пятница, 1 декабря 2017 г.

"ТАБЕЛЬ О РАНГАХ" информация для занятия, вопросы, головоломки

"ТАБЕЛЬ О РАНГАХ"
информация для занятия, вопросы, головоломки 

для закрепления знаний по теме экологического занятия 
для детей младшего и среднего школьного возраста 
в условиях дополнительного образования
СКА
(Разные условия проведения занятий в игровой форме в документах "ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ", "КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ? ВВЕДЕНИЕ" и др. с головоломками и заданиями. Рубрика "Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ")




"ТАБЕЛЬ О РАНГАХ"   Информация к занятию
Летней тёплой ночью зажгите на опушке леса сильный Фонарь. Сейчас же на его свет начнут слетаться ночные бабочки, мотыльки, жуки. Не пройдёт и четверти часа, как вокруг вашего фонаря завертится весёлый хоровод. Это случайное скопление насекомых. Здесь каждый сам по себе. Совсем иначе ведёт себя рыбий косяк. Понаблюдайте на мелководье, как чётко, согласованно маневрируют все члены рыбьей стайки или как дружно из всех отверстий выскакивают свирепые муравьи, если слегка постучать по куполу муравейника.

Коллектив тем и отличается от простого скопления животных, что даёт своим членам определённые преимущества. Животные помогают друг другу находить корм, защищают своих собратьев, охраняют их покой. Недаром даже завзятые отшельники в наиболее трудные периоды своей жизни (во время миг раций, при воспитании потомства) собираются в крупные стаи или обзаводятся семьёй. В стаях животных обязательно бывает предводитель. Обычно он идет впереди и ведёт за собой всю стаю. Что делает лидер, то делают и все остальные. Если он ест, члены стаи тоже занимаются поисками корма. Лидер отдыхает - отдыхает вся стая.

Быть предводителем - дело почётное. Им может стать не каждое животное.
В стаде ОЛЕНЕЙ верховодит старая, опытная самка, в стаде коров -  наиболее крупная и сильная КОРОВА. Иногда зоологи подобных лидеров называют вожаками.

Но настоящие вожаки бывают лишь в стаях наиболее развитых животных: у волков, гиеновых собак, обезьян. Члены стаи не просто подражают вожаку, они ему подчиняются. Когда служитель в зоологическом саду приносит ПАВИАНАМ корм, первым начинает есть вожак - крупный, сильный самец. Пока он не насытится, никто не имеет права прикоснуться к пище. А если кто-то окажется слишком нетерпеливым, вожак так на него взглянет, что надолго испортит аппетит. Если животным угрожает опасность, предводитель стаи подаёт  сигнал тревоги. Все торопятся убежать, выполняя его команду, а вожак, если это нужно, кидается навстречу врагу.

Между членами стада существуют сложные взаимоотношения. Непременно окажутся такие, которые подчиняются вожаку или лидеру, но угнетают остальных. Учёные говорят, что это животные второго ранга. Иногда бывает, 4-7 и больше рангов. На ранги делятся животные, не только ведущие стайный образ жизни, но и просто живущие рядом друг с другом.

Как же решают животные, кто из них старше? Обычно главным бывает самое сильное и ловкое животное, а чтобы выяснить это, приходится мериться силами.

В зависимости от ситуации ранг животных может меняться, и не раз. Очень наглядно это можно проследить на примере СВЕРЧКОВ.  Ранг у этих насекомых зависит от их размера и силы. Сверчки устраивают рыцарские турниры. Иногда дело ограничивается малым поединком: насекомые, сцепившись усиками, толкают друг друга. Когда идёт большое сражение, сверчки подпрыгивают, наскакивают на противника, сопровождая свои действия боевой песней. Когда побеждённый отброшен, бой заканчивается.
Сверчки растут быстро, часто линяют, скидывая ставшую тесной одежду. Постепенно растёт их ранг. Высшего ранга они достигают на 12-й день после последней линьки.

Ранг ТЕТЕРЕВОВ устанавливается во время токования на весенних турнирах.
Особенно сложны были взаимоотношения среди степных американских тетеревов. Самцы высшего ранга не подпускают низших тетеревов к тетёркам, не разрешают им принимать участие в токовании. Самки прилетают на ток небольшими группами по 3-8 птиц. У них своё иерархическое соподчинение. Пока тетёрки первого ранга не найдут себе пару, подчинённые птицы вынуждены держаться в стороне от тока и к самцам не имеют права приближаться.  

Стать лидером, приобрести высший ранг иногда бывает легче животным, чем-то внешне выделяющимся среди своих соплеменников. Даже такие сторонники равноправия, как СТАЙНЫЕ РЫБЫ, если в их среде - появляется альбинос, начинают подражать главным образом ему. Белое животное лучше заметно, оно невольно бросается в глаза.

У некоторых животных есть специальные опознавательные знаки, позволяющие другим сразу судить о его ранге. БЛАГОРОДНОМУ ОЛЕНЮ рога служат не столько для обороны, сколько для демонстрации. Чем старше олень, тем больше отростков имеют его рога. Если оленю, имеющему высший ранг, СПИЛИТЬ рога, товарищи по стаду теряют к нему уважение и перестают подчиняться. В период размножения олени начинают демонстрировать гриву, мощную шею, для чего поворачиваются к противнику боком, громко ревут, стараясь перекричать других оленей, бьют рогами деревья.

Чтобы было удобнее разбираться, кто есть кто, животные подают друг  другу сигналы. Обычно позами. Существуют специальные позы доминирования и подчинения. У КУР выпрямленная шея и слегка топорщащиеся перья являются позой доминирования. У петухов такой позой служат выпрямленная шея и полусогнутые ноги. Напротив, полусогнутые ноги у самки - поза подчинения. Если в ответ на демонстрацию позы доминирования одним животным другое не ответит позой подчинения, может произойти драка.

В табеле о рангах для животных подчас содержится большое количество степеней. На птичьем дворе всегда есть главная, доминирующая курица. Чтобы утвердить своё господство, она клюёт своих соседей направо и налево.  Если они недостаточно поспешно уступили ей дорогу или место у кормушки, и никто из обиженных не решается дать этой птице сдачи - это доминант - птица первого ранга. Рядом с ней обычно прохаживается курица второго-  ранга. Она терроризирует всех остальных кур и только к доминантной испытывает почтение, только её нападения сносит. В большом птичнике бывают куры 4,5,6,7-го рангов. Курам самого низкого ранга живётся нелегко. Они должны двигаться медленно, не кудахтать и быть очень внимательными, чтобы ничем не раздражать птиц рангом выше. Если вместе с курами находится петух, он обычно недолюбливает властных, строптивых птиц и водит дружбу с курами низших рангов. 
      
На большое количество рангов разбиваются члены галочьей стаи.  ГАЛКА-самец берёт себе в жены птицу обязательно рангом ниже себя. Если самец, относящийся к высшей касте, вступил в брачный союз с самочкой самого низшего ранга, жена сразу уравнивается с мужем, приобретая его высокое положение. Новый статус "замужней” галки неоспоримо признаётся всеми членами стаи. Уважение, которое завоевал глава семьи, распространяется и на его супругу.

Ранг животных может определиться ещё в младенческом возрасте, когда между петушками начинаются драки. Завоёванное положение действительно только в своей стае. Если курицу перевести в другой коллектив, борьба, начинается сначала. В новом курятнике птица может получить совершенно иной ранг. В стаде или стае всё делается одновременно: животные, например, одновременно щиплют траву, отправляются на водопой, пережёвывают жвачку.. Если разделить стадо на две части, то в каждой устанавливаются свои взаимоотношения.

Очень сложна организация в стадах обезьян. В них может быть не один, а несколько вожаков-главарей. Что бы ни делало стадо, в его центре находятся самки с молодняком и вожаки. Остальные самцы держатся на периферии стада и, чем они моложе, чем ниже их ранг, тем дальше от центра стада им полагается находиться.

Когда стадо МАКАК перемещается, оно соблюдает строгий порядок. Сначала идут вожаки и с ними несколько самок с детёнышами. Следующую группу самок сопровождают самцы второго ранга. Затем шествуют обезьяны третьего ранга. Замыкают шествие самые юные самцы. В дороге каждая группа самцов охраняет самок, следит за дисциплиной, жестоко наказывая непослушных. Самцы разных рангов друг к другу обычно не приближаются. Разве только когда приходится отражать атаку какого-нибудь хищника. Это делается сообща. Если кто-то из повелителей решил наказать непослушную самку, он  за ней гоняться не станет. Как только она отбежит на периферию стада, ей даст трёпку самец второго ранга.

Дикие животные, у которых существует твёрдая система соподчинения, лучше приручаются. ЛИСИЦА предпочитает одиночество, приручить её очень трудно. Даже взятая от матери слепым детёнышем, она в 4-5 месяцев начнёт избегать контактов с хозяином.

У ВОЛКОВ соподчинение развито сильно, поэтому они приручаются легче  других в возрасте до года. Старые волки не допускают в свои стаи чужих вол ков. В этом возрасте у них не принято заводить друзей. В равной мере они не хотят дружить и с человеком.

Хорошо развита соподчинённость у СОБАК. Молодые животные беспрекословно подчиняются взрослым. Вот почему домашнее собаки с таким удовольствием признают власть своих хозяев.

Животные, чтобы спасти свою шкуру, а иногда и жизнь, используют специальные позы - обряд подчинения. ИГУАНА, например, распластывается на земле. ЩЕНОК поступает так же или ложится на спину и поднимает лапки кверху. Подвергшаяся нападению МЫШЬ встаёт на задние лапки и открывает обидчику брюшко, как бы говоря, кусай, я не защищаюсь. ВОЛК в таких случаях: подставляет противнику горло. Обряд подчинения сразу обезоруживает нападающего, и сражение прекращается.

Животные давно усвоили, что запугивание лучше драки. БИЗОНЫ – эти огромные звери - свободно кочуют по просторам прерии. При встрече животные узнают о намерениях друг друга по специальным сигналам. Если один         зверь ревёт, роет землю копытами, значит, у него намерение помериться силами. Тогда животные, склонив голову вниз и беспрерывно кивая ею, начинают сближаться. Обычно соперники становятся друг к другу боком, чтобы  сравнить свои размеры. Этого бывает достаточно для прекращения поединка. Меньший зверь, признав себя побеждённым, поворачивает в сторону и уходит. Его не преследуют. До настоящей битвы дело доходит очень редко. Серьезных травм при выяснении отношений животные друг другу не наносят.

Когда животных много, много и встреч с животными высшего ранга, и у представителей низшего ранга может наступить нервный шок, или стресс. Шоковая болезнь в первую очередь прекращает размножение. Больные животные гибнут. КРЫСА низшего ранга, посаженная в одну клетку с крысой высшего paнга погибнет не потому, что её загрызут, а просто от нервного потрясения.

Звериный этикет формировался миллионы лет. Возникновение правил поведения во взаимоотношениях животных значительно облегчило их существование.

Вопросы для повторения:
1.     Соподчинение каких животных можно наблюдать в городе, у дома? (птицы, собаки, кошки)
2.     Как кошки реагируют друг на друга при встрече? (Топорщат шерсть, увеличивая свои размеры, грозно мяукают, обязательно басом, шипят, стараясь запутать соперника)
3.     Какая польза от соподчинения в коллективе животных? (Дисциплина; единые действия, которые особенно необходимы при защите от хищников; также при охоте: одни загоняют   добычу, другие ловят; это необходимо при отдыхе основной стаи или стада, при воспитании потомства,..)
4.     Кто становится предводителем в стаде? (Самый сильный и крупный, а также отличающийся от других внешне)
5.     Как складываются отношения в стаде? (Животные 2-го и остальных рангов подчиняются выше стоящим; что делает вожак, то делают и  остальные)
6.     Сколько рангов бывает? (До 7 и выше в больших сообществах)         
7.     Как решают животные, кто из них старше по рангу? (Меряются силами в поединках)
8.     Какое преимущество у альбиносов? (Они внешне резко отличаются от соплеменников, более заметны)
9.     Каким образом  животные узнают принадлежность друг друга к какому либо рангу? (Специальные опознавательные знаки, позы, звуковые сигналы)     
10.    В каких условиях приходится жить курам низшего ранга? (Им живется труднее всех, они не должны кудахтать, ходить должны медленно, не переходить дорогу курам высшего ранга, не опережать их во время еды и вообще не раздражать)
11.    С какими курами предпочитает дружить петух? (C курами низшего ранга)
12.    Почему? (Он не любит строптивых, властных кур)       .
13.    К каким рангам обычно принадлежат супруги в паре? (Самец берет в жены самку рангом ниже себя)   
14.    Сохраняется ли ранг при переходе в другой коллектив? (Нет, борьба за общественную ступеньку начинается сначала)
15.    В каком обычно порядке перемещается стадо макак? Какую роль играют самцы? (Впереди вожак и самки с детенышами, затем группу самок сопровождаю самцы второго ранга, затем обезьяны третьего ранга и в конце самые молодые самцы. Самцы защищают самок и детенышей от нападения)
16.    Какие животные легче приручаются? (У которых хорошо развито соподчинение в своём коллективе животных)
17.    Каким образом животные спасаются от трёпки при встрече с более сильным собратом? (Принимают специальную позу - обряд подчинения)
18. Что в первую очередь предпринимают животные при встрече с соплеменниками или с представителями других видов? (принимают угрожающую позу, грозно шипят, пытаясь отпугнуть)
19.    Чем может грозить животным низшего ранга встреча о представителями высшего ранга? (Нервный шок, стресс и в результате гибель)
20.    Не напоминают ли отношения стадных животных отношения среди людей?
21.    Что общего в поведении животных и людей? (Соподчинение, иерархия, унижения, материальная зависимостъ, запугивание)

РАЗДАТОЧНЫЕ  КАРТОЧКИ с вопросами
1. Соподчинение каких                       2. Как кошки     реагируют друг на
животных можно наблюдать                   друга при  встрече?
в городе, у дома?     

3.     Какая польза от соподчинения    4. Кто становится предводителем
в коллективе животных?                        в стаде?

5. Как складываются отношения         6.  Сколько рангов бывает у
в стаде?                                                 животных?

7. Как решают животные, кто из         8. Какое преимущество у альби-
них «главнее»?                                   носов /животных белого цвета/?

9. Каким образом  животные           10. В каких условиях приходится  узнают принадлежность друг                       жить курам низшего ранга?
друга к какому-либо рангу?


11. С какими курами предпочи-         12. Почему петух предпочитает
тает дружить петух?                            общаться с курами низшего ранга?

13. К каким рангам обычно                      14. Сохраняется ли ранг при
принадлежат супруги                               переходе в другой коллектив?
в паре, например, птицы?

15. В каком обычно порядке          16. Какие животные легче   перемещается стадо макак?                                       приручаются?

17. Каким образом спасаются         18. Что в первую очередь предприни
животные от трепки при встрече                    мают животные при встрече с
 с более сильным                                 соплеменниками или с представи
собратом?                                             телями других видов?
19. Чем может грозить встреча        20. Не напоминают ли    отношения
животным низшего ранга   с                стадных животных   отношения
представителем высшего                      среди людей?
ранга?
21. Что общего в поведении животных  22. При линьке меняется ли ранг  и людей?                                                               \сверчка?


ТЕМА «ТАБЕЛЬ О РАНГАХ»
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1.     Сила стремления к лидерству различается у собак разных пород. (ДА).
2.     Доминирующая курица для острастки время от времени выдёргивает перо из хвоста младшей по рангу. (ДА).
3.     Ворон-доминант напоминает о своём высоком ранге, хлопая крыльями и высоко подпрыгивая. (НЕТ. Он, всего лишь, взъерошивает оперение головы, особенно затылка).
4.     Более слабая птица при выяснении отношений, сдаваясь, изображает птенца, выпрашивающего корм. (ДА).
5.     Жесты умиротворения у представителей семейства собачьих напоминают различные элементы общения щенков с матерью - движения при сосании и         просьбу накормить. (ДА).
6.     Иногда в спокойно расположившейся на отдых группе, будь то шимпанзе, павианы или ещё какие-нибудь обезьяны, перебирать друг другу шерсть может одновременно до 10-12 особей, по цепочке. (ДА).
7.     Альбиносы обречены на вымирание из-за своей заметности хищникам, поэтому и создать семью или выбиться в лидеры у нет шансов. (НЕТ. Стать лидером, приобрести высший ранг иногда бывает легче животным, чем-то внешне выделяющимся среди своих соплеменников. Даже такие сторонники равноправия, как стайные рыбы, если в их среде появляется альбинос, начинают подражать главным образом ему. Белое животное лучше заметно, оно невольно бросается в глаза).
8.     У некоторых животных есть специальные опознавательные знаки, позволяющие другим сразу судить о его ранге. Благородному оленю рога служат не только для обороны, сколько для демонстрации. Если оленю, имеющему высший ранг, спилить рога, товарищи по стаду теряют к нему уважение и перестают подчиняться. (ДА).
9.     Курам самого низкого ранга живётся нелегко. Они должны двигаться медленно, не кудахтать и быть внимательными, чтобы ничем не раздражать птиц рангом выше. Если вместе с курами находится петух, он обычно водит дружбу с курами низших рангов. (ДА. Петух недолюбливает властных, строптивых птиц высших рангов).
10.    Галка-самец берёт себе в жёны птицу обязательно рангом ниже себя. Если самец, относящийся к высшей касте, вступил в брачный союз с самочкой самого низшего ранга, жена сразу уравнивается с мужем, приобретая его высокое положение и уважение всех членов стаи. (ДА).

ВОПРОСЫ:
1.     Соподчинение каких животных можно наблюдать в городе, у дома? (птицы, собаки, кошки).
2.     Как кошки реагируют друг на друга при встрече? (Топорщат шерсть, увеличивая свои размеры, грозно мяукают, обязательно басом, шипят, стараясь запугать соперника).
3.     Какая польза от соподчинения в коллективе животных? (Дисциплина; единые действия, которые особенно необходимы при защите от хищников; также при охоте: одни загоняют добычу, другие ловят; это необходимо при отдыхе основной стаи или стада, при воспитании потомства...).
4.     Сколько бывает рангов? (До 7-8).
5.     Каким образом животные узнают принадлежность друг друга к какому-либо рангу? (Специальные опознавательные знаки, позы, звуковые сигналы).
6.     Сохраняется ли ранг при переходе в другой коллектив? (Нет, борьба за
        общественную ступеньку начинается сначала).
7.     В каком обычно порядке перемещается стадо макак? Какую роль играют самцы? (Впереди вожак и самки с детёнышами, затем группу самок сопровождают самцы второго ранга, затем обезьяны третьего ранга и в конце самые молодые самцы. Самцы защищают самок и детёнышей от нападения.).
8.     Каким образом животные спасаются от трёпки при встрече с более сильным собратом? (Принимают позу - обряд подчинения).
9.     Каким образом устанавливают лидерство сверчки? (Ранг у этих насекомых зависит от их размера и силы. Сверчки устраивают рыцарские турниры: насекомые, сцепившись усиками, толкают друг друга, затем, если никто не хочет отступать, подпрыгивают, наскакивают на противника, сопровождая свои действия боевой песней. Когда побеждённый отброшен, бой заканчивается).
10.    Что общего в поведении животных и людей? (Соподчинение, иерархия, унижения, материальная зависимость, запугивание).

РАЗМЫШЛЯЛКИ:
1.     Серые крысы беспощадно расправляются с любой чужой крысой. Каким образом можно внедрить чужака в колонию серых крыс? («Надушить» такого пришельца знакомым крысам запахом, например, потереть его шкурку опилками из клетки, куда его хотят подсадить).
2.     При появлении корма в птичнике не возникает беспорядка, хотя птицы и голодны. Они не бросаются к нему наперегонки, не толкаются, а, скорее, уступают друг другу дорогу в соответствии с какими-то хорошо им известными правилами. Какими правилами? (Главное из них - подчинение старшему - более сильному, активному и агрессивному члену группы. Такой порядок называется иерархией, а самого старшего в группе — доминантом. Остальные члены сообщества точно знают своё место и, во избежание неприятностей, не перебегают дороги «старшему по званию». Иерархию можно представить в виде лестницы, на верхней ступеньке которой - доминант, на нижней - наиболее слабый член группы, а на промежуточных - все остальные).
3.     В озёрах Индии и Цейлона живут экзотические рыбки данио семьями примерно по десяти рыб в каждой. Время от времени какая-нибудь из рыб получает от другой удар плавником. Что это может означать? (Старшие по рангу так наказывают младших ударами плавников за нарушение порядка, например, нарушение границ обитания).
4.     Рыбки в одной стае, одного вида, но держатся в воде по разному: одна держится почти горизонтально, у всех остальных тело находится под определённым углом к горизонту - голова приподнята, хвост опущен. Чем определено такое разное положение тел рыб? (Так рыбы обозначают свой ранг - старшая держится горизонтально, остальные с опущенными хвостами).
5.     Ни с того ни с сего домашний пёс вдруг начинает проявлять непослушание и агрессивность по отношению к хозяевам. Чем вы объясните такое поведение домашней собаки? (Человек для собаки - вожак, но лидерство можно попытаться отвоевать. Время от времени пёс предпринимает попытку подчинить людей себе, чтобы они признали его лидерство, чтобы его боялись).
6.     Что предпринимают члены одного сообщества, чтобы установить и сохранить иерархический порядок? (Всё зависит от того, какое из животных сильнее и может ли оно об этом заявить в понятной остальным форме. Как правило, это угрозы и нападения, драки. В большинстве случаев первое место занимает самый крупный и старший самец.).
7.     В стадах слонов и кабанов управление принадлежит не самцам. Кому и по какому принципу? (В стадах слонов и кабанов правят старые и мудрые самки - матриархат).
8.     Эффективным средством выяснения отношений могут быть просто угрозы. Как они проявляются? (В основном это инстинктивные движения и особые приёмы, которые позволяют животным казаться крупнее, чем они есть. Например, можно подняться на задние лапы, вздыбить шерсть или взъерошить перья. Например, самцы горилл и шимпанзе. У самцов многих видов животных есть специальные звуковые сигналы, которые усиливают выразительность угрожающих ритуалов. У самцов шимпанзе это знаменитое «уханье», которое разносится на многие километры.).
9.     У шимпанзе для выявления лидера кроме силы используется и сообразительность. Что, по-вашему, они могут использовать, чтобы победить более сильного соперника или сместить уже существующего лидера? (Использовать подручные средства. Например, известен случай, когда молодой шимпанзе долгое время покушался на «должность» доминанта в своей группе. С помощью силы это не удалось, тогда он, обнаружив две пустые канистры из под бензина, приблизился к стае, вздыбил шерсть и, бросился на соперников, гремя канистрами и громко ухая. Самцы от неожиданности разбежались, а по возвращении принялись перебирать хитрецу шерсть, демонстрируя жестами, что он их победил).
10.    Иногда слон поднимает уши и держит их расправленными, как паруса, изменяя их положение. Что он хочет сказать соплеменникам? (Слон хочет кого-то «поставить на место» или просто напомнить о порядке).
11.    Что предпринимает терпящий поражение в схватке, чтобы не быть растерзанным? (Принимает особую позу - позу подчинения, - и победитель, добившись «власти», успокаивается).
12.    У хищных млекопитающих в последнюю секунду более слабый отдаётся во власть   победителю. Как он это демонстрирует? (Подставляет победителю наиболее уязвимое место - шею, где проходит сонная артерия. Одно движение - и побеждённый умрёт, однако победитель не пользуется такой возможностью, просто прогоняя соперника. Какой прекрасный пример для людей - сильный должен быть великодушным, и оба - разумными, даже во время конфликта!).
13.    Коралловая рыбка, угрожающая сородичу, демонстрирует ему свой яркий наряд, распахивает плавники или жаберные крышки, движется резко, демонстрируя силу. И вдруг выглядит совсем по-другому: её окраска бледнеет, она прижимает плавники, поворачивается к сопернику узким сечением тела, движется медленно, нерезко. Что рыбка хочет сказать, изменив поведение? (Почувствовав, что она слабее, рыбка «просит пощады», старается казаться маленькой).
14.    Вы, конечно, видели, как птицы или звери ухаживают за шерстью или оперением сородичей. Такое поведение выполняет двоякую функцию. Прежде всего, благодаря постоянному обыскиванию, животные избавляются от паразитов. Какое ещё значение имеет обыскивание шерсти? (Обеспечение дружеского физического контакта, которое снимает у животных чувство напряжения после пережитого волнения. Даже сильно рассерженный самец обезьян, например, который только что участвовал в схватке или бурно угрожал соперникам, заметно расслабляется и успокаивается, как только кто-нибудь начнёт обыскивать его шерсть. С помощью обыскивания шерсти обезьяны приветствуют друг друга после разлуки, мирятся после стычки, подбадривают друг друга, когда им страшно.).
15.    Ранг тетеревов устанавливается во время токования на весенних турнирах. Самцы высшего ранга не подпускают низших тетеревов к тетёркам, не разрешают принимать участие в токовании. Как тетёрки выстраивают свои отношения? (У них своё иерархическое соподчинение. Пока тетёрки первого ранга не найдут себе пару, подчинённые птицы вынуждены держаться в стороне от тока и к самцам не имеют права приближаться).
16.    Если кто-то из повелителей в стаде макак решил наказать непослушную самку, он за ней гоняться не станет. Что он предпримет? (Как только она отбежит на периферийную зону, ей даст трёпку самец второго ранга).
17.    Лисицу приручить очень трудно. Даже взятая от матери слепым детёнышем, она в 4-5 месяцев начнёт избегать контактов с хозяином. Волки же приручаются легче других в возрасте до года. Домашние же собаки с удовольствием признают власть своих хозяев. Как вы можете объяснить разную приручаемость животных? (Дикие животные, у которых существует твёрдая система соподчинения, лучше приручаются. Лисица предпочитает одиночество, поэтому и подчиняться она не привыкла. У волков соподчинение сильно развито, поэтому при правильном воспитании волк признаёт человека за вожака.).
18.    Бизоны - эти огромные звери - свободно кочуют по просторам прерии. При встрече животные ревут, роют землю копытами, склонив голову вниз и беспрерывно кивая ею, начинают сближаться. До настоящей битвы дело доходит очень редко. Какая поза или действие становятся решающими для прекращения конфликта? (Соперники становятся друг к другу боком, чтобы сравнить свои размеры. Этого бывает достаточно для прекращения поединка. Меныший зверь, признав себя побеждённым, поворачивается и уходит. Его не преследуют).
19. Когда животных много, много и встреч с животными высшего ранга. И у представителей низшего ранга может наступить нервный шок, или стресс.
Шоковая болезнь в первую очередь прекращает размножение. Больные животные гибнут. Распространяется ли такая ситуация на высокоорганизованных, сообразительных крыс? (ДА, крыса низшего ранга, посаженная в одну клетку с крысой высшего ранга погибнет не потому, что её загрызут, а просто от нервного потрясения).
20. Животные, чтобы спасти свою шкуру, а иногда и жизнь, используют специальные позы - обряд подчинения. Обряд подчинения сразу обезоруживает нападающего, и сражение прекращается. Что предпринимают при встрече с более сильным соплеменником, например, игуана? (Игуана распластывается на земле). Щенок? (Щенок поступает так же или ложится на спину и поднимает лапки кверху).
Мышь? (Подвергшаяся нападению мышь встаёт на задние лапки и открывает обидчику брюшко, как бы говоря, кусай, я не защищаюсь). Волк? (Волк в таких случаях подставляет противнику горло).

ГОЛОВОЛОМКИ:
1.     Жизнь в сообществе помогает животным не только защищаться от врагов, но и способствует более успешному питанию и размножению, обеспечивает большую безопасность новорождённым и детёнышам. (24 слова).
2.     В закрытых сообществах, где только родственники, своего от чужого отличают по запаху. (12 слов).
3.     Внутри колонии существует строгая «табель о рангах», которая позволяет поддерживать порядок, например, при появлении корма. (15 слов).
4.     Какой бы ожесточённой ни была схватка между сородичами, она почти никогда не переходит в убийство, потому что у большинства животных существуют умиротворяющие демонстрации - сигналы, останавливающие агрессию. (26 слов).

   

ЛИТЕРАТУРА:
1.     Книга «Я познаю мир: поведение животных». - М.: Астрель, 2000.
2.     Ж. «Юный натуралист» (?).



Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий