"СИНИЧКИН ДЕНЬ"
набросок сценария мероприятия для детей
Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. А зовется просто:... ГАЛКА.
«Покупки бабушки»
Купила бабушка себе курочку. Купила бабушка
себе курочку.
Купила бабушка себе
уточку. Купила бабушка себе уточку.
Купила бабушка себе кисоньку. Купила бабушка себе кисоньку.
Купила бабушка себе собачонку.
Купила бабушка себе собачонку.
Купила бабушка себе коровенку.
Купила бабушка себе поросенка.
Поросенок хрюки-хрюки.
набросок сценария мероприятия для детей
для закрепления знаний по теме занятия о синицах
для детей младшего и среднего школьного
возраста
в условиях дополнительного образования
«набросок»
СЦЕНАРИЯ «СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Действующие
лица:
1. Сорока, самоуверенная и несколько наглая.
2. Синичка.
3 Старичок-лесовичок
4. Воробей.
5. Сова.
6. Дятел,
7. Клест,
Необходимые
материалы:
1. Силовые кнопки.
2. Маркеры.
3. Картонные карманы для жетонов.
4. Жетоны.
5. Коробки.
6. Стенды для рисунков.
7. Стенды дня портретов зимующих птиц.
8. Столы для кормушек.
9. Таблички к поделкам.
10. Таблички с указанием птицы и подкормки
зимой.
11.
Рисунки, папье-маше, обруч на голову с изображением действующих лиц, или
КОСТЮМЫ.
12. Музыка.
13. Голоса птиц.
14. Карточки с названиями птиц перелётных и
зимующих.
15. Загадки о зимующих птицах.
16. Крупные «портреты» зимующих птиц.
17. Карточки е текстом действующим лицам.
18. Игра Лесовичка (?).
19. Призы за рисунки.
20.
Призы за поделки-кормушки.
21. Д/и с изображениями птиц, с контурами птиц.
22.
Корзинка.
23. Рисунки детей с изображением синичек (с
надписью автора на лицевой стороне).
24.
Поделки кормушек с табличками.
На
сцене в уголке «дремлет» Старичок-лесовичок.
Вбегает
вприпрыжку СОРОКА, напевая: «Праздник! Праздник! Птичий праздник!»
Обращаясь
к ребятам: «Здесь?» «Замечательно!
А как он называется? ....
(Возмущённо)
«Синичкин день?!» Да что это синичка?! Посмотрите на меня! Какое у меня яркое
блестящее оперение! А чем примечательна синичка?
Вы,
небось, не знаете, как она и выглядит! ..... Знаете?! Ну-ка, ну-ка, покажите
мне её? (Дети выносят рисунки синичек и встают в полукруг)
СОРОКА:
Ну, вообще-то, да, симпатичная птичка. Давайте повесим ваши рисунки на стенд.
Хм, получилась выставка одной птицы-синицы.
Но
вот уж петь, как Я громко и пронзительно так, что на весь лес слышно, никто не
умеет! Тем более синичка, всего лишь! чик-чирик! Ни громкости, ни красоты! ....
Что не так! И как, но-вашему, она поет? (Тинь-тинь)
Ой, ну ладно, убедили.
(Задумчиво)
Зима на носу... (С вызовом) Вот, мы - сороки, птицы крупные, всеядные, с клювом
крепким. Нам и корм зимой найти легче. А доживет ли до весны какая-то мелочь? А
вы знаете, кто с вами зиму коротает? Вот я сейчас это проверю.
Игра
«Зимующие и перелётные птицы»
Описание
игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому
зимующей.. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль,
соловей, сова, попугай, клёст и т.д.
По
команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в
другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком
выдворяет.
СОРОКА:
О, да у нас немаленькая компания на зимовку остаётся! Скучно не будет! А
поконкретнее, кто со мной: я загадываю загадку, а вы попробуйте отгадать. (При
отгадке "Птицы" - действующие лица выходят, вешают на стенд «портрет»
птицы и усаживаются рядом с Лесовичком (воробей, сова, дятел, клёст....)
1. Чёрный жилет, красный берет, нос, как
топор, хвост, как упор. ДЯТЕЛ
2. Днём спит, ночью летает, и прохожих пугает.
СОВА
3. Чернее сажи. Белее снега, выше дома, ниже
травы. СОРОКА
4. Озорной мальчишка в сером армячишке по
двору шныряет, крохи собирает. ВОРОБЕЙ
5. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт
себе УЮТ. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ
6. Кто там прыгает, свистит, клювом шишки
потрошит, голоском речистым, чистым "Кле, клее, клее" поёт со
свистом. КЛЁСТ
7. Всё лето с нами гулит и зимой никуда не
улетит. ГОЛУБЬ
8. Спутник верный снегиря, с хохолком на
голове, прилетает он рябину поклевать на холодке. СВИРИСТЕЛЬ
9. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая,
кафтанчик рябенький, а ходит босиком. ВОРОНА
10. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
чёрненькая шапочка, и полоска шарфика. СИНИЦА
11. Путают ее с вороной, Хоть и меньшая размером.
В одеяньи скучном, скромном С черным галстучком на сером.Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. А зовется просто:... ГАЛКА.
СОРОКА:
птичья галерея получилась! А почему это праздник синичке посвятили? Знаете? И я не знаю! У кого бы спросить?
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:
У меня спроси. Я знаю. С давних пор на
Руси в ноябре 12 числа отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ, т.е., день встречи зимующих
птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли
и просто любовались зимними птахами.
Почему
именно Синичкин день? Да потому что синица — божья птица считается на Руси.
Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали,
если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность,
если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.
ВОРОБЕЙ:
Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса
перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться
салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
СОВА: Синица - очень полезная птица. Круглый, год
она очищает леса и сады от «вредных насекомых. За сутки поедает столько корма,
сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.
ДЯТЕЛ: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в
порах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и
среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих
закрытых постройках.
КЛЁСТ: Самка, в гнездо откладывает 10-15 белых яичек
с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит
корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба
родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:
Ребята, в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10
синиц выживает до весны только 1. И наша с нами задача: не дать погибнуть зимой
от голода нашим зимующим птицам.
СОРОКА:
Конечно, надо нам помочь! Так, у кого печенье, пряники, конфеты, котлеты.. мне
в корзинку. (Подходит к зрителям, протягивая корзинку). Не жалейте, я с
коллегами по несчастью поделюсь, не сомневайтесь!
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:
Стоп-стоп! Ты, сорока, может быть, и на пряниках проживёшь, а вот другим птицам
более подходящий корм нужен.
Ребята,
что мы можем предложить? (при звучании ответов детей или после
"Птицы" могут показывать карточки
с «меню», чтобы дети
могли запомнить зрительно)
СНЕГИРЮ ... семена ягод рябины, клёна, ясеня, березы;
СИНИЧКЕ ... — семена арбуза, тыквы, кабачка, конопли, подсолнечника, несолёное сало;
СВИРИСТЕЛИ
... мякоть ягод рябины;
СОЙКЕ
... — жёлуди, ягоды, семена трав: одуванчика, чертополоха, крапивы, лебеды,
конского щавеля;
ГОЛУБЮ
.. зерно разное, семена овощей, фруктов, белый хлеб;
КЛЕСТУ
...- шишки сосны и ели;...
...
.Семена одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды заготавливают
в августе, сентябре, связывают снопиками и ставят прямо в снег рядом с
кормушками..
СТАРИЧ0К-ЛЕСОВИЧОК:
Чтобы помощь наша не была бесполезной, снег зёрнышки не засыпал, да и
сороки-вороны не растащили, что мы можем сделать? ...... Кормушки! Кто уже
готов поделиться своим опытом — выходите - покажите! (Дети выходят с кормушками
и ставят их на столы, «Птицы» помогают расположить на столах).
СИНИЦА:
( обращаясь к «птицам") Посмотрите
(показывая на зал) сколько у нас друзей? И все такие милые, жизнерадостные! И все, я уверена, петь любят.
Ребята! А знаете ли вы песни с упоминанием птиц? Давайте попробуем вспомнить! Выходите по-одиночке, парами, группами... Кто-то начинает - поёт куплет песни, следующие поют другой куплет и так по-очереди... Кто больше песен вспомнит - тот и победитель!
СОРОКА:
Как с вами тепло и весело! А я предлагаю вам поиграть (игра - ?)
Например:
Гуси
На площадке чертят небольшой
круг, в середине его сидит волк. Играющие,
взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и
хороводом встают в небольшой круг гусенята.
Играющие в хороводе идут по кругу и
спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
—Гуси, вы
гуси!
—Га-га-га,
га-га-га!
—Вы, серые
гуси!
—Га-га-га, га-га-га!
—Где, гуси,
бывали?
—Га-га-га,
га-га-га!
—Кого, гуси,
видали?
—Га-га-га,
га-га-га!
С окончанием
последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусёнка. Гуси
разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк
ведет в середину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого
большого.
Далее
следует перекличка хоровода и гусей:
—А, гуси,
вы. гуси!
—Га-га-га,
га-га-га!
—Щиплите-ка
волка,
—Выручайте
гусенка!
Гуси машут
крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимая волка. Пойманные гусенята в это время стараются
улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра
повторяется, но играющие в хороводе
становятся гусями, а гуси встают в
хоровод. Волка выбирают.
Правила: 1. Хоровод
гусей и гусенят идут по кругу в разные стороны. 2. Проговаривать текст
должны все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда
кто-то из играющих коснулся рукой волка.
Гуси-лебеди
Участники
игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки
чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин
выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси
уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей.
Идет перекличка между хозяином и гусями:
—Гуси-гуси!
—Га-га-га.
—Есть
хотите?
—Да, да, да.
—Да, да, да.
—Гуси-лебеди!Домой!
—Серый волк под горой!
—Что он там делает?
—Рябчиков
щиплет.
—Ну, бегите
же домой!
Гуси бегут в
дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда
почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый,
становится волком.
Правила: 1. Гуси
должны «лететь» по всей площадке. 2. Волк может ловить их только после слов:
«Ну, бегите же домой!»
ЛЕСОВИЧОК:
Мы сегодня и поиграли, и попели, и хвалу птичкам вознесли и уменье свое показали (жест в сторону
рисунков и поделок), а теперь я предлагаю оценить ваше творчество, положив 1
жетончик у понравившегося рисунка и кормушки, (под музыку дети берут из коробок
по жетончику разного цвета для рисунка и поделки).
"Птички"
снимают кармашки и считают жетоны, на место кармашка вешают табличку с крупно
написанным маркером количеством жетонов. Вo время подсчёта жетонов провести
игру с залом, например:
«Покупки бабушки»
(Слова
ведущего выделены)
Купила бабушка себе курочку. Купила бабушка
себе курочку.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывает руками как клюет курочка).
Курочка по
зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе
уточку. Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх (показывает руками, как плывет уточка).
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах (слова сопровождаются движениями).
Купила бабушка себе индюшонка. Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок
фалды-балды (на слова фалды – рука вправо, на слова балды – рука влево).
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе кисоньку. Купила бабушка себе кисоньку.
А
кисуня – мяу-мяу (кистью руки показывает как умывается кошка).
А
кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах
(слова
сопровождаются соответствующими
движениями).
Купила бабушка себе собачонку.
Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка
гав-гав (кистями рук показывает как лает собака).
Собачонка
гав-гав.
А
кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах
(слова
сопровождаются соответствующими
движениями).
Купила бабушка себе коровенку.
Купила бабушка себе коровенку.
Коровенку муки-муки (руками показывает какие рога у коровы).
Коровенка
муки-муки.
Собачонка
гав-гав.
А
кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах
(слова
сопровождаются соответствующими
движениями).
Купила бабушка себе поросенка.
Купила
бабушка себе поросенка.
Поросенок хрюки-хрюки (рукой показывает, какой пятачок у поросенка).
Поросенок хрюки-хрюки.
Коровенка
муки-муки.
Собачонка
гав-гав.
А
кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах
(слова
сопровождаются соответствующими
движениями)
Купила бабушка себе телевизор.
Купила
бабушка себе телевизор.
Телевизор время – факты (руками показывает экран телевизора).
Дикторша
ля-ля-ля-ля-ля.
или короткая игра:
«Три фразы».
Ведущий обращается в зал с вопросом:
«Ребята, я назову сейчас три фразы. Сумеете ли вы их повторить?» Ведущий
предлагает проверить себя и произносит фразы:
- Сегодня хорошая погода… (все повторяют)
- У нас прекрасное настроение… (все повторяют)
- А
вот вы уже и проиграли… (ребята
спрашивают «Почему?»)
В этом их
ошибка, т.к. это была третья фраза.
СИНИЧКА
и ЛЕСОВИЧОК объявляют победителей в конкурсе рисунков и кормушек.
СОРОКА
и другие "птицы" раздают призы.
ЛЕСОВИЧОК: Ребята, вот вам семейное задание:: повесить
кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных
птиц весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни
птиц.
СОРОКА:
Ну что же, ребятки, До встречи! Мы - зимующие птицы, с вами каждый день будем
встречаться во дворе и в лесу… Пока...
- «Синица» информация к занятию https://urlid.ru/b7yr
- «Синица» информация к занятию https://urlid.ru/b7yr
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий