ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
для детей 9-13 лет,
рассчитана на 4 года обучения
2.2.
ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
2.3.1.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ:
знакомство с животным и растительным миром Земли, образом жизни народов нашей
планеты.
ЗАДАЧИ:
Ø
Обучающие:
- формирование
основ экологических знаний о животном мире Земли.
Ø
Развивающие:
- развитие умения
высказывать и защищать свою точку зрения.
Ø
Воспитательные:
- воспитание
уважения к окружающим;
- оказание помощи
младшим воспитанникам объединения;
- воспитание
уверенности в своих силах.
№
п/п
|
Название
темы
|
Часы
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
||
1.
|
Вводные
занятия.
|
4
|
2
|
2
|
2.
|
Обитатели
«Живого уголка».
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Животный
мир Земли (+ млекопитающие).
|
32
|
10
|
22
|
4.
|
Подводный
мир.
|
32
|
8
|
24
|
5.
|
Птицы
других стран и континентов.
|
18
|
5
|
13
|
6.
|
Насекомые
и пауки.
|
20
|
5
|
15
|
7.
|
Удивительные
растения.
|
20
|
4
|
16
|
8.
|
На
что способен человек?
|
16
|
5
|
11
|
9.
|
Практическая
ежедневная работа по уходу за животными «Живого уголка».
|
72
|
72
|
|
10.
|
Итоговое
занятие.
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
216
|
40
|
176
|
№
п/п
|
Название
темы, занятия
|
Часы
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
||
1.
|
ВВОДНЫЕ
ЗАНЯТИЯ.
1. Обсуждение
особенностей занятий на базе «Живого уголка» (правила безопасности в
обращении с животными). Кроссворд «Если хочешь быть здоров». Повторение
основных тем прошлых лет. Общение с животными.
2. «Экология» - как
наука. Здоровье нашей планеты». Цели, задачи, новшества. Альбомы
«Экологический вестник». Интеллектуальная игра. Знакомство с новой
программой.
|
4
2
2
|
2
1
1
|
2
1
1
|
2.
|
«ОБИТАТЕЛИ
ЖИВОГО УГОЛКА»
3. Повторение
основных данных о подопечных животных. Знакомство с новыми животными, их особенностями. Альбомы «Наши питомцы», «Советы
ветеринара». Обзор тем для наблюдений и экспериментов, предлагаемых тем
рефератов. Д/и «Наши подопечные». Общение с животными.
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
«ЖИВОТНЫЙ
МИР ЗЕМЛИ. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ».
4. «Животный мир
Земли» (обзор). Д/и «Кто лишний?», «Звери других континентов в ребусах».
Обзор книг о животных других стран. Представление своей книги.
5. «В царстве белого
безмолвия» (обитатели Арктики и Антарктиды). Кроссворды «Обитатели Арктики и
Антарктиды», «В краю морозном». Ребусы.
6. Просмотр части
в/ф «Обитатели Исландии», «Северная Америка» и др. Обсуждение, сравнение
условий жизни.
7. «Белый скиталец»
(медведь). Просмотр части в/ф «Правда о белом медведе». Ребусы «Какие
животные спрятались в ребусе?». Д/и «Хозяин Арктики».
8. «Кормилец Севера»
(олень). Д/и «От кого зависит жизнь на Севере?». Составление ребусов и
кроссвордов об обитателях северных районов.
9. Поделки из
природного материала «Северный пейзаж». Мини-выставка.
10. «Морские
млекопитающие» (обитатели северных морей). Просмотр части в/ф «Морские слоны»
и «Обитатели морских побережий». Кроссворд «Морские млекопитающие». Оригами
«Морской котик».
11. Конкурс-эрудицион
«В царстве белого безмолвия». Проверка знаний.
12. «Обитатели
Австралии, Африки и Азии» (обзор). Просмотр части в/ф «В мире животных: обитатели
Австралии», «Жизнь в Южной Америке». Обсуждение, сравнение условий жизни.
Кроссворд «Мир живой природы жарких стран».
13. Экскурсия в
Диораму, цирк на выставку экзотических
животных или передвижной зоопарк.
14. «Приматы:
обезьяны и полуобезьяны, руконожки,…». Часть в/ф «Правда об обезьянах».
Викторина «Руконожки». Конкурс-эрудицион «Руконожки».
15. «По тропам
слонов». Отрывки из книг «Про слона», «Слонёнок». Д/и «Путаница». Чайнворд
«Животные». Рисование: настенное панно «заморский пейзаж», «Мамонтёнок».
16. Самостоятельная
работа: заметки о животных; составление ребусов, кроссвордов, головоломок о
животных тёплых стран.
17. «Почему льва
царём зверей назвали?» (о семействе кошачьих). Часть в/ф «Львы», «Львы и
гиены – вечные враги», «Правда о леопарде». Обсуждение. Викторина «Львы и
другие кошки». Д/и «Узнай по описанию».
18. «Рукокрылое
племя» (летучие мыши). Кроссворд «Млекопитающие». Д/и «Кто прячется в
темноте?», «Утверждения: звери Африки и не только».
19. Конкурс-эрудицион
«Обитатели Африки и не только». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
Проверка знаний за 1-е полугодие.
|
32
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
22
1
1
2
1
1
2
1
2
1
2
1
1
2
1
1
2
|
4.
|
«ПОДВОДНЫЙ
МИР»
20. «Подводный мир»
(обзор, особенности среды обитания, классификация обитателей воды). Д/и
«Отгадайте. Ответьте. Запомните», «Подводная среда обитания», «Подводный
мир».
21. Лабораторная
работа «Свойства воды». Опыты, эксперименты с водой.
22. «Обитатели
подводного мира» (обзор). Ребусы «Обитатели воды», «О головоногих моллюсках».
Д/и «Кто или что лишний под водой?», «Пищевые цепочки». Головоломки «Враги
медузы», «Морские гурманы». Кроссворд «Кишечнополостные». Обзор книг о
подводных обитателях.
23. Экскурсия в
«Зоомагазины»: обитатели аквариумов.
24. «Живые фильтры»
(очистители воды). Головоломки «Полезные животные», «Дафнии», «Основные признаки простейших», «Значение
простейших в природе», «Простейшие и рачки», «Лишние картинки», «Кто есть
кто?», «Значение ракообразных в животном мире». Д/и «Определи спасателей»,
«Найди друга», «Очистители воды». Ребусы «О ракообразных».
25. Просмотр части
в/ф «Морские джунгли», «Океан – колыбель жизни», «Голубая бездна», «Вода и
реки». Обсуждение. Равнение с воздушной средой.
26. «Детство - в
воде, зрелость – в воздухе» (водные насекомые). Д/и «Водные насекомые»,
«Узнай по описанию», «Население водоёма», «Водные жители», «Кто в воде
живёт?». Головоломка «Стадии развития насекомых».
27. Творческая
работа: панно из чешуек шишек и другого природного материала «Подводный мир».
Мини-выставка.
28. «Легко ли
плавать, как рыба?». Головоломка «Своеобразная форма тела», «Фасончик и
одежда». Д/и «Легко ли плавать, как рыба?», «Закончите фразу». Викторина
«Знаете ли вы?». Блицтурнир «Рыбные вопросы».
29. Лабораторная
работа «Легко ли плавать, как рыба?».
30. «Гнёзда вьют
рыбы». Д/и «Речные рыбы», «Размножение рыб», «Подумайте!». Викторина «Вопросы
русалки». Головоломка «Зоошутки», «Кто лишний?». «Ихтиологический кроссворд».
31. Самостоятельная
работа: «Рыба – представитель подводного мира».
32. «Дельфины и
киты». Д/и «Водные жители». Кроссворд «Об обитателях воды». Проверочные
карточки «Что вы знаете о дельфинах и китах?». Д/и «Узнай по описанию и раздели»,
«Кто из них …?», «Выберите правильное утверждение», «Вопросы для
размышления». «Песни кита» (аудиозапись).
33. Просмотр части
в/ф «Бродяги океана», «Киты», «Властелины океана», «Правда о горбатом ките».
34. «Зловещие тени
морских глубин» (акулы и глубоководные хищники). Часть в/ф «Хищники:
обитатели дна», «Правда о больших белых акулах», «10 опасных акул».
Обсуждение. Д/и «Я утверждаю …», «10 опасных акул», «Это интересно».
35. Конкурс-эрудицион
«Кто под водой живёт?». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
|
32
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
8
1
1
1
1
1
1
1
1
|
24
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
|
5.
|
«ПТИЦЫ
ДРУГИХ СТРАН И КОНТИНЕНТОВ»
36. «Птицы других
стран и континентов» (обзор). Обзор книг о птицах.
37. «Крылатые
странники» (перелёты птиц). Д/и «Узнай птицу по описанию», «Чьё это гнездо?».
Головоломка «Признаки птиц», «Наши друзья». Сбор семян трав для зимующих птиц
(осенью). Изготовление кормушек (осенью) и скворечников (весной).
38. «Порхающие
самоцветы» (колибри и райские птицы). Часть в/ф «Танец с павлином». Д/и «Кто
что ест?» «Чей клюв?», «Прятки». Аппликация из пёрышек – панно «Райские
птицы»
39. Экскурсия в
«Живой уголок» ЭБЦ. Обсуждение.
40. «Страус».
Кроссворд «Птицы». Д/и «Название какой птицы пропущено?». Творческая работа:
«Страус» из «Киндер-сюрпризов». Мини-выставка.
41. «Пингвин – птица
ли это?». Д/и «Кто лишний?», «Странная птица», «Начни с этой буквы».
Кроссворд «Птицы северных морей».
42. Часть в/ф
«Обитатели побережий», «Обитатели Исландии» и др. Обсуждение. Вопросы о
птицах.
43. Конкурс-эрудицион
«Путешествие по земле и по вершинам». Проверка знаний. Подведение итогов по
теме.
|
16
2
2
2
2
2
2
2
2
|
5
1
1
1
1
1
|
11
1
1
1
2
1
1
2
2
|
6.
|
«НАСЕКОМЫЕ
И ПАУКИ»
44. «Насекомые и
пауки» (классификация, отличительные признаки). Обзор книг о насекомых и
пауках. Представление своей книги. Кроссворд загадок «Насекомые и
паукообразные». Д/и «4 вопроса о насекомых и паукообразных». Д/и «Кто это –
всё насекомые?».
45. «От Монарха до
Портного». Часть в/ф «О цветах, травах и их обитателях» и др. обсуждение. Д/и
«Правда ли что …?». Интеллектуальная игра «Насекомые на ромашке».
46. Экскурсия в
лес «Насекомые – марсиане?».
47. «Тайны
кровожадного скорпиона». Часть в/ф «Микрокосмос». Д/и «В чём ошибка?»,
«Родственники паука». «Насекомые в ребусах».
48. Экскурсия по
городу и в пригород «Невероятные насекомые и пауки с нами рядом».
49. «Термиты». Часть
в/ф «Жизнь в термитнике». Обсуждение. Публикации о жизни термитов. Д/и
«Муравьиные родственники», «Определи по описанию», «Воинственные народ».
50. «Эти симпатичные
пауки». Д/и «У кого, зачем и почему?». Эксперимент «Паук живёт в банке».
«Марсианские насекомые» в рисунках нашей фантазии.
51. Конкурс-эрудицион
«Удивительные насекомые». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
|
20
2
2
4
2
4
2
2
2
|
5
1
1
1
1
1
|
15
1
1
4
1
4
1
1
2
|
7.
|
«УДИВИТЕЛЬНЫЕ
РАСТЕНИЯ»
52. «Удивительные
растения» (обзор). Часть в/ф «Запахи», «О цветах, травах и их обитателях», «Самые
маленькие существа в природе». Д/и «Виды растений», «Что где растёт?»,
«Знаете ли вы?».
53. Поход в лес
«Необычные растения в нашем лесу».
54. «Цветы-хищники» и
«Кого ловит жирянка?». Часть в/ф «Жизнь на болотах». Обсуждение. Вопросы. Д/и
«Веришь – не веришь?». Рисунки «Фантастические цветы».
55. Интеллектуальная
игра «Загадочные и удивительные растения».
56. «Легенда о
дереве-людоеде». Д/и «Что это?». Составление ребусов, кроссвордов,
головоломок о растениях.
57. «Кто в тереме
живёт?» (царство грибов, отличия от животных и от растений). Д/и «Давайте
познакомимся: мы – грибы», «С кем дружат грибы?», «Животные или растения?».
58. Поход в лес «В
царство грибов».
59. Конкурс-эрудицион
«Удивительный мир растений». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
Проверка знаний за 2-е полугодие.
|
20
2
4
2
2
2
2
4
2
|
4
1
1
1
1
|
16
4
1
2
1
1
4
2
|
8.
|
«НА
ЧТО СПОСОБЕН ЧЕЛОВЕК?»
60. «На что способен
человек?» (обзор, повторение). Обзор книг и статей о необычных способностях
человека: физических и умственных. Тест «Дом. Дерево. Человек».
61. Тесты на развитие
творческих способностей. Задания на развитие памяти из книги Виноградовой.
62. «Люди Земли»
(расы, племена, обычаи, вкусы, каноны красоты). Книги, журналы «Вокруг света»
о людях планеты. Обсуждение.
63. Просмотр части
в/ф «На охоте с папуасами», «Обитатели Австралии». Обсуждение. Вопросы о
приспособленности к среде обитания.
64. «Что называется
Божьим даром?» (вундеркинды, индиго, сверхспособности). Тесты на логическое
мышление, пространственное видение. Обсуждение.
65. «Темперамент и
характер». Тесты на самооценку, нравственное воспитание. Обсуждение. Выводы.
66. «Алкоголизм,
наркомания и бранные слова». Обсуждение. Тесты и игры на выявление вредных
привычек из книги Гусева «Тренинг предупреждения вредных привычек».
67. Конкурс-эрудицион
«На что способен человек?». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
|
16
2
2
2
2
2
2
2
2
|
5
1
1
1
1
|
11
1
2
1
2
1
2
1
2
|
9.
|
Практическая
ежедневная работа по уходу за животными «Живого уголка» (дежурные).
|
72
|
72
|
|
10.
|
ИТОГОВОЕ
ЗАНЯТИЕ
|
2
|
2
|
|
ИТОГО:
|
216
|
40
|
176
|
2.3.2 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ:
-
интерес детей программой 3-го года обучения;
-
создание атмосферы сотрудничества.
«Человек
глубоко отличается от других организмов по своему действию на окружающую среду.
Это различие, которое было велико с
самого начала, стало огромным с
течением времени».
В.Вернадский
«Нужно
столетие, чтобы восстановить то, что разрушил за день».
Р.Роллан
Краткое повторение основных тем 1 и 2 годов
обучения. Повторение правил поведения в «Живом уголке», санитарных норм.
Обсуждение наблюдений, сделанных за лето, итогов практической работы по «Живому
уголку» в летний период.
Знакомство с программой 3-го года обучения.
Возможные виды частично-исследовательских работ, темы рефератов, наблюдений.
Новые обитатели «Живого уголка»,
особенности их поведения, вкусов.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Распределение животных для наблюдений.
Распределение дежурств по практическому
уходу за животными.
Отчёт об интересных наблюдениях за лето.
КОНТРОЛЬ:
Вопросы, игра о знаниях санитарных норм,
правил поведения с животными.
Анкетирование.
Экскурсия по «Живому уголку».
РЕЗУЛЬТАТ:
Желание детей заниматься в «Живом уголке»,
в этом коллективе.
Заинтересованность изучением тем 3-го года
обучения.
2.
ОБИТАТЕЛИ «ЖИВОГО УГОЛКА»
ЦЕЛЬ:
-
краткое повторение основных сведений об образе жизни, особенностях поведения
животных «Живого уголка»;
-
закрепление практических навыков по содержанию животных.
«Нужно отказаться
от добрых слов и заниматься добрыми делами».
Гуаньцзы,
философ
Содержание, разведение, уход за животными
«Живого уголка». Особенности образа жизни, привычки, вкусы, индивидуальное
поведение каждого зверька, агрессивность, отношение к вмешательству в их уклад
жизни. Сравнение с экологией животных в естественных условиях. Деградация
физическая и «интеллектуальная» у животных, живущих в замкнутом пространстве
при отсутствии необходимости самим добывать корм, заботиться о строительстве
гнезда, защищаться и т.п.
Влияние изменившегося режима жизни (ночные,
дневные животные), вмешательства человека, постоянного беспокойства на
продолжительность жизни животных в условиях «Живого уголка», на выведение
потомства, на здоровье питомцев.
Значение для здоровья животных и детей
соблюдения санитарных норм, осторожного обращения с беременными животными и
имеющими детёнышей.
Необходимость терпеливого, деликатного,
бережного отношения к животным для избежания возникновения агрессии со стороны
последних.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Наблюдение, анализ, сравнение
общебиологических процессов (брачное поведение самцов и самок, выкармливание и
уход за детёнышами, их рост и развитие до достижения самостоятельности,
выражение рефлексов, приобретение навыков, реакция на изменившиеся условия, на
опасность и т.п.). Проблемные, экспериментальные ситуации.
Заметки, рефераты, стенгазеты.
Зарисовка животных. Выставка рисунков.
Ежедневный практический уход за животными.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление
книги. Работа в библиотеке. Подбор материала для рефератов, для рассказа о
своём питомце.
КОНТРОЛЬ:
Решение кроссвордов, ребусов, заданий
проверочных карточек, вопросов для взаимопроверки, дидактические игры.
РЕЗУЛЬТАТ:
Умение наблюдать, сравнивать,
анализировать, экспериментировать.
Оформлять результаты наблюдений.
Самостоятельность в постановке и решении
проблемы.
Практические навыки по уходу за животными.
3.
ЖИВОТНЫЙ МИР ЗЕМЛИ. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ.
ЦЕЛЬ:
-
расширение представления о разнообразии, экологии, значении животных Земли.
«…во
всех фильмах об Африке, зритель привык видеть, как каждые две минуты хищник
нападает на жертву, гигантские змеи душат людей, а злобных, агрессивных слонов
в последний момент приканчивают метким выстрелом. Но мы, зоологи, можем
показывать животных только такими, какие они есть на самом деле, а не так, как
их принято демонстрировать публике, с целью пощекотать нервы».
Б.Гржимек
Разнообразие. Классификация
(беспозвоночные, позвоночные: хищники, травоядные, копытные и т.д.). Основные
признаки классов: сходство, различия во внешнем виде, приспособленности к среде
обитания.
Функционирование и устойчивость живой
природы. Примерный количественный видовой состав.
Особенность природы северных областей,
Антарктиды и Антарктики. Виды животных, населяющих эти края. Приспособленность
их к среде обитания. Поведение животных в экстремальных условиях.
Зависимость сосуществования животных
разных видов (белый медведь, морские млекопитающие, олени, …). Сравнение жизни
животных холодных краёв с обитателями областей с умеренным климатом, в
частности Вятского края.
Характеристика тропических климатических
зон. Отличие от северных районов. Количественный видовой состав животных
Африки, Австралии, Южной Америки. Условия обитания. Приспособленность животных
к среде обитания (приматы, слоны, львы и другие кошачьи, летучие мыши).
Отличительные черты. Сравнение с другими краями.
Редкие и исчезающие животные.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Сравнение, анализ, выводы по результатам
знакомства с жизнью животных разных климатических зон.
Заметки, рефераты. Поделки из природного
материала. Рисование «заморских» пейзажей. Выставки поделок и рисунков.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление
книги. Подбор материала для рефератов.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление кроссвордов, ребусов,
дидактических игр, вопросов для взаимопроверки, проверочных карточек.
Конкурс-эрудицион «Звери Африки и не только».
ЭКСКУРСИИ:
-
в Диораму на выставку экзотических животных;
-
в передвижной зоопарк.
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«Морские слоны»
- «В мире животных: обитатели Австралии»
-
«Обитатели пустынь и залива Гудзон» -
«Львы и гиены – вечные враги»
-
«Жизнь в Южной Америке»
- «Львы»
-
«Северная Америка» - «Азия»
-
«Правда о белом медведе»
- «Правда о леопарде»
-
«Обитатели морских побережий»
- «Правда об обезьянах»
-
«Обитатели Исландии»
Прослушивание магнитофонных записей
с голосами животных. Определение голоса.
Обсуждение. Анализ. Сравнение. Вопросы.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
понимание значения приспособленности животных к разной среде обитания;
-
представление о богатстве, разнообразии животных планеты;
-
значение взаимозависимости животных для выживания.
4. ПОДВОДНЫЙ
МИР
ЦЕЛЬ:
формирование представления о разнообразии, экологии, значении обитателей
подводного мира.
«Наше будущее – в
океане. Человек должен научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за
их обитателями».
Ж.-И.Кусто
Особенность подводной среды обитания:: плотность,
давление, количество света, наличие кислорода, солёность и т.д.
Эволюция подводных животных. Форма тела.
Строение конечностей, скелета.
Разнообразие подводных обитателей.
Сравнение внешнего вида и образа жизни мелководных и глубоководных животных, обитателей
тёплых и холодных вод. Экологические катастрофы и их влияние на жизнь океана.
Взаимозависимость подводных животных, животных и водорослей. Приспособленность
к среде обитания (очистители воды, рыбы-чистильщики, бактерии, рыбы, дельфины,
акулы, киты, осьминоги).
Красота подводного мира. Обилие красок и
необычных форм жизни. Редкие и исчезающие виды подводных обитателей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Сравнение, анализ, выводы по результатам
знакомства с особенностями подводного мира, разнообразием обитателей водной
среды.
Заметки, рефераты. Поделки из природного
материала. Рисование, аппликация морских пейзажей.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Выбор исследовательской работы. Подбор
материала и оформление результатов наблюдений в форме реферата, отчёта на
занятии.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление ребусов, кроссвордов,
дидактических игр, вопросов для взаимопроверки. Конкурс-эрудицион «Обитатели
морей и океанов».
ЭКСКУРСИИ:
-
по аквариумному залу ЦДЮТ «Радуга»;
-
в «Аквадизайн» ТЦ «Росинка»;
-
в «Мир аквариума» Дом быта.
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«Морские джунгли» - «Правда о
больших белых акулах»
-
«Океан – колыбель жизни»
- «10 опасных акул»
-
«Биолюминесценция: обитатели дна» -
«Бродяги океана»
-
«Голубая бездна» - «Киты»
-
«Вода и реки» -
«Властелины океана»
-
«Хищники: обитатели дна»
- «Правда о горбатом ките»
Прослушивание магнитофонных
записей с голосами подводных обитателей. Определение принадлежности голоса.
Обсуждение. Анализ. Сравнение.
Вопросы.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
представление о разнообразии, приспособленности животных подводного мира;
-
понимание роли каждого животного в экосистеме.
5. ПТИЦЫ ДРУГИХ СТРАН И КОНТИНЕНТОВ
ЦЕЛЬ:
формирование представления о разнообразии, экологии, значении птиц других стран
и континентов.
«…. Могущественной
была на Земле живая природа до тех пор, пока человек не дошёл до цивилизации,
размножился до огромного количества и полностью поработил природу».
Б.Гржимек
Повторение основных признаков класса птиц.
Особенность обитания в арктических и
тропических зонах земного шара. Сходство и различия во внешнем виде, образе
жизни, приспособленности птиц к среде обитания. Особенности поведения
(колибри, пингвины, страусы, пеликаны,
фламинго, альбатросы).
Видовое разнообразие разных климатических
зон. Места гнездования. Значение перелётов. Разнообразие способов питания.
Влияние на численность и поведение птиц
вмешательства человека в экосистему (вырубка лесов, загрязнение территорий,
заселение людьми новых земель, охота и др.).
Редкие и исчезающие виды птиц.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Сравнение. Анализ. Выводы по результатам
изучения информации о птицах других климатических зон. Заметки. Рефераты.
Поделки из бросового материала, птичьих
перьев. Аппликация. Рисование «райских птиц». выставки творческих работ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление
книги. Подбор материала для реферата.
КОНТРОЛЬ:
Решение, составление кроссвордов, ребусов,
вопросов для взаимопроверки, дидактические игры. Конкурс-эрудицион «Путешествие
по вершинам».
ЭКСКУРСИИ:
-
в «Живой уголок» Эколого-биологического центра.
-
в ДТ «Мемориал».
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«Обитатели пустынь и залива Гудзон» - «Жизнь на болотах»
-
«Обитатели морских побережий» - «Обитатели Исландии»
-
«Жизнь в Южной Америке» - «Северная Америка»
- «Танец с павлином» -
«Побережье»
- «В мире животных: обитатели
Австралии» -
«Азия»
- «Сверхъестественное: невиданные
силы животных»
Обсуждение. Сравнение. Анализ.
Вопросы.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
понимание роли птиц в экосистеме, значении приспособленности к разной среде
обитания;
-
представление о разнообразии птиц и зависимости разнообразия от условий
климатической зоны.
6. НАСЕКОМЫЕ И ПАУКИ
ЦЕЛЬ:
формирование представления о разнообразии, экологии и значении насекомых паукообразных.
«Надо воспитать
людей так, чтобы они могли раскрыть душу для всех живых восприятий, сделать её
действенной участницей жизни во всех её проявлениях».
Н.Брюсова
Повторение основных признаков класса
насекомых. Сравнение. Отличительные признаки класса паукообразных. Внешний вид,
поведение, образ жизни, способы размножения, поведения в брачный период,
приспособленность к среде обитания. Хищники и жертвы. Ядовитые и безобидные.
Значение для человека. Редкие и исчезающие насекомые. Разнообразие насекомых и
пауков в разных климатических зонах. Подводные насекомые. Удивительные
насекомые. Синантропные насекомые.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Сравнение. Анализ. Выводы по результатам
знакомства с темой. Наблюдение за поведением насекомых в доме человека и в
природе. Эксперименты. Заметки рефераты.
Рисунки. Поделки. Выставки творческих
работ.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление
книги. Работа над рефератом.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление кроссвордов, ребусов,
вопросов для взаимопроверки, дидактические игры. Конкурс-эрудицион
«Удивительные насекомые».
ЭКСКУРСИИ:
-
в лес «Насекомые-марсиане» (разнообразие внешнего вида);
-
по городу «Насекомые и пауки рядом с нами».
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«Смертоносные существа в городе» (Австралия)
- «Жизнь на болотах»
-
«О цветах, травах и их обитателях»
- «Жизнь в термитнике»
-
«Самые маленькие существа в природе»
- «Пчёлы-убийцы»
-
«Пищевая цепочка в воздухе» - «Богомолы»
-
«Питание птиц» -
«Микрокосмос»
Обсуждение. Сравнение. Вопросы.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
представление о разнообразии, значении, экологии, различии и сходстве насекомых
и пауков;
-
умение наблюдать, сравнивать, анализировать.
7. УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ
ЦЕЛЬ:
формирование представления о разнообразии, экологии, значении, удивительных
особенностях растений других стран и континентов.
«Она и вправду
очень широкая, и вправду очень разная: и холодная, и жаркая, и пустынная, и
кипучая. В ней есть всё: леса, горы, степи, озёра, реки, болота, тундра. И все
горы – особенные. И все цветы – прекрасные …».
П.Сигунов
Разнообразие растительного мира разных
климатических зон Земли. Приспособленность растений к среде обитания. Место в
экосистеме. Значение растений для жизни животных и человека. Взаимосвязь и
взаимозависимость растений, животных, человека.
Влияние на произрастание растений экологического состояния местности.
Симбиоз. Расселение. Легенды, необъяснимые нашему пониманию случаи с
растениями.
Царство грибов. Отличие их от растений и
животных. Сходство. Значение в экосистеме. Ядовитые и съедобные грибы.
Редкие и исчезающие растения. Правила
поведения человека в природе. Адаптация,
мутация в искусственных условиях, «превращение» тропических растений в
комнатные.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Сравнение. Анализ. Выводы по результатам
знакомства с информацией о растениях и грибах. Нахождение тропических растений
в нашей климатической зоне. Сравнение их внешнего вида (размера, цвета) с
представителями, растущими на родине (по литературе).
Наблюдение за ростом и уход за комнатными
растениями.
Заметки. Рефераты.
Составление букетов из живых и засушенных
растений. Выставка цветов. Выставка овощей «Причуды природы». Засушивание
растений для творческих работ.
Сбор семян трав для зимующих птиц и
животных «Живого уголка».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление
книги. Подготовка рефератов. Изготовление альбомов о лекарственных, необычных
растениях.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление кроссвордов, ребусов,
вопросов для взаимопроверки, дидактических игр. Конкурс-эрудицион «Удивительный
мир растений».
ЭКСКУРСИИ:
-
в лес «Необычные растения в нашем лесу»
-
в дендрарий «Гости из других краёв»
-
в Ботанический сад
-
по городу «Удивительная красота вокруг нас»
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«О цветах, травах и их обитателях»
-
«Микрокосмос»
-
«Жизнь на болотах»
-
«Запахи»
-
«Самые маленькие существа в природе»
Обсуждение, сравнение, анализ,
вопросы.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
представление о разнообразии, значении, необычных свойствах растений и грибов;
-
понимание важности для всех живых существ любых растений;
-
умение наблюдать, сравнивать, находить необычное рядом с нами, замечать
красоту окружающего мира.
8. НА ЧТО СПОСОБЕН ЧЕЛОВЕК?
ЦЕЛЬ:
-
формирование представления о разнообразии рас, племён, народов Земли,
разнообразии вкусов, обычаев, взглядов, нравов.
-
нравственное развитие детей.
«Редко
можно было встретить на Земле таких незащищённых существ. Хрупких, совсем
маленьких. Без какой-либо брони, невозможно быть более голым. Ни когтей, ни
острых клыков – неспособных ни нападать, ни защищаться. Они не могли спастись
бегством – ни удрать галопом, ни исчезнуть в волнах, ни улететь в небеса, ни
молниеносно вскарабкаться на дерево; вынужденные прятаться в норах и чащах.
Каким же образом выжить?
Для
этого необходимо было быть исключительно хитрым. Было также выгодно
объединяться и организовываться: в единении сила. Но идеальным средством была
ловкость рук… в итого только те, которые были богаче одарены разумом,
социальным чувством, ловкостью рук, агрессивностью, имели шансы выжить».
Б.Эйвельманс
Повторение основных признаков семейства
Людей. Характеристика физических, интеллектуальных способностей людей. Сходство
и отличие во внешнем виде, в поведении, в приспособленности к среде обитания,
использовании подручных средств в сравнении с животными.
Взаимозависимость человека, животных,
растений.
Люди Земли. Отличительные особенности рас,
обитателей разных климатических зон. Приспособленность к определённой среде обитания.
Вкусы, привычки, взгляды, обычаи, нравы разных народов. Сравнение с нами.
Поведение человека в экстремальных
ситуациях. Проявление сверхвозможностей. Значение для выживания коллективизма,
взаимопомощи, уверенности в своих силах, …
Темперамент и характер. Положительные и
отрицательные черты в поведении человека. Алкоголизм, наркомания, бранные слова
– причины и следствия этих проявлений. Возможные пути изменения себя и
других к лучшему.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Анкетирование. Тестирование: «Потребность в
общении», «Уровень притязаний» по рисункам «Дом», «Дерево», «Человек» (из книг:
Е.И.Рогова «Настольная книга практического психолога». – М.: Владос, 2000. Стр.
126-144; Р.С.Немов «Практическая психология».
– М.: Владос, 2000. Стр. 125, 129; Н.Винокурова «Лучшие тесты на развитие творческих способностей». – М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999). Мониторинг - сравнение с результатами прошлого года.
Консультация психолога, помощь психолога в
обработке результатов тестирования.
Анализ. Выводы по результатам знакомства с
теоретическим материалом. Самоанализ. Дискуссия. Заметки. Сочинения.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Сочинение о себе и о друге. Обзор газетных,
журнальных статей о поведении, жизненных ситуациях, способностях людей.
КОНТРОЛЬ:
-
обсуждение возможных результатов тестов;
-
уровень активности и искренности при обсуждении тем занятий. Обсуждение
жизненных ситуаций. Самоанализ. Конкурс-эрудицион «Твои возможности, человек!».
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«На охоте с папуасами»
-
«Обитатели Австралии»
-
«Катастрофы», «Циклон», «Электричество»
РЕЗУЛЬТАТ:
-
представление о разнообразии рас, народностей; вкусов, обычаев, нравов людей
Земли;
-
понимание важности правильного доброго, справедливого, терпимого отношения к
другим людям, к чужому мнению, вкусам, взглядам, привычкам. Умение наблюдать,
прислушиваться, слушать, распознавать хороших людей, фальшь в отношениях, ложь
и т.п..
9. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УХОДУ ЗА ЖИВОТНЫМИ
«ЖИВОГО УГОЛКА»
ЦЕЛЬ:
-
закрепление практических навыков по уходу за животными;
-
развитие терпимости, понимания, ответственности за жизнь животных.
«Человеческие
проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только
несчастья».
Ф.Энгельс
Закрепление, отработка практических навыков
ухода за животными «Живого уголка»: заготовка травы, сена, веток, подготовка
корма, норма корма, кормление животных; заготовка опила, чистка клеток;
безопасность при общении и обращении с животными во время кормления и приборки;
особенности поведения беременных зверьков и имеющих потомство.
Значение разнообразия и калорийности корма;
значение спокойствия, чистоты клеток для здоровья животных, доверия зверьков к
детям.
Сравнение, наблюдение внешнего вида
животных, экскрементов. Своевременная изоляция заболевших животных, первая
помощь, обращение к ветеринару, обработка клетки.
Соблюдение санитарных норм, правильное
обращение с режуще-колющими предметами, горячим кормом, электроплиткой.
Контроль за поведением младших членов
коллектива объединения, соблюдением чистоты, приборкой; проверка перед уходом
домой запоров в клетках.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
знание и понимание санитарных норм;
-
навыки по уходу за животными;
-
уважение «личной» жизни животных, вкусов, интересов, режима сна, отдыха;
-
определение состояния животного: настроение, здоровье.
ТЕМЫ
НАБЛЮДЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ 3-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.
Отношения
в коллективе крыс при подсаживании
крысы-доминанты.
2.
Поведение
крысы-самца при появлении у самки детёнышей.
3.
Поведение
хомяков (крыс, мышей, свинок) при появлении новых предметов в клетке.
4.
Поведение
разных животных в ответ на внешние раздражители: шум, музыка, яркий свет,
появление посторонних животных.
5.
Реакция
разных животных на человека, недавно причинившего им беспокойство
(злопамятность, осторожность в поведении животных).
6.
Преобладание
окраски у детёнышей по сравнению с окраской родителей.
7.
Форма
тела рыб, движения, значение плавников, хвоста. Дыхание.
8.
Как
рыбы замечают корм? Какой корм предпочитают?
9.
Реакция
рыбок на появление у аквариума человека, на постукивание по стеклу, взмахи рук
у аквариума.
10. Сравнение поведения
птиц: ворон, голубей, воробьёв при появлении человека, животного, на
предлагаемый корм.
11. Реакция голубей (в
«Живом уголке») на подсаживание к ним других голубей: разница в поведении при
появлении самца или самки.
12. Изменение
издаваемых звуков морскими свинками в разных ситуациях: утром при появлении в
помещении людей, реакция на звук открываемой двери, на шелест пакета, при
распространении запахов пищи; днём при общении с детьми, при изменении места
положения, при встрече с другими свинками, крысами, хомяками; вечером – на
протянутые руки детей и т.п.
13. Сравнение
разнообразия пауков на лугу и в тенистом лесу.
14. Места расположения
паутины в помещении.
15. Реакция паука при
прикосновении к паутине человеком, попавшейся мухой.
16. Поведение паука в
закрытой банке с веточкой.
17. Поведение паука при
опасности.
18. Насекомые-вредители,
по следам их жизнедеятельности.
19. Симбиоз и
паразитизм в мире растений на лугу, в лесу, на огороде.
20. Разнообразие водных
растений, насекомых и улиток в проточной чистой и стоячей, загрязнённой воде.
21. Насекомые –
марсиане? Исследование внешнего вида, разнообразия насекомых при помощи лупы.
22. Назначение
различных приспособлений у насекомых (крылья, ворсинки, усики, жала и т.п.).
23. Необычные растения
в нашем лесу, в огороде, на подоконнике.
24. Гости из других
краёв в нашем лесу, в огороде, в домах на подоконниках.
25. Влияние на рост,
цвет, цветение растений изменяющихся условий: температуры, влажности, света,
громкой музыки.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.
С
природой на «ты»
2. Чем дышим?
3. Игры на лесной
поляне.
4. Влияние морского
промысла на экосистему океана.
5. Приспособленность
бездомных собак и кошек (выброшенных на улицу).
6. Последствия
«демографического взрыва» популяций мышей.
7. Влияние на
экосистему сокращения численности мышей.
8. Последствия
уничтожения всех комаров
9. Приспособленность
растений к опылению насекомыми и птицами.
10.
Насекомые
– вредители сельского хозяйства.
11.
В
зимний лес – на лыжах. Что мы можем интересного увидеть?
2.3.3. ЗНАНИЯ,
УМЕНИЯ, НАВЫКИ,
КОТОРЫМИ ДЕТИ
ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ К КОНЦУ 3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Сезонные признаки в
природе.
- Уметь наблюдать,
сравнивать изменения в окружающей среде.
- Умение отображать
увиденное в рисунках, поделках, заметках, рефератах…
- Знать правила
поведения на природе: пожарная безопасность в лесу, охрана редких растений и
животных, правила дорожного движения…
2. Обитатели «Живого
уголка.
- Знания о биологии,
значении, «привычках», «вкусах» обитателей «Живого уголка».
- Правила безопасного
общения с животными.
- Санитарные правила
при уходе за животными.
- Практические навыки
по уходу за животными: заготовка корма, неядовитых веток и трав, заготовка
опила, чистка клеток, кормление животных; значение чистоты в клетках для животных и человека.
3. Животные других
стран и континентов.
- Представление о разнообразии
фауны нашей планеты.
- Понимание
значимости этого разнообразия, взаимозависимости всех видов живой природы.
- Знание о биологии,
значении, видах приспособленности к условиям обитания основных представителей
разных природных зон:
·
Арктики
и Антарктиды (белые медведи, пингвины, ластоногие);
·
Африки,
Австралии, Америки (обезьяны, слоны,
львы и др.).
- Использование
полученных знаний в решении кроссвордов, ребусов, дидактических играх,
викторина, конкурсах…
4. Подводный мир.
- Особенность
среды обитания под водой (влияние на форму тела, приспособления организмов
плотности воды, температуры, наличия кислорода, света).
- Разнообразие форм
жизни подводного мира, значение в экосистеме, экология, приспособленность
животных к среде обитания.
- Взаимосвязь
животных подводной и наземной среды, растений и человека.
- Фантазия,
творчество при работе с природным материалом.
5. Люди Земли.
- Представление
и о разнообразии рас, народностей, племен, населяющих нашу планету.
- Представление о
разнообразии вкусов, привычек, способов приспособленности людей к разным
условиям обитания.
- Представление о
способностях человека, возможностях и зависимости этих свойств от поведения,
образа жизни самого человека.
- Представление о
добре и зле, о дружбе, темпераменте и характере, вредных привычках,
алкоголизме, наркомании и причинах их появления и возможных последствиях.
- Анализ поведения
других и самоанализ в ролевом обыгрывании жизненных ситуаций.
6. Птицы других
стран.
- Знания о
разнообразии и значении каждого вида птиц Земли.
- Представление о представителях
орнитофауны разных континентов, их значении и биологии:
·
колибри
и райские птицы;
·
пингвины;
·
страусы.
- Фантазия и
наблюдательность в поделках про птиц.
7. Насекомые и
пауки.
- Представление
о разнообразии насекомых Земли, их возможностях и приспособленности к среде
обитания.
- Знания о биологии и
значении некоторых видов насекомых:
·
жуки;
·
бабочки;
·
скорпионы;
·
термиты;
·
пауки;
·
клещи.
- Фантазия и
наблюдательность в поделках про насекомых.
8. Удивительные
растения.
- представление
о разнообразии и значении растений Земли.
- Умение наблюдать
находить как вредные, так и полезные растения.
9. Умение самостоятельно работать с
литературой по каждой теме, навыки написания заметок, рефератов.
2.3.4.
ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
ЗА 1-е полугодие
3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
Темы: «Животный мир Земли»;
«Подводный мир».
I.
Выберите правильный ответ:
1. Хобот слона – это:
а) нос
б) нижняя губа,
сросшаяся с носом
в) верхняя губа,
сросшаяся с носом
2. Бивни слона – это:
а) клыки
б) коренные зубы
в) резцы
3. К человекообразным
обезьянам относятся:
а) орангутанг
б) павиан
в) макака
4. Хвост обезьяны –
это приспособление, в основном:
а) к защите
б) к планированию
при прыжках
в) к лазанию по
деревьям
5. У южных видов
животных уши обычно больше, чем у их северных родственников. Это связано с тем,
что:
а) в степях и
пустынях необходим хороший слух;
б) в жарких районах
уши помогают охлаждению тела;
в) положение ушей
является сигналом для других животных.
6. Толстый слой жира
ластоногим необходим для:
а) лучшей
плавучести;
б) теплоизоляции;
в) теплоизоляции и
запаса энергии.
7. Густая грива льву
нужна:
а) для защиты во
время драк;
б) для устрашения;
в) для привлечения
самок.
8. Белый медведь
весит:
а) 500-600 кг
б) 200-300 кг
в) 800-1000 кг
9. К
ластоногим относятся:
а) тюлень;
б)
касатка;
в)
пингвин.
10. На южном полюсе не
водятся:
а) медведи;
б) пингвины;
в) тюлени.
II.
Выберите правильное утверждение.
1. Исполинский кенгуру
рожает детеныша размером 3 см.
2. Крылья рукокрылых –
это выросты кожи.
3. Жирафы
распространены только в Австралии.
4. Подкожный слой жира
дельфинов достигается 50 см.
5. К отряду приматов
относятся только гориллы и орангутанги.
6. Крупные, большие
глаза – признак ночного животного.
7. Самец
императорского пингвина ничего не ест во время выведения потомства 4 месяца.
8. У жирафа и слона
одинаковое количество шейных позвонков.
9. Только у крупных
млекопитающих хорошо развит мозг.
10. Ни один другой
класс, кроме млекопитающих, не кормит детенышей молоком.
III. Выберите правильный ответ.
1. Чье детство
проходит в воде?
а) стрекозы;
б) мухи;
в) кузнечика.
2. Приспособленность
для жизни в воде.
а) панцирь;
б) обтекаемая форм;
в) чешуя.
3. Кому головастик на
обед?
а) личинке стрекозы;
б) комару;
в) лягушке.
4. Кто живет в капле
воды?
а) сувойка;
б) головастик;
в) крап.
5. Что делает с водой
дафния?
а) пьет;
б) фильтрует;
в) перегоняет.
6. Кто грязью
питается?
а) бактерии;
б) моллюски;
в) гамбузии.
7. Может ли жить и
охотиться слепая, хищная рыба?
а) погибнет;
б) вступит в
сотрудничество с рыбкой или актинией;
в) будет охотиться
с помощью эхолокации.
8. Чем отличается
тропический сом от нашего речного?
а) много усов;
б) большой рот;
в) глаза на боку.
9. Какую функцию у рыб
выполняет «боковая линия»?
а) опознавательное
значение;
б) равновесие при
плавании;
в) орган слуха.
10. Бойцовые рыбки
строят гнездо из …
а) водоросли;
б) воздуха;
в) расщелина в
камнях.
IV. Подбери пример
приспособленности к водной среде обитания:
1.
обтекаемая форма а)
морской конек-тряпичник
2.
плоская форма б)
дельфин
3.
светящиеся бактерии в)
паук-серебрянка
4.
домик из воздуха г)
камбала
5.
«рваная» форма тела д)
электрический скат
6.
разряд слабого тока е)
глубоководные рыбы
7.
«Кашель» ж)
осьминог
8.
плавательный пузырь з)
рак-отшельник
9.
много щупалец и)
рыбы
10.сотрудничество
с актинией к) прочищение жабер
V. Заполните
таблицу. К каким семействам относятся животные?
Мартышкообразные
|
|
Человекообразные
|
|
Люди
|
|
Лемуры
|
|
Собакоголовые
|
|
Руконожки
|
1. Горилла.
2. Человек.
3. Мартышка.
4. Шимпанзе.
5. Павиан.
6. Орангутанг.
7. Макака.
8. Галаго.
9. Гамадрил.
10. Чернорукая коата.
11. Руконожка.
12. Золотистая игрунка.
Мартышкообразные
- (3,7)
Человекообразные
- (1,4,6)
Люди
- (2)
Лемуры
- (8,10,12)
Собакоголовые
- (5,9)
Руконожки
- (11)
Оценка
уровня знаний:
-
«Низкий» - меньше 17 баллов
-
«Средний» - от 18 до 35
-
«Высокий» - от 36 до 53
Использованная
литература:
- «Биология животных»
(тесты и задания) Г.И.Лернер. М.,97
- Конспекты занятий
по темам.
ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ
ЗА 2-е полугодие
3-го ГОДА ОБУЧЕНИЯ
По темам: «На
что способен человек?»
«Птицы других стран и
континентов»
«Насекомые и пауки»
«Удивительные растения»
I. Выберите правильный ответ: что лишнее?
1. Данный природой
внешний вид человека:
а)
полнота; б) цвета глаз; в) большой нос; г) аура; д) рост.
2. Возможные условия
жизни человека:
а) безвоздушная
среда; б) пустыня; в) высокогорье; г) Арктика; д) тайга.
3. Положительные
качества характера:
а)
забота; б) пунктуальность; в) жадность; г) вежливость; д)
ответственность.
4. Птицы
распространены на Земле:
а)
везде, кроме полюсов; б)
повсеместно; в) везде, кроме горных
областей.
5. Два пальца на ногах
у птиц:
а) у страуса; б) у пеликана; в) у тукана.
6. Птицы-шалашники;
самцы привлекают самок
а)
строя большие гнезда;
б)
красиво танцуя; в) предлагая
самочке красочные подарки
7. Принимает ли
самец-страус участие в выведении потомства?
а)
нет; б) только охраняет гнездо; в) часто один высиживает и выводит.
8. В каком случае
перечисляются только представители класса паукообразных:
а)
пауки, клещи, клопы; б) пауки,
клещи, скорпионы; в) пауки, клещи,
тараканы.
9. Кто из пауков носит
детенышей с собой?
а) паук-волк; б) паук-птицеед; в) черная вдова.
10. К паразитическим
паукообразным относится:
а)
скорпион; б) чесоточный
клещ; в) каракут.
11. Жалящим органом
скорпиона является:
а)
жало на конце хоботка; б) ядовитый
зуб; в) жало на хвосте.
12. Роль органов
осязания у большинства насекомых играют:
а)
ротовые органы; б) крылья; в) усики и лапки.
13. У кого больше ног?
а)
у богомола; б) у златоглазки; в) у скорпиона.
14. Виды
взаимоотношений между растениями: чередой, репьем, повиликой и человеком и
животными:
а)
нахлебничество; б) паразитизм; в) симбиоз.
15. Цветы-хищники:
а)
львиный зев; б) росянка; в) бегония.
II. Выберите
правильное утверждение:
1. В экстремальной
ситуации силы человека удесятеряются, например: мать может приподнять
автомобиль, чтобы достать из-под него ребенка.
2. Врожденный
энергетический и физиологический запас человека может позволить прожить ему до
800 лет.
3. Наши мысли и слова не могут
влиять на физическое здоровье.
4.
Тело
всех насекомых разделено на голову, грудь и брюшко.
5.
У
пауков 8 простых глазков.
6.
У всех птиц яйца согреваются теплом родителей.
7.
Самец
птицы-носорога замуровывает самку в дупле во время насиживания, оставляя лишь
отверстие для подачи корма.
8.
Императорский
пингвин откладывает лишь одно яйцо и постоянно носит его с собой, согревая
кожистой складкой.
9.
Сок
на дне кувшинки растений-хищников по составу напоминает желудочный сок
человека.
10.
На Мадагаскаре дереву-хищнику местные жители приносят в жертву людей.
III. Поясните:
письменно.
1. О какой
особенности птицы можно узнать по форме клюва? (способ питания)
2. Уничтожение
бегемотов повлекло за собой ряд экологических катастроф. Каких? (заболачивание
полей, уменьшение количества рыбы, распространение ядовитых для человека
водяных насекомых…)
3. Чем объяснить тот
факт, что у многих водяных животных нет ушных раковин? (условиями среды: ухо –
отверстие, закрывающееся складкой кожи при нырянии, чтобы не попадала вода;
лучше обтекаемость).
4. Каким образом звери
получают знания о пище, сохранении жизни… (их учат этому родители).
5. При активной борьбе
человека с комарами снижается количество полезных, ценных пород рыб, меньше
становится птиц. Почему? (многие рыбы питаются личинками комаров, которые
развиваются в воде, а для многих птиц комары – основной корм).
6. Какая из цепей
питания составлена правильно?
а) песец –
заяц-беляк – растения тундры – полярная сова;
б) растения –
насекомые – дрозд – почвенные бактерии;
в) почвенные
бактерии – растения – кролик – ястреб.
Оценка уровня знаний:
-
«Низкий» - до 9 баллов
-
«Средний» - от 10 до 19
-
«Высокий» - от 20 до 28
Используемая литература:
- «Биология животных»
(тесты и задания) Г.И.Лернер, М.,97
- Журнал «Лес и
человек»,92
- Конспекты занятий.
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 3-го года обучения
ТВОРЧЕСКИЙ
|
- стремится к
изучению экологической науки, экологическому просвещению;
- принимает участие
в информировании населения о состоянии окружающей среды;
- умеет найти
решение экологических проблем;
- принимает участие
в охране окружающей среды;
- отличается
высоким пониманием нравственных ценностей.
|
УГЛУБЛЕННЫЙ
|
- обеспокоен
тенденцией нарастания неустойчивости в природе;
- умеет раскрывать
законы связей, на которых основана устойчивость жизни;
- понимает
общепланетарные связи жизни и места в них человеческого общества;
- с интересом
постигает новое из мира живой природы;
- чутко относится
ко всему живому.
|
БАЗОВЫЙ
|
- проявляет к
окружающему игровой интерес;
- отсутствует
потребность в заботе, альтруизме, ответственности;
- прослушивает теоретический
материал, но не проявляет интереса к самостоятельному изучению литературы.
|
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНЕНИЕ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 5. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ; Блочная схема изучения
теоретического материала; ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ; ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 9. ПРИЛОЖЕНИЕ: МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ, РАЗНЫМ ВИДАМ ЗАНЯТИЙ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий