пятница, 1 декабря 2017 г.

"О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ" вопросы, головоломки

"О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ"
вопросы, головоломки 

для закрепления знаний 
по теме экологического занятия для детей младшего и среднего школьного возраста 

в условиях дополнительного образования



(Разные условия проведения занятий в игровой форме в документах "ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ", "КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ? ВВЕДЕНИЕ" и др. с головоломками и заданиями. Рубрика "Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ")

  

ТЕМА «О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ»
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. Сильно к зиме жиреют самки комаров. Почти треть их веса составляет жир. (ДА. Самцы погибают летом. А ожиревшие самки залезают в погреба и подвалы, где проспят до самого мая).
2. Бурундуки перед тем, как впасть в зимнюю спячку, делает припасы: кедровые орехи, зёрна пшеницы, ячменя, подсолнухов - до 8 кг. (ДА).
3. Перезимовать медведю помогают запасы сухих ягод и тушки мелкой живности, заботливо укрытые сухой листвой. (НЕТ, медведь вообще не делает никаких запасов).
4. Если бы у слона был аппетит, как у землеройки, ему пришлось бы съедать в сутки до 15 тонн пищи. (ДА. Землеройки, уничтожая с поверхности почвы, из-под опавшей листвы вредителей, умудряется в течение суток переварить огромное количество пищи, в 2-4 раза превышающее их вес).
5. У бурозубок перерывы в еде всего 12 минут. И так весь землеройкин век - 14-18 месяцев, не впадая в спячку, не делая перерыва. (ДА).
6. Удав, плотно пообедав, может не есть больше года. (ДА. В прохладную погоду все химические реакции в его организме сильно замедляются. Азиатский сетчатый питон, например, за один присест способен съесть косулю весом в 40-60 кг).
7. Японская змея, питающаяся крабами, очень ядовита. Нескольких капель достаточно, чтобы убить крупное животное или человека. (НЕТ. Яд японской змеи не действует ни на человека, ни на других млекопитающих, а убивает только крабов, которыми она питается).
8. Императорские пингвины размножаются в самое суровое время года, уходя в глубь материка. И в течении 4-х месяцев самцы ничего не едят. (ДА. Два месяца до вылупления яйца и два месяца в ожидании, пока самка не принесёт корм птенцам от моря. Бывает, что самки запаздывают. К тому же добросовестные отцы, несмотря на более чем 4-х месячный голод, сохраняют в зобу немного пищи для птенца).
9. Хламидомонады - крохотные одноклеточные существа, питаются растворами жирных кислот или одноатомных спиртов, причём выбирают только молекулы с чётным числом атомов углерода. (ДА).
10. Почти все насекомые питаются пыльцой и нектаром цветов, птицы питаются насекомыми, а млекопитающие делятся на растительноядных и хищников. (НЕТ. Среди насекомых есть и хищники, и трупоеды; некоторые виды птиц, например, австралийские попугаи лорикеты, тропические птицы нектарницы, колибри и другие питаются нектаром и соком цветов, соколы, совы, орлы и многие виды птиц - хищники).
ВОПРОСЫ:
1. Какой способ экономии энергии у животных? (Редкие движения, например, у удава, у черепахи; спячка в холодное время года, например, суслик, барсук, тушканчик, тенрек, сурок, соня, ёж, амфибии, рептилии, насекомые; оцепенение, например, у птиц (стрижи, колибри), у черепах).
2. Каких животных больше не Земле: растительноядных или плотоядных? (растительноядных: коровы, слоны, лошади, зебры,...).
3. Что способствует перевариванию пищи у животных? (наличие в желудке и кишечнике специальных микробов, бактерий, ферментов, например, расщепляющих жиры, белки, растительную клетчатку).
4. Чем питаются двустворчатые моллюски? (фильтруют воду, извлекая из неё микробов, одноклеточные организмы, микроскопических рачков, взвешенные в воде частички ила).
5. Какое количество муравьёв и термитов требуется для утоления голода муравьеду в сутки? (30 тысяч насекомых).
6. Какой способ добывания пищи используют муравьед и дятел? (Они собирают муравьёв, термитов, личинок короедов длинным липким языком).
7. Бобры складируют в воде ветки ив и осин. Для чего? (Корм на зиму).
8. За счёт чего удав может проглотить добычу намного более толстую, он, например, зебру или антилопу целиком? (Челюсти соединены эластичной связкой наподобие резины, рот растягивается до размера жертвы).
9. Чем предпочитают питаться африканские цихлиды (рыбы)? (Рыбьей чешуёй. Самих рыб, даже очень маленьких, они не едят).
10. Знаете ли вы птиц-падалыциков, обитающих в наших краях? (НЕТ, там, где мало солнца птицы гибнут от заражения микробами, эти птицы обитают только в тропических странах).
11. При обилии пищи сорокопут накалывает на сучки мышей, лягушек, жуков. Для чего он это делает?
12. Почему платяная моль не может есть, например, растения? (У неё нет ферментов, перерабатывающих растительную клетчатку).
13. Насколько важно для существования жизни на Земле разнообразие вкусов? (Лишь разнообразие вкусов спасает обитателей нашей планеты от жесточайшей конкуренции и голода и позволяет включить в кругооборот все органические вещества в природе).
РАЗМЫШЛЯЛКИ:
1. Удавчик может обедать раз в несколько дней, а полёвка предназначенная ему на обед, съедает в сутки больше своего веса. Как вы объясните такой разный аппетит? 
а) Полёвка в поисках пищи много двигается, быстро бегает, у неё сотни движений в минуту, а удавчик за день позы не переменит, и теплом пользуется даровым, греясь в лучах солнца.
Б) у маленькой полёвки сравнительно велика поверхность тела. Она теряет много тепла. Крупные звери не остывают так быстро, как мелкие, и поэтому едят относительно немного. 
В) Например, землеройка, крот, синичка погибнут от голода уже через 10-15 часов, максимум через сутки, а с кошкой или слоном, если они несколько дней попостятся, ничего страшного и не произойдёт).
2. У китов слой жира достигает полуметра. Зачем ему такая толстая «шуба»? (Жир плохо проводит тепло, поэтому сокращается теплоотдача наружу, одновременно он выполняет роль запаса пищи. Это позволяет китам долго обходиться без воды.).
3. Животные жарких стран не могут откладывать жир под кожу. В такой одежде было бы слишком жарко. Но на случай бескормицы во время засухи запас горючего необходим. Как же выходят из такого положения, например, тушканчики, вараны, верблюды, тенреки? (Они складируют жир на периферии: у верблюда - в горбах, у тушканчиков, тенреков, варанов - жир откладывается у основания хвоста).
4. Исполины - синие киты, самые крупные существа нашей планеты, питаются мелкими ракообразными, которых и рассмотреть-то трудно. Почему бы китам не есть более крупную добычу? (Чтобы средней величины кит чувствовал себя сытым, у него в желудке должно быть две тонны криля, крошечных морских рачков. Только эти существа способны быстро размножаться и образовывать огромные скопления, достаточные для прокорма исполинов).
5. Морские змеи питаются рыбой, у которой, как известно, много костей и колючие плавники. Колючки в желудке не перевариваются. Как змея поступает с рыбьими костями? (Змея избавляется от них хирургическим путём. Она сокращает мускулатуру желудка, пока кость не проколет стенку желудка, слой мышц и кожу змеи и не выйдет наружу).
6. Роющая змея питается термитами. Питательных веществ в них не много. Больше хлама - хитиновых оболочек тел и конечностей. Чтобы не засорить желудок, что она делает? (Змея высасывает брюшко насекомого, а оболочку выплёвывает).
7. Грифы, кондоры, цапли марабу питаются падалью, и для них это безопасно. Какие у них есть приспособления, позволяющие безнаказанно питаться падалью, не бояться трупных ядов? (У них сильный врождённый иммунитет против многих опасных болезней и выделение бактерицидной слюны, которая способна не только убивать микробов, но и разрушать микробные яды. Наконец, они умеют проводить дезинфекцию с помощью солнца. У этих птиц голова и шея голые. Под действием ультрафиолетовых лучей приставшие к коже мириады опасных бактерий быстро гибнут. Вот почему стервятники обитают лишь в тропических странах. Труднее дезинфицировать ноги, они находятся в тени тела. Поэтому птицы обрызгивают их собственными испражнениями, губительными для любых микробов).
8. Некоторых животных называют всеядными, например, крыс, ворон, галок, свиней. Насколько это соответствует истине? (Безусловно, их всеядность относительна. Ворона не может питаться шерстью или воском. У неё нет для этого нужных ферментов. А платяная моль не может переваривать что-либо кроме пуховых волос, шерсти. Крыса предпочтёт древесине, что-то более питательное).
9. Можно сказать, что человек всеяден, он может есть почти всю органику. От чего зависят наши предпочтения? (От привычек, вкусов, образа жизни и места обитания. В Японии, например, большим деликатесом считается запеканка из червей-рощеников, их специально в столовых и ресторанах выращивают на тушах говядины. В Африке есть племя, питающееся глиной, они усваивают микроорганизмы. Люди едят и мух, и тараканов, и личинок насекомых и т.д. и т.п.).
10. В горах на Востоке живёт небольшой зверёк - пищуха по прозвищу сеноставка. Летом пищухи без устали носят и сушат на горячих камнях стебли травы. Потом делают небольшие стожки. Для чего они так трудятся? (Сено - это запасы корма на зиму).
11. Если заглянуть зимой в дуплянки для птиц, можно там обнаружить кроме ветхих гнёзд, склад из замороженных мышей по самую крышку. Как вы думаете, чья это может быть кладовочка? (Такие запасы на зиму делает сыч. Весящая менее ста граммов сова на охотничьей своей территории имеет с десяток кладовок и запасает до двух килограммов мышей).
12. Кроты осенью заготавливают впрок червей. Живых. Как кроту удаётся удержать на месте червячков? (Крот кусает червяка в нужное место. Червяк жив, но уползти не может. Живые консервы, до восьми сотен червяков, кроты хранят в кладовках, зимой время от времени их навещая.).
13. Как вы думаете, кто самый умелый, самый запасливый «кладовщик»? (Человек).


Вопросы для повторения "О ВКУСАХ НЕ СПОРЯТ”
1. Для чего живым существам пища? /источник энергии для работы мышц, органов; строительства клеток; витамины для биохимических реакций.../
2. Зачем полевке съедать за сутки еды в 2-3 раза превышающей ее вес?
/малый размер + большая площадь поверхности - излучение большого количества тепла наружу; много движений - больше потребляется энергии; у бурозубки перерыв в еде всего 12 минут и так 1,5года/
3. Сколько времени могут прожить маленькие зверьки без пищи? /10-24 часа/
4. Может ли кошка попоститься несколько дней без ущерба для здоровья? /Да/
5. Сколько еды пришлось бы потреблять слону в сутки, если бы у него был  такой же аппетит, как у землеройки или синички? /До 15 тонн/
6. Какое время может обходиться без пищи удав? /Год/
7. За счёт чего такая экономия у удава? /почти без движения и дармовое тепло  от солнца/
8. Какой еще способ экономии энергии у животных, кроме редких движений? /спячка в холодное или очень жаркое время, оцепенение/
9. Кого вы знаете, кто впадает в спячку? /ёж , барсук, сурок, медведь, суслик тушканчик, амфибии, рептилии, насекомые..../
10. Может ли питон проглотить косулю, весом 40-60кг? /да/
11. Еще способ, позволяющий делать длительные перерывы между обедами? /запас жира/
12. Примеры "местных ", внутренних запасов у животных?  /кит - слой жира до полуметра, тюлень - слой жира до З0 см/
13. . Делают ли запасы жира обитатели жарких стран? /Да, у верблюда - в горбу,   у ящериц, варанов, тушканчиков - в основании хвоста/
14. Сколько времени обходится без пищи самец императорского пингвина?/4мес./
15. Каких животных больше на Земле: растительноядных или плотоядных?
/растительноядных: коровы, лошади, зебры, слоны, .. ./
16.  Что способствует  перевариванию пищи у животных? /наличие в желудке и  кишечнике специальных микробов, ферментов, бактерий/
17. Почету огромный синий кит предпочитает питаться мелочью: рачками, которых чуть видно? /эти существа способны быстро размножаться и образовывать огромные скопления/
18. Сколько криля, кpoшечных морских рачков, нужно киту, чтоб почувствовать себя сытым? /до 2 тонн/
19. Чем питаются двустворчатые моллюски? /Фильтруют воду, извлекая из нее микробов, одноклеточных организмов, микроскопических рачков, взвешенные в воде частички ила/
20. Какое количество муравьев и термитов требуется муравьеду в день?
/30 тысяч насекомых/
21. За счет чего удав может проглотить добычу намного более толстую, чем он сам? /челюсти соединены эластичной связкой наподобие резины , рот растягивается до размера жертвы/
22. Чем предпочитают питаться африканские цихлиды? /рыбьей чешуёй/
23. Роющая змея питается только термитами. Не мешают ли ей хитиновая оболочка и конечности насекомых? /роющая змея высасывает содержимое 
брюшка, а оболочку выплёвывает/
24. Какое приспособление у морских змей избавляться от костей проглоченных  рыб?          /кости выходят сквозь кожу змеи, когда она специально сокращает мышцы/
25. Опасна ли для человека ядовитая яванская змея, питающаяся крабами? /Яд действует избирательно, только на крабов/
 26. Почему птиц нектарниц так назвали? /питаются нектаром цветов/
27. Чем питаются колибри, которые могут быть размером с пчелу? /нектаром цветов/
28. Грифы, КОНДОР, цапли марабу - птицы-падальщики. Какое у них есть приспособление для безопасного для здоровья употребления трупов?
/голая шея, поверхность которой дезинфицирует солнце, т.е убивает микробов; бактерицидная /убивающая микробов/ слюна; врожденный иммунитет против многих опасных болезней; 
губительная для любых микробов собственные испражнения, 
которыми птицы опрыскивают свои ноги/
29. Могут ли выжить птицы-падальщики в холодных краях? /нет, там, где мало солнца, птицы могут погибнуть от заражения микробами; эти птицы обитают только в тропических странах/
30. Ворону считают всеядной. Может ли она питаться тем же, что и платяная моль? /платяная моль питается шерстью, пуховыми волосами -
ворона это есть не может/
31. Почему платяная моль не может есть, например, растения? /у неё нет
ферментов, перерабатывающих растительную клетчатку/
32. Можно ли сказать, что человек всеяден? /Нет, человек может есть только органику/
33. Чем питаются люди других стран и континентов? /в Японии деликатес -
запеканка из червей-рощеников, в Якутии - сырая рыба,  в Африке едят кузнечиков, саранчу, червей... Во Франции и не только - лягушек.... крокодилов, змей, собак, кошек..., специальную глину.../
34. От чего зависит потребление человеком такого разнообразия пищи?
/вкусы, привычки, образ жизни, вооружение, наличие той или иной пищи на территории .../
35. Насколько важно для существования жизни на Земле разнообразие вкусов? /лишь разнообразие вкусов спасает обитателей нашей планеты от жесточайшей конкуренции и голода и позволяет включить в круговорот все органические вещества в природе/

д/и "КТО ЧТО ЕСТ?”
1. Скворец                                            1. Бананы
2. Снегирь                                            2. Заяц, куры
3. Грач                                                    3. Личинки майского жука
4. Сова                                                    4. Мёд, сырое мясо
5. Лиса                                                    5. Овощи, кора деревьев
6. Заяц                                                    6. Мышь-полевка
7. Медведь                                            7. Земляные черви
8. Новорожденные летучие мышата          8. Молоко матери
9. Мышь-полевка                                    9. Ягоды калины
10. Обезьяна                                  10. Зерна пшеницы, ржи, подсолнуха
11. Таракан                                  11. Планктон, мельчайшие водоросли
12. Щука                                 12. Мясо морского котика, нерпы, рыба
13. КИТ                                         13. Крошки хлеба, остатки пищи...
14. Белый медведь                         14. Пыльца растений
15. Комар                         15. Мелкие рыбы
16. Бабочка                    16. Пыльца растений, сладкий сок растений
17. Пчела                                 17. Кровь животных и человека

"КТО ЧТО ЕСТ?” Вариант 2.
1. Кошка                       1. Рыба
2. Лягушка                       2. Крошки хлеба, остатки пищи
3. Куры               3. Грызуны, яйца птиц, муравьи
4. Koмap                       4. Муравьи
5. Змея                               5. Зерна растений, крошки, земляные черви
6. Дельфин                       6. Молоко, рыба, мясо, ростки растений
7. Грач                               7. Земляные черви
8. Муравьед               8. Верблюжья колючка
9. Вороны, галки       9. Пыльца растений
10. Белка                              10. Насекомые
11. Таракан              11. Пуховые волосы, шерсть
12. Бабочка                      12. Кровь животных и человека
13. Верблюд                      13. Всеядны
14. Платяная моль              14. Орешки, грибы, семена ели и сосны...

ОТВЕТЫ К "КТО ЧТО ЕСТ?" В-1            ОТВЕТЫ К "КТО ЧТО ЕСТ?" В-2
1 - 3   5 - 2 9 - 10 13 - 11    1 - 6 6 - 1      11 - 2
2 - 9   6 - 5 10 - 1 14 - 12    2 - 10 7 - 7      12 - 9
3 - 7   7 - 4 11 - 13 15 - 17    3 - 5 8 - 4      13 - 8
4 - 6   8 - 8 12 - 15 16 - 14    4 - 12 9 - 13    14  - 11

                                        17 - 16    5 - 3 10 - 14

ГОЛОВОЛОМКИ:
1. Пища, которую мы едим, является своеобразным топливом. Она позволяет теплокровным животным в жестокие холода поддерживать температуру тела около 40 градусов.
2. Пищевые вещества - этот источник энергии - обеспечивает работу мышц, мозга, сердца, печени, почек и всех остальных органов и тканей нашего организма.
3. Пока организм растёт, требуется масса строительного материала, и он поступает с пищей. До глубокой старости в организме не затихает стройка. Обветшавшие клетки идут на слом, а на их месте возводятся новые.
4. существуют особые вещества, например, витамины, которые совершенные необходимы для осуществления целого ряда биохимических процессов организма. Их тоже организм получает с пищей.


     


 Д\и «ПИЩЕВЫЕ ЦЕПОЧКИ».
Для детей 1-го года обучения к теме «О вкусах не спорят».
Количество детей 12-15 чел.
Длительность: 10-15 минут.

Цель: закрепить представления детей о пищевой взаимозависимости в природе, найти ошибки в составленных цепях, составить новые пищевые цепи.

Условия проведения: ведущий показывает детям карточки и предлагает высказать своё мнение о верности предложенной пищевой цепи или подобрать недостающее звено.

Составители: Нина Букатина, Оля Милютина, Серёжа Гурдюмов.
   

      



ЛИТЕРАТУРА:
1. Ж. «Юный натуралист», статья «О вкусах не спорят» ...
2. Ж. «Юный натуралист № 10,93, Ю. Краснощёков, статья «Лето-припасиха, зима- прибериха».
3. Г. «Комсомольская правда», В. Песков, статья «Запас карман не трёт».
4. Г. «Комсомольская правда», В. Песков, статья «Кладовщики».
5. Книга «Я познаю мир»: поведение животных, М: Астрель, 2000.


Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий