среда, 13 декабря 2017 г.

"ЖИВОТНЫЕ ВЯТСКОГО КРАЯ" интеллектуальная игра

"ЖИВОТНЫЕ ВЯТСКОГО  КРАЯ" 

интеллектуальная игра 

для закрепления и проверки знаний о классификации и приспособленности животных 
для детей младшего и среднего школьного возраста 
в условиях дополнительного образования 
Интеллектуальная  игра по закреплению знаний
О КЛАССИФИКАЦИИ И ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ  ЖИВОТНЫХ ВЯТСКОГО КРАЯ

ЦЕЛЬ: повторить, закрепить знания детей 2го года обучения о разнообразии, приспособленности, взаимозависимости, классификации животных на примере животных Вятского края /к теме "Животные Вятского края"/.

ЗАДАЧИ: 1/ закрепить знания об основных признаках классов;
2/ вспомнить с 1го года обучения виды приспособленности животных /строение тела, защитная окраска, способы питания/;
3/ проследить взаимозависимость животных в экосистеме;
4/ вспомнить значение терминов: "пищевая цепочка", "холоднокровность»,  "млекопитающие", "зимующие", "рептилии", "амфибии”, "экосистема",...

МЕТОДЫ: игровой, самостоятельная работа, иллюстрационный.

ПРИЕМЫ: сравнение, наблюдение, обобщение, вопросы, индивидуальные задания, работа с карточками, наглядная демонстрация животных, взаимопроверка, самостоятельный выбор, постановка проблемы, смена деятельности.

ФОРМЫ работы: индивидуальные задания, групповая, коллективная работа.

НЕОБХОДИМЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
-       картинки животных Вятского края и других стран /звери, птицы, амфибии, рептилии, насекомые, рыбы/,
-       таблички с написанными основными признаками классов /"шерсть”, "чешуя", "молоко", "яйцо",.../,
-       номерки от 1 до 18,
-       таблички с надписями классов животных: звери, птицы, амфибии, рептилии, насекомые, рыбы,
-       таблицы "Приспособленность животных», "Животные защищаются”,
"Классификация "Царство животных", "Амфибии", "Рептилии", "Птицы Вятского края",
-       плакат с картинками участников пищевых цепочек.

ХОД ИГРЫ:
Ребята! Сегодня мы с вами в форме интеллектуальной игры вспомним основные признаки классов животного мира и виды приспособленности животных на примере представителей нашей вятской фауны. Что включает в себя слово "Фауна"? /животный мир/.   
    
1.     Перед началом игры предлагаю ознакомиться с содержанием плаката,  которое может пригодиться вам в ходе игры.

2.     А теперь прошу всем взять по одному номерку.
У кого номерки с цифрами 1,2,3, сядьте за стол с табличкой "Звери".
        4,5,6,        "Птицы".
        7, 8,9,       "Рептилии".
        10,11,12    "Амфибии".
        13,14,15    "Насекомые".
        16,17,18    "Рыбы".

3.     Запомните своих партнеров и подойдите к центральному столу. Здесь разложены картинки животных. Выберите из них представителей вашего класса /в соответствии с табличкой на вашем столе/, но только обитающих в нашим крае.

4.     Покажите всем свой выбор. У кого-то есть лишние? Посмотрите у других групп. На столе осталось ещё несколько картинок /слон, страус, анаконда, богомол, лягушка-бык, акула/. Почему вы их не взяли? Верно: они в наших краях не обитают.

5.     Сейчас на центральном столе таблички с основными признаками классов. Подойдите, пожалуйста, по одному представителю "класса", выберите таблички, соответствующие вашему "классу", можно пользоваться подсказкой своей команды. Время ограничено, 3 минуты.

"Звери": шерсть, молоко, живорождение, усы, большие уши, гнездо, теплокровность, лапы, хвост, когти, нора, дупло, резцы, клыки, детеныши, берлога, зимняя спячка,..

"Птицы": перья, клюв, две ноги, когти, лапы, яйца, теплокровность, гнездо, дупло, птенцы, полые /пустые/ кости, крылья, перепонки, хвост, скорлупа,.... 

"Рептилии": чешуя, холоднокровность, панцирь, перепонки, лапы, яйца, скорлупа, хвост, гнездо, зимняя спячка,...

"Амфибии": слизь, икра, лапы, холоднокровность, голая кожа, перепонки, хвост, зимняя спячка, жабры, головастики, вода....

"Насекомые”: усы-вибриссы, уши на ногах, насечки, яйца, личинка, куколка, хитин, крылья, зимняя спячка, перепонки на крыльях, 6 ног, вода,... 
"Рыбы": плавательный пузырь, чешуя, плавники, жабры, хвост, икра, мальки, боковая линия, люминесценция, нерест, вода....

К зверям подходит слово "яйцо"? Есть звери, откладывающие яйца?
Утконос и ехидна откладывают яйца, но кормят своих детенышей молоком, как млекопитающие, звери. Поэтому эти существа относятся к млекопитающим яйцекладущим.

6.     "ЗВЕРИ", покажите свои картинки и таблички. Остальные ребята, согласны ли вы с выбором "зверей"? Может какого-то признака не хватает или есть лишние? Объясните. Зачем он, этот признак, нужен зверям?
А теперь "ПТИЦЫ": .......

7.     Подведем итог. Основным, не повторяющимся, признаком каждого класса является:
-       "Зверей" - шерсть, молоко,
-       "Птиц" - перья, полые кости,
-       "Рептилий" - чешуя, панцирь,
-       "Амфибий" - голая кожа, слизь,
-   "Насекомых" - сегменты, превращение гусеницы, куколки, 6 ног, хитиновое покрытие, уши на ногах у некоторых, несколько пар глаз, ушей, беспозвоночные,
-       "Рыб" - плавательный пузырь, плавники, несколько способов слуха.

Почему второе название зверей - млекопитающие? /"млеко" - молоко, выкармливание детенышей молоком/.
-       
Второе название амфибий - земноводные. Что это означает? /Связь с воздушной и водной средой: жизнь на суше, размножение - в воде/.   
-       
Что означает слово "насекомое"? /тело насечено на отдельные части/.

8.     Внимательно послушайте загадки о животных. Отметьте слова, обозначающие приспособленность животного к среде обитания. Подсказка - таблица "Приспособленность животных".
1/ Серый зверек через кочки скок! /Заяц, маскировочная окраска, прыгучесть/
2/ Зимой беленький - летом серенький. /Заяц, маскировочная, меняющаяся сезонная окраска/.
3/ Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы - уши больше головы. /Заяц, большие уши улавливают более слабые звуки, способ защиты/.
4/ Хвост пушистый, мех золотистый,
В лесу живет, в деревне кур крадёт. /Лиса, хвост пушистый помогает перезимовать - лиса спит на снегу, свернувшись клубком и укрывшись хвостом/.
5/ Зимой спит, летом ульи ворошит. /Медведь, способ "перезимовки" /анабиоз/.
6/ Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец,
Ходит смело и легко, рога раскинув широко. /Лось, рога - способ защиты от врага/
7/ Наткет, наплетет, сядет и добычи ждет. /Паук, паутина - приспособление к охоте/.
8/ Маленькая, легенькая, а за хвост не поднимешь. /Ящерица отбрасывает хвост в случае опасности - способ спасения/
9/ Словно елка, весь в иголках. /Ёж, способ защиты, укрытие/.
10/ Озорной мальчишка, в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи собирает. /Воробей - смелый, с маскировочной окраской, синантропностъ - близость к человеческому жилью, помогает выжить, перезимовать/.
11/ На поляне возле елок дом построен из иголок.
За травой не виден он, а жильцов в нем миллион. /Муравьи маленькие, но коллектив и распределение обязанностей помогает им выжить, противостоять врагам, строить целые муравьиные города и т.п./
12/ Плотник с острым долотом строит дом с одним окном. /Дятлу крепкий клюв помогает  добывать пищу из древесины и строить дупло/.

9.     Вспомнили мы несколько видов приспособленности животных к выживанию.
Кто, по-вашему, из обитателей "Живого уголка" является представителем фауны нашего края? /хомяки, мыши, крысы, голуби, хонорик, хотя и не существует в природе в чистом виде, но он ближайший родственник хорька, он помесь хорька и норки/.

Задание: выяснить - какие у этих животных есть приспособления для
выживаемости в природе. На выполнение этого задания - не больше пяти минут.
По своему желанию можете действовать группой или по одному: возьмите бумагу, ручку, выберите животное для наблюдения, подойдите к клетке, внимательно рассмотрите внешний вид, повадки, наличие гнезда, укрытия и т.д.

Перечислите на листочке формы приспособленности этого животного.

Мыши: теплокровность, шерсть, покровительственная окраска, цепкий хвост, подвижность/юркость/,расплющивающееся тело, плодовитость, хорошее зрение и слух, замирание, коготки, снимающаяся шкурка с хвоста у мышат, сильное чувство материнства,...

Крысы: теплокровность, покровительственная окраска, всеядность, выносливость, коллективизм, крепкие зубы, цепкий с жёсткими щетинками хвост, прекрасные зрение и слух, сообразительность, прекрасная память, агрессивность, смелость, материнство,...

Хомяки: теплокровность, покровительственная окраска, агрессивность /неожиданное нападение первым при опасности/, отсутствие хвоста, хорошие зрение и слух, защечные мешки, запасливость, чистоплотность, зимняя спячка, …

Голуби: теплокровность, покровительственная окраска, стайность, семейное  выкармливание  птенцов, синантропность,..

Хонорик /хорьки и норки в дикой природе/ - покровительственная окраска, "обтекаемая” форма тела, змееподобность, короткие лапы, мощные челюсти, крепкие зубы и когти, прекрасные зрение и слух, способность лазать по деревьям и под снегом, латентный период /замирание беременности до более благоприятного периода для рождения и выращивания потомства/.

Ребята отчитываются о результатах своих наблюдений, остальные дополняют.

10. Чьих следов мы не увидим зимой на снегу? /перелетных птиц и зверей, впадающих в состояние анабиоза /замедления всех жизненных процессов/ -спячку: медведя, сурка, ежа, а также мы не увидим амфибий и рептилии - почему?
/они холоднокровные, т, е. с понижением температуры окружающей среды понижается и температура тела этих животных, замедляются все процессы в организме/, к тому же зимой нет основного корма амфибий и рептилий - насекомых, по этой же причине улетают в теплые края и птицы, питающиеся насекомыми./ А почему насекомых нет зимой? /холодно, нет растений/.

Суровое время - зима! Но вот странность: к нам на зимовку прилетают птицы. Какие? /клесты, снегири, свиристели/. Чем же пpивлекает их наш край зимой? /К зиме созревают ягоды рябины - любимый корм снегирей и свиристелей, и еловые и сосновые шишки, семенами которых питаются сами и выкармливают птенцов клесты/.

Что же все-таки помогает животным пережить зимний период? /мех, пушистый хвост, коллективизм    в охоте и защите от врагов и холода, запасы, кладовки, синантропность, миграции зверей и перелеты в теплые края птиц, копыта, рога, когти, сообразительность,.../

11.    Самое важной условие для выживаемости всех живых существ /наравне с возможностью дышать/ - наличие пищи, источника энергии. Как вы знаете ж-е делятся не только на классы, но и по типу добывания пищи: плотоядные /хищники/ растительноядные, насекомоядные и т.д.
Покажите, пожалуйста, на плакате с помощью фломастера несколько пищевых цепочек. Кто желает? Хорошо! У кого ещё есть варианты? Подходите к доске.

Если мы уберем какое-то звено в пищевой цепи, например: комара, что произойдет? /станет меньше рыб в реках, питающихся личинками комаров; птицам, питающимся рыбой, не станет хватать корма; не достанется "лакомого кусочка", например,  из водоплавающих птиц, хищным птицам и хищным зверям.
Сократится численность мышей, и последствия не заставят себя ждать. Всё в природе взаимозависимo и взаимосвязано.

12.    Итак, какие виды приспособленности вы можете назвать? /защитная окраска, меняющаяся сезонная окраска, расчленяющая окраска, мимикрия, коллективизм, симбиоз, хвосты, лапы, уши, осязание, способность делать или иметь укрытия, материнство, обучаемость, разнообразие вкусов, ярусность обитания и т.п/
С основными представителями отряда хищников Вятского края мы уже познакомились.

13. Со следующего занятия        будем знакомиться с представителями травоядных, грызунов, насекомоядных...

14. Понравилась ли вам ваша работа? Что было самым трудным на сегодняшнем занятии? Попробуйте оценить свою работу по ”5" балльной системе!

15. Знаете ли вы какие-либо подвижные игры, герои которых - звери нашего края? /"кошки-мышки", "пчелы и медведи", "мышеловка”.../
Выберите игру, обговорите правила. И... играйте!

3ВЕРИ

ПТИЦЫ

РЕПТИЛИИ

АМФИБИИ

РЫБЫ

НАСЕКОМЫЕ



 "ЖИВОТНЫЕ ВЯТКИ" конкурс-эрудицион https://urlid.ru/b7zl
«Животные Вятского края» Интелл.игра https://urlid.ru/b7zm
"ЗВЕРИ ВЯТСКОГО ЛЕСА", ребусы https://urlid.ru/b7zn
"Правда ли что..." Дидактическая игра о животных Вятского края https://urlid.ru/b7zo

       

Занятие по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ


А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb


Комментариев нет:

Отправить комментарий