«Гармония, это когда в природе человек
находит соответствие своей душе».
М.М.Пришвин
«Быть человеком - это чувствовать свою
ответственность... Сознавать, что кладя свой кирпич, и ты помогаешь строить
мир».
Антуан де Сент-Экзюпери
«Я один. Я слышу, как бьётся мой пульс.
Я вижу, как я тихо качаюсь от ударов.
Я слышу дыхание лилового колокольчика.
Я его люблю. Он связан со мной. И через
любовь мою к цветку я связан со всем великим миром».
М.М.Пришвин
«... ни один самый дорогой музейный изумруд
не заменит обычной красоты зелёных ящериц, если они вдруг исчезнут с лица
Земли. Только жизнь - воистину прекрасна и бесценная».
П.Сигунов
«По своим склонностям и характеру одни
зоологи в своей работе больше тяготеют к природе, изучению животных непосредственно
в естественных условиях, а других больше привлекает лабораторная работа.
Сознавая одинаковую ценность и важность работы и тех и других, я всё же больше
на стороне первых, так как считаю работу полевого зоолога и натуралиста более
увлекательной и интересной, хотя порой связанной с большими неудобствами и
трудностями. Ничто так не обогащает и опытного и начинающего натуралиста, как
непосредственное общение с природой, и притом по возможности, во все сезоны
года. Последнее особенно важно для нашей страны, где так ярко выражена смена
времён года».
Я.А.Цингер
«Надо воспитывать людей так, чтобы они
могли раскрыть душу для всех живых восприятий, сделать её действенной
участницей жизни во всех её проявлениях».
Н. Брюсов
«Она и вправду очень широкая, и вправду
очень разная: и холодная, и жаркая, и пустынная, и кипучая. В ней есть всё:
леса, горы, степи, озёра, реки, болота, тундра. И все леса разные. И все горы -
особенные. И все цветы - прекрасные...».
П.Сигунов
«Природа - источник, благодаря которому ум
поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям. Единственно
подлинный фундамент человеческого познания - созерцание природы».
И.Песталоцци
«Надо воспитывать людей так, чтобы они
могли раскрыть душу для всех живых восприятий, сделать её действенной
участницей жизни во всех её проявлениях».
Н. Брюсов
«Она и вправду очень широкая, и вправду
очень разная: и холодная, и жаркая, и пустынная, и кипучая. В ней есть всё:
леса, горы, степи, озёра, реки, болота, тундра. И все леса разные. И все горы -
особенные. И все цветы - прекрасные...».
П.Сигунов
«Природа - источник, благодаря которому ум
поднимается от смутных чувственных восприятий к чётким понятиям. Единственно
подлинный фундамент человеческого познания - созерцание природы».
И.Песталоцци
«Человек и природа. Сейчас, как никогда,
мы понимаем, что без природы нам не прожить. Природа обойдётся без нас, а вот
мы без неё - нет. И ещё: природа не может сама себя погубить. Погубить её можем
только мы, люди.
Гак как же важно при таком положении
внушить людям, убеждать людей - с самого детства! - в необходимости гуманного,
любовного отношения ко всему сущему! Обращаться к сердцу и разуму».
Н.Сладков
«Никогда не поздно посадить деревце. Пусть
плоды не тебе достанутся, но радость жизни начинается с раскрытием первой почки
посаженного растения».
М.М. Пришвин
«И понял я - сомневающимся Почемучкам
живётся интересней, чем самоуверенным Зазнайкам. Зазнайкам-всезнайкам кажется,
что они знают всё, что на Земле уже нет никаких тайн, что все лесные звери давно
сфотографированы, все речные рыбы зарисованы».
П. Сигунов
«Многие любуются природой, но не многие её
принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так
обойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу».
М.М. Пришвин
«Природа, как и животные, не поддаётся
логическому определению, и спросите любого, что он понимает в слове «Природа».
Никто не даст всеохватывающего определения: одному это дрова и стройматериалы,
другому - цветы и пение птиц, третьему - небо, четвёртому - воздух и так без
конца. В то же время каждый из этих потребителей знает, что это не всё».
М.М.Пришвин
«Мы ведь не хищники, чтобы только брать с
земли, мы должны улучшать её и отлично устроенной передать потомкам».
Е.Дорш
«Лесная книга даётся только тем, кто хочет
читать её без всякой ощутимой пользы для себя или корысти, даже нужен тебе гриб
или орех, и те будут мешать тебе, и не хватит внимания вникнуть в ход лесной
жизни».
М.М. Пришвин
«Вот смешно устроен человек. Всегда ему
хочется чего-то особенного, непохожего на привычную жизнь. Я мечтаю о кенгуру,
о диких собаках Динго. А в Австралии кто-нибудь грезит Сибирью - белыми
оленями, белыми медведями, белыми полярными волками».
П.Сигунов
«Если не задаёшься целью их найти, их
никогда и не увидишь».
Б.Гржимек
«Всё живое говорит, и каждый по-своему.
Кузнечики говорят крыльями. Спрячутся в траву и куют себе звонкие трели на
зелёных листиках-наковаленках.
Птицы разговаривают «горлышком». Если
голос у птицы приятный, её называют ласково: «соловьиное горлышко»,
«синичкино»,... А уж про ворону любой скажет - «воронье горло».
Разговаривают звери, рыбы, дельфины,
лягушки.
Всё живое говорит, и каждый по-своему».
П.Сигунов
«Откуда-то прилетела жёлтенькая бабочка:
крылья помяты, поломаны - сразу видно, только что вылезла из тесной зимней
конуры. Села на берёзу и давай сок пить. Пила-пила, а крылья всё расправлялись,
складочки разглаживались... Отряхнулась бабочка — и весело запорхала между
деревьями».
П.Сигунов
«Пусть юные натуралисты и начинающие зоологи
помнят, что в любой отрасли зоологии всякий знающий, пытливый, трудолюбивый
работник вполне может оказаться на положении исследователя, открывающего нечто
новое и неизведанное. И пусть не смущается начинающий зоолог тем, что он может
ошибиться или сделать слишком мало. Не ошибается только тот, кто ничего не
делает; что же касается сделанного, то в науке ценно и большое и малое, лишь бы
оно было действительно научным и добросовестно выполненным».
Я.А.Цингер
«Я стою и расту - я растение.
Я стою и расту, и хожу - я животное.
Я стою, расту, хожу и мыслю - я человек.
Я стою и чувствую: земля под моими
ногами, вся земля.
Опираюсь на землю, я поднимаюсь:
и надо мною небо - всё небо моё».
М.М.Пришвин
«Редко можно было встретить на Земле таких
незащищённых существ. Хрупких и совсем маленьких. Без какой-либо брони,
невозможно быть более голыми. Ни когтей, ни острых клыков - неспособных ни
нападать, ни защищаться. Они не могли спастись бегством - ни удрать галопом, ни
исчезнуть в волнах, ни улететь в небеса, ни молниеносно вскарабкаться на
дерево; вынужденные прятаться в норах и чащах. Каким же образом выжить?
Для этого необходимо было быть
исключительно хитрым. Было также выгодно объединяться и организовываться: в
единении сила. Но идеальным средством была ловкость рук... В итоге только те,
которые были богаче одарены разумом, социальным чувством, ловкостью рук,
агрессивностью, имели шанс выжить».
Б.Эйвельманс
«Нужно, чтобы человек рассматривал себя не
как стороннего наблюдателя, а как неотделимую часть того, что его окружает».
П.Дювиньо
«... во всех фильмах об Африке, зритель
привык видеть, как каждые две минуты хищник нападает на жертву, гигантские змеи
душат людей, а злобных, агрессивных слонов приканчивают метким выстрелом. Но
мы, зоологи, можем показывать животных только такими, какие они есть на самом
деле, а не так, как их принято демонстрировать публике с целью пощекотать ей
нервы».
Б.Гржимек
«Наше будущее - в океане. Человек должен
научиться беречь водные бассейны, ухаживать за ними и за их обитателями».
Ж.-И.Кусто
«... Могущественной была на Земле живая
природа до тех пор, пока человек не дошёл до цивилизации, размножился до
огромного количества и полностью поработил природу».
Б.Гржимек
«Человек глубоко отличается от других
организмов по своему действию на окружающую среду. Это различие, которое было
велико с самого начала, стало огромным течением времени».
В.Вернадский
«Нужно столетие, чтобы восстановить то,
что разрушил за день».
Р.Роллан
«Нужно отказаться от добрых слов и
заниматься добрыми делами».
Гуаньцзы, философ
«Человеческие проекты, не считающиеся с
великими законами природы, приносят только несчастье».
Ф. Энгельс
«В первые годы учёбы казалось, что в
зоологии настолько всё изучено, что никаких уже «белых пятен» и нерешённых вопросов
в этой науке нет. Такой взгляд оказался совершенно неверным. На лекциях и
практических занятиях мы часто слышали даже от крупных специалистов слова:
«Этого мы ещё не знаем»; «Это ещё не исследовано»; «Это ещё надо проверять».
Я.А.Цингер
«Мудр тот, кто знает не многое, а нужное».
Эсхил
«Есть важное направление деятельности
людей науки - живая природа. Жизнь чрезвычайно сложна и многообразна. Вместе с
тем надо помнить, что всё в природе соединено тончайшими связями. И поэтому
исследование природы должно идти комплексно - так, чтобы не нарушать этих
связей; надо постигать природу, не разрушая её, а сохраняя и улучшая».
М.Калдыш
«Вы что думаете - писать умеют только
люди?
Пишут все: звери, птицы, рыбы. Но каждый
пишет по-своему.
Зайцы - лапами. Прыг-скок - вот и буква,
скок-скок - вот и вторая. И потянется, запетляет строчка по белой книге. Читай,
коли умеешь. Здесь, под лиственницей, заяц лежал, там, в кустах, закусывал
прутьями ивы. А дальше... дальше росомаха закусывала зайцем...
Пишут все, и каждый по-своему. Птицы -
крыльями, ногами, клювом; нерпа - ластами и брюхом; рыбы - плавниками и
головой.
Всё живое на земле торопится написать о
себе летопись».
П.Сигунов
«Человек - дело рук природы, он существует
в природе, он подчинён её законам».
П.Гольбах
«Человеческие проекты, не считающиеся с
внешними законами природы, приносят только несчастья».
Ф. Энгельс
«Мы в ответе за тех, кого приручили».
Антуан де Сент-Экзюпери
ОСТАЁТСЯ ТОЛЬКО РЕЗЮМИРОВАТЬ, ЧТО
НАБЛЮДАТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ И ЖИВОТНЫМИ УДАЁТСЯ ПОКА ТОЛЬКО ТАМ, ГДЕ НАС
СВЯЗЫВАЮТ МЕЖДУ СОБОЙ ЧУВСТВА. В СЛУЧАЯХ ЖЕ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ИЛИ РАВНОДУШНОГО
ОТНОШЕНИЯ К БРАТЬЯМ НАШИМ МЕНЬШИМ ОНИ НЕ РАСКРЫВАЮТСЯ ПЕРЕД НАМИ, ОТВЕЧАЯ НАМ
ТЕМ ЖЕ.
НАШИ С ВАМИ СОВРЕМЕННИКИ СТАНОВЯТСЯ ДОБРЕЕ
К МЕНЬШИМ СВОИМ БРАТЬЯМ, НАХОДЯ В НИХ ЛЮБОВЬ, ВЕРНОСТЬ, И ПРЕДАННОСТЬ - ВСЁ ТО,
В ЧЁМ ИХ ВСЁ БОЛЬШЕ РАЗОЧАРОВЫВАЮТ СОПЛЕМЕННИКИ.
ИЗ ВСЕГО, ЧТО СОЗДАНО ПРИРОДОЙ, БЛИЖЕ
ВСЕГО НАМ ЖИВОТНЫЙ МИР. ИМЕННО ОЩУЩЕНИЕ ЭТОЙ БЛИЗОСТИ ПРИ ОТСУТСТВИИ ПОНИМАНИЯ
БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ И ЗАЛОЖИЛО МОЩНЫЙ ФУНДАМЕНТ, НА КОТОРОМ ПОСТРОЕНЫ ВСЕ
ЛЕГЕНДЫ О ЗАГАДОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ, ПРИЗРАКАХ, ПРИШЕЛЬЦАХ ИЗ ИНЫХ МИРОВ И
ИЗМЕРЕНИЙ... И СКОЛЬКО БЫ НАУЧНЫХ И ОКОЛОНАУЧНЫХ ГИПОТЕЗ НА ЭТУ ТЕМУ НАМ НИ
ПРЕДЛАГАЛИ, ОНО ВСЁ РАВНО ОСТАНЕТСЯ ЧУДОМ.
МЫ ЧАСТО ПРОИЗНОСИМ: “ЭТО НЕ РЕАЛЬНО!” А
ЧТО ТАКОЕ “РЕАЛЬНОСТЬ”? ХОТЕЛОСЬ БЫ, ЧТОБЫ К ЭТОМУ ПОНЯТИЮ НЕ ОТНОСИЛИ ТОЛЬКО
ТО, ЧЕМУ ТАК СЛАБО РАЗБИРАЮЩЕЕСЯ В ОКРУЖАЮЩЕМ ЕГО МИРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО НАШЛО ХОТЬ
КАКОЕ-ТО ОБЪЯСНЕНИЕ. КАЖДЫЙ НОВЫЙ ДЕНЬ ВПОЛНЕ МОЖЕТ ПОДАРИТЬ НАМ ОТКРЫТИЯ,
КОТОРЫЕ СЕГОДНЯШНИЕ “ЧУДЕСА” ПРЕВРАТЯТ В ЗАКОНОМЕРНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
ЛЮДИ ОБРАТИЛИ СВОЙ ВЗОР К САМОЙ ВЕЛИКОЙ
ТАЙНЕ ВСЕХ ВРЕМЁН - МИРУ ЖИВЫХ СУЩЕСТВ. И ЭТО ДАЁТ НАДЕЖДУ, ЧТО ТАЙНА ЭТА БУДЕТ
РАЗГАДАНА.
НАША ОБЩНОСТЬ НАСТОЛЬКО ОЧЕВИДНА. ЧТО ЕЁ
ТРУДНО НЕ ЗАМЕТИТЬ ДАЖЕ ПРЕДВЗЯТОМУ НАБЛЮДАТЕЛЮ. БОЛЕЕ ТОГО, НЕКОТОРЫЕ
ИССЛЕДОВАТЕЛИ ПРИХОДЯТ СЕГОДНЯ К МНЕНИЮ, ЧТО СХОЖЕСТЬ МЕЖДУ ЖИВОТНЫМИ И
ЧЕЛОВЕКОМ С КАЖДЫМ ДНЁМ УВЕЛИЧИВАЕТСЯ, ПОСКОЛЬКУ НАШИ МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ ПРОДОЛЖАЮТ
ПОДНИМАТЬСЯ ПО ЭВОЛЮЦИОННОЙ ЛЕСТНИЦЕ, ВСЁ БЛИЖЕ ПОДХОДЯ К ХОМО САПИЕНСУ.
ЭВОЛЮЦИЯ ВИДОВ, БЕССПОРНО, НЕ СТОИТ НА
МЕСТЕ. И ТО, ЧТО ЖИВОТНЫЕ, ЖИВУЩИЕ РЯДОМ С НАМИ, ПРИОБРЕТАЮТ НЕКОТОРЫЕ
ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА, ВПОЛНЕ ЕСТЕСТВЕННО. КАК И ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ, КАК
ИЗВЕСТНО, УМНЕЛ ПОСТЕПЕННО, ТЫСЯЧЕЛЕТИЯМИ, НАШИ МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ ИДУТ ПО ЭТОМУ
ПУТИ. И, СУДЯ ПО ТОМУ, ЧТО ПРОИСХОДИТ УЖЕ СЕГОДНЯ, НАМ НЕДОЛГО ОСТАЛОСЬ ЖДАТЬ
ВЗАИМНОГО ДИАЛОГА.
В СВОЁМ СТРЕМЛЕНИИ ВНИКНУТЬ В НАШ МИР,
ПОДСТРОИТЬСЯ ПОД НЕГО, УЖИТЬСЯ СО «СТАРШИМИ БРАТЬЯМИ» НА ОДНОЙ ПЛАНЕТЕ ЖИВОТНЫЕ
ДЕЛАЮТ УЖЕ ДАЛЕКО НЕ ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ. ОНИ ДВИЖУТСЯ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ
СЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ. МЫ ЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ СТОИМ НА МЕСТЕ, СЕБЯЛЮБИВО ОЖИДАЯ, ЧТО
ЕЩЁ ОНИ ПРЕДЛОЖАТ НАШЕМУ ВНИМАНИЮ, ЧТОБЫ У НАС ПОЯВИЛСЯ ПОВОД К ОЧЕРЕДНОМУ
ДИСПУТУ НА ТЕМУ «РАЗУМНЫ ЛИ ЖИВОТНЫЕ?».
СКЛАДЫВАЕТСЯ ТВЁРДАЯ
УБЕЖДЁННОСТЬ, ЧТО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО КАК БИОЛОГИЧЕСКИЙ ВИД ПРИОСТАНОВИЛО СВОЙ
ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПОДЪЁМ И ДАЖЕ В ЧЁМ-ТО ОТСТУПИЛО НАЗАД, ВСЁ БОЛЬШЕ ПОЛАГАЯСЬ НА
СВОИ ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИБАМБАСЫ. В ТО ЖЕ ВРЕМЯ НАШИ МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ, ЕСЛИ И БЫЛИ
КОГДА-ТО НЕРАЗУМНЫМИ, ТО СЕГОДНЯ ПРАКТИЧЕСКИ ПОДОШЛИ К ГРАНИ РАЗУМНОСТИ, ЕСЛИ
УЖЕ НЕ ПЕРЕСТУПИЛИ ЕЁ.
СОВЕРШЕННО НИ К ЧЕМУ, ЧТОБЫ В СВОЁМ
РАЗВИТИИ ЖИВОТНЫЕ СТАНОВИЛИСЬ ПАРОДИЕЙ НА ЧЕЛОВЕКА. ПУСТЬ ЧЕТВЕРОНОГИЕ ОСТАЮТСЯ
ЧЕТВЕРОНОГИМИ, ХВОСТАТЫЕ - ХВОСТАТЫМИ, ПЕРНАТЫЕ - ПЕРНАТЫМИ. НАДО ТОЛЬКО
ПОНЯТЬ, ЧТО МЫ С НИМИ ИМЕЕМ РАВНЫЕ ПРАВА
НА ЭТОЙ ПЛАНЕТЕ, И ПРИЗНАТЬ, ЧТО, КАК И МЫ, ОНИ СПОСОБНЫ МЫСЛИТЬ И, КАК
ЧЕЛОВЕК, ОБЛАДАЮТ СВОИМ ДУХОВНЫМ МИРОМ.
МЕЖДУ ТЕМ НЕ СЛЕДУЕТ ОБОЛЬЩАТЬСЯ, ЧТО В
СВОЁМ РАЗВИТИИ ОНИ ПОЙДУТ ИМЕННО ПО НАШЕМУ ПУТИ, ЧТОБЫ ОБЛЕГЧИТЬ НАМ, ЛЕНТЯЯМ,
ОБЩЕНИЕ С НИМИ.
НЕТ, ЗВЕРИ, ПТИЦЫ,
ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, НАСЕКОМЫЕ ЖИВУТ В ИНОМ МИРЕ. ОН НАПОЛНЕН НЕДОСТУПНЫМИ ДЛЯ НАС
ПОНЯТИЯМИ И ОЩУЩЕНИЯМИ, ЕГО ОБИТАТЕЛИ ВИДЯТ, СЛЫШАТ, ЧУВСТВУЮТ ТО, ЧТО НЕ ДАНО
НАМ. У НИХ ИНАЯ ЛОГИКА, ОНИ ЛИШЕНЫ МНОГИХ НАШИХ НЕДОСТАТКОВ. И С ПОЗИЦИЙ НАШЕГО МИРОВОСПРИЯТИЯ ИХ ПОВЕДЕНИЕ НЕ
ВСЕГДА ПОДДАЁТСЯ ОСМЫСЛЕНИЮ.
В СВОЁМ СТРЕМЛЕНИИ ВНИКНУТЬ В НАШ МИР,
ПОДСТРОИТЬСЯ ПОД НЕГО, УЖИТЬСЯ СО “СТАРШИМИ БРАТЬЯМИ” НА ОДНОЙ ПЛАНЕТЕ ЖИВОТНЫЕ
ДЕЛАЮТ УЖЕ ДАЛЕКО НЕ ПЕРВЫЕ ПОПЫТКИ. ОНИ ДВИЖУТСЯ В ЭТОМ НАПРАВЛЕНИИ
СЕМИМИЛЬНЫМИ ШАГАМИ. МЫ ЖЕ ПРАКТИЧЕСКИ СТОИМ НА МЕСТЕ, СЕБЯЛЮБИВО ОЖИДАЯ, ЧТО
ЕЩЁ ОНИ ПРВДЛОЖАТ НАШЕМУ ВНИМАНИЮ, ЧТОБЫ У НАС ПОЯВИЛСЯ ПОВОД К ОЧЕРЕДНОМУ
ДИСПУТУ НА ТЕМУ “РАЗУМНЫ ЛИ ЖИВОТНЫЕ?”
НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ
СФЕРА БРАТЬЕВ НАШИХ МЕНЬШИХ МАЛО ЧЕМ ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛЮДЕЙ. ОНИ ТОЖЕ
СПОСОБНЫ НА ЖЕРТВЕННЫЕ ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ, РОМАНТИЧЕСКУЮ ДРУЖБУ, ИСКРЕННЕЕ
СОЧУВСТВИЕ, БЕСКОРЫСТНУЮ ЗАБОТУ. ИМ НЕ ЧУЖДЫ ГОРДОСТЬ, ОБИДА, МЕСТЬ. СЛОВОМ,
ОНИ ИСПЫТЫВАЮТ ТОТ ЖЕ СПЕКТР ЧУВСТВ И ЭМОЦИЙ, ЧТО И МЫ С ВАМИ. БОЛЕЕ ТОГО, Я
УБЕЖДЕНА, ЧТО У ЖИВОТНЫХ ЭТОТ СПЕКТР КУДА МЕНЕЕ ЗАМУТНЁН НИЗМЕННЫМИ СТРАСТЯМИ,
ЧЕМ У ХОМО САПИЕНСА. САДИЗМ, ЗАВИСТЬ, ЖАДНОСТЬ, ГОТОВНОСТЬ ПРЕДАТЬ БЛИЖНЕГО
РАДИ МИНУТНОЙ ВЫГОДЫ - ВСЁ ЭТО В БОЛЬШЕЙ СТЕПЕНИ СВОЙСТВЕННО ЛЮДЯМ,
ДОСТИГНУВШИМ ПОДЛИННОГО СОВЕРШЕНСТВА В ИСКУССТВЕ ИНТРИГ, ПОДЛОСТИ, ОБМАНА,
ПРЕДАТЕЛЬСТВА, УМЕНИЯ ИЗДЕВАТЬСЯ НАД СЛАБЫМИ И ПРЕКЛОНЯТЬСЯ ПЕРЕД СИЛЬНЫМИ.
НАШИ МЕНЬШИЕ БРАТЬЯ БОЛЕЕ ЧИСТЫ И НАИВНЫ.
(Из книги Елены
Кондратьевны Андреевой «Союз с природой», «Знание»,М.,1985.)
К
занятию по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий