Участники проекта:
библиотекарь,
социальный педагог,
воспитатели группы,
дети старшего дошкольного возраста и
их родители.
Проблема: «Что такое любовь?».
Цели:
—
определение моделей любви (человека к
окружающему миру, человека к человеку и т.п );
—
формирование понятийных форм
взаимоотношений, присущих любви (взаимная, преданная, неразделенная,
агрессивная, эгоистичная, «слепая», безрассудная);
—
рассматривание различных ситуаций при
взаимоотношениях: дети — дети, дети - взрослые, взрослые — взрослые.
Задачи:
—
формировать у детей представления о
чувстве любви на основе произведений устного народного творчества и сказок
классиков русской литературы;
—
развивать эмоциональную отзывчивость;
—
обогащать родительско-детские отношения
опытом диалогического эмоционально-насыщенного общения;
—
развивать толерантность (способность к
пониманию, принятию точки зрения собеседника).
—
Предварительная работа:
- знакомство с русскими народными сказками
«Волшебное кольцо», «Летучий корабль», «Царевна-Лягушка», «Никита Кожемяка»,
сказками классиков русской литературы: A.С. Пушкина
— «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях…», «Сказка о золотом петушке», «Сказка
о царе Салтане...»; А. Аксакова— «Аленький цветочек»;
—
составление кроссвордов по указанным
сказкам и разгадывание их;
—
знакомство с культурой Западной Европы
(празднованием Дня Святого Валентина), изготовление «валентинок»;
—
словесные игры «Кто тебе нравится», «Слово
на ладошке», «Расскажи, о своем друге»;
—
знакомство с семейными альбомами.
Ход занятия
1.
Вхождение в проблему «Что такое любовь?»
(Это чувство, сопровождающее человека всю его жизнь. Любить можно родителей,
друзей, дом, в котором родился, родину, природу, животных, погоду, предметы
окружающего мира, люди любят друг друга.)
Социальный педагог: Сегодня, в День Святого Валентина, мы будем
говорить о любви.
—
Что это за праздник?
(День всех влюбленных.)
—
А что значит быть влюбленным? (Ответы детей: стараться быть красивым, стараться
понравиться человеку, заботиться о нем. Ответы взрослых: быть преданным, уметь
жертвовать во имя любви, стараться делать все красиво, доставлять радость тому,
кого любишь, заботиться о нем, обеспечивать его спокойствие, благополучие.)
Детям и родителям предлагается разместить
на Дереве пожеланий записочки с пожеланиями любимым людям.
Социальный педагог: А что вызывает чувство любви?
Ответы детей: Люди стараются красиво
одеться, причесаться, красиво двигаться, петь, танцевать.
Социальный педагог включает в диалог
взрослых: сначала обращается внимание на внешнее обличье, а затем на душевные
качества; чувству любви сопутствует доброта, забота, внимание, преданность,
душевное равновесие.
Социальный педагог: Любовь! Это чувство бывает разным.
Преданная, эгоистичная, неразделенная, любовь и зло, любовь и агрессия... А
разобраться в этом нам помогут сказки.
Библиотекарь
предлагает детям выбрать карточки с текстом из различных сказок. Дети читают их
самостоятельно. Первый ребенок: «А царевна молодая, тихомолком расцветая...»
(Дети угадывают сказку)
Педагог: Какова же эта любовь? Нам помогут ответить
на этот вопрос взрослые. (Ответы взрослых: взаимная, верная.)
Библиотекарь: Но это чувство было подвергнуто "серьезному
испытаний. Скажите, пожалуйста, кто мешал этой взаимной любви?" (Ответы
детей: злая царица.)
Библиотекарь: Какие чувства руководили царицей?
(Ответы детей: злость, зависть, хитрость. Но царица была красивая.)
Педагог: Да, но эта красота не во благо. Здесь зло
пытается разрушить любовь.
Библиотекарь: Как поэт характеризует царицу? Дети
читают отрывок по памяти:
«Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом, и всем взяла;
Но зато горда, ломлива.
Своенравна и ревнива…»
Библиотекарь: К сожалению, царь не разглядел этих черт,
был ослеплен ее красотой и на внутренние качества не обратил внимания. А почему
так полупилось?
В разговор включаются родители: прошло
мало времени со дня их знакомства и сватовства
—
А в чем проявилось чувство любви царевны к Елисею? (Читает отрывок ответа царевны семи богатырям) Какое это чувство? (Любовь.)
—
Но она же богатырям говорит:
«Всех я вас люблю сердечно.
Но другому я навечно отдана,
Мне всех милей Королевич Елисей...
—Какие чувства она испытывает? {Дети просят родителей помочь им ответить)
Взрослые: Верность, преданность, ожидание
счастья.
—
А как же любовь к семи богатырям?
Ответ ребенка: Ее душу наполняет чувство
благодарности,
—
А это тоже один из видов любви. А как Елисей доказал
свою любовь?
(Ответы: он отправился на поиски, а ведь
мог бы сидеть дома и найти себе невесту еще краше)
—
Какие же чувства пробуждаются в его душе, когда он
узнает о смерти царевны?
Диалог детей и взрослых: сожаление,
грусть, горе; но в его душе теплится искорка надежды; Он преодолевает страх,
идя в темную пещеру, разбивает гроб; им руководит огромная сила любви, которая
побеждает смерть.
—
Переходим к другой сказке (Читает отрывок из сказки «Аленький цветочек».)
«Полюбила ты меня в образе Чудища...» (Дети
отгадывают сказку.)
— Здесь
тоже преданная любовь, но чувства другие. Чудовище, Чудище... Но чем он привлек
внимание девицы-красавицы?
(Ответы детей: заботой, вниманием,
добротой, щедростью.)
— А
в чем проявилась любовь красной девицы?
Родители вместе с детьми обсуждают
ситуацию.
Вывод: она пожалела его, очень хотела помочь,
сочувствовала ему, а затем и полюбила. Она вернула его к жизни своими горючими слезами. Здесь так же, как в сказке
Пушкина, сила любви сотворила чудо.
Читает отрывок из следующей сказки.
«Что я вижу? Что такое?
Как!? И дух в нем занялся..»
Царь слезами залился.
Обнимает он царицу,
И сынка, и молодицу...»
(Дети угадывают сказку.)
— Здесь много героев, разные отношения. (Дети определяют: царь Салтан и девица, мать и сын,
Лебедь и Гвидон.)
—
Но в царя влюблены и сестры-красавицы: одна бы наткала
полотна, а вторая бы на весь мир приготовила пир. Смотрите, какая сложная
ситуация: три любят одного, а он выбирает младшую. Что же происходит? Они продолжают
любить царя, но какой теперь стала любовь?
(Ответы детей: злой, завистливой,
агрессивной; сестры подменивают письма, обманывают царя, хотят убить царицу и
малыша.)
— Какое чувство сопровождает их действия?
Дети обсуждают ситуацию с родителями.
Вывод: чувство злой, жестокой, мстительной радости.
Эта радость недобрая — она никому не приносит счастья.
—А посмотрите, сколько людей невольно задействованы в
этом! И хотя их душа противится, содрогается, но они вынуждены покориться;
приказу. Можем мы принять такую любовь?
(Ответ детей: нет!)
Читается отрывок следующей сказки:
«Царь умолк, ей глядя в очи,
И забыл он перед ней
Смерть обоих сыновей,
И потом, неделю ровно,
Покорясь ей безусловно,
Околдован, восхищен,
Пировал у ней Дадон.. .»
(Дети угадывают сказку.)
—
Какие чувства овладели царем, когда он увидел убитых
сыновей?
(Ответь! детей и взрослых: горе,
отчаяние,…)
—
А когда увидел царицу?
(Ответы детей и взрослых: радость, что нет
соперников.)
—
Какая же это любовь?
(Эгоистичная и глупая: царь не понимает, что царице нужны только деньга и власть.)
2.
Вниманию взрослых и детей предлагается
кроссворд, ключевое слово которого — ЛЮБОВЬ.
- Кого спас князь Гвидон? (Лебедь.)
- Для кого скорлупка грецкого ореха
служила колыбелью? (Дюймовочка.)
- Для кого был выстроен под высокой елью
хрустальный дом (Белка.)
- Какой предмет помог Мартынке получить в
жены царскую дочь? (Кольцо.)
- Кто правил столицей с разрешения царицы
(Гвидон.)
- Кого послал Бог царице в Сочельник?
(Дочь.)
Социальный педагог
организовывает игру взрослых и детей — «Скажем друг другу ласковые слова»
(ребенок и родитель поочередно говорят друг другу ласковые слова).
Дети под музыку Леграна из к/ф
«Шербургские зонтики» преподносят родителям сделанные ими «валентинки».
3.
Подведение итогов встречи:
Какую любовь мы, выбираем? (Преданную, взаимную.)
Что нужно сделать, чтобы это чувство стало таким? (Нужно доверять тому, кого любишь, заботиться о нем,
жертвовать собой ради любимого.)
Любовь — это благо, любить надо с надеждой, хранить
любовь, как драгоценный дар.
4.
Постановка новой проблемы: создать энциклопедию сказок о любви
(красная страница - любовь преданная, благородная и т.д; серая страница —
любовь агрессивная, глупая, расчетливая).
Цель:
через работу с литературным текстом формировать добрые чувства и эмоции,
закладывать нравственные основы, умение видеть себя в окружающем мире.
Комментариев нет:
Отправить комментарий