пятница, 1 декабря 2017 г.

"У КОГО КАКИЕ УШИ" вопросы, головоломки


"У КОГО КАКИЕ УШИ" 

вопросы, головоломки 
для закрепления знаний по теме экологического занятия для детей младшего и среднего школьного возраста 
в условиях дополнительного образования


(разные условия проведения занятия в игровой форме в документе "ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ",  "КТО С ЧЕЛОВЕКОМ ЖИВЁТ? ВВЕДЕНИЕ" и др. )

    


ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ ЖИВОТНЫХ, 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ «У КОГО КАКИЕ УШИ?»

УТВЕРЖДЕНИЯ:
1.     Уши зайца во время его сна бодрствуют, охраняют покой хозяина, как часовые, контролируют ночные шорохи. (ДА)
2.     Некоторые животные могут поворачивать уши под разными углами, улавливая звуки даже с противоположных сторон. (ДА)
3.     Слух суслика, находящегося в постоянном ожидании опасности от хищников, превосходит слух обыкновенного ежа, надёжно защищённого иголками. (НЕТ: суслик обитает в пустыне, на открытом пространстве, ведёт дневной образ жизни, для него главное значение имеет зрение, а слышит суслик звуки в 4000 Гц; ёж -       существо ночное, когда зрение не имеет большого значения, поэтому слух у него развит лучше, чем у суслика, он улавливает звуки, которые человеческому уху недоступны - 25000 Гц).
4.     Слон обмахивается огромными ушами для отпугивания кровососущих насекомых. (НЕТ, для охлаждения тела в жару)
5.     Длина клюва птиц связана с местом обитания. (НЕТ, с характером питания)
6.     Зарычит один лев, уши другого, который бродит в 2х с половиной километрах от него, уловят сигнал. (ДА).
7.     Песни горбатых китов собратья слышат за несколько тысяч километров. (НЕТ, за несколько сотен миль).
8.     У крота, ведущего подземный образ жизни, уши небольшие, а проход закрыт от попадания земли щёточкой из волосков. (НЕТ, у крота нет наружных ушей).
9.     У современных лягушек барабанная перепонка совсем не спрятана, располагается прямо по бокам головы, открыто. (ДА).
10.    Чарльз Дарвин, наблюдая за исполинскими черепахами, пришёл к заключению: они глухи. (НЕТ, через 85 лет, во второй половине XX века выяснилось: черепахи слышат. Многие виды черепах улавливают почти такие же слабые звуки, как и кошки).
11.    Немецкий учёный Эрнст Вебер не нашёл у рыб ни среднего уха, ни наружного, но предположил, что аналог уха человека у них - плавательный пузырь. Другие анатомы считали, что рыбы вовсе глухи. (НЕТ, Вебер оказался прав. Колебания плавательного пузыря передают внутреннему уху четыре пары соединённых между собой косточек, как и косточки среднего уха у млекопитающих).
12.    У сверчка три типа слухового аппарата: волоски на конце брюшка и под каждым из 6 коленок - улавливают звуки с близкого расстояния; мембраны в голенях передних ног - большая (тонкая), маленькая (потолще) - и слуховой гребень, их обязанность улавливать звуки с дальнего расстояния. (ДА)
13.    Пресноводная улитка слышит звуки, частота которых в 200 раз больше, чем у звуков, улавливаемых медузой. (ДА, у медузы ухо - это шар, с плавающими в нём камешками, у улитки - два таких шара).

ВОПРОСЫ:
1.     Зачем зайцу такие огромные уши? (Кроме улавливания звуков уши служат терморегулятором (охлаждение тела в жару): горячая кровь у зайца прогоняется через огромные уши, пронизанные капиллярами.)
2.     Кто обладает таким же способом охлаждения, как у зайца? (Лиса, тушканчик, слон)
3.     Крики врановых слышны за ... (1 км).
4.     Рёв крокодила слышен за... (1,5км).
5.     У волков, кошек и слонов, постоянно обитающих на суше ухо какое? (открытое, торчащее).
6.     У выдры, бобра, морских котиков, нерпы наружное ухо представляет собой ... (складку кожи с хрящиком, закрывающим слуховой проход мышцами при    нырянии).
7.     У дельфинов, усатых китов, которые не покидают моря, а также у крота есть уши? (нет, специальный клапан закрывает слуховой проход при необходимости).
8.     Что объединяет белку, обитающую в лесу, и суслика, живущего в пустыне? (дневные животные).
9.     Почему слух ежа, лисицы острее, чем у белки, например? (Ёж, лиса - ночные животные, охотящиеся в темноте).
10.    Самый острый слух из зверей у ... (медведя и домовой мыши - 80 тыс.Гц).
11.    Прекрасный слух у птиц ... (Сова, грач, скворец, попугайчики).
12.    Почему голубям и курам не нужен музыкальный слух? (не поют и кричат редко, живут рядом с человеком).
13.    Слышат ли черепахи, змеи и ящерицы? (да, по-разному).
14.    У какой лягушки самый хороший слух, более 15 тысяч Гц? (Лягушка-бык).
15.    У муравьёв уши где? (на усиках).
16.    У пчёл ... (на голове)
17.    У термита ... (как у сверчка: волоски на конце брюшка и под коленками; в голенях передних ног).
18.    У бабочки-совки ... (между грудью и брюшком).

РАЗМЫШЛЯЛКИ:
1.     Чем холоднее климат, тем короче конечности, массивнее тело, меньше уши. С чем это связано? (Благодаря этому, животное меньше страдает от холода. И, наоборот, в жарком климате удлинённые ноги способствуют хорошей теплоотдаче, спасают организм от перегрева)
2.     У выхухоли и выдры внизу в ухе пучок жёстких и длинных волос. Какое у них значение? (Эти волоски почти не смачиваются в воде и их так много, что они надёжная преграда для воды во время ныряния, к тому же у этих животных, ведущих и наземный и водный образ жизни, уши, при сокращении специальных мышц, надёжно закрывают проход в ухо).
3.     У пеночки-теньковки барабанная перепонка занимает около 8 кв. миллиметров. Домовая мышь, равная по размерам пеночке, имеет барабанную перепонку лишь около 3 кв. миллиметров. Зачем птицам нужна большая барабанная перепонка? (Чтобы слышать слабые звуки).
4.     Как вы думаете, почему у кур и голубей слух значительно хуже, чем у скворцов и волнистых попугайчиков? (Куры и голуби поют и кричат редко, поэтому отличают они один звук от другого, когда разница между ними большая).
5.     У квакши барабанная перепонка тонкая, а у озёрной лягушки прочная, гораздо толще, чем у квакши. В чём причина такого различия? (Толщина и площадь барабанной перепонки зависят от размера лягушки и от того, где она живёт. Квакша сама по себе маленькая, прыгает с ветки на ветку, с дерева на дерево. Барабанная перепонка у неё тонкая. Озёрная лягушка велика, к тому же часто ныряет в воду. И барабанная перепонка у неё больше и прочнее. Однако уши озёрной лягушки улавливают лишь низкие звуки, не больше 4000 Гц, а вот крикливая лягушка - 10000, леопардовая - 15000 Гц).
6.     Существуют рыбы, которые живут без плавательного пузыря, играющего у рыб роль уха. Есть ли слух у этих рыб? (Они слышат гораздо хуже, с помощью воздушных полостей, связанных с внутренним ухом).
7.     Рыбы, у которых есть веберов аппарат (четыре косточки) и плавательный пузырь, воспринимают более высокие звуки. Но есть ещё третий тип слухового аппарата у рыб. Что это? (Информацию вблизи источника звука улавливают чувствительные клетки, расположенные в каналах по бокам тела, - органы боковой линии).
        8. У златоглазки «уши» расположены на крыльях. Что они могут из себя представлять? (Передние крылья златоглазки испещрены жилками. Жилки, что похожи на лучи, идут сначала обычно, а потом вздуваются. Вздутия наполнены *        жидкостью и затянуты с одной стороны гофрированной мембраной. Златоглазка слышит даже ультразвуки. До 120 тысяч Гц.).
9. Ухо медузы не улавливает колебания с частотой выше 30 Гц. Но что собой представляет ухо медузы? (Шар с жидкостью, в которой плавают камешки. Камешки соприкасаются с нервными клетками. Дойдут колебания до шара, камешки передадут их клеткам.).

ГОЛОВОЛОМКИ:             
1.     Насекомые - существа маленькие, живут среди растений. Им крайне важны звуки: они слышны и днём и ночью, в густых зарослях трав, кустарников,
нагромождениях валунов или скалах.
2.     Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.
3.     Чем больше разница между длиной перьев, составляющих ухо у птиц, тем у них лучше слух.
4.     Самый совершенный слуховой аппарат среди всех современных рептилий у крокодилов.


        

ЛИТЕРАТУРА:
1. Ж. «Юный натуралист», № 8,

               
У КОГО КАКИЕ УШИ? проверочные вопросы на теоретическом занятии
1.     Крики врановых слышны за ... (1 км).
2.     Рёв крокодила слышен за ... (1,5км).
3.     Рык льва разносится на ... (2,5км).
4.     Песни горбатых китов собратья слышат ... (за несколько сотен миль).
5.     Орган слуха состоит из ... (наружного, среднего и внутреннего уха).
6.     У волков, кошек и слонов, постоянно обитающих на суше ухо какое? (открытое, торчащее).
7.     У выдры, бобра, морских котиков, нерпы наружное ухо представляет собой ... ‘        (складку кожи с хрящиком, закрывающим слуховой проход мышцами при нырянии).
8.     У дельфинов. Усатых китов, которые не покидают моря, а также у крота есть уши?         (нет, специальный клапан закрывает слуховой проход при необходимости).
9.     Что объединяет белку, обитающую в лесу, и суслика, живущего в пустыне? (дневные животные).
10.    Почему слух ежа, лисицы острее, чем у белки, например? (Ёж, лиса - ночные животные, охотящиеся в темноте).
11.    Самый острый слух из зверей у ... (медведя и домовой мыши - 80 тыс.Гц).
12.    Ухо птиц представляет собой ... (Перья; чем больше разница по длине перьев около слухового прохода, тем тоньше слух).
13.    Прекрасный слух у птиц ... (Сова, грач, скворец, попугайчики).
14.    Почему голубям и курам не нужен музыкальный слух? (не поют и кричат редко, живут рядом с человеком).
15.    Слышат ли черепахи, змеи и ящерицы? (да, по-разному).
16.    У кого из рептилий самый хороший слух? (у крокодилов).
17.    Что представляет собой ухо амфибий? (просто отверстие по бокам головы с барабанной перепонкой).
18.    У кого барабанная перепонка толще: у квакши или озёрной лягушки? Почему? (толще у озёрной лягушки: она ныряет в воду, где плотность воды и давление больше).
19.    У какой лягушки слух более 15 тысяч Гц? ( Лягушка-бык).
20.    Сколько слуховых аппаратов может быть у рыб? (три: боковая линия, плавательный пузырь, внутреннее ухо из косточек).
21.    Какие «уши» у сверчка? (волоски на конце брюшка и под каждым из 6 коленок - улавливают звуки с близкого расстояния; мембраны в голенях передних ног - звуки с дальнего расстояния).
22.    У муравьёв уши где? (на усиках).
23.    У пчёл... (на голове)
24.    У термита ... (как у сверчка: волоски на конце брюшка и под коленками; в голенях передних ног).
25.    У бабочки-совки ... (между грудью и брюшком).
26.    Самый хороший слух - до 120 тысяч Гц? (у златоглазки).
27.    Чем слышат медузы? (камешки в пузыре с жидкостью).
28.    Что помогает зайцу во время сна чутко реагировать на звуки? («не спящие» уши).
29.    Орган терморегуляции у зайцев, лис, слонов, тушканчиков? (большие уши).
30.    Как зависит от места проживания размер ног и ушей? (чем холоднее климат, тем короче конечности и уши)

 
ШПАРГАЛКА
Крики врановых слышны за 1 км.
Рёв крокодила разносится на 1,5 км.
Рык льва слышен за 2,5 км.
Песни горбатых китов слышно на расстоянии нескольких сотен миль.

Примеры звуковых частот,
слышимых животными:
Суслик —4000 Гц;
Белка - 8000 Гц;
Обыкновенный ёж - 25000 Гц;
Ушастый ёж - 40000 Гц;
Лисица - 65000 Гц;
Крыса - 70000 Гц;
Медведь, малый тушканчик, домовая мышь - 80000 Гц;
Соня - 90000 Гц;
Озёрная лягушка - 4000 Гц;
Крикливая лягушка - 10000 Гц; Леопардовая лягушка - 15000 Гц;
Гуппи - 2068 Гц;
Горчак - выше 4186 Гц;
Плотва - выше 7000 Гц;
Медуза — не выше 13 Гц;
Пресноводная улитка - 2600 Гц; Златоглазка - 120000 Гц;
ЧЕЛОВЕК - от 20 до 20000 Гц.

РАЗНЫЕ ВИДЫ «УШЕЙ»:
У рыб три типа слухового аппарата: Плавательный пузырь,
Веберов аппарат (4 пары косточек), Боковая линия (чувствительные клетки).


СВЕРЧОК: волоски на конце брюшка,
под каждым коленком,
мембраны на голенях передних ног.
(у муравья волоски - на усиках, антеннах;
у пчелы - на голове).

ЗЛАТОГЛАЗКА - вздутия, наполненные жидкостью и покрытые гофрированной мембраной, располагаются на жилках передних крыльев и улавливают звуки до 120 тысяч Гц - самый острый слух.

МЕДУЗА: «ухо» - шар с жидкостью, в которой плавают камешки.




ПТИЦЫ - ухо из перьев, складок кожи, валиков или клапанов, расположенных вокруг барабанной перепонки. Чем больше перьев и больше разница между длиной перьев - тем острее слух.

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ


А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий