ЛИЦО
ЧЕЛОВЕКА».
9. «ЧИТАЮ НА ЛИЦЕ
ТВОЁМ…» + тест
Сегодня разговор с
академиком АМН СССР Василием Васильевичем КУПРИЯНОВЫМ, автором книг «Лицо
человека» и «Лицо больного», продолжает наш корреспондент О.ЗЕДАЙН.
- Василий Васильевич,
в прошлый раз вы закончили свою статью стихами физиогномиста Иоганна Лафатера.
И сразу возникли вопросы: что это за наука – физиогномика, каковы её интересы?
- Физиогномику
наукой не считают, это скорее искусство. Хотя именно великие умы прошлого
отдали ей дань. Не кто иной, как Аристотель, заложил основы учения о лице,
которое позже было названо физиогномикой. Он считал, что черты лица и его общее
выражение характеризует определённый тип; по ним можно судить о характере
человека, уровне его интеллекта, одарённости. Например, он полагал, что толстые
носы в форме луковицы свойственны людям грубым, неразвитым, остроконечные носы
обличают вспыльчивых, а крючковатые присущи людям благородным и властным.
Выводы Аристотеля вдохновляли физиогномистов на протяжении двух тысяч лет.
Его взгляды
разделял великий целитель Авиценна. В своей практике он подробно анализировал
выражение лица больного и результаты наблюдений приобщал к другим аргументам
при постановке диагноза.
Источники говорят о
том, что Пифагор с лёгкостью разрешал не только загадки очных наук, но и
раскрывал тайны человеческого лица. Он не
брался обучать студента математике, если не
видел у него на лице знаков, говорящих о способности к этой науке.
Ни, и, наконец,
Иоганн Гаспар Лафатер, подготовивший четырёхтомное иллюстрированное издание,
обусловившее новый подход к физиогномике. Он зарисовал тысячи лиц и составил из
них «библию физиогномики». Книги Лафатера были очень популярны в своё время.
Даже русская императрица Екатерина !! отправила делегацию во Францию и
Швейцарию во главе со своим сыном Павлом, который в 1782 году встречался с
Лафатером и долго беседовал с ним.
На всём протяжении
истории физиогномики от Аристотеля до Лафатера и далее их последователи
декларировали прямую зависимость черт лица от характера человека, его сущности.
- Нельзя ли
познакомиться с некоторыми откровениями древних? Довольно заманчиво, пользуясь
их наставлениями, научиться проникать в помыслы собеседника, основываясь на
особенностях выражения его лица.
- А разве без
их наставлений мы не умеем этого делать?
Лафатер утверждал, что «физиогномическое чутьё – это дар божий». Позволю себе
добавить: наделён им практически каждый, один в большей, другой в меньшей
степени.
Младенец, ещё не
научившись говорить, знает «азбуку» физиогномики. Он прекрасно различает мимику
взрослых, определяя по ней отношение к себе. Мать улыбнулась – и он широко (ах, как широко!) улыбается в ответ,
она нахмурила брови – и у ребёнка мгновенно появляется настороженность в глазах
и кривится готовый заплакать ротик.
Как анатом я могу
описать, скажем, картину грусти на лице. Она характеризуется снижением тонуса
мышц, рассеянным взором; губы сомкнуты, углы рта умеренно опущены. Другим
состоянием мышц «написано» на лице горе: брови сведены, резко выделяется носощечная
складка, подбородок напряжён; при плаче углы рта оттягиваются сокращением
соответствующих мышц книзу.
Но, согласитесь,
один только взгляд заменяет эти длинные описания. Нам не надо анализировать,
какой угол рта опущен, а какой приподнят, мы схватываем картину в целом и по
ней определяем, в каком состоянии находится человек.
- Да, особенно если
речь идёт о наших близких. Порой бывает достаточно не то что тени, а полутени
на лице, чтобы понять: что-то случилось, произошла перемена в настроении,
человек чем-то озабочен, огорчён…
- Полутень,
полусвет… Анатомически это даже не разложить по мышцам, но тем не менее именно
оттенки, нюансы сообщают нам истину. Экспериментально было доказано, что
человек может судить об эмоциональном состоянии другого даже по отдельным
деталям лица. Я не говорю про губы, рот – он очень выразителен. С его
конфигурацией, положением челюстей, напряжением губ связаны многие выражения
чувств и характера.
Считается, что с
плотно сомкнутыми губами, с подтянутой кверху нижней губой обладают волевым
характером, такими чертами, как решительность, настойчивость, смелость. Мягкие,
неплотно сомкнутые губы говорят об обратном. Отвисание нижней челюсти,
непроизвольно приоткрытый рот характерен для
людей с нарушенной психикой; но это уже патология.
Интересен следующий
факт: добровольцам предлагали определить смысловой аспект такой реакции, как нахмуривание бровей. На одной
фотографии человек задумался, сосредоточился, на другой был чем-то возмущён, на
третьей – недоволен. И все трое хмурили
брови. Фотографии закрывали белым листом, оставляя лишь область глаз и бровей,
и предлагали определить эмоциональное состояние фотомодели. Практически никто
из испытуемых не ошибся.
- Мне кажется,
эксперимент был не очень «чистым»: ведь глаза оставляли открытыми, а по ним
можно прочесть буквально всё. «Вам задают внезапный вопрос, вы даже не
вздрагиваете, в одну секунду овладеваете собой и знаете, что нужно сказать,
чтобы укрыть истину… и ни одна складка на вашем лице не шевельнётся, но, увы,
встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и всё
кончено. Она замечена…» - так писал Мастер, знаток человеческих лиц и душ,
Михаил Булгаков.
- Действительно, по
глазам можно прочитать радость, удовольствие, горе симпатию, принуждение…
Глазами выразить одобрение, согласие запрет поощрение… Область глаз считается
главной мимической зоной лица.
По глазам
оценивается степень эмоциональной настроенности, прочитывается уровень
понимания происходящего. Неспособность сосредоточить взгляд н чём-то конкретном
специалисты расценивают как показатель эмоциональной неуравновешенности,
неподготовленности к последовательному, логическому мышлению.
- А может быть,
причина бегающих глаз – просто неискренность человека, его нежелание быть откровенным,
стремление ускользнуть от ответа? Помните, опять же у Булгакова, секретарша
Лапшенникова «со скошенными к носу от постоянного вранья глазами»?
- Конечно, человека
с уклончивым, бегающим взглядом можно заподозрить в неискренности. Только не
делайте поспешных выводов, учтите, что в разных странах по-разному относятся к
тому, как надо смотреть на собеседника.
Изучая проблему
взглядов (представьте, есть и такая проблема!), учёные условно разделили народы
мира на контактные и неконтактные. К контактным относятся арабы,
латиноамериканцы, народы юга Европы. Они темпераментны, при разговоре часто
жестикулируют, стараются коснуться друг друга. У арабов, например, считается
необходимым смотреть в глаза того, с кем разговариваешь, а у японцев, которых
условно относят к неконтактным культурам, напротив, невежливым. При разговоре
полагается смотреть на шею собеседника так, чтобы глаза и лицо партнёра
находилось в поле периферического зрения. В Кении же сохранился обычай,
требующий, чтобы зять и тёща разговаривали, только стоя спиной друг к другу.
- Удивительный
обычай! Интересно, чем он продиктован? Может быть, тем, то слова нам более
подвластны, чем мимика? Наговорить можно «семь вёрст до небес», а вот сделать
хорошую мину при плохой игре не всегда удаётся. Обязательно что-то выдаст: или
покраснеешь как рак, или станешь белым как бумага, или какая-нибудь мышца
иронии или гордецов не выдержит и дрогнет…
- Верно, и
внезапная краска стыда, и смертельная бледность волнения, и расширение зрачков
от страха – всё это вегетативные реакции, протекающие на уровне ствола мозга и подкорки и мало
подчиняющиеся нашей воле. Но большинство эмоций и соответствующих им выражений
всё-таки нам подвластны. Мы вольны сгустить мимические краски лица или сделать их более тонкими, прозрачными.
Только у маленьких детей мимика непроизвольна. Никакого сдерживающего начала
никакой двусмысленности в сокращениях мимических мышц! На детском личике и
радости, и огорчения всегда написаны сочными, яркими «мазками».
Взрослея, мы учимся
управлять своими эмоциями, тормозить непроизвольную, подсознательную мимику. И
она всё больше подчиняется коре больших полушарий, то есть нашему сознанию.
Чем человек
воспитанный отличается от невоспитанного? Первый умеет обуздывать произвол
эмоций и владеть собой, своим лицом, а второй этого не умеет. У англичан даже
существует особая система «воспитания» лица, которая предписывает сохранять
невозмутимое выражение во всех случаях жизни, даже если, как говорится, земля
разверзнется под ногами.
- Но неоднократно
приходилось читать, что если постоянно сдерживаться, не давать выход своим
эмоциям, то в конце концов под их грузом сломаются наши внутренние механизмы: у
одного разовьётся гипертоническая болезнь, у другого – невроз, у третьего
сердце начнёт пошаливать… Так надо ли себя сдерживать? Может, лучше потерять
хорошее выражение лица, зато здоровье сохранить?
- Нет, не лучше!
Что уж греха таить, мы не англичане и не привыкли к излишней сдержанности:
«рычим», огрызаемся в магазинах, на работе, в транспорте, в кино… Даже в
парламенте! И что же? Разве меньше проблем? Мало у нас людей, страдающих
сердечно-сосудистыми заболеваниями, расстройствами нервной системы? Много, страшно
много.
Не стану
утверждать, что стоит сделать хорошее, спокойное лицо – и все трудности останутся
позади. Но нельзя не учитывать, что между выражением лица и психическим,
эмоциональным состоянием существуют реципрокные отношения. Это значит, что не
только эмоции влияют на мимику воздействует на настроение. Причём даже
искусственно вызванная. Это доказано.
- Что же
получается: настроение – чернее тучи, всё раздражает, но стоит вымучить улыбку,
и от этого, как в детской песенке, в небе радуга проснётся?
- Ну, вся радуга (я
имею ввиду весь спектр положительных сдвигов в центральной нервной системе),
может быть, и не проснётся. Но один солнечный зайчик – гарантирую.
Ведь, как
говорилось, мимические мышцы тесно связаны с подкорковыми образованиями, со
многими структурами мозга, в частности с лимбической системой. Искусственно
улыбаясь, мы включаем те механизмы,
которые обеспечивают нам естественную улыбку. Так сказать, реакция по аналогии.
Конечно, включаются они не в полном объёме, поскольку мы имитировали радость.
Это как отражённый свет. Но всё-таки свет, а не туча. Доказано, что можно
улучшить настроение, изобразив на лице веселье, радость. Это широко используют в
своей практике врачи, психологи.
- Согласна, при
желании можно добиться определённого автоматизма и сохранять невозмутимое или
приветливое выражение лица. Но кому нужны эти механические улыбки?
- Может быть, вы
помните мультфильм про крошку-енота? Мать посылает малыша собрать камыши, но он
никак не может это сделать, потому что тот, кто сидит в пруду (кажется, так и
фильм называется), корчит ему страшные рожи, угрожает палкой. Крошка-енот не понимает,
что видит в воде собственное отражение. Так и мы подчас, глядя на усталые,
угрюмые, недоброжелательные лица в метро, автобусе, бесконечных очередях, не
осознаём, что видим себя. И в этой атмосфере ещё больше напрягаемся, каменеем
лицом. Но попробуйте расслабить его, разгладить – вы почувствуете, что даже
физически становится легче, напряжение спадает. Сам вид улыбающегося лица – уже
положительная эмоция почаще улыбайтесь. И тогда «тот, кто сидит в пруду»,
обязательно улыбнётся вам!
Подписи к рисункам
4. Внимание, удивление.
5. Сомнение, недоумение.
6. Недовольство, брезгливость.
7. Отвращение.
8. Агрессия жестокость.
9. Смех.
10. Горе, печаль.
11. Презрение.
Несколько статей из разных
газет многолетней давности. Информация в них и повторяется и разнится. Выводы
надо сделать самим, проверив правдивость информации своими наблюдениями.
СТАТЬИ:
1 «КОД
БЛАГОСОСТОЯНИЯ»
2 «О МНОГОМ
РАССКАЖЕТ ЛИЦО ЧЕЛОВЕКА»
3 «ВСЕ СТРАСТИ НА ЛИЦЕ»
4 «ЧЕЛОВЕКА ВЫДАСТ
НОС!»
5 «Я МИЛОГО УЗНАЮ…»
6 «СРОК ЖИЗНИ МОЖНО
ВЫЧИСЛИТЬ ПО ЛИЦУ!»
7 «ИЗУЧЕНИЕ ЛИЦА»
8 «КАК ВЫГЛЯДИТ
ИДЕАЛЬНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
9 «ЧИТАЮ НА ЛИЦЕ
ТВОЁМ…» + тест
10 «КАК ВЫТЯНУТЬ
КВАДРАТНОЕ ЛИЦО?»
11 «УМЕЕШЬ ЛИ ТЫ ЧИТАТЬ ПО ЛИЦАМ?» Тест (2 ВАРИАНТА)
«Известная
поговорка утверждает, что, прежде чем узнаешь характер человека, нужно пуд соли
съесть. Однако есть более лёгкий способ составить правильное мнение о
собеседнике – достаточно внимательно
посмотреть на его голову».
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
«Размышлялки» http://qps.ru/6rsG2
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий