"АМФИБИИ И РЕПТИЛИИ И ВЗАИМОСВЯЗЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ"
дидактические задания для проверки знаний по темам занятий о животных
для детей младшего и среднего школьного
возраста
в условиях дополнительного образования
Проверка знаний по темам:
«Амфибии и рептилии - кто это?»;
«Взаимосвязь
в живой природе».
(За 1е полугодие 4го года обучения по программе "МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ")
I. Выберите
правильное определение:
1. Экология это - а) наука
распространения животных
2. Биомасса это - б) среда обитания
живых существ
3. Зоогеография это - в) наука о взаимосвязи
в живой природе
4. Биосфера это - г) совокупность водорослей и мелких ракообразных на поверхность
океана
5. Фитопланктон это - д) совокупность всех живых существ одного вида или вместе (разных видов).
11.
Из предложенных понятий выберите то,
которое находится в таких же отношениях с третьим понятием, как первые два друг
с другом:
Пресмыкающиеся:
яйцекладущие = млекопитающие: ...
а)
икрометание
б)
яйцеживорождение
в)
живорождение
г)
гермафродитизм
III. Что
лишнее? (лишнее одно слово)
1. копыта, волосы, когти, хитин, ногти;
2. лягушка, жаба, жерлянка, квакша, тритон:
3. черепаха, змея, квакша, крокодил,
ящерица;
4. гремучая, эфа, аспид, кобра, медянка;
5. яйцо, слизь, перепонки, яд,
присоски.
VI.
Выберите правильный ответ:
1. Земноводные обитают;
а) в морской воде;
б) в морской и пресной воде;
в) в пресной воде.
2. Вдали от водоемов живут:
а) травяная и остромордая лягушки;
б) озерная и прудовая лягушки;
в) тритоны и жерлянки.
3. У большинства земноводных количество пар
конечностей:
а) 1 6) 4 в)
2
4. Дыхание земноводных через кожу возможно,
так как:
а) она покрыта слизью и голая;
б) она голая, но без слизи;
в) у кожи роговое покрытие, пропускающее воду.
5. Жабы живут в водоемах:
а) постоянно;
б) только в период размножения;
в) во время зимовки.
6. Процесс превращения головастика земноводных
в лягушку называется:
а)
развитием; г) размножением;
б)
ростом; д) прогрессом.
в) метаморфозом;
7. Для развития зародыша у земноводных
необходимо:
а) наличие водорослей в пруду;
б) наличие солнечного тепла;
в) наличие углекислого газа.
8. Большинство земноводных:
а) травоядные;
б) всеядные;
в) хищники.
9. Роговое покрытие пресмыкающихся выполняет:
а)
дыхательную функцию;
6)
предохраняет от излишних потерь
воды;
в)
обе функции.
10. У кого из пресмыкающихся конечности
превратились в ласты:
а) у морских змей;
б) у крокодила;
в) у морских черепах.
11
. Кто из пресмыкающихся ведет древесный
образ жизни:
а)
крокодил; б) хамелеон; в) варан; г) зеленая ящерица.
12. Где, по вашему, количество видов рептилий
больше (200,50,2):
а)
Кавказ; б) Индонезия; в) Север России.
13. В высокогорных районах по сравнению с
низменностью число видов рептилий:
а)
сокращается; б) не изменяется; в) увеличивается.
14. Кто из пресмыкающихся переносит вылупившихся
детенышей к воде во рту:
а)
агама; б) крокодил; в) черепаха.
15. Кто громко предупреждает приближающихся?
а)
гремучая змея; б) кобра; в) крокодил.
V. Выберите
правильное утверждение.
1.
Яйца пресмыкающихся покрыты оболочкой, предохраняющей зародыш от высыхания.
2.
Глаза земноводных имеют подвижные векш
3. Все земноводные активны в теплое время
года.
4. Активность рептилий в жару понижается, а
при низкой температуре
повышается.
5. На пальцах задних конечностей у бесхвостых
земноводных есть плавательные
перепонки,
6. Самая крупная среди земноводных слоновая
черепаха.
7. Все пресмыкающиеся откладывают яйца на
суше.
8. У земноводных нет органов слуха.
9. У самцов лягушек во время кваканья сильно
раздуваются барабанные
перепонки.
10. Кожа жаб частично покрыта ороговевшими
клетками.
11.
Притоны живут в воде, а размножаются на суше.
12.Земноводные
раздельнополые животные.
13.Змеи
могут целиком заглатывать добычу^
14. Амфибии больше распространены в тропиках,
чем в северных широтах.
15. Жаба легче переносит засуху, чем лягушка.
VI. Выберите
соответствие (как в п.2)
1. Личинка: жабры = лягушка: ...
а)
кровь; б) ноздри; в) кожа; г) легкие; д) кишечник.
2. Тепло: жизнедеятельность = кислород : ...
а)
газ; б) молекула; в) развитие; г) дыхание; д) питание.
IV.
Подбери пример: виды сотрудничества
организмов
1. мутуализм (взаимопомощь) а) прилипала и акула
2. паразитизм б) птичка-дантист и
крокодил
3. комменсализм (нахлебничество) в) лань и косуля
4. конкуренция г) собака и блоха
Ответы:
1) -б 2) -г 3) -а 4) -в
VIII.
Утверждение. Приспособленность и ее
относительность.
1. В
результате борьбы за существование выживают и оставляют потомство наиболее хорошо
приспособленные к данной окружающей среде существа.
2. Птицы никогда не едят насекомых с
предостерегающей окраской.
3. Белый мех зайца-беляка всегда маскирует его
от хищников.
4. Выживание и плодовитость животных не
зависят от условий внешней среды.
5. Наиболее остро проходит борьба за
существование между особями одного вида.
Оценка
уровня знаний:
- «Низкий» - меньше 15 баллов
- «Средний» от 16 до 30
- «Высокий» - от 31 до 44
Использованная
литература:
- «Биология животных» (тесты и задания)
Г.И.Лернер. М.,97.
- Журнал «Лес и человек» за 91 и 92 год.
- Конспекты занятий по темам.
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий