понедельник, 25 февраля 2019 г.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ (травы, цветы, …) Информация для занятия о растениях (ИЗМЕНЕНО)



УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ (травы, цветы, …)
Информация для занятия о растениях из книги «Я познаю мир. Растения. Энциклопедия для детей». М.: АСТ, 2009. (Страницы отксерокопированы и обработаны программой FainReader), проверочные вопросы по занятию. 

ЗАНЯТИЕ 1.
ПЛАКАТ:
КАК РАСТЕНИЯ ПРЕДСКАЗЫВАЮТ ПОГОДУ?
Непогода никогда не застанет врасплох на­блюдательных знатоков растений: они вовремя предупредят о приближающемся ненастье.
·         Заметил, на траве ранним утром блестит роса — смело отправляйся в поход или про­сто на прогулку: дождя не будет.
·         Навстречу ясному погожему дню широко раскрываются венчики полевого вьюнка, бе­ленькие невзрачные цветочки мокрицы, яр­кие желтые ноготки (календула).
·         Дождь также маловероятен, если пери­стые листья папоротника-орляка закручива­ются книзу.
·         Но берегись дождя, если белая кувшин­ка, полевой вьюнок, мальва, клевер, оду­ванчик, фиалка закрыли венчики своих цветов.
·         О близком ненастье предупредят и поник­шие листочки акации, клевера. Поникает пе­ред дождем и ботва моркови. Перед дождем на краях листьев клена и каштана выделя­ются капельки воды. «Плачут» водные рас­тения — камыш, стрелолист, частуха, еже­головник. А кислица складывает свои изящ­ные тройчатые листья.
·         Предчувствуя приближение дождя, силь­но пахнут жимолость, сирень, левкои, души­стый горошек, петунья.
·         Листья деревьев показывают свою изнан­ку — дождь близко.
·         У сорванного хвоща перед дождем на стебле появляются капельки сока. А шиш­ки репейника перед дождем расправляют крючки.

Растения могут рассказать нам и о погоде на много месяцев вперед.
·         Замечено, что боль­шой урожай рябины — к холодной зиме, а много желудей на дубе — к теплой.
·         Если бурьян вырос очень высоким — зимой будет много снега.
·         Осенью расцвели шиповник, одуванчик, горох на грядке — к долгой теп­лой осени.
·         Мягкую зиму обещает урожай ща­веля, а если много полевого осота — зимой будет холодно.
·         А вот если подзадержались в лесу грибы, вспомните: «поздний гриб — поздний снег», не скоро еще земля покроется пушистым белым покрывалом.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ВРЕМЯ ПО РАСТЕНИЯМ?
В ясную и солнечную погоду, отправля­ясь на прогулку, не обязательно брать с со­бой часы: их могут успешно заменить цве­тущие растения, на которые вы порой не обращаете внимания — настолько они при­вычны и знакомы. Они позволят вам доста­точно точно (с интервалом в 1—1,5 часа) определить время.

Известно, что каждое растение «засыпает» и «просыпается» в оп­ределенное время суток. Раньше всех — в 4 часа — раскрываются цветы цикория и шиповника, в 5 ч — мак, в 6 ч — полевая гвоздика и одуванчик, в 7 часов «просыпа­ются» колокольчик и огородный карто­фель, в 8 ч — вьюнок, мокрица и бархатцы, в 9—10 ч — календула, мать-и-мачеха. Не­которые цветы раскрывают свои венчики, наоборот, ночью: в 20 ч развертывает цвет­ки душистый табак, в 21 ч — горицвет и ночная фиалка.

Так же в определенное время и закрыва­ются цветы. В 13—14 ч смыкает венчики кар­тофель, в 14—15 ч — мак, в 16—17 ч — ка­лендула, в 17—18 ч — мать-и-мачеха, в 18— 19 ч — лютик, в 19—20 ч — шиповник.

Определяя время по «живым» часам, сле­дует помнить, что в пасмурные дни и перед переменой погоды (см. «Как растения пред­сказывают погоду?») они могут и обмануть. Так, перед дождем закрывают цветки ногот­ки и лютики.

Раскрывание и закрывание цветков за­висят от многих условий: от времени вос­хода и захода солнца, от географического положения местности. Советуем вам, ребя­та, провести предварительные наблюдения, прежде чем определять время по цветочным часам.


***
Попробуйте представить себе, что из на­шей жизни исчезли все растения. Как уныло стало за окном! Нет ни привычных тополей на улице, нет крапивы у забора, пропали оду­ванчики и подорожник, торчавшие у края ас­фальтовой дороги. И дом сразу опустел. В нем стало неуютно без старинного дубового буфета, полного всяких припасов: чая, кофе, какао, банок с вареньем, пакетов с орехами, запасов различной крупы. Пропал и запах пряностей, которые хранились в нем. Нет больше деревянных шкафов, в которых хра­нилась одежда из хлопка и льна, нет мыла, духов, различных лекарств. А книги, бумага? Их тоже сделали из древесины. Без растений не было бы ни мячей, ни резиновой обуви.

Но это еще не самое страшное. Что было бы, если бы вдруг не стало того, что мы не видим, но без чего мы не смогли бы житьвоздуха, кислорода? Ведь именно растения вы­рабатывают кислород, и благодаря им вокруг планеты образовалась атмосферавоздуш­ная оболочка, без которой невозможна жизнь.

Ученые насчитали на планете около 500 тысяч видов растений. Но эта цифра может и уменьшиться. За миллион лет исчезли раз­личные виды растений, потому что менялся климат и вместо единого материкаГондваныобразовались современные части суши: Азия, Африка, Австралия, Южная и Северная Америка, но на Земле сохранились и живые ископаемые, такие, как гинкго, во­дяная водная планера, и их потомки.

В течение двух-трех последних столетий растительность на планете стала изме­няться из-за бурной и не всегда разумной де­ятельности людей. Если у дерева прочная, не гниющая древесина, такая, как у новозе­ландского каури,его жизнь под угрозой. В течение веков женьшень считался лекарст­вом от всех болезнейи вот его уже почти невозможно отыскать в диком виде. В под­московных лесах почти не стало ландышей, дети не знают, как выглядит любка, или ночная фиалка. Люди рвут, уничтожают растения, не задумываясь, что будет потом, или потому, что ничего не знают о них.

Мы поговорим о некоторых, самых ин­тересных, на наш взгляд, растениях. Может быть, вы и видели их, но не замечали, пото­му что не знали о них ничего. О других вы слышали, видели, но не представляете, как они растут. Это, например, многие пряно­сти. Может быть, вы, прочитав книгу «Я ПОЗНАЮ МИР. РАСТЕНИЯ.», узнаете о растениях, о существовании которых и не подозревали. Пусть это будет ваше маленькое открытие.
Прекрасные иллюстрации с кратким описанием растительного мира в книге «Энциклопедия. Естествознание», Москва, 2002г.

Интерес к миру растений появился уже у первобытного человека. В те вре­мена, чтобы выжить, необходимо было уметь распознавать виды рас­тений, отличать съедобные от не­съедобных. Сейчас мы не настолько зависим от познаний в БОТАНИКЕ, а именно так назы­вается наука, изучающая мир растений. Но оглянитесь вокруг и увидите, что мы активно используем расте­ния в повседневной жизни: одежда из растительных волокон, растительная пища, лекарства из растений, духи, мыло, шампуни и т. д. И в каждом доме, наверня­ка, есть хотя бы одно растение, украшающее интерьер.

Какие же отличительные черты у той части живой природы, которую изучает ботаника? Растения, сильно различающиеся между собой размерами и внешним ви­дом, имеют одно общее отличие от животных — способ добывания пищи. Из-за того, что они, как правило, не способны перемещаться в пространстве, кажется, что в мире растений ничего не происходит. Но это впечатле­ние обманчиво. Отсутствие движения не означает от­сутствия жизни. Большинство растений самостоятельно производят пищу на специальных "фабриках", находя­щихся в листьях, добывая "сырье" из воды, почвы, воз­духа и даже солнечного света.

Побочным продуктом жизнедеятельности растений является кислород. Он необходим животным и человеку. Если бы растения не поглощали углекислый газ и не вы­деляли кислород, то все животные на Земле умерли бы от удушья. Таким образом, растения играют важней­шую роль в очищении воздуха, которым мы дышим.

Кроме того, человек использует растения как укра­шения интерьера дома. Люди с древнейших времен вы­ращивали растения для украшения своих домов и са­дов. Но, выбирая живой интерьер, необходимо изучить его свойства, чтобы быть уверенным, что сможешь уха­живать за ним, а также чтобы не ошибиться и не прине­сти в комнату ядовитое растение.

Итак, ботаника рассматривает живые организмы — растения, которые являются важнейшей частью приро­ды и изучение которых не только интересно, но и полезно, поскольку они занимают важное место в нашей жизни.


ЧТО ТАКОЕ РАСТЕНИЕ?
Так и хочется ответить на этот вопрос: растение — это то, что растет. Это, конечно, не научный ответ, но одну из важнейших черт всех растений вы угадали правильно. Растение постоянно увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они ра­ботают в течение всей жизни растения.

По опыту мы знаем: достигнув определен­ной толщины, дерево перестает расти. Но та­кое ограничение жизненного пространства растению не выгодно: клетки камбия все рав­но делятся, хотя могут и надолго замирать.

Все растения имеют сходные приспособле­ния для питания. Они всасывают минераль­ные вещества из водных растворов. Чем боль­ше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.

Растения, в отличие от животных, мало­подвижны. Они могут передвигаться, но иным способом. Лианы обвивают опоры и иногда «перелезают» с одного места на дру­гое. Подсолнух поворачивает свой цветок вслед за солнцем. Цветок раскрывает и за­крывает свои лепестки. Но большинство рас­тений живет на одном месте всю свою жизнь (а это иногда сотни и даже тысячи лет, как секвойя).

Но главное отличие растения от всего живого, главное его предназначение на Зем­ле — это способность к фотосинтезу. В про­цессе фотосинтеза при взаимодействии сол­нечного света, воды и углекислого газа об­разуются кислород и сложные органиче­ские вещества, такие, как белки и нуклеи­новые кислоты. Фотосинтез совершается только днем, при солнечном свете, в каж­дом зеленом листе, травинке и даже в во­дорослях, плавающих в толще воды в оке­анах или прикрепленных ко дну. К фото­синтезу способны все организмы, содержа­щие зеленый пигмент хлорофилл и группу желтых пигментов каротиноидов.
Жизнь на Земле обеспечивается действи­ем Солнца на растения суши и океана.

Но и после своей гибели растения продол­жают поддерживать жизнь на Земле. Разла­гаясь, остатки растений выделяют углерод, который в виде углекислого газа поступает в атмосферу. При разложении образуется так­же вода. Эти элементы вновь используются новыми поколениями растений.

Отмершие растения за тысячелетия обра­зовали и почву, и полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть. В процессе эволюции образовался и мир животных, кото­рый существует исключительно благодаря жизнедеятельности растений.

Большинство современных ученых счита­ют, что планета Земля сформировалась не­многим ранее четырех с половиной миллиар­дов лет назад. Самые ранние остатки вымер­ших организмов найдены в породах, имею­щих возраст 3,8 миллиардов лет. Первыми обитателями Земли были бактерии-анаэробы, то есть они не использовали для дыхания кислород, которого еще не было в атмосфере.

Считают, что впервые процесс фотосинте­за стал идти в бактериях. Фотосинтез — это важнейший природный процесс, когда при взаимодействии солнечного света, воды и уг­лекислого газа образуется органическое ве­щество и свободный кислород.

Первые простейшие одноклеточные водо­росли и грибы появились около 2 миллиардов лет назад. Их остатки найдены в отложениях протерозойской эры на территории Гренлан­дии и Канады. В то же время появились и первые многоклеточные растения. Развитие жизни на Земле, появление и растений и жи­вотных, были тесно связаны с процессом фо­тосинтеза.

Ученые считают, что сине-зеленые водо­росли (это их название, а не просто обозна­чение цвета) и грибы — первые представите­ли растительного мира на Земле. Это низшие растения.

Более 2 миллиардов лет назад первые на­земные растения напоминали мхи, которые мы можем видеть сейчас в сырых тенистых местах.

Около 400 000 000 лет назад возникли бо­лее сложные растения. Они напоминали со­временные папоротники. Папоротники пер­выми имели корни, стебель и листья. Это признаки высших растений.
Ко времени появления динозавров Земля уже была покрыта лесами. Эти растения раз­множались семенами.

Сосны и другие хвойные деревья появи­лись позже, 300 000 000 лет назад. Эта груп­па деревьев включает в себя многочисленных представителей, таких, как сосна, ель, ка­надская ель, кедр, лиственница. Все эти де­ревья прячут свои семена в шишках.

Первые цветущие растения появились 150 000 000 лет назад. Их хорошо защищен­ные семена дали им большое преимущество по сравнению с растениями, чьи семена за­щищены не так хорошо. Поэтому их стало больше и по количеству, и по видам. В наши дни цветущие растения распространены по­всюду.

КАКИМИ БЫЛИ САМЫЕ ПЕРВЫЕ РАСТЕНИЯ НА ЗЕМЛЕ?

Осенью 1912 г. около деревни Райни в Шотландии сельский врач У.Макки, который для собственного удовольствия занимался и геологией, сделал срез в породе и вдруг уви­дел прекрасно сохранившиеся растительные остатки. На голом, тонком стебле сидели не­сколько вытянутые в длину шарики с тол­стыми стенками. Как выяснилось позднее, это было древнейшее на Земле растение. Оно жило около 415 млн. лет назад. Его назвали куксонией.

Позднее остатки куксоний и похожих рас­тений (хлорнеофита, ринии, псилофита) на­шли в Чехии, в США, в Западной Сибири. Их всех назвали риниофитами, по имени шотландской деревушки Райни.

Предполагают, что первые высшие расте­ния обитали во влажных, болотистых местах и скорее походили на водоросли, чем на со­временные растения. У них не было корней и листьев, у многих не было твердого стебля с опорными тканями. Шарики со спорами были с толстыми стенками, толщиной до 4 мм. В стебле обнаружены устьица.
Самой крупной была риния. Ее высота — до 50 см, а толщина стебля — около 5 мм. Видимо, на болотах были целые заросли риний. Стебель у ринии завершался куполом, где находились споры. Эти «емкости» для спор достигали длины 12 мм.

От ринии произошли псилофиты. У них уже был ровный, прямой стебель. Псилофит был в несколько раз выше ринии. От голого стебля отходили разветвленные бо­ковые ветки. В кожице стебля находились устьица, а его поверхность была покрыта шипами длиной 2—2,5 мм. Боковые ветки завершались «емкостями» в форме эллипса, где были споры.


ЧТО ТАКОЕ ЦВЕТОК?
Цветы — одно из самых прекрасных со­зданий природы. Мы улыбаемся, глядя на роскошные пионы и розы, элегантные тюльпаны, прекрасные и скромные ромашки, буй­ные заросли цветущей сирени, белоснежный благоухающий ландыш. Как много цветов! Сколько радости приносит нам их разнооб­разная красота!
Цветки и отвечают за важнейший момент в жизни каждого растения — образование плода. В цветке происходит опыление (обыч­но насекомыми), здесь образуется и развива­ется плод.

Цветок заканчивает собой стебель. Ученые считают, что цветки произошли от воспроиз­водящих побегов древних растений, которые заканчивались шариками со спорами. Дейст­вительно, чашелистики, особенно после рас­пускания бутона, очень похожи на обыкновенные листочки. Но у пиона, калужницы чашелистики становятся первыми распустив­шимися лепестками.
Лепестки — самая красивая часть цветка. Их задача — привлекать насекомых для опыления. Ученые считают, что лепестки од­них цветов произошли из чашелистиков, как у пиона, а других — из тычинок, например, у кувшинок, лютика, гвоздики.

Разнообразные по форме и окраске, цвет­ки приятно пахнут. Но запах издают не сами лепестки, а нектар — сладкая на вкус, саха­ристая жидкость. Ее вырабатывают особые железки — нектарники. На лепестках люти­ков и купальниц нектарники — это неболь­шие углубления, прикрытые своеобразным язычком. У черники, брусники, табака, шал­фея нектарник похож на кольцевой валик, он окружает основание завязи. А у настур­ции, липы, мальвы нектарник находится на чашелистиках. Бывают и другие нектарники.

Нектаром питаются многие насекомые, в том числе пчелы. Они перерабатывают не­ктар в мед. Особенно много нектара в тропи­ческих цветках. Им питаются также и пти­цы, например, крошечные колибри, которые опыляют цветы.

Во внутренней части цветка наверху цве­толожа можно увидеть плодолистик (его называют также пестиком), окруженный ты­чинками, тонкими, как нити. Тычинки за­канчиваются пыльниками, в которых созре­вает пыльца. У кактусов нет нектарников, зато в цветке бывает до 300 тычинок.

Плодолистик затрудняет прямой путь пыльцы к семязачаткам (семяпочкам), кото­рые находятся внутри него. Зерна пыльцы при оплодотворении попадают на рыльце плодолистика и прорастают в нем, выпуская пыльцевую трубку. Она врастает внутрь пло­долистика и достигает семязачатков (семяпо­чек), где происходит оплодотворение.

Семязачатки (или семяпочки) у цветко­вых растений мелкие, у них нет запаса пи­тательных веществ. Оказавшись во влажной полости завязи, они быстро прорастают. У земляники завязь плодолистика как бы по­гружается в цветоложе и срастается с ним. У цветков яблони с завязью срастается цве­точная трубка и созревает плод. Некоторые ботаники считают, что плод — это зрелый цветок.

ЧТО ТАКОЕ ОПЛОДОТВОРЕНИЕ?
После того как зерна пыльцы попали на рыльце пестика, то есть после опыления, зер­но пыльцы разбухает и прорастает, образуя пыльцевую трубку. Постепенно она достигает семяпочки в завязи цветка. У растений может быть одна или несколько семяпочек. В нижней части пыльцевой трубки образуются спермин. Затем происходит так называемое двойное оплодотворение: один из спермиев сливается с яйцеклеткой, другой — с цент­ральной клеткой семяпочки. После много­кратного деления из яйцеклетки развивается зародыш семени, а из центральной клетки после оплодотворения образуется запас пита­тельных веществ семени — эндосперм.
Растение, которое потом вырастет из та­кого семени, унаследует признаки обоих ро­дителей.
Зародыш у большинства цветковых рас­тений состоит из корешка, стебелька и се­мядолей.

ЧТО ТАКОЕ ОПЫЛЕНИЕ?
Чтобы в цветке начали развиваться семе­на, должно обязательно произойти опыле­ние — то есть пыльца тычинок должна по­пасть на рыльце пестика. Если пыльца пере­носится на рыльце того же цветка, то это самоопыление.
Но основной тип опыления цветковых растений — это перекрестное опыление, когда пыльца переносится на цветки раз­ных особей.
При постоянном самоопылении новые формы не развиваются, но зато совершенствуются лучшие черты данного вида растения. Перекрестное опыление благоприятствует развитию новых форм и свойств растений.

У ивы, тополя, осины, облепихи, финико­вой пальмы, конопли, спаржи, инжира име­ются два типа цветков — пестичные (женские) и тычиночные (мужские). Эти разные типы цветков появляются на разных деревь­ях, которые иногда различаются между собой и формой листьев и другими признаками. На­пример, мужские экземпляры тополей не за­грязняют улицы летящим пухом.
Чтобы не было самоопыления, у некото­рых цветков пестики и тычинки созревают в разное время, например, у колокольчиков, у зонтичных растений.

Пыльца и нектар — любимая пища насе­комых. Перелетая с цветка на цветок, они переносят пыльцу, и происходит опыление растений.
Как оказалось, пчелам небезразличен цвет, хотя их цветовое зрение отличается от зрения человека. Пчелы, например, слепы к красному цвету, они пролетят мимо мака и тюльпана. Поэтому некоторые цветки меня­ют свою окраску: медуница, только распу­стившись, бывает розово-пурпурной, потом становится синей. У конского каштана жел­тое пятно на лепестках превращается в оран­жевое, а потом — в красное. Нектар выделя­ется только в начале цветения.
Красные цветки опыляют бабочки: белян­ки и парусники. Но таких цветков мало в средней полосе и много в тропиках, где их опыляют птицы.

Цветки привлекают насекомых не только цветом, но и запахом. Боярышник, рябина, калина, кизил, барбарис опыляются мухами и жуками и их цветки неприятно пахнут или навозной жижей, или гниющим мясом.

Но чаще цветы выделяют ароматные эфирные масла. Опыты показали, что запах цветка действует на насекомых сильнее, чем его окраска. Ночные бабочки ориентируются в основном по запаху. Цветки, опыляемые птицами, не пахнут, ведь птицы не чувству­ют запаха.
Травянистые растения: подорожник, жит­няк, осока, злаки опыляются ветром, как и береза с лещиной, пока не распустились их листья.

ЧТО ТАКОЕ ПЛОД?
Каждый знает, что яблоко, груша, слива, вишня, земляника — это и есть плоды, так как они развились из завязи и содержат в себе семена. Но не все ботаники с этим со­гласны. Некоторые ученые считают, что на­стоящие плоды только те, что образовались из завязи — это слива, вишня, мак, томат. Плоды, которые образовались из других ча­стей цветка, ложные плоды. Например, зем­ляника образована разросшимся цветоло­жем. В конце концов, решили, что плод пра­вильно рассматривать как результат видоиз­менения всего цветка.

Если в начале своего развития плод еще сохраняет признаки цветка, то после созревания плода эти признаки сильно изменяют­ся или совсем исчезают.
Снаружи плод окружен околоплодником, который защищает зреющие внутри семена от высыхания, от повреждений. Околоплод­ники бывают сухие и сочные. Мякоть спелого яблока, дыни, арбуза, груши действительно очень сочная! А незрелый околоплодник, кислый, горький, вяжущий, вообще невкус­ный, предохраняет плод от несвоевременного поедания, незрелые семена — от порчи.

Среди сочных плодов ботаники выделяют многосемейные (ягода, яблоко, тыквина, гранатина) и односеменные. Обычно внутри них одна косточка. Такой плод называют костян­ка. Это вишня, абрикос, персик, черемуха. А ягода ежевики — это многокостянка.

Сухие плоды бывают вскрывающиеся и невскрывающиеся. Околоплодники спелого боба, стручка, коробочка мака, когда созре­вают, лопаются сами. А вот околоплодник лещины одеревенел, он очень твердый. Такой вид плода, который сам не вскрывается, с одним-единственным семенем называется орешек. Бывают плоды, состоящие из одного или многих орешков, — это плоды лютика, ветреницы, ломоноса. Такой плод так и на­зывается — многоорешек. Земляника — то­же многоорешек. Отдельные плодики земля­ники покоятся на мясистом ложе, но устро­ены они так же, как все орешки.

Коробочка — также один из видов пло­да. В ней обычно 3—5 гнезд с семенами. Когда семена созревают, коробочка вскры­вается. У зверобоя, табака, рододендрона коробочка растрескивается вдоль перегоро­док и распадается на отдельные части. У хлопчатника, лилии, тюльпана, гиацинта растрескиваются стенки. У ивы и тополя коробочка трескается по шву, образованно­му срастанием плодолистиков. Стручок — один из видов коробочки. Созрев, он с тре­ском распадается на две створки. У мака в околоплоднике образуются дырочки, и се­мена высыпаются.

Плод ржи, пшеницы, овса, других зерно­вых культур так и называется зерновка. Он не вскрывается, у него только одно семя. Мы все видели их много раз.

ЯГОДА — ЭТО ПЛОД?
Ягода — это такой плод, у которого внутри много семян и нет косточки. Когда ягода зрелая, у него мясистый и сочный околоплодник, как у клубники, винограда, вороньего глаза, брусники, черники, голу­бики, клюквы.

Значит, вишня — не ягода, а томат — ягода? Да, с точки зрения ученого-ботаника, это так. И цитрусовые плоды: апельсин, ли­мон, мандарин, грейпфрут, померанец — то­же ягоды. Гнезда с семенами внутри этих плодов заполнены ароматным соком.

Плоды семейства тыквенных (они называ­ются тыквины) — тип ягоды. Стало быть, тыква, арбуз, дыня, огурец — тоже ягоды. Придется привыкать к мысли, что арбуз с огурцом — родственники, да еще и ягоды.

В Средиземноморье, в Крыму и на Кавказе растет травянистое многолетнее растение под названием «бешеный огурец». Его колючие зе­леноватые плоды напоминают маленькие огур­чики. Когда плоды созревают, в них возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто потревожит заросли бешеного огурца! Даже при легком прикосновении огурец отрывается от плодоножки и из образовавшегося отверстия вылетает сильная струя клейкой слизи. В ней семена выбрасываются на расстояние более 12 см. Постепенно слизь высыхает на шерсти жи­вотного, семена одно за другим опадают и раз­носятся на большие расстояния.

ЧТО ВНУТРИ У СЕМЕНИ?
Давайте вместе посмотрим, что внутри у семени. Возьмем его в руки. Любое семя по­крыто кожурой. В основном она гладкая, но бывают семена с крылышками (у клена), с шипами и другими приспособлениями. Если поверхность семени гладкая, то можно заме­тить рубчик, который образуется на том ме­сте, где он отделился от семяножки. Рядом с рубчиком сохраняется микропилярное от­верстие — микропиле, которое изнутри часто закупоривается или даже прикрывается спе­циальной крышечкой, как у родственниц кувшинок. Кончик корня всегда находится поблизости от микропиле. При прорастании он, прежде всего, выходит наружу.
Достаточно плотная и крепкая кожура бе­режет семя от повреждений, но она должна пропускать влагу и не мешать прорастанию зародыша.

Зародыш — это главная часть семени. Он образуется после оплодотворения яйцеклет­ки. Зародыш обычно состоит из корешка, сте­белька и почечки. Стебелек переходит в ко­решок — будущий главный корень растения. Над стебельком находятся семядоли, из ко­торых потом разовьются листья. Если семя­доля одна — это однодольное растение, если их две — растение называют двудольным.

Семядоли лучше всего разглядеть у семян бо­бов или фасоли. В семядолях откладываются запасы питательных веществ. В пшенице, ку­курузе, злаках больше всего крахмала, в под­солнечнике, льне, арахисе — больше всего жиров, в бобовых — белка. Семена этих рас­тений дают людям муку, крупы, раститель­ные масла. Но они необходимы и для пита­ния прорастающего зародыша.

На самой верхушке стебелька зародыша расположена почечка, которая и выбрасыва­ет над поверхностью почвы два первых зеле­ных листочка.
Чем более зрелыми становятся семена, тем меньше в них воды, даже если эти семена находятся в таких сочных плодах, как арбуз, апельсин, вишня.
Когда семя созревает, питательные веще­ства из растения перестают поступать.

КАК РАСПРОСТРАНЯЮТСЯ ПЛОДЫ И СЕМЕНА?
Очень редко семена прорастают в самом растении. Если разрезать спелую тыкву, можно увидеть такие проросшие семена. Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящи­ми, они прорастают. Растения занимают но­вые территории. Там благодаря перекрест­ному опылению могут образоваться новые виды растений.

Плоды и семена, даже неприятные людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привле­кательны для птиц. Но семена с твердой обо­лочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена ока­зываются на далеком расстоянии от места своего созревания.

Делая запасы, птицы тащат плоды и се­мена к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает. Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами: фиалок, ветреницы, медуницы, кислицы, чистотела, василька, молочая. Часть семян они теряют в пути. Но им в основном доступны семена трав.

Мы все знаем плоды, которые сами цеп­ляются за шерсть проходящих мимо животных или за одежду людей. Это плоды дур­нишника, череды или лопуха.

На островах Тихого океана растет пизония. Это дерево или кустарник. Плод пизонии заключен в чашечку, усаженную рядами липких волосков. Они легко приклеиваются к любому предмету. Пресмыкающиеся и мел­кие птицы бывают настолько облеплены эти­ми плодами, что не могут двигаться и поги­бают.

КАКИЕ СЕМЕНА ПУТЕШЕСТВУЮТ ПО ВОДЕ И ВОЗДУХУ?
В высокогорных степях, пустынях, саван­нах, где бывают сильные ветры, семена раз­летаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Мел­кие семена — у вереска, росянки, заразихи, колокольчика, хмеля, из теплолюбивых рас­тений — рододендрона и эвкалипта.

Семена с крыльями образовались у расте­ний, которые живут на открытых местах. Се­мена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хо­холком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, бе­резы, ольхи и граба — маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу — у пло­дов тюльпанового дерева, клена и ясеня. По­этому они и кружатся при падении.

В тропиках и субтропиках растет держи­дерево. Так его называют из-за шипов на вет­ках. В каждой паре один из них загнут кни­зу» другой — косо вверх. Его плод похож на диск. Он опоясан тонким сплошным крылом и подвешен на тонкой плодоножке. Настоя­щая «летающая тарелка».

Плоды пузырника, осоки вздутой, некото­рых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о рас­тении «перекати-поле». Его научное назва­ние — качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровид­ные кусты с созревшими плодами ветер уно­сит на большие расстояния. Семена находят­ся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.

Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести.
Иногда от морских берегов отрываются це­лые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими рас­тениями и даже животными.

КАК ПРОРАСТИТЬ СЕМЯ?
Есть семена, которые прорастают легко и быстро, например, клена, хлебных злаков, подсолнечника, салата, сорняков. А вот поч­ти у всех цветковых растений семена не спо­собны прорастать сразу. Чтобы они дали ро­стки, их нужно поместить в особые условия. Бобовые и растения из засушливых областей нужно просто намочить перед посевом, так как у них твердая кожура, и поставить в теп­лое место.

Бывают семена, у которых зародыш пол­ностью не развился. Такие семена нужно по­местить в условия, в которых зародыш завершил бы свое развитие. Это семена ясеня, женьшеня, лимонника китайского. Для до­зревания набухшие семена должны полежать во влаге и тепле.
Семена березы, салата, сельдерея чувстви­тельны к свету, и, если его достаточно, то они быстро всходят.

Многие семена быстро всходят, если их подержать при пониженной температуре — при 0°С или при +6°С в песке, торфе или опилках. Этот процесс называется стратифи­кацией. Семена калины и ландыша прораста­ют только после длительной холодной стра­тификации, причем ландыша — только на вторую весну.

Понятно, почему семена дыни или паль­мы всходят при температуре +25°С, куку­рузы +12°С, а пшеницы даже при 0°. Ведь и взрослые растения привыкли к таким ус­ловиям.

Обычно семена, которые легко прораста­ют, теряют всхожесть через несколько не­дель. Сухие семена могут храниться несколь­ко лет, а иногда — в течение десятков и даже сотен лет.

Благодаря семенам зародыш будущего растения в состоянии покоя сможет благопо­лучно переждать трудные времена и прорасти в более благоприятных условиях.


РАСТУЩИЕ В ВОДЕ
Слово «водоросли» означает растения, живущие в воде. Из воды они получают не­обходимые им питательные вещества. Они свободно плавают в воде или поселяются на дне.
Но водоросли могут жить не только в водоемах, но и там, где среда их обитания постоянно увлажняется. Например, на зем­ле. Посмотрите на позеленевшие тротуары под водосточными трубами, скользкие зе­леные налеты на срубах колодцев, на забо­рах, стенах домов, крышах. Это микроско­пические одноклеточные и нитчатые водо­росли.
Древнейшие сине-зеленые водоросли поселяются в трещинах скал, в пещерах и даже в почве на глубине до двух метров. Чехлы и обертки этих водорослей запасают воду на случай засухи и таким образом удерживают ее в почве.
Сине-зеленые водоросли освоились и в го­рячих источниках. Например, в горячей воде (до 75°С) гейзеров Камчатки их обнаружили до 28 видов. Эти любители теплой воды обыч­но поселяются в трубах электростанций, за­водов и фабрик, спускающих загрязненные горячие отходы.

Другие виды водорослей, наоборот, пред­почитают холод, лед. На Северном Урале, на Камчатке, на острове Новая Земля обычен «красный снег». Его оттенки меняются от бледно-розового до темно-малинового. Это один из видов хламидомонады — шаровид­ной водоросли, заполненной красным пиг­ментом. Бывает, что снег «цветет» зеленым, бурым, голубым цветом. Это зависит от вида водорослей.

Водоросль дюналиелла (тоже из хламидо­монад) предпочитает очень соленую воду — рапу. Она окрашивает воду соленых озер, ка­ких, например, немало в Астраханской обла­сти, в розовый или красный цвет.
В твердых известняковых породах поселя­ются сверлящие водоросли. Они постепенно проникают на глубину и разрастаются там, выделяя кислоты, которые растворяют из­весть.

Водоросли приспособились обитать и на живых организмах. Лишайники — не что иное, как сообщество (симбиоз) гриба с водо­рослью. Даже в клетке одного из видов ин­фузории неизменно присутствует одноклеточ­ная зеленая водоросль. Клетки водорослей обнаружили внутри тела личинки стрекозы, внутри червя конволюта, на ножках водяного клещика.
Вот вам и водоросли!

ЧТО ТАКОЕ ДИАТОМОВАЯ ВОДОРОСЛЬ?
Диатомовая водоросль — это совершенно особая группа одноклеточных организмов. В отличие от других водорослей она окружена твердой оболочкой-панцирем. Они бывают настолько разнообразны, тонки, изящны, за­тейливы и причудливы, что можно подумать, что это творения художника. Впервые люди увидели эти водоросли только в XVIII в., ког­да был изобретен микроскоп.

Диатомеи живут одиночно или объединя­ются в колонии, похожие на цепочки, нити, ленты, звездочки, кустики или слизистые пленки.
Жилище диатомеи состоит из двух рако­вин, одна над другой, как верх и низ ко­робки. Они соединены гранями, как будто связаны поясами. Внутри находится живое растение.
Большинство диатомовых водорослей пла­вают в воде или прикрепляются веществом, напоминающим желе, к камням или более крупным растениям. Некоторые могут спо­койно плавать в воде с места на место, другие перемещаются по камням, по дну.

Диатомеи обычно размножаются путем деления. Находящаяся внутри коробочки клетка делится, коробочка разделяется на­двое. Каждая из половин начинает жить са­мостоятельной жизнью, строить новое жи­лище.
Эти водоросли живут в моховых подушках на болотах, на камнях и скалах, в почве, на снегу и во льду, которые они окрашивают в бурый цвет. Они одинаково хорошо себя чув­ствуют в соленых и в пресных водоемах со стоячей водой и в горячих источниках.
Диатомеи — неиссякаемый и постоянный корм для различных водяных животных, мальков рыб. Ими питаются сельдь, хамса, сардины и другие рыбы. В этих водорослях белков и жиров даже больше, чем в карто­феле и хлебных злаках.

Если диатомеи поселяются в загрязнен­ных водоемах, вода постепенно очищается.
Отмирая, диатомеи опускаются на дно водоемов. Их панцири скапливаются в ог­ромном количестве, образуя диатомовые илы. Эти илы — прекрасное удобрение для полей. Залежи таких илов особенно мощны на многих озерах Кольского полуострова, озерах Южного Урала, на Байкале, Телецком озере.
Иногда панцири этих водорослей слежи­ваются и превращаются в белую, рыхлую и пористую породу — диатомит. Химики, ме­дики и даже строители нашли применение этим породам.



ЧТО ТАКОЕ ЭНДЕМИКИ?
Распахивая новые земли, строя города, плотины на реках, люди в течение многих веков неосторожно и легкомысленно брали у природы все, что хотели. И во второй поло­вине XX в. оказалось, что некоторые обыч­ные когда-то растения и животные, особенно полезные или очень красивые, начали исче­зать. Больше нет на озерах зарослей водяного ореха, или чилима, почти невозможно найти в тайге корень женьшеня, совсем исчез из подмосковных лесов ландыш, стали редко­стью желтые розочки купальниц в прибреж­ных зарослях и прекрасных водяных лилий на лесных прудах. Теперь это редкие, или эндемичные, растения.


Эндемиками можно назвать и растения-долгожители. Изменился окружающий их ландшафт, на планете появились и исчезли новые виды растений, а они все встречают и провожают целые столетия. На планете оста­лась лишь небольшая роща ливанских кед­ров. Многовековым американским секвойям дают собственные имена. Только на Сейшель­ских островах и нигде больше растет сейшельская пальма.
Среди эндемиков есть и растения-хищники. На планете еще остались растения, которые эндемичны из-за своего географического положения. Гранитные Сей­шельские острова можно назвать одним из чудес света. Они очень долго существуют в изоляции. Предполагают, что это обломок древнего единого континента Гондвана, кото­рый потом «распался», образовав все совре­менные материки. На Сейшельских островах более 70 эндемичных видов и родов растений.
В 1974 г. ботаники насчитали там всего 6 деревьев медузагины. Это небольшое дерево высотой около 9 м растет на острове Маэ — самом крупном из Сейшельских островов. Диаметр ствола около 20 см, крона густая, похожая на зонтик. Медузагину легко заме­тить — листья у нее красные. На их фоне очень красиво выглядят молодые светло-зе­леные листочки. Соцветия-метелки белых, с розоватым оттенком цветков неприятно пах­нут. У цветков медузагины по 5 чашелисти­ков и лепестков и множество тычинок с жел­тымипыльниками. В центре цветка 17—25 пестиков с рыльцами, похожими на головки. Эти пестики сохраняются на верхушке пло­да-коробочки. Она растрескивается по пере­городкам, остатки коробочки остаются соеди­ненными наверху. Плод тогда напоминает маленький зонтик или медузу. Но из семян это растение не возобновляется.
Растет медузагина среди гранитных скал в недоступных ущельях.

ЧТО ТАКОЕ ЭПИФИТЫ?
Представьте себе на минуту, что вы в тро­пическом лесу. Здесь тепло, душно, влажно, солнечный свет почти не проникает сквозь густую листву деревьев, оплетенных лиана­ми. Растения здесь растут не только на земле, но и на других растениях. Можно видеть, как с веток свисают воздушные корни. Ведь тепла и влаги здесь достаточно, не хватает лишь света. Эпифиты — растения, которые прикрепляются к деревьям, живут на них, но не за их счет. Эпифиты — не паразитиче­ские растения. В некоторых тропических ле­сах деревья так густо заселены эпифитами, что образуются целые воздушные сады.

Вот с дерева свисает тончайшее зеленое кружево, длиной до полуметра. Это папорот­ник гименофил прекраснейший. Его листоч­ки так тонки, что похожи на пленку. Они очень легко впитывают воду из воздуха.

А вот папоротник асплениум гнездовой, или птичье гнездо. Его кожистые плотные листья длиной до 2 метров и шириной 20— 40 см образуют розетку, или гнездо. Оно си­дит па толстом прямом корневище, опутан­ном множеством корней. В гнездо сверху па­дают листья, кусочки коры, которые посте­пенно сгнивают. Снизу в него прорастают корни. Они питают растения этим органиче­ским веществом и дают начало новым листь­ям. Папоротник-эпифит живет на дереве мно­гие годы. Он так разрастается, что под его тяжестью или обламывается ветка или поги­бает само дерево.

Много эпифитов среди лишайников. По­жалуй, самый замечательный среди них — «дубовый мох». Вы можете увидеть его на коре лиственных деревьев в лесах средней полосы России. Его зеленая, кустистая бо­рода прекрасно удерживает запахи, поэто­му его применяют при изготовлении духов и одеколонов.

И еще один интересный лишайник-эпи­фит, обычный в лиственных лесах — графис написанный. Этот лишайник похож на замысловатые письмена, нанесенные на кору дерева. Его прямые, изогнутые, волнистые беловато-серые пятна иногда трудно бывает разглядеть на стволе дерева.

ДЛЯ ЧЕГО У БОБОВЫХ НА КОРНЯХ КЛУБЕНЬКИ?
Люди очень давно заметили, что на кор­нях у люпина, клевера, арахиса, люцерны, донника, фасоли, гороха, сои, нута, в общем, у всех сельскохозяйственных растений появ­ляются клубеньки. И давно было известно, что корнеплоды и зерновые истощают почву, а растения, посаженные на полях после бо­бовых, дают хороший урожай. Об этом писал еще древнегреческий ученый, философ и бо­таник Теофраст.

Но почему бобовые повышают урожай других культур? На этот вопрос ответил в 1838 г. французский ученый Дж. Буссенго. Он выяснил, что бобовые способны обогащать почву азотом. Почему это так важно? Дело в том, что азот из воздуха не могут усваивать ни люди, ни животные, ни растения. И лишь одно растение — копеечник — способно ус­ваивать азот из воздуха. Но без клубеньков в природе это растение не встречается.

Усваивать атмосферный азот растениям помогают бактерии. Попав в ткань корня рас­тения, они заставляют усиленно делиться его клетки, и образуются клубеньки. В них бак­терии растут и размножаются. Они снабжают растения азотом, который забирают из воз­духа, а растения дают бактериям вещества, необходимые им для роста и развития.

Почему фиксирующие азот бактерии по­селяются именно на корнях бобовых расте­ний? Оказывается, что только(?) корни бобовых обеспечивают эти бактерии подходящими для их жизни веществами. Выделения кор­ней бобовых бактерии чувствуют на расстоя­нии до 3 см.

Вначале образовавшиеся клубеньки бело­го цвета. Когда их активность наиболее вы­сокая, они становятся розовыми, красными. Когда клубеньки стареют и фиксируют все меньше азота, они зеленеют.

Кроме бобовых, клубеньки, фиксирующие азот, образуются на корнях ольхи, облепихи, вейника лесного, у толокнянки лисохвоста, мятлика, у капусты и редьки. Есть клубень­ки на корнях кофейных деревьев.

КАКИЕ РАСТЕНИЯ ЛЮБЯТ СОЛЬ?
Растения приспособились к жизни и на самых неудобных, засоленных почвах: на со­лончаках Южной Туркмении, где в жару во­да испаряется и растрескавшуюся землю по­крывает белый налет соли, и на отлогих бе­регах морей и океанов, которые постоянно заливает соленая морская вода. Таких расте­ний много, несколько сотен видов и растут они на всех континентах, в том числе в Ар­ктике и в Антарктике. Почти все они, при­спосабливаясь к условиям жизни, приобрели необычные формы роста. Этим они и инте­ресны.

Акантолимоны похожи на гигантские ко­лючие подушки или на огромных ежей. Эти растения очень разнообразны, их не менее 250 видов. Они заселили пустынные, засуш­ливые горные районы Передней и Средней Азии.

У кермека и других растений этого вида листья собраны в розетку, из которой торчит длинный цветонос. Уже в начале лета листья отмирают, а на цветоносе появляется множе­ство побегов, которые функционируют вместо листьев.

И у кермека, и у акантолимона на лис­тьях и на цветоносах расположены солевые желудки. Они напоминают устьица, но ус­троены более сложно. Через них вместе с водой выделяются ненужные растению ми­неральные соли. Они и помогают растениям выжить на очень сильно засоленных по­чвах. Иногда листья и цветоносы бывают сплошь усажены пластинками-чешуйками, которые образуются из солевых выделений над железками.
Интересна форма гониолимона. Когда со­зревают плоды, листья растения отгибаются вниз и все растение превращается в рыхлый шар. Если стебель переламывается ветром, то растение свободно кочует по степи, рассе­ивая семена.

Армерии, растущие в тундрах Арктики и Антарктики, замечательны не только своими розовато-лиловыми, похожими на шар, со­цветиями на длинных цветоносах. Эти расте­ния выносят почвы, загрязненные солями тя­желых металлов и нефтью. Армерия примор­ская одна из первых заселяет залитые неф­тью берега морей. Другой вид армерии встре­чается на старых отвалах медных рудников в странах Западной Европы.

Уныло выглядят берега Аральского и Кас­пийского морей. Почвы здесь — глина или песок, перемешанные с солью, а вода такая соленая, что это не вода, а рассол. Дожди редки, целыми днями нещадно палит солнце. Трудно представить, какое растение может выжить в таких условиях.
Это растение — селитрянка, довольно вы­сокий, до двух метров, ветвистый кустарник.
Его колючие ветки усажены мясистыми ли­стьями. Этот кустарник хорошо себя чувст­вует в пустынях, выходящих к берегам Кас­пийского и Аральского морей, в засоленных пустынях Азии, в пустыне Гоби на севере Африки, а также в пустынях на юго-востоке Австралии.
Селитрянка растет вместе с тамариском, на сыпучих песках. Песок иногда засыпает все растение, но оно дает новые побеги и всег­да оказывается на поверхности.

Селитрянку нашел в начале XVIII в. Гот­либ Шобер, личный врач Петра I. Он отпра­вил растение в Швецию, ботанику и естест­воиспытателю Карлу Линнею. Растения не­плохо выглядели, но не цвели. Только на две­надцатый год, когда Линней добавил в почву поваренную соль, селитрянка, наконец-то, зацвела.

Но и в привычных условиях этот кустар­ник зацветает только на седьмой или восьмой год. Мелкие белые цветки живут недолго, всего 2—3 дня. Но они раскрываются посте­пенно, и куст стоит в цвету целый месяц. Еще примерно через месяц созревают темно­красные продолговатые ягоды, похожие на кизил. Они съедобны и сладковаты на вкус, в них много витамина С. Из ягод делают ва­ренья, компоты и сушат. Сушеные ягоды на­поминают изюм. Монголы и тунгусы заготав­ливают их на зиму.

Плоды селитрянки притупленной дейст­вуют как слабый наркотик и приятны на вкус. Арабы, живущие на севере Африки, с удовольствием жуют их. Древнегреческий поэт Гомер в поэме «Илиада» рассказал о лотофагах — народе с северного побережья Африки. Всякого, кто попадал к ним, они угощали сладкими и дурманящими плода­ми. И гость забывал о родине и о близких людях и оставался там навсегда. Возможно, что это были ягоды селитрянки, хотя Гомер говорил о дереве, а не о кустарнике.

Ягоды селитрянки любят многие живо­тные. На северо-западе Китая медведи спе­циально спускаются с отрогов Тибета, когда поспевают ягоды селитрянки. Верблюды, ко­нечно же, большие их любители. Птицы склевывают их с кустов, и даже волки и ли­сицы лакомятся ими.


Из книги «Энциклопедия. Естествознание», Москва, 2002г.: (фото, чтобы ничего не потерялось)
                                                    




УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ (травы, цветы,…).  
Примерные (в зависимости от поданной информации) ПРОВЕРОЧНЫЕ ВОПРОСЫ и ЗАДАНИЯ. (Вопросы могут задаваться устно, с подсказками и без, дети могут вытягивать карточки с вопросами и отвечать по одиночке или в группах, так же и с карточками «Вставь пропущенное слово!»).
ЦЕЛЬ: проверка, закрепление и … знакомство с информацией о растениях.


1.     Что потеряют люди при исчезновении растений? (воздух, пищу, одежду, мебель, дома, игрушки, бумагу, карандаши, приборы, …, животных, жизнь на планете Земля)
2.     Как много на нашей планете видов растений? (около 500 тысяч видов растений).
3.     Как называется наука, изучающая растения? (ботаника)
4.     Чем растения отличаются от животных? (растения не движутся, не издают звуков, другой способ питания)
5.     Для чего, выбирая живой интерьер, необходимо изучить его свойства?  (Чтобы быть уверенным, что сможешь уха­живать за ним, а также, чтобы не ошибиться и не прине­сти в комнату ядовитое растение.)
6.   Что такое растение? (Растение — это то, что растет. Это, конечно, не научный ответ, но одну из важнейших черт всех растений вы угадали правильно. Растение постоянно увеличивает массу своего тела. Клетки, расположенные на кончиках стеблей и корней, делятся постоянно, они ра­ботают в течение всей жизни растения.)
7.   Как растения добывают себе пищу? (Все растения имеют сходные приспособле­ния для питания. Они всасывают минераль­ные вещества из водных растворов. Чем боль­ше ветвятся и растут корни, тем лучше они обеспечивают растение питанием.)
8.   Когда появились на Земле первые растения? (Первые простейшие одноклеточные водо­росли и грибы появились около 2 миллиардов лет назад. Их остатки найдены в отложениях протерозойской эры на территории Гренлан­дии и Канады. В то же время появились и первые многоклеточные растения.)
9.   Что такое фотосинтез? (Фотосинтез — это важнейший природный процесс, когда при взаимодействии солнечного света, воды и уг­лекислого газа образуется органическое ве­щество и свободный кислород. Считают, что впервые процесс фотосинте­за стал идти в бактериях.)
10.               Какими были первые растения? (Более 2 миллиардов лет назад первые на­земные растения напоминали мхи, которые мы можем видеть сейчас в сырых тенистых местах.)
11.               Что из себя представляли более сложные растения после мхов и когда они появились? (Около 400 000 000 лет назад возникли бо­лее сложные растения. Они напоминали со­временные папоротники. Папоротники пер­выми имели корни, стебель и листья. Это признаки высших растений.)
12.               Что является признаком высших растений? (Папоротники пер­выми имели корни, стебель и листья. Это признаки высших растений.)
13.              Какие деревья появились первыми и когда это случилось? (Сосны и другие хвойные деревья появи­лись позже, 300 000 000 лет назад. Эта груп­па деревьев включает в себя многочисленных представителей, таких, как сосна, ель, ка­надская ель, кедр, лиственница. Все эти де­ревья прячут свои семена в шишках.)
14.              Когда наша Земля украсилась цветами? (Первые цветущие растения появились 150 000 000 лет назад.)
15.               Для чего растениям цветы? (Цветки и отвечают за важнейший момент в жизни каждого растения — образование плода. В цветке происходит опыление (обыч­но насекомыми), здесь образуется и развива­ется плод.)
16.               Какая роль отведена лепесткам цветов? (Лепестки — самая красивая часть цветка. Их задача — привлекать насекомых для опыления.)
17.              Что такое эндемики? (Исчезающие, редкие растения)
18.              Каким образом широко распространённые растения становятся эндемичными, редкими? (Люди рвут, уничтожают растения не задумываясь, что будет потом, или потому, что ничего не знают о них. Для продажи, для украшения дома, и просто по тому, что растения попали «под руку», и выбрасывая их по дороге.)
19.              Что такое эпифиты? (Эпифиты — растения, которые прикрепляются к деревьям, живут на них, но не за их счет. Эпифиты — не паразитиче­ские растения.)
20.              Какие растения эпифиты вы можете назвать? (лианы, папоротники, лишайники)
21.               Почему фиксирующие азот бактерии по­селяются именно на корнях бобовых расте­ний? (Оказывается, что корни бобовых обеспечивают эти бактерии подходящими для их жизни веществами. Выделения кор­ней бобовых бактерии чувствуют на расстоя­нии до 3 см.)
22.               Есть ли у бобовых «помощники», обогащающие землю азотом? (Кроме бобовых, клубеньки, фиксирующие азот, образуются на корнях ольхи, облепихи, вейника лесного, у толокнянки лисохвоста, мятлика, у капусты и редьки. Есть клубень­ки на корнях кофейных деревьев.)
23.               Что помогает растениям приспособиться и выживать на сильно засолённых почвах? (У кермека, и у акантолимона на лис­тьях и на цветоносах расположены солевые желудки. Они напоминают устьица, но ус­троены более сложно. Через них вместе с водой выделяются ненужные растению ми­неральные соли. Они и помогают растениям выжить на очень сильно засоленных по­чвах.)
24.               Могут ли выжить растения на берегах, залитых нефтью? (Армерии выносят почвы, загрязненные солями тя­желых металлов и нефтью. Армерия примор­ская одна из первых заселяет залитые неф­тью берега морей. Другой вид армерии встре­чается на старых отвалах медных рудников в странах Западной Европы.)
25.               Чем делится селитрянка с человеком? (У селитрянки темно-­красные продолговатые ягоды, похожие на кизил. Они съедобны и сладковаты на вкус, в них много витамина С. Из ягод делают ва­ренья, компоты и сушат. Сушеные ягоды на­поминают изюм. Монголы и тунгусы заготав­ливают их на зиму.)
26.               Без чего невозможно развитие семян? (Без опыления)
27.               Что такое  опыление? (Опыле­ние — пыльца тычинок должна по­пасть на рыльце пестика. Если пыльца пере­носится на рыльце того же цветка, то это самоопыление. Но основной тип опыления цветковых растений — это перекрестное опыление, когда пыльца переносится на цветки раз­ных особей.)
28.               В чём преимущество перекрёстного опыления? (При постоянном самоопылении новые формы не развиваются, но зато совершенствуются лучшие черты данного вида растения. Перекрестное опыление благоприятствует развитию новых форм и свойств растений.)
29.               Какие видоизменения применяют растения, чтобы привлечь насекомых для помощи в опылении? (Некоторые цветки меня­ют свою окраску: медуница, только распу­стившись, бывает розово-пурпурной, потом становится синей. У конского каштана жел­тое пятно на лепестках превращается в оран­жевое, а потом — в красное. Нектар выделя­ется только в начале цветения.)
30.               Цветки привлекают насекомых не только цветом, но и запахом. Почему боярышник, рябина, калина, кизил, барбарис имеют неприятный запах? (Боярышник, рябина, калина, кизил, барбарис опыляются мухами и жуками и их цветки неприятно пахнут или навозной жижей, или гниющим мясом.)
31.               Чаще цветы выделяют ароматные эфирные масла. Опыты показали, что запах цветка действует на насекомых сильнее, чем его окраска. Как находят нужные цветы ночные бабочки? (Ночные бабочки ориентируются в основном по запаху.)
32.               Почему цветки, опыляемые птицами, не пахнут? (Цветки, опыляемые птицами, не пахнут, ведь птицы не чувству­ют запаха.)
33.               Мякоть спелого яблока, дыни, арбуза, груши действительно очень сочная! А почему незрелый околоплодник - кислый, горький, вяжущий, вообще невкус­ный? (Невкусный околоплодник предохраняет плод от несвоевременного поедания, незрелые семена — от порчи.)
34.               Как называются околоплодники спелого боба, стручка, коробочка мака? Когда они созре­вают, лопаются сами. (вскрывающиеся)
35.               Ягода — это такой плод, у которого внутри много семян и нет косточки. Когда ягода зрелая, у него мясистый и сочный околоплодник. Приведите примеры таких плодов.  (у клубники, винограда, вороньего глаза, брусники, черники, голу­бики, клюквы.)
36.               Значит, вишня — не ягода, а томат — ягода? (Да, с точки зрения ученого-ботаника, это так. И цитрусовые плоды: апельсин, ли­мон, мандарин, грейпфрут, померанец — то­же ягоды. Гнезда с семенами внутри этих плодов заполнены ароматным соком.)

РАЗМЫШЛЯЛКИ:
1.   За миллион лет исчезли раз­личные виды растений, в чём причина их гибели? (изменение климата, разделение на материки, острова, из-за бурной и не всегда разумной деятельности человека).
2.   Насколько правильно выражение о растениях, что они не движутся в отличие от животных? (Растения, в отличие от животных, мало­подвижны. Они могут передвигаться, но иным способом. Лианы обвивают опоры и иногда «перелезают» с одного места на дру­гое. Подсолнух поворачивает свой цветок вслед за солнцем. Цветок раскрывает и за­крывает свои лепестки. Но большинство рас­тений живет на одном месте всю свою жизнь (а это иногда сотни и даже тысячи лет, как секвойя).
3.   Где и как растения добывают себе питание? (Большинство растений самостоятельно производят пищу на специальных "фабриках", находя­щихся в листьях, добывая "сырье" из воды, почвы, воз­духа и даже солнечного света.)
4.   Главное предназначение существования растений на Зем­ле? (Главное предназначение растений на Зем­ле — это способность к фотосинтезу. В про­цессе фотосинтеза при взаимодействии сол­нечного света, воды и углекислого газа об­разуются кислород и сложные органиче­ские вещества, такие, как белки и нуклеи­новые кислоты. Фотосинтез совершается только днем, при солнечном свете, в каж­дом зеленом листе, травинке и даже в во­дорослях, плавающих в толще воды в оке­анах или прикрепленных ко дну. К фото­синтезу способны все организмы, содержа­щие зеленый пигмент хлорофилл и группу желтых пигментов каротиноидов.)
5.   Есть ли польза от растения после его гибели? И если есть, то какая? (Но и после своей гибели растения продол­жают поддерживать жизнь на Земле. Разла­гаясь, остатки растений выделяют углерод, который в виде углекислого газа поступает в атмосферу. При разложении образуется так­же вода. Эти элементы вновь используются новыми поколениями растений. Отмершие растения за тысячелетия обра­зовали и почву, и полезные ископаемые: торф, каменный уголь, нефть. В процессе эволюции образовался и мир животных, кото­рый существует исключительно благодаря жизнедеятельности растений.)
6.   Приведите примеры эндемичных растений. (Больше нет на озерах зарослей водяного ореха, или чилима, почти невозможно найти в тайге корень женьшеня, совсем исчез из подмосковных лесов ландыш, стали редко­стью желтые розочки купальниц в прибреж­ных зарослях и прекрасных водяных лилий на лесных прудах. Дети не знают, как выглядит любка, или ночная фиалка. Теперь это редкие, или эндемичные, растения.    
Эндемиками можно назвать и растения-долгожители. Изменился окружающий их ландшафт, на планете появились и исчезли новые виды растений, а они все встречают и провожают целые столетия. На планете оста­лась лишь небольшая роща ливанских кед­ров. Многовековым американским секвойям дают собственные имена. Только на Сейшель­ских островах и нигде больше растет сейшельская пальма.
Среди эндемиков есть и растения-хищники. На планете еще остались растения, которые эндемичны из-за своего географического положения. Гранитные Сей­шельские острова можно назвать одним из чудес света. Они очень долго существуют в изоляции. На Сейшельских островах более 70 эндемичных видов и родов растений.)
7.   Почему бобовые повышают урожай других культур? (Бобовые способны обогащать почву азотом. Почему это так важно? Дело в том, что азот из воздуха не могут усваивать ни люди, ни животные, ни растения. И лишь одно растение — копеечник — способно ус­ваивать азот из воздуха. Но без клубеньков в природе это растение не встречается.
Усваивать атмосферный азот растениям помогают бактерии. Попав в ткань корня рас­тения, они заставляют усиленно делиться его клетки, и образуются клубеньки. В них бак­терии растут и размножаются. Они снабжают растения азотом, который забирают из воз­духа, а растения дают бактериям вещества, необходимые им для роста и развития.)
8.   Уныло выглядят берега Аральского и Кас­пийского морей. Почвы здесь — глина или песок, перемешанные с солью, а вода такая соленая, что это не вода, а рассол. Дожди редки, целыми днями нещадно палит солнце. Трудно представить, какое растение может выжить в таких условиях. Какое растение может здесь выжить? (Это растение — селитрянка, довольно вы­сокий, до двух метров, ветвистый кустарник. Его колючие ветки усажены мясистыми ли­стьями. Этот кустарник хорошо себя чувст­вует в пустынях, выходящих к берегам Кас­пийского и Аральского морей, в засоленных пустынях Азии, в пустыне Гоби на севере Африки, а также в пустынях на юго-востоке Австралии. Селитрянка растет вместе с тамариском, на сыпучих песках. Песок иногда засыпает все растение, но оно дает новые побеги и всег­да оказывается на поверхности.)
9.   Какая легенда есть о селитрянке? (Плоды селитрянки притупленной дейст­вуют как слабый наркотик и приятны на вкус. Арабы, живущие на севере Африки, с удовольствием жуют их. Древнегреческий поэт Гомер в поэме «Илиада» рассказал о лотофагах — народе с северного побережья Африки. Всякого, кто попадал к ним, они угощали сладкими и дурманящими плода­ми. И гость забывал о родине и о близких людях и оставался там навсегда. Возможно, что это были ягоды селитрянки, хотя Гомер говорил о дереве, а не о кустарнике.)
10.               Приведите примеры, когда растения для более плодотворного опыления делятся «по половому признаку»: женские и мужские … (У ивы, тополя, осины, облепихи, финико­вой пальмы, конопли, спаржи, инжира име­ются два типа цветков — пестичные (женские) и тычиночные (мужские). Эти разные типы цветков появляются на разных деревь­ях, которые иногда различаются между собой и формой листьев и другими признаками. На­пример, мужские экземпляры тополей не за­грязняют улицы летящим пухом.)
11.               За что «бешеный огурец» получил такое название? (В Средиземноморье, в Крыму и на Кавказе растет травянистое многолетнее растение под названием «бешеный огурец». Его колючие зе­леноватые плоды напоминают маленькие огур­чики. Когда плоды созревают, в них возникает колоссальное давление. Не повезет тому, кто потревожит заросли бешеного огурца! Даже при легком прикосновении огурец отрывается от плодоножки и из образовавшегося отверстия вылетает сильная струя клейкой слизи. В ней семена выбрасываются на расстояние более 12 см. Постепенно слизь высыхает на шерсти жи­вотного, семена одно за другим опадают и раз­носятся на большие расстояния.)
12.               Почти всегда плоды и семена дают жизнь новому растению не там, где они созрели. Ветер, вода, животные уносят их на новые места. Если условия окажутся подходящи­ми, они прорастают. Растения занимают но­вые территории. Приведите примеры  разных способов расселения растений. (Плоды и семена, даже неприятные людям на вкус или вовсе ядовитые, очень привле­кательны для птиц. Но семена с твердой обо­лочкой в их желудке не перевариваются. Вместе с птичьим пометом такие семена ока­зываются на далеком расстоянии от места своего созревания.
Делая запасы, птицы тащат плоды и се­мена к себе в гнезда. Часть их теряется по пути. Сойка любит запасать желуди и часть ее запасов прорастает. Муравьи уносят к себе в гнезда семена многих растений, особенно тех, что богаты маслами: фиалок, ветреницы, медуницы, кислицы, чистотела, василька, молочая. Часть семян они теряют в пути. Но им в основном доступны семена трав.
Мы все знаем плоды, которые сами цеп­ляются за шерсть проходящих мимо животных или за одежду людей. Это плоды дур­нишника, череды или лопуха.
В высокогорных степях, пустынях, саван­нах, где бывают сильные ветры, семена раз­летаются на большие расстояния, особенно если они мелкие или легкие и плоские. Мел­кие семена — у вереска, росянки, заразихи, колокольчика, хмеля, из теплолюбивых рас­тений — рододендрона и эвкалипта.
Семена с крыльями образовались у расте­ний, которые живут на открытых местах. Се­мена ветреницы сплошь покрыты волосками. У ивы, тополя мелкие семена снабжены хо­холком из тонких волосиков. Да и тополиный пух нам хорошо известен. Плод лещины, бе­резы, ольхи и граба — маленький орешек с двумя крыльями. По одному крылу — у пло­дов тюльпанового дерева, клена и ясеня. По­этому они и кружатся при падении.
Плоды пузырника, осоки вздутой, некото­рых астрагалов путешествуют в воздушном шаре. Оболочка вокруг семени образует у них воздушный мешочек. Многие слышали о рас­тении «перекати-поле». Его научное назва­ние — качим метельчатый. Осенью растение отрывается от корня и его рыхлые шаровид­ные кусты с созревшими плодами ветер уно­сит на большие расстояния. Семена находят­ся в коробочках. Зубцы коробочек загнуты внутрь и могут высыпаться оттуда только при сильных порывах ветра.
Семена переносят реки и ручьи, потоки дождя и морские течения. Кокосовые орехи, знакомые многим, и другие плоды кокосовых пальм плавают в море годами и не теряют всхожести.
Иногда от морских берегов отрываются це­лые участки суши. Такие острова пускаются в плаванье вместе с пальмами, другими рас­тениями и даже животными.)


ЗАДАНИЕ: ВСТАВЬТЕ ПРОПУЩЕННОЕ СЛОВО (Карточки)
1. Побочным продуктом жизнедеятельности растений является _______________. Он необходим животным и человеку. (кислород)
2. Развитие жизни на Земле, появление и растений и жи­вотных, были тесно связаны с процессом ________________. (фо­тосинтеза)
3. Растения, в отличие от животных, ___________________. (мало­подвижны)
4. Разнообразные по форме и окраске, цвет­ки приятно пахнут. Но запах издают не сами лепестки, а нектар — сладкая на вкус, саха­ристая жидкость. Ее вырабатывают особые железки — _________________. (нектарники)
5. Особенно много _________________ в тропи­ческих цветках. Им питаются также и пти­цы, например, крошечные колибри, которые опыляют цветы. (нектара)
6. Чтобы не было _______________________, у некото­рых цветков пестики и тычинки созревают в разное время, например, у колокольчиков, у зонтичных растений. (самоопыления)

7. Травянистые растения: подорожник, жит­няк, осока, злаки опыляются ______________, как и береза с лещиной, пока не распустились их листья. (ветром)

8. Снаружи плод окружен ___________________________, который защищает зреющие внутри семена от высыхания, от повреждений. (околоплодником)

9. Среди сочных плодов есть многосеменные и односеменные. Обычно внутри них одна косточка. Такой плод называют ________________. Это вишня, абрикос, персик, черемуха. А ягода ежевики — это многокостянка. (костян­ка)

10. Околоплодник лещины одеревенел, он очень твердый. Такой вид плода, который сам не вскрывается, с одним-единственным семенем называется _________________. (орешек)

11. Плод ржи, пшеницы, овса, других зерно­вых культур так и называется ___________________. Он не вскрывается, у него только одно семя. (зерновка)

12. Плоды семейства тыквенных (они называ­ются тыквины) — тип ____________________. Стало быть, тыква, арбуз, дыня, огурец — тоже _________________. Придется привыкать к мысли, что арбуз с огурцом — родственники, да еще и ___________________. (ягоды)


13. Над стебельком находятся семядоли, из ко­торых потом разовьются листья. Если семя­доля одна — это однодольное растение, если их две — растение называют двудольным. Семядоли лучше всего разглядеть у семян бо­бов или фасоли. В семядолях откладываются запасы питательных веществ. В пшенице, ку­курузе, злаках больше всего ____________________, в под­солнечнике, льне, арахисе — больше всего ___________________, в бобовых — _________________. Семена этих рас­тений дают людям муку, крупы, раститель­ные масла. Но они необходимы и для пита­ния прорастающего зародыша. (крахмала, жиров, белка)


ЗАДАНИЕ:
Через неделю игровая программа для эрудитов – любителей удивительных растений. За неделю можно подготовиться к игре, прочитать  упомянутые сегодня книги. В игре будут задания о травах, цветах,…
О деревьях, овощах, ягодах и злаках, а также растениях-хищниках разговор и интеллектуальные игры будут позднее.
Таким образом, к следующей игре рекомендуемые к чтению страницы книги «Я познаю мир. Растения.»: 7-19, 140-203, 305-350, 382-400, 428-484. И другая литература о растения по желанию.
Будут такие задания:
- вопросы,
- утверждения «ВЕРИШЬ-НЕТ?»,
- «Рассуждалки»,
- головоломки.

ДРУГИЕ ЗАНЯТИЯ о РАСТЕНИЯХ:
- "Какие сокровища прячет лес?" + задания
- "Удивительные деревья России и не только. " + задания
- "Удивительные деревья". Интеллектуальная игра.
- "Удивительные растения, которые нас кормят и одевают" + задания
- "Растения-хищники". Информация для занятия + интеллектуальная игра.
- "УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ". Интеллектуальная игра о растениях.
-  

Информация для занятия о растениях из книги «Я познаю мир. Растения. Энциклопедия для детей». М.: АСТ, 2009. (Страницы отксерокопированы и обработаны программой FainReader)

А так же можно использовать информацию и стиль повествования из книги А.В.Цингер «Занимательная ботаника», Москва, 1954г.

Наглядное сопровождение из книги «Энциклопедия. Естествознание.», Москва, 2002г.

Интересные факты о растениях есть в книге «Обо всём на свете», Москва, «ОЛМА-ПРЕСС», 2001.

https://urlid.ru/blym УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ
Информация для игровой программы о растениях из книги «Я ПОЗНАЮ МИР: Детская энциклопедия: Растения.»


https://urlid.ru/blyr УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. Интеллектуальная игра о растениях. (По информации из книги  «Я ПОЗНАЮ МИР: Детская энциклопедия: Растения».


https://urlid.ru/bmyb УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ Статьи из газет и журналов

https://urlid.ru/bmy8 УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ РОССИИ и не только. Информация для занятия о деревьях. Плюс проверочные задания.

https://urlid.ru/bmya УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. КАКИЕ СОКРОВИЩА ПРЯЧЕТ ЛЕС?


https://urlid.ru/bnho УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ 2. Информация  и задания для игрового занятия

РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ. Интеллектуальная игра https://urlid.ru/blaz

РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ  (статьи из газет и журналов) https://urlid.ru/blay


https://clck.ru/Fef3X УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ, которые нас кормят и одевают. Информация для занятия.
https://clck.ru/Feh2e УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ, которые нас кормят и одевают. ЗАДАНИЯ для проверки и закрепления знаний в игровой форме.

И другие разработки занятий о растениях на блоге в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»

К занятию по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

и по частям (из-за большого объёма) в «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий