понедельник, 18 декабря 2017 г.

"НА СТАРТЕ ЖИЗНИ" К занятию о животных

"НА СТАРТЕ ЖИЗНИ" 


К занятию о животных 

по теме "ВЗАИМОСВЯЗЬ В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ"
для детей младшего и среднего школьного возраста 

в условиях дополнительного образования


ПЛАН 
Примеры схожих реакций и поведения животных и человека.
Новый материал:
1. Великая сила инстинкта.
2. Запечатление.
3. Выводковые и птенцовые птицы.
4. От кенгуренка до оленёнка.
5. Без опеки родителей.
6. Великий инстинкт материнства.
7. Первые дни жизни.
8. Таинство игры.
9. Зарождение отношений.
10. Д\и «Примеры материнства среди животных» (кто лишний). Картинки.
11. Проверочные вопросы.
12. Карточки с проверочными вопросами и вариантами ответов «На старте жизни».

Прошлое занятие было посвящено сравнению реакций, поведения, организации жизни животных и человека.
Что же у нас общего? (реакции на страх, например у зайца и человека:
сердце бьётся сильнее, кровь быстрее поступает к мышцам, чтобы быстрее удалось убежать;
расширяются зрачки, чтобы лучше видеть, что творится вокруг,
прекращается пищеварение, чтобы не тратить лишнюю энергию,
обильный пот, чтобы врагу было труднее ухватить и удержать;

схожая мимика и поведение у человека и приматов: оскал зубов в ярости, кормление детёнышей и детей, воспитание потомства, ссоры, ласки,.. ранги;
коллективизм, организация труда - в муравейнике и, например, в большом городе;
взаимовыручка, например, у ласточек;
выбор здорового, наиболее сильного партнёра, чтобы было более жизнеспособное потомство - озёрная лягушка;
воспитание детёнышей в игре: волки, обезьяны и многие другие млекопитающие;
самопожертвование (альтруизм) - паук чёрная вдова, птица-носорог и многие-многие «матери», рискующие своей жизнью, отвлекая врага от детей,...).

Люди издавна знали, что животные одного вида похожи друг на друга не только внешне, но и по своим ПОВАДКАМ. Все сороки играют в нашем лесу роль дозорных. Пронзительным криком они предупреждают о приближении опасности или просто об изменении обстановки. Такого характерного сигнала не подает больше ни одна из птиц средней полосы. Все соловьи поют весной одну и ту же песню, совершенно не похожую на песенку зяблика или канарейки, а все коты устраивают у нас под окнами душераздирающие концерты.

Столь же идентичным у всех животных одного вида бывают и некоторые более сложные действия, которые называются СТЕРЕОТИПАМИ ПОВЕДЕНИЯ. Они свойственны практически всем животным. Например, все сороки, в каких бы удаленных друг от друга местах мы их ни встретили, строят одинаковые гнезда, причем сорочье гнездо не спутаешь ни с грачиным, ни с соколиным, ни, тем более, с гнездом чайки или ласточки-береговушки. А у шестигранных пчелиных сот удивительно совершенная форма. Построены они трудом тысячи пчел, которые совершают при этом одинаковые движения.

Инстинктивные, врожденные реакции одинаковы у всех животных одного вида. Эти реакции столь же типичны, как и характерный, для данного вида тип окраски, форма туловища, расположение перьев и т. д. Такие признаки поведения могут служить своего рода «визитной карточкой» вида. Ученые называют такие ДВИЖЕНИЯ ВИДОСПЕЦИФИЧЕСКИМИ. Так, каждый вид пауков плетет паутину со своим рисунком и даже со своими особенностями ее конструкции.

Первые наблюдения, которые позволили сделать выводы о существовании врожденных, полученных как бы по наследству от родителей форм поведения, сделал в середине XIX века французский натуралист Франс Кювье.

К нему как-то попали бобрята, оставшиеся без родителей, и он их вырастил. Поскольку родителей, которые могли бы передать им свой опыт, у этих молодых животных не было, ученый очень удивился, когда обнаружил, что его бобрята стали строить хатки. Их постройки были точно такими же, как и хатки, которые строят взрослые бобры, выросшие на воле.

Молодые бобры при этом совершали характерные для всех своих сородичей стереотипные действия. Эго был первый в истории науки опыт воспитания животного в изоляции от обычных условий внешней среды, доказавший торжество ИНСТИНКТА!

Крошечная мышь-малютка от рождения умеет вить свои изящные гнезда-шарики, размещая их на толстых травинках или тонких веточках. Совершенствовать этот навык ей не приходится, гнездо сразу получается таким, как нужно.

По-другому обстоят дела у белки. Известно, что белку не нужно учить разгрызать орехи. Но ... Когда орех попадает в лапы белки впервые, она решительно берется за него, и вскоре прогрызает ложбинку в скорлупе. Все правильно, дело сделано, и придраться трудно. Инстинкт работает. Но оказывается, что скорлупа разгрызена, а орех-то не раскололся. Дело в том, что для эффективного раскалывания ореха белка должна, уже опытным путем, научиться прогрызать его в строго определенном месте, так, чтобы половинки скорлупы после этого разваливались бы сами. Оказывается, б еже нужно подучиться правильно брать орех в лапы!

Николас Тинберген (1907-1988) - основатель современной ЭТОЛОГИИ, науки об инстинктах, лауреат Нобелевской премии (1973 г.), голландец по происхождению, изучал поведение диких животных, включая насекомых. Ему удалось установить происхождение и даже смысл многих врожденных, инстинктивных движений птиц при конфликтах, угрозах, в брачный период. Такие движения часто выполняются как бы «напоказ», чтобы сородичи знали о намерениях данной птицы. Они называются ДЕМОНСТРАЦИЯМИ.

Тинберген обратил внимание на то, что птенец обыкновенной чайки, выпрашивая корм, ударяет клювиком по клюву взрослой чайки и никогда не просит еду у своих сверстников. Изготовив несколько моделей головы чайки, в разной степени похожих на настоящую, он обнаружил, что для птенца важно, чтобы на модели было красное пятно, в остальном же модель может быть откровенно грубой и примитивной. Для птенцов ключом служил красный цвет, столь контрастирующий с черно-бело-серебристым оперением чаек. Вот так и стали зоологи называть подобные СТИМУЛЫ КЛЮЧЕВЫМИ. (Обо всех своих работах Н.Тинберген написал в увлекательных книгах «Осы, птицы, люди», «Мир серебристой чайки», «Поведение животных» и др.)

На свет животные появляются с разной степенью готовности к жизни. У многих птиц птенцы вылупляются из яиц голыми и слепыми, способными только раскрывать клюв и просить пищу. У ПТЕНЦОВЫХ птиц молодь из гнезда выбирается, лишь обретая способность летать. Иногда способностей этих хватает, чтобы только покинуть гнездо. Стратегия ВЫЖИВАНИЯ состоит в том, чтобы впервые два-три дня не попадаться никому на глаза, сидеть тихо и, по возможности, без движения. В. Песков описывает такой случай: «...я увидел двух странных ворон, сидят в неестественных позах и как будто совсем не страшатся людей. 

Подошел ближе - молодые вороны, видимо, только что из гнезда. Подпустили к себе вплотную. Протянул руку - не шевелятся. Тронул одну за клюв, чуть повернула голову - застыла в навязанной позе, как будто ее слепили из пластилина. У второй осторожно раскрыл клюв, переставил на сучок лапку, намеренно сделав позу до крайности неудобной. Застыла, как под гипнозом. И ни единого звука протеста. С ума сходили родители: неистово долбили клювами ветки (это выглядело как стучание кулаком по столу у людей) и так орали, что всполошили всю воронью слободку. А молодые сидели спокойно в забавных и неестественных позах.

Такая картина в июне наблюдается повсеместно. У многих птиц молодежь покинула гнезда. О мире, окружающем слетков, представленья еще никакого. И единственное средство себя защитить у всех одинаково: замереть, затаиться, не шевелиться. Так происходит приобщение к жизни». К птенцовым птицам относятся врановые, воробьиные, дуплогнездники (дятлы, совы,...), стрижи, голуби, попугаи и др....Их птенцы вылупляются из яйца совершенно беспомощными - слепыми, глухими и неспособными двигаться, так что родителям приходится долго их кормить, обогревать и защищать, а потом и учить необходимым для жизни навыкам.

Родители для таких птенчиков - источник сигналов, которые необходимы для нормального развития зрения и слуха. Если птенцы мухоловки-пеструшки в первые 4-5 дней жизни не слышат звуков, издаваемых родителями, то, став взрослыми, они будут гораздо хуже различать звуки. И наоборот, если в самые первые дни жизни давать им возможность побольше слышать таких звуков, то они будут развиваться гораздо быстрее.

А у ВЫВОДКОВЫХ птиц молодь, покинув яйцо и обсохнув, уже способна следовать за матерью, понимать призывные крики. Так ведут себя птенцы глухарей, тетерок, коростелей, перепелок, чибисов, уток, гусей, наших домашних кур. Чаще всего гнезда у этих птиц расположены на земле. Выводок спешно оставляет скорлупки и растворяется в луговых травах, в подлеске бора, в водяных заводях и развивается очень быстро - перепела на второй неделе уже перепархивают.

У некоторых выводковых пернатых птенцы сразу же подвергаются очень серьезному испытанию. Утка-гоголь выводит птенцов в дупле или в дощатом домике-гоголятнике, висящем на дереве. Обсохнувших малышей мать призывает покинуть гнездо. И утята, нередко с большой высоты, прыгают вниз. Крыльев у них еще нет. «Парашютом» служит пух. Большой опасностью для них является не высота, а путь до воды с матерью, путь частенько неблизкий. У кайры единственный ее птенец, вылупившийся из яйца на высокой скале, тоже обязан парашютировать с очень большой высоты. Мать снизу зовет, подбадривает. И прыжок совершается! Важно только выбрать момент, чтобы ветер не бросил живой комочек на камни. 

Особые трудности у императорских и королевских пингвинов. Тут у двух прилежных родителей всегда только один птенец. Его согревают на лапах, прикрыв животом, а позже, на этом насесте птенцу уже тесновато, пингвинята собираются в плотные группы - «детские сады» - и так согревая друг друга, переживают антарктические ветреные морозы, давая возможность родителям отлучиться к воде на кормежку.

То же самое и у крупных животных. Степень готовности к жизни у новорожденных неодинакова. Самое беспомощное существо - покидающий чрево матери кенгуренок. Размеры - чуть больше фасолины, главное, что умеет: проделать по шерсти матери путь к ее сумке на животе и повиснуть на соске с молоком. Он даже сосать не умеет - молоко в рот ему впрыскивается само при сокращении специальных мышц.

Подобно развиваются большинство млекопитающих, включая человека. Их детенышей называют НЕЗРЕЛОРОЖДАЮЩИМИСЯ. В течение нескольких недель или месяцев они постоянно нуждаются в родительской опеке.
Присутствие родителей для таких детенышей означает не только тепло, пищу, защиту от врагов. Общение с родителями, звуки голоса, ласка и нежность так же необходимы.

Новорожденное животное не просто растет - оно бурно развивается, его мозг совершенствуется. У мышонка в течение первых двух недель после рождения открываются ушные проходы, глаза, отрастает шерстка. Сначала он только беспомощно шевелится и отчаянно пищит, если его перевернуть на спину. Однако уже через несколько дней мышонок умеет быстро переворачиваться на живот и даже немного ползать. В двухнедельном возрасте это уже маленькая головастая мышка, но ее движения еще неуклюжи, и она нуждается в материнском уходе и в материнском молоке. А уже в месячном возрасте мышонок - вполне самостоятельный подросток.
Он еще многого не знает, потому что у него нет жизненного опыта. Он может, например, безбоязненно выйти на середину комнаты, так как не знает о грозящей опасности. Однако он быстро учится не делать больше таких глупостей.

Все инстинктивные действия, как простые (например, умение умывать мордочку), так и сложные (например, родительский инстинкт) появляются у мышонка без специальных наставлений со стороны матери. Все они достались ему по наследству от родителей. Конечно, чтобы стать взрослой мышью, нужно очень многому научиться: отличать, что съедобно, а что - нет, уметь находить теплое и сухое пристанище, запоминать окружающую местность и т.п.

Бельчата же сразу после рождения хорошо видят и слышат, и даже могут самостоятельно передвигаться. Такими же самостоятельными бывают морские свинки, зайчата, иглистые мыши. У коз, коров, баранов, лосей, оленей и других копытных детеныши тоже рождаются вполне развитыми.
Буквально через 1,5-2 часа после появления на свет новорожденный уже может следовать за матерью. Для родов самкам этих животных не нужно строить специального убежища, они просто уходят в глухие, укромные места. Таких зверят, которые появляются на свет вполне самостоятельными и у которых сразу проявляются многие повадки, характерные для взрослых, называют ЗРЕЛОРОЖДАЮЩИМИСЯ.

На севере в оленьем стаде появляются малыши. Отел проходит, когда снега ещё не сошли. Оленёнок дрожит, но хватает силёнок подняться на тонких ножках и прикоснуться к материнскому вымени. А через день-другой, чудом выжив в неуютном холодном мире, он уже готов к переходам сначала за матерью, а потом и со всем табуном. Похожую картину можно увидеть и в жарких местах. Малыши антилопы гну, обсохнув, готовы к движению по горячей степи. А через неделю гнучата уже не отстают от стада. Спасение от хищника - в быстром беге. И гнучонок бежит, бежит...

Есть немало других животных, с рожденья готовых к превратностям жизни. Некоторым, чтобы выжить, в поведении довольно программы наследственной ( инстинкта ). Без опеки родителей обходятся рыбы, змеи, черепахи, насекомые. Нетрудно заметить: эти животные очень древние на земле. Более поздние формы жизни лучше приспособлены к меняющимся условиям, и роль родителей в приобщении к жизни у них велика. Слонёнка матери помогают воспитывать ещё и «тётушки». 

Заботливые родичи уберегут его от опасности, перенесут через препятствия, примером покажут, что и как надо есть. Землеройка свою семейку водит цепочкой - каждый малыш держит в зубах хвост братишки и вся процессия, как на привязи, - на хвосте матери. Хищные звери - волки, лисы, медведи, - рождая слепых детёнышей, оберегают их в норах и логовах, учат избегать опасностей и охотиться. У медведей этот процесс затягивается до двух лет, так много надо постичь медвежонку под материнским присмотром.
Иногда же учёба не требуется, но важно детишек в первое время хотя бы кормить.

Зайчихи не всегда могут разыскать затаившихся малышей. Но любая из них, наткнувшись на голодного сосунка, непременно его накормит так же, как накормила бы своего. Другие животные находят свое потомство, даже если малыши затерялись в огромном скоплении себе подобных. Родители их находят по голосу, запаху. Для примера можно назвать пингвинов и морских котиков.

У многих животных в первые часы жизни реализуется инстинкт следования ( Конрад Лоренц (1910-1986 ) - знаменитый австрийский ученый, с именем которого связана целая эпоха в изучении поведения животных, один из основателей ЭТОЛОГИИ, этому инстинкту дал название «ЗАПЕЧАТЛЕНИЕ» ), и в памяти запечатляется облик матери. И тут в который раз можно сказать: инстинкт слеп! Если в непродолжительное время запечатления вместо матери малыш будет следовать за человеком или даже неодушевленным предметом, например, за картонным ящиком на веревочке, ящик и будет объектом, признанным за родителя. 

В дикой природе такие курьезы случиться не могут. А при вторжении человека в таинства дикой жизни такое случается. Некоторые законы поведения животных «нащупаны» лишь недавно. Использование их человеком иногда дает важные практические результаты, например, в управлении поведением животных. Но иногда появляются и нежелательные помехи, например, запечатление, при котором птица в половом партнере видит не себе подобное существо, а человека либо животное иного вида.

Так же, как у людей, у животных многое «идет из детства», с первых шагов в сложном таинственном мире жизни.
В детстве много животных и погибает. Вспомните о черепахах. Крошечные существа, в одночасье, вылупившись из яиц, зарытых в песок, устремляются к океанской воде. Это смертельный пробег. Полчища хищных птиц, казалось, только и ждали момента, когда эти крошки побегут по открытому пляжу. Из тысячи черных кружочков лишь немногие добежат к воде.

И так всюду. Волки в оленьем стаде зарежут в первую очередь ослабших старых оленей и еще не окрепший приплод. В домашнем стаде они остерегутся напасть на лошадь или корову, но постараются отбить от матери жеребенка или теленка. Сами волки могут уйти от выстрела на облаве, но бессильны что-либо сделать, если логово обнаружено, и родители не успели перенести волчат в другое безопасное место - всех охотник или пастух побросает в мешок.

Крокодилы не отважатся даже и подступиться к взрослому бегемоту, но вожделенной добычей для них являются малыши-бегемоты.

Гиены, не способные одолеть взрослых антилоп гну, настойчиво преследуют беременных самок, и роженица часто роняет плод прямо в пасть хищнику.
Ворона не поймает дрозда, но каюк всем птенцам, если этот умный разбойник обнаружил гнездо. Даже благородный дровосек-дятел, не способный поймать никакую из птиц, грешит разорением дуплянок - продолбит отверстие и, как пинцетом, вынет беспомощных птенчиков...

Детство в природе защищает великий инстинкт материнства Мать малышей накормит и обогреет, уведет от опасности, защитит. Где силы недостает, в ход идет хитрость. Многие знают, как птицы, прикидываясь ранеными, отводят хищников от птенцов. И все-таки очень велика детская смертность в природе. Например, на пруду в Тимирязевском парке Москвы можно наблюдать летом уточку с дюжиной юрких утят. А дня через три можно увидеть утку уже с одним птенцом. Вороны!

Если бы живая природа не производила на свет всё с запасом, тонкое равновесие на коромыслах жизни нарушилось бы постоянным натиском на молодняк многочисленных хищников. Но есть в хитросплетениях жизни и удивительные явления, когда беспомощность тормозит нападение. Как-то готовя телевизионную программу, смотрел В. Песков фильм о нильских крокодилах. Самки этих чудовищ яйца кладут в песок и бдительно охраняют от варанов и других хищников. И наступает час - крокодильчики в яйцах начинают подавать голоса. Родители разрывают песок и бережно в зубастых пастях переносят новорожденных в реку. Но вот на глаза крокодилу попадается черепашка. Она вывелась тоже в песке. Взрослых черепах крокодилы сжирают. Но тут происходит чудо: хищник аккуратно подхватывает черепашку и тоже относит в реку. В этот период у крокодила срабатывает поведенческий стереотип заботы о малышах.

Еще пример. Собаку таксу понуждают лезть в нору к лисице. Лезет, но почему-то, виновато повизгивая, ни с чем вылезает. Хозяин требует результата. Собака скрывается и вылезает с лисенком, которого бережно держит в зубах. А в глазах у таксы смущенье: «Ну, зачем же меня посылать за детишками?». Это рассказ охотника. А вот письмо читателя «Комсомолки». «Собака и кошка жили у нас в постоянной вражде. Кошке доставляло огромное удовольствие пройтись около самого носа собаки. Бобик исходил злобой, нор ничего не мог сделать -кошка хорошо знала длину поводка, на котором держали пса. Но вот однажды сидит Бобик под дождем возле будки мокрый, несчастный. ... И увидели в будке ... кошку с котятами. Пес уступил будку под родильное место непримиримому своему врагу». Или вспомним: собака способная укусить взрослого, почти никогда не тронет ребенка...
Вот такие явления наблюдаются в пору первых шагов всего сущего на земле.

Животные играют не меньше, а может быть, и больше, чем люди. Почти любое молодое животное значительную часть времени просто резвится. Их игры зачастую кажутся бесцельными - это как бы движение ради самого движения - бег, прыжки, потасовки. Тут перемешаны фрагменты разных форм поведения.

Движения, которые совершают в играх молодые животные, обычно не отличаются от тех стереотипных инстинктивных движений, которые совершают взрослые животные при охоте, драках, при подготовке к размножению. Однако в играх такие инстинктивные движения очень часто остаются незавершенными. Часто можно наблюдать, как жеребенок бросается скакать галопом, а затем внезапно останавливается и таким же галопом возвращается назад.

Посмотрим, как К. Лоренц описывает и анализирует хорошо всем знакомые кошачьи игры.
«Котенок играет со своей традиционной игрушкой - клубком шерсти.
Он неизменно начинает с того, что трогает его лапкой - сначала осторожно и вопросительно, вытянув ее и, загнув подушечку внутрь, затем выпускает когти, подтягивает клубок к себе и тут же отталкивает или отпрыгивает назад и припадает к полу. Весь, подобравшись, он напряженно поднимает голову, вперяет сверкающий взгляд в игрушку и так внезапно опускает голову, что кажется, будто он неминуемо должен удариться подбородком об пол. Задние ноги выполняют своеобразные чередующиеся движения: он то переступает ими, то скребет, словно отыскивая твердую опору для прыжка. Внезапно он описывает в воздухе широкую дугу и падает на игрушку, выставив вперед сведенные вместе передние лапы.

Если игра достигла определенной кульминации, он даже может начать кусаться, Котенок снова толкает клубок, который теперь закатывается под буфет, в щель, слишком узкую, чтобы можно было пролезть за ним туда. Изящным «отработанным» движением он подсовывает под буфет одну лапу и выуживает свою игрушку наружу. Те, кому доводилось хоть раз видеть, как кошка ловит мышь, немедленно замечают, что наш котенок, которого мы разлучили с матерью чуть ли не слепым, проделывает все специфические движения, помогающие кошке в охоте на мышей.

Если мы теперь усовершенствуем игрушку, привязав к ней нитку и подвесив, котенок продемонстрирует совсем иную систему охотничьих движений. Он высоко подпрыгивает и схватывает «жертву» обеими лапами, сводя их широким захватывающим движением. Во время этого прыжка лапы кажутся неестественно большими, так как когти выпущены, пальцы растопырены, а пятые, рудиментарные, пальцы отогнуты под прямым углом к лапе. Это хватательное движение, которое котята с восторгом проделывают в игре, абсолютно точно, до мельчайших деталей, совпадает с тем движением, которым пользуются котики, схватывая взлетающую с земли птицу.

Биологический смысл еще одного движения, часто наблюдающегося в игре, менее очевиден, так как практически кошки пользуются им редко. Котенок стремительным, направленным вверх ударом вывернутой подушечки с выпущенными когтями подцепляет игрушку снизу, перебрасывает ее себе за плечо, так что она описывает крутую дугу, и стремительно прыгает за ней. Часто котенок следит за полетом игрушки глазами, делает высокий прыжок и приземляется там же, где падает она. В жизни такие движения используются при ловле рыбы.

Наблюдения показывают, что молодые животные обычно не используют в играх никаких движений, опасных для товарищей. Детеныши хорьков, например, никогда не пытаются хотя бы слегка укусить в затылок товарища по игре, потому что взрослый хорь таким укусом мгновенно убивает жертву.
Макаки-резусы в игре тоже никогда не доводят до конца свои агрессивные наскоки - при укусах, которые обезьяны нанося!' друг другу во время игры, челюсти у них никогда не смыкаются. Иными словами, это бывают укусы «понарошку».

Судя по тому, что такие «учебные бои» встречаются у детенышей большинства видов, они играют важную роль в формировании поведения. Они явно помогают животному опробовать все те приемы нападения, бегства и подчинения, которыми нужно хорошо владеть, чтобы в дальнейшем уметь жить самостоятельно. Общественные животные во время таких потасовок «отрабатывают» приемы, необходимые для того, чтобы занять и удерживать соответствующее положение в своей группе, стаде или стае.

У животных есть инстинкты на все случаи жизни. Они проявляются везде - при добывании пищи, в брачный период при образовании супружеских пар, при постройке гнезд у птиц, при защите себя и потомства от врагов.
Отношения между животными в группах (в стаде, стае, семейной группе) также подчиняются строгим правилам, основу которых тоже составляют инстинктивные действия.

Рассмотрите сначала снимки из газеты. Почти человеческая картина. Слоненок-подросток отлучился из стада и вернулся с приятелем... бегемотом. Смущен слоненок. Скромно потупившись, сидит молодой бегемот. И взволнованно распустило уши семейство слонов. «Это же надо - бегемота привел!» - как бы выговаривает мамаша. А виновникам ситуации хоть бы что. Дружба!

В природе животные, не связанные жесткой линией «хищник - жертва» и между которыми нет конкуренции за территорию и еду, мирно соседствуют и даже, случается, привязываются друг к другу - водой не разлить. Речь не идет о явлении СИМБИОЗА, когда два вида животных извлекают из сожительства взаимные выгоды, речь об истинной дружбе, в которой два существа обретают общую радость общения.

Рассмотрим еще одну фотографию. Поросята выглядят обожателями молодой кошки. Чем-то она им понравилась. И кошка это хорошо чувствует, не убегает.

Такое часто происходит с молодняком, помещенным людьми в небольшое жизненное пространство. Малыши исследуют мир. В московском зоопарке когда-то была площадка молодняка, и на ней резвились в одной компании медвежонок, лисята. Волчонок, кабанчик и поросенок. В другом зоопарке: медвежонок лезет за рыбой в подклювный мешок пеликана. И птица терпит бесцеремонность - дружба!

РАДОСТЬ хоть какого-нибудь ОБЩЕНИЯ в неволе и взрослых животных заставляет не только терпеть друг друга в одном вольере, но и страдать, если соседа вдруг отселили. В Московском зоопарке многие годы в одной клетке нежно привязанными друг к другу жили лев и кобелек Тобик, а в Калининградском зоопарке - петушок и лиса.

В доме и во дворе часто можно увидеть проявление столь же неожиданной дружбы. Собака и кошка - антагонисты, вражда их вошла в поговорку. Но сколько случаев нежной привязанности этих животных друг к другу! В одном из писем в «Комсомолку»:  «Наша кошка носит собаке мышей. Трезор от подарков нос воротит, но кошка все равно носит - знак дружбы!»

Иногда кошки живут «на этажах» взаперти и постепенно утрачивают инстинкты охотников. Но жажда общения и любопытство у них остаются, и кошки начинают мирно сосуществовать с мышами: нахальная мышь пьет молоко из блюдечка кошки, а та с любопытством наблюдает за гостьей из норки.

У собак и кошек привязанность иногда бывает так глубока, что, лишившись друга (чаще всего это бывает с собаками), животные сильно страдают и от этого могут даже погибнуть.
Иногда возникают коллизии еще более интересные. Поэт Н. С. Тихонов делится наблюдением о том, как на дачу к коту на свидание регулярно прилетала в гости ворона.» Что их тянуло друг к другу - не ясно. Но удивительно было видеть их идущими, не спеша, рядом по тропке...»

В заключение случай особенный. В Болгарии, в местечке Лонгос близ Варны, егерь на острове подкараулил волчицу. Среди осиротевших волчат в логове оказался малыш-кабанчик. Добычу егерь принес домой, и двух особенно привязанных друг к другу волчонка и кабанёнка оставили жить. Они стали ручными - свободно ходили во дворе и, конечно, пожелали однажды узнать: а что там за жизнь за оградой? Вдвоем приятели стали путешествовать по округе, а ночевать возвращались во двор. Но однажды они не вернулись. И стали приходить вести: волчонка и кабана видели в чаще недальнего леса. Благополучной судьба их могла быть только до встречи с волками. Для вольных хищников этот странный союз непонятен, причем погибнуть от зубов стаи могли и кабанчик, и странный сородич волков, потерявший навыки волчьей жизни.

Вот такие пути у дружбы.

ПРИМЕРНЫЕ ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ К ЗАНЯТИЮ 

«НА СТАРТЕ ЖИЗНИ»

1. Что такое стереотип поведения?
1. Сложные действия, присущие всем животным одного вида. Например: у всех ворон одинаковые гнезда.
2. Смысл инстинкта следования.
2. Птенцы выводковых птиц сразу после появления на свет следуют за матерью (или любым существом, будь то человек, игрушечная машинка,...).
3. Что такое инстинкт (врожденные качества)?
3. Формы поведения, которыми животные владеют' с рождения, без участия родителей, без обучения. Например, бобрята, выросшие без родителей, строят плотины, как и взрослые бобры.
4. Зачем черепаха откладывает сотни яиц?
4. Чтобы после вылупления и долгой дороги до воды хотя бы единицы успели спастись от нашествия хищников (койотов, птиц,...).
5. Характеристика птенцовых птиц.
5. Птенцы появляются на свет голыми, беспомощными, слепыми и глухими.
6. Какой инстинкт взрослых помогает выживанию потомства?
6. Инстинкт материнства - заботы о потомстве (кормление, защита, обогрев,...).
7. Особенность выводковых птиц.
7. Птенцы появляются на свет практически полностью самостоятельными: опушенными, зрячими, готовыми следовать за матерью и пробовать предлагаемую ею пищу.
8. Зачем животным игры?
8. Обучение в процессе игры приемам охоты, бегства, преследования, ухаживания, защиты и подчинения.
9. Примеры птенцовых птиц.
9. Голуби, стрижи, вороны, дятлы, совы, орлы...
10. Почему во время игр макаки-резусы, кусаясь, не ранят друг друга?
10. Кусаются «понарошку» - челюсти у них никогда не смыкаются.
11. Какие птицы относятся к выводковым?
11. Куры, глухари, тетерки, перепела, чибисы, утки, гуси..
12. Отличительная особенность поведения молодых животных разных видов.
12. Дружба.
13. Почему кенгуру относят к не зрелорождающимся животным?
13. Размер новорожденного чуть больше фасолины, несформировавшиеся конечности, нет глаз, ушей, не может самостоятельно сосать молоко.
14. К какому типу «созревания» новорожденных относится морская свинка?
14. К зрелорождающимся.
15. Сколько времени необходимо мышонку,, чтобы стать самостоятельным?
15. 1 месяц.
16. Примеры млекопитающих, рождающихся вполне самостоятельными.
16. Олени, морские свинки, зайцы...


д/и "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"
1. "На старте жизни"
1/ Едва появившись на свет они следуют за матерью.
а/ выводковые птенцы 
б/ дуплогнездники 
в/ колониальные
2/ Чтобы согреться малыши собираются в плотные группы -"детские сады". а/ перепелята 
б/ скворчата 
в/ пингвинята
3/ Единственное средство одинаковое у всех животных n момент опасности. а/ удрать 
б/ затаиться
в/ броситься первым в атаку

2 .   "На старте жизни"
1/ Самое беспомощнoe существо, 
покидающее чрево матери. 
а/ страусёнок 
б/ кенгуренок 
в/ олененок
2/ Едва обсохнув, малыш готов следовать за матерью.
а/ львенок
б/ зайчонок
в/ жеребенок
3/ Этого детёныша накормит первая же попавшаяся самка.
а/ зайчонка 
6/ тигрёнка 
в/ медвежонка

3 "На старте жизни"
1/ Совершенно без oпеки родителей обходятся:
а/ рыбы
б/ млекопитающие 
в/ черепахи
2/ Процесс подготовки к жизни длится до 2х лет.
а/ у медведей 
б/ у пауков 
в/ у газелей
з/ Своего детёныша мама найдёт по голосу и запаху среди сотен таких же 
а/ курица 
б/ крокодилица 
в/ нерпа

4 "На старте жизни"
1/ Эта мамаша защищает своего малыша: 
а/ черепаха 
б/ антилопа 
в/ оса
2/ Им не нужно учиться жить 
а/ медузам 
б/ уткам 
в/ обезьянам
3/ Для прокорма подрастающего поколения они даже пасут стада тлей.
а/ львы
б/ муравьи
в/ улитки

5 '’На старте жизни"
1/ Кто ныряет вместе с мамой при первом же сигнале опасности? 
а/ селёдки 
б/ стрекозы 
в/ утята
2/ Кто наиболее опасен утятам на городских водоемах?
а/ кошка 
б/ ворона 
в/ coвa
4/ Кто может проявить поистине материнские чувства даже к своей потенциальной жертве?
а/сорока 
6/ кошка 
в/ пчела
 
6   "На старте жизни"
1/ У них в семье вместе с вожаком разрешается есть только самым маленьким, 
а/ у медведей 
б/ у обезьян 
в/ у гусей
2/ Кто получит трепку за непослушание? 
а/ щенок 
б/ змееныш 
в/ лягушонок
3/ Для них спасение от опасности во рту родителя.
а/ лягушат 
б/ кенгурят 

в/ воронят

ЛИТЕРАТУРА:

1. «Я познаю мир». энц.«Поведение животных». - М., 2OOO. 
2. «На старте жизни».статья в газете "Комсомольская правда» за 31 июля 1998 г.  В. Песков
3. "Водой не разольёшь", статья из газеты "Комсомольская правда" 
за 30 июля 1999 г. В.Песков


        
Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ


А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий