вопросы, головоломки
для закрепления знаний по теме экологического занятия для детей младшего и среднего школьного возраста
в условиях дополнительного образования
(Разные условия проведения занятий в игровой форме в документах "ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ", "КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ? ВВЕДЕНИЕ" и др. с заданиями и головоломками. Рубрика "Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ")
ТЕМА «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХВОСТЫ?»
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1.
У землекопов, вроде кротов и слепышей -
миниатюрный хвостик, чтобы за что- нибудь не зацепиться. (ДА)
2.
Дятел использует свой хвост в качестве
табуретки, когда добывает из-под коры личинок жука-короеда. (ДА, хвост короткий
и состоит из плотных упругих перьев, дятел цепляется коготками за неровности
коры и упирается в неё концами перьев хвоста).
3.
Хвост петуха расцвечен яркими красками для
привлечения внимания самок. (НЕТ, правильнее сказать, для отличия: кто есть
кто.).
4.
Орёл, потерявший хвост или вымазавший хвост
мазутом, не в состоянии принести добычу в гнездо, и орлята обречены на голодную
гибель. (ДА).
5.
Чтобы хвост у обезьян мог выполнять роль «пятой
руки», шерсть на нём почти отсутствует. (ДА)
6.
Павлины, подняв перья надхвостья, сообщают миру
о довольстве жизнью. (НЕТ, яркие «хвосты» только у самцов, они привлекают
внимание самок).
7.
Древесная змея, уцепившись кончиком хвоста за
ветку, спускается вниз и ищет опору, если не найдёт, обратно поднимается по
собственному хвосту на ту же ветку. (ДА).
8.
Гремучая змея получила своё название за свой
злобный, неуживчивый характер. (НЕТ, у неё на кончике хвоста во время линьки
образуется «погремушка» - 5-8 сегментов не сброшенной кожи. Испуганная змея
сворачивается в кольцо и, приподняв кончик хвоста, начинает им вибрировать-
«греметь». Например, гремучие змеи «погремушкой» предупреждают крупных
копытных, чтобы те на них не наступили.).
9.
Крупные ящерицы - вараны, живущие в степях и
пустынях Средней Азии, ударом хвоста могут переломить ногу. (ДА).
10.
Когда комары, слепни, мошки и мухи сильно
докучают, лошади Пржевальского занимают круговую оборону, становятся в тесный
круг, мордами внутрь, и дружно машут хвостами, чтобы отогнать насекомых. (ДА).
11.
Если хищник схватит за хвост мышонка, обедать ему
не придётся. Кожица хвоста вместе с реденькими волосами легко, как чулочек,
стягивается с хвоста и остаётся в зубах врага, а мышка спешит удрать. Хвост же
обрастёт снова, лучше, чем прежний. (НЕТ, кожица снова уже не нарастёт, а
обнажённый кончик хвоста высохнет и отвалится. Но ведь можно жить и без
хвоста!).
12.
Среди самых необычных функций хвоста -
использование его под склад жира.
(ДА, собственное
имущество надёжнее носить с собой. Тушканчики, вараны откладывают
излишки жира в основании хвоста. У курдючных овец отсюда свешиваются два
мешка, вмещающих до 11 кг жира!).
13.
Лисица зимой норой не пользуется. На ночь она
устраивается прямо на снегу. (ДА, она сворачивается в клубок, лапки убирает под
себя, а единственную незащищённую волосами часть тела - нос - прикрывает своим
хвостом).
14.
Некоторым животным хвост заменяет жабры, то есть
позволяет под водой дышать. (ДА, наши тритоны имеют лёгкие, поэтому им
постоянно приходится всплывать к поверхности воды за новыми порциями воздуха.
Во время брачных игр и икрометания им это делать некогда. Самцов выручает
хвост. Под его тонкой кожей масса кровеносных сосудов и кислород из воды легко
проникает в кровь. Весной у гребенчатых тритонов эти «жабры» увеличиваются: на
спине от затылка до кончика хвоста отрастает гребень чтобы дышать было легче).
ВОПРОСЫ:
1.
Почему хвост оказался лишним для обитателей
кустарников и густой травы? (Чтобы не зацепиться за ветку или поранить хвост об
острый шип, особенно если животное передвигается прыжками).
2.
Приведите примеры бесхвостых животных, обитающих
в кустарниках и густой траве, (квакши, лягушки, жабы, лемминги, зайцы,...).
3.
Какую роль играет хвост для обитателей верхних
этажей леса? (балансир, руль и парашют).
4.
Приведите примеры животных с длинными хвостами,
для облегчения прыжков по веткам и верхушкам деревьев, (белка, куница, соболь,
лемур, руконожка большой летающий опоссум и некоторые обезьяны).
5.
Для чего длинный хвост бегунам пустынь или голых
степей? (руль при резких поворотах во время бега).
6.
Какое назначение у хвоста кенгуру? (Как противовесом,
помогающим удерживать равновесие, и как табуреткой пользуется своим тяжёлым
трёхметровым хвостом крупные кенгуру).
7.
Для чего хвост обитателям воды? (Средство
передвижения, руль).
8.
Знаете ли вы, как отличаются движения хвоста,
например, у кита и крокодила? (Рыбы, саламандры, тритоны и крокодилы машут
хвостом вправо-влево, а киты, дельфины, тюлени, бобры и каланы - вверх-вниз).
9.
Какие функции у птичьего хвоста? (как руль,
увеличивает маневренность, а также служит тормозом при посадке и торможении, например,
голубь садится на землю, развернув хвост широким веером и слегка поджав его под
себя; увеличивает грузоподъёмность птицы, позволяет ей парить в высоте, почти
не двигая крыльями, и переносить тяжести, например, у орла с добычей смещается
центр тяжести, без хвоста не удалось бы удержать равновесие).
10.
Какие животные могут пользоваться хвостом, как
страховочным канатом или «пятой рукой»? (Североамериканский опоссум,
путешествуя по ветвям деревьев, цепляется хвостом за ветви и может даже
повиснуть на нём. Строя гнездо, самка носит в дупло сено не по травинке, а
целыми пучками, обвив их своим хвостом. А ещё она хвостом обнимает малышей. Так
же поступает один из самых маленьких австралийских кенгуру - щёткохвостая кенгуровая
крыса. У цепкохвостых обезьян хвост выполняет функцию пятой руки.
Обвив хвостом ветку дерева они повисают на нём, освободив лапы для другого
дела. Иногда, наоборот, цепляются за ветку лапами, а зрелые плоды срывают и
подносят ко рту хвостом.).
11.0
чём предупреждает Мурка подёргиванием хвоста? (Она сердится)
12.
Как используют свои хвосты зебры, антилопы,
ослы, коровы и даже огромные слоны? (С помощью хвоста-опахала обороняются от
комаров, мошек, слепней, мух и других кровососущих насекомых).
13.
В качестве чего используют свой хвост жители
Севера и высокогорий? Песцы. Лисы, куницы, соболи и барсы - используют свой
пушистый хвост как тёплое шерстяное одеяло).
14.
Для чего использует свой хвост крокодил. (Ударом
хвоста он сбивает с ног антилопу).
РАЗМЫШЛЯЛКИ:
1.
Рассудите: у кого маневренность во время
спасения от опасности больше: у тушканчика или зайца? За счёт чего? (У
тушканчиков, самых виртуозных бегунов, удирающих от опасности на задних лапках,
на кончике почти голого хвоста находится кисточка длинных волос. На бегу
тушканчик как бы опирается кисточкой хвоста о воздух и, совершая на бегу крутые
повороты, благодаря этому не падает. Хвост для тушканчика - и балансир, и
руль).
2.
Рыбы-кривохвостки - небольшие создания с изящным
телом, защищённым снаружи панцирем, образующим на брюхе острый, как лезвие
ножа, край. Поэтому у рыбки есть и второе название - бритва. Сзади вместо
хвостового плавника длинный шип, загнутый крючком в сторону брюха. Как рыбка
использует эти приспособления? (Когда вокруг всё спокойно, рыбки медленно
плавают вниз головой, но если появляется враг, поворачиваются к нему шипом и
лезвием своего панциря).
3.
Кошка всегда падает на лапы. Какое значение для
этого имеет хвост? (При падении с высоты, изгибаясь всем телом и вращая
хвостом, кошка так выправляет положение своего тела, что всегда приземляется на
лапы).
4.
Почему скунс ходит с поднятым хвостом и никого
не боится? (Его химическое оружие - жидкость с неприятным запахом. Если машина
подвергнется химической атаке, пользоваться ею в течение нескольких месяцев
станет невозможно. А хвост всегда поднят, чтобы его заранее заметили и не
нападали или не наехали.).
5.
Как по движению хвоста можно узнать о намерениях
незнакомой собаки? (Если незнакомая собака лает, но при этом энергично молотит
хвостом, бояться её не следует. Это не агрессия. Просто она хочет
познакомиться. Опасайтесь собаки, если хвост у неё поджат. Она напугана и будет
обороняться, может напасть и укусить.).
6.
В Чёрном море обитает скат-хвостокол, или
морской кот. Внешне он похож на сковородку с ручкой-хвостом. У основания хвоста
растёт длинный, плоский, зазубренный по краям и острый, как шпага, шип. Зачем
скату такое украшение? (Подвергшийся нападению морской кот бешено бьёт хвостом,
нанося «шпагой» раны врагу).
7.
Каким образом спасает свою хозяйку хвост ящерицы
и наземной саламандры? (Попав в лапы хищнику, они стараются «откупиться».
Напряжением специальных мышц переламывают себе один из позвонков у основания
хвоста и отбрасывают его. Нападающий хватает конвульсивно извивающийся хвост, а
его хозяйка торопится удрать. Хвост отрастёт снова.).
8.
У джейрана даже издали хорошо виден быстро
движущийся бело-чёрный хвостик на фоне белого пятна. Для чего? (Хвостом
животные подают сигналы своим малышам: «Дети, я тут. Не потеряйтесь!»).
9.
При виде врага скорпион приподнимает над своим
телом конец брюшка. Зачем он это делает? (Своеобразный ядовитый аппарат
скорпионов расположен в последнем членике «хвоста» - заднего отдела брюшка,
более тонкого и подвижного, чем передний отдел. В этом членике есть ядовитые
железы, протоки которых выведены в острый загнутый шип. Нападая на добычу,
скорпион наносит удар шипом, вводя яд в тело жертвы).
10.
Перечислите назначения хвостов у животных.
(Противовес у кенгуру; Средство передвижения, руль у обитателей воды; Руль,
тормоз и повышение грузоподъёмности у птиц, для лазанья по древесным стволам и
скалам - дятел, опоссум, обезьяны, древесные змеи,...; Средство общения;
Средство защиты - скат-хвостокол, варан, корова, лошадь, ящерица, мышонок,
лиса, куница,...; Склад жира - варан, тушканчик, курдючная овца).
ГОЛОВОЛОМКИ:
1. У
некоторых птиц хвост играет удостоверение личности. Особенно это важно
весной, в период выбора пары.
|
|
2. У
хвостов много функций и очень разные формы в зависимости от места обитания
животного и образа жизни.
|
|
3.
Многие животные погибли от рук человека, жертвуя ему свои хвосты, например: лисы,
павлины, овцы, лемуры...
|
|
4.
Жизненно важным органом хвост является для хищных птиц, так как без хвоста
они не могут принести корм птенцам.
|
ЛИТЕРАТУРА:
1.
ж. «Юный натуралист», 1989г., статья Б.Сергеева
«Зачем нужны хвосты?».
2.
ж. «Юный натуралист», статья «Танцы на хвосте»,
Л. Китаев-Смык».
3.
ж. «?», статья Александры и Александра
Гражданкиных «И руль, и парус, и весло»
"КТО ХВОСТ ПОТЕРЯЛ?"
Дидактическая игра к занятию "Зачем нужны хвосты?"
Занятие
по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий