"ЖИВОТНЫЕ ВЯТСКОГО КРАЯ"
интеллектуальная игра
для закрепления и проверки знаний о классификации и приспособленности животных
интеллектуальная игра
для закрепления и проверки знаний о классификации и приспособленности животных
для детей младшего и среднего школьного
возраста
в условиях дополнительного образования
Интеллектуальная игра по закреплению знаний
О КЛАССИФИКАЦИИ И
ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ ЖИВОТНЫХ ВЯТСКОГО КРАЯ
ЦЕЛЬ: повторить, закрепить
знания детей 2го года обучения о разнообразии, приспособленности,
взаимозависимости, классификации животных на примере животных Вятского края /к
теме "Животные Вятского края"/.
ЗАДАЧИ: 1/ закрепить
знания об основных признаках классов;
2/ вспомнить с 1го года
обучения виды приспособленности животных /строение тела, защитная окраска,
способы питания/;
3/ проследить взаимозависимость
животных в экосистеме;
4/ вспомнить значение
терминов: "пищевая цепочка", "холоднокровность», "млекопитающие",
"зимующие", "рептилии", "амфибии”, "экосистема",...
МЕТОДЫ: игровой,
самостоятельная работа, иллюстрационный.
ПРИЕМЫ: сравнение, наблюдение,
обобщение, вопросы, индивидуальные задания, работа с карточками, наглядная
демонстрация животных, взаимопроверка, самостоятельный выбор, постановка
проблемы, смена деятельности.
ФОРМЫ работы:
индивидуальные задания, групповая, коллективная работа.
НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
- картинки животных Вятского края и других стран /звери, птицы, амфибии,
рептилии, насекомые, рыбы/,
- таблички с написанными основными признаками классов
/"шерсть”, "чешуя", "молоко", "яйцо",.../,
- номерки от 1 до 18,
- таблички с надписями классов животных: звери, птицы, амфибии,
рептилии, насекомые, рыбы,
- таблицы "Приспособленность животных», "Животные
защищаются”,
"Классификация
"Царство животных", "Амфибии", "Рептилии", "Птицы
Вятского края",
- плакат с картинками участников пищевых цепочек.
ХОД ИГРЫ:
Ребята! Сегодня мы с вами
в форме интеллектуальной игры вспомним основные признаки классов животного мира
и виды приспособленности животных на примере представителей нашей вятской
фауны. Что включает в себя слово "Фауна"? /животный мир/.
1. Перед началом игры предлагаю ознакомиться с содержанием плаката,
которое может пригодиться вам в ходе
игры.
2. А теперь прошу всем взять по одному номерку.
У кого номерки с цифрами
1,2,3, сядьте за стол с табличкой "Звери".
4,5,6, "Птицы".
7, 8,9, "Рептилии".
10,11,12 "Амфибии".
13,14,15 "Насекомые".
16,17,18 "Рыбы".
3. Запомните своих партнеров и подойдите к центральному столу.
Здесь разложены картинки животных. Выберите из них представителей вашего класса
/в соответствии с табличкой на вашем столе/, но только обитающих в нашим крае.
4. Покажите всем свой выбор. У кого-то есть лишние? Посмотрите у
других групп. На столе осталось ещё несколько картинок /слон, страус, анаконда,
богомол, лягушка-бык, акула/. Почему вы их не взяли? Верно: они в наших краях
не обитают.
5. Сейчас на центральном столе таблички с основными признаками
классов. Подойдите, пожалуйста, по одному представителю "класса",
выберите таблички, соответствующие вашему "классу", можно
пользоваться подсказкой своей команды. Время ограничено, 3 минуты.
"Звери":
шерсть, молоко, живорождение, усы, большие уши, гнездо, теплокровность, лапы, хвост,
когти, нора, дупло, резцы, клыки, детеныши, берлога, зимняя спячка,..
"Птицы": перья, клюв,
две ноги, когти, лапы, яйца, теплокровность, гнездо, дупло, птенцы, полые /пустые/
кости, крылья, перепонки, хвост, скорлупа,....
"Рептилии": чешуя,
холоднокровность, панцирь, перепонки, лапы, яйца, скорлупа, хвост, гнездо, зимняя
спячка,...
"Амфибии":
слизь, икра, лапы, холоднокровность, голая кожа, перепонки, хвост, зимняя
спячка, жабры, головастики, вода....
"Насекомые”:
усы-вибриссы, уши на ногах, насечки, яйца, личинка, куколка, хитин, крылья, зимняя
спячка, перепонки на крыльях, 6 ног, вода,...
"Рыбы": плавательный
пузырь, чешуя, плавники, жабры, хвост, икра, мальки, боковая линия, люминесценция,
нерест, вода....
К зверям подходит слово
"яйцо"? Есть звери, откладывающие яйца?
Утконос и ехидна
откладывают яйца, но кормят своих детенышей молоком, как млекопитающие, звери.
Поэтому эти существа относятся к млекопитающим яйцекладущим.
6. "ЗВЕРИ", покажите свои картинки и таблички. Остальные
ребята, согласны ли вы с выбором "зверей"? Может какого-то признака
не хватает или есть лишние? Объясните. Зачем он, этот признак, нужен зверям?
А теперь
"ПТИЦЫ": .......
7. Подведем итог. Основным, не повторяющимся, признаком каждого
класса является:
- "Зверей" - шерсть, молоко,
- "Птиц" - перья, полые кости,
- "Рептилий" - чешуя, панцирь,
- "Амфибий" - голая кожа, слизь,
- "Насекомых" - сегменты, превращение гусеницы, куколки,
6 ног, хитиновое покрытие, уши на ногах у некоторых, несколько пар глаз, ушей, беспозвоночные,
- "Рыб" - плавательный пузырь, плавники, несколько
способов слуха.
Почему второе название
зверей - млекопитающие? /"млеко" - молоко, выкармливание детенышей
молоком/.
-
Второе название амфибий - земноводные. Что это означает?
/Связь с воздушной и водной средой: жизнь на суше, размножение - в воде/.
-
Что означает слово "насекомое"? /тело насечено на
отдельные части/.
8. Внимательно послушайте загадки о животных. Отметьте слова,
обозначающие приспособленность животного к среде обитания. Подсказка - таблица
"Приспособленность животных".
1/ Серый зверек
через кочки скок! /Заяц, маскировочная окраска, прыгучесть/
2/ Зимой беленький -
летом серенький. /Заяц, маскировочная, меняющаяся сезонная окраска/.
3/
Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы - уши
больше головы. /Заяц, большие уши улавливают более слабые звуки, способ
защиты/.
4/
Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне
кур крадёт. /Лиса, хвост пушистый помогает перезимовать - лиса спит на снегу, свернувшись
клубком и укрывшись хвостом/.
5/ Зимой спит,
летом ульи ворошит. /Медведь, способ "перезимовки" /анабиоз/.
6/
Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога
раскинув широко. /Лось, рога - способ защиты от врага/
7/ Наткет, наплетет,
сядет и добычи ждет. /Паук, паутина - приспособление к охоте/.
8/ Маленькая, легенькая, а
за хвост не поднимешь. /Ящерица отбрасывает хвост в случае опасности -
способ спасения/
9/ Словно елка, весь в
иголках. /Ёж, способ защиты, укрытие/.
10/
Озорной мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет,
крохи собирает. /Воробей - смелый, с маскировочной окраской, синантропностъ -
близость к человеческому жилью, помогает выжить, перезимовать/.
11/
На поляне возле елок дом построен из иголок.
За травой не виден он, а жильцов
в нем миллион. /Муравьи маленькие, но коллектив и распределение
обязанностей помогает им выжить, противостоять врагам, строить целые муравьиные
города и т.п./
12/ Плотник с острым
долотом строит дом с одним окном. /Дятлу крепкий клюв помогает добывать пищу из древесины и строить дупло/.
9. Вспомнили мы несколько видов приспособленности животных к
выживанию.
Кто, по-вашему, из обитателей
"Живого уголка" является представителем фауны нашего края? /хомяки, мыши,
крысы, голуби, хонорик, хотя и не существует в природе в чистом виде, но он ближайший
родственник хорька, он помесь хорька и норки/.
Задание:
выяснить - какие у этих животных есть приспособления для
выживаемости
в природе. На выполнение этого задания - не больше пяти минут.
По своему желанию можете
действовать группой или по одному: возьмите бумагу, ручку, выберите животное
для наблюдения, подойдите к клетке, внимательно рассмотрите внешний вид,
повадки, наличие гнезда, укрытия и т.д.
Перечислите на листочке
формы приспособленности этого животного.
Мыши: теплокровность, шерсть,
покровительственная окраска, цепкий хвост,
подвижность/юркость/,расплющивающееся тело, плодовитость, хорошее зрение и
слух, замирание, коготки, снимающаяся шкурка с хвоста у мышат, сильное чувство
материнства,...
Крысы: теплокровность,
покровительственная окраска, всеядность, выносливость, коллективизм, крепкие
зубы, цепкий с жёсткими щетинками хвост, прекрасные зрение и слух,
сообразительность, прекрасная память, агрессивность, смелость, материнство,...
Хомяки: теплокровность,
покровительственная окраска, агрессивность /неожиданное нападение первым при
опасности/, отсутствие хвоста, хорошие зрение и слух, защечные мешки,
запасливость, чистоплотность, зимняя спячка, …
Голуби: теплокровность,
покровительственная окраска, стайность, семейное выкармливание
птенцов, синантропность,..
Хонорик /хорьки и норки в
дикой природе/ - покровительственная окраска, "обтекаемая” форма тела,
змееподобность, короткие лапы, мощные челюсти, крепкие зубы и когти, прекрасные
зрение и слух, способность лазать по деревьям и под снегом, латентный период
/замирание беременности до более благоприятного периода для рождения и выращивания
потомства/.
Ребята отчитываются о
результатах своих наблюдений, остальные дополняют.
10. Чьих следов мы не
увидим зимой на снегу? /перелетных птиц и зверей, впадающих в состояние
анабиоза /замедления всех жизненных процессов/ -спячку: медведя, сурка, ежа, а
также мы не увидим амфибий и рептилии - почему?
/они холоднокровные, т, е.
с понижением температуры окружающей среды понижается и температура тела этих
животных, замедляются все процессы в организме/, к тому же зимой нет основного
корма амфибий и рептилий - насекомых, по этой же причине улетают в теплые края
и птицы, питающиеся насекомыми./ А почему насекомых нет зимой? /холодно, нет
растений/.
Суровое время - зима! Но
вот странность: к нам на зимовку прилетают птицы. Какие? /клесты, снегири, свиристели/.
Чем же пpивлекает их наш край зимой? /К зиме созревают ягоды рябины - любимый
корм снегирей и свиристелей, и еловые и сосновые шишки, семенами которых
питаются сами и выкармливают птенцов клесты/.
Что же все-таки помогает
животным пережить зимний период? /мех, пушистый хвост, коллективизм в охоте и защите от врагов и холода, запасы,
кладовки, синантропность, миграции зверей и перелеты в теплые края птиц,
копыта, рога, когти, сообразительность,.../
11. Самое важной условие для выживаемости всех живых существ /наравне
с возможностью дышать/ - наличие пищи, источника энергии. Как вы знаете ж-е
делятся не только на классы, но и по типу добывания пищи: плотоядные /хищники/
растительноядные, насекомоядные и т.д.
Покажите, пожалуйста, на
плакате с помощью фломастера несколько пищевых цепочек. Кто желает? Хорошо! У
кого ещё есть варианты? Подходите к доске.
Если мы уберем какое-то
звено в пищевой цепи, например: комара, что произойдет? /станет меньше рыб в
реках, питающихся личинками комаров; птицам, питающимся рыбой, не станет
хватать корма; не достанется "лакомого кусочка", например, из водоплавающих птиц, хищным птицам и хищным
зверям.
Сократится численность
мышей, и последствия не заставят себя ждать. Всё в природе взаимозависимo и
взаимосвязано.
12. Итак, какие виды приспособленности вы можете назвать? /защитная
окраска, меняющаяся сезонная окраска, расчленяющая окраска, мимикрия,
коллективизм, симбиоз, хвосты, лапы, уши, осязание, способность делать или
иметь укрытия, материнство, обучаемость, разнообразие вкусов, ярусность
обитания и т.п/
С основными
представителями отряда хищников Вятского края мы уже познакомились.
13. Со следующего занятия будем знакомиться с представителями
травоядных, грызунов, насекомоядных...
14. Понравилась ли вам
ваша работа? Что было самым трудным на сегодняшнем занятии? Попробуйте оценить
свою работу по ”5" балльной системе!
15. Знаете ли вы
какие-либо подвижные игры, герои которых - звери нашего края?
/"кошки-мышки", "пчелы и медведи", "мышеловка”.../
Выберите игру, обговорите
правила. И... играйте!
3ВЕРИ
ПТИЦЫ
РЕПТИЛИИ
АМФИБИИ
РЫБЫ
НАСЕКОМЫЕ
«Животные
Вятского края» Интелл.игра https://urlid.ru/b7zm
"ЗВЕРИ
ВЯТСКОГО ЛЕСА", ребусы https://urlid.ru/b7zn
"Правда ли
что..." Дидактическая игра о животных Вятского края https://urlid.ru/b7zo
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий