пятница, 1 декабря 2017 г.

"СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНИЗМОВ" вопросы, головоломки

"СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНИЗМОВ"
вопросы, головоломки 
для закрепления знаний по теме экологического занятия 
для детей младшего и среднего школьного возраста 
в условиях дополнительного образования
Интеллектуальная игра «СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНИЗМОВ»
   Утверждения.
   Вопросы.
   Размышлялки.
ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ С ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
- Головоломки.
- Дидактическая игра «Пример взаимоотношений»


(Разные условия проведения занятий в игровой форме в документах "ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ", "КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ? ВВЕДЕНИЕ" и др. с головоломками и заданиями. Рубрика "Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ")

ШПАРГАЛКА
ЭТОЛОГИЯ - наука о поведении животных.
Взаимопомощь - мутуализм,
когда оба вида получают выгоду от этих отношений, например: бизоны и воловьи птицы, крокодил и птица-дантист, рыбы- чистильщики и другие обитатели моря;

Комменсализм -
НАХЛЕБНИЧЕСТВО, когда один вид получает выгоду, но другому это не вредит, например: акула и рыба- прилипала, усоногие рачки и киты, собака и репей;

Паразитизм, когда один вид получает выгоду, а другой вред своему здоровью и даже угрозу жизни, например: кошка и блохи, муравьи и жучок ламехуза, комар и человек).

Симбиоз - Вид сотрудничества организмов, когда организмы объединяют свои возможности, помогают друг другу, непосредственно находясь даже внутри друг друга. Например, в кишечнике человека живут симбиотические бактерии, которые вырабатывают некоторые витамины, необходимые человеку.
Гибель этих организмов может привести к серьёзным заболеваниям.

 
Интеллектуальная игра «СОТРУДНИЧЕСТВО ОРГАНИЗМОВ»
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1.     Маленькие паучки, едва вылупившись, спешат в свои новые дома. Передвигаться им помогают разные животные, к шерсти которых паучки прикрепляются с помощью паутинки. (НЕТ. Передвигаются они по воздуху. Сначала паучок забирается на высокое растение и «прядёт» длинные шёлковые нити с помощью специальных желёз, выпуская жидкость, которая при соприкосновении с воздухом моментально твердеет. Ветер подхватывает нити и уносит паучков).
2.     В Африке есть птичка-дантист - кулик, которая чистит крокодилу зубы. (ДА, причём их взаимоотношения взаимовыгодные: птичка находит себе пищу среди зубов крокодила, а у крокодила не болят зубы).
3.     У всех паразитирующих животных очень чёткая специализация. Червь, живущий в      тканях лягушки, не сможет выжить ни в тканях черепахи, ни кролика. И наоборот. (ДА).
4.     На малоплодородных песчаниковых холмах острова Борнео муравьи-филидрисы выживают за счёт «эксплуатации» корневой системы папоротника, высасывая живительные соки растения. (НЕТ. Муравьи доставляют пищу своим растениям-хозяевам, принося богатый питательными веществами мусор, чтобы сделать своего рода компост для растения, а папоротник кормит муравьиную колонию своими съедобными маслянистыми оранжевыми спорами, специально их выращивая).
5.     Чтобы обеспечить жизнь своему потомству муха-лягушеедка поступает так: она находит лягушку и начинает перед ней прохаживаться, пока та её не съест. (ДА, личинки мухи-лягушеедки могут развиваться лишь в носовой полости лягушки. Так мать ценой своей жизни обеспечивает благополучие своих детей).
6.     В тёплых океанских водах живут рыбки-прилипалы. Так как плавать они не могут, то путешествуют, прикрепившись с помощью присоски к морским черепахам, акулам, скатам, китам, а то и к днищу корабля. (НЕТ. Они отличные пловцы, но путешествуя «автостопом», экономят энергию).
7.     Дятловые попугаи часто выводят своих птенцов в термитниках на ветвях деревьев. Попугай разрушает стенку термитника и занимает для своего жилья добрую его половину. (ДА, причём воинственные термиты довольно скоро привыкают к непрошенному квартиранту и уже не трогают ни его самого, ни его детей, хотя термитам вторжение попугая несёт гибель).
8.     Иссякание запасов сладкого нектара цветов, служащего лакомством или единственной пищей для многих насекомых и птиц, ведёт к гибели растения. (НЕТ. Нектар вырабатывается растением не зря. Перелетая от цветка к цветку, насекомые и птицы переносят пыльцу, обеспечивая развитие семян.).
9.     В жаркий африканский день в стаде копытных бродят египетские цапли, прячась в тени крупных тел и только путаясь под ногами. (НЕТ. Цапли ловят вспугнутых насекомых и склёвывают паразитов с кожи зверей).
10.    В наших садах можно увидеть на зелёных листочках растений множество тлей, которых охраняют от хищников муравьи. (ДА. Муравьи действительно защищают свои стада тлей, так как при прикосновении муравьиных усиков, тли выделяют богатую сахарами падь. Муравьи её обожают).

ВОПРОСЫ:
1.     Как переводится слово «мутуализм»? (Мутуализм - от латинского слова «мутус» «Взаимопомощь» - один из видов сотрудничества организмов).
2.     Какие примеры видов сотрудничества вы можете привести? (рыбы-чистильщики, птица-медоуказчик и медоед, пчёлы, бабочки и цветы, бизоны и воловьи птицы).
3.     Что такое «симбиоз»? (Сотрудничество организмов, когда организмы объединяют свои возможности, помогают друг другу, непосредственно находясь даже внутри друг друга. Например, в кишечнике человека живут симбиотические бактерии, которые вырабатывают некоторые витамины, необходимые человеку. Гибель этих организмов может привести к серьёзным заболеваниям).
4      4. Возможен ли союз животных и растений? (Конечно: пчёлы и цветы,...).
5.     К какому виду сотрудничества относятся отношения между кошками и блохами? (Паразитизм).
6.     Осуждаете ли вы волка, если он поймает косулю и съест? (Для хищника охота является необходимостью - чтобы прокормить себя и своих детёнышей; и хищник может догнать, поймать и удержать только ослабленное, больное животное, тем самым прекращая распространение заболевания. Поэтому волков называют «санитарами леса».).
7.     Каких паразитов, живущих с человеком вы можете назвать? (Вши, блохи, тараканы, красные муравьи, болезнетворные микробы и бактерии).
8.     Приносят ли усоногие рачки какую-нибудь пользу китам, прилепляясь к ним? (НЕТ, пример комменсализма - нахлебничества. Рачки путешествуют на теле кита).
9.     Приведите примеры комменсализма - нахлебничества из своего опыта. (Растения: репей, повилика, череда. Они тоже путешествуют - расселяются, прикрепляясь к одежде людей и к шерсти животных).
10.    Зачем актинии амфиприон? Актиния - полип, подводный живой «цветок»-хищник. Амфиприон, или клоун - рыбка. (Актиния защищает клоуна от других рыб, хищников, а амфиприон чистит актинию от мусора, который застревает между щупалец, и активным движением плавников обеспечивает приток свежей воды, необходимый полипу для дыхания.)

РАЗМЫШЛЯЛКИ:
1.     В Северной Америке обитают воловьи птицы, ростом с воробья. Зимой эти птицы любят жить с бизонами. Как вы думаете на чём основана их «дружба»? (В густой шерсти бизонов птицы прокладывают ходы и коротают там холодные ночи, согреваясь теплом бизоньих тел. Здесь же воловьи птицы и кормятся, поедая массу вредных насекомых, поселяющихся на теле животного. Птицы до того разленились на дармовом тепле и харчах, что не стали высиживать яйца).
2.     В Африке живёт удивительная птица - медоуказчик. Найдя пчелиное гнездо, птица ждёт, когда поблизости появится медоед, зверь, напоминающий барсука. Тогда медоуказчик начинает неистово стрекотать, подёргивать хвостом, крутиться вокруг медоеда, пока тот не обратит на птицу внимания и не последует за ней. Сейчас медоедов становится мало, но птичка не унывает. Она предлагает свои услуги павианам, если случится, и человеку. Для чего так старается эта птица? (Став взрослой, медоуказчик начинает питаться воском диких пчёл. Конечно, маленькая птичка не рискнёт сама сунуться в пчелиный рой. Поневоле приходится искать компаньона. Иногда птица ведёт своего компаньона километр. Потом терпеливо ждёт, когда медоед разорит улей и насытится, оставив ей никому не нужные восковые соты.)
3.     Тёмные единороги светлеют, становясь светло-голубыми, при встрече с губаном, бычком, толстогубом или рифовыми окунями. С какой целью? (Бычки, толстогубы, рифовые окуни и губаны относятся к рыбам-чистильщикам. Единорог - это клиент, чтобы помочь в работе чистильщикам становится светлее. На светлом фоне трудно не заметить прикрепившихся к телу паразитов).
4.     Бычок, растопырив плавники, исполняет своеобразный танец, опуская и поднимая хвост. Перед таким приглашением ни одна рыба не в состоянии устоять. Она подплывает ближе и замирает, как кефаль, - вниз головой, или, как рыба-попугай, - встав вертикально, расправляет плавники, раскрывает рот, приподнимает жаберные крышки. И бычок безбоязненно устремляется в пасть к чудовищу. Что это за     «обряд»? (Бычок-чистилыцик таким образом привлекает клиента и он вполне уверен, что какая бы большая и хищная рыба ни была, она его не проглотит).
5.     В кишечнике австралийского термита обитает своеобразное существо из простейших миксотриха, которая настолько приспособилась жить внутри насекомого, что без него гибнет. Как вы думаете, какие отношения у термита с миксотрихой? (Питаясь исключительно древесиной, термиты сами по себе не в состоянии её переваривать. Здесь им и помогает миксотриха. Она переводит древесину в легко усваиваемые углеводы. Кормит термита и питается сама. А внутри самой миксотрихи живёт ещё пара симбиотических бактерий, которые поставляют необходимые для её роста вещества. Таким образом перед нами цепочка симбиотических организмов).
6.     Многие морские существа, обитающие на большой глубине, где постоянно темно, светятся. Каким образом это у них получается и зачем? (У рыб развиты специальные органы, где живут бактерии, испускающие свет. Например, рыба хаулиоду использует свет, испускаемый бактериями, в качестве «фонаря» для привлечения добычи и отпугивания врагов. Свет бактерий помогает этим рыбам узнавать друг друга в кромешной тьме).
7.     Какие отношения могут быть у гриба подосиновика и осины? (На первый взгляд можно предположить, что гриб паразитирует, питаясь соками дерева. Но на самом деле его грибница тоже помогает дереву, обвивая корни осины, маленькие корешки гриба перерабатывают минеральные вещества, содержащиеся в земле, и делятся ими с деревом).
8.     Люди пытаются искусственно разводить муху-саранчеедку и использоваться для борьбы с саранчой. В чём заключается эта борьба - помощь? (Найдя саранчу, муха прокалывает своим хоботком её брюшко и откладывает туда 25-50 яичек. Вылупившиеся личинки обладают недюжинным аппетитом. Дружными усилиями они быстро съедают своего «хозяина»).
9.     В гнёздах многих тропических муравьёв может встретиться квартирант - жучок ламехуза. У него завидная судьба. Муравьи холят и лелеют ламехуз, кормят их переваренной пищей из собственного зоба по первому требованию. Только вот почему вдруг такая нежная любовь? (Нередко муравей подбегает к ламехузе и начинает щекотать ей брюшко. Там, закрытые длинными щетинками, расположены особые железы. Сладкие выделения этих желёз для муравьёв как наркотик. Они слизывают их с огромным удовольствием. Часто «захмелевшие» муравьи не способны противостоять жуку, который, словно по волшебству, превращается в злодея, поедающего личинок и куколок своих хозяев).
10.    Жуки пухоеды являются паразитами многих животных, в основном птиц. Пухоеды не в состоянии сами найти себе хозяина, так как крыльев у них нет, и летать они не могут. Как же им добраться до птиц? (По такому случаю пухоедам предоставляется «персональный транспорт» - кровососущие мухи. Пухоед цепляется за лапки мухи и таким образом вместе с ней перелетает на нового хозяина).

 
ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ С ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ:
1.   О каких видах сотрудничества мы сегодня говорили? (МУТУАЛИЗМ – от латинского слова «мутус» - «взаимопомощь»; симбиоз, паразитизм, комменсализм)
2.   Пример мутуализма. (Рыбы-чистильщики и акула, птица-медоуказчик и барсук-медоед пчёлы, бабочки и цветы)
3.   Где находятся колонии рыб-чистильщиков? (В тропических морях)
4.   Примеры симбиоза. (Бактерии в кишечнике человека, помогающие переваривать пищу человека и вырабатывающие полезные человеку витамины; простейшее миксотриха в кишечнике австралийского термита переводит древесину, которой питается термит, в легко усваиваемые углеводы; внутри самой миксотрихи живёт ещё пара бактерий, то есть получается цепочка симбиотических организмов)
5.   Возможен ли союз взаимопомощи  животных и растений? (Пчёлы и цветы)
6.   К какому виду сотрудничества относятся отношения между кошками и блохами? (Паразитизм)
7.   В Африке у крокодила есть птичка-дантист, которая чистит крокодилу зубы после еды. Есть ли взаимная польза крокодилу и птичке от такого сотрудничества? В чём это проявляется? (У крокодила не болят зубы, птичка находит себе пищу)
8.   Осуждаете ли вы волка, например, за то, что он поймает зайца и съест? (Для хищников охота является необходимостью, тем более, что они чаще могут поймать ослабленных и больных животных. А это, в свою очередь, является естественным отбором, предохраняет других животных от распространения инфекции)
9.   Каких паразитов, живущих с человеком, вы можете назвать? (Вши, блохи, микробы и бактерии, вызывающие инфекционные заболевания: ангину, тиф, грипп, язвы,…)
10.               Приносят ли усоногие рачки какую-либо пользу китам,  прилепляясь к ним? (Нет. Пример комменсализма или нахлебничества. Рачки путешествуют в поисках пищи и новых кормовых зон на теле кита.)
11.               Какие подобные примеры из своего опыта вы можете привести? (Растения: репей, повилика, череда. Они тоже путешествуют,  прикрепляясь к одежде людей, к шерсти животных. Таким образом они рассеиваются, расселяются на новые территории.)
12.               Как можно назвать взаимоотношения человека и съедобных растений? (Паразитизм. Растения приносят нам пользу, мы их губим, не принося им пользы.)
13.               Какие отношения между человеком и домашними животными? (Животные кормят и одевают человека. Человек, в свою очередь, содержит животных, кормит, предоставляет кров, лечит. Но вот равносильно ли это?)
14.               Можете  ли привести примеры паразитических отношений между людьми? (Взял – не отдал. Эксплуатация труда, услуг.)

  
ГОЛОВОЛОМКИ:
1.     Большинство паразитических животных существа небольшие. Они гораздо меньше своих хозяев. (10 слов)
2.     Каждое крупное существо может иметь многих сожителей: паразитов, симбиотов, комменсалов. (10 слов).
3.     В колонии голубого коралла размером меньше метра живёт до 450 различных животных. Большинство из них никогда не покидает родной коралловый куст: от появления на свет до старости, если, конечно, до неё доживают. 32 слова. 2 предложения).
4. Многие растения, привлекая насекомых, например, для охраны или подкормки,
«научились» специально выращивать для них съедобные плоды или семена со съедобной оболочкой. (21 Слово).
5. Высокоразвитые животные способны понимать трудности, с которыми сталкиваются их сородичи, и помогать им. (13 слов).

ЛИТЕРАТУРА:
1.     Ж. «Юный натуралист», №№ 3/88, 1/2000.
2.     Ж. «Юный натуралист», № 11/2000. Н. Непомнящий «Дружба дружбой, а служба службой».
3.     Ж. «Юный натуралист». (?) Н. Саломатина «Цепляйся и вперёд!».
4.     Ж. Юный натуралист». (?) В. Фёдоров «Зачем актинии амфиприон?».          

Дидактическая игра «Пример взаимоотношений». (РАЗДАТОЧНЫЕ карточки)
Вид взаимоотношений         
РАСТЕНИЯ — ПТИЦЫ 

Вид взаимоотношений  
Птицы — насекомые

Вид взаимоотношений  
Насекомые - млекопитающие    

Вид взаимоотношений  
Птицы — звери

Вид взаимоотношений  
Звери — человек      
       
Вид взаимоотношений
Насекомое — человек

Вид взаимоотношений
Подводные обитатели – человек

Вид взаимоотношений
Подводные обитатели

Вид взаимоотношений
Растения – звери

Вид взаимоотношений
Птица — человек

Вид взаимоотношений
Насекомые - растения      

Вид взаимоотношений
Растение - человек


Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий