"НАШИ ДРУЗЬЯ - ПТИЦЫ"
головоломки, ребусы, кроссворды
Д/и «КАКОЕ СЛОВО ПРОПУЩЕНО?». ПТИЦЫ ВЯТСКОГО КРАЯ. С вопросами, оцениваемыми в 3 и 5 баллов http://qoo.by/3Coi
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "РАДУГА" ГОРОДА КИРОВА
Пасынкова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, экологический отдел
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧЕЙ КЛЮВ?" /7-10 лет/
ЦЕЛЬ. Развивать способность детей сравнивать, обобщать,
фантазировать;
закрепить знания детей о птицах.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Двойные карточки /12 пар/ с изображением птиц без клюва и разных клювов.
Х
ОД. Дети /24 или 12 человек/ садятся по кругу. Ведущий идет за
спинами детей и каждому, пряча картинку от других участников игры, раздает по одной каждому.
По команде участники игры рассматривают свою карточку.
Задание: найти пару: к птице - клюв. Вce встают и ищут вторую половинку.
Созданные пары садятся рядом на те же стулья, по очереди показывают всем карточки / другие дети оценивают - правильно ли подобран клюв/, называют птицу, дают краткую характеристику: по Форме клюва - водоплавающая, хищная, насекомоядная..., для чего птице такой клюв, его функции...
Если клюв от другой птицы, пояснить - по какому признаку ребята "присоединили" его и какие свойства получает птица именно с этим, новым, клювом.
Пары карточек:
1 - К Фламинго розовый
2 - Е хохлатая пеганка
3 - Ж розовый пеликан
4 - Б белоспинный альбатрос
5 - И колпица
6 - А топорики
7 - В попугаи
8 - Г снегирь
9 - Д стерх, журавль
10 - З белоплечий орлан
11 - Л дятел
12 - М жаворонок
головоломки, ребусы, кроссворды
дидактические задания для закрепления
знаний по теме занятий о птицах
для детей младшего и среднего школьного
возраста
в условиях дополнительного образования
д/и "КТО ЛИШНИЙ?"
дятел
зимородок
страус
ястреб
|
синица
воробей
орёл
вороны
|
Дятел
соловей
свиристель
канарейка
|
Сова
филин
сыч
коршун
|
галка
ворона
сорока
саранча
|
сорока
ястреб
коршун
орёл
|
тетерев
грач
глухарь
куропатка
|
голубь
скворец
синица
овсянка
|
гусь
утка
пеликан кукушка
|
cmpауc
воробей
пеликан
колибри
|
куропатка
страус
пингвин
соловей
|
cmраус
пингвин
пеликан колибри
|
Д/и «КАКОЕ СЛОВО ПРОПУЩЕНО?». ПТИЦЫ ВЯТСКОГО КРАЯ. С вопросами, оцениваемыми в 3 и 5 баллов http://qoo.by/3Coi
Д/и «КАКОЕ СЛОВО
ПРОПУЩЕНО?». ПТИЦЫ ДРУГИХ КРАЁВ, СТРАН И КОНТИНЕНТОВ.
Правильный ответ оценивается в 3 балла.
13. Если у _____________ недостаточно еды, их перья из розовых
становятся скучно-серыми. На воле птицы питаются креветками, крохотными
водными растениями, содержащими
специальное красящее вещество
каротин (как в морковке).
14. У
_________________под клювом есть
огромные, растянутые сумки из кожи. Они пользуются ими как сетями, чтобы
вылавливать из воды рыбу на питание.
19. Маленькая птичка во
время полёта взмахивает своими крыльями 55 раз
в секунду.
36. ________________ аделия,
живущий в Арктике, проводит зиму далеко в
море, питаясь рыбками и крилем. В сентябре и октябре миллионы птиц возвращаются к местам размножения среди снегов и льдов.
37. Поскольку _______________не
умеют летать, иногда им приходится
пешком вразвалочку преодолевать 320 километров среди морских льдов. Даже среди земли, покрытой снегом, они находят дорогу к старым гнёздам.
50. ____________строят
самые маленькие гнёзда, размером с половину грецкого ореха. Птицы слишком малы,
чтобы строить из веточек. Они пользуются нитями паутины для строительства своих
крохотных гнёзд.
74. Птенцы______________
вскармливаются похожей на молоко жидкостью изо рта родителей. «Молоко» это -
красного цвета.
97.____________могут летать вперёд, назад, в сторону, вверх
и вниз. Они могут зависать над цветком, чтобы напиться нектаром. Чтобы
неподвижно висеть, им нужно совершить 90 ударов крыльями в минуту, больше, чем
любой другой птице.
103 .В наше время насчитывается около 8600 различных видов
птиц в мире. Они отличаются по размеру, начиная от самых маленьких колибри,
которые не больше крупной бабочки, и заканчивая огромными ___________, которые
выше очень высокого человека.
107. ___________откладывает самые большие яйца из всех птиц.
Они весят около 1,3кг, в 4000 раз больше яиц колибри. Яйца настолько прочные,
что могут выдержать вес двух человек! Самка может отложить до 10 яиц за одну
кладку. Иногда 2 или 3 птицы откладывают яйца в одном и том же месте.
113. Самка ______________, пава, имеет заурядное коричневое
оперение.
114. Чтобы привлечь самку, _______________ раскрывает
прекрасное оперение своего хвоста и трясёт им. Каждое из 200 перьев украшено
«сверкающим» глазком. Учёные считают, что самок гипнотизирует это ослепительное
зрелище.
ОТВЕТЫ: 13. фламинго 14.
пеликанов 19. колибри 36. пингвин 37. Пингвины 50. колибри 74. Фламинго 97. колибри 103. страусами 107. страус 113. павлина 114. павлин
7. Птица _____________ (отряд соколообразных), обитающая в саваннах
Африки, называется так из-за того, что имеет на голове несколько направленных
назад перьев, напоминающих гусиное перо за ухом писца.
8. Вопреки распространённому заблуждению,
что _____________ живут везде, где холодно, эти плавающие птицы обитают только в Южном полушарии, в Антарктиде и на
прилегающих к этому континенту островах.
12. Птица - ______________ строит гнёзда внутри пустых
стволов деревьев. Чтобы сохранить яйца от голодных обезьян и змей, самка
прячется в гнезде. Самец закрывает входное отверстие грязью и птичьим помётом,
оставляя маленькое отверстие, чтобы кормить самку.
17. У самца ______________птицы
на спине длинные красные перья. Чтобы обратить на себя внимание самки, он
переворачивается на ветке вниз головой, распушив удивительное оперение.
22. ________________живут в Арктике и в холодных горах. Они меняют цвет
в зависимости от времени года. Летом их перья коричневые с пятнышками, как
растения и горы. Зимой они становятся белыми, чтобы сливаться со льдом и
снегом.
27. ___________едят до 60 раз в сутки.
29. Птица ______________ строит для привлечения самки шалаш из веточек,
затем украшает шалаш голубыми перьями, цветами, кусочками цветной пластмассы,
яркими ягодами, пуговицами, фантиками от конфет. Затем самец красит веточки
голубым ягодным соком, а самка оценивает.
44. Редкий какапо, живущий в
Новой Зеландии, _____________- единственный, который не умеет летать. Он
питается по ночам травой, мхом, ягодами.
Самец птицы издаёт громкие рокочущие крики, призывая в темноте самку.
52. Самки и самцы
______________ аделии внешне не различимы. Но у самца особый способ
находить самку. Самец кидает камень к ногам возможной «жены». Если пингвин
наклоняет голову, то это самка и они
становятся супружеской парой. Если пингвин долбит камень клювом, это
самец!
53. _____________ пользуются своим изогнутым клювом как ситом, чтобы
процедить пищу из воды. Они переворачивают клюв и всасывают воду. Затем они
выталкивают воду языком, оставляя крохотные растения и креветок, которыми
питаются.
61. Морские _____________ бросают
ракушки моллюсков с высоты, чтобы те разбивались о скалы и открывались.
62. Многие птицы, например
____________ или райская птичка, показывают своё великолепное оперение, чтобы
произвести на самку впечатление. Другие поют, танцуют, показывают свои умения в
качестве строителей или охотников.
65. Огромный белохвостый
__________________ однажды унёс четырёхлетнюю девочку с фермы в Норвегии. Он
нёс её к себе в гнездо в горах, но уронил на выступ скалы. Вскоре девочку
спасли.
70. Птица-_________________
больше похожа на аиста, чем на сокола. Это единственная хищная птица, которая
охотится, стоя на ногах, обследуя траву. Она питается главным образом змеями, которых быстро забивает до смерти
длинными, мощными ногами.
72. Сипы белоголовые в Африке
питаются остатками животных, убитых львами или гепардами. Птицы могут
растерзать антилопу до скелета за
20 минут. У _________ лысые головы и
шеи, поэтому их перья не
забрызгиваются кровью.
81. Клюв _____________ в форме меча и в 4 раза длиннее её тела. Птица
пользуется им, чтобы высасывать нектар из глубины цветка.
104. Маятниковые ____________ строят такие
тёплые, пушистые гнёзда, что дети в Восточной
Европе собирают их и используют
как тапочки.
111. В зоопарках и заповедниках __________________ питаются специальным каротиновым
соком, чтобы сохранить розовый
цвет крыльев.
ОТВЕТЫ на вопросы в 5 баллов:
7 секретарь, 8. пингвины, 12.носорог, 17. райской, 22.
куропатки, 27. колибри, 29. шалашник,
44. попугай, 52. пингвина, 53.
фламинго, 61. чайки, 62. павлин, 65. орёл, 70. секретарь,
72. грифов, 81. колибри, 104. синицы,
111. Фламинго.
Д/И "ПУТАНИЦА" (из отдельных букв сложить название птицы)
д/и "ПРЯТКИ"
д/и "ПТИЦЫ В КЛЕТКЕ"
ПРИМЕРНЫЕ "ШПАРГАЛКИ" К ЗАНЯТИЯМ
ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА "РАДУГА" ГОРОДА КИРОВА
Пасынкова Наталья Сергеевна, педагог дополнительного образования, экологический отдел
ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА "ЧЕЙ КЛЮВ?" /7-10 лет/
ЦЕЛЬ. Развивать способность детей сравнивать, обобщать,
фантазировать;
закрепить знания детей о птицах.
РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ. Двойные карточки /12 пар/ с изображением птиц без клюва и разных клювов.
Х
ОД. Дети /24 или 12 человек/ садятся по кругу. Ведущий идет за
спинами детей и каждому, пряча картинку от других участников игры, раздает по одной каждому.
По команде участники игры рассматривают свою карточку.
Задание: найти пару: к птице - клюв. Вce встают и ищут вторую половинку.
Созданные пары садятся рядом на те же стулья, по очереди показывают всем карточки / другие дети оценивают - правильно ли подобран клюв/, называют птицу, дают краткую характеристику: по Форме клюва - водоплавающая, хищная, насекомоядная..., для чего птице такой клюв, его функции...
Если клюв от другой птицы, пояснить - по какому признаку ребята "присоединили" его и какие свойства получает птица именно с этим, новым, клювом.
Пары карточек:
1 - К Фламинго розовый
2 - Е хохлатая пеганка
3 - Ж розовый пеликан
4 - Б белоспинный альбатрос
5 - И колпица
6 - А топорики
7 - В попугаи
8 - Г снегирь
9 - Д стерх, журавль
10 - З белоплечий орлан
11 - Л дятел
12 - М жаворонок
«ПЕРЕЛЁТНЫЕ ПТИЦЫ»
ОСЕДЛЫЕ ПТИЦЫ - птицы, постоянно живущие в данной местности. Их всего около 20% видов от общего числа.
ПЕРЕЛЁТНЫМИ называют птиц, совершающих сезонные перелёты.
К ОСЕДЛЫМ относятся сизые голуби, Сороки, Галки, Рябчики, Тетерева, Лесные совы,
Ястреба-тетеревятники.
Самая большая группа птиц - КОЧУЮЩИЕ. К ним относятся многие виды птиц, живущих на далёком севере. Они кочуют ежегодно в пределах одной определённой области, не улетая в страны с тёплым климатом.
Птиц, которые зимуют в данной местности, называют ЗИМУЮЩИМИ. Группу зимующих птиц составляют все оседлые и перекочевавшие в данную местность на зимовку.
К ПЕРЕЛЁТНЫМ относятся:
ласточки, Стрижи,
Пеночки, Кукушки, Славки,
Соловьи, Иволги, Скворцы,
Журавли, Горихвостки, Щурки,
Грачи, Дрозды, Аисты,
Перепела, Удод, Куропатки и др.
Отлёт птиц идёт в определённом порядке. РАНЕЕ ДРУГИХ УЛЕТАЮТ НА ЮГ птицы, ПИТАЮЩИЕСЯ НАСЕКОМЫМИ: стрижи, щурки, иволги, кукушки, горихвостки, пеночки, славки, ласточки и другие.
Птицы, частично или полностью питающиеся растительной пищей, могут находить корм и позднее; с этим связан более ПОЗДНИЙ ОТЛЁТ дроздов, перепелов, куропаток.
ВНУТРИ ВИДА не все птицы улетают одновременно. ПЕРВЫМИ от нас улетают птицы, которым НЕ УДАЛОСЬ ВЫВЕСТИ ПТЕНЦОВ. За ними летят МОЛОДЫЕ, но уже окрепшие ПТЕНЦЫ.
Через некоторое время САМЦЫ, а затем САМКИ.
Перед отлётом птицы собираются В СТАИ. Некоторые виды, прежде чем окончательно улететь, КОЧУЮТ с места на место. Кукушка, выросшая в чужом гнезде, вне общения с другими кукушками, удод и некоторые другие улетают В ОДИНОЧКУ.
На местах зимовья птицы ведут себя совершенно иначе, нежели в северных краях: там они не вьют гнёзд, не выводят птенцов, не поют.
В умеренной зоне зимуют некоторые птицы, проводящие лето в северных лесах или тундре. Когда закончится отлёт местных перелётных птиц, когда опустеют леса, поля и парки; в умеренных широтах ПОЯВЛЯЮТСЯ ПЕРНАТЫЕ ГОСТИ: снегири, свиристели, чечётки, клесты.
Перелёты совершаются не из-за погодных условий, а ИЗ-ЗА НЕДОСТАТКА КОРМА, кукушка улетает уже в конце июля или в августе; грачи прилетают к нам уже в марте. А также изменение ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ СВЕТОВОГО ДНЯ, под влиянием света прежде всего происходят ИЗМЕНЕНИЯ ФИЗИОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, протекающих в половых железах птиц. Эти процессы ЗАТОРМАЖИВАЮТ (ОСЕНЬЮ) или УСИЛИВАЮТ (ВЕСНОЙ) СТРЕМЛЕНИЕ ВЫВОДИТЬ И ВЫРАЩИВАТЬ ПТЕНЦОВ.
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий