"АМФИБИИ И РЕПТИЛИИ - КТО ЭТО?" Введение в тему
для детей младшего и среднего школьного возраста
в условиях дополнительного образования
для детей младшего и среднего школьного возраста
в условиях дополнительного образования
Тема
"АМФИБИИ И РЕПТИЛИИ"
ВВЕДЕНИЕ.
Амфибии и рептилии, или земноводные и пресмыкающиеся,
- одни из самых удивительных обитателей нашей планеты.
Среди существующих ныне позвоночных амфибии-наиболее
малочисленный класс - он насчитывает около 3500 видов, рептилий - вдвое больше.
Существенно уступая по числу видов птицам и рыбам, амфибии и рептилии
значительно превосходят их по разнообразию форм приспособления к окружающим
условиям, т.к. их важнейшие жизненные функции /поддержание температуры тела и
водного баланса/ жестко связаны с внешней средой. Все это обеспечивает
земноводным и пресмыкающимся существование в самых различных биотопах от
приполярной тундры до знойных пустынь.
Многие амфибии и рептилии избрали местом обитания
водную стихию или перешли на подземный /роющий/ образ жизни, а некоторые из
современных земноводных и пресмыкающихся, как и далекие предки, миллионы лет
назад - поднимаются в воздух, освоив планирующий полет.
Испокон веков амфибий и рептилии использует человек.
Во многих странах мясо некоторых видов лягушек, черепах, змей употребляют в
пищу; кожа крокодилов и гигантских змей идет для изготовления обуви, одежды,
сумок и украшений; змеиный яд применяют в медицине, кроме того, миллионы
лягушек ежедневно поступают в лаборатории учебных и научных институтов для
исследований.
Конечно, некоторые виды земноводных и пресмыкающихся
опасны для человека, в первую очередь это относится к ядовитым животным, но в
настоящее время совершенно очевидно, что польза от них несравненно значительнее,
- амфибии и рептилии истребляют большое количество насекомых, грызунов и других
вредителей с/х. Они полноправные звенья в сложнейшей цепи живой природы и
требуют к себе бережного отношения.
Загрязнение
окружающей среды и разрушение естественных мест обитания животных в результате
хозяйственной деятельности человека ведет к уменьшению числа или даже к
исчезновению многих из них. Все больше земноводных и пресмыкающихся появляется
на страницах Красных книг.
В издание книги ШОП 1980 года включено 35 видов и 54
подвида амфибий, 77 видов и 21 подвид рептилий; во второе издание Красной Книги
СО СР 1984 года вошло 9 из 34 видов амфибий и 37 из 144 видов рептилий.
Опасность угрожает, выходит, каждому четвертому виду этих животных.
И сейчас уже ясно, что охрана природы должна стать делом каждого из нас.
А теперь попробуем перечислить - кого мы отнесем к классу амфибий
/земноводных/: безногие земноводные - первый отряд включает в себя около 100
видов /по разным источникам - 56.100,164/ червяг; второй отряд
- хвостатые /точных данных также нет: 280,300 и даже 450 с
подвидами/ объединяет саламандр и тритонов: третий отряд
- бесхвостые земноводные /1800,2600 видов/, к нему относятся лягушки и
другие близкие к ним по общему облику амфибии с длинными задними ногами, не
имеющие во взрослом состоянии хвоста: древолазы, листолазы, квакши, чесночницы,
лягушки, жабы
Рептилий, или пресмыкающихся, около 6 тысяч видов, 4 отряда:
черепахи /220 видов/, крокодилы /21 вид/, гаттерии /1 вид/ ,чешуйчатые
/около"5700 видов/. Последний разделяют на подотряды хамелеонов, ящериц, амфисбен и змей.
А теперь бегом по миру земноводных и пресмыкающихся:
несколько вопросов об этих животных.
1. У кого хвост голову спасает?
|
1. У некоторых животных хвост в
самом
деле часто становится спасителем головы. Так у примитивных щитохвостых змей
на хвосте нарисованы два блестящих пятнышка - ложные глаза. Когда пернатый
хищник бросается на такую "голову", змея быстро прячет "хвост"
в нору. Все вы знаете про отламывающийся хвост у ящериц... Погремушка
на хвосте у гремучих змей предупреждает
нежелательное наступление на нее... А хвост крокодила обладает
чудовищной силой и помогает хозяину и защититься и раздобыть обед. Хвосты змей
и ящериц - прекрасный помощник при лазании, а для земноводных - для плавания.
|
2 Муравьи перед дождем ходы
в муравейнике закрывают, навозные
жуки усиленно летают, а о лягушке, как
барометре, вы что-нибудь слышали?
|
2 Лягушка /любая/, банка, немного воды и деревянная
лесенка – все, что нужно для " естественного
барометра. Дайте пойманной лягушке
«прийти» в
себя" и начинайте наблюдения. Если лягушка поднимается по лесенке - ждите плохой погоды,
спускается - к переменной погоде, барахтается на поверхности воды - ждите
солнечной сухой погоды.
Связано это с
лягушачьей кожей и испарением воды с нее: к
сухой погоде - сидит в воде, дождик - можно выбираться на сушу.
|
3 О чем думает жаба?
|
3. Не знаю,
о чем думают наши жабы /серая и
зеленая/, но вот завезенная в Австралию из Южной
Америки гигантская жаба ага додумалась, как обмануть местных пасечников.
Чтобы сохранить пчел от жабы, им пришлось поднять ульи над землей на 20см. Но
жабы сообразили, что можно залезать друг другу на спину. Так и сидит
"живая пирамида у подножия улья, поджидая пчел, появляющихся из летка.
|
4 Долгое время не давали человеку покоя «крокодиловы слёзы». Что говорит по
этому поводу современная наука?
|
4. А наука
говорит, что крокодилы напрочь
лишены какой-либо сентиментальности. Вместо того чтобы плакать, эти кровожадные звери глазами потеют.
|
5 Отгадайте загадку: уже не ящерица, но еще не змея, на дождевого червя
похожа. Кто это?
|
5 Не ломайте голову, все равно не отгадаете. У нас это животное не встречается,
живет оно в тропических муравейниках
и термитниках, например в Южной Америке. Зовут его АМФИСБЕНА.
что в переводе с греческого означает вдвигающаяся в оба конца". Как
известно, змеи произошли от ящериц, утеряв не только ноги, но и левое легкое.
У
некоторых видов амфисбен еще сохранились слабые передние конечности, и легкое
у них сохранилось не правое, а левое. Тело покрыто не чешуей, а сплошной
роговой пленкой, поперечные кольца и окраска делают ее похожей на дождевого
червя. Знать об этом животном надо культурному человеку хотя бы потому, что оно
переходное звено между двумя группами всем известных животных - ящерицами и
змеями.
|
6 А кто из животных вместо обычных "зрячих" глаз "тепловыми"
пользуется?
|
6 Пользуются "тепловыми" глазами змеи,
когда ночью охотятся и когда нормальные
глаза бесполезны. Да и не глаза это
вовсе, а две
ямки, находящиеся между носом и глазами, покрытые тончайшей мембраной.
Мембрана пронизана мельчайшими многочисленными нервными окончаниями,
отвечающими на малейшие изменения окружающей температуры нервными импульсами.
Чувствительность этого термолокатора ниже 0,005°C. Почувствовав на расстоянии 15см
излучателя тепла, например мыши, змея настораживается, бесшумно
подкрадывается к жертве и убивает ее. Таким образом гремучая змея охотится на
грызунов, спящих птиц и мелких зверьков. Может среагировать и на руку спящего
человека.
|
7 Какого цвета гадюка?
|
7 Считается, что серого. Но, оказывается, весь цветовой
спектр: встречаются гадюки вишневые и
даже зеленые и голубые, Серых всего 43%. В более холодных областях
/Вологодской, Новосибирской/ чаще встречаются черные змеи/52%/, в западных
областях /Брестской/ - коричневые, красные и рыжие /70%/, в центральных
/Московской, Новгородской, Псковской/ - серые /72%/.
|
8 У нас для слуха есть два уха. А вот лягушки кроме ушей, умудряются слышать...пятками
и кожей. Как же это у них получается?
|
8. Сидящая в воде и выставившая наружу голову лягушка слышит так же, как
и мы. Звуковые волны улавливаются чувствительными клетками внутреннего уха
через барабанную перепонку и ушную косточку. Звуки, распространяемые по
земле, воспринимаются лягушкой костями и мышцами ног и через кости черепа
передаются во внутренне ухо. И, наконец, в воде звуки улавливаются кожей и
передаются во внутренне ухо вместе с кровью.
|
9 Яд каких животных используется человеком в медицинских целях?
|
9. В медицине используется змеиный, пчелиный и лягушачий яды. Ваша собака не хватала лягушек? Тогда вы не видели ужаса в её
глазах и белой пены из ее обожженной пасти. Если у змеи яд на зубах, то у
лягушки - на коже. Из лягушачьего яда готовят антибиотики и мази против
грибковых заболеваний ног. Змеиный яд идет на изготовление болеутоляющих и
кровосвертывающих препаратов.
|
Задавал вопросы и отвечал на них В.А.Алексеев,
автор книги "300 вопросов и ответов о животных", Яр.,1997г.
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий