
набросок сценария мероприятия для детей
для закрепления знаний по теме занятия о синицах
для детей младшего и среднего школьного
возраста
в условиях дополнительного образования
«набросок»
СЦЕНАРИЯ «СИНИЧКИН ДЕНЬ»
Действующие
лица:
1. Сорока, самоуверенная и несколько наглая.
2. Синичка.
3 Старичок-лесовичок
4. Воробей.
5. Сова.
6. Дятел,
7. Клест,
Необходимые
материалы:
1. Силовые кнопки.
2. Маркеры.
3. Картонные карманы для жетонов.
4. Жетоны.
5. Коробки.
6. Стенды для рисунков.
7. Стенды дня портретов зимующих птиц.
8. Столы для кормушек.
9. Таблички к поделкам.
10. Таблички с указанием птицы и подкормки
зимой.
11.
Рисунки, папье-маше, обруч на голову с изображением действующих лиц, или
КОСТЮМЫ.
12. Музыка.
13. Голоса птиц.
14. Карточки с названиями птиц перелётных и
зимующих.
15. Загадки о зимующих птицах.
16. Крупные «портреты» зимующих птиц.
17. Карточки е текстом действующим лицам.
18. Игра Лесовичка (?).
19. Призы за рисунки.
20.
Призы за поделки-кормушки.
21. Д/и с изображениями птиц, с контурами птиц.
22.
Корзинка.
23. Рисунки детей с изображением синичек (с
надписью автора на лицевой стороне).
24.
Поделки кормушек с табличками.
На
сцене в уголке «дремлет» Старичок-лесовичок.
Вбегает
вприпрыжку СОРОКА, напевая: «Праздник! Праздник! Птичий праздник!»
Обращаясь
к ребятам: «Здесь?» «Замечательно!
А как он называется? ....
(Возмущённо)
«Синичкин день?!» Да что это синичка?! Посмотрите на меня! Какое у меня яркое
блестящее оперение! А чем примечательна синичка?
Вы,
небось, не знаете, как она и выглядит! ..... Знаете?! Ну-ка, ну-ка, покажите
мне её? (Дети выносят рисунки синичек и встают в полукруг)
СОРОКА:
Ну, вообще-то, да, симпатичная птичка. Давайте повесим ваши рисунки на стенд.
Хм, получилась выставка одной птицы-синицы.
Но
вот уж петь, как Я громко и пронзительно так, что на весь лес слышно, никто не
умеет! Тем более синичка, всего лишь! чик-чирик! Ни громкости, ни красоты! ....
Что не так! И как, но-вашему, она поет? (Тинь-тинь)
Ой, ну ладно, убедили.
(Задумчиво)
Зима на носу... (С вызовом) Вот, мы - сороки, птицы крупные, всеядные, с клювом
крепким. Нам и корм зимой найти легче. А доживет ли до весны какая-то мелочь? А
вы знаете, кто с вами зиму коротает? Вот я сейчас это проверю.
Игра
«Зимующие и перелётные птицы»
Описание
игры: Ведущий каждому ребёнку даёт название птицы: кому перелётной, кому
зимующей.. Например: цапля, снегирь, кукушка, ворона, ласточка, дятел, журавль,
соловей, сова, попугай, клёст и т.д.
По
команде ведущего зимующие птицы должны собраться в одну стаю, а перелётные - в
другую. Затем каждая стая смотрит, нет ли чужих, а если есть, то с криком
выдворяет.
СОРОКА:
О, да у нас немаленькая компания на зимовку остаётся! Скучно не будет! А
поконкретнее, кто со мной: я загадываю загадку, а вы попробуйте отгадать. (При
отгадке "Птицы" - действующие лица выходят, вешают на стенд «портрет»
птицы и усаживаются рядом с Лесовичком (воробей, сова, дятел, клёст....)
1. Чёрный жилет, красный берет, нос, как
топор, хвост, как упор. ДЯТЕЛ
2. Днём спит, ночью летает, и прохожих пугает.
СОВА
3. Чернее сажи. Белее снега, выше дома, ниже
травы. СОРОКА
4. Озорной мальчишка в сером армячишке по
двору шныряет, крохи собирает. ВОРОБЕЙ
5. Чернокрылый, красногрудый и зимой найдёт
себе УЮТ. Не боится он простуды, с первым снегом тут как тут. СНЕГИРЬ
6. Кто там прыгает, свистит, клювом шишки
потрошит, голоском речистым, чистым "Кле, клее, клее" поёт со
свистом. КЛЁСТ
7. Всё лето с нами гулит и зимой никуда не
улетит. ГОЛУБЬ
8. Спутник верный снегиря, с хохолком на
голове, прилетает он рябину поклевать на холодке. СВИРИСТЕЛЬ
9. Шапочка серенькая, жилеточка нетканая,
кафтанчик рябенький, а ходит босиком. ВОРОНА
10. Спинкою зеленовата, животиком желтовата,
чёрненькая шапочка, и полоска шарфика. СИНИЦА
11. Путают ее с вороной, Хоть и меньшая размером.
В одеяньи скучном, скромном С черным галстучком на сером.Осенью на юг не мчится, Зим студеных не боится -
Видно, крепкая закалка. А зовется просто:... ГАЛКА.
СОРОКА:
птичья галерея получилась! А почему это праздник синичке посвятили? Знаете? И я не знаю! У кого бы спросить?
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:
У меня спроси. Я знаю. С давних пор на
Руси в ноябре 12 числа отмечается СИНИЧКИН ДЕНЬ, т.е., день встречи зимующих
птиц. Люди готовили кормушки, читали стихи про птиц, загадывали загадки, играли
и просто любовались зимними птахами.
Почему
именно Синичкин день? Да потому что синица — божья птица считается на Руси.
Раньше в старину на неё гадали: бросали крошки хлеба, кусочки сала и наблюдали,
если синичка сначала станет клевать сало, то в доме будет вестись живность,
если станет клевать крошки хлеба - то будет в доме достаток.
ВОРОБЕЙ:
Летом синички живут в лесах. Это осёдлая птица. А к зиме они из леса
перебираются к жилью человека, они совершенно его не боятся. Любят полакомиться
салом, мясом, заглянуть в форточку, проверить, что лежит на балконе.
СОВА: Синица - очень полезная птица. Круглый, год
она очищает леса и сады от «вредных насекомых. За сутки поедает столько корма,
сколько весит сама. Живут они стайками по 10-15 штук.
ДЯТЕЛ: Синицы сооружают гнёзда в дуплах деревьев, в
порах, в щелях гнилых стволов и пней, под отставшей корой старых деревьев и
среди коряг. А живущие в парках и садах селятся в синичниках или подходящих
закрытых постройках.
КЛЁСТ: Самка, в гнездо откладывает 10-15 белых яичек
с красно-коричневыми пятнами. Высиживает 2 недели. Самец в это время приносит
корм самке. Птенцы вылупляются не одновременно. Потомство выкармливают оба
родителя. За лето синицы откладывают яйца и выводят птенцов 2 раза.
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:
Ребята, в зимнее время нашим пернатым друзьям бывает холодно и голодно. Из 10
синиц выживает до весны только 1. И наша с нами задача: не дать погибнуть зимой
от голода нашим зимующим птицам.
СОРОКА:
Конечно, надо нам помочь! Так, у кого печенье, пряники, конфеты, котлеты.. мне
в корзинку. (Подходит к зрителям, протягивая корзинку). Не жалейте, я с
коллегами по несчастью поделюсь, не сомневайтесь!
СТАРИЧОК-ЛЕСОВИЧОК:
Стоп-стоп! Ты, сорока, может быть, и на пряниках проживёшь, а вот другим птицам
более подходящий корм нужен.
Ребята,
что мы можем предложить? (при звучании ответов детей или после
"Птицы" могут показывать карточки
с «меню», чтобы дети
могли запомнить зрительно)
СНЕГИРЮ ... семена ягод рябины, клёна, ясеня, березы;
СИНИЧКЕ ... — семена арбуза, тыквы, кабачка, конопли, подсолнечника, несолёное сало;
СВИРИСТЕЛИ
... мякоть ягод рябины;
СОЙКЕ
... — жёлуди, ягоды, семена трав: одуванчика, чертополоха, крапивы, лебеды,
конского щавеля;
ГОЛУБЮ
.. зерно разное, семена овощей, фруктов, белый хлеб;
КЛЕСТУ
...- шишки сосны и ели;...
...
.Семена одуванчика, чертополоха, конского щавеля, крапивы, лебеды заготавливают
в августе, сентябре, связывают снопиками и ставят прямо в снег рядом с
кормушками..
СТАРИЧ0К-ЛЕСОВИЧОК:
Чтобы помощь наша не была бесполезной, снег зёрнышки не засыпал, да и
сороки-вороны не растащили, что мы можем сделать? ...... Кормушки! Кто уже
готов поделиться своим опытом — выходите - покажите! (Дети выходят с кормушками
и ставят их на столы, «Птицы» помогают расположить на столах).
СИНИЦА:
( обращаясь к «птицам") Посмотрите
(показывая на зал) сколько у нас друзей? И все такие милые, жизнерадостные! И все, я уверена, петь любят.
Ребята! А знаете ли вы песни с упоминанием птиц? Давайте попробуем вспомнить! Выходите по-одиночке, парами, группами... Кто-то начинает - поёт куплет песни, следующие поют другой куплет и так по-очереди... Кто больше песен вспомнит - тот и победитель!
СОРОКА:
Как с вами тепло и весело! А я предлагаю вам поиграть (игра - ?)
Например:
Гуси
На площадке чертят небольшой
круг, в середине его сидит волк. Играющие,
взявшись за руки, встают в большой круг. Между кругом, где сидит волк, и
хороводом встают в небольшой круг гусенята.
Играющие в хороводе идут по кругу и
спрашивают гусенят, которые также ходят по кругу и отвечают на вопросы:
—Гуси, вы
гуси!
—Га-га-га,
га-га-га!
—Вы, серые
гуси!
—Га-га-га, га-га-га!
—Где, гуси,
бывали?
—Га-га-га,
га-га-га!
—Кого, гуси,
видали?
—Га-га-га,
га-га-га!
С окончанием
последних слов волк выбегает из круга и старается поймать гусёнка. Гуси
разбегаются и прячутся за стоящих в хороводе. Пойманного гусенка волк
ведет в середину круга — в логово. Гуси встают в круг и отвечают:
Мы видели волка, Унес волк гусенка, Самого лучшего, Самого
большого.
Далее
следует перекличка хоровода и гусей:
—А, гуси,
вы. гуси!
—Га-га-га,
га-га-га!
—Щиплите-ка
волка,
—Выручайте
гусенка!
Гуси машут
крыльями, с криком га-га бегают по кругу, донимая волка. Пойманные гусенята в это время стараются
улететь из круга, а волк их не пускает. Игра заканчивается, когда все пойманные гуси уходят от волка. Игра
повторяется, но играющие в хороводе
становятся гусями, а гуси встают в
хоровод. Волка выбирают.
Правила: 1. Хоровод
гусей и гусенят идут по кругу в разные стороны. 2. Проговаривать текст
должны все дружно. Пойманный гусенок может выйти из круга только тогда, когда
кто-то из играющих коснулся рукой волка.
Гуси-лебеди
Участники
игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки
чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой — живет волк под горой. Хозяин
выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси
уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей.
Идет перекличка между хозяином и гусями:
—Гуси-гуси!
—Га-га-га.
—Есть
хотите?
—Да, да, да.
—Да, да, да.
—Гуси-лебеди!Домой!
—Серый волк под горой!
—Что он там делает?
—Рябчиков
щиплет.
—Ну, бегите
же домой!
Гуси бегут в
дом, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда
почти все гуси пойманы. Последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый,
становится волком.
Правила: 1. Гуси
должны «лететь» по всей площадке. 2. Волк может ловить их только после слов:
«Ну, бегите же домой!»
ЛЕСОВИЧОК:
Мы сегодня и поиграли, и попели, и хвалу птичкам вознесли и уменье свое показали (жест в сторону
рисунков и поделок), а теперь я предлагаю оценить ваше творчество, положив 1
жетончик у понравившегося рисунка и кормушки, (под музыку дети берут из коробок
по жетончику разного цвета для рисунка и поделки).
"Птички"
снимают кармашки и считают жетоны, на место кармашка вешают табличку с крупно
написанным маркером количеством жетонов. Вo время подсчёта жетонов провести
игру с залом, например:
«Покупки бабушки»
(Слова
ведущего выделены)
Купила бабушка себе курочку. Купила бабушка
себе курочку.
Курочка по зернышку кудах-тах-тах (показывает руками как клюет курочка).
Курочка по
зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе
уточку. Купила бабушка себе уточку.
Уточка тюрюх-тюх-тюх (показывает руками, как плывет уточка).
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах (слова сопровождаются движениями).
Купила бабушка себе индюшонка. Купила бабушка себе индюшонка.
Индюшонок
фалды-балды (на слова фалды – рука вправо, на слова балды – рука влево).
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах.
Купила бабушка себе кисоньку. Купила бабушка себе кисоньку.
А
кисуня – мяу-мяу (кистью руки показывает как умывается кошка).
А
кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах
(слова
сопровождаются соответствующими
движениями).
Купила бабушка себе собачонку.
Купила бабушка себе собачонку.
Собачонка
гав-гав (кистями рук показывает как лает собака).
Собачонка
гав-гав.
А
кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах
(слова
сопровождаются соответствующими
движениями).
Купила бабушка себе коровенку.
Купила бабушка себе коровенку.
Коровенку муки-муки (руками показывает какие рога у коровы).
Коровенка
муки-муки.
Собачонка
гав-гав.
А
кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах
(слова
сопровождаются соответствующими
движениями).
Купила бабушка себе поросенка.
Купила
бабушка себе поросенка.
Поросенок хрюки-хрюки (рукой показывает, какой пятачок у поросенка).
Поросенок хрюки-хрюки.
Коровенка
муки-муки.
Собачонка
гав-гав.
А
кисуня – мяу-мяу.
Индюшонок
фалды-балды.
Уточка
тюрюх-тюх-тюх.
Курочка
по зернышку кудах-тах-тах
(слова
сопровождаются соответствующими
движениями)
Купила бабушка себе телевизор.
Купила
бабушка себе телевизор.
Телевизор время – факты (руками показывает экран телевизора).
Дикторша
ля-ля-ля-ля-ля.
или короткая игра:
«Три фразы».
Ведущий обращается в зал с вопросом:
«Ребята, я назову сейчас три фразы. Сумеете ли вы их повторить?» Ведущий
предлагает проверить себя и произносит фразы:
- Сегодня хорошая погода… (все повторяют)
- У нас прекрасное настроение… (все повторяют)
- А
вот вы уже и проиграли… (ребята
спрашивают «Почему?»)
В этом их
ошибка, т.к. это была третья фраза.
СИНИЧКА
и ЛЕСОВИЧОК объявляют победителей в конкурсе рисунков и кормушек.
СОРОКА
и другие "птицы" раздают призы.
ЛЕСОВИЧОК: Ребята, вот вам семейное задание:: повесить
кормушки у себя во дворе и подкармливать птиц, готовиться к встрече перелётных
птиц весной, изготовить скворечники, продолжать в кругу семьи знакомиться с произведениями детской литературы о жизни
птиц.
СОРОКА:
Ну что же, ребятки, До встречи! Мы - зимующие птицы, с вами каждый день будем
встречаться во дворе и в лесу… Пока...
- «Синица» информация к занятию https://urlid.ru/b7yr
- «Синица» информация к занятию https://urlid.ru/b7yr
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий