пятница, 1 декабря 2017 г.

"ОДА НОСАМ И БЕЗМОЛВНЫЕ СИГНАЛЫ" вопросы, головоломки

"ОДА НОСАМ И БЕЗМОЛВНЫЕ СИГНАЛЫ"
вопросы, головоломки 

для закрепления знаний по теме экологического занятия для детей младшего и среднего школьного возраста 
в условиях дополнительного образования



(Разные условия проведения занятий в игровой форме в документах "ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ", "КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ? ВВЕДЕНИЕ" и др. с головоломками и заданиями. Рубрика "Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ")

 

 ТЕМА «ОДА НОСАМ И БЕЗМОЛВНЫЕ СИГНАЛЫ»
УТВЕРЖДЕНИЯ:
1. Самый чувствительный нос у обыкновенной моли. (ДА, самцы могут улавливать запах феромонов - химических веществ, испускаемых самками, - на расстоянии до 11 км).
2. Северные олени животные кочующие, им нет необходимости метить территорию. (НЕТ, они отмечают свой путь при миграции запахом желёз, расположенных у них между пальцами).
3. Хоботок ночной бабочки ксантофан Моргана достигает в длину 28 см. (ДА)
4. У осьминога «нос» расположен на щупальцах, а у морских звёзд - на кончиках лучей. (ДА)
5. Акулы способны почуять запах растворённой в воде крови при её концентрации 1:100 млн частей. (ДА)
6. Кошка старательно вылизывает себя через определённые промежутки времени, чтобы уничтожить запах от потовых желёз и после еды. (НЕТ, у кошки нет потовых желёз, кроме подушечек задних лап; она вылизывает себя перед охотой, чтобы не отпугнуть запахом мышку, и чтобы не привлекать запахом других животных).
7. Большая песчанка, маскирует подземные норки, делая холмики, подгребая под себя землю, и утюжа их сверху брюхом. (НЕТ, не маскирует норки, а делает сигнальные холмики и, утюжит их брюшком, помечая выделениями секрета из среднебрюшной железы - отмечает границы своей территории).
8. Наиболее крупные жуки из долгоносиков длиной около Зсм, а их головотрубка рекордно длинная - 2 см. (ДА, голова вытянута в длинную трубку. Этот инструмент слоники используют для того, чтобы просверлить твёрдую оболочку дубового ореха или другого плода и отложить туда свои яйца).
9. У обезьян кахау, обитающих в Индонезии, нос свисает на 17 см ниже морды. (ДА, поэтому их ещё называют носачами).
10. У некоторых видов насекомоядных летучих мышей носы имеют форму листа, копья и даже трезубца Нептуна. (ДА).
11. Дельфины так ловко «видят» с помощью носа, что специалисты ВМС США тренируют их для обнаружения подводных лодок и мин. (ДА).
12. Медведи встают у дерева, вытягиваясь как можно выше, царапают кору, оставляя на ней метки, чтобы запах от лап зверя распространился ветром на большую территорию. (НЕТ, чем выше царапины от когтей, значит тем выше и сильнее хозяин территории, более мелкий медведь должен уйти).
13. Человек может различать до 10 тысяч запахов. (ДА)
 
ВОПРОСЫ:
1. Что такое запах? (Комплекс наших ощущений, получаемый от обонятельного анализатора и вызываемых определёнными факторами, присутствующими в воздухе).
2. Какую роль играют запахи в жизни животных? (Помогают находить пищу, предостерегают об опасности, отличают чужаков, охраняют от врагов, помогают найти пару,...).
3. Какая разница между запахами живых существ и неживых, неорганических? (Живые существа выделяют масляную кислоту).
4. В чём особенность носа у верблюда, обитателя пустынь, и кенгуровой крысы? (При выдохе каналы внутри носа поглощают пары воды и, таким образом, сохраняет его влажность).
5. Как мыши отличают победителей от побеждённых и безошибочно определяют, какое положение занимает животное в той или иной группе? (В мышином секрете выделяется вещество, которое отражает уровень стресса у животного).
6. Зачем животные метят свою территорию? (Чтобы предупредить чужих о том, что территория занята. Определённая территория должна прокормить одного животного или семью и колонию).
7. Какая разница в ощущении запахов у человека и насекомых? (Насекомые с помощью запаха могут определять форму источника запаха).
8. Чем отличаются звери и насекомые одного вида, но разных семей? (Животные, связанные родственными узами, имеют одинаковый запах, запах дома).
9. Что помогает пчёлам объединиться против врага? (Запаховая метка - феромон тревоги, оставленный первой пчелой в месте укуса, другие атакуют врага, ориентируясь на запах).
10. Что объединяет жука-бомбардира, клопа, таракана, жужелицу, скунса, осьминога, кальмара, каракатицу и ...? (Способность защищаться с помощью резких, неприятных запахов, например, жук-бомбардир стреляет бомбой с пахучим неприятным дымом).
11. Запах может служить пищей? (Да. Земляной запах служит пищей для бактерий из рода псевдомонас).
12. Какую роль запахи играют для хищников и их жертв? (Почти все хищники, прежде чем начать охоту, долго принюхиваются, определяя, как давно побывала здесь потенциальная жертва, стоит ли её преследовать, куда она направляется и каковы её намерения, но прежде всего: кто она. А копытные, грызуны, хоботные, зайцеобразные способны заблаговременно обнаружить приближение хищника ещё до того, как его увидят. Так, между хищников и жертвой всё время идёт своеобразная борьба - кто раньше обнаружит присутствие друг друга).
13. В каких случаях животные используют феромон тревоги? (Предупреждают соплеменников об опасности, указывают направление движения хищника и пути спасения).
14. Для чего нам нужно знать язык запахов? (Лучше понять поведение животных, оказывать влияние на численность: увеличивать полезные виды, сокращать вредные; защищать человека от кровососущих насекомых, от акул, от грызунов; определять состояние воздушной среды; использование в медицине, в криминологии, в охране границ и самолётов, реагирование на появление газа, дыма,...).
15. Для чего нужны носы? (Находить пищу, отличать запахи занятой территории, различать своих сородичей и чужаков, находить пару, предупреждать об опасности, защищаться, купаться, пить и есть, у слона, например).
 
РАЗМЫШЛЯЛКИ:
1. Лосось, появившийся на свет в ручье, взрослеет в открытом море. На нерест он возвращается в свои воды. Как он находит место, где родился? (По запаху. В мальках лосося уже с момента зарождения запечатлён аромат родной реки.).
2. Бобры со дна водоёма выгребают лапами грязь и нагромождают её на берегу возле своей плотины, хатки или в местах кормёжки. Зачем? (Животные метят эти кучки секретом своих желёз, что служит предупреждением: «Вход запрещён! Территория занята!»).
3. Можно увидеть диких свиней, ползающих на коленях. Для чего они так делают? (У свиней на коленях расположены железы, выделяющие специальный запаховый секрет. Ползая на коленях, они метят свою территорию).
4. Скворцы обладают первоклассными носами, они различают по запаху виды растений. Зачем им это нужно? (Дело в том, что они вплетают в свои гнёзда стебли тысячелистника, дикой моркови, других растений, убивающих микробов, бактерий и насекомых. Это помогает уменьшить количество паразитов в гнезде).
5. Нос у животных - это не только аппарат обоняния. Что ещё делает своим носом слон? (Слон пользуется хоботом, как ломом, круша довольно толстые деревья, или как дыхательной трубкой при плавании под водой, а при питье - как шлангом. С его помощью он издаёт и трубные звуки).
6. Представитель пустыни орикс, или сернобык, может выдержать жару отчасти благодаря своему носу. Какое значение в данной ситуации играет нос? (Кровь, циркулирующая по увлажнённой носовой полости животного, охлаждается за счёт испарения влаги. Поступая к основанию мозга, такая кровь помогает поддерживать в этой области температуру на несколько градусов ниже температуры тела).
7. Крот-звездорыл - обладатель одного из самых причудливых носов. На его мордочке целых 22 подвижных мясистых отростка, расположенных в виде звезды. Отростки находятся в непрерывном движении. Зачем кроту такое украшение? (Отростки помогают кроту искать добычу - червей, улиток, слизней, насекомых. Звездорыл может добывать себе пищу и на суше, и в воде. Когда он ест, отростки- лучи собираются в кучку).
8. Австралийский зверёк утконос - самое настоящее чудо природы. Утконос - млекопитающее с широким и плоским клювом вместо зубов и с перепонками на лапах. Какую роль играет клюв утконоса? (Клюв утконоса очень чувствителен и служит органом осязания. И пищу утконос добывает с его помощью: баламутит воду, поднимая со дна ил, а потом ловит червей, улиток, насекомых и прочую лакомую живность).
9. Бывает, бабочки ещё не вышли из куколок, а уже посылают пахучие сигналы. Что это за сигналы, зачем? (Пахучие сигналы предназначены самцам. И к моменту появления на свет бабочек вокруг них скапливаются целые полки кавалеров).
10. Когда самка наездника откладывает яички в тело гусеницы, которая послужит пищей её будущим личинкам, она метит гусеницу. Назначение такой метки? (Отпугивающий запах, чтобы другие самки не спутали гусеницу и не отложили туда яички второй раз).
11. Атакуя врага, пчела не только жалит его, но и брызгает пахучим веществом, нанося метку. Зачем? (Услышав запах тревоги, все пчёлы приходят в ярость и стараются поразить противника примерно в районе метки. Этим и объясняется, что пчёлы долго преследуют врага).
12. В семье больших песчанок заведён такой порядок: молодые животные время от времени подлезают под брюхо вожака. Для чего они это делают? (Смазывают себя секретом его брюшной железы, что и придаёт им всем один и тот же запах - запах одной семьи).
13. Сибирские косули заняты осенью странным на первый взгляд делом - обдирают рогами кору небольших деревьев и кустарников, а затем трутся о них головой и шеей. Иногда они выбивают копытами пятачки земли. Объясните их поведение. (Расположенные на этих участках тела сальные и потовые железы позволяют оставлять на деревьях метки свидетельствующие, что территория уже занята).
14. Давно замечено, что в мышеловку, куда попала крыса или мышь, долго не попадаются другие животные. Почему? (Пленники оставили там пахучий след с сигналом: берегись! - феромон тревоги).
15. Заметив опасность, олени убегают обычно, подняв хвост и обнажив белое пятно, так называемое «зеркало» - своеобразный ориентир для спасающихся бегством собратьев. Но в лесной чаще этого сигнала недостаточно. Что ещё приходит на помощь следующим за спасшимся оленям? (На помощь приходят феромоны, находящиеся на большей части оленьего хвоста. Встречный поток воздуха обдувает поднятый хвост, усиливая испарения секрета с его поверхности, и за бегущим оленем тянется шлейф феромона тревоги).
ГОЛОВОЛОМКИ:
1. Хоботок бабочек служит им для питания - этот своеобразный видоизменённый рот скорее напоминает длинную трубочку.
2. Запах помогает животным находить пищу, отличать чужаков, предостерегает от опасности.
3. Сегодня известно более ста феромонов у одних только насекомых. Ими могут быть самые разные химические вещества.
4. Насекомые, поводя усиками, могут по запаху определить форму источника.
5. В запахе животного, словно в
паспорте, записана вся информация о хозяине: кто это, сколько ему лет, самец или самка...

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ж. «Юный натуралист», статья «Ода носам», Е.Солдаткин.
2. Ж. «Юный натуралист», статья «Письмо от рыси», Ю. Линник.
3. Ж. «Юный натуралист», № 4,90, № 7,87, статья «В мире невидимых струй или безмолвные сигналы», А. Тамбиев,...
4. книга «Я познаю мир»: рекорды животных. - М.: Астрель, 2002.


   
      

Дидактическая игра «ЧЕЙ КЛЮВ?" http://qoo.by/3Hkh

 
Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий