суббота, 14 октября 2017 г.

«ПЕСНИ 70-Х ЛЕТ. ЧАСТЬ 1. » (Литературно-музыкальная композиция) Сценарии мероприятий для людей пожилого возраста

Фото из интернета
«ПЕСНИ 70-Х ЛЕТ. ЧАСТЬ 1. »
(Литературно-музыкальная композиция)

ЦЕЛЬ: развитие познавательного интереса, общительности, двигательной активности.

(Информация из интернета. Лидия Иванова "Советская песня")

Содержание / Игра
Фонограмма / Реквизит
1
           В 70-е  годы заметно расширился спектр доверяемых песне человеческих переживаний. На передний план выступают моменты, отражающие потреб­ность человека в самопознании, осмыслении опыта прожитых лет, отношений личности с окружающим миром.
            С особенной настойчивостью подчеркивается в песне мысль о взаимосвязи времен — близкого или далекого прошлого с на­стоящим. Не случайно песенная панорама 70-х годов буквально пронизана темой памяти. Сказывалось влияние литературы и искусства современности, поднимавших эту тему с остротой наболевших нравственных проблем. Многие из них выступают в ореоле рево­люционной романтики.   Таковы «Товарищ» (композитор О. Иванов обратился к стихам А. Прокофьева, на­писанным в 20-е годы).
«Товарищ» 
2
            Память как опора и чуткий ориентир сознания, стремящегося постичь связь поколений и судеб, — такой предстает она в песнях 70-х годов. Об этом свидетельствуют песенные образы, основанные на перекличке времен. Как пример - «Погоня» Я. Френкеля — Р. Рожде­ственского (из кинофильма «Новые приключения Неулови­мых»).
«Погоня» 
3
          Повышенный эмоциональный тонус отличает песни-баллады. Их герои — родом из революции и гражданской войны. В устах этих героев революционные идеалы звучат позывными мужества, чести, долга. Экспрессия и динамическая устремленность свой­ственны песне Пахмутовой — Добронравова «И вновь продолжается бой».

4
        В медленном маршеобразном движении разворачивается монолог «Товарищ Песня» (И. Шамо — Р. Рождественский). Яркий образ найден поэтом: слово «товарищ», обращенное к памяти, сердцу, времени, призывает их стать свидетелями и со­юзниками в борьбе за правду. Отрывок из комсомольской балла­ды «Там, вдали за рекой», звучащий во вступлении, задает эмо­циональный тон.
«Товарищ Песня» 
5
«Белые и чёрные слова»
Все стоят или сидят в кругу. Один из участников держит мячик. Поёт строчку из песни или куплет, в котором есть «белые» слова: белый, белое, белеет и т.п. Пропев строчку, бросает кому-либо мячик. Тот должен спеть строчку из песни с «чёрными» словами: чёрный, чернеет и т.п. Кидает мяч следующему, тот поёт строчку с «белыми» словами и так слова чередуются: «белые» - «чёрные». И так пока не закончится фантазия, или пока не пропоют все участники.
Мячик
6
             Своеобразную страницу составили песни про сверстников — представителей одного поколения. Показательно, что зарожде­ние этой песенной разновидности (у истоков ее, напомним, стоит написанный еще в начале 50-х годов «Школьный вальс» Дунаевского — Матусовского.
7
           Содержание популярной песни 60-х годов «Мальчишки» Островского — Шаферана совпало с утверждением в нашей жизни традиции встреч бывших одноклассников.  
«Мальчишки» 
8
         О том, как сама жизнь предъявляет экзамен на зрелость бывшим выпускникам, говорят «Обычная история» (Саульский — Шаферан), «Там, вдали за рекой» (Ба­баджанян — М. Пляцковский), «Молодо-зелено» (С. Томин — Шаферан) и многие другие песни этих лет. Как правило, им присущ ностальгический характер.
«Обычная история» 
9
Острый эмоциональный на­кал внесла в эту тему песня «Как молоды мы были» (Пахмутова — Добронравов). Пронзительная грусть неизбежного расста­вания с молодостью озарена здесь верой в истинность юноше­ских идеалов.
«Как молоды мы были»
10
«Нарисуй портрет!»
Все встают лицом в круг. Им на спину крепится лист А4 и выдаётся фломастер. Все поворачиваются в затылок друг другу. Под фонограмму «Я тебя рисую», Яак Йоала, все пританцовывают, идут по кругу и на листке идущего впереди рисуют портрет. Музыка смолкает и вновь продолжается, все разворачиваются и рисуют на спине другого -  впереди идущего. По окончании песни листы снимаются, обмен мнениями о таланте художников.
Альбомные листы – 15-20,
Фломастеры, столько же

Трек:
«Я тебя рисую», Яак Йоала

11
В песнях-воспоминаниях о Великой Отечественной войне па­мять пролегла через несколько мирных десятилетий. Мысли и чувства, властвующие на встречах бывших фронтовиков. Торже­ство празднований Дня Победы, соединенное с болью и горечью утрат поколения 40-х годов. Все это отчетливо слышно в песнях «Нам нужна одна победа» (слова и музыка Окуджавы), «На всю оставшуюся жизнь» (Баснер — слова Б. Бахтина и Н. Фоменко), «Бери шинель» (В. Левашов — Окуджава).
«Нам нужна одна победа»
12
К военным судьбам рядовых фронтовиков, каких в те годы были миллионы, обращены повести «А зори здесь тихие» Б. Васильева, «Безымянный солдат» А. Рыбакова, «Обелиск» В. Быкова и многие другие произведения «военной прозы» по­следних десятилетий. Они посвящались памяти солдат и офицеров, павших безымянными на поле боев, как принято было го­ворить в войну, «местного значения». Эпизоды именно таких боев воскрешают песни, созданные в 70-е годы. Это негромкий рассказ о гибели взвода, маленький реквием в ясных мажорных красках «У деревни Крюково» (Фрадкин — Островой). Или драматический монолог «Горячий снег» (Пахмутова — М. Львов).
«У деревни Крюково» 
13
Мысль о неповторимости каждой жизни, отданной за Побе­ду, заостренная военной прозой и кинематографом современности, красной нитью прошла и через песню. Одним из самых ярких ее воплощений стал образ безымянного солдата в песне Фрадкина и Р. Рождественского «За того парня». Тема памяти раскрыта в ней через монолог нашего молодого современника.
          «Я сегодня до зари встану» - От начала до конца песня насыщена неослабевающим напряжением. Примечательно, однако же, что мелодия не содержит ни одного из тех оборотов, которые присущи героической песенности.
«За того парня»
(«Я сегодня до зари встану»)
14
В сотнях песен времен Великой Отечественной войны повторяется слово «победа». Сколько же понадобилось испытаний и дорог, чтобы обрести право писать это слово с большой буквы. Именно таким предстает оно в песне «День Победы»  Д. Тухманова на стихи Харитонова.
Ее огромную популярность можно объяснить на редкость удачным совпадением традиции и новаторства, всегда отли­чающим песни-открытия. Композитор так рассказывает о ее замысле: «...захотелось сделать эту песню в жанре старинного русского марша, ибо именно такую музыку разносили духовые оркестры, когда в сорок первом провожали на вокзальных перронах бойцов, когда в сорок пятом их встречали... Наверное, по всей стране звучали тогда старинные марши, вальсы... Думаю, что именно эти ассоциации, заложенные в песне, и вызывают к ней особые чувства...».
«День Победы» — это марш-воспоминание, соединивший в себе черты традиционных российских духовых маршей с черта­ми современных песен-монологов.
15
«Ассоциация в названии песни».
1)    В названии этой песни – представитель растительного мира, и его название образовано из двух понятий: чёрный и зловредное насекомое, очень кусачее осенью. («Черёмуха»)
2)    В названии следующей песни – з слова: первое – дерево, плоды и цветы которого  часто упоминаются в песнях и весной, и зимой, и осенью и в августе, третье слово характеризует сезонное состояние этого дерева. («Яблони в цвету») 
3)    В названии этой песни – жалоба на невыносимое физическое? страдание то ли тела, то ли души. («Больно мне, больно»)
4)    В названии этой песни отражено понятие, когда нельзя посягать на не своё начало совместной жизни. («Чужая свадьба»)
5)    В названии – понятие возраста и сооружения, где берут своё начало все хлебо-булочные изделия. («Старая мельница»)
6)    В названии подсказка-совет – если хочешь что-то узнать о своей милой, обратись за помощью к деревьям. («Я спросил у тополя»)
7)    В названии - ласковое слово, то ли ягода, то ли птица… («Малиновка»)
8)    В названии звучит сожаление, укоризна – негоже сдерживать свои эмоции и желания, надо бы их озвучивать для взаимопонимания. («Хочешь, но молчишь»)
Жетоны
«Черёмуха»
«Яблони в цвету» 
«Больно мне, больно»
«Чужая свадьба»
«Старая мельница»
«Я спросил у тополя»
«Малиновка»
«Хочешь, но молчишь»
16
Лирико-патриотические монологи вслед за многими песнями 60-х годов воспевают родину в поэтических символах.
Одна из лучших и популярнейших песен 70-годов — «Березовый сок» (Баснер — Матусовский). Ее поэтический образ, пронизанный глубокой нежностью и печалью, построен на тон­ко найденной параллели: живительная сила, поднимающаяся от земли, корней — и слезы берез.
17
           Об истоках всеобщего и вместе с тем такого сокровенного чувства, каким является патриотизм, говорит и другая, широко известная песня — «Гляжу в озера синие», прозвучавшая музы­кально-поэтической эмблемой в телевизионном сериале «Тени исчезают в полдень». Ее авторы — композитор Л. Афанасьев и поэт Шаферан.
«Гляжу в озера синие»
18
«Беловежская пуща» (Пахмутова — Добронравов) поет не только о любовании земной красотой. Наполненная чувством пронзительной тревоги, она призывает к гуманности, к защите всего живого. Это сочинение является, в сущности, первым пе­сенным отзывом на экологические тревоги современности. Не­обычен ее жанровый облик, несущий сочетание лирического гимна и молитвы.                 
Близость к народно-песенной основе обнару­живает мелодический язык песен «Я люблю тебя, Россия» (Тухманов — М. Ножкин), «Родина моя» (Б. Терентьев — Евтушенко), «Я люблю свою землю» (Е. Птичкин — Харитонов), пополнившие страницы патриотической лирики.
19
Обладатели жетонов делятся своим мнением: я не люблю, когда…

20
Ретродискотека.
«Малиновка», трек 15е.
ВИА «Самоцветы» «Лето», «Молодо-зелено»
Сергей Беликов ВИА «Пламя» «Розовые розы»


Продолжение следует. На следующей встрече – будем снова вспоминать песни 70-х лет.


 Несколько сценариев Вы можете найти в рубрике «Сценарии СОВЕТСКАЯ ПЕСНЯ» http://qoo.by/U0Y

Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Все разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v
Несколько сценариев разнообразной тематики в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Все сценарии опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание на моём блоге в рубриках:    
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 
  И в других рубриках.

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy

2 комментария:

  1. Спасибо огромное за такой титанический, но очень нужный труд. Пользуюсь и очень нравится. Еще раз СПАСИБО!

    ОтветитьУдалить
  2. Очень приятно - бальзам на душу. Заходите ещё.

    ОтветитьУдалить