хозяевами или
славными воинами.
И обычаи, и материальные
ценности служили сохранению и укреплению семьи, являлись связующей нитью между
поколениями. Пожалуй, единственное «наследство», направленное на уничтожение
рода, — это кровная месть. Однако, с другой стороны, вендетта оказалась неким
инструментом естественного отбора: ведь чаще всего погибали самые нетерпимые,
самые агрессивные и уж далеко не самые разумные родичи.
Помимо заветов и недвижимости, человек перенимает от своих предков родовую программу. Все лучшее, что было наработано далекими пращурами, равно как и все их грехи, так или иначе, проявится в жизни потомка. Его задача — сохранить и приумножить семейное «добро» и расквитаться с кармическими долгами. Кстати, вот еще одна причина, чтобы позаботиться о продолжении рода: если вы не оставите потомства, все «неоплаченные счета» — и собственные, и прапрабабушкины — повиснут тяжким грузом на вашей душе.
Впоследствии мы с вами поговорим о традициях, обычаях
и обрядах в разных аспектах нашей жизни: о праздничных, свадебных, похоронных и
т.д. в нашей стране и в других странах, у других народов…
Вначале давайте разберёмся – что означают специальные
слова, связанные с этой темой. Например: церемония – что под ней
подразумевается? Ваши предложения …
ЦЕРЕМОНИЯ – 1 Установленный торжественный обряд, порядок совершения чего-нибудь. Свадебная церемония.
2 Принуждённость, стеснение в поступках, обращении.
ЦЕРЕМОННЫЙ – торжественный, чопорный; склонный к церемониям.
РИТУАЛ – 1 Порядок обрядовых действий. Ритуал
погребения.
2 Установленный порядок действий при совершении церковного таинства.
3 то же, что церемония. Воинские
ритуалы; ритуал приёма посла.
ОБРЯД – совокупность действий, установленных обычаем или ритуалами, в которых
воплощаются какие-нибудь религиозные представления, бытовые традиции. Семейные, свадебный, крещения, посвящения в
студенты,...
ТРАДИЦИЯ – 1 То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от
предшествующих поколений (например: идеи, взгляды, вкусы, образ действий,
обычаи). Национальные традиции, воинские традиции.
2 Обычай, установившийся порядок в
поведении, в быту. Традиция встречи
Нового года.
ОБЫЧАЙ – традиционно установившиеся правила общественного поведения. Народный обычай, старый обычай.
Народные
традиции и обычаи представляют собой уникальную связь,
эдакий «мост времен», связывающий далеко прошлое с настоящим. Некоторые из них
уходят своими корнями в языческое прошлое русского народа, еще до крещения
Руси, понемногу их сакральное значение было утеряно и позабыто, но основные
моменты сохранились и соблюдаются до сих пор. В селах и поселках русские
традиции и обычаи чтят и помнят в большей степени, чем в городах, что связано с
более обособленным образом жизни городских жителей. Большое количество обрядов
и традиций связано с семейной жизнью (это
и сватовство, и свадебные торжества, и крещенье детей). Проведение старинных обрядов
и ритуалов гарантировало в будущем успешную и счастливую жизнь, здоровье
потомков и общее благополучие семьи.
И одной из
любимейших традиций является хоровое пение за столом. Пусть мы и не за столом, но кто ж запретит
нам петь в нашем зале?!
А так как
сегодня мы говорим о семейных традициях, вспомним песни, связанные с семьёй… Как думаете, много ли таких песен? (Тексты нескольких песен в ПРИЛОЖЕНИИ.)
Левая сторона
зала запевает, все поют, затем правая сторона зала поёт и так далее по очереди.
А теперь конкретно о Семейных традициях: старинных и современных
В России кое-где сохраняются
патриархальные устои, когда в семье работает только муж, он кормилец и потому
непререкаемый авторитет для домочадцев. Но в основном по России женщина и
мужчина, состоящие в браке, решают все совместно, как партнеры.
И в этих условиях люди хранят старые
добрые семейные традиции и устанавливают новые.
·
Издавна славянские
семьи отличались большим количеством членов
семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном
доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться
и беспрекословно выполнять все их наказы.
·
Бабушки и дедушки составляют для внуков
генеалогическое дерево, чтобы те знали историю семьи.
·
Семейные реликвии передают из рода в род
как память о каком-то знаменательном событии в жизни предков.
·
Еще в XIX веке в дворянских семьях имена
новорожденным давались родовые: в честь дедушки или бабушки. В крестьянских,
мещанских и купеческих семьях детей называли по святцам: в честь какого-то
святого. Сегодня в православных семьях тоже ввели в обычай давать имена по
церковному календарю. В светских семьях имя выбирают более модное или по
астрологическому календарю.
·
До революции вступление в брак проходило
обязательно в церкви, молодые люди венчались. В 90-е годы XX века с отменой
советской власти красивый обряд венчания стал модным, и тогда много новобрачных
стояло у алтаря. В XXI веке традиция сохранилась, но молодые венчаются гораздо
реже, следуя не моде, а убеждению.
·
Новый обычай в память о погибших в
Великой Отечественной войне предках, — шествие Бессмертного полка 9 Мая, когда
люди идут с портретами своих дедов и прадедов.
В каждом доме могут быть свои семейные
традиции, создающие атмосферу любви и уюта: особое блюдо по воскресеньям,
совместный просмотр интересного фильма, прогулка в парке или пикник на природе
в выходной день.
По отношению к детям в семьях
преобладает установка на развитие. Родители стараются дать ребенку музыкальное
или художественное образование, отдают на языковые курсы или в спортивную
секцию.
Дедушки и бабушки в российских семьях,
как правило, нянчатся с внуками, потом принимают активное участие в их
воспитании. Когда старшие члены семьи входят в преклонный возраст, о них
заботятся дети и внуки. Отдавать престарелых родителей в пансионаты у россиян
не принято. Тот, кто поступает так без уважительной причины, подвергается
осуждению общества.
День рождения
— это праздник детства, и родители стараются порадовать свое чадо подарками и
сладостями. Дети школьного возраста приглашают друзей, устраивают игры. Главное
блюдо детского дня рождения — торт со свечками в количестве, равном числу лет
именинника. Обязательный ритуал — задувание свечек с загадыванием желания. Если
виновник торжества задул все разом — желание исполнится.
Редкий
взрослый россиянин оставляет без внимания свой день рождения, даже если он
решил никого не приглашать — отметит в одиночестве.
Взрослые
празднуют день рождения скромнее, но юбилеи принято отмечать с размахом, иногда
для этого арендуют зал в ресторане. Гости поздравляют юбиляра, дарят подарки,
пьют за его здоровье, едят, танцуют и веселятся от души.
В России не
принято приобретать детские вещи до появления малыша на свет, это считается
дурной приметой. После рождения ребенка мальчикам покупают одежду, одеяло и
коляску в сине-голубых тонах, девочкам — в розовых.
Россия в прошлом была страной
православной, и традиция крестить ребенка стойко сохранялась во все времена. И
теперь подавляющее большинство русских заботится о крещении младенцев. По
правилам, Таинство Крещения совершается на 40-й день, до этого определяются с
крестными родителями.
У мусульман и
иудеев для младенцев мужского пола принято обрезание на 7-й и 8-й день.
Не умирают и
языческие славянские обряды по разным регионам страны, особенно в селах:
·
Чтобы родившаяся девочка была красива,
первую воду после ее купания выливают в кусты малины.
·
Для счастливой жизни мальчика первую
воду после купания льют на дорогу.
·
С пополнением в семье старшая женщина в
роду пекла хлеб, посвященный новорожденному. На хлебе ставили отпечаток ножки
или ручки ребенка, затем разделенный между родственниками хлеб съедали или
оставляли на память.
По регионам
приметы и обычаи на рождение существуют в разных вариантах.
Дополните: какие ещё семейные традиции
существуют, приведите свои примеры …
К семейным традициям можно отнести игры
в кругу семьи, в основном это настольные игры, домашние театры, совместные
чтения книг и просмотры телепередач,…
Предлагаю всем желающим поиграть, встать в
круг …
Игра «УГАДАЙ, КТО Я!»
Игра приходит веселее, когда в ней принимает
участие сразу много гостей. Ведущему завязывают глаза, остальные берутся за
руки и встают вокруг «слепого». Ведущий хлопает в ладоши, и гости начинают
двигаться по кругу. Ведущий хлопает еще раз — и круг замирает. Теперь ведущий
должен указать на какого-либо игрока и попытаться угадать, кто это. Если ему
удается это сделать с первой попытки, то тот, кого угадали, водит. Если же
ведущий с первой попытки не угадал, кто перед ним, он имеет право дотронуться
до этого играющего и попробовать угадать второй раз. В случае правильной
догадки водит гость, которого опознали.
Как вариант этой
игры, можно ввести правило, по которому ведущий может попросить игрока что-либо
воспроизвести, изобразить животное — погавкать или мяукнуть и т. д.
Все
молодцы!!! Подвигались! Развлеклись! Зарядились положительными эмоциями!
И мы продолжаем разговор о семейных
традициях…
Например:
Абазины — один из древнейших народов Кавказа.
Абазинская знать зачастую отдавала своих
детей на воспитание посторонним людям в другой аул, а также соседним народам —карачаевцам,
ногайцам. Точно так же и абазины принимали на воспитание детей других
национальностей. Сроки пребывания воспитанника в приёмном доме варьировались от
нескольких месяцев до достижения совершеннолетия, замужества или женитьбы. К
такой практике часто прибегали для прекращения кровной вражды.
Води проживают в деревне Лужицы Ленинградской области.
Чтобы всё в
доме было хорошо, надо полить южную стену своего дома кровью только что
забитого барана. Таким образом проходил обряд приношения жертвы духу дома.
Издавна водь
ела, положив еду только на скатерть, даже если эта скатерть была расстелена на
полу. Скатерть – разграничитель мира живых и мира мёртвых, откуда приходят все
болезни и несчастья.
Вепсы проживают в Республике Карелия и в Ленинградской области.
Новорожденных у них заворачивают в рубаху отца или матери,
чтобы усилить родительскую любовь.
Для пастуха,
например, существовал целый ряд запретов, к примеру: запрещалось ломать в лесу
ветки, есть ягоды и грибы, убивать птиц и животных.
Для хозяек тоже существовало много
запретов, которые испокон веков соблюдались, для того чтобы был большой удой:
запрещалось мыть наружное дно горшков, в которые доили молоко, наливать молоко
на ложку и т. д.
Осетины - это еще
один кавказский народ, который бережет свои обычаи.
Осетинское застолье — не просто праздник,
а ритуальное событие. Во время него действуют свои порядки. Стол считается
святым местом, поэтому гостям нельзя ругаться. Все садятся на строго отведенные
для них места. Во время события обязательно звучат тосты. Все гости, слушая
тост, должны вставать.
Чеченцы. Если
в чеченскую семью приходит гость, его встречают хлебом-солью. Гостям всегда
отводят лучшее место в доме.
Культура северных жителей сегодня воспринимается
настолько экзотичной, что не верится, что в век высоких технологий где-то на
краю земли, а именно так переводится слово «Ямал» с ненецкого, люди до сих пор живут в чумах и кочуют.
·
Гостя обязательно усадят за стол в
чуме.
·
Подливать в стакан хозяин дома будет до
тех пор, пока гость не перевернёт чашку вверх дном.
·
За столом нельзя петь, помогать убирать
со стола.
Всему
миру хорошо известно понятие гостеприимности, когда «и
накормят, и напоят, и спать уложат». Уникальное сочетание таких качеств как
сердечность, милосердие, сострадание, великодушие, терпимость и опять же
простота, довольно редко встречающиеся у других народов мира, все это в полной
мере проявляется в широте русской души (вспомним, что русскими до сих пор
называют всех, проживающих на территории России).
Талыши (Азербайджан) умеют принять гостя. Горячий чай всегда
ждет. Потом на стол откуда-то выплывают плов, дичь, маринованные овощи. Все
очень и очень вкусное... Пока мужчины ужинают, никто из домашних не смеет войти
в комнату. Лишь изредка скрипнет дверь, и в щелке видится зоркий женский глаз,
а пониже еще один, детский, любопытный.
Если в Афганистане в стане кочевников
хозяин приглашал выпить чаю, об отказе не могло быть и речи, иначе была бы
нанесена тяжелая обида: пуштунвалай (неписаный кодекс чести афганских племен) требует, чтобы даже заклятого врага, если тот вошел
в шатер, встречали как гостя.
Пиалы и серый, приготовленный из муки
грубого помола хлеб, а так же чай и необходимое к чаю подают женщины, быстро и
безмолвно. И ждут в шагах в десяти от костра, их присутствие выдают только
тихий шепот и тонкий звон ожерелий.
Одеты женщины в длинные черные панталоны и
разноцветные блузы-камизы. Незамужних можно сразу определить по прическе —
длинные гладкие волосы собраны в две косы. Но все они увешаны украшениями:
множество медных и серебряных монеток различного достоинства и бляшки с
изображениями феникса и крылатых рыб. Монеты нанизаны в несколько рядов как
бусы; на пальцах латунные кольца, на запястьях — браслеты немыслимой ширины.
У некоторых браслеты и кольца соединены цепочкой, и создается впечатление, что
тонкие женские руки заперты в панцирь.
Украшения превращают женщину в своеобразный
семейный банк; и после свадьбы уважающий себя мужчина приобретает столько
украшений, сколько позволяет ему достаток. А иногда, залезая в долги, и
больше.
Афганские кочевницы не носят чадры и
никогда не носили ее. Вообще они настолько независимо и свободно себя держат,
что никакого сравнения с горожанками и крестьянками быть не может. В этом,
видимо, сказался отголосок тех времен, когда кочевницы помогали своим мужьям
в ратных делах. Совсем в общем-то еще недавно — во время англо-афганских войн.
Афганские кочевники сохранили традицию
объединенной семьи, где обычай предписывает младшим беспрекословно
подчиняться воле стариков. Невесту тоже берут обычно внутри своего племени.
Вопрос о браке решают родители. Но — в этом сила пуштунвалай — на все случаи
жизни в нем предусмотрен и «запасной выход». Если родители не смогли договориться,
влюбленный может прибегнуть к «жак кавылю» — окрику. Юноша может подойти к
шатру отца избранницы и несколько раз выстрелить в воздух. Тем самым,
считается, он демонстрирует свою преданность возлюбленной. И тут уж к
неуступчивому отцу невесты приходят старейшины племени. Теперь его отказ
может привести к вражде между семьями, кровной мести, расколу в племени.
Потому-то после «жак кавыля» отказов почти не бывает.
В некоторых африканских племенах сохранился
обычай - гость выбирает себе для утех любую приглянувшуюся женщину. При этом
дамы пытаются произвести на него благоприятное впечатление, они игриво ему
подмигивают и принимают самые сексуальные позы. Гость уходит со своей
избранницей в ее дом и занимается там любовью. Если дама замужняя, то ее
супруг сияет от радости и раздувается от гордости, ведь именно его жена
признана самой лучшей. Когда удовлетворенная женщина выходит из своего
жилища, ее сопровождают завистливые взгляды товарок.
Если гость выбирает себе в сексуальные
партнеры незамужнюю даму, то делает счастливым ее отца. Шансы выйти замуж у
этой девушки резко возрастают. А будущий жених не забудет подчеркнуть, со
сколькими гостями переспала его невеста в добрачный период. Самый высший
комплимент в таких племенах: «Да она спит с каждым, кто у нас появляется».
Если же гость не проявил благосклонности
ни к одной женщине, то племя считает себя опозоренным.
В последнее время любители сексуальных
утех из США прослышали о гостеприимных африканцах и стали постоянными гостями
этих племен.
А теперь перерыв, вспомним одну из
старинных игр.
Игра «ЖМУРКИ».
«Жмурке»
завязывают глаза, а пространство игры ограничивают верёвкой (или чем-то различимым
на ощупь).
Все
играющие, тихо передвигаясь, уворачиваются от водящего «жмурки», но не покидают
пределов, отведённых для игры. «Жмурку» поддразнивают и подманивают хлопками
или другими звуками.
Если «жмурка» кого-то коснулся – убегать нельзя! Стой и жди, пока
тебя на ощупь не опознают! Если водящий правильно угадает, кто попался ему под
руку, - пойманный будет новым «жмуркой». Если имя названо неверно – «жмурка»
продолжает водить.
Вот вы и помолодели!
Заулыбались, похорошели! Молодцы! Всем, принимавшим участие в игре, спасибо и
АПЛОДИСМЕНТЫ.
Традиции, регулирующие
семейные, брачные и сексуальные отношения у разных народов, сильно отличаются
друг от друга. И порой некоторые из них кажутся нам просто шокирующими...
Начнем с доисторической эпохи.
Во многих первобытных
племенах женщины были общими, то есть мужчина мог выбирать любую партнершу по
своему усмотрению (чего нельзя сказать о женщинах). Так, в племени троглодитов только вождь имел супругу «для личного пользования».
Однако, как уточняет Диодор Сицилийский, любой соплеменник мог соединиться с
женой вождя, преподнеся ему подарок.
Эта традиция сохранилась и
в более поздние времена, особенно у народов Африки. Так, историк Геродот рассказывает об африканском племени гинданов: «Их женщины носят на
лодыжках кожаные кольца. Каждый раз, когда с ней соединяется новый мужчина,
она добавляет очередное кольцо. Та, которая имеет наибольшее их число,
считается лучшей, поскольку ее любили многие мужчины».
А вот что сообщает Геродот
о жившем в Ливии племени озов:
«Когда у женщины рождается крепкий, здоровый ребенок, мужчины на третий месяц
приходят посмотреть на него, и тот, на кого он больше всего походит, признает
его своим».
В Аннаме (Северный и частично Центральный
Вьетнам) до колонизации Индокитая
бытовала традиция, в соответствии с которой сын царицы должен жениться на
собственной матери после смерти своего отца. Так, принц Дуонг Чакр приходился
сыном своей собственной бабушке!
В Непале существовал обычай, который, собственно
говоря, был некогда у многих народов: когда умирал муж, жену сжигали на
костре. У других цивилизованных народов понемногу этот обряд перестал
действовать.
В Эфиопии в прежние времена непререкаемым главой семьи всегда
был муж. Жена выполняла все его желания, во всем советовалась с супругом,
включая домашние дела. Женщина считалась частью домашнего имущества, стояла на
последнем месте в числе наследников, была лишена права владения скотом. Круг
ее интересов ограничивался занятиями по дому, воспитанием детей, помощью мужу
по хозяйству.
В отдаленных провинциях, особенно в
деревнях, обязанности мужчины и женщины четко разграничены. Мужчины отвечают за
вспашку поля, за сев, а женщины занимаются сбором урожая.
Все общественные работы, такие, как
строительство дорог и жилищ, лежат на плечах мужчин. Женщины занимаются
приготовлением пищи, и мужчинам не положено принимать участие в этом процессе.
Индейское племя хопи из
штата Аризона. У хопи всем заправляют женщины. Они являются настоящими
главами семей. Жених должен в течение года собственноручно ткать приданое
своей невесты. В обязанности мужчины входит ткачество и приготовление пищи,
тогда как женщина плетет корзины и продает их.
До сих пор мы удивляемся африканским обычаям. Прежде всего,
речь идет о пресловутом «асри» племени
туарегов. «Асри» это абсолютная свобода нравов у всех незамужних женщин
туарегов, независимо от того, являются они девушками или вдовами. Если женщина
не находится в зависимости от мужчины, она может распоряжаться своим телом по
собственному усмотрению, и никто не вправе ограничивать ее свободу. Чем больше
у девушки любовников, тем лучше ее репутация.
А в племени моси супружеская неверность не считается чем-то
безнравственным, и ее не пытаются скрывать. Замужняя женщина может отправиться
на несколько дней в гости к своему любовнику, не встречая каких-либо возражений
ни со стороны мужа, ни со стороны жены возлюбленного.
В нигерийских
семьях существует неравенство заметное и всеми признаваемое за норму. На
высшей ступеньке семейной иерархии любимейшие дети. На них тратится больше
денег, они учатся в лучших школах, лучше одеты, путешествуют с родителями,
старшие берут их с собой в гости к влиятельным людям. Только они вместе с
родителями участвуют в торжественных церковных обрядах, свадьбах, крестинах,
конфирмации. Дети от полигамных связей отца находятся как бы в тени, но все же
воспитываются в семье.
Ниже располагаются бедные родственники —
племянники из деревни и города. В уплату за жилье, питание и учение в школе они
должны выполнять работу домашней прислуги: вставать до света, стирать, гладить,
убирать. Они донашивают одежду за старшими, школьная форма застирана и
обтрепана, а постелью может быть матрац без простыни. Дети, в том числе и
любимые, должны обслуживать взрослых и доедать то, что после них остается. И
никак иначе. Детей то и дело отрывают от школьных заданий для каких-нибудь
работ по дому и кухне.
Африка. Бушмены. Кроме отсутствия понятия частной
собственности, есть еще одна «коммунистическая» особенность жизни бушменов —
это единственное африканское племя, в котором нет вождей. Они кочуют по
пустыне, останавливаются там, где придется, едят что придется, и отправляются
дальше. И им вовсе не требуется руководитель для этих занятий.
Зато у них необычайно развита взаимовыручка.
Каждый найденный плод или корешок делится на всех: можно сказать, что бушмены —
это большая и дружная семья. За двумя довольно жестокими исключениями. Одно из
них — нежелание возиться со стариками. Перед большими переходами они просто
остаются умирать на месте стоянки...
И есть еще один обычай, дикий для
европейцев. Бушменка убивает своего ребенка, если он родился раньше, чем через
три года после предыдущего. Делается это потому, что мать не может прокормить
и вырастить сразу двух младенцев. Зато те дети, что выжили в суровых условиях,
уже становятся практически неуязвимыми для любого рода испытаний и боли. У
бушменов столь низкий болевой порог, что они могут спокойно разговаривать и
улыбаться в то время, когда им, например, накладывают шов без наркоза.
Индия. Метание новорожденных
Лидер рейтинга — тоже Индия, а
именно штаты Карнатака и Махараштра. 700 лет назад уровень
младенческой смертности в регионе зашкаливал, и святой старец посоветовал
родителям доказать свою веру в Бога, сбросив едва родившихся детей с высокого
храма. Всевышний, по его словам, сотворит чудо, и малыши останутся невредимыми.
С тех пор мусульмане и индуисты собираются
у 15-метровых стен Баба Умер Дарга, храма Шри
Сантесвар и других святилищ и бросают с крыш до 200
новорожденных в год, предварительно раскачивая их за ручки и ножки. Внизу толпа
держит большое тканое полотно и ловит орущего во все горло ребенка под ритуальные
песни и танцы. Зачем? Чтобы обеспечить малышу счастье, здоровье и процветание
на всю оставшуюся жизнь, ясное дело.
Хождение по раскаленным
углям в Китае
В Китае появлению на свет новорожденного придается
особое значение. Это событие сопровождается многочисленными обычаями и
правилами. Самый странный обычай заключается
в том, что муж
несет беременную женщину над раскаленными углями, прежде чем они войдут в свой дом. Причем он должен сделать это без обуви.
Шокированы?!
Удивляетесь?!
Столь
же, возможно, удивительными, разнузданными, аморальными нам покажутся дохристианские
обряды во имя плодородия, вызывания дождя, или купания голышом в ночь на Ивана
Купалу и … Юноши, девушки старались в эту ночь
задобрить Купала. Бог любви и жизненной силы требовал, чтобы и люди приближались
к нему через любовь. Считалось, что дети, зачатые в этот праздник, должны быть
крепкими и здоровыми.
В языческой Руси завидной невестой считалась молодая
мать-одиночка, поскольку она уже доказала, что способна родить здорового
малыша.
Вот так!
А положение жены в русских (и не только)
семьях вплоть до двадцатого века было не завидное, что отражено в старинных
русских пословицах.
Древнерусские ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ
СЕМЕЙНЫЙ БЫТ.
С некоторыми из них мы познакомимся, как уже
не раз делали, в игровой форме. Левая половина зала получает карточки с началами
пословиц, правая от меня – с окончаниями. Ваша задача: собрать пословицы и
зачитать. Как у нас водится, обняться соединившим половинки пословиц. (карточки в ПРИЛОЖЕНИИ. Пока пары ищут друг
друга, звучит песня: «Баллада о бабе» исп. Сергей Трофимов или квартет «Кватро»
«Всё, что было», или ВИА «Ариэль» - «Частушки» (A.Румянцев, слова народные),
или ВИА «Ариэль» - «Порушка-Параня» (русская народная песня), или …)
"Хозяин в дому, как хан в Крыму"
"Как Бог до людей, так отец до
детей"
"В девках сижено - горе мыкано, замуж
выдано - вдвое прибыло"
"За чужую душу одна сваха божится"
"В лесу медведь, а дома - мачеха"
"Жене спускать - добра не видать"
"Люби жену, как душу, тряси ее, как
грушу"
"Кто любит, тот и лупит " (жену)
"Жену не бить - милу не быть"
Всем
спасибо! Все молодцы!
ЗДЕСЬ ОБЫЧАЙ ДРЕВНИЙ...
Здесь обычай древний не нарушат.
В деревянный ставень постучи —
чай заварят, валенки просушат,
теплых щей достанут из печи.
В этих избах, в этой снежной шири,
белыми морозами дыша,
издавна живет она — Сибири
щедро хлебосольная душа.
Если кто и есть еще, быть может,
что шаги заслыша у ворот,
на задвижку дверь свою заложит,
ковшика воды не поднесет,
и влечет его неудержимо
встреча с каждым новым пятаком —
пусть себе трясется эта жила
над своим железным сундуком!
Сколько раз меня в крестьянской хате
приглашали к скромному столу!
Клали на ночь только на кровати,
сами ночевали на полу.
Провожая утром до ограды,
говорили, раскурив табак, -
дескать, чем богаты, тем и рады.
Извиняйте, если что не так!..
В дом к себе распахивая двери,
не тая ни помыслов, ни чувств,
быть достойным, хоть в какой-то мере,
этой высшей щедрости учусь.
Чтоб делить в сочувственной тревоге
все, что за душой имею сам,
с человеком, сбившимся с дороги,
путником, плутавшим по лесам.
Чтобы, с ним прощаясь у ограды,
раскурив по-дружески табак,
молвить: — Чем богаты, тем и рады.
Извиняйте, если что не так!
Юрий Левитанский
Гостеприимство, почтение и уважение к
старшему поколению, патриархальный семейный уклад, любовь к детям, бережное
отношение к своим истокам - традиции, которые объединяют все народы.
Всем спасибо! Мы продолжим разговор о
традициях и обычаях. До новых встреч!
ПРИЛОЖЕНИЕ:
ПЕСНИ
О СЕМЬЕ
ЕСЛИ Б Я БЫЛ СУЛТАН Если
б я был султан, я б имел трех жен, И тройной красотой был бы окружен. Но с другой стороны при таких делах Столько бед и забот, ах, спаси Аллах. ПРИПЕВ: Не плохо очень- Иметь три жены, Но очень плохо
С другой стороны. Зульфия
мой халат гладит у доски, Шьет Гюли, а Фатьма штопает носки. Три жены- красота, что ни говори, Но, с другой стороны, тещи тоже три. ПРИПЕВ: Не плохо очень- Иметь три жены, Но очень плохо
С другой стороны Как быть нам, султанам, ясность тут нужна, Сколько жен в самый раз: три или одна? На вопрос на такой есть ответ простой: Если б я был султан- был бы холостой. ПРИПЕВ: Не плохо очень- Иметь три жены, Но очень плохо
С другой
стороны. |
ЛИЗАВЕТА сл.
Е.Долматовского муз. Н.Богословского Ты
ждёшь, Лизавета, от мужа привета, ты не спишь до рассвета, всё грустишь обо мне. Одержим победу, к тебе я приеду На горячем боевом коне. Приеду весною, ворота открою, Я с тобой, ты со мною – Неразлучны вовек. В тоске и тревоге не стой на пороге, - Я вернусь, когда растает снег! Моя дорогая, я жду и мечтаю, Улыбнись мне, встречая, Был я храбрым в бою. Эх, как бы дожить бы До свадьбы-женитьбы И обнять любимую мою! |
Я НЕ КОЛДУНЬЯ Музыка А. Костюка, слова Т. Михайловой За
мои зеленые глаза Называешьты
меня колдуньей, Говоришь
ты это мне не зря, Сердце
у тебя я забрала. Все
меня ругают, что женат, Что
уже детишек у вас двое, Что
же делать мне с тобой тогда, Что
же делать мне с тобою? Припев: А я
вовсе не колдунья, Я
любила и люблю. Это
мне судьба послала Грешную
любовь мою. Не
судите строго, люди, Пожалей
меня, родня, Видно,
в жизни суждено мне Выпить
грешного вина. Видно
зря колдуньей называл, Не
смогла приворожить я, А
мои зеленые глаза Навсегда
заволокла слеза. Отпущу
тебя я и уйду, Вновь
вернешьсяты к жене и детям, Как
же без тебя я проживу, Если
лучший ты на свете? Припев. |
Я СПРОСИЛ У ЯСЕНЯ Муз.М.Таривердиева, сл. В.Киршона Из к|ф «Ирония судьбы, или С лёгким
паром!» Я
спросил у ясеня: «Где
моя любимая?» ясень
не ответил мне, качая
головой. Я
спросил у тополя: «Где
моя любимая?» Тополь
забросал меня Осеннею
листвой. Я
спросил у осени: «Где
моя любимая?» осень
мне ответила проливным
дождём. У
дождя я спрашивал: «Где
моя любимая?» долго
дождик слёзы лил за
моим окном. Я
спросил у месяца: «Где
моя любимая?» месяц
скрылся в облаке, не
ответил мне. Я спросил
у облака: «Где
моя любимая?» облако
растаяло в
небесной синеве. Друг
мой единственный, Где
моя любимая, Ты
скажи, где скрылася, Знаешь,
где она? Друг
ответил преданный, Друг
ответил искренний: «Была
тебе любимая, была
тебе любимая, была
тебе любимая, а
стала мне жена». Я
спросил у ясеня, Я
спросил у тополя, Я
спросил у осени. |
ЛАНДЫШИ сл. О.Фадеевой
муз. О.Фельцмана Ты сегодня мне принёс
Не букет из пышных роз, Не тюльпаны и не лилии, Протянул мне робко ты Очень скромные цветы, Но они такие милые.
Припев: Ландыши, ландыши, Светлого мая привет. Ландыши, ландыши, Белый букет. Пусть неярок их наряд, Но так нежен аромат, В них весны очарование. Словно песенка без слов, Словно первая любовь, Словно первое призвание.
Припев. Я не верю, что года Гасят чувства иногда, - У меня другое мнение. Верю, будешь каждый год, Пусть хоть много лет пройдёт, Ты даришь мне в дни весенние Ландыши, ландыши, Светлого мая привет. Ландыши, ландыши, Белый букет… |
ЛИСТЬЯ С ТОПОЛЯ ОСЫПАЛИСЬ Встретились с тобой глубокой осенью, Полюбили, кажется, навек. Не чего не надо было больше нам, Видно, так устроен человек. ПРИПЕВ: Листья
с тополя осыпались,
Листья по ветру летят,
Словно ржавые отметины
На земле они лежат.
Листья с тополя осыпались,
Листья по ветру летят-
Это на душе отметины
Мою память бередят. Помню: целовались мы под тополем, Вдаль летела стая журавлей… Ты, обняв, сказал мне очень ласково: «Прилетят, родная, не жалей!» ПРИПЕВ. Промелькнули годы торопливые, Осень жизни к нам уже пришла. Что с тобой мы сделали неправильно? Почему любовь от нас ушла? ПРИПЕВ. |
ОТЧИЙ ДОМ сл.
А.Дементьева муз. Е.Мартынова Радость или грусть нас ждут потом… Но всему начало – отчий дом. Там у колыбели матери нам пели Песню любви. Вновь сейчас во мне звучит она. Ждёт меня наш домик в три окна. Близко ли, далёко – свет родимых окон Вечно не померкнет для меня.
Припев: Как живёшь ты, отчий дом, В светлой грусти о былом? Я у дома, у крыльца родного, Встречи жду и вновь пою. Здравствуй, милый отчий дом! Будь за нас спокоен. Где б я ни был – ты всегда, Всегда со мною. Я согрет твоим теплом. Сколько бы на свете мне ни жить, Век его доверьем дорожить. Но уж так ведётся, юность расстаётся С домом родным. Годы, словно сны, над нами летят, Я люблю душой отцовский взгляд. Мама дни и ночи ждёт желанной почты. Помните об этом, сыновья! Припев. |
ПОРА В
ПУТЬ-ДОРОГУ Из к\ф «Небесный
тихоход» Дождливым вечером, вечером, вечером, Когда пилотам, прямо скажем, делать нечего, Мы приземлимся за столом, поговорим о том - о сём И нашу песенку любимую споём. Припев: Пора в путь-дорогу, Дорогу дальнюю, дальнюю, дальнюю идём. Над милым порогом Качну серебряным тебе крылом… Пускай судьба забросит нас далеко, - пускай! Ты к сердцу только никого не допускай! Следить буду строго, Мне сверху видно всё, - ты так и знай! Нам нынче весело, весело, весело, Чего ж ты, милая, сегодня нос повесила? Мы выпьем раз и выпьем два За наши славные «У-2», Но так, чтоб завтра не болела голова. Припев. Мы парни бравые, бравые, бравые. А чтоб не сглазили подруги нас кудрявые, Мы перед вылетом ещё Их поцелуем горячо Сперва разок, потом другой, потом ещё! Припев. |
МАМА Слова О. Милявского Музыка А. Броневицкого Много
есть песен о мамах чудесных, но я
сочинила свою: «мама»
звучит как поэма, как песня, и я
вам про маму спою. Припев: Мама,
родная, я
знаю, я знаю, что
ты далеко, что ты ждешь. Если
порой написать забываю, ты и
простишь и поймешь. Помню,
впервые меня провожала, слезы
стараясь сдержать, и об
одном у вагона просила; только
почаще писать. Припев. Вырастет
дочка моя незаметно, буду
ее провожать, буду
не спать и, как ты, до рассвета письма
куда-то писать. Припев. |
ОЙ, МОРОЗ, МОРОЗ Ой,
мороз, мороз, не морозь меня, Не
морозь меня, моего коня, (2 р.) Моего
коня белогривого У
меня жена ой ревнивая, (2 р.) У меня жена ой красавица Ждёт
меня домой, ждёт печалится, (2 р.) Я
приду домой на закате дня, Обниму
жену, напою коня, (2 р.) Ой,
мороз, мороз, не морозь меня, Не морозь меня, моего
коня. (2 р.) |
ТОП-ТОП-ТОПАЕТ
МАЛЫШ Топ-топ топает
малыш |
ШИРОКА РЕКА Исп. Надежда Кадышева Широка
река, глубока река. Не
доплыть тебе с того бережка. Тучи
низкие прячут лунный свет, Полететь
бы мне, да вот крыльев нет. Во
сыром бору злой огонь кипит, Конь
черней, чем ночь, у огня стоит. Бьёт
копытом он – ищет седока. Оттолкнул
тот конь наши берега. Постучалась
в дом боль незваная, Вот
она любовь окаянная. Коротаем
мы ночи длинные Нелюбимые
с нелюбимыми. Чёрная
вода далеко течёт, Унесло
весло, да разбило плот. Были
ласточки – стали вороны. Рано
встретились, поздно поняли. Двери
новые – не сорвать петель, И
одна беда стелет нам постель. Широка
река, эхо долгое, Конь
черней, чем ночь, ходит около. Постучалась
в дом боль незваная, Вот
она любовь окаянная. Коротаем
мы ночи длинные Нелюбимые
с нелюбимыми. Широка
река. Глубока река, Не
доплыть тебе с того бережка. Тучи
низкие прячут лунный свет. Полететь
бы мне, да вот крыльев нет. Во
сыром бору злой огонь кипит, Конь
черней, чем ночь, у огня стоит, Бьёт
копытом он, ищет седока. Оттолкнул
тот конь наши берега. Постучалась
в дом боль незваная, Вот
она любовь окаянная. Коротаем
мы ночи длинные Нелюбимые
с нелюбимыми. Постучалась
в дом боль незваная, Вот
она любовь окаянная. Коротаем
мы ночи длинные … |
ВРАГИ СОЖГЛИ РОДНУЮ ХАТУ Слова М. Исаковского Музыка М. Блантера Враги
сожгли родную хату, Сгубили
всю его семью. Куда
ж теперь идти солдату, Кому
нести печаль свою! Пошел
солдат в глубоком горе На
перекресток двух дорог, Нашел
солдат в широком поле Травой
заросший бугорок. Стоит
солдат — и словно комья Застряли
в горле у него. Сказал
солдат: «Встречай, Прасковья,
Героя-мужа своего. Готовь
для гостя угощенье, Накрой
в избе широкий стол,— Свой
день, свой праздник возвращенья К
тебе я праздновать пришел...» Никто
солдату не ответил, Никто
его не повстречал, И
только теплый летний ветер Траву
могильную качал. Вздохнул
солдат, ремень поправил, Раскрыл
мешок походный свой, Бутылку
горькую поставил На
серый камень гробовой: «Не
осуждай меня, Прасковья, Что
я пришел к тебе такой: Хотел
я выпить за здоровье, А
должен пить за упокой. Сойдутся
вновь друзья, подружки, Но
не сойтись вовеки нам...» И
пил солдат из медной кружки Вино
с печалью пополам. Он пил,
солдат, слуга народа, И с
болью в сердце говорил: «Я
шел к тебе четыре года, Я
три державы покорил...» Хмелел
солдат, слеза катилась, Слеза
несбывшихся надежд, И на
груди его светилась Медаль
за город Будапешт. |
РЯЗАНСКИЕ МАДОННЫ Слова А. Поперечного Музыка А. Долуханяна Ты
встаешь, как из тумана, Раздвигая
грудью рожь, Ты
ему навстречу, Анна, Белым
лебедем плывешь. Мягких
трав великолепье, Тишина
у той тропы. Но
глухой разрыв над степью Поднял
землю на дыбы. Припев: Уходят
эшелоны, И ты
глядишь им вслед, Рязанская
мадонна, Солдатка
в двадцать лет. И
уже в дожди косые, Под
прощальный перестук, Встали
женщины России Горькой
памятью разлук. На
продымленных перронах Да с
грудными на руках Наши
матери и жены В
русских вязаных платках. Припев. И
матери и жены, Дороги
без конца. Рязанские
мадонны — Прекрасные
сердца! Не
изменят, лгать не станут И у
смерти на краю. Встань
меж ними равной, Анна, Твой
солдат погиб в бою. И
какой на свете мерой Нам
измерить эту боль — Пожилой
солдатки веру В
невозвратную любовь?! Припев. Пустая
стынь перрона, Далекая
верста... Рязанская
мадонна — Российская
звезда!.. |
ТЕМНАЯ НОЧЬ Слова В. Агатова Музыка Н. Богословского Темная
ночь, только
пули свистят по степи, Только
ветер гудит в проводах, Тускло
звезды мерцают... В
темную ночь ты, любимая,
знаю, не спишь, И у
детской кроватки тайком ты
слезу утираешь. Как
я люблю глубину
твоих ласковых глаз, Как
я хочу к ним прижаться сейчас губами... Темная
ночь разделяет, любимая, нас. И
тревожная черная степь пролегла
между нами. Верю
в тебя, в
дорогую подругу мою, Эта
вера от пули меня темной ночью хранила. Радостно
мне, я спокоен в смертельном бою, Знаю,
встретишь с любовью меня, что
б со мной ни случилось. Смерть
не страшна, с
ней не раз мы встречались в степи, Вот
и теперь надо мною она кружится... Ты
меня ждешь и у
детской кроватки не спишь, И
поэтому, знаю, со
мной ничего не случится! |
ЕСЛИ Б НЕ БЫЛО ВОЙНЫ Слова И. Шаферама Музыка М. Минкова Еще
до встречи вышла нам разлука, А
все же о тебе я вижу сны... Да
разве мы прожили б друг без друга, Мой
милый, если б не было войны? Наверно,
я до срока стала старой, А
только в этом нет твоей вины. Какой
бы мы красивой были парой, Мой
милый, если б не было войны... И
снова ты протягиваешь руки, Зовешь
из невозвратной стороны! Уже
ходили б в школу наши внуки, Мой
милый, если б не было войны. Никто
калитку стуком не тревожит, И
глохну я от этой тишины... Ты б
старше был, а я была — моложе, Мой
милый, если б не было войны! |
ТОНКАЯ НАТУРА Светлана Копылова Он
её раздражал, он всё делал не так, Он
понять не умел её тонкой натуры. Удивлялась
она, как вступила с ним в брак, И
порою твердила себе: ну и дура! Он
ночами храпел, так что стены тряслись, Он
не то покупал, он не так выражался. Не
спешил выполнять её каждый каприз, И
совсем не жалел и в любви ей не клялся. Но
внезапно его смерть к себе забрала, И
забыла она все его недостатки. Он
был самым родным, от кого родила, Хоть
у них не всегда и не всё было гладко. Он
ее раздражал, он всё делал не так, Но
она лишь теперь поняла это с болью: Он
как лучше хотел, а она за пустяк Обижала
всё время своей нелюбовью. Провожала
она мужа милого в путь Он
уже никогда к ним домой не вернётся, И
без храпа его ей теперь не уснуть, И на
части её сердце скорбное рвётся. Он
её раздражал, он всё делал не так, Он
понять не умел её тонкой натуры… Если
б всё ей вернуть, каждый миг, каждый шаг, То
уже не была бы такой она дурой. |
КАК МОНАХ СТАЛ ОТЦОМ Светлана Копылова В
одном скиту неподалеку от села В
молитве инок подвизался день и ночь. А в
том селении у жителя была Его
красавица - единственная дочь. Она
любила молодого пастушка, Но
тот был беден, и отец его гнал прочь. А
страсть течением несла их, как река, И
вот случилось: забеременела дочь. Она
любимого спросила, как ей быть. И он
ответил: «Мне, видать, пришел конец! Давай
попробуем на инока свалить? Мол,
обесчестил он тебя, такой подлец!» Когда
заметили родители, она, Трясясь
от страха, им поведала о том, Как
будто шла тропой по ягоду одна, И
инок взял ее насильно за скитом. В
негодовании собрался весь народ, Из
кельи инока выталкивали вон, И
проклиная весь его старинный род, С
презреньем били - кто в лицо, а кто в живот. Сносил
он молча унижения свои, Одну
молитву лишь неслышно повторял. Его
с позором по селенью повели, Пока
в бессилии он наземь не упал. Пришла
зима, трудился инок день-деньской, Теперь
обязанность его - кормить семью. Видать,
у Господа был Промысл такой, Чтоб
отсекал он волю жалкую свою. А
между тем пора настала ей рожать, Но
трое суток разрешиться не могла. Едва-едва
она сумела простонать, Что
клевета ее до смерти довела. Невинный
инок пострадал из-за нее, Теперь
Господь ее наказывает так! Отец
бежал к нему в убогое жилье, И в
ноги к иноку он бросился в слезах. Просил
прощения за дочь, себя корил, Что
их вина такая страшная была... Но
инок сразу все обиды им простил, И в
тот же миг она ребенка родила. |
ПОГОДА В ДОМЕ музыка Р. Горобец стихи М. Танич. Исп. Лариса Долина Какой
прогноз у нас с тобою, милый, Ты с
чем опять проснулся не в ладу. Скажи
мне просто, господи помилуй, Какую
блажь имеешь ты в виду? Главней
всего - погода в доме, А
все другое суета. Есть
я и ты, а все, что кроме, Легко
уладить с помощью зонта. Какой
прогноз дожди или туманно, Не
ждет ли нас нечаянно беда… Тебя,
как извержение вулкана, Я
предсказать не в силах никогда Главней
всего - погода в доме, А
все другое суета. Есть
я и ты, а все, что кроме, Легко
уладить с помощью зонта. Какой
прогноз покуда небо звездно? Чего
нам ждать весны или зимы? Скажи
мне все, а если будет поздно, То
виноваты будем только мы. Главней
всего - погода в доме, А
все другое суета. Есть
я и ты, а все, что кроме, Легко
уладить с помощью зонта. |
НАЗОВИ ЕГО, КАК МЕНЯ Сергей Жуков - Алексей Потехин группа «Руки вверх» Видишь
меня в последний раз, Я
ухожу, с тобой прощаясь, Пусть
вся любовь, что была у нас, В
сердце твоем не угасает. Ты
не изменишь, не предашь И не
соврешь про то, что было, Пусть
знает все как я любил, как ты любила. Мне
нелегко, тяжело сейчас, Без
твоих глаз, без твоей улыбки, Пусть
нахожусь далеко от вас, Так
я плачу за свои ошибки. Каждую
ночь вспоминаю дом, В
сердце тоска и совсем не спится, Бога
молю только об одном: Пусть
мне сынишка наш приснится. Припев
(2 раза): Ты
назови его, как меня, И
так люби, как меня любила, И
подари все. Всю
теплоту, что в душе хранила. В
темном вагоне пустота, Лишь
за окном листва кружится, Вместе
с листвой пролетят года, А
наша любовь не повторится. Но
ты не изменишь, не предашь И не
соврешь про то, что было, Пусть
знает все ребенок наш, Как
я любил, как ты любила.. Припев
(4 раза). |
ШИРОКА РЕКА Слова:
Муравьев Е.Музыка: Костюк А. Исп. Надежда Бабкина Широка
река, глубока река. Не
доплыть тебе с того бережка. Тучи
низкие прячут лунный свет, Полететь
бы мне, да вот крыльев нет. Во
сыром бору злой огонь кипит, Конь
черней, чем ночь, у огня стоит. Бьёт
копытом он – ищет седока. Оттолкнул
тот конь наши берега. Постучалась
в дом боль незваная, Вот
она любовь окаянная. Коротаем
мы ночи длинные Нелюбимые
с нелюбимыми. Чёрная
вода далеко течёт, Унесло
весло, да разбило плот. Были
ласточки – стали вороны. Рано
встретились, поздно поняли. Двери
новые – не сорвать петель, И
одна беда стелет нам постель. Широка
река, эхо долгое, Конь
черней, чем ночь, ходит около. Постучалась
в дом боль незваная, Вот
она любовь окаянная. Коротаем
мы ночи длинные Нелюбимые
с нелюбимыми. Широка
река. Глубока река, Не
доплыть тебе с того бережка. Тучи
низкие прячут лунный свет. Полететь
бы мне, да вот крыльев нет. Во
сыром бору злой огонь кипит, Конь
черней, чем ночь, у огня стоит, Бьёт
копытом он, ищет седока. Оттолкнул
тот конь наши берега. Постучалась
в дом боль незваная, Вот
она любовь окаянная. Коротаем
мы ночи длинные Нелюбимые
с нелюбимыми. Постучалась
в дом боль незваная, Вот
она любовь окаянная. Коротаем
мы ночи длинные … |
НАС БОЛЬШЕ НЕТ Слова Т. Снежиной Лада Дэнс Как
жаль, но нам уже не быть вдвоем, Никто
из нас, поверь, не виноват. Что
все ушло с осенним тем дождем И
что пришла на землю вновь зима. Припев: Нас
больше нет В
стране любви и счастья. Никто
из нас не властен Остановить
рассвет. Наш
путь назад, Он
занесен снегами И
разделен меж нами Слезами
на глазах. Зачем
тебе последние слова, Когда
уже у двери ты стоишь, И
плащ надет, и синие глаза Уже
не те, и ты теперь молчишь. Молчат
глаза, в которых я жила. Как
прежде, в них уже не отражусь. И
если так важны тебе слова, То
ты иди, а я их вслед скажу. Припев. |
Я НЕ КОЛДУНЬЯ Музыка А. Костюка, слова Т. Михайловой Исп. Надежда Кадышева За
мои зеленые глаза Называешьты
меня колдуньей, Говоришь
ты это мне не зря, Сердце
у тебя я забрала. Все
меня ругают, что женат, Что
уже детишек у вас двое, Что
же делать мне с тобой тогда, Что
же делать мне с тобою? Припев: А я
вовсе не колдунья, Я
любила и люблю. Это
мне судьба послала Грешную
любовь мою. Не
судите строго, люди, Пожалей
меня, родня, Видно,
в жизни суждено мне Выпить
грешного вина. Видно
зря колдуньей называл, Не
смогла приворожить я, А
мои зеленые глаза Навсегда
заволокла слеза. Отпущу
тебя я и уйду, Вновь
вернешьсяты к жене и детям, Как
же без тебя я проживу, Если
лучший ты на свете? Припев. |
КАК ВЗЯТЬ СЕБЯ В РУКИ... Из фильма "Безотцовщина" (1976) Музыка Григория Пономаренко Слова Николая Палькина Исп. Ольга Воронец Как
взять себя в руки, Скажите
вы мне. Женат
на подруге, А
ходит ко мне. Придёт
и вздыхает: «Со
мною побудь», И
сил не хватает Его
оттолкнуть. / 2 раза / Ничуть
я не рада Стоять
на пути. Давно
бы мне надо С
дороги уйти. Давно
бы мне надо, А я
не уйду. Чего-то
всё медлю, Чего-то
всё жду... / 2 раза Сама
не могу я Понять
одного, Зачем
каждый вечер Встречаю
его. Мне
больно и стыдно В
душе перед ней Ни в
чём не повинной Подругой
моей. / 2 раза. / Как
взять себя в руки, Скажите
вы мне. Женат
на подруге, А
ходит ко мне. Придёт
и вздыхает: «Со
мною побудь», И
сил не хватает Его
оттолкнуть. / 2 раза / |
Древнерусские ПОСЛОВИЦЫ, ОТРАЗИВШИЕ СЕМЕЙНЫЙ БЫТ.
"Хозяин
в дому, |
как хан в
Крыму" |
"Как Бог
до людей, |
так отец до
детей" |
"В
девках сижено - горе мыкано, |
замуж выдано
- вдвое прибыло" |
"За
чужую душу |
одна сваха
божится" |
"В лесу
медведь, |
а дома -
мачеха" |
"Жене
спускать - |
добра не
видать" |
"Люби
жену, как душу, |
тряси ее, как
грушу" |
"Кто
любит, |
тот и лупит
" (жену) |
"Жену не
бить - |
милу не
быть" |
ИСТОЧНИКИ:
- «ЗОВ
ПРЕДКОВ» Светлана АННЕНСКАЯ, «Оракул».
- «Традиции России: прошлое и настоящее» https://travelask.ru/russia/traditsii-rossii-proshloe-i-nastoyaschee
- «Семейные традиции и обычаи коренных народов России» https://www.ya-roditel.ru/parents/family-traditions/semeynye-traditsii-i-obychai-korennykh-narodov-rossii/
- «О традициях народов России» https://clck.ru/3FG74T
- «ДВА БЕРЕГА ДЕТАЧУ» В.
САВОСТОВ. «ВОКРУГ СВЕТА» № 7, 89
- «ПОДЕЛИСЬ
ЖЕНОЙ С ГОСТЕМ» Юрий СУПРУНЕНКО. «Мир зазеркалья»,
№4(129), 2003 г.
- «РАЙ ДЛЯ
ЭРОТОМАНОВ». Bzz.ru
- Про бушменов. Наталья НОВИКОВА. «Тайны XX века».
- «ОДРУГО-ДРАЙВ, 8» ВЕРЕНА ХАММЕРШТАЙН, немецкая журналистка (ФРГ.). «Вокруг света», №11 1988.
- «ПУТИ
КАРАВАНОВ». М.КОНАРОВСКИЙ, «ВОКРУГ СВЕТА»
№6,77.
- «Пословицы о традициях и
про традиции» https://citatyok.ru/poslovitci/traditions.html
- «РУССКИЕ ТРАДИЦИИ» Надежда Лыкова https://stihi.ru/2016/05/21/2755
- «ЗДЕСЬ ОБЫЧАЙ ДРЕВНИЙ...» Юрий Левитанский https://poemata.ru/poets/levitanskiy-yuriy/zdes-obychay-drevniy/
- Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый
словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская
академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. - 4-е изд., доп. –
М.: Азбуковник, 1999. – 944 с.
ТРАДИЦИИ, ОБЫЧАИ, ОБРЯДЫ. СПИСОК СЦЕНАРИЕВ
на блоге:
1. КАК ВСТРЕЧАЛИ НОВЫЙ
ГОД НАШИ ПРЕДКИ? Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Нового
года, традициях, обрядах этих дней у разных народов с игровыми моментами для
людей пожилого возраста
2. ДЕНЬ ВЛЮБЛЁННЫХ ПО-РУССКИ
Сценарий познавательного мероприятия ко Дню Святого Валентина с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
3. МАСЛЕНИЦА - СЫРНАЯ
НЕДЕЛЯ Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обрядах празднования
Масленицы в разных регионах России с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
4. МАСЛЕНИЦУ БЛИНАМИ
НЕ ИСПОРТИШЬ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
традиционном празднике Поводы русской зимы для людей пожилого возраста с
игровыми моментами
5. ПАСХАЛЬНЫЙ МАРАФОН
Сценарий познавательного мероприятия о праздновании Пасхи в разных странах, о традициях,
обрядах, атрибутах и символах праздника с игровыми моментами для людей
пожилого возраста
6. СЛАВЯ ПАСХУ
СВЯЩЕННУЮ И ТАИНСТВЕННУЮ Сценарий познавательного мероприятия о традициях и
обрядах праздника Пасхи с игровыми моментами для людей пожилого возраста
7.
ХОРОШО ЯИЧКО К ХРИСТОВУ ДНЮ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о Светлом празднике Пасхе, сакральном значении яйца, кулича, приметах и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста
8.
ЧУДО СВЯТОЙ ПАСХИ Сценарий познавательного мероприятия
об истории Пасхального праздника, о традиционных обрядах с музыкальными паузами для людей пожилого возраста
9. ПРАЗДНИК ЛЕТНЕГО
СОЛНЦЕВОРОТА Сценарий познавательного мероприятия о традиции, обрядах
проведения Дня Ивана Купалы с игровыми моментами для людей пожилого возраста
10. В ВЯТКЕ СВОИ
ПОРЯДКИ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
вятских традициях с игровыми моментами для людей пожилого возраста
11. ВО ВСЯКОМ ПОСАДЕ В
СВОЁМ НАРЯДЕ (русская пословица) Сценарий познавательного мероприятия о
внешнем виде, традициях, обычаях, обрядах разных народов мира с игровыми
моментами для людей пожилого возраста
12. КАКОВ ПОКОЙНИК,
ТАКОВЫ И ПОХОРОНЫ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия про погребальные обычаи и традиции
у разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста
13. КАКОВА СТОРОНА,
ТАКОВ И ОБЫЧАЙ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о традициях и обрядах образа жизни
разных народов с игровыми моментами для людей пожилого возраста
14. МОЛОДОМУ КРЕПИТЬСЯ
- ВПРЕДЬ ПРИГОДИТСЯ (русская пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о традициях, обычаях, обрядах инициации с
игровыми моментами для людей пожилого возраста
15.
НА
ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ - СВОЙ ОБЫЧАЙ (русская пословица) Сценарий
познавательного мероприятия о традициях, обычаях,
обрядах, «табу» и мистическом мазохизме с игровыми моментами для людей пожилого
возраста
16. ОБЫЧАЙ ТРУДИТСЯ В
БУДНИ, А ТРАДИЦИЯ - ПО ПРАЗДНИКАМ. (Валерий Красовский) Сценарий мероприятия
для людей пожилого возраста о праздничных традициях с игровыми моментами
17.
СУЖЕНА-РЯЖЕНА
НЕ ОБОЙДЁШЬ И НА КОНЕ НЕ ОБЪЕДЕШЬ (русская
пословица)
Сценарий познавательного мероприятия о свадебных
традициях и обрядах с игровыми моментами для людей пожилого возраста
18.
ЧТО ГОРОД – ТО НОРОВ, ЧТО ДОМ – ТО ОБЫЧАЙ (русская
пословица) Сценарий мероприятия для людей пожилого возраста о семейных
традициях с игровыми моментами
Часть
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Список всех тем мероприятий на странице блога «Список
тем мероприятий для людей пожилого возраста» https://clck.ru/37cVy5
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Н.С.ПАСЫНКОВА
Комментариев нет:
Отправить комментарий