Однажды ко мне в гости пришла подруга,
мама очень симпатичного семилетнего мальчугана. Провозившись полдня с моими
малышами, которым в то время было около года, она покидала наш дом в
состоянии, близком к эйфории: «Такое удовольствие держать их на руках! А мой, -
вздохнула подруга, даже обнять себя не дает, не то что приласкать... Прямо
беда! Неласковый растет...»
Если мы оглянемся вокруг, то обнаружим
сотни разочарованных родителей, которые, желая обнять своих милых крошек, вдруг
однажды обнаруживают, что объект их привязанности без всякого энтузиазма
относится к этой «слабости» взрослых. Особенно остро реагируют на подобное
открытие мамы: они куда больше отцов склонны поддаваться иллюзии, что всю жизнь
будут обладать очаровательным малышом, желающим, чтобы его постоянно держали
на руках... И вдруг
вчерашний младенец начинает уворачиваться от родительских объятий,
воспринимая их как посягательство на личную свободу! Неласковый ребенок?
Отнюдь!
Даже если вам повезло настолько, что ваш
малыш любит, чтобы его обнимали и целовали, это везение долго продолжаться не
может. Наступает время, когда он начинает активно возражать против подобного
обращения. Что и рождает у родителей чувство обиды. Происходит это потому, что
очень часто мы находимся в плену распространенного заблуждения, полагая: наше
привычное выражение любви детям - единственно доступное и нужное им в любом возрасте.
И забываем, что даже самые «неласковые» дети в наших родительских чувствах
очень и очень нуждаются. Они хотят, чтобы мы с ними играли, гуляли, интересовались
их приключениями и идеями.
Давайте запомним: с ребенком, у которого в
определенном возрасте (у каждого он свой) пропадает потребность в маминых
объятиях и поцелуях, ничего страшного не происходит. Его чувства к родителям
вполне нормальны! А вот если вы сами способны проявлять любовь к детям
исключительно с помощью физических ласк, не в порядке что-то именно с нами...
Если наш ребенок настойчиво уклонятся от такого общения, можно найти немало
возможностей иных проявлений родительской любви. И в первую очередь - уделять
малышу по возможности столько внимания, сколько он требует. Иными словами -
постепенно переводить ваши отношения на уровень чисто человеческий,
товарищеский... В «трудном» подростковом возрасте это очень пригодится...
Конечно, и здесь нельзя «перегибать
палку». Если вы слишком рано и резко начнете общаться с ребенком «на равных»,
есть риск потерять в его глазах родительский авторитет. Как же определить ту
грань, не переходя которой вы добьетесь гармоничных отношений, в одинаковой
степени удовлетворяющих обе стороны - вас и детей? Определиться в этой
ситуации вам наверняка поможет предлагаемый тест.
1.
Ваш ребенок требует переключить
телевизор с фильма, который вы смотрите, на программу рок-музыки. Что вы
делаете?
а) выполняете
просьбу и слушаете рок-музыку вместе;
б) отвечаете,
что придется подождать, пока закончится фильм;
в) обещаете
купить ему портативный телевизор;
г) записываете фильм на видео, а ему позволяете
смотреть рок-шоу.
2.
Вы видите в своих детях:
а) людей,
равных вам;
б) тех,
кто может помочь вам пережить заново свою молодость;
в) маленьких
взрослых;
г) тех,
кто постоянно нуждается в ваших полезных советах.
3.
Какую прическу вы носите?
а) которая
больше всего вам подходит;
б) которая
отвечает последней моде;
в) которая
копирует прическу популярной рок-звезды;
г) которая
близка к стилю вашего сына или дочери.
4.
Поговорим о вашем возрасте:
а) знают
ли дети, сколько вам лет;
б) вы
предпочитаете не подчеркивать разницу в возрасте между собой и ими и «не
признаваться»;
в) скрываете
свой возраст от детей;
г) настаиваете
на том, что знаете больше, потому что старше.
5.
Как вы одеваетесь?
а) подражаете
стилю «звезды», любимой сыном или дочерью;
б) следуете
их стилю;
в) выбираете
одежду, которая больше всего соответствует вашему возрасту и стилю;
г) следуете
молодежной моде, потому что так чувствуете себя моложе.
6.
Ваш ребенок-подросток вдел в ухо
серьгу или сделал невероятную с вашей точки зрения стрижку. Вы:
а) посчитаете,
что это его дело;
б) станете
над ним подшучивать;
в) скажете,
что это модно, опасаясь, что он сочтет вас старомодным;
г) купите
такую же серьгу или сделаете такую же стрижку, дабы составить ему компанию.
7.
Ребенок включает музыку на полную
громкость. Вы:
а) затыкаете
уши ватой и занимаетесь своими делами;
б) уменьшаете
громкость;
в) миритесь
с происходящим молча;
г) говорите,
что это потрясающе, даже если «музыка» бьет вас по голове.
8.
При споре с детьми:
а) редко
говорите, что они ошибаются, опасаясь, как бы вас не отвергли вовсе;
б) соглашаетесь
изменить позицию, убедившись, что дальнейший спор бесполезен;
в) оставляете
за ними последнее слово, поскольку жизнь ведь так коротка;
г) признаете,
что дети правы, если они действительно сумели это доказать.
9.
Дети пригласили в гости сверстников.
Вы:
а) предоставляете
их самим себе;
б) составляете
им компанию, стремясь держаться на равных;
в) спрашиваете
гостей, считают ли они своих родителей такими же веселыми, как вы;
г) ни
во что не вмешиваетесь, но даете понять, что вы рядом на случай, если
потребуетесь.
10.
Дети самостоятельно собираются на
дискотеку. Вы:
а) не
удивляетесь, поскольку вам там действительно нечего делать;
б) печалитесь,
так как хочется потанцевать вместе с ними;
в) обижаетесь,
что они не хотят разделить досуг с вами;
г) расстраиваетесь,
поскольку готовились к такому случаю, дабы пощеголять в обтягивающих джинсах
и прочих модных аксессуарах.
11.
Если вы пытаетесь подчеркнуть,
что не старше своих детей, почему это делаете:
а) чтобы
быть с ними в хороших отношениях;
б) пытаетесь
сократить разницу в возрасте;
в) считаете,
что это поможет дольше удержать всех членов семьи вместе;
г) потому
что это для вас естественно.
12.
В отношениях с детьми вы:
а) ведете
себя с ними как со взрослыми;
б) обращаетесь
как с маленькими;
в) стараетесь
быть их приятелем;
г) ведете
себя так, как это ожидается от родителей, строго соблюдая дистанцию между
собой и детьми.
ПОДСЧИТАЙТЕ ОЧКИ:
13.
№
|
А
|
Б
|
В
|
Г
|
1
|
3
|
0
|
2
|
1
|
2
|
3
|
2
|
1
|
0
|
3
|
0
|
2
|
1
|
3
|
4
|
1
|
3
|
2
|
0
|
5
|
2
|
3
|
0
|
1
|
6
|
0
|
1
|
2
|
3
|
7
|
1
|
0
|
2
|
3
|
8
|
3
|
1
|
2
|
0
|
9
|
1
|
3
|
2
|
0
|
10
|
0
|
2
|
1
|
3
|
11
|
3
|
2
|
1
|
0
|
12
|
2
|
1
|
3
|
0
|
Результаты:
25-36 очков. Вы переигрываете, взяв на себя роль приятеля собственных детей, ставя их на
одну доску с вами. У большинства подростков по этой причине, как считают
эксперты, подспудно возрастает нервозность. Вашим детям недостает руководства.
Вам - понимания, что с разницей в возрасте ничего не поделаешь, и осознания,
что именно вы должны обеспечить своим детям чувство перспективы, дать ощущение
надежности и, соответственно, помочь осознать им свое место в жизни.
24-14 очков. Похоже, ваши дети так и не знают в точности, как
им следует держаться с вами. Вы то пытаетесь потакать им, то входите в
традиционную «родительскую» роль. Рано или поздно наступит момент, когда вам
понадобится настоять на чем-то крайне важном, а в ответ вы рискуете встретить
неповиновение... Лучше всего не заходить далеко в роли «приятеля» и явить
детям образец зрелого и ответственного поведения. И пусть вас не беспокоит,
что дети станут меньше любить вас: последовательность принесет прекрасные
плоды!
13 - 0 очков. Так держать! Вы идете в правильном направлении, но не увлекайтесь чересчур
своей родительской ролью и не берите всю ответственность за судьбу детей на
себя! Вы прекрасно понимаете, что родитель может быть понимающим другом, но не
должен становиться зависимым и подражающим собственным детям приятелем. Иногда
вы поддаетесь соблазну уступить им? Между вами изредка бывают размолвки? Ничего
страшного. Зато они наверняка любят вас и, главное, видят в вас человека
любящего и надежного.
Юлия БОГДАНОВА, психолог. Из газеты.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий