ПРОГРАММА
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ
В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
для детей 9-13 лет,
рассчитана на 4 года обучения
1.
ПРОГРАММА ПО ГОДАМ
ОБУЧЕНИЯ.
2.1. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
2.1.1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ.
ЦЕЛЬ: знакомство с
образом жизни, приспособленностью и значением в природе и для человека домашних
и синантропных животных, растениями рядом с человеком; получение практических
навыков ухода за животными на примере обитателей «Живого уголка».
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
-
Формирование
основ экологических знаний о животных: обитателях «Живого уголка», домашних и
синантропных.
Развивающие:
-
Развитие
познавательного интереса.
-
Привитие
бережного отношения к животным и растениям.
-
Способствование
развитию логического и образного мышления.
Воспитательные:
-
Воспитание
правильного поведения в природе, в общении с животными.
№
п/п
|
Название
темы
|
Часы
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
||
1.
|
Вводные
занятия.
|
4
|
1
|
3
|
2.
|
Обитатели
«Живого уголка».
|
19
|
4
|
15
|
3.
|
Взаимосвязь
в живой природе.
|
17
|
4
|
13
|
4.
|
Кто
с человеком живёт?
|
12
|
3,5
|
8,5
|
5.
|
Птицы
и насекомые.
|
9
|
2,5
|
6,5
|
6.
|
Растительный
мир.
|
8
|
2
|
6
|
7.
|
Помощь
в практической работе по уходу за животными «Живого уголка».
|
72
|
72
|
|
8.
|
Итоговое
занятие.
|
1
|
1
|
|
Итого:
|
144
|
17
|
127
|
№
п/п
|
Название
темы, занятия
|
Часы
|
||
Всего
|
Теория
|
Практика
|
||
1.
|
ВВОДНЫЕ
ЗАНЯТИЯ.
1. «Экология» - как
наука. Окружает нас живой мир». Кроссворд «Если хочешь быть здоров», обзор
альбомов «Окружает нас живой мир», «Экологический вестник».
2. Обзор тем,
входящих в программу 1-го года обучения. Распределение животных для
наблюдений. ППБ, санитарные правила. Входная анкета. Экскурсия по «Живому
уголку» и «Аквариумному залу».
3. «Белка в авоське»
(нужно ли это?). истории из книги «ХХ век. Хроника необъяснимого. Эти
загадочные животные».
4. Конкурс-эрудицион
«Передвижение, упряжь и дорога» (ПДД).
|
4
1
1
1
1
|
1
0,5
0,5
|
3
0,5
1
0,5
1
|
2.
|
«ОБИТАТЕЛИ
«ЖИВОГО УГОЛКА»»
5. «Экология
животных». (Значение в природе и для человека. Пути выведения новых пород
животных, лабораторных форм. Классификация. Эволюция. Сообщества. Среда
обитания.). Обзор альбомов «Наши домашние животные», «Советы ветеринара»;
книг «Домашний зоопарк», «Домашний зооуголок» и др. Особенность занятий в
«Живом уголке»: правила проведения наблюдений, экспериментов. Обзор тем
наблюдений, экспериментов. Кроссворд «Обитатели «Живого уголка»».
6. Отряд «Грызуны»:
Хомяки. Кроссворд «О ком заботятся дети?». Наблюдения.
7. Часть в/ф
«Питание птиц» (мыши и хомяки – основа пищевой цепи). Обсуждение.
8. «Морские свинки».
Кроссворд «Куда спешат звери?». Наблюдения. Эксперименты.
9. Экскурсия в
Д/т «Мемориал».
10. «Мыши». Д/и
«Найди ошибку». Наблюдения.
11. Часть в/ф «Самые
маленькие существа в природе». Обсуждение.
12. «Крысы». Ребусы
«Обитатели «Живого уголка»». Наблюдения. Эксперименты.
13. Экскурсия в
«Живой уголок» Д/т «Вдохновение».
14. Отряд
«Зайцеобразные»: кролики. Кроссворд «10 животных, встречающихся в «Живых
уголках»». Наблюдения.
15. Экскурсия в
«Живой уголок» ЭБЦ.
16. Отряд «Насекомоядные»:
ёж. Д/и «Назовите 10 животных, названия которых начинаются с буквы…».
Наблюдения. Эксперименты.
17. Анималистические
рисунки: «Обитатели «Живого уголка». Мини-выставка рисунков.
18. Отряд «Черепахи»:
сухопутная и болотная. Наблюдения. Сравнение. Анализ. Д/и «Из букв сложите
как можно больше названий животных – обитателей «Живых уголков»».
19. Просмотр части
в/ф «Загадки природы» (появление черепашат). Обсуждение.
20. Конкурс-эрудицион
«Обитатели «Живого уголка». Подведение итогов по теме.
|
19
1
1
1
1
2
1
1
1
2
1
2
1
1
1
1
1
|
4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
15
0,5
0,5
1
0,5
2
0,5
1
0,5
2
0,5
2
0,5
1
0,5
1
1
|
3.
|
«ВЗАИМОСВЯЗЬ
В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ».
21. «У кого какие уши?».
Д/и «У кого какие уши?». Наблюдение за животными.
22. Обзор литературы
о приспособленности животных и писателях-натуралистах.
23. «Зачем нужны
хвосты?». Рассказ В.Бианки «Хвосты». Д/и «Кто хвост потерял?», викторина «О
хвостах».
24. Просмотр части
в/ф «Хвосты, лапы, зубы». Обсуждение. Сравнение.
25. «Ода носам» и
«Безмолвные сигналы». Д/и «Чей нос?», игра «Испорченный телефон».
Эксперименты с животными.
26. Просмотр части
в/ф «Запахи». Обсуждение.
27. «О вкусах не
спорят». Д/и «то что ест?». Д/и «Вкусовые цепочки».
28. Экскурсия в лес
«Следы на снегу» (кто как зимует?). обсуждение.
29. «Животные
защищаются». Книги В.Бианки «Первая охота», Акимушкин И. «Природа-чудесница».
Д/и «Как животные защищаются?». Наблюдения.
30. Просмотр части
в/ф «Сверхестественное»: невиданные силы животных». Обсуждение. Сравнение.
31. «Сотрудничество
организмов» (симбиоз,…). Д/и «Лес – многоэтажный дом», д/и «Кто лишний?».
32. Рисование «Зимний
пейзаж» и «Самый тёплый дом» (как зимуют звери). Мини-выставка рисунков.
33. «Табель о
рангах». Д/и «Табель о рангах». Эксперименты с крысами.
34. Поделки из
природного материала «Звериное царство». Мини-выставка.
35. «Папа, мама, я…»
(воспитание потомства). Д/и «Папа, мама. Я…».
36. Конкурс-эрудицион «Приспособленность
животных». Подведение итогов по теме.
|
17
1
1
1
1
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
|
4
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
13
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
2
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
|
4.
|
«КТО
С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ?»
37. Виды домашних
животных, цель их содержания, условия; значение полезных и вредных животных
по отношению к человеку. Альбом загадок «Кто с человеком живёт?». Определить
животных по голосу (магнитофонная запись).
38. «Непрошенные
квартиранты» (мыши. Крысы, тараканы, мухи, муравьи,…). Книга «Мирские
захребетники». Кроссворд «Кто рядом с человеком живёт?».
39. «Кошка, какая
ты?». Альбомы «Всё о кошках». Д/и «Составь 10 названий домашних животных».
Викторина «Всё о кошках».
40. Экскурсия по
городу «Как живёшь, бродячий друг?».
41. «Самый верный
друг человека – собака». Викторина о собаках. Альбом «Профессии собак»,
«Породы собак», «Друг, сирота, киллер». Рассказ о своём подопечном.
42. Просмотр части
в\ф «Собаки и их родичи». Обсуждение. Сравнение.
43. «На коне через
века». Д/и «Что мы знаем о тех, кто с человеком живёт?». Рисунки.
44. Просмотр части в/ф
«История человечества».
45. «Наши кормилицы:
коза и корова». Д/и «Рядом с нами», кроссворд «Рядом с нами». Д/и «От кого
телеграмма?».
46. Экскурсия «Идём в
гости к …» (корове, козе, курице,…). Обсуждение.
47. «Курица – не
птица и другие птицы». Кроссворд загадок «Рядом с человеком», кроссворд «Кто
с человеком живёт?» и др.
48. Конкурс-эрудицион
«Кто с человеком живёт?». Подведение итогов по теме.
|
12
1
1
1
2
1
1
1
1
1
1
1
1
|
3,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
8,5
0,5
0,5
0,5
2
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
|
5.
|
«ПТИЦЫ
И НАСЕКОМЫЕ»
49. Птицы и насекомые
(классификация, основные признаки, сходства, различия). Кроссворд «Кто это?».
Часть в/ф «Обитатели СНГ».
50. «Зачем птице
гнездо?». Д/и «Название какой птицы пропущено?», д/и «Чьё это гнездо?».
51. Экскурсия по
городу «Кто прилетает в гости к нам?» (птицы весной).
52. «Без компаса и
карты». Книга «Перелёты птиц». Магнитофонная запись «Голоса птиц». Часть в/ф
«Питание птиц».
53. Изготовление
кормушек осенью и скворечников весной.
54. «Зимние гнёзда»
(зимовка насекомых). Кроссворд с фрагментами о насекомых, д/и «У кого, зачем
и почему?», д/и «Что мы знаем о насекомых?». Часть в/ф «Самые маленькие
существа в природе».
55. Экскурсия по
городу «Кто у нас под ногами?» (первые насекомые).
56. «Визит к
муравейнику». Альбом «Муравьиный сверхорганизм». Д/и «Наш маленький друг и
защитник», кроссворд «Насекомые». Часть в/ф «Жизнь в термитнике».
57. Конкурс-эрудицион
«О птицах и насекомых». Подведение итогов по теме.
|
9
1
1
1
1
1
1
1
1
|
2,5
0,5
0,5
0,5
0,5
|
6,5
0,5
1
0,5
1
0,5
1
0,5
1
|
6.
|
«РАСТИТЕЛЬНЫЙ
МИР»
58. «Что даёт
человеку растительный мир?». Д/и «Что даёт человеку растительный мир?», д/и
«Что это?» (виды живой природы), д/и «Давайте познакомимся: мы – овощи и
фрукты, раздели нас!», д/и «Давайте познакомимся: мы – ягоды». Кроссворд «15
названий садовых цветов».
59. Поделки из
природного материала «Панно из листьев».
60. «Травушки-лекарушки».
Альбомы «Лекарственные растения». Д/и «Определи по вкусу» (чай из
лекарственных растений: липа, шиповник,…). Кроссворд «Лекарственные
растения». Д/и «Что красиво так цветёт?», «Кто лишний?», «Цветной кроссворд».
61. Экскурсия по
городу «Лекарство у нас под ногами».
62. «Ядовитые
растения». Альбом «Ядовитые растения». д/и «Знаешь ли ты ядовитые растения?»,
«Узнай ядовитое растение по описанию», «Виды растений».
63. Экскурсия в лес
«Витамины на лесной поляне» и «Заселение гарей». Обсуждение, анализ.
64. «Следы огня» (о
заселении гарей). Кроссворды «18 названий кустарников и деревьев,
встречающихся рядом с нами», «12 травянистых и ягодных растений леса и луга».
Д/и «Что это?».
65. Конкурс-эрудицион
«Что даёт человеку растительный мир?». Подведение итогов по теме.
|
10
1
1
1
1
1
3
1
1
|
2
0,5
0,5
0,5
0,5
|
8
0,5
1
0,5
1
0,5
3
0,5
1
|
7.
|
Помощь
в практической работе по уходу за животными «Живого уголка» (ежедневно,
дежурные).
|
72
|
72
|
|
8.
|
66.
Итоговое занятие. Интеллектуальная игра по итогам года.
|
1
|
1
|
|
ИТОГО:
|
144
|
17
|
127
|
2.1.2. СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1.
ВВОДНЫЕ ЗАНЯТИЯ
ЦЕЛЬ:
заинтересованность детей программой «Мир живой природы», создание атмосферы
сотрудничества.
«Многие любуются
природой, но не многие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу
принимает, не часто удаётся так обойтись с природой, чтобы почувствовать в ней
свою собственную душу».
М.М.Пришвин
Знакомство с программой 1-го года обучения,
с особенностями занятий на базе «Живого уголка». Знакомство с детьми, их
интересами. Правила безопасного обращения с животными, санитарные нормы.
Экология. Цели и задачи
Окружает нас живой мир: всё чувствующий,
видящий, страдающий.
Значение растений, животных и человека в
биосфере.
Общее
знакомство с обитателями «Живого уголка».
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Распределение животных для наблюдений.
Составление графика дежурных по «Живому
уголку».
Экскурсия по «Живому уголку», «Аквариумному
залу», ЦЦДЮТ.
КОНТРОЛЬ:
Конкурс-эрудицион «Передвижение, упряжь и
дорога» (ПДД).
Кроссворд «Если хочешь быть здоров…»
(санитарные правила).
Тестирование первоначальных знаний и
преобладающего интереса по тестам: «Я и природа», «Мотивы посещения детского
учреждения».
РЕЗУЛЬТАТ:
- Желание заниматься по программе «Мир
живой природы».
- Желание наблюдать, заботиться, ухаживать
за животными «Живого уголка».
2. ОБИТАТЕЛИ «ЖИВОГО УГОЛКА»
ЦЕЛЬ:
-
Знакомство с видами и экологией животных, удобных для содержания в
искусственных условиях;
-
Развитие восприятия, наблюдательности, умения описывать поведение животных.
«Мы
в ответе за тех, кого приручили».
Антуан де Сент Экзюпери
Экология. Образ жизни животных в природе и
в искусственных условиях.
Сравнение. Анализ. Из истории приручения,
выведения пород, значении для человека. Привычки и вкусы животных. Интересные
истории
Классификация. Эволюция. Сообщества. Среда
обитания. Биосфера. Наличие и сходство в строении, поведении, образе жизни,
приспособленности к среде обитания разных видов животных.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение за поведением подопечных (сравнение, анализ,
проблемные ситуации).
Заметки для «Летописи «Живого уголка»»,
стенгазеты.
Изготовление альбомов о домашних животных.
Поделки, анималистические рисунки.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой, представление
своей любимой книги по текущей теме.
Отчёт о результатах наблюдений.
КОНТРОЛЬ:
Кроссворды. Ребусы. Дидактические игры.
Викторины. Конкурс-эрудицион «Наши подопечные».
ЭКСКУРСИИ:
- В «Живой уголок» Эколого-биологического
центра.
- В «Живой уголок» ДТ «Мемориал».
- В «Зоомагазины».
ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
- «Самые маленькие существа в природе».
- «Питание птиц» (мыши, хомяки – звено
пищевой цепочки).
- «Загадки природы» (появление черепашат).
- Обсуждение. Вопросы.
РЕЗУЛЬТАТ:
Освоение правил общения и обращения с
животными с учётом знания их привычек, образа жизни.
Умение наблюдать и описывать объекты.
Формирование навыков работы с литературой.
3. ВЗАИМОСВЯЗЬ
В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
ЦЕЛЬ: формирование представления о значении
приспособленности животных к среде обитания.
«Природа, как и
животные, не поддаётся логическому определению, и спросите любого, что он
понимает в слове «Природа». Никто не даст всеохватывающего определения: одному
это дрова и стройматериалы, другому – цветы и пение птиц, третьему – небо,
четвёртому – воздух, и так без конца. В то же время каждый из этих потребителей
знает, что и это не всё».
М.М.Пришвин
Понятие о значимости в природе каждого
звена. Необходимость выживания. Знакомство на разных примерах с видами
взаимосвязи в природе, с видами взаимосвязей представителей животного мира
(мутуализм, паразитизм, комменсализм, симбиоз и др.).
Основные способы приспособленности животных
к среде обитания (у кого какие уши, зачем нужны хвосты, значение слуха,
обоняния, окраски, различия вкусов; аутомия, прогнозирование, замирание,
оборонительные выделения, устрашающая поза и другие способы защиты животных).
Относительность приспособленности.
Понятия о среде обитания, биосфере.
Значение воспитания потомства.
Ответственность взрослых животных за жизнь детёнышей. Материнство.
Врождённые инстинкты и приобретённые
навыки.
Взаимовлияние человека и окружающего мира.
Влияние на жизнь животных и человека изменений в природе: сезонных,
экологических.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение, сравнение, анализ изменений в
окружающей среде. Рисунки, поделки, заметки.
Наблюдение за поведением животных «Живого уголка», создание искусственных
ситуаций в соответствии с текущей темой занятий. Заметки по результатам
наблюдений.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Поиск подтверждения
сведений о приспособленности животных в других источниках. Представление книги
о животных.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление кроссвордов, ребусов,
дидактических игр. Конкурс-эрудицион «Приспособленность животных».
ЭКСКУРСИИ:
- По зимнему лесу (следы жизнедеятельности
зимующих животных).
- По зимнему городу (количество бродячих
животных, отличие их внешнего вида от домашних, возможные источники питания и
ночлежек; анализ и выводы: откуда берутся бродячие кошки и собаки, как они
вынуждены приспосабливаться к новым условиям, какую опасность несут людям и
другим животным).
- По зимнему городу (образцы снега с разных
мест по удалённости от заводов, железной дороги – степень загрязнённости).
ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
«Детство животных», «Сигналы и звуки»,
«Сверхъестественное: невиданные силы животных», «Запахи», «Хвосты лапы и зубы».
Обсуждение, вопросы.
РЕЗУЛЬТАТ:
- Видение окружающего мира, как единой,
взаимосвязанной системы;
- Способность дать оценку воздействия
загрязняющих веществ, деятельности человека на состояние окружающей среды;
- Осознание значения каждого органа живого
существа для выживания.
4 КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ?
ЦЕЛЬ:
- Формирование представления о значении,
роли домашних животных.
- Углубление и систематизирование знаний о
животных, живущих рядом с человеком.
«Мы ведь не
хищники, чтобы только брать с земли, мы должны улучшать её и отлично устроенной
передать потомкам».
Е.Дорш
Роль и разнообразие видов домашних
животных. Значение для человека домашних животных (кошка, собака, корова,
лошадь, свинья, курица и др.).
Из истории развития, путей появления
домашних животных, приручения. Необходимость выведения новых пород домашних
животных.
Образ жизни, привычки и вкусы домашних
животных.
Понятие о синантропных животных (птицах,
насекомых, приспособившихся к жизни рядом с человеком, об изменении их поведения
и образа жизни в антропогенной зоне – городе).
Представление о наличии полезных и вредных
по отношению к человеку животных (оторванных от природы паразитах: постельных
клопах, домашних тараканах, вшах, блохах, домашних муравьях, домовых крысах и
мышах), живущих рядом с человеком.
Из истории их появления, условиях, причинах
их размножения в жилище человека (важность санитарии, чистоплотности;; методы
борьбы).
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение за синантропными животными
(птицами, бродячими животными). Сравнение. Анализ. Наблюдение за домашними
животными.
Рисунки, поделки, заметки.
Выставки кошек, собак, маленьких питомцев.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Обработка и
афиширование результатов наблюдений.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление кроссвордов, ребусов,
дидактических игр; интеллектуальная игра, конкурс-эрудицион «Кто с человеком
живёт?». Рассказ о своём питомце.
ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
«Собаки и их родичи», «Животные в
зоопарке», «Пищевая цепочка в воздухе», «Норка», «Смертоносные существа в
городе», «История человечества», «Загадки природы». Обсуждение, вопросы.
Прослушивание магнитофонной записи с
голосами домашних животных. Определение голоса домашнего животного.
ЭКСКУРСИИ:
- По городу (наблюдение за синантропными
животными, обсуждение возможных приспособлений к жизни в городе, взаимное
значение птиц и человека,..).
- В гости к тем, у кого есть крупные
домашние животные: коза, корова, овца, куры. Наблюдение за их поведение,
условиями их содержания, ухода, пользе для хозяев.
РЕЗУЛЬТАТ:
- Понимание роли животных в жизни человека.
- Осознание, что в природе не существует
полезных и вредных животных, все мы звенья одной цепи.
5.
ПТИЦЫ И НАСЕКОМЫЕ
ЦЕЛЬ: закрепление представления о
полезности птиц и насекомых, знакомство с разнообразием этих животных, образом
жизни.
«В природе не
существует полезных и вредных птиц, полезных и вредных насекомых, там всё
служит друг другу и взаимно приспособлено».
Г.Морозов
Особенности классов птиц и насекомых. Классификация.
Отличия. Распространение в биосфере. Приспособленность к среде обитания.
Обобщение уже имеющихся у детей знаний об
оседлых и перелётных птицах. Значение для выживания зимующих птиц нашей помощи
в виде кормушек и своевременной подкормки.
Привлечение весной в сады и огороды
перелётных птиц. Значение птиц для здоровья растений. Виды скворечников.
Условия выведения потомства вблизи жилища человека
Разные виды гнёзд. Влияние на качество
гнёзд и выживаемости кладок птиц продуктов жизнедеятельности человека (замена
природных материалов: мха, веток, шерсти животных на синтетические отходы с
мусорных свалок: леску, нитки, проволоку, вату и т.п.).
Способы зимовки насекомых. Условия их
выживания. Приспособленность к среде обитания.
Важность каждого вида насекомых в
экологической, пищевой цепи.
Полезные и «вредные» (по отношению к
человеку) насекомых. Вредители садов и огородов.
Обобщение знаний детей о «лесном санитаре»
- муравье. Экология муравья. Значение для леса. Виды муравьёв.
Значение охраны птиц и насекомых. Значение
охраны все живой природы.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Наблюдение за птицами и насекомыми.
Сравнение. Анализ. Обобщение.
Рисунки, поделки, заметки.
Изготовление скворечников и кормушек.
Сбор семян трав для зимующих птиц.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Изготовление альбомов
о видах скворечников и кормушек. Отчёт о результатах наблюдений.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление ребусов, кроссвордов,
дидактических игр, проверочных карточек. Интеллектуальная игра о насекомых.
Конкурс-эрудицион «О птицах».
ЭКСКУРСИИ:
- По зимнему городу (поведение птиц в черте
города: места ночёвок, кормёжки, реакция на приближение человека, на предлагаемую подкормку).
- По весеннему городу (весеннее поведение
птиц, строительство гнёзд, виды гнёзд и их размещение, появление птенцов,
реакция птиц на приближение человека, животных).
- По
весеннему городу (первые насекомые, где их больше, почему).
- В лес к муравейнику (деятельность рыжего
лесного муравья, муравьиные дороги, строительный материал, защитные реакции,
добыча муравьёв – роль в истреблении вредителей леса).
ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
«Жизнь в термитнике», «Самые маленькие
существа в природе», «Охотники поневоле: в воздухе птицы», «Питание птиц», «
Обитатели СНГ». Обсуждение. Сравнение. Вопросы.
РЕЗУЛЬТАТ:
Умение наблюдать, сравнивать, обобщать
поведение птиц и насекомых.
Правильное поведение в природе.
Осознание роли птиц и насекомых. Желание
помогать им и охранять.
6.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР
ЦЕЛЬ: расширение представления детей о
пользе растений, лекарственных и ядовитых, их роли в природе.
«Никогда не поздно
посадить деревце.
Пусть плоды не тебе
достанутся, но радость жизни начинается
с раскрытием первой почки посаженного растения».
М.М.Пришвин
Обобщение знаний детей о том, что даёт
человеку растительный мир (дыхание, пища, одежда, жилище, тепло, эстетика,
биоценоз).
Роль растений в природе. Разнообразие.
Приспособленность растений к среде обитания. Значение формы цветков для
опыления. Взаимосвязь с животными для распространения.
Лекарственные растения. Ядовитые растения.
Виды последствий взаимодействия с ядовитыми растениями. Способы нейтрализации
яда.
Результата неосторожной деятельности
человека в лесу на растительном покрове (костёр, пожар). Способы восстановления
природы. Заселение гарей.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:
Определение по внешнему виду и на вкус
лекарственных трав. Нахождение их в лесу и в черте города. Чай из лекарственных
трав.
Нахождение
и определение по внешнему виду ядовитых растений.
Рисунки. Поделки из природного материала.
Составление букетов из живых и засушенных цветов. Выставка букетов.
Сбор лекарственных трав для «Живого
уголка».
Сбор растений и засушивание для творческих
работ.
Наблюдение и уход за комнатными растениями.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Работа с литературой. Изготовление альбомов
о лекарственных и ядовитых растениях.
КОНТРОЛЬ:
Решение и составление ребусов, кроссвордов,
дидактических игр. Игра «Плоды осени», игра «Определи по вкусу»,
конкурс-эрудицион «Что даёт человеку растительный мир?».
ЭКСКУРСИИ:
- По ЦДЮТ «Что у нас растёт?».
- По городу «Лекарство у нас под ногами».
- В лес «Витамины на лесной поляне».
ПРОСМОТР ЧАСТИ ВИДЕОФИЛЬМОВ:
«О цветах, травах и их обитателях», «Жизнь
на болотах».
РЕЗУЛЬТАТ:
- Осознание роли растений в природе.
- Распознавание ядовитых и лекарственных
растений.
- Развитие эстетических чувств, фантазии.
1. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО УХОДУ ЗА ЖИВОТНЫМИ
ЦЕЛЬ: знакомство с правилами ухода и
безопасного обращения с животными.
«Человеческие
проекты, не считающиеся с внешними законами природы, приносят только
несчастья».
Ф.Энгельс
Виды употребляемого животными корма.
Необходимое разнообразие корма для здоровья, размножения животных «Живого
уголка». Ядовитые и вредные для животных растительные корма, из продуктов
питания человека (конфеты, шоколад). Полезные, витаминизированные корма.
Норма выдачи и время кормления.
Значение для здоровья животных свежего,
питательного корма, воды, чистых тарелок.
Определение по внешнему виду, по поведению
и экскрементам животных их состояния.
Возможные в наших условиях методы лечения
простого расстройства кишечника. Своевременность обращения к ветеринару,
изоляции животного.
Заготовка травы, веток, сена, овощей.
Значение чистоты клеток для здоровья,
внешнего вида животных. Правила санитарии при общении с животными.
Особенность кормления, чистки клетки у
беременных животных и при наличии потомства.
Обращение к литературе, альбомам: «Наши
питомцы», «Советы ветеринара» при возникновении проблем в обращении с
животными.
КОНТРОЛЬ:
- Наблюдение за соблюдением правил
обращения с животными.
- Решение кроссворда если хочешь быть
здоров» (по санитарным правилам).
РЕЗУЛЬТАТ:
- Эмпатийность, терпение, понимание,
прощение по отношению к животным.
- Владение безопасными приёмами обращения с
животными.
- Знание условий, санитарных норм ухода за
животными.
8.
ИТОГОВОЕ ЗАНЯТИЕ
ЦЕЛЬ:
- Подбодрить, одобрить, стимулировать за
активную, творческую работу.
- Заинтересовать дальнейшей совместной
работой.
Подведение итогов за прошедший учебный год.
Достигнутые результаты. Лучшие творческие работы. Результаты интересных
наблюдений. Выставка работ.
Обсуждение планов на следующий учебный год,
обзор тем программы второго года обучения.
Задание на лето (наблюдения, сбор растений,
засушивание).
РЕЗУЛЬТАТ:
- Эмоциональность. Удовлетворённость своими
результатами.
- Желание творчески развиваться, продолжать
занятия в «Живом уголке».
- Понимание значения дружбы, взаимопомощи,
доброты, ответственности и т.д.
9.
ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ НАБЛЮДЕНИЙ в течение 1-го года обучения
-
Доминирование
самцов крыс в группе
-
Предпочтительный
выбор морскими свинками какого-либо корма из предложенных.
-
Поведение
хомяков (самцов и самок) при помещении их в лабиринт.
-
Предпочтение
разного строительного материала для гнезда крысами, хомяками, мышами.
-
Изменение
поведения крысы (хомяка) при появлении детёнышей.
-
Отношения
самцов и самок при смене партнёра. Их поведение.
-
Поведение
животных на своей территории при появлении постороннего животного.
-
Отношение
крыс к появлению чужака.
-
Поведение
крыс при появлении чужака, натёртого опилом хозяина территории.
-
«Как
живёшь, бродячий друг?» (во время экскурсии по зимнему городу, наблюдение за
бродячими кошками и собаками – места их локализации, кормления, приспособление
к новому образу жизни, внешний вид, состояние здоровья, агрессивность, вялость,
отношение к себе подобным и к человеку,..).
-
«Следы
на снегу» (экскурсия по городу и в лес – следы жизнедеятельности животных,
приспособленность к зимним условиям существования).
-
«Весенние
певцы» (экскурсия по городу, в лес – наблюдение за весенним поведением птиц,
строительством гнёзд, появлением птенцов, реакцией на появление человека, на
даваемый корм,…).
-
«Визит
к муравейнику» (деятельность лесного муравья).
-
«Кто
у нас под ногами?» (насекомые в городе).
-
«Кто
прилетает в гости к нам?» (перелётные и зимующие птицы).
-
«Что
у нас растёт?»
-
«Лекарство
у нас под ногами».
-
«Витамины
на лесной поляне».
-
«Следы
гарей».
-
«Идём
в гости к …» (корове, козе, овце, курице, свинье,..)
-
«Первые
насекомые весной».
-
«Чем
мы дышим» (по загрязнённости снега).
-
Степень
прозрачности воды в р.Чумовице весной, летом; в лесном ручье. Сравнение.
Анализ. Обобщение.
-
Поведение
насекомых с яркой защитной окраской.
-
Реакция
муравья на предложенные продукты питания, на препятствия.
10 ПРЕДЛАГАЕМЫЕ ТЕМЫ ЗАМЕТОК в течение 1-го года
обучения
-
Покровительственная
окраска обитателей луга.
-
Насекомые-опылители.
-
Органы
чувств животных.
-
Сирийский
хомячок.
-
Содержание
мелких животных.
-
И
красота, и польза (о растениях).
-
Витамины
круглый год.
-
Преимущество
малыша перед взрослой крысой (отношение человека).
2.1.3. ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ,
КОТОРЫМИ ДЕТИ
ДОЛЖНЫ ОБЛАДАТЬ К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ
1. Сезонные признаки в
природе.
Уметь наблюдать,
сравнивать изменения в окружающей среде.
Уметь отображать
увиденное в рисунках, поделках, заметах, рефератах.
Знать правила
поведения на природе: пожарная безопасность в лесу, охрана редких растений и
животных, правила дорожного движения.
2. Обитатели «Живого
уголка».
Знания о биологии, значении,
«привычках», «вкусах».
Правила безопасного
общения с животными.
Санитарные правила
при уходе за животными.
Практические навыки
по уходу за животными: заготовка корма, неядовитых веток и растений, заготовка
опила, чистка клеток, кормление животных; значение чистоты в клетках для
человека и животных.
3. Взаимосвязь в живой
природе.
Способы
приспособленности животных к среде обитания.
Виды взаимодействия
представителей животного мира одного и разных видов.
Значение воспитания
детенышей, ответственность и материнство.
О влиянии человека
на окружающий мир и наоборот.
4. Домашние животные.
Представление о
разнообразии и значении для человека домашних животных.
Знания о путях
появления домашних животных и способах выведения новых видов и пород.
Знания экологии и
значении правильного ухода за домашними животными.
5. Птицы и насекомые.
Знание экологии,
значение этих видов животных.
Практическое
распознавание по внешнему виду, голосам.
6. Растительный мир.
Знания о полезных и
ядовитых растениях. Их значение и применение.
Практическое
распознавание лекарственных и ядовитых растений в городе и в лесу.
7. Умение применять
полученные знания при решении кроссвордов, ребусов, в дидактических играх,
викторинах, конкурсах.
8. Умение применять
результаты наблюдения во время творческих работ: рисунках, поделках.
9. Умение
самостоятельно работать с литературой при подготовке представления своей книги
по определенной теме.
10. Умение
самостоятельно писать заметки о наблюдаемых животных.
2.1.4. ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
за 1-е полугодие
1-го года обучения
Конкурс-эрудицион
«Наши питомцы»
(по темам:
«Обитатели «Живого уголка», и «Кто с человеком живет?»)
Условия
игры: на табло 9 картинок под номерами: в первом туре – животные «Живого
уголка», во втором – домашние животные и птицы, живущие рядом с человеком.
Каждый участник отвечает за себя. В
ответ на вопрос – поднимает карточку с номером животного, о котором речь. За
правильный ответ – жетон. Набравший большее количество жетонов – победитель.
I тур. «Обитатели
«Живого уголка»
№
п/п
|
Вопрос
|
№
карточки
|
Картинка
|
1.
|
По
поведению этих зверьков можно узнать о приближении опасности: землетрясении,
наводнении, кораблекрушении.
|
5
|
Крыса
|
2.
|
Они
в природе едят все, что попадается им на пути. Не откажутся съесть и ядовитую
змею.
|
2
|
Еж
|
3.
|
Этим
животным опасны для жизни газеты и
журналы.
|
1
|
Хомяк
|
4.
|
Детеныши
способны бегать уже через несколько часов после рождения.
|
6
|
Морская
свинка
|
5.
|
Самки
этих животных обладают удивительным свойством: при неблагоприятных условиях
они способны рассасывать беременность.
|
9
|
Кролики
|
6.
|
Свою
пастель зверек часто взбивает лапами и зубами одновременно, потом ложится и
сворачивается клубком.
|
3
|
Хонорики
|
7.
|
У
них интересные названия искусственных пород: цветные, барабанщики, дутыши,
бородавчатые, турманы.
|
4
|
Голубь
|
8.
|
Какие
зверьки, не только прирученные, сами приходят в дом к человеку на зимовку?
|
8
|
Мыши
|
9.
|
С
ним можно и побеседовать, если уделять ему достаточно времени.
|
7
|
Попугай
|
II тур. «Кто с
человеком живет?»
№
п/п
|
Вопрос
|
№
карточки
|
Картинка
|
Часть
1. ЗВЕРИ
|
|||
1.
|
У
кого девять жизней?
|
3
|
Кошка
|
2.
|
Самое
образованное животное, у которого может быть много специальностей.
|
7
|
Собака
|
3.
|
Самый
большой вредитель кладовок человека.
|
5
|
Мышь,
крыса
|
4.
|
Самое
экономически выгодное животное в хозяйстве.
|
1
|
Свинья
|
5.
|
Продукт
от этого животного продается во всех продовольственных магазинах.
|
2
|
Корова
|
6.
|
Без
него не возможно было еще в прошлом веке ни путешествовать на большие
расстояния, ни обрабатывать большие сельскохозяйственные угодья.
|
9
|
Конь
|
7.
|
У
кого берет человек и молоко, и шерсть, и шкуру, и мясо…
|
4
|
Коза
|
8.
|
Корова
северных народов.
|
8
|
Олень
сев.
|
9.
|
Самое
экономное домашнее животное, которое
можно кормить лишь раз в месяц?
|
6
|
Верблюд
|
Кто
лишний?
|
5
|
Мышь,
крыса
|
|
№
п/п
|
Вопрос
|
№
карточки
|
Картинка
|
Часть
2. ПТИЦЫ и НАСЕКОМЫЕ
|
|||
1.
|
Для
содержания какой птицы необходим водоем?
|
7
|
Утка
|
2.
|
Какая
птица дает знать человеку, что снесла «для него» яйцо?
|
4
|
Курица
|
3.
|
Кто
нам лекарство от простуды готовит?
|
8
|
Пчела
|
4.
|
2-3
пар этих птиц достаточно, чтобы защищать наш сад-огород от вредных насекомых
в течение лета.
|
5
|
Синица
|
5.
|
Человек
зря не уважает эту умную птицу, которая благодаря своей всеядности является
главным городским «санитаром».
|
6
|
Ворона
|
6.
|
А
вот это существо является главным врагом человека: переносчиком болезней.
|
9
|
Муха
|
7.
|
Самая
многочисленная птица около жилища человека, насекомых, но и вреда временами
немало.
|
2
|
Воробей
|
8.
|
Спаситель
человека, прямо в его доме, от вредителя и переносчика болезней.
|
3
|
Паук
|
9.
|
Для
какой птицы человек в садах дома развешивает?
|
1
|
Скворец
|
Кто
лишний?
|
9
|
Муха
|
Дополнительные вопросы (индивидуальные)
для обладателей равного количества жетонов (Можно письменно – кто больше
назовет).
1. Какие специальности
бывают у собак?
сторож, охотник,
пастух, рыболов, рудознатец, таможенник, пограничник, спасатель, ищейка,
подрывник, космонавт, лекарь, «подопытный кролик», нянька, поводырь…).
2. В чем различие мыши
и крысы?
(внешне крыса
больше и хвост длиннее и толще, крыса медлительнее мыши, агрессивнее и умнее, в
дикой природе мыши легко приручаются человеком, т.е. более доверчивы)
3. Сколько пород кошек
и какие можете назвать?
(200. Архангельская
голубая, сибирская, ангорская, персидская, сиамская, колор-пойнт, британская
короткошерстная, ориентальная, европейская короткошерстная и др.)
Первым
терм победителям вручаются грамоты.
Используемая
литература:
1. «Воспитай себе
друга», В.Нехаев, М., 92.
2. «Лес и человек»,
журнал за 91-92 гг.
3. «Юный натуралист»,
журнал 70-80 гг.
Оценка
уровня знаний:
·
«Низкий»
– менее 15 баллов
·
«Средний»
– от 15 до 25 баллов
·
«Высокий»
– от 25 до 30 баллов
ПРОВЕРКА ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
за 2-е полугодие
1-го года обучения
Конкурс-эрудицион «Приспособленность
животных»
(по темам:
«Взаимосвязь в живой природе», «Птицы и насекомые»,
«Что дает человеку
растительный мир»)
Условия
игры те же, что и в конкурсе-эрудиционе
1-го полугодия (в 1 туре; 2-й тур без картинок; за правильный ответ –
жетон).
I тур. Из разных тем
по одному вопросу.
№
п/п
|
Вопрос
|
№
карточки
|
Картинка
|
1.
|
Кто
приносит человеку огромную пользу, поселяясь в его доме?
|
9
|
Паук
|
2.
|
Самая
большая лакомка: хищник, но любит есть насекомых, орехи, ягоды, фрукты, гриб,
злаковые…
|
1
|
Медведь
|
3.
|
У
кого отпугивающая, предупреждающая окраска?
|
7
|
Пчела
|
4.
|
У
кого самый некачественно построенный дом, сквозь прутья которого видны его
обитатели?
|
4
|
Голубь
|
5.
|
А
кто при строительстве своего жилья использует бактерицидные травы, около 32
видов, в том числе полынь?
|
5
|
Скворец
|
6.
|
У
кого самый тонкий слух, около 120 тысяч ГЦ?
|
8
|
Злато-глазка
|
7.
|
Самое
живучее животное, уцелеет даже после ядерного взрыва?
|
3
|
Крыса
|
8.
|
Поддается
дрессировке и применяется человеком на охоте птиц.
|
6
|
Сокол
(коршун)
|
9.
|
Самые
доброжелательные из хищников к особям своего вида.
|
2
|
Лиса
|
II тур. Викторина без
картинок.
№
|
Вопрос
|
Ответ
|
1.
|
Зачем
кошка умывается?
|
Уничтожает
свой запах после еды, перед следующей охотой.
|
2.
|
Зачем
слону большие уши?
|
Охлаждение,
в качестве веера.
|
3.
|
Кто
сытнее живет их коров, хвостатая или бесхвостая?
|
Хвостатой
корове, хвост, отгоняя насекомых, позволяет спокойно кормиться на месте.
|
4.
|
Как
по внешнему виду определить большую собаку?
|
Свалявшаяся
грязная шерсть, опущенная голова, хвост волочится по земле, грустные, мутные,
слезящиеся глаза, равнодушие к еде и ласке, выпадающая клочками шерсть,
проплешины…
|
5.
|
Как
решают животные, кто из них старший по рангу?
|
Меряются
сначала размерами. Потом силами, если никто не хочет уступать.
|
6.
|
Какую
роль играют запахи в жизни животных?
|
Помогают
находить пищу, предостерегают об опасности, предупреждают о приближении
врагов, чужаков или приглашают к
спариванию.
|
7.
|
Зачем
птице гнездо?
|
Для
выведения птенцов; главное назначение гнезда – охранение тепла.
|
8.
|
Зачем
кошке хвост?
|
Руль
при прыжках, распушенный хвост –средство устрашения врага, при общении…
|
9.
|
Какие
уши у нутрии?
|
Несколько
мышц, которые, сокращаясь, закрывают проход воды в ухо.
|
10.
|
С
помощью чего слышит рыба?
|
Плавательный
пузырь, нервные окончания на боковых линиях, внутреннее ухо.
|
11.
|
Какое
ухо у медузы?
|
Несколько
камешков, которые при колебании воды «брякают» и предупреждают хозяйку о
чьем-то приближении.
|
12.
|
Зачем
хвост лисе?
|
Зимой
укрывает от холода и помогает обмануть, например, охотничьих собак.
|
13.
|
Почему
собаку, как и многих других животных, называют «эликсиром здоровья»?
|
За
положительное воздействие на человека увеличение продолжительности жизни
человека снятие болей, стрессов, давления, излечивание.
|
14.
|
Какую
пользу человек и животные оказывают таким растениям как репей, повилика,
череда…
|
Цепляясь
за шерсть животных, одежду человека растения расселяются: семена разносятся,
рассеиваются.
|
15.
|
Зачем
животные метят свою территорию?
|
Чтобы
другие, особенно этого же вида, ее не занимали из-за ограниченности пищи.
|
III тур. «Что дает
человеку растительный мир?»
№
п/п
|
Вопрос
|
№
карточки
|
Картинка
|
1.
|
Бывает
и съедобным, и ядовитым, и лекарственным.
|
8
|
Гриб
|
2.
|
В
каком виде наша одежда в поле растет?
|
1
|
Лен
|
3.
|
Родоначальник
хлеба.
|
5
|
Пшеница
|
4.
|
Основной
корм первого помощника человека в поле.
|
3
|
Овес
|
5.
|
Лекарственный
чай.
|
6
|
Шиповник
|
6.
|
Садовое
и лесное лакомство.
|
4
|
Земляника
|
7.
|
Лекарство
от простуды.
|
7
|
Чеснок
|
8.
|
«Второй
хлеб».
|
2
|
Картофель
|
9.
|
Его
родственница для некоторых народов служит заменителем мяса по количеству
белка.
|
9
|
Горох
(соя)
|
Что
лишнее в каждом ряду?
1
ряд – картофель-овощ;
2
ряд – пшеница - злаковая, ягод на ней нет;
3
ряд – гриб – особый вид, его даже к растениям не относят некоторые ученые, тем
более к тому же он не растет на огороде.
Кто
лишний в первом туре?
Крыса
– грызун, вредитель.
Голубь
– практической пользы человеку не приносит, т.к. питается только зернами и
крошками хлеба, т.е. насекомых не ловит.
Паук
– не насекомое, особый вид – паукообразных.
Оценка
уровня знаний:
·
«Низкий»
– менее 20 баллов
·
«Средний»
– от 20 до 30 баллов
·
«Высокий»
– от 30 до 39 баллов
КРИТЕРИИ
ОЦЕНКИ
ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ, НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
1-го года обучения
ТВОРЧЕСКИЙ
|
- умеет оперировать
полученными знаниями;
- умеет применять
информацию в новых условиях;
- знает нормы и
правила экологически обоснованного взаимодействия с окружающими миром и
выполняет их;
- имеет потребность
в самостоятельном расширении экологических знаний;
- при общении с
животными понимает их потребности, настроение, понимает необходимость
бережного, тактичного отношения с ними;
- умеет выразить
свое понимание прекрасного в рассказе, рисунках, поделках;
|
УГЛУБЛЕННЫЙ
|
- знает основные
понятия по темам;
- умеет разбираться
во взаимосвязи в живой природе;
- обладает навыками
безопасного общения с животными;
- знает нормы и
правила поведения в природе;
- имеет потребность
в приобретении экологических знаний;
- имеет потребность
в общении с представителями животного и растительного мира, сопереживает им,
проявляет доброту, чуткость, милосердие к людям, к природе;
- проявляет
эстетические чувства, видит, понимает прекрасное.
|
БАЗОВЫЙ
|
- что-то слышал,
что-то умеет, но не хочет применять свои усилия ни в практической работе, ни
в получении новых знаний, ни в применении старых;
- присутствует лишь
игровой интерес к животным, как к живым игрушкам.
|
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 1. ПОЯСНЕНИЕ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 2. ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 3. ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 4. ТРЕТИЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 5. ЧЕТВЁРТЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 6. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 7. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ И БИБЛИОГРАФИЯ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 8. ПРИЛОЖЕНИЕ: СОДЕРЖАНИЕ ПРИЛОЖЕНИЯ; Блочная схема изучения
теоретического материала; ТЕСТЫ И МЕТОДИКИ; ПРАКТИЧЕСКИЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ.
ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ». ЧАСТЬ 9. ПРИЛОЖЕНИЕ: МАТЕРИАЛ К НЕКОТОРЫМ, РАЗНЫМ ВИДАМ ЗАНЯТИЙ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий