Информация для занятия о растениях
из книги «Я познаю мир. Растения. Энциклопедия для детей». М.: АСТ, 2009.
(Страницы отксерокопированы и обработаны программой FainReader), проверочные вопросы по занятию.
ЗАНЯТИЕ 1.
ПЛАКАТ:
КАК РАСТЕНИЯ ПРЕДСКАЗЫВАЮТ ПОГОДУ?
Непогода никогда не застанет врасплох наблюдательных
знатоков растений: они вовремя предупредят о приближающемся ненастье.
·
Заметил, на траве ранним утром блестит
роса — смело отправляйся в поход или просто на прогулку: дождя не будет.
·
Навстречу ясному погожему дню широко
раскрываются венчики полевого вьюнка, беленькие невзрачные цветочки мокрицы,
яркие желтые ноготки (календула).
·
Дождь также маловероятен, если перистые
листья папоротника-орляка закручиваются книзу.
·
Но берегись дождя, если белая кувшинка,
полевой вьюнок, мальва, клевер, одуванчик, фиалка закрыли венчики своих
цветов.
·
О близком ненастье предупредят и поникшие
листочки акации, клевера. Поникает перед дождем и ботва моркови. Перед дождем
на краях листьев клена и каштана выделяются капельки воды. «Плачут» водные растения
— камыш, стрелолист, частуха, ежеголовник. А кислица складывает свои изящные
тройчатые листья.
·
Предчувствуя приближение дождя, сильно
пахнут жимолость, сирень, левкои, душистый горошек, петунья.
·
Листья деревьев показывают свою изнанку
— дождь близко.
·
У сорванного хвоща перед дождем на
стебле появляются капельки сока. А шишки репейника перед дождем расправляют
крючки.
Растения могут рассказать
нам и о погоде на много месяцев вперед.
·
Замечено, что большой урожай рябины — к
холодной зиме, а много желудей на дубе — к теплой.
·
Если бурьян вырос очень высоким — зимой
будет много снега.
·
Осенью расцвели шиповник, одуванчик,
горох на грядке — к долгой теплой осени.
·
Мягкую зиму обещает урожай щавеля, а
если много полевого осота — зимой будет холодно.
·
А вот если подзадержались в лесу грибы,
вспомните: «поздний гриб — поздний снег», не скоро еще земля покроется пушистым
белым покрывалом.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ ПО РАСТЕНИЯМ?
В ясную и солнечную погоду, отправляясь
на прогулку, не обязательно брать с собой часы: их могут успешно заменить цветущие
растения, на которые вы порой не обращаете внимания — настолько они привычны и
знакомы. Они позволят вам достаточно точно (с интервалом в 1—1,5 часа)
определить время.
Известно, что каждое растение «засыпает»
и «просыпается» в определенное время суток. Раньше всех — в 4 часа —
раскрываются цветы цикория и шиповника, в 5 ч — мак, в 6 ч — полевая гвоздика и
одуванчик, в 7 часов «просыпаются» колокольчик и огородный картофель, в 8 ч —
вьюнок, мокрица и бархатцы, в 9—10 ч — календула, мать-и-мачеха. Некоторые
цветы раскрывают свои венчики, наоборот, ночью: в 20 ч развертывает цветки
душистый табак, в 21 ч — горицвет и ночная фиалка.
Так же в определенное время и закрываются
цветы. В 13—14 ч смыкает венчики картофель, в 14—15 ч — мак, в 16—17 ч — календула,
в 17—18 ч — мать-и-мачеха, в 18— 19 ч — лютик, в 19—20 ч — шиповник.
Определяя время по «живым» часам, следует
помнить, что в пасмурные дни и перед переменой погоды (см. «Как растения предсказывают погоду?»)
они могут и обмануть. Так, перед дождем закрывают цветки ноготки и лютики.
Раскрывание и закрывание цветков зависят
от многих условий: от времени восхода и захода солнца, от географического
положения местности. Советуем вам, ребята, провести предварительные
наблюдения, прежде чем определять время по цветочным часам.
***
Попробуйте представить себе, что из нашей
жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей
на улице, нет крапивы у забора, пропали одуванчики и подорожник, торчавшие у
края асфальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без
старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с
вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей,
которые хранились в нем. Нет больше деревянных шкафов, в которых хранилась
одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага?
Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой
обуви.
Но это еще не самое страшное. Что было бы,
если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы жить — воздуха, кислорода? Ведь именно растения вырабатывают
кислород, и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосфера — воздушная
оболочка, без которой невозможна жизнь.
Ученые насчитали на планете около 500
тысяч видов растений. Но эта цифра может и уменьшиться. За миллион лет исчезли
различные виды растений, потому что менялся климат и вместо единого материка — Гондваны — образовались современные части
суши: Азия, Африка, Австралия, Южная и Северная Америка, но на Земле
сохранились и живые ископаемые, такие, как гинкго, водяная водная планера, и
их потомки.
В течение двух-трех последних столетий
растительность на планете стала изменяться из-за бурной и не всегда разумной
деятельности людей. Если у дерева прочная, не гниющая древесина, такая, как у новозеландского каури, — его жизнь под угрозой. В течение веков женьшень
считался лекарством от всех болезней — и вот его уже почти невозможно
отыскать в диком виде. В подмосковных лесах почти не стало ландышей, дети не знают, как выглядит любка, или ночная фиалка. Люди рвут, уничтожают растения, не задумываясь, что
будет потом, или потому, что ничего не знают о них.
Мы поговорим о некоторых, самых интересных, на наш
взгляд, растениях. Может быть, вы и видели их, но не замечали, потому что не
знали о них ничего. О других вы слышали, видели, но не представляете, как они растут. Это, например, многие
пряности. Может быть, вы,
прочитав книгу «Я ПОЗНАЮ МИР. РАСТЕНИЯ.», узнаете о растениях, о существовании
которых и не подозревали. Пусть это будет ваше маленькое открытие.
Прекрасные иллюстрации с кратким описанием
растительного мира в книге «Энциклопедия. Естествознание», Москва, 2002г.
Интерес к миру растений появился уже у
первобытного человека. В те времена, чтобы выжить, необходимо было уметь распознавать
виды растений, отличать съедобные от несъедобных. Сейчас мы не настолько
зависим от познаний в БОТАНИКЕ, а
именно так называется наука,
изучающая мир растений. Но оглянитесь вокруг и увидите, что мы активно
используем растения в повседневной жизни: одежда из растительных волокон,
растительная пища, лекарства из растений, духи, мыло, шампуни и т. д. И в
каждом доме, наверняка, есть хотя бы одно растение, украшающее интерьер.
Какие же отличительные черты у той части
живой природы, которую изучает ботаника? Растения, сильно различающиеся между
собой размерами и внешним видом, имеют одно общее отличие от животных — способ
добывания пищи. Из-за того, что они, как правило, не способны перемещаться в
пространстве, кажется, что в мире растений ничего не происходит. Но это
впечатление обманчиво. Отсутствие движения не означает отсутствия жизни.
Большинство растений самостоятельно производят пищу на специальных
"фабриках", находящихся в листьях, добывая "сырье" из
воды, почвы, воздуха и даже солнечного света.
Побочным продуктом жизнедеятельности
растений является кислород. Он необходим животным и человеку. Если бы растения
не поглощали углекислый газ и не выделяли кислород, то все животные на Земле
умерли бы от удушья. Таким образом, растения играют важнейшую роль в очищении
воздуха, которым мы дышим.
Кроме того, человек использует растения
как украшения интерьера дома. Люди с древнейших времен выращивали растения
для украшения своих домов и садов. Но, выбирая живой интерьер, необходимо
изучить его свойства, чтобы быть уверенным, что сможешь ухаживать за ним, а
также чтобы не ошибиться и не принести в комнату ядовитое растение.
Итак, ботаника рассматривает живые
организмы — растения, которые являются важнейшей частью природы и изучение
которых не только интересно, но и полезно, поскольку они занимают важное место
в нашей жизни.
ЧТО ТАКОЕ РАСТЕНИЕ?
Так и хочется ответить на этот вопрос:
растение — это то, что растет. Это, конечно, не научный ответ, но одну из
важнейших черт всех растений вы угадали правильно. Растение постоянно
увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и
корней, делятся постоянно, они работают в течение всей жизни растения.
По опыту мы знаем: достигнув определенной
толщины, дерево перестает расти. Но такое ограничение жизненного пространства
растению не выгодно: клетки камбия все равно делятся, хотя могут и надолго
замирать.
Все растения имеют сходные приспособления
для питания. Они всасывают минеральные вещества из водных растворов. Чем больше
ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.
Растения, в отличие от животных, малоподвижны.
Они могут передвигаться, но иным способом. Лианы обвивают опоры и иногда
«перелезают» с одного места на другое. Подсолнух поворачивает свой цветок вслед
за солнцем. Цветок раскрывает и закрывает свои лепестки. Но большинство растений
живет на одном месте всю свою жизнь (а это иногда сотни и даже тысячи лет, как
секвойя).
Но главное отличие растения от всего
живого, главное его предназначение на Земле — это способность к фотосинтезу. В
процессе фотосинтеза при взаимодействии солнечного света, воды и углекислого
газа образуются кислород и сложные органические вещества, такие, как белки и
нуклеиновые кислоты. Фотосинтез совершается только днем, при солнечном свете,
в каждом зеленом листе, травинке и даже в водорослях, плавающих в толще воды
в океанах или прикрепленных ко дну. К фотосинтезу способны все организмы,
содержащие зеленый пигмент хлорофилл и группу желтых пигментов каротиноидов.
Жизнь на Земле обеспечивается действием
Солнца на растения суши и океана.
Но и после своей гибели растения продолжают
поддерживать жизнь на Земле. Разлагаясь, остатки растений выделяют углерод,
который в виде углекислого газа поступает в атмосферу. При разложении
образуется также вода. Эти элементы вновь используются новыми поколениями
растений.
Отмершие растения за тысячелетия образовали
и почву, и полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть. В процессе эволюции
образовался и мир животных, который существует исключительно благодаря
жизнедеятельности растений.
Большинство современных ученых считают,
что планета Земля сформировалась немногим ранее четырех с половиной миллиардов
лет назад. Самые ранние остатки вымерших организмов найдены в породах, имеющих
возраст 3,8 миллиардов лет. Первыми обитателями Земли были бактерии-анаэробы,
то есть они не использовали для дыхания кислород, которого еще не было в
атмосфере.
Считают, что впервые процесс фотосинтеза
стал идти в бактериях. Фотосинтез — это важнейший природный процесс, когда при
взаимодействии солнечного света, воды и углекислого газа образуется
органическое вещество и свободный кислород.
Первые простейшие одноклеточные водоросли
и грибы появились около 2 миллиардов лет назад. Их остатки найдены в отложениях
протерозойской эры на территории Гренландии и Канады. В то же время появились
и первые многоклеточные растения. Развитие жизни на Земле, появление и растений
и животных, были тесно связаны с процессом фотосинтеза.
Ученые считают, что сине-зеленые водоросли
(это их название, а не просто обозначение цвета) и грибы — первые представители
растительного мира на Земле. Это низшие растения.
Более 2 миллиардов лет назад первые наземные
растения напоминали мхи, которые мы можем видеть сейчас в сырых тенистых
местах.
Около 400 000 000 лет назад возникли более
сложные растения. Они напоминали современные папоротники. Папоротники первыми
имели корни, стебель и листья. Это признаки высших растений.
Ко времени появления динозавров Земля уже
была покрыта лесами. Эти растения размножались семенами.
Сосны и другие хвойные деревья появились
позже, 300 000 000 лет назад. Эта группа деревьев включает в себя
многочисленных представителей, таких, как сосна, ель, канадская ель, кедр,
лиственница. Все эти деревья прячут свои семена в шишках.
Первые цветущие растения появились 150 000
000 лет назад. Их хорошо защищенные семена дали им большое преимущество по
сравнению с растениями, чьи семена защищены не так хорошо. Поэтому их стало
больше и по количеству, и по видам. В наши дни цветущие растения распространены
повсюду.
КАКИМИ БЫЛИ САМЫЕ ПЕРВЫЕ РАСТЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ?
Позднее остатки куксоний и похожих растений
(хлорнеофита, ринии, псилофита) нашли в Чехии, в США, в Западной Сибири. Их
всех назвали риниофитами, по имени шотландской деревушки Райни.
Предполагают, что первые высшие растения
обитали во влажных, болотистых местах и скорее походили на водоросли, чем на современные
растения. У них не было корней и листьев, у многих не было твердого стебля с
опорными тканями. Шарики со спорами были с толстыми стенками, толщиной до 4 мм.
В стебле обнаружены устьица.
Самой крупной была риния. Ее высота — до 50 см, а толщина стебля — около 5 мм. Видимо,
на болотах были целые заросли риний. Стебель у ринии завершался куполом, где
находились споры. Эти «емкости» для спор достигали длины 12 мм.
От ринии произошли псилофиты. У них уже был ровный, прямой стебель. Псилофит был в
несколько раз выше ринии. От голого стебля отходили разветвленные боковые
ветки. В кожице стебля находились устьица, а его поверхность была покрыта
шипами длиной 2—2,5 мм. Боковые ветки завершались «емкостями» в форме эллипса,
где были споры.
ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТОК?
Цветы — одно из самых прекрасных созданий природы. Мы
улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и
скромные ромашки, буйные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий
ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнообразная
красота!
Цветки и
отвечают за важнейший момент в жизни каждого растения — образование плода. В
цветке происходит опыление (обычно насекомыми), здесь образуется и развивается
плод.
Цветок заканчивает собой
стебель. Ученые считают, что цветки произошли от воспроизводящих побегов
древних растений, которые заканчивались шариками
со спорами. Действительно, чашелистики, особенно после распускания бутона,
очень похожи на обыкновенные листочки. Но у пиона, калужницы чашелистики становятся
первыми распустившимися лепестками.
Лепестки —
самая красивая часть цветка. Их задача — привлекать насекомых для опыления.
Ученые считают, что лепестки одних цветов произошли из чашелистиков, как у
пиона, а других — из тычинок, например, у кувшинок, лютика, гвоздики.
Разнообразные по форме и окраске, цветки
приятно пахнут. Но запах издают не сами лепестки, а нектар — сладкая на вкус,
сахаристая жидкость. Ее вырабатывают особые железки — нектарники. На лепестках
лютиков и купальниц нектарники — это небольшие углубления, прикрытые
своеобразным язычком. У черники, брусники, табака, шалфея нектарник похож на
кольцевой валик, он окружает основание завязи. А у настурции, липы, мальвы
нектарник находится на чашелистиках. Бывают и другие нектарники.
Нектаром питаются многие насекомые, в том
числе пчелы. Они перерабатывают нектар в мед. Особенно много нектара в тропических
цветках. Им питаются также и птицы, например, крошечные колибри, которые
опыляют цветы.
Во внутренней части цветка наверху цветоложа
можно увидеть плодолистик (его называют также пестиком), окруженный тычинками,
тонкими, как нити. Тычинки заканчиваются пыльниками, в которых созревает
пыльца. У кактусов нет нектарников, зато в цветке бывает до 300 тычинок.
Плодолистик затрудняет прямой путь пыльцы
к семязачаткам (семяпочкам), которые находятся внутри него. Зерна пыльцы при
оплодотворении попадают на рыльце плодолистика и прорастают в нем, выпуская
пыльцевую трубку. Она врастает внутрь плодолистика и достигает семязачатков
(семяпочек), где происходит оплодотворение.
Семязачатки (или семяпочки) у цветковых
растений мелкие, у них нет запаса питательных веществ. Оказавшись во влажной
полости завязи, они быстро прорастают. У земляники завязь плодолистика как бы
погружается в цветоложе и срастается с ним. У цветков яблони с завязью
срастается цветочная трубка и созревает плод. Некоторые ботаники считают, что
плод — это зрелый цветок.
ЧТО ТАКОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ?
После того как зерна пыльцы попали на
рыльце пестика, то есть после опыления, зерно пыльцы разбухает и прорастает,
образуя пыльцевую трубку. Постепенно она достигает семяпочки в завязи цветка. У
растений может быть одна или несколько семяпочек. В нижней части пыльцевой
трубки образуются спермин. Затем происходит так называемое двойное
оплодотворение: один из спермиев сливается с яйцеклеткой, другой — с центральной
клеткой семяпочки. После многократного деления из яйцеклетки развивается
зародыш семени, а из центральной клетки после оплодотворения образуется запас
питательных веществ семени — эндосперм.
Растение, которое потом вырастет из такого
семени, унаследует признаки обоих родителей.
Зародыш у большинства цветковых растений
состоит из корешка, стебелька и семядолей.
ЧТО ТАКОЕ ОПЫЛЕНИЕ?
Чтобы в цветке начали развиваться семена,
должно обязательно произойти опыление — то есть пыльца тычинок должна попасть
на рыльце пестика. Если пыльца переносится на рыльце того же цветка, то это
самоопыление.
Но основной тип опыления цветковых
растений — это перекрестное опыление, когда пыльца переносится на цветки разных
особей.
При постоянном самоопылении новые формы не
развиваются, но зато совершенствуются лучшие черты данного вида растения.
Перекрестное опыление благоприятствует развитию новых форм и свойств растений.
У ивы, тополя, осины, облепихи, финиковой
пальмы, конопли, спаржи, инжира имеются два типа цветков — пестичные (женские)
и тычиночные (мужские). Эти разные типы цветков появляются на разных деревьях,
которые иногда различаются между собой и формой листьев и другими признаками.
Например, мужские экземпляры тополей не загрязняют улицы летящим пухом.
Чтобы не было самоопыления, у некоторых
цветков пестики и тычинки созревают в разное время, например, у колокольчиков,
у зонтичных растений.
Пыльца и нектар — любимая пища насекомых.
Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, и происходит опыление
растений.
Как оказалось, пчелам небезразличен цвет,
хотя их цветовое зрение отличается от зрения человека. Пчелы, например, слепы к
красному цвету, они пролетят мимо мака и тюльпана. Поэтому некоторые цветки
меняют свою окраску: медуница, только распустившись, бывает розово-пурпурной,
потом становится синей. У конского каштана желтое пятно на лепестках
превращается в оранжевое, а потом — в красное. Нектар выделяется только в
начале цветения.
Красные цветки опыляют бабочки: белянки и
парусники. Но таких цветков мало в средней полосе и много в тропиках, где их
опыляют птицы.
Цветки привлекают насекомых не только
цветом, но и запахом. Боярышник, рябина, калина, кизил, барбарис опыляются
мухами и жуками и их цветки неприятно пахнут или навозной жижей, или гниющим
мясом.
Но чаще цветы выделяют ароматные эфирные
масла. Опыты показали, что запах цветка действует на насекомых сильнее, чем его
окраска. Ночные бабочки ориентируются в основном по запаху. Цветки, опыляемые
птицами, не пахнут, ведь птицы не чувствуют запаха.
Травянистые растения: подорожник, житняк,
осока, злаки опыляются ветром, как и береза с лещиной, пока не распустились их
листья.
ЧТО ТАКОЕ ПЛОД?
Каждый знает, что яблоко, груша, слива,
вишня, земляника — это и есть плоды, так как они развились из завязи и содержат
в себе семена. Но не все ботаники с этим согласны. Некоторые ученые считают,
что настоящие плоды только те, что образовались из завязи — это слива, вишня,
мак, томат. Плоды, которые образовались из других частей цветка, ложные плоды.
Например, земляника образована разросшимся цветоложем. В конце концов,
решили, что плод правильно рассматривать как результат видоизменения всего
цветка.
Если в начале своего развития плод еще
сохраняет признаки цветка, то после созревания плода эти признаки сильно
изменяются или совсем исчезают.
Снаружи плод окружен околоплодником,
который защищает зреющие внутри семена от высыхания, от повреждений. Околоплодники
бывают сухие и сочные. Мякоть спелого яблока, дыни, арбуза, груши действительно
очень сочная! А незрелый околоплодник, кислый, горький, вяжущий, вообще невкусный,
предохраняет плод от несвоевременного поедания, незрелые семена — от порчи.
Среди сочных плодов ботаники выделяют
многосемейные (ягода, яблоко, тыквина, гранатина) и односеменные. Обычно внутри
них одна косточка. Такой плод называют костянка. Это вишня, абрикос, персик,
черемуха. А ягода ежевики — это многокостянка.
Сухие плоды бывают вскрывающиеся и
невскрывающиеся. Околоплодники спелого боба, стручка, коробочка мака, когда
созревают, лопаются сами. А вот околоплодник лещины одеревенел, он очень
твердый. Такой вид плода, который сам не вскрывается, с одним-единственным
семенем называется орешек. Бывают плоды, состоящие из одного или многих
орешков, — это плоды лютика, ветреницы, ломоноса. Такой плод так и называется
— многоорешек. Земляника — тоже многоорешек. Отдельные плодики земляники
покоятся на мясистом ложе, но устроены они так же, как все орешки.
Коробочка — также один из видов плода. В
ней обычно 3—5 гнезд с семенами. Когда семена созревают, коробочка вскрывается.
У зверобоя, табака, рододендрона коробочка растрескивается вдоль перегородок и
распадается на отдельные части. У хлопчатника, лилии, тюльпана, гиацинта
растрескиваются стенки. У ивы и тополя коробочка трескается по шву, образованному
срастанием плодолистиков. Стручок — один из видов коробочки. Созрев, он с треском
распадается на две створки. У мака в околоплоднике образуются дырочки, и семена
высыпаются.
Плод ржи, пшеницы, овса, других зерновых
культур так и называется зерновка. Он не вскрывается, у него только одно семя.
Мы все видели их много раз.
ЯГОДА — ЭТО ПЛОД?
Ягода — это такой плод, у которого внутри много семян и нет
косточки. Когда ягода зрелая, у него мясистый и сочный околоплодник, как у
клубники, винограда, вороньего глаза, брусники, черники, голубики, клюквы.
Значит, вишня — не ягода, а томат — ягода?
Да, с точки зрения ученого-ботаника, это так. И цитрусовые плоды: апельсин, лимон,
мандарин, грейпфрут, померанец — тоже ягоды. Гнезда с семенами внутри этих
плодов заполнены ароматным соком.
Плоды семейства тыквенных (они называются
тыквины) — тип ягоды. Стало быть, тыква, арбуз, дыня, огурец — тоже ягоды.
Придется привыкать к мысли, что арбуз с огурцом — родственники, да еще и ягоды.
В Средиземноморье, в Крыму и на Кавказе
растет травянистое многолетнее растение под названием «бешеный огурец». Его колючие
зеленоватые плоды напоминают маленькие огурчики. Когда плоды созревают, в них
возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто потревожит заросли
бешеного огурца! Даже при легком прикосновении огурец отрывается от плодоножки
и из образовавшегося отверстия вылетает сильная струя клейкой слизи. В ней
семена выбрасываются на расстояние более 12 см. Постепенно слизь высыхает на
шерсти животного, семена одно за другим опадают и разносятся на большие
расстояния.
ЧТО ВНУТРИ У СЕМЕНИ?
Давайте вместе посмотрим, что внутри у
семени. Возьмем его в руки. Любое семя покрыто кожурой. В основном она
гладкая, но бывают семена с крылышками (у клена), с шипами и другими
приспособлениями. Если поверхность семени гладкая, то можно заметить рубчик,
который образуется на том месте, где он отделился от семяножки. Рядом с
рубчиком сохраняется микропилярное отверстие — микропиле, которое изнутри
часто закупоривается или даже прикрывается специальной крышечкой, как у
родственниц кувшинок. Кончик корня всегда находится поблизости от микропиле.
При прорастании он, прежде всего, выходит наружу.
Достаточно плотная и крепкая кожура бережет
семя от повреждений, но она должна пропускать влагу и не мешать прорастанию зародыша.
Зародыш — это главная часть семени. Он образуется
после оплодотворения яйцеклетки. Зародыш обычно состоит из корешка, стебелька
и почечки. Стебелек переходит в корешок — будущий главный корень растения. Над
стебельком находятся семядоли, из которых потом разовьются листья. Если семядоля
одна — это однодольное растение, если их две — растение называют двудольным.
Семядоли лучше всего разглядеть у семян бобов
или фасоли. В семядолях откладываются запасы питательных веществ. В пшенице, кукурузе,
злаках больше всего крахмала, в подсолнечнике, льне, арахисе — больше всего
жиров, в бобовых — белка. Семена этих растений дают людям муку, крупы,
растительные масла. Но они необходимы и для питания прорастающего зародыша.
На самой верхушке стебелька зародыша
расположена почечка, которая и выбрасывает над поверхностью почвы два первых
зеленых листочка.
Чем более зрелыми становятся семена, тем
меньше в них воды, даже если эти семена находятся в таких сочных плодах, как
арбуз, апельсин, вишня.
Когда семя созревает, питательные вещества
из растения перестают поступать.
КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПЛОДЫ И СЕМЕНА?
Очень редко семена прорастают в самом
растении. Если разрезать спелую тыкву, можно увидеть такие проросшие семена.
Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели.
Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящими,
они прорастают. Растения занимают новые территории. Там благодаря перекрестному
опылению могут образоваться новые виды растений.
Плоды и семена, даже неприятные людям на
вкус или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц. Но семена с твердой
оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие
семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания.
Делая запасы, птицы тащат плоды и семена
к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть
ее запасов прорастает. Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений,
особенно тех, что богаты маслами: фиалок, ветреницы, медуницы, кислицы,
чистотела, василька, молочая. Часть семян они теряют в пути. Но им в основном
доступны семена трав.
Мы все знаем плоды, которые сами цепляются
за шерсть проходящих мимо животных или за одежду людей. Это плоды дурнишника,
череды или лопуха.
На островах Тихого океана растет пизония.
Это дерево или кустарник. Плод пизонии заключен в чашечку, усаженную рядами
липких волосков. Они легко приклеиваются к любому предмету. Пресмыкающиеся и
мелкие птицы бывают настолько облеплены этими плодами, что не могут двигаться
и погибают.
КАКИЕ СЕМЕНА ПУТЕШЕСТВУЮТ ПО ВОДЕ И ВОЗДУХУ?
В высокогорных степях, пустынях, саваннах,
где бывают сильные ветры, семена разлетаются на большие расстояния, особенно
если они мелкие или легкие и плоские. Мелкие семена — у вереска, росянки, заразихи,
колокольчика, хмеля, из теплолюбивых растений — рододендрона и эвкалипта.
Семена с крыльями образовались у растений,
которые живут на открытых местах. Семена ветреницы сплошь покрыты волосками. У
ивы, тополя мелкие семена снабжены хохолком из тонких волосиков. Да и
тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, березы, ольхи и граба —
маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу — у плодов тюльпанового
дерева, клена и ясеня. Поэтому они и кружатся при падении.
В тропиках и субтропиках растет держидерево.
Так его называют из-за шипов на ветках. В каждой паре один из них загнут книзу»
другой — косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом
и подвешен на тонкой плодоножке. Настоящая «летающая тарелка».
Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых
астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них
воздушный мешочек. Многие слышали о растении «перекати-поле». Его научное
название — качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые
шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния.
Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут
высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.
Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя
и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых
пальм плавают в море годами и не теряют всхожести.
Иногда от морских берегов отрываются целые
участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями
и даже животными.
КАК ПРОРАСТИТЬ СЕМЯ?
Есть семена, которые прорастают легко и
быстро, например, клена, хлебных злаков, подсолнечника, салата, сорняков. А вот
почти у всех цветковых растений семена не способны прорастать сразу. Чтобы
они дали ростки, их нужно поместить в особые условия. Бобовые и растения из
засушливых областей нужно просто намочить перед посевом, так как у них твердая
кожура, и поставить в теплое место.
Бывают семена, у которых зародыш полностью
не развился. Такие семена нужно поместить в условия, в которых зародыш
завершил бы свое развитие. Это семена ясеня, женьшеня, лимонника китайского.
Для дозревания набухшие семена должны полежать во влаге и тепле.
Семена березы, салата, сельдерея чувствительны
к свету, и, если его достаточно, то они быстро всходят.
Многие семена быстро всходят, если их
подержать при пониженной температуре — при 0°С или при +6°С в песке, торфе или
опилках. Этот процесс называется стратификацией.
Семена калины и ландыша прорастают только после длительной холодной
стратификации, причем ландыша — только на вторую весну.
Понятно, почему семена дыни или пальмы
всходят при температуре +25°С, кукурузы +12°С, а пшеницы даже при 0°. Ведь и
взрослые растения привыкли к таким условиям.
Обычно семена, которые легко прорастают,
теряют всхожесть через несколько недель. Сухие семена могут храниться несколько
лет, а иногда — в течение десятков и даже сотен лет.
Благодаря семенам зародыш будущего
растения в состоянии покоя сможет благополучно переждать трудные времена и
прорасти в более благоприятных условиях.
РАСТУЩИЕ В ВОДЕ
Слово «водоросли» означает растения, живущие в воде. Из воды они
получают необходимые им питательные вещества. Они свободно плавают в воде или
поселяются на дне.
Но водоросли могут жить не только в водоемах, но и
там, где среда их обитания постоянно увлажняется. Например, на земле.
Посмотрите на позеленевшие тротуары под водосточными трубами, скользкие зеленые
налеты на срубах колодцев, на заборах, стенах домов, крышах. Это микроскопические
одноклеточные и нитчатые водоросли.
Древнейшие сине-зеленые водоросли поселяются в трещинах скал, в пещерах и даже в почве на
глубине до двух метров. Чехлы и обертки этих водорослей запасают воду на случай
засухи и таким образом удерживают ее в почве.
Сине-зеленые водоросли освоились и в горячих
источниках. Например, в горячей воде (до 75°С) гейзеров Камчатки их обнаружили
до 28 видов. Эти любители теплой воды обычно поселяются в трубах
электростанций, заводов и фабрик, спускающих загрязненные горячие отходы.
Другие виды водорослей, наоборот, предпочитают
холод, лед. На Северном Урале, на Камчатке, на острове Новая Земля обычен
«красный снег». Его оттенки меняются от бледно-розового до темно-малинового.
Это один из видов хламидомонады — шаровидной
водоросли, заполненной красным пигментом. Бывает, что снег «цветет»
зеленым, бурым, голубым цветом. Это зависит от вида водорослей.
Водоросль дюналиелла
(тоже из хламидомонад) предпочитает очень соленую воду — рапу. Она окрашивает
воду соленых озер, каких, например, немало в Астраханской области, в розовый
или красный цвет.
В твердых известняковых породах поселяются
сверлящие водоросли. Они постепенно проникают на глубину и разрастаются там,
выделяя кислоты, которые растворяют известь.
Водоросли приспособились обитать и на
живых организмах. Лишайники — не что иное, как сообщество (симбиоз) гриба с
водорослью. Даже в клетке одного из видов инфузории неизменно присутствует
одноклеточная зеленая водоросль. Клетки водорослей обнаружили внутри тела
личинки стрекозы, внутри червя конволюта, на ножках водяного клещика.
Вот вам и водоросли!
ЧТО ТАКОЕ ДИАТОМОВАЯ ВОДОРОСЛЬ?
Диатомовая водоросль — это совершенно
особая группа одноклеточных организмов. В отличие от других водорослей она
окружена твердой оболочкой-панцирем. Они бывают настолько разнообразны, тонки,
изящны, затейливы и причудливы, что можно подумать, что это творения
художника. Впервые люди увидели эти водоросли только в XVIII в., когда был
изобретен микроскоп.
Диатомеи
живут одиночно или объединяются в колонии, похожие на цепочки, нити, ленты,
звездочки, кустики или слизистые пленки.
Жилище диатомеи состоит из двух раковин,
одна над другой, как верх и низ коробки. Они соединены гранями, как будто связаны
поясами. Внутри находится живое растение.
Большинство диатомовых водорослей плавают
в воде или прикрепляются веществом, напоминающим желе, к камням или более
крупным растениям. Некоторые могут спокойно плавать в воде с места на место,
другие перемещаются по камням, по дну.
Диатомеи обычно размножаются путем
деления. Находящаяся внутри коробочки клетка делится, коробочка разделяется надвое.
Каждая из половин начинает жить самостоятельной жизнью, строить новое жилище.
Эти водоросли живут в моховых подушках на
болотах, на камнях и скалах, в почве, на снегу и во льду, которые они
окрашивают в бурый цвет. Они одинаково хорошо себя чувствуют в соленых и в
пресных водоемах со стоячей водой и в горячих источниках.
Диатомеи — неиссякаемый и постоянный корм
для различных водяных животных, мальков рыб. Ими питаются сельдь, хамса,
сардины и другие рыбы. В этих водорослях белков и жиров даже больше, чем в
картофеле и хлебных злаках.
Если диатомеи поселяются в загрязненных
водоемах, вода постепенно очищается.
Отмирая, диатомеи опускаются на дно
водоемов. Их панцири скапливаются в огромном количестве, образуя диатомовые
илы. Эти илы — прекрасное удобрение для полей. Залежи таких илов особенно мощны
на многих озерах Кольского полуострова, озерах Южного Урала, на Байкале,
Телецком озере.
Иногда панцири этих водорослей слеживаются
и превращаются в белую, рыхлую и пористую породу — диатомит. Химики, медики и
даже строители нашли применение этим породам.
ЧТО ТАКОЕ ЭНДЕМИКИ?
Распахивая новые земли, строя города,
плотины на реках, люди в течение многих веков неосторожно и легкомысленно брали
у природы все, что хотели. И во второй половине XX в. оказалось, что некоторые
обычные когда-то растения и животные, особенно полезные или очень красивые,
начали исчезать. Больше нет на озерах зарослей водяного ореха, или чилима, почти невозможно найти в тайге корень женьшеня, совсем исчез из
подмосковных лесов ландыш, стали
редкостью желтые розочки купальниц
в прибрежных зарослях и прекрасных водяных
лилий на лесных прудах. Теперь это редкие,
или эндемичные, растения.
Эндемиками можно назвать и растения-долгожители. Изменился окружающий их ландшафт, на
планете появились и исчезли новые виды растений, а они все встречают и
провожают целые столетия. На планете осталась лишь небольшая роща ливанских кедров. Многовековым американским секвойям дают собственные
имена. Только на Сейшельских островах и нигде больше растет сейшельская пальма.
Среди эндемиков есть и растения-хищники. На планете
еще остались растения, которые эндемичны из-за своего географического
положения. Гранитные Сейшельские острова можно назвать одним из чудес света.
Они очень долго существуют в изоляции. Предполагают, что это обломок древнего
единого континента Гондвана, который потом «распался», образовав все современные
материки. На Сейшельских островах более 70 эндемичных видов и родов растений.
В 1974 г. ботаники насчитали там всего 6
деревьев медузагины. Это небольшое
дерево высотой около 9 м растет на острове Маэ — самом крупном из Сейшельских
островов. Диаметр ствола около 20 см, крона густая, похожая на зонтик.
Медузагину легко заметить — листья у нее красные. На их фоне очень
красиво выглядят молодые светло-зеленые листочки. Соцветия-метелки белых, с
розоватым оттенком цветков неприятно пахнут. У цветков медузагины по 5
чашелистиков и лепестков и множество тычинок с желтымипыльниками. В центре
цветка 17—25 пестиков с рыльцами, похожими на головки. Эти пестики сохраняются
на верхушке плода-коробочки. Она растрескивается по перегородкам, остатки
коробочки остаются соединенными наверху. Плод тогда напоминает маленький
зонтик или медузу. Но из семян это растение не возобновляется.
Растет медузагина среди гранитных скал в
недоступных ущельях.
ЧТО ТАКОЕ ЭПИФИТЫ?
Представьте себе на минуту, что вы в тропическом
лесу. Здесь тепло, душно, влажно, солнечный свет почти не проникает сквозь
густую листву деревьев, оплетенных лианами. Растения здесь растут не только на
земле, но и на других растениях. Можно видеть, как с веток свисают воздушные
корни. Ведь тепла и влаги здесь достаточно, не хватает лишь света. Эпифиты — растения, которые
прикрепляются к деревьям, живут на них, но не за их счет. Эпифиты — не
паразитические растения. В некоторых тропических лесах деревья так
густо заселены эпифитами, что образуются целые воздушные сады.
Вот с дерева свисает тончайшее зеленое
кружево, длиной до полуметра. Это папоротник
гименофил прекраснейший. Его листочки так тонки, что похожи на пленку. Они
очень легко впитывают воду из воздуха.
А вот папоротник
асплениум гнездовой, или птичье гнездо. Его кожистые плотные листья длиной
до 2 метров и шириной 20— 40 см образуют розетку, или гнездо. Оно сидит па
толстом прямом корневище, опутанном множеством корней. В гнездо сверху падают
листья, кусочки коры, которые постепенно сгнивают. Снизу в него прорастают
корни. Они питают растения этим органическим веществом и дают начало новым листьям.
Папоротник-эпифит живет на дереве многие годы. Он так разрастается, что под
его тяжестью или обламывается ветка или погибает само дерево.
Много эпифитов среди лишайников. Пожалуй, самый замечательный среди них — «дубовый мох». Вы можете увидеть его на
коре лиственных деревьев в лесах средней полосы России. Его зеленая, кустистая
борода прекрасно удерживает запахи, поэтому его применяют при изготовлении
духов и одеколонов.
И еще один интересный лишайник-эпифит, обычный в лиственных лесах — графис написанный. Этот лишайник похож на замысловатые письмена,
нанесенные на кору дерева. Его прямые, изогнутые, волнистые беловато-серые
пятна иногда трудно бывает разглядеть на стволе дерева.
ДЛЯ ЧЕГО У БОБОВЫХ НА КОРНЯХ КЛУБЕНЬКИ?
Люди очень давно заметили, что на корнях
у люпина, клевера, арахиса, люцерны,
донника, фасоли, гороха, сои, нута, в общем, у всех сельскохозяйственных растений появляются клубеньки.
И давно было известно, что корнеплоды и зерновые истощают почву, а растения,
посаженные на полях после бобовых, дают хороший урожай. Об этом писал еще
древнегреческий ученый, философ и ботаник Теофраст.
Но почему бобовые повышают урожай других
культур? На этот вопрос ответил в 1838 г. французский ученый Дж. Буссенго. Он
выяснил, что бобовые способны обогащать почву азотом. Почему это так
важно? Дело в том, что азот из воздуха не могут усваивать ни люди, ни
животные, ни растения. И лишь одно растение — копеечник — способно усваивать
азот из воздуха. Но без клубеньков в природе это растение не встречается.
Усваивать атмосферный азот растениям помогают
бактерии. Попав в ткань корня растения, они заставляют усиленно делиться
его клетки, и образуются клубеньки. В них бактерии растут и размножаются. Они
снабжают растения азотом, который забирают из воздуха, а растения дают
бактериям вещества, необходимые им для роста и развития.
Почему фиксирующие азот бактерии поселяются
именно на корнях бобовых растений? Оказывается, что только(?) корни бобовых обеспечивают эти бактерии подходящими для их жизни
веществами. Выделения корней бобовых бактерии чувствуют на расстоянии до 3
см.
Вначале образовавшиеся клубеньки белого
цвета. Когда их активность наиболее высокая, они становятся розовыми,
красными. Когда клубеньки стареют и фиксируют все меньше азота, они зеленеют.
Кроме бобовых, клубеньки, фиксирующие
азот, образуются на корнях ольхи,
облепихи, вейника лесного, у толокнянки лисохвоста, мятлика, у капусты и редьки.
Есть клубеньки на корнях кофейных
деревьев.
КАКИЕ РАСТЕНИЯ ЛЮБЯТ СОЛЬ?
Растения приспособились к жизни и на самых
неудобных, засоленных почвах: на солончаках Южной Туркмении, где в жару вода
испаряется и растрескавшуюся землю покрывает белый налет соли, и на отлогих берегах
морей и океанов, которые постоянно заливает соленая морская вода. Таких растений
много, несколько сотен видов и растут они на всех континентах, в том
числе в Арктике и в Антарктике. Почти все они, приспосабливаясь к условиям
жизни, приобрели необычные формы роста. Этим они и интересны.
Акантолимоны похожи на гигантские колючие подушки или на огромных ежей. Эти растения
очень разнообразны, их не менее 250 видов. Они заселили пустынные, засушливые
горные районы Передней и Средней Азии.
У кермека
и других растений этого вида листья собраны в розетку, из которой торчит
длинный цветонос. Уже в начале лета листья отмирают, а на цветоносе появляется
множество побегов, которые функционируют вместо листьев.
И у кермека, и у акантолимона на листьях и на
цветоносах расположены солевые желудки. Они напоминают устьица, но устроены
более сложно. Через них вместе с водой выделяются ненужные растению минеральные
соли. Они и помогают растениям выжить на очень сильно засоленных почвах.
Иногда листья и цветоносы бывают сплошь усажены пластинками-чешуйками, которые
образуются из солевых выделений над железками.
Интересна форма гониолимона. Когда созревают плоды, листья растения отгибаются
вниз и все растение превращается в рыхлый шар. Если стебель переламывается
ветром, то растение свободно кочует по степи, рассеивая семена.
Армерии, растущие в тундрах Арктики и Антарктики, замечательны не только своими
розовато-лиловыми, похожими на шар, соцветиями на длинных цветоносах. Эти
растения выносят почвы, загрязненные солями тяжелых металлов и нефтью. Армерия приморская одна из первых
заселяет залитые нефтью берега морей. Другой вид армерии встречается на
старых отвалах медных рудников в странах Западной Европы.
Уныло выглядят берега Аральского и Каспийского
морей. Почвы здесь — глина или песок, перемешанные с солью, а вода такая
соленая, что это не вода, а рассол. Дожди редки, целыми днями нещадно палит
солнце. Трудно представить, какое растение может выжить в таких условиях.
Это растение — селитрянка, довольно высокий, до двух метров, ветвистый кустарник.
Его колючие ветки усажены мясистыми листьями. Этот
кустарник хорошо себя чувствует в пустынях, выходящих к берегам Каспийского и
Аральского морей, в засоленных пустынях Азии, в пустыне Гоби на севере Африки,
а также в пустынях на юго-востоке Австралии.
Селитрянка растет вместе с тамариском, на сыпучих песках. Песок
иногда засыпает все растение, но оно дает новые побеги и всегда оказывается на
поверхности.
Селитрянку нашел в начале XVIII в. Готлиб
Шобер, личный врач Петра I. Он отправил растение в Швецию, ботанику и естествоиспытателю
Карлу Линнею. Растения неплохо выглядели, но не цвели. Только на двенадцатый
год, когда Линней добавил в почву поваренную соль, селитрянка, наконец-то,
зацвела.
Но и в привычных условиях этот кустарник
зацветает только на седьмой или восьмой год. Мелкие белые цветки живут недолго,
всего 2—3 дня. Но они раскрываются постепенно, и куст стоит в цвету целый
месяц. Еще примерно через месяц созревают темнокрасные продолговатые ягоды,
похожие на кизил. Они съедобны и сладковаты на вкус, в них много витамина С. Из
ягод делают варенья, компоты и сушат. Сушеные ягоды напоминают изюм. Монголы
и тунгусы заготавливают их на зиму.
Плоды селитрянки
притупленной действуют как слабый наркотик и приятны на вкус. Арабы,
живущие на севере Африки, с удовольствием жуют их. Древнегреческий поэт Гомер в
поэме «Илиада» рассказал о лотофагах — народе с северного побережья Африки.
Всякого, кто попадал к ним, они угощали сладкими и дурманящими плодами. И
гость забывал о родине и о близких людях и оставался там навсегда. Возможно,
что это были ягоды селитрянки, хотя Гомер говорил о дереве, а не о кустарнике.
Ягоды селитрянки любят многие животные.
На северо-западе Китая медведи специально спускаются с отрогов Тибета, когда
поспевают ягоды селитрянки. Верблюды, конечно же, большие их любители. Птицы
склевывают их с кустов, и даже волки и лисицы лакомятся ими.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ (травы, цветы,…).
Примерные (в зависимости от поданной
информации) ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ. (Вопросы могут задаваться устно, с
подсказками и без, дети могут вытягивать карточки с вопросами и отвечать по
одиночке или в группах, так же и с карточками «Вставь пропущенное слово!»).
ЦЕЛЬ: проверка, закрепление и … знакомство с информацией о растениях.
1. Что потеряют
люди при исчезновении растений? (воздух, пищу, одежду, мебель, дома, игрушки,
бумагу, карандаши, приборы, …, животных, жизнь на планете Земля)
2.
Как много на нашей планете видов растений?
(около 500 тысяч
видов растений).
3.
Как называется наука, изучающая растения?
(ботаника)
4.
Чем
растения отличаются от животных? (растения не движутся, не издают звуков,
другой способ питания)
5.
Для чего, выбирая живой интерьер,
необходимо изучить его свойства? (Чтобы
быть уверенным, что сможешь ухаживать за ним, а также, чтобы не ошибиться и не принести в комнату ядовитое растение.)
6.
Что
такое растение? (Растение — это то, что растет. Это,
конечно, не научный ответ, но одну из важнейших черт всех растений вы угадали
правильно. Растение постоянно
увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и
корней, делятся постоянно, они работают в течение всей жизни растения.)
7.
Как растения добывают себе пищу? (Все
растения имеют сходные приспособления для питания. Они всасывают минеральные вещества из водных растворов. Чем больше
ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.)
8.
Когда появились на Земле первые растения?
(Первые простейшие одноклеточные водоросли и грибы появились около 2 миллиардов лет назад. Их остатки
найдены в отложениях протерозойской эры на территории Гренландии и Канады. В
то же время появились и первые многоклеточные растения.)
9.
Что такое фотосинтез? (Фотосинтез — это
важнейший природный процесс, когда при взаимодействии солнечного света, воды и
углекислого газа образуется органическое вещество и свободный кислород. Считают,
что впервые процесс фотосинтеза стал идти в бактериях.)
10.
Какими были первые растения? (Более 2
миллиардов лет назад первые наземные растения напоминали мхи, которые мы можем видеть сейчас в сырых тенистых местах.)
11.
Что из себя представляли более сложные
растения после мхов и когда они появились? (Около 400 000 000 лет назад
возникли более сложные растения. Они напоминали современные папоротники. Папоротники первыми имели
корни, стебель и листья. Это признаки высших растений.)
12.
Что является признаком высших растений? (Папоротники
первыми имели корни, стебель и листья.
Это признаки высших растений.)
13.
Какие деревья появились первыми и когда
это случилось? (Сосны и другие хвойные
деревья появились позже, 300 000
000 лет назад. Эта группа деревьев включает в себя многочисленных
представителей, таких, как сосна, ель, канадская ель, кедр, лиственница. Все
эти деревья прячут свои семена в шишках.)
14.
Когда наша Земля украсилась цветами? (Первые
цветущие растения появились 150 000 000
лет назад.)
15.
Для чего
растениям цветы? (Цветки и отвечают за важнейший момент в жизни каждого
растения — образование плода. В цветке происходит опыление (обычно
насекомыми), здесь образуется и развивается плод.)
16.
Какая роль
отведена лепесткам цветов? (Лепестки — самая
красивая часть цветка. Их задача — привлекать насекомых для опыления.)
17.
Что такое эндемики? (Исчезающие, редкие
растения)
18.
Каким образом
широко распространённые растения становятся эндемичными, редкими? (Люди рвут, уничтожают растения не
задумываясь, что будет потом, или потому, что ничего не знают о них. Для продажи,
для украшения дома, и просто по тому, что растения попали «под руку», и
выбрасывая их по дороге.)
19.
Что такое эпифиты? (Эпифиты — растения,
которые прикрепляются к деревьям, живут
на них, но не за их счет. Эпифиты — не паразитические растения.)
20.
Какие растения эпифиты вы можете назвать?
(лианы, папоротники, лишайники)
21.
Почему фиксирующие азот бактерии поселяются
именно на корнях бобовых растений? (Оказывается, что корни бобовых
обеспечивают эти бактерии подходящими для их жизни веществами. Выделения корней
бобовых бактерии чувствуют на расстоянии до 3 см.)
22.
Есть ли у бобовых «помощники», обогащающие
землю азотом? (Кроме бобовых, клубеньки, фиксирующие азот, образуются на корнях
ольхи, облепихи, вейника лесного, у
толокнянки лисохвоста, мятлика, у капусты и редьки. Есть клубеньки на
корнях кофейных деревьев.)
23.
Что помогает растениям приспособиться и выживать на
сильно засолённых почвах? (У кермека, и у
акантолимона на листьях и на цветоносах расположены солевые желудки.
Они напоминают устьица, но устроены более сложно. Через них вместе с
водой выделяются ненужные растению минеральные соли. Они и помогают
растениям выжить на очень сильно засоленных почвах.)
24.
Могут ли выжить растения на берегах, залитых нефтью? (Армерии выносят почвы, загрязненные солями тяжелых металлов
и нефтью. Армерия приморская одна
из первых заселяет залитые нефтью берега морей. Другой вид армерии встречается
на старых отвалах медных рудников в странах Западной Европы.)
25.
Чем делится селитрянка с человеком? (У селитрянки темно-красные продолговатые ягоды, похожие на кизил. Они съедобны и сладковаты на вкус, в них
много витамина С. Из ягод делают варенья, компоты и сушат. Сушеные ягоды напоминают
изюм. Монголы и тунгусы заготавливают их на зиму.)
26.
Без чего невозможно развитие семян? (Без
опыления)
27.
Что такое
опыление? (Опыление — пыльца тычинок должна попасть на рыльце пестика.
Если пыльца переносится на рыльце того же цветка, то это самоопыление. Но
основной тип опыления цветковых растений — это перекрестное опыление, когда
пыльца переносится на цветки разных особей.)
28.
В чём преимущество перекрёстного опыления?
(При постоянном самоопылении новые формы не развиваются, но зато
совершенствуются лучшие черты данного вида растения. Перекрестное опыление благоприятствует
развитию новых форм и свойств растений.)
29.
Какие видоизменения применяют растения, чтобы привлечь
насекомых для помощи в опылении? (Некоторые цветки
меняют свою окраску: медуница, только распустившись, бывает розово-пурпурной,
потом становится синей. У конского каштана желтое пятно на лепестках
превращается в оранжевое, а потом — в красное. Нектар выделяется только в
начале цветения.)
30.
Цветки привлекают насекомых не только
цветом, но и запахом. Почему боярышник, рябина, калина, кизил, барбарис имеют
неприятный запах? (Боярышник, рябина, калина, кизил, барбарис опыляются мухами
и жуками и их цветки неприятно пахнут или навозной жижей, или гниющим мясом.)
31.
Чаще цветы выделяют ароматные эфирные
масла. Опыты показали, что запах цветка действует на насекомых сильнее, чем его
окраска. Как находят нужные цветы ночные бабочки? (Ночные бабочки ориентируются
в основном по запаху.)
32.
Почему цветки, опыляемые птицами, не
пахнут? (Цветки, опыляемые птицами, не пахнут, ведь птицы не чувствуют запаха.)
33.
Мякоть спелого яблока, дыни, арбуза, груши
действительно очень сочная! А почему незрелый околоплодник - кислый, горький,
вяжущий, вообще невкусный? (Невкусный околоплодник предохраняет плод от
несвоевременного поедания, незрелые семена — от порчи.)
34.
Как называются околоплодники спелого боба,
стручка, коробочка мака? Когда они созревают, лопаются сами. (вскрывающиеся)
35.
Ягода — это такой плод, у которого внутри много семян и нет
косточки. Когда ягода зрелая, у него мясистый и сочный околоплодник. Приведите
примеры таких плодов. (у клубники,
винограда, вороньего глаза, брусники, черники, голубики, клюквы.)
36.
Значит, вишня — не ягода, а томат — ягода?
(Да, с точки зрения ученого-ботаника, это так. И цитрусовые плоды: апельсин, лимон,
мандарин, грейпфрут, померанец — тоже ягоды. Гнезда с семенами внутри этих
плодов заполнены ароматным соком.)
РАЗМЫШЛЯЛКИ:
1.
За миллион лет исчезли различные виды растений,
в чём причина их гибели? (изменение климата, разделение на материки, острова,
из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека).
2.
Насколько правильно выражение о растениях,
что они не движутся в отличие от животных? (Растения, в отличие от животных, малоподвижны. Они могут передвигаться,
но иным способом. Лианы обвивают опоры и
иногда «перелезают» с одного места на другое. Подсолнух поворачивает свой цветок вслед за солнцем. Цветок
раскрывает и закрывает свои лепестки. Но большинство растений живет на одном
месте всю свою жизнь (а это иногда сотни и даже тысячи лет, как секвойя).
3.
Где
и как растения добывают себе питание? (Большинство
растений самостоятельно производят пищу на специальных "фабриках",
находящихся в листьях, добывая
"сырье" из воды, почвы, воздуха и даже солнечного света.)
4. Главное предназначение существования растений на Земле?
(Главное предназначение растений на Земле — это способность к фотосинтезу. В процессе фотосинтеза при
взаимодействии солнечного света, воды и углекислого газа образуются кислород
и сложные органические вещества, такие, как белки и нуклеиновые кислоты.
Фотосинтез совершается только днем, при солнечном свете, в каждом зеленом
листе, травинке и даже в водорослях, плавающих в толще воды в океанах или
прикрепленных ко дну. К фотосинтезу способны все организмы, содержащие
зеленый пигмент хлорофилл и группу желтых пигментов каротиноидов.)
5.
Есть ли польза от растения после его
гибели? И если есть, то какая? (Но и после своей гибели растения продолжают
поддерживать жизнь на Земле. Разлагаясь, остатки растений выделяют углерод, который в виде углекислого
газа поступает в атмосферу. При разложении образуется также вода. Эти элементы вновь используются
новыми поколениями растений. Отмершие растения за тысячелетия образовали и почву, и полезные ископаемые:
торф, каменный уголь, нефть. В процессе эволюции образовался и мир
животных, который существует исключительно благодаря жизнедеятельности
растений.)
6. Приведите примеры эндемичных растений. (Больше нет на
озерах зарослей водяного ореха, или
чилима, почти невозможно найти в тайге корень
женьшеня, совсем исчез из подмосковных лесов ландыш, стали редкостью желтые розочки купальниц в прибрежных зарослях и прекрасных водяных лилий на лесных прудах. Дети не знают, как выглядит любка,
или ночная фиалка. Теперь
это редкие, или эндемичные, растения.
Эндемиками можно назвать и растения-долгожители. Изменился
окружающий их ландшафт, на планете появились и исчезли новые виды растений, а
они все встречают и провожают целые столетия. На планете осталась лишь
небольшая роща ливанских кедров.
Многовековым американским секвойям
дают собственные имена. Только на Сейшельских островах и нигде больше растет сейшельская пальма.
Среди эндемиков есть и растения-хищники. На планете еще
остались растения, которые эндемичны из-за
своего географического положения. Гранитные Сейшельские острова можно
назвать одним из чудес света. Они очень долго существуют в изоляции. На
Сейшельских островах более 70 эндемичных видов и родов растений.)
7. Почему бобовые повышают урожай других культур? (Бобовые
способны обогащать почву азотом. Почему это так важно? Дело в том, что азот
из воздуха не могут усваивать ни люди, ни животные, ни растения. И лишь
одно растение — копеечник — способно усваивать азот из воздуха. Но без
клубеньков в природе это растение не встречается.
Усваивать атмосферный азот растениям помогают
бактерии. Попав в ткань корня растения, они заставляют усиленно делиться
его клетки, и образуются клубеньки. В них бактерии растут и размножаются. Они
снабжают растения азотом, который забирают из воздуха, а растения дают
бактериям вещества, необходимые им для роста и развития.)
8. Уныло выглядят берега Аральского и Каспийского морей.
Почвы здесь — глина или песок, перемешанные с солью, а вода такая соленая, что
это не вода, а рассол. Дожди редки, целыми днями нещадно палит солнце. Трудно
представить, какое растение может выжить в таких условиях. Какое растение может
здесь выжить? (Это растение — селитрянка,
довольно высокий, до двух метров, ветвистый кустарник. Его колючие ветки
усажены мясистыми листьями. Этот кустарник хорошо себя чувствует в пустынях,
выходящих к берегам Каспийского и Аральского морей, в засоленных пустынях
Азии, в пустыне Гоби на севере Африки, а также в пустынях на юго-востоке
Австралии. Селитрянка растет вместе с тамариском,
на сыпучих песках. Песок иногда засыпает все растение, но оно дает новые побеги
и всегда оказывается на поверхности.)
9. Какая легенда есть о селитрянке? (Плоды селитрянки притупленной
действуют как слабый наркотик и приятны на вкус. Арабы, живущие на севере
Африки, с удовольствием жуют их. Древнегреческий поэт Гомер в поэме «Илиада»
рассказал о лотофагах — народе с северного побережья Африки. Всякого, кто
попадал к ним, они угощали сладкими и дурманящими плодами. И гость забывал о
родине и о близких людях и оставался там навсегда. Возможно, что это были ягоды
селитрянки, хотя Гомер говорил о дереве, а не о кустарнике.)
10.
Приведите примеры, когда растения для более
плодотворного опыления делятся «по половому признаку»: женские и мужские … (У ивы, тополя, осины, облепихи, финиковой пальмы,
конопли, спаржи, инжира имеются два типа цветков — пестичные (женские) и
тычиночные (мужские). Эти разные типы цветков появляются на разных деревьях,
которые иногда различаются между собой и формой листьев и другими признаками.
Например, мужские экземпляры тополей не загрязняют улицы летящим пухом.)
11.
За что «бешеный огурец» получил
такое название? (В Средиземноморье, в Крыму и на
Кавказе растет травянистое многолетнее растение под названием «бешеный огурец».
Его колючие зеленоватые плоды напоминают маленькие огурчики. Когда плоды
созревают, в них возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто
потревожит заросли бешеного огурца! Даже при легком прикосновении огурец
отрывается от плодоножки и из образовавшегося отверстия вылетает сильная струя
клейкой слизи. В ней семена выбрасываются на расстояние более 12 см. Постепенно
слизь высыхает на шерсти животного, семена одно за другим опадают и разносятся
на большие расстояния.)
12.
Почти всегда плоды и семена дают жизнь
новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на
новые места. Если условия окажутся подходящими, они прорастают. Растения
занимают новые территории. Приведите примеры
разных способов расселения растений. (Плоды и семена, даже неприятные
людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привлекательны для птиц. Но семена с
твердой оболочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом
такие семена оказываются на далеком расстоянии от места своего созревания.
Делая запасы, птицы тащат плоды и семена
к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть
ее запасов прорастает. Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений,
особенно тех, что богаты маслами: фиалок, ветреницы, медуницы, кислицы,
чистотела, василька, молочая. Часть семян они теряют в пути. Но им в основном
доступны семена трав.
Мы все знаем плоды, которые сами цепляются
за шерсть проходящих мимо животных или за одежду людей. Это плоды дурнишника,
череды или лопуха.
В высокогорных степях, пустынях, саваннах,
где бывают сильные ветры, семена разлетаются на большие расстояния, особенно
если они мелкие или легкие и плоские. Мелкие семена — у вереска, росянки,
заразихи, колокольчика, хмеля, из теплолюбивых растений — рододендрона и
эвкалипта.
Семена с крыльями образовались у растений,
которые живут на открытых местах. Семена ветреницы сплошь покрыты волосками. У
ивы, тополя мелкие семена снабжены хохолком из тонких волосиков. Да и
тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, березы, ольхи и граба —
маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу — у плодов тюльпанового
дерева, клена и ясеня. Поэтому они и кружатся при падении.
Плоды пузырника, осоки вздутой, некоторых
астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них
воздушный мешочек. Многие слышали о растении «перекати-поле». Его научное
название — качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые
шаровидные кусты с созревшими плодами ветер уносит на большие расстояния.
Семена находятся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут
высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.
Семена переносят реки и ручьи, потоки
дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды
кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести.
Иногда от морских берегов отрываются целые
участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими растениями
и даже животными.)
ЗАДАНИЕ: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (Карточки)
1. Побочным продуктом жизнедеятельности
растений является _______________. Он необходим животным и человеку. (кислород)
2. Развитие жизни на Земле, появление и растений и животных, были тесно
связаны с процессом ________________. (фотосинтеза)
3. Растения, в отличие от животных, ___________________. (малоподвижны)
4. Разнообразные по форме и окраске, цветки
приятно пахнут. Но запах издают не сами лепестки, а нектар — сладкая на вкус,
сахаристая жидкость. Ее вырабатывают особые железки — _________________. (нектарники)
5. Особенно
много _________________ в тропических цветках. Им питаются также и птицы,
например, крошечные колибри, которые опыляют цветы. (нектара)
6. Чтобы не было _______________________,
у некоторых цветков пестики и тычинки созревают в разное время, например, у
колокольчиков, у зонтичных растений. (самоопыления)
7. Травянистые растения: подорожник, житняк,
осока, злаки опыляются ______________, как и береза с лещиной, пока не
распустились их листья. (ветром)
8. Снаружи плод окружен
___________________________, который защищает зреющие внутри семена от
высыхания, от повреждений. (околоплодником)
9. Среди сочных плодов есть многосеменные
и односеменные. Обычно внутри них одна косточка. Такой плод называют
________________. Это вишня, абрикос, персик, черемуха. А ягода ежевики — это
многокостянка. (костянка)
10. Околоплодник лещины одеревенел, он
очень твердый. Такой вид плода, который сам не вскрывается, с
одним-единственным семенем называется _________________. (орешек)
11. Плод ржи, пшеницы, овса, других зерновых
культур так и называется ___________________. Он не вскрывается, у него только
одно семя. (зерновка)
12. Плоды семейства тыквенных (они называются
тыквины) — тип ____________________. Стало быть, тыква, арбуз, дыня, огурец —
тоже _________________. Придется привыкать к мысли, что арбуз с огурцом — родственники,
да еще и ___________________. (ягоды)
13. Над стебельком находятся семядоли, из
которых потом разовьются листья. Если семядоля одна — это однодольное
растение, если их две — растение называют двудольным. Семядоли лучше всего
разглядеть у семян бобов или фасоли. В семядолях откладываются запасы
питательных веществ. В пшенице, кукурузе, злаках больше всего
____________________, в подсолнечнике, льне, арахисе — больше всего
___________________, в бобовых — _________________. Семена этих растений дают
людям муку, крупы, растительные масла. Но они необходимы и для питания
прорастающего зародыша. (крахмала, жиров,
белка)
ЗАДАНИЕ:
Через неделю игровая программа для эрудитов –
любителей удивительных растений. За неделю можно подготовиться к игре,
прочитать упомянутые сегодня книги. В
игре будут задания о травах, цветах,…
О деревьях, овощах, ягодах и злаках, а также
растениях-хищниках разговор и интеллектуальные игры будут позднее.
Таким образом, к следующей игре рекомендуемые к чтению
страницы книги «Я познаю мир. Растения.»: 7-19, 140-203, 305-350, 382-400, 428-484.
И другая литература о растения по желанию.
Будут такие задания:
- вопросы,
- утверждения «ВЕРИШЬ-НЕТ?»,
- «Рассуждалки»,
- головоломки.
ДРУГИЕ ЗАНЯТИЯ о РАСТЕНИЯХ:
- "Какие сокровища прячет лес?" + задания
- "Удивительные деревья России и не только. " + задания
- "Удивительные деревья". Интеллектуальная игра.
- "Удивительные растения, которые нас кормят и одевают" + задания
- "Растения-хищники". Информация для занятия + интеллектуальная игра.
- "УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ". Интеллектуальная игра о растениях.
-
- "Какие сокровища прячет лес?" + задания
- "Удивительные деревья России и не только. " + задания
- "Удивительные деревья". Интеллектуальная игра.
- "Удивительные растения, которые нас кормят и одевают" + задания
- "Растения-хищники". Информация для занятия + интеллектуальная игра.
- "УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ". Интеллектуальная игра о растениях.
-
Информация для занятия о растениях из
книги «Я познаю мир. Растения. Энциклопедия для детей». М.: АСТ, 2009.
(Страницы отксерокопированы и обработаны программой FainReader)
А так же можно использовать информацию и стиль
повествования из книги А.В.Цингер «Занимательная ботаника», Москва, 1954г.
Наглядное сопровождение из книги «Энциклопедия.
Естествознание.», Москва, 2002г.
Интересные факты о
растениях есть в книге «Обо всём на свете», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.
Информация для игровой программы о
растениях из книги «Я
ПОЗНАЮ МИР:
Детская энциклопедия: Растения.»
https://urlid.ru/blyr
УДИВИТЕЛЬНЫЕ
РАСТЕНИЯ. Интеллектуальная игра о растениях. (По информации из
книги «Я ПОЗНАЮ МИР: Детская энциклопедия:
Растения».
https://urlid.ru/bmyb
УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ Статьи из газет и журналов
https://urlid.ru/bmy8 УДИВИТЕЛЬНЫЕ
ДЕРЕВЬЯ РОССИИ и не только. Информация для занятия о
деревьях. Плюс проверочные задания.
https://clck.ru/Feh2e
УДИВИТЕЛЬНЫЕ
РАСТЕНИЯ, которые нас кормят и одевают. ЗАДАНИЯ для проверки и закрепления знаний в игровой форме.
И другие разработки занятий о растениях на блоге в рубрике «Приложение
МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»
К
занятию по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий