ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
для детей 9-13 лет,
рассчитана на 4 года обучения
2.2. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ
2.2.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
ЦЕЛЬ:
знакомство с экологией растений и животных Вятского края; с возможностями
человека; совершенствование навыков по уходу и наблюдениям за животными.
ЗАДАЧИ:
Ø
Обучающие:
-
Формирование
основ экологических знаний, умений, навыков о животных и растениях Вятского
края;
-
Обогащение
личного опыта воспитанников конкретными представлениями о природе путём
систематических наблюдений;
-
Формирование
практических навыков и умений по уходу за животными.
Ø
Развивающие:
-
Развитие
наблюдательности, активности и целенаправленного восприятия окружающего мира;
-
Способствование
развитию самостоятельности, ответственности за принятие решений.
Ø
Воспитательные:
-
Воспитание
эмпатии;
-
Воспитание
коммуникабельности, уважения чужого мнения, образа жизни;
-
Формирование
умения контролировать свои негативные эмоции.
№
п/п
|
Название
темы
|
Часы
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
||
1.
|
Вводные
занятия.
|
4
|
2
|
2
|
2.
|
Обитатели
«Живого уголка».
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
Взаимосвязь
в живой природе.
|
32
|
7
|
25
|
4.
|
Сокровища
Вятской природы. Звери.
|
36
|
10
|
26
|
5.
|
Птицы
Вятского края.
|
18
|
5
|
13
|
6.
|
Шестиногие
друзья и враги (насекомые).
|
16
|
5
|
11
|
7.
|
Растительный
мир Кировской области.
|
18
|
4
|
14
|
8.
|
На
что способен человек?
|
16
|
5
|
11
|
9.
|
Практическая
ежедневная работа по уходу за животными «Живого уголка».
|
72
|
72
|
|
10.
|
Итоговое
занятие.
|
2
|
2
|
|
Итого:
|
216
|
39
|
177
|
№
п/п
|
Название
темы, занятия
|
Часы
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
||
1.
|
ВВОДНЫЕ
ЗАНЯТИЯ.
1. Обсуждение
особенностей занятий на базе «Живого уголка» (правила безопасности в
обращении с животными). Кроссворд «Если хочешь быть здоров». Повторение
основных тем прошлого года. Общение с животными.
2. «Экология» - как
наука. Наш дом - Земля». Цели, задачи, новшества. Альбомы «Окружает нас живой
мир», «Экологический вестник». Конкурс-эрудицион «Передвижение, упряжь и
дорога» (ПДД). Интеллектуальные задания. Знакомство с новой программой.
|
4
2
2
|
2
1
1
|
2
1
1
|
2.
|
«ОБИТАТЕЛИ
ЖИВОГО УГОЛКА»
3. Повторение
основных сведений об обитателях «Живого уголка», распределение животных для
наблюдений, тем рефератов. Рассказ о своём домашнем любимце. Анимационные
рисунки.
|
2
|
1
|
1
|
3.
|
«ВЗАИМОСВЯЗЬ
В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»
4. «Взаимосвязь в
живой природе» (обзор, классификация, виды защиты, приспособленности). Д/и
«Виды живой природы».
5. Обзор книг и
статей с интересными случаями о животных. Свои истории.
6. «Ничто
человеческое им не чуждо». Д/и «Ничто человеческое им не чуждо». Д/и «Друзья
природы». Наблюдение за отношениями среди животных.
7. Экскурсия по
городу «Поведение животных в условиях города».
8. «На старте жизни»
(врождённый инстинкт и приобретённые навыки). Д/и «На старте жизни», «Папа,
мама,…». Кроссворд «Мир живой природы».
9. Просмотр части
в/ф «Детство животных».
10. «Опыт жизни». Д/и
«Кто так делает?». Д/и «Выбери правильное утверждение». Наблюдения.
11. Творческое
занятие «Пластилиновый зоопарк». Мини-выставка. Пантомима.
12. «Дело вкуса». Д/и
«Пищевые цепочки», «Кто чем питается?». Эксперименты с животными. Наблюдения.
13. Просмотр части
в/ф «Хищники: охотники поневоле» и «Животные в зоопарке». Обсуждение.
Сравнение.
14. «Вся аптека под
ногами» (самолечение под ногами). Д/и «Нужное лекарство». Альбом
«Лекарственные растения».
15. Экскурсия в ЭБЦ.
16. «Животные –
целители». Альбомы «Четвероногие целители» и «»Хвостатые психотерапевты».
Кроссворд «Животные-целители».
17. Интеллектуальная
игра «Друзья живой природы» + дискуссия о своём поведении.
18. Заметки о
наблюдаемых животных для стенгазеты «Летопись «Живого уголка». Отчёты,
выступления с рефератами, результаты наблюдений, экспериментов.
19. Конкурс-эрудицион
«Мир животных». Проверка знаний. Подведение итогов по теме. Проверка знаний
за 1-е полугодие.
|
26
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
8
1
1
1
1
1
1
1
|
18
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
2
2
|
4.
|
«СОКРОВИЩА
ВЯТСКОЙ ПРИРОДЫ. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ».
20. «Сокровища
вятской природы» (обзор). Альбом загадок о природе. Д/и «Правда и что …?».
Книга «Сокровища вятской природы».
21. Экскурсия в
«Краеведческий музей».
22. «Животные
Кировской области», редкие, исчезающие звери. Ребусы «Животные Вятского
края». «В ребусе названия млекопитающих Вятского края».
Обзор книг о зверях вятского леса.
Представление своих любимых книг.
Личный опыт общения со зверями.
23. «Кунье племя нашей страны». Викторина «Звери
нашего леса». Кроссворд «О куньих». Просмотр части в/ф «Норка» и «Обитатели
СНГ». Обсуждение.
24. «Рыжая
проказница» (лиса). Д/и «Что мы знаем
о зверях?», кроссворд «Лисичка со скалочкой».
25. Поделки из
природного материала «Звери из шишек, желудей, …». Мини-выставка.
26. «Серый
разбойник». Ребус «Звери вятского леса». Викторина «Санитар леса».
27. Просмотр части
в/ф «Хищники: охотники поневоле». Обсуждение.
28. «Какие разные
медведи!». Д/и «О ком речь?», «Узнай медведя».
29. Просмотр части
в/ф «Царство русского медведя». Обсуждение.
30. «Типичная кошка
величиной с собаку» (рысь). Кроссворд «Млекопитающие».
31. Интеллектуальная
игра «Классификация и приспособленность животных Вятского края».
32. «Лесной акробат»
(белка) и «Хитрый бурундук». Книга «Хитрый бурундук». Д/и «Узнай зверя по
описанию».
33. Экскурсия в лес –
«В поисках следов лесных зверей».
34. «Заяц или
кролик», «О бобрах и не только». Книга «Чудесная лодка». Д/и «Найди пару!»,
«Звери в клетке». Кроссворд «О тех, кто у воды живёт».
35. Рисунки «Звери
вятского леса». Мини-выставка. Экологическая сказка.
36. «Быстроногое
племя» (копытные). Викторина «Олени, лоси и не только». Кроссворд
«Быстроногое племя».
37. Конкурс-эрудицион
«Звери Вятского леса». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
|
40
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
|
10
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
|
30
1
2
1
1
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
1
2
|
5.
|
«ПТИЦЫ ВЯТСКОГО
КРАЯ»
38. «Птицы Вятского
края» (обзор, редкие, исчезающие птицы). Кроссворд «В зимние холода». Д/и
«Путаница – птицы Вятского края». Д/и «Что мы знаем о птицах?» и «Чей клюв?».
Книга «Птицы – наши друзья». Прослушивание магнитофонной записи «Голоса
птиц». Обзор книг о птицах. Представление своей книги.
39. «Обыкновенный
воробей». Альбом «Из жизни воробьёв». Альбом загадок «Кто это?». Д/и «Узнай
птицу по описанию». Ребусы «Птицы Вятского края». Д/и «Прятки: птицы Вятского
края».
40. Экскурсия в лес
«Следы птиц на снегу».
41. «Ворона-проказница
и мудрый ворон». Д/и «Вопросы о
птицах». Кроссворд «Кто рядом с человеком живёт?». Д/и «Птицы в клетке».
Интеллектуальная игра «Кто рядом с человеком живёт?» + конкурс рисунков.
42. «Таинственная
кукушка». Кроссворды «Лесные пернатые», «Класс птицы: Вятский край».
Головоломка «Улетают …». Д/и «Кто лишний?».
43. Поход в лес «За
песней жаворонка».
44. «Интересный
объект исследования» (голубь). Викторина «Всё о голубях». Д/и «Кто что ест?»,
«Какое слово попущено?», «Узнай птицу по описанию гнезда», … Просмотр части
в/ф «Охотники поневоле: пищевая цепочка в воздухе», «Питание птиц», «Сигналы
и звуки». Обсуждение.
45. Конкурс-эрудицион
«Наши соседи – птицы». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
|
18
1
2
2
2
2
4
2
2
|
5
1
1
1
1
1
|
13
1
1
2
1
1
4
1
2
|
6.
|
«ШЕСТИНОГИЕ
ДРУЗЬЯ И ВРАГИ» (НАСЕКОМЫЕ)
46. «Шестиногие –
наши враги и друзья» (классификация, полезные и вредные по отношению к
человеку). Викторина «Шестиногие – наши друзья и враги». Д/и «У кого, зачем и
почему?». Головоломка «Памятник пчеле». Обзор литературы о насекомых.
47. Просмотр части
в/ф «Микрокосмос» и «О цветах, травах и их обитателях». Обсуждение. Рисунки
«Насекомые на лугу». Мини-выставка.
48. «Кровожаден и
вездесущ» (комар). Кроссворд-головоломка «Насекомые». Д/и «Что мы знаем о
насекомых?», «В чём ошибка?».
49. Экскурсия в поле
«Дружба растений и насекомых».
50. «Необыкновенная
амуниция» (муха). Ребусы «Знакомые незнакомцы». Д/и «Муха и комар. Узнай по
описанию». Кроссворд «Насекомые». Аппликация из природного материала.
Мини-выставка.
51. «Как живёшь,
гусеница?» (бабочки). Рисунки «Живые цветы». Мини-выставка. Головоломки
«Признаки насекомых», «Роль насекомых в природе».
52. «Не велик, но
опасен» (клещ). Головоломка-лабиринт «Насекомые – переносчики болезней».
Кроссворд «Насекомые и пауки». Просмотр части в/ф «Смертоносные существа в
городе». Обсуждение.
53. Конкурс-эрудицион
«Насекомые нашего края». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
|
16
2
2
2
2
2
2
2
2
|
5
1
1
1
1
1
|
11
1
2
1
2
1
1
1
2
|
7.
|
«РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
54. «Растительный мир
Кировской области». Исчезающие и редкие растения. Альбом загадок «Что где
растёт?». Д/и «Виды растений». Викторина «Дерево лесных тайн». Просмотр части
в/ф «Жизнь на болотах». Обсуждение.
55. «Зелёный крест»
(охрана растений). Кроссворд «Мир растений». Викторина «Лесные тайны». Д/и
«Найди помощника». Творческая работа «Панно из листьев». Мини-выставка.
56. Экскурсия по
городу «Знакомые растения».
57. «Растения, в
путь!» (способы расселения). Д/и «Чей лист?», «Мы – цветы. Кто лишний?», «Кто
красиво так цветёт?». Час
поэзии: поэты о временах года. Конкурс стихов.
58. Экскурсия в
Дендропарк «Гости из других краёв».
59. «Лесная аптека».
Альбом «Лекарственные растения. Кроссворд «Лекарственные растения». Рисунки
«Наши спасители». Мини-выставка.
60. Поход в лес «Чай
из лесной аптеки».
61. Конкурс-эрудицион
«Что мы знаем о растениях?». Проверка знаний. Подведение итогов по теме.
Проверка
знаний за 2-е полугодие.
|
18
2
2
2
2
2
2
4
2
|
4
1
1
1
1
|
14
1
1
2
1
2
1
4
2
|
8.
|
«НА ЧТО СПОСОБЕН
ЧЕЛОВЕК?»
62. «На что способен человек?». Альбом загадок «Знаешь
ли ты себя?». Альбом «Твои возможности, человек!». Тестирование по рисункам и
тренировка развития памяти. Обсуждение.
63. Тесты и тренинги
на развитие творческих способностей и логическое мышление. Обсуждение.
64. «Мы – часть
природы». Альбом «Человек и природа». Д/и «Человек – часть природы».
Тесты на эмпатию и психологическую
зрелость. Рисование себя, своей семьи, друга. Что наши рисунки говорят о нас?
Тест «Автопортрет». Обсуждение.
65. «Глаза – зеркало
души». Тест на агрессивность Басса-Дарки. Обсуждение. Просмотр части в/ф «Катастрофы», «Циклон»,
«Электричество». Обсуждение.
66. «Мы все вампирим
понемногу». Рисуночный тест «Несуществующее животное». Обсуждение. Тесты из
книги «Готовимся к школе».
67. Самостоятельная
работа: сочинение о друге и о себе. Рисунки «Мой портрет» для стенгазеты «Наш
клуб». Оформление газеты.
68. «Что такое
дружба, друг?». Викторина по сказкам «Дружба сказочных героев». Представление
своего друга, сочинения. Ролевая игра – жизненные ситуации о дружбе.
69. Конкурс-эрудицион
«Твои возможности, человек!». Проверка знаний. Подведение итогов по
теме.
|
16
2
2
2
2
2
2
2
2
|
5
1
1
1
1
1
|
11
1
2
1
1
1
2
1
2
|
9.
|
Практическая
ежедневная работа по уходу за животными.
|
72
|
72
|
|
10.
|
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ.
|
2
|
2
|
|
ИТОГО:
|
216
|
39
|
177
|
2.2.3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.
ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ:
- заинтересованность детей продолжением
обучения по программе «Мир живой природы»;
- создание атмосферы сотрудничества.
«Гармония, это
когда в природе человек находит соответствие своей душе».
М.М.Пришвин
Краткое повторение основных тем первого
года обучения, правил поведения в «Живом уголке», Доме творчества, санитарных
нормах.
Знакомство с программой 2-гогода обучения.
Новости в области экологии по газетным
статьям, об охране природы Вятского края.
Нежелательность изымания из природы мелких
животных для содержания дома и в «Живых уголках». Высокая смертность животных,
оторванных от привычной среды обитания, от общения с себе подобными, в условиях
неволи, часто антисанитарных, тесных клетках.
Знакомство с новыми обитателями «Живого
уголка», особенностями их характера, поведения, вкуса.
Высказывания детей о прошедшем лете, об
интересных наблюдениях.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Распределение животных для наблюдений.
Оставление графика дежурных по «Живому
уголку».
Экскурсия по «Живому уголку».
Отчёт о наблюдениях за лето.
КОНТРОЛЬ:
Кроссворд «Если хочешь быть здоров»
(санитарные правила).
РЕЗУЛЬТАТ:
Желание детей заниматься в «Живом уголке»,
в этом коллективе.
Заинтересованность изучением тем 2-го года
обучения.
2.
ОБИТАТЕЛИ «ЖИВОГО УГОЛКА»
ЦЕЛЬ:
-
краткое повторение содержания темы «Обитатели «Живого уголка»»;
-
закрепление практических навыков по уходу за животными.
«Быть человеком –
это чувствовать свою ответственность… Сознавать, что кладя свой кирпич, и ты
помогаешь строить мир».
Антуан де
Сент-Экзюпери
Условия содержания животных в «Живом
уголке». Видовое разнообразие. Особенности каждого вида животных.
Характеристика поведения животных, вкусов, привычек, отношения к вмешательству
человека в их уклад жизни.
Возможные виды наблюдений, экспериментов.
Темы рефератов.
Значение для здоровья животных спокойствия,
чистоты клеток, правильного питания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Наблюдение за поведением животных «Живого
уголка» (анализ, сравнение, проблемные ситуации).
Заметки для «Летописи «Живого уголка».
Зарисовка животных. Поделки. Выставки рисунков, поделок.
Уход за животными (ежедневно, дежурные).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Обзор литературы, альбомов об обитателях
«Живого уголка». Представление книги. Выбор темы реферата. Рассказ о своём
любимце.
КОНТРОЛЬ:
Кроссворды, ребусы, дидактические игры,
проверочные карточки. (на выбор).
РЕЗУЛЬТАТ:
Соблюдение правил общения и обращения с
животными.
Эмпатийность по отношению к животным.
Практические навыки по уходу за животными.
Умение наблюдать, анализировать,
сравнивать, делать выводы, ставить проблему и решать её.
3.
ВЗАИМОСВЯЗЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
ЦЕЛЬ:
формирование представления о значении врождённых инстинктов и приобретения
навыков, опыта жизни для выживаемости в разной среде обитания.
«»Вы
что думаете – писать умеют только люди? Пишут все: звери, птицы, рыбы, но
каждый пишет по-своему.
Зайцы
– лапами. Прыг-скок – вот и буква, скок-скок – вон и вторая. И потянется,
запетляет строчка по белой книге. Читай, коли умеешь. Здесь, под лиственницей,
заяц лежал, там, в кустах закусывал прутьями ивы. А дальше… дальше
росомаха закусывала зайцем…
Пишут
все, каждый по-своему. Птицы – крыльями, ногами, клювом; нерпа – ластами и
брюхом; рыбы – плавниками и головой.
Всё
живое на земле торопится написать о себе
летопись».
П.Сигунов
Врождённый инстинкт (на примере насекомых и
млекопитающих). Приобретённые навыки. Значение ответственности родителей за
воспитание потомства. Опыт жизни. Приспособленность животных к изменяющимся
условиям обитания. Разумность выбора поведения, образа жизни, эволюции разных
видов животных и человека
Самолечение животных. Из истории освоения
человеком лекарственных природных средств через наблюдение за самолечением
животных. Из истории животных и человека, последствия.
Животные-целители. Влияние животных на
здоровье, образ жизни людей. Животные в доме человека.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Наблюдение, сравнение, анализ поведения
животных. Искусственные проблемные ситуации, эксперименты. Наблюдение за
воспитанием детёнышей, изменением поведения новоиспечённых родителей. Рост,
развитие потомства. Различие вкусов, характеров, отношений в коллективе
животных (в одном гнезде по отношению к соседям).
Рисунки, поделки, заметки для «Летописи
«Живого уголка»», рефераты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор, представление
книги. Рассказ о своих наблюдениях.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление кроссвордов, ребусов,
вопросов для взаимопроверки.
Проверочные карточки. Дидактические игры. Конкурсы-эрудиционы
«Ничто человеческое им не чуждо», «Звери за партой».
ЭКСКУРСИИ:
-
В «Живой уголок» Эколого-биологического центра;
-
В Дом творчества «Мемориал».
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«Детство животных»;
-
«Животные в зоопарке»;
-
«Сверхъестественное: невиданные силы животных»;
-
«Хищники: охотники поневоле»;
Обсуждение,
сравнение, анализ.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
осознание значимости процесса воспитания, ответственности родителей для
выживания;
-
значение эволюции в живом мире;
-
понимание взаимосвязи животных, человека, экосреды.
1.
СОКРОВИЩА
ВЯТСКОЙ ПРИРОДЫ. МЛЕКОПИТАЮЩИЕ
ЦЕЛЬ:
знакомство с разнообразием животного мира Вятского края, его ролью и значением.
«Человек и природа.
Сейчас, как никогда, мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся
без нас, а вот мы без неё – нет. И ещё: природа не может сама себя погубить.
Погубить её можем только мы, люди. Так как же важно при таком положении внушить
людям, убеждать людей – с самого детства! – необходимости гуманного, любовного
отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму».
Н.Сладков
Особенности климатической зоны.
Разнообразие природных ресурсов. Высота окружающей родной природы.
Природопользование. Охрана окружающей среды.
Редкие и исчезающие животные. Разнообразие
видового состава животных. Ценность млекопитающих. Разделение по способу
пропитания: травоядные, грызуны, хищники, всеядные.
Основные представители класса млекопитающих
(семейство куньих, лиса, волк, медведь, рысь, белка, бурундук, заяц, бобр,
олени, лоси, косули). Образ жизни приспособленность к среде обитания значение в
экосфере и для человека (охотоводство).
Взаимосвязь живой и неживой природы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Наблюдение, нахождение следов
жизнедеятельности для диких животных в пригороде, в лесу, в дендропарке:
сравнение, анализ, выводы.
Поделки из природного материала. Рисунки
животных, пейзажей, заметки, рефераты.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление
книги. Обработка результатов наблюдений.
КОНТРОЛЬ:
Составление и решение кроссвордов, ребусов,
дидактических игр, вопросов для взаимопроверки. Конкурс-эрудицион «Звери
Вятского края».
ЭКСКУРСИИ:
-
по пригороду (следы жизнедеятельности диких животных, влияние на их жизнь
близости цивилизации);
-
в лес;
-
в дендропарк;
-
в Краеведческий музей.
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«О волке»;
-
«Хищники: охотники поневоле»;
-
«Норка»;
-
«Обитатели СНГ»;
-
«Царство русского медведя».
Обсуждение,
анализ, вопросы.
Прослушивание
аудиозаписи с голосами диких животных. Определение голоса животного.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
понимание роли животных в экосистеме;
-
представление о богатстве, разнообразии и красоте природы родного Вятского
края.
2.
ПТИЦЫ
ВЯТСКОГО КРАЯ
ЦЕЛЬ:
формирование представления о разнообразии, значении, экологии птиц родного
края.
«Весна
– пора чудес. Весной даже маленькие пушистые зайчики лазают по деревьям.
Вылезут и сидят, слушая, как звенят жаворонки. Не верите? Посмотрите на вербу.
Весной
птицы поют. Поют в честь первых капелей, первых ручьёв, первых проталин. Весной
всё первое: листья, травы, цветы. Первые бабочки. Первые шмели. Нет угомона
весенней радости. Звонкими, перебойными хорами прославляют птицы жизнь».
П.Сигунов
Повторение основных признаков класса птиц.
Богатство, разнообразие видов птиц Вятского края. Основные семейства. Значение
птиц в экосистеме. Влияние на поведение и образ жизни птиц близость
цивилизации.
Синантропные птицы (подробнее: воробей,
ворона, кукушка, голубь, синица). Места поселений. Сообщества. Виды
гнездований. Выведение потомства. Перелётные и оседлые птицы. Значение
синантропных птиц в борьбе с вредителями садов и огородов, сельского и лесного
хозяйства. Привлечение птиц к жилищу человека. Виды скворечников и кормушек.
Редкие и исчезающие виды птиц. Охрана птиц.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Наблюдение за синантропными птицами: в
зимний период способы питания, выживаемость; характерные особенности
строительства гнёзд в весенний период. заметки. Рефераты. Рисунки птиц.
Выставка рисунков.
Изготовление скворечников (весной),
кормушек (осенью).
Сбор семян трав для зимующих птиц (осенью).
Изготовление альбома о птицах.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой о птицах. Составление
кроссвордов, ребусов, вопросов для взаимопроверки, проверочных карточек.
КОНТРОЛЬ:
Дидактические игры, кроссворды, ребусы,
конкурс-эрудицион «Наши соседи – птицы».
ЭКСКУРСИИ:
-
в лес «Следы птиц на снегу»;
-
по городу «Кто прилетает в гости к нам?» (зимующие птицы);
-
в поле «За песней жаворонка»;
-
по городу «Поведение птиц при строительстве гнезда».
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«Охотники поневоле: пищевая цепочка в воздухе»;
-
«Питание птиц»;
-
«Животные защищаются»;
-
«Хвосты, лапы и зубы»;
-
«Сигналы и звуки»;
-
«Друзья и враги змей».
Обсуждение,
сравнение, анализ. Вопросы.
Прослушивание
магнитофонной записи с голосами птиц. Определение принадлежности голоса.
Сравнение.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
умение наблюдать, определять, сравнивать, обобщать полученные сведения о птицах;
-
представление о богатстве, разнообразии, значении птиц родного края;
-
желание охранять и помогать птицам.
1. ШЕСТИНОГИЕ ДРУЗЬЯ И
ВРАГИ
ЦЕЛЬ:
формирование представления о разнообразии, значении, экологии насекомых родного
края.
«Есть
важное направление деятельности людей науки – живая природа. Жизнь чрезвычайно
сложна и многообразна. Вместе с тем надо помнить, что всё в природе соединено
тончайшими связями. И поэтому исследование природы должно идти комплексно –
так, чтобы не нарушать этих связей; надо постигать природу, не разрушая её, а
сохраняя и улучшая».
М.Келдыш
Повторение, закрепление основных признаков
классов насекомых и пауков. Сходство. Различие во внешнем виде, в поведении.
Полезные и вредные, по отношению к человеку, насекомые. Вредители садов и
огородов, вредители и защитники лесов.
Насекомые-хищники. Насекомые – враги
насекомых и наши друзья (оса-сколия, наездники и др.). Образ жизни.
Повадки. Особенности поведения.
Взаимоотношения с человеком. Место в экологической нише.
Взаимосвязь в экосистеме. Способы
размножения. Этапы превращения. Более подробно: комар, муха, бабочка, пчела,
клещ.
Редкие и исчезающие насекомые. Охрана
насекомых.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Наблюдение за насекомыми города, луга,
леса. Разнообразие. Взаимоотношения с другими насекомыми, с растениями, с
человеком.
Энтомологическое наблюдение за охотой,
размножением, появлением потомства, развитием наездников, бабочек-капустниц.
Способ питания бабочки.
Рисунки. Аппликация из природного материала.
Заметки. Рефераты. Отчёт о наблюдениях.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Представление книги.
Обзор. Подготовка рефератов.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление ребусов, кроссвордов,
дидактических игр, проверочных карточек, вопросов для взаимопроверки.
Конкурс-эрудицион «Насекомые рядом с нами».
ЭКСКУРСИИ:
-
по городу «Кто там маленький такой?»;
-
в поле «Дружба растений и насекомых»;
-
на луг «Обитатели луга»;
-
в лес «Где зимовала жужелица?».
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«Обитатели СНГ»;
-
«Царство русского медведя»;
-
«Микрокосмос»;
-
«Смертоносные существа в городе»;
-
«О цветах, травах и их обитателях»;
-
«Жизнь на болотах»;
-
«Самые маленькие существа в природе».
Обсуждение,
сравнение, анализ. Вопросы.
Прослушивание
магнитофонной записи с голосами насекомых. Определение принадлежности голоса.
Сравнение.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
представление о разнообразии, пользе, экологии, значении, биосфере насекомых
родного края;
-
умение наблюдать, сравнивать, анализировать информацию, делать выводы.
2. РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
КИРОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕЛЬ:
формирование представления о разнообразии, значении, экологии растений
Кировской области.
«Я один. Я слышу,
как бьётся мой пульс.
Я вижу, как тихо
качаюсь от ударов.
Я слышу дыхание
лилового колокольчика.
Я его люблю. Он
связан со мной.
И через любовь мою
к цветку я связан со всем великим миром».
М.М.Пришвин
Обобщение, дополнение имеющихся у детей
знаний о растениях родного края. Редкие и исчезающие растения. Охрана растений.
Фитология. Лекарственные растения.
Апитерапия.
Способы расселения, размножения растений.
Роль растений в биоценозе, во взаимосвязи с
животными, с человеком. Влияние цивилизации на видовое разнообразие, на
ценностные качества растений.
Болезни растений. Питание растений.
Эстетика.
Неодинаковые условия (свет, влага, почва)
для роста разных видов растений. Луговые и лесные растения. Различия во внешнем
виде, в устройстве цветка, цвете, росте. Взаимосвязь с опылителями.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Определение по внешнему виду некоторых
лекарственных растений.
Нахождение их в лесу и в черте города.
Способы приготовления лекарственного чая.
Нахождение в природе примеров расселения
растений. Значение для расселения размножения растений, животных и человека,
ветра и насекомых.
Составление букетов из живых и засушенных
растений. Основы аранжировки. Выставки цветов.
Поделки из природного материала. Рисование
под музыку цветов, пейзажей.
Поэтический час о природе.
Сбор лекарственных трав для «Живого
уголка».
Засушивание цветущих растений для
творческих работ.
Наблюдение за ростом и уход за комнатными
растениями.
Выставка овощей «Морковкины страдания»,
«Причуды природы».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Работа с литературой. Обзор. Представление
книги. Изготовление альбомов о лекарственных и ядовитых растениях.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление кроссвордов, ребусов,
дидактических игр, проверочных карточек; игра «Угадай по вкусу» (чай из
лекарственных трав); конкурс-эрудицион «Что мы знаем о растениях?», игра «Плоды
осени».
ЭКСКУРСИИ:
-
по ЦДЮТ «Радуга» «Что у нас растёт?»;
-
по городу «Знакомые растения»;
-
в лес «Чай из лекарственных трав»;
-
в дендропарк «Гости из других краёв».
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«О цветах, травах и их обитателях»;
-
«Жизнь на болотах»;
-
диафильм «Растения и условия их жизни».
Обсуждение,
сравнение, анализ.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
нахождение лекарственных растений в природе (определение по внешнему виду);
-
понимание значения растений в природе и охране их;
-
развитие эстетических чувств, фантазии.
3. НА ЧТО СПОСОБЕН
ЧЕЛОВЕК?
ЦЕЛЬ:
-
формирование представлений о физических и психологических возможностях
человека, влияния его деятельности на окружающий мир;
-
понимание добра и зла, нравственности, ответственности…
«Человек – дело рук
природы,
он существует в
природе,
он подчинён её
законам».
П.Гольбах
Человек – часть природы. Человек полностью
зависим от природы. Влияние деятельности человека на природу, на равновесие в
биосфере.
Сходство и различия в строении тела, в
организации жизни. Образе жизни, питании, поведении, коллективизме,
взаимопомощи человека и животных.
Физические и психологические возможности
человека в нормальных и экстремальных ситуациях. Способы их развития и причины
деградации человека. Вредные привычки и влияние их на здоровье человека, на
последующие поколения. Нравственные качества человека. Понятие о добре и зле,
ответственности, альтруизме, дружбе, взаимопомощи. Отражение внутреннего
состояния человека на внешности, на здоровье, на межличностные отношения, на
судьбу (из книг: Р.С.Немов «Практическая психология», М., Владос, 2000;
Е.И.Рогов «Настольная книга практического психолога», М., Владос, 2000).
ПРАКТИЧЕСКАЯ
ЧАСТЬ:
Анкетирование, тестирование по рисункам:
«Автопортрет», «Несуществующее животное», «Дерево», «Дом» и др. Тесты на
психологическую зрелость: «Стремитесь ли Вы к совершенству?», «Насколько Вы
ответственны?»; на логическое мышление и развитие памяти (по книге
Н.Винокуровой «Лучшие тесты на развитие творческих способностей» - М.:
АСТ-ПРЕСС, 1999).
Почти ролевая игра «Что такое дружба,
друг?».
Дискуссия, обсуждение, анализ.
Игра «Знаешь ли ты себя?».
Обсуждение содержания альбома «Твои
возможности, человек?».
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ
РАБОТА:
Сочинение о себе и о друге. Обзор,
обсуждение газетных, журнальных статей о поведении, жизненных ситуациях,
способностях людей. Изготовления альбома.
КОНТРОЛЬ:
Карточки
с ситуациями о дружбе. Викторина «Дружба сказочных героев».
ПРОСМОТР
ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
-
«Катастрофы»;
-
«Таинственный подземный мир»;
-
«Циклон»;
-
«Электричество».
Обсуждение
поведения людей в экстремальных ситуациях, проявление чувств, возможностей.
Диафильмы:
-
«Хрюк на ёлке»;
-
«Сказка о потерянном времени»;
-
«Как Хома страшную историю рассказывал»;
-
«Два жадных медвежонка».
Обсуждение
нравственных качеств героев.
Магнитофонная
запись «Настроение» (смех, плач, детские крики…). Обсуждение.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
Знание этических норм, правил поведения.
-
Умение оценивать, сравнивать способности и поведение своё и других людей.
-
Самоуважение и уважение окружающего мира, понимание взаимозависимости.
9. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО УХОДУ ЗА ЖИВОТНЫМИ
«ЖИВОГО УГОЛКА»
ЦЕЛЬ:
-
закрепление практических навыков по уходу за животными;
-
развитие эмпатийности, ответственности, деликатности.
«Мудр тот, кто
знает не многое, а нужное»
Эсхил
Закрепление, отработка практических навыков
ухода за животными «Живого уголка»: подготовка корма, норма корма, кормление
животных, заготовка опила, чистка клеток; безопасность при общении и обращении
с животными во время кормления и чистки клеток; особенности поведения
беременных зверьков и имеющих детёнышей.
Значение разнообразия и калорийности корма,
значение спокойствия, чистоты клеток для здоровья животных, для отсутствия у
них агрессивности по отношению к детям.
Первая медицинская помощь животным.
Значение соблюдения санитарных правил,
безопасного обращения с электроплиткой, ножом, горячим кормом для здоровья
детей.
КОНТРОЛЬ:
Наблюдение
за правильным поведением детей во время практической работы, своевременный
совет в трудной ситуации.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
отсутствие травм, ожогов, порезов, укусов при уходе за животными;
-
понимание состояния животного, тактичное, терпеливое отношение;
-
переход игрового интереса к животным к познавательному.
10. ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ЦЕЛЬ:
-
благодарность наиболее активным, заинтересованным, заботливым, ответственным
детям в течение 2-го года обучения;
-
заинтересованность продолжением обучения в «Живом уголке».
Обсуждение достигнутых результатов.
Стимулирование отличившихся хорошим поведением, добротой, ответственностью,
пунктуальностью во время занятий по программе 2-го года обучения. Вручение
грамот, подарков.
Выставка лучших работ: рефератов, поделок,
рисунков, стенгазет.
Обсуждение направлений деятельности,
наблюдений во время летних каникул.
Обзор тем программы 3-го года обучения,
видов наблюдений, экспериментов.
РЕЗУЛЬТАТ:
-
эмоциональность, удовлетворённость достигнутыми результатами;
-
желание продолжать занятия в «Живом уголке», самостоятельно расширять знания о
природе.
ТЕМЫ
НАБЛЮДЕНИЙ В ТЕЧЕНИЕ 2-ГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.
Влияние
нашего вмешательства на выведение хомяками (крысами, мышами) потомства.
2.
Поведение
самок крыс (хомяка) при подсаживании в клетку чужого детёныша при отсутствии
потомства и при наличии своих детёнышей.
3.
Реакция
взрослого самца крысы при появлении в клетке молодого самца (самки).
4.
Поведение,
звуки, выделения, аппетит при ухаживании самца морской свинки за самкой.
5.
Поведение,
проба корма новорождёнными детёнышами морской свинки.
6.
Изменение
поведения, реакции на людей малыша морской свинки с течением времени.
7.
Следы
жизнедеятельности диких животных в окрестностях города и в лесу.
8.
Какие
растения предпочитают посещать пчёлы и бабочки в дневное время?
9.
Разнообразие
обитателей луга.
10. Где зимовала гусеница?
11. Приспособления и
способы передвижения насекомых.
12. Охота, размножение,
появление потомства, развитие наездника, бабочки-капустницы.
13. Способ узнавания
съедобной пищи, выбор пищи бабочкой.
14. Кто там маленький
такой у нас под ногами – первые насекомые весной в городе.
15. Поведение мухи в
замкнутом пространстве и на открытой местности.
16. Предпочтительный
выбор мухами корма из предложенных.
17. Разнообразие
окрасок бабочек и места их дислокации.
18. Предпочтение
растений разными видами гусениц.
19. Песни жаворонка и
других птиц в поле, лесу и в черте города.
20. Следы птиц на снегу
(разнообразие следов, кому принадлежат, что они делали на снегу).
21. Поведение птиц в
гнездовой период: взаимоотношения, виды строительного материала для гнезда,
особенность гнёзд, места их расположения.
22. Сравнение поведения
воробья и синицы при подкармливании.
23. Разнообразие
растений на лесной поляне, в лесу и в черте города.
24. Форма цветков, цвет
у растений в лесу и на лугу.
25. Состояние растений,
растущих в разных условиях (на солнце, в тени, на влажной почве, у дороги и т.
п.).
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ
ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.
Чем
лечат себя звери?
2.
И
красота и польза (о растениях).
3.
Санитары
леса.
4.
Забота
о потомстве у разных животных.
5.
Значение
домашних животных для существования человека.
6.
Лес
– как среда обитания животных.
7.
Животные
– обитатели луга.
8.
Способы
расселения растений.
9.
Кошка
в нашем доме.
10. Птичья столовая.
11. Птицы – звено в
экологической цепи.
12. Мышь – наиважнейшее
звено в пищевой цепи животных.
13. Значение врождённых
инстинктов и приобретения навыков.
14. Значение различных
вкусов травоядных, обитающих в одном ареале.
15. Животные –
целители.
2.2.3. ЗНАНИЯ,
УМЕНИЯ, НАВЫКИ,
КОТОРЫМИ ДЕТИ
ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Сезонные признаки в
природе.
Умение наблюдать,
сравнивать изменения в окружающей среде.
Умение отображать
увиденное в рисунках, поделках.
Знать правила
поведения на природе: пожарная безопасность в лесу;
охрана редких растений и животных, правила
дорожного движения.
2. Обитатели «Живого
уголка».
Знания о биологии,
значении, «привычках», «вкусах» обитателей «Живого уголка».
Правила безопасного
общения с животными.
Санитарные правила
при уходе за животными.
Практические навыки
по уходу за животными: заготовка корма, веток, травы (съедобные и ядовитые),
заготовка опила, чистка клеток; значение
чистоты в клетках для животных и для животноводов.
3. Животные Кировской
области.
Представление о
разнообразии фауны Вятского края.
Понимание
значимости этого разнообразия, взаимозависимости всех видов живой природы.
Знания о биологии,
значении основных представителей вятской фауны:
- семейство куньих;
- лисы;
- волки;
- медведи;
- рыси;
- белка;
- бурундук;
- еж;
- заяц;
- бобер, выдра
- олени, лоси, косули
Использование
полученных знаний в решении кроссвордов, ребусов, дидактических игр.
4. Взаимосвязь в живой
природе.
Представление о
разнообразии видов живой природы, значении каждого вида…
Аналогия в
поведении животных и человека, образе жизни, организации труда, коллективном
сотрудничестве.
Способы
приспособленности живых организмов к среде обитания.
Представление о
рефлексах и навыках, обучаемости детенышей.
Представление о
способах самолечении животных и видах влияния животных на здоровье, настроение
людей.
Фантазия,
наблюдательность, терпение, навыки при работе с бумагой («Оригами»),
пластилином – поделки зверюшек из бумаги и пластилина.
5. Человек.
Представление о
возможностях человека и способах их использования.
Представление о
значении дружбы, любви, взаимопомощи.
Представление о
полезных и вредных привычках человека, о врожденных и приобретенных
способностях, навязчивости и энергетическом вампиризме.
Анализ и самоанализ
при тестированиях, ролевые игры.
6. Птицы – рядом с
нами.
Представление о
разнообразии и значении птиц Вятского
края.
Знания о биологии и
значении основных представителей орнитофауны нашего края:
- воробей;
- ворона, ворон;
- кукушка…
Знания о значении и
способах насиживания птенцов, видах гнезд…
Умение замечать,
анализировать поведение местных птиц, знать приметы по поведению птиц.
7. Насекомые:
Знания о некоторых
полезных и вредных насекомых, значении как тех, так и других в природе (комар,
клещ, муха, муравей).
Умение видеть и
наблюдать за «мелочью» под ногами.
8. Растения.
Иметь представление
о разнообразии и значении растительного мира Вятского края.
Знания о
лекарственных и ядовитых растениях, значении тех и других в природе.
Представление о
способах расселения и размножения растений.
9. Понимание важности
чтения книг о природе и не только.
Умение читать книги
и пересказывать прочитанное.
Умение наблюдать за
природой и отображать это в заметках и в своих рассказах о животных, природе.
2.2.4.
ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
за первое полугодие
2-го года обучения
Конкурс-эрудицион «Звери Вятского леса»
(по темам: «Сокровища
Вятской природы», «Взаимосвязь в живой природе»)
Условия
игры:
1
тур – по картинкам; за правильный ответ – жетон;
2
тур – работа с карточками, учитывается количество правильных ответов.
I тур. «Признаки
внешнего вида». Часть 1.
№
п/п
|
Вопрос
|
№
карточки
|
Картинка
|
1.
|
У
кого на ушах кисточки?
|
6
|
Рысь
|
2.
|
Кто
надежно защищен?
|
5
|
Еж
|
3.
|
Самый
большой зверь.
|
1
|
Медведь
|
4.
|
У
кого лес на голове?
|
4
|
Лось
|
5.
|
У
кого белый кончик хвоста?
|
7
|
Лиса
|
6.
|
Самый
незаметный зверек.
|
8
|
Мышь
|
7.
|
Кто
два раза в году свой цвет меняет, но не белка?
|
2
|
Заяц
|
8.
|
Самый
красивый и безобидный зверек?
|
3
|
Белка
|
9.
|
Из
шкуры какого зверя шились королевские мантии?
|
9
|
Соболь
|
I тур. «Особенности
поведения». Часть 2.
№
п/п
|
Вопрос
|
№
карточки
|
Картинка
|
1.
|
Ночной
топтун.
|
5
|
Еж
|
2.
|
Дикая
кошка.
|
6
|
Рысь
|
3.
|
Кто
по земле редко ходит?
|
3
|
Белка
|
4.
|
Кто
всех-всех боится?
|
8
|
Мышь
|
5.
|
Чьих
следов зимой не увидишь?
|
1;5
|
Еж,
медведь
|
6.
|
Кто,
удирая запутывает следы?
|
2
|
Заяц
|
7.
|
Кого
на снегу хвост выдает?
|
9
|
Соболь
|
8.
|
Кто
мышкует?
|
7
|
Лиса
|
9.
|
Кто
из-под снега зимой корм выкапывает?
|
4
|
Лось
|
Кто
лишний по рядам?
Верхний
ряд – медведь – хищник.
Средний
ряд – лось – травоядный.
Нижний
ряд – мышь – добыча, основная еда соседей.
II тур. «Выберите
правильный ответ»
1. Кто из
перечисленных животных ведет полуводный образ жизни:
а) выхухоль б) суслик в) бабочка
2. Нутрия живет в
местах, где водоемы не промерзают, потому что:
а) у нее не
постоянная температура тела;
б) она строит норы
под водой;
в) лед затрудняет
добычу подводных растений.
3. В охране прежде всего
нуждаются
а) северный олень б) барс в) белка
4. Самым
распространенным промыслом животных у нас в стране является:
а) соболь б) белка в) ондатра
5. Кто у нас ведет поземный образ жизни
а) землеройка б) ёж в) крот
6. Кто из
перечисленных животных не относится к грызунам?
а) заяц б) хомяк в) мышь
7. Копытные пасутся
стадами, так как:
а) они рождают
много детенышей;
б) так легче
защищаться от врагов;
в) в стаде легче
найти корм;
8. В любой стране
созданы законы по охране животных для того, чтобы:
а) размножить
больше животных;
б) регулировать
охоту на животных;
в) вообще запретить
охоту на животных и их отлов;
9. По какому признаку
легко узнать насекомоядных?
а) по характеру их
пищи;
б) по
мордочке-хоботку;
в) по наличию игл,
вместо шерсти;
10. Какие из органов
чувств помогают рукокрылым?
а) зрение; б) обоняние; в) слух.
III тур. «Выбери
правильное утверждение!»
1. У грызунов
самозатачивающиеся резцы.
2. Бе6лка не относится
к грызунам.
3. Многие грызуны –
распространители заразных болезней.
4. Хвост бобра
выполняет рулевую и терморегуляционную функцию.
5. Иглы ежа –
видоизмененная шерсть.
6. Наиболее развитым
из всех органов чувств у всех млекопитающих является зрение.
7. Землеройки, кроты и
ежи относятся к отряду насекомых.
8. От количества
растительноядных животных зависит количество хищников.
9. Между животными
одного вида нет конкуренции за условия среды.
10. Самка семейства
куньих может родить детеныша через год после спаривания.
ОЦЕНКА УРОВНЯ
ЗНАНИЙ:
-
«Низкий» - меньше 20; - «Средний» –
от 21 до 30; - «Высокий» –от 31 до 41.
Использованная
литература:
- «Биология животных»
(тесты и задания) Г.И.Лернер, М., 97
- Конспекты занятий
по темам.
ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
за 2-е полугодие
2-го года обучения
I. Викторина по
темам:
- «Взаимосвязь в
живой природе»
- «На что способен
человек?»
- «Птицы Вятского
края»
- «Шестиногие друзья
и враги: насекомые и пауки»
- «Растения Кировской
области»
-
№
|
Вопрос
|
Ответ
|
1.
|
Какими
рождаются зайчата, слепыми или зрячими?
|
Зрячими
|
2.
|
Какой
зверек живет всю жизнь слепым?
|
Крот
|
3.
|
Кто
может прожить, ничему не учившись у родителей?
|
Насекомые,
пресмыкающиеся, земноводные
|
4.
|
Зачем
зверенышам играть?
|
Во
время игры изучают территорию, запоминают места для удачного нападения или
укрытия от врагов. Учатся ловкости охотиться или защищаться.
|
5.
|
В
каких условиях может жить человек?
|
Везде,
где есть воздух, вода и пища.
|
6.
|
Что
из перечисленного человеку «не по зубам»? черви, металл, насекомые, растения,
звери…
|
Металл
|
7.
|
Как
называются люди, после общения, с которыми мы чувствуем головную боль,
усталость, приближение болезни?
|
Энергетический
вампир.
|
8.
|
Необходимые
условия взаимной дружбы
|
Верность,
доверие, внимательность, взаимопомощь, доброжелательность…
|
9.
|
С
помощью человека, в основном на кораблях, эта птичка расселилась по всему
свету.
|
Воробей.
|
10.
|
Куриный
родственник.
|
Глухарь,
тетерев, перепел, куропатка.
|
11.
|
Помощник
в борьбе с мышами, особенно зимой.
|
Сова,
филин, сычик.
|
12.
|
Бездомовая,
«безответственная», но очень полезная птица.
|
Кукушка.
|
13.
|
Исчезнет
это вредное насекомое и в реках станет мало многих видов рыб.
|
Комар,
личинка комара – корм для рыб.
|
14.
|
Организация
жизни этого насекомого напоминает общество человека.
|
Муравей,
у них есть специальности, как и у человека: рабочие, солдаты, охранники,
няньки, кладовщики, пастухи…
|
15.
|
Он
очень мал, почти невидим, но укус его может привести человека к смерти
довольно быстро.
|
Клещ
таежный.
|
16.
|
Если
это насекомое не уничтожать, то очень скоро оно заполнит весь земной шар.
|
Муха.
|
17.
|
Какое
растение обеззараживает воду из лужи?
|
Черемуха.
|
18.
|
Какое
растение появляется первым и без листьев?
|
Мать-и-мачеха.
|
19.
|
Какое
растение лечит раны, останавливает кровь?
|
Подорожник.
|
20.
|
Какое
растение обогревает нас, поит целительным соком?
|
Береза.
|
II.
Заполните таблицу:
расселите представителей видов живой природы по клеткам (домикам): 1. Дятел. 2.
Морковь. 3. Куропатка. 4. Куница. 5. Заяц. 6. Саранча. 7. Бабочка. 8. Дуб. 9.
Горох. 10. Роза. 11. Жук. 12. Сирень. 13. Муха. 14. Кузнечик. 15. Летучая мышь.
Растения:
Овощ, цветы, дерево,
куст
|
Животные:
Звери, птицы,
насекомые
|
III. Что лишнее?
1. Тюльпан, лилия, горох,
ромашка, фиалка.
2. Река, озеро, море,
пруд, лужа.
3. Тополь, береза, сирень,
липа, осина.
4. Курица, петух,
индюк, орел, гусь.
5. Куница, лось, жираф,
рысь, белка.
6. Соловей, скворец,
кукушка, утка, беркут.
7. Дождь, снег, сырость,
град, морось.
8. Быстрый,
осторожный, ловкий, вкусный, пугливый.
9. Муха, пчела, бабочка,
кузнечик, стрекоза.
10. Муравей, паук,
божья коровка, тля, таракан.
IV. Кто это? Наши одним словом.
1.
Окунь, карась - рыбы.
2.
Лето, зима - времена года.
3.
Огурец, помидор - овощи.
4.
Сирень, орешник - кустарники.
5.
Июнь, июль - летние месяцы.
6.
День, ночь - время суток.
7.
Слон, муравей - животное.
8.
Дерево, цветок - растения.
9.
Ель, сосна - хвойные деревья.
10.Бабочка,
муравей - насекомые.
ОЦЕНКА
УРОВНЯ ЗНАНИЙ:
-
«Низкий» - меньше 25,
-
«Средний» - от 26 до 40,
-
«Высокий» - от 41 до 55.
Используемая
литература:
1. «Биология
животных», Г.И.Лернер, М.,97.
2. Конспекты занятий
по темам.
3. Тест по методике Амтхауэра
(на логическое мышление, готовность к школе).
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ 2-го года
ТВОРЧЕСКИЙ
|
- умеет применять
информацию в практических условиях;
- умеет найти
решение проблемных ситуаций;
- есть понимание
количественных закономерностей в природе;
- понимает механизм
природы;
- понимает
опасность природных катастроф и свой «вклад» в это;
- стремится к
сохранению биологических видов и среды их обитания;
- принимает участие
в природно-охранных мероприятиях;
- разбирается в
понятиях нравственно-эмоциональных качеств, стремится к
самосовершенствованию.
|
УГЛУБЛЕННЫЙ
|
- есть желание
изучения новых тем о животных, наблюдения, анализа поведения животных;
- знает, как
взаимодействуют со средой отдельные организмы;
- понимает свою
неразрывную связь с природой;
- с уважением
относится ко всему живому;
- понимает
необходимость искусственной регуляции численности животных одного вида в
условиях «Живого уголка»;
- отличает поступки
людей по поведению: «Хорошо» – «Плохо».
|
БАЗОВЫЙ
|
- что-то слышал,
что-то умеет, но не хочет применять свои усилия ни в практической работе, ни
в получении новых знаний, ни в применении старых;
- присутствует лишь
игровой интерес к животным. Как к живым игрушкам;
- нет
самостоятельного стремления к получению новых знаний;
- понимает значение
сохранения природных богатств.
|
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНЕНИЕ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 5. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ; Блочная схема изучения
теоретического материала; ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ; ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 9. ПРИЛОЖЕНИЕ: МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ, РАЗНЫМ ВИДАМ ЗАНЯТИЙ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий