воскресенье, 17 февраля 2019 г.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ Статьи из газет и журналов


УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ Статьи из газет и журналов
1 А ЛЕС ШУМИТ ЗАГАДОЧНО
2 ДЕРЕВА ВЫ МОИ, ДЕРЕВА.
3 ДЕРЕВЬЯ «СПАСАЮТСЯ» ОТ ЖАРЫ
4 ДЕРЕВЬЯ-ЦЕЛИТЕЛИ
5 СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ СЛАВЯН
6 ДЕРЕВЬЯ-ВОНЮЧКИ И… ЭРОТИЧЕСКАЯ ПАЛЬМА
7 КЕНИЙСКОЕ ЧУДО ПРИРОДЫ
8 ЗЕЛЕНЫЕ КАПКАНЫ (фрагмент статьи)

9 УБИЙЦЫ С ПОДОКОННИКА (часть статьи)

10 ЗЕЛЁНЫЕ КИЛЛЕРЫ ПЛАНЕТЫ (часть статьи)
11 БОЖЕСТВЕННЫЕ ТАЙНЫ РАСТЕНИЙ
12 ОКАЗЫВАЕТСЯ...


1 А ЛЕС ШУМИТ ЗАГАДОЧНО
Люди разных стран уже давно подметили, что растения чутко реагируют на внутреннее состояние человека, который их посадил или регулярно, в течение нескольких лет, ухаживает за ними. Комнатные цветы реагируют на болезнь своего хозяина, некоторые начинают, казалось бы, беспричинно чахнуть, сохнуть, другие же, напротив, как будто протягивают ему свою зеленую “руку”. Вот, например, удивительный по своей красоте и нежности цветок гиацинт благотворно воздействует на человека, выздоравливающего после тяжелой продолжительной болезни. Но обращаться с ним надо очень осторожно. “Впечатлительный” цветок во время обострения заболевания следует выносить из комнаты больного, а то он может погибнуть.
Судьбы человека и дерева ми­стическим образом оказываются связанными между собой. Человек и его “зеленый побратим” как бы составляют одно целое. Подобный симбиоз приносит неоценимую пользу обоим. Человек защищает дерево от внешних врагов, а де­рево щедро делится с ним своей энергетикой, впитывающейся им непосредственно с солнечными лучами. Эта подаренная растени­ем энергия позволяет человеку справиться с недугами, перенес­ти жизненные неурядицы, утраты близких людей.

Однако резкий разрыв такой годами существовавшей связи может кончиться трагично для че­ловека.
Во дворе Михаила Швакина, жителя Подмосковья, росла огром­ная береза, посаженная еще его отцом. Хозяин любил проводить время в тени ее раскидистых вет­вей: читал книги или просто дре­мал в гамаке. Но дерево невзлю­била соседка Михаила. Она утвер­ждала, что береза высасывает с ее огорода все соки. Швакин не об­ращал ни малейшего внимания на требования вздорной старухи.

Но однажды, воспользовав­шись отъездом Михаила, соседка наняла двух пьяниц, и те за пару бутылок водки срубили березу. В тот же день у Михаила, отды­хавшего в санатории за несколь­ко тысяч километров от дома, про­изошел сердечный приступ. Не­сколько дней спустя, уже в боль­нице, у Михаила случился обшир­ный инфаркт, от которого чело­век так и не смог оправиться.

А вот Елена Минакова из Ря­занской области смогла пережить гибель своего любимого дерева. Помогли ей в этом... другие де­ревья. Лесной пожар погубил бе­резу, которую она посадила 28 лет назад на опушке леса и ко­торую постоянно навещала во время прогулок. Потеря “зелено­го друга” привела женщину в больницу. Оттуда она вышла только через полгода совершен­но больным человеком. Превоз­могая боль, Елена пришла на пе­пелище и посадила на нем не­сколько молоденьких деревцев. Она стала ухаживать за ними, и вместе с их ростом к женщине стало возвращаться здоровье, и она постепенно избавилась от тех недугов, которые привели ее в больницу.

Большим уважением дерево пользовалось на Руси. Особен­но долго существовал культ ста­рых усадебных деревьев. Они как бы передавали жизненную силу в семье от одного поколения другому.
В родовом поместье дворян Никитских рос исполинский дуб. По преданиям, его посадил еще в XVII веке князь Алексей Никитс­кий. Сажая дерево, князь объя­вил; “Пока жив наш род, дуб бу­дет стоять, но если погибнет пос­ледний из нашего рода, погиб­нет и он”. С тех пор стоило кому-то из рода Никитских умереть, как у дуба засыхала или обламы­валась одна из ветвей. В 1917 году, после революции, Никитс­кие бежали за границу. Вскоре в дуб ударила молния. Однако изу­родованный исполин выжил. За­сох он только в 1989 году, когда в Париже скончался последний из рода Никитских.

Замысловатые обряды лече­ния с помощью деревьев суще­ствовали у славян в глубокой древ­ности. Утром, когда дерево было полно живительной силы, на нем делали надрез. Больного ребен­ка три раза подносили к надре­зу, чтобы “сила” дерева перетекла в его хворое тельце. Потом над­рез замазывали глиной. С этого момента возникала, как считали славяне, родственная связь между исцеленным ребенком и дере­вом. Всю дальней­шую жизнь человек заботился о нем и приходил к нему со своими горестями и недугами.

К сожалению, многовековой опыт общения с деревья­ми, имевшийся у каждого народа, был забыт в наш “про­свещенный” век. Ис­чезли законы, защи­щающие деревья от их бессмысленного уничтожения, обы­чаи, приучавшие людей с детства от­носиться к растени­ям не как к сырью для изготовления де­ревянных изделий или топливу, а как к части живой приро­ды, связанной не­разрывными узами с человеком... Только в самом кон­це второго тысячелетия ученые заинтересовались древними маги­ческими обрядами, связанными с деревьями, и стали все чаще и чаще находить объективные под­тверждения их целесообразнос­ти.

Во многих сказках часто одни деревья противостоят другим. И вот теперь выяснилось, что это действительно так.
Часть людей способна непос­редственно наблюдать биополе деревьев. Легче всего его видеть весной, когда дерево готовится проснуться после зимней спячки. Если рядом растут два противо­положных по своим энергетичес­ким характеристикам дерева - “донор”-береза и “вампир”-тополь, - то экстрасенсы могут видеть, как золотистое поле “донора” посто­янно подвергается нападению грязно-зеленого поля “вампира”. Из него вырываются отдельные “куски” неправильной формы, которые поглощаются ореолом тополя.

Растения не только борются между собой. Они способны чув­ствовать боль другого растения. Родоначальник российской биоло­кации Николай Сочеванов провел интересные опыты с ростками редьки и кустами картофеля. Вы­ложив корешки редьки на рассто­янии 10 метров друг от друга, он воздействовал на крайний коре­шок горящей спичкой. Сигнал от растения, подвергнувшегося на­падению, передавался соседним, причем с расстоянием он затухал. Самую слабую реакцию продемон­стрировал корешок, лежавший на расстоянии 800 метров. То же са­мое проделывалось с кустами кар­тофеля, но на них эксперимента­тор воздействовал электрическим током.

Профессор биологии из штата Небраска Э. Дэвис объясняет пе­редачу информации от одного ра­стения к другому особой ионной сигнализацией. Проводя опыты с кустами помидоров, он устано­вил, что, как только гусеница при­ступает к “поеданию” листика на одном помидорном кусте, сосед­ние, расположенные поблизости, получают сигнал об опасности, и в их листьях незамедлительно на­чинает вырабатываться вещество, которое связывает пищеваритель­ные ферменты у гусеницы и дела­ет невозможным усвоение листи­ков помидоров.

Растения способны восприни­мать не только сигналы от других растений, но и от людей. Они могут отличать одного человека от другого и реагировать на их появ­ление. Об этом говорят результа­ты исследований, полученные в подмосковном городе Пущино доктором психологических наук В. Пушкиным. К принесенному в ла­бораторию растению был подклю­чен осциллограф. Из научных со­трудников был выбран “мучитель”, который прижигал листья сигаре­той, колол их, всячески демонст­рируя растению свою неприязнь.

Был и “избавитель”, играющий противоположную роль. С его по­явлением кончались страдания ра­стения. “Избавитель” поливал его, оглаживал листья и даже беседо­вал с ним. Уже через несколько дней растение могло различать этих двух людей. Стоило “мучите­лю” появиться на пороге лабора­тории, как ритмы, фиксируемые на самописце, резко менялись. Но вот “мучитель” исчезал, место его занимал “избавитель”, и растение успокаивалось. Ритмы возвраща­лись в норму.

Аналогичные исследования за границей дали схожие результаты. В некоторых странах даже исполь­зуют растения как косвенное сви­детельство против людей, совер­шивших преступления. Если в квар­тире, где произошло убийство, имелись цветы, то к ним подклю­чался прибор, фиксирующий из­менение слабых биотоков. Мимо растения проводили подозревае­мых, и в некоторых случаях по из­менению характера биотоков уда­валось выявить преступника.
Реакцию некоторых растений на попытку причинить им боль мож­но увидеть и без присоединения к ним приборов. Листики ленкоранской акации или мимозы пря­мо на глазах начинают трепетать, если человек намеревается при­чинить им зло.

Способны растения проявлять и более сложные чувства. В од­ной из биологических лаборато­рий, изучающих свойства расте­ний, за ними ухаживала молодая девушка. Особое внимание она уделяла фикусу. Каждый день ос­торожно протирала влажной тряпочкой его листья, освобождая их от пыли. И фикус реагировал всплеском эмоций. Он тотчас же отражался синусоидой на экране компьютера, к которому было подключено растение. И вот од­нажды девушка позволила себе пофлиртовать с коллегой, нахо­дясь недалеко от фикуса. Расте­ние мгновенно отреагировало - приборы зафиксировали, что фи­кус в отчаянии.

Некоторые растения реагиру­ют не только на действия людей, но и на музыку. Чарли Робертс, английский любитель огородниче­ства, удивил специалистов, выра­стив самый крупный в мире томат весом около двух килограммов. В интервью он рассказал о своем оригинальном методе повышения урожайности. Робертс регулярно проигрывал для своего любимого помидора классические музыкаль­ные произведения. Заодно он со­общил о том, что, по его наблю­дениям, каждое растение имеет свои предпочтения. Одним нравят­ся медленные вальсы, другим - бодрящие марши. Но тяжелый рок ненавидят все, от него растения начинают болеть, а порой даже погибают.
Еще более удивительные ре­зультаты получили два индийских исследователя - Сингх и Панниах. Они решили проверить, как дей­ствуют на “самочувствие” расте­ний... танцы. Каждое утро Панни­ах в течение 15 минут танцевала перед “подопытными” бархатцами один и тот же танец. И они зацве­ли на 15 дней раньше других кон­трольных.

Обрядов, передающих крупи­цы знаний о растениях, об их воз­действии на людей, веками бе­режно хранимых в памяти народ­ной, было великое множество. Их с удивительной бесшабашностью “выплеснула” академическая наука вместе с действительно вредны­ми, а иногда и опасными суеве­риями, отражающими “черные знания”, также накапливаемые народами.

Сегодня наступил новый пе­риод развития человечества. Все чаще и чаще ученые заходят в ту­пики, которые нельзя преодо­леть, используя лишь традицион­ные знания. Необходимо, пока не поздно, бережно собирать еще сохранившиеся предания, обряды, заговоры, заняться их систематизацией и тщательным изучением, осмыслением и по­степенным использованием. В первую очередь это относится к самому обширному и самому уязвимому на земле растительно­му миру.
Михаил БУРЛЕШИН

2 ДЕРЕВА ВЫ МОИ, ДЕРЕВА.
Почти четверть века Евсей Яковлевич Мейлицев, вице-президент Ассоциации инженеров биолокации, со своей супругой Тамарой Ивановной исследуют оздоровительные свойства деревьев.
Началось это случайно. Евсей Яковлевич настолько страдал от воспаления тройничного нерва, что согласился даже удалить здоровые зубы. Лишившись трех зубов одновременно и не находя себе места от боли, он присел на скамейку возле поликлиники и инстинктивно прислонился больной щекой к стоящему рядом дереву. Боль неожиданно отступила. Правда, спустя полчаса она вернулась, но Евсей Яковлевич знал уже, что делать.

Сегодня Мейлицев не только абсолютно убежден в том, что деревья способны регулировать наше физическое и психическое состояние, но и является обладателем патента на изобретение метода, позволяющего определять разные типы энергоинформационного взаимодействия в системе “человек-дерево”.        

Более девяти тысяч наблюде­ний потребовалось ему, чтобы с помощью биолокационной рамки выявить деревья, подпитываю­щие энергию человека и угнета­ющие ее. Нашлись и нейтральные, контакт с которыми вообще никак не сказывается на уровне нашей энергии. Дальнейшие исследова­ния показали, что первые два типа энергоинформационного воздей­ствия деревьев, регулируя нашу энергетику, благотворно сказыва­ются на здоровье.

Кстати, о ле­чебных свойствах деревьев было известно издавна. В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля можно найти, например, та­кой совет: “Коли ноги сводит, то кладут осиновое полено, а от го­ловных болей - в голову”. Дей­ствительно, осина хорошо снима­ет те боли, которые вызваны из­бытком энергии. Есть у Даля по поводу осины и чисто бытовая рекомендация: чтобы квашеная ка­пуста не прокисала и не размяг­чалась, нужно опустить в нее по­лешко из осины или тополя.

Про­цесс брожения, вызываемый жизнедеятельностью микроорга­низмов, немедленно прекратится. Понимаете теперь, почему наши предки делали из осины срубы для колодцев, строили бани, оси­новым лемехом крыли купола цер­квей? Она и воду обеззаражива­ет, и древоточцу в ней не выжить.

Набор отсасывающих энергию деревьев для большинства жителей средней полосы России состоит из следующих видов: осина, тополь и черемуха. И если излишний контакт с ними способен навредить, то при дозированном воздействии они исцеляют: снимают различные вос­паления, боль от ушибов, вывихов, ожогов, боли при радикулите, пос­ле операций и травм, при онколо­гических заболеваниях, причем даже тогда, когда наркотики уже не помогают. Однако следует помнить, что в случаях, когда головная боль вызвана мигренью, гипо- и гипер­тонией или другими нарушениями в работе сердечно-сосудистой си­стемы, но отнюдь не избытком энер­гии, на помощь должны прийти не отсасывающие, а, наоборот, подпи­тывающие деревья.

К таковым относятся дуб (при­мерно для шестидесяти процен­тов людей), береза (для тридцати процентов) и сосна (для семи­-восьми процентов). Получая от них дополнительную жизненную энер­гию, наш организм, будучи, по сло­вам великого русского физиолога Ивана Петровича Павлова, систе­мой саморегулирующейся, саму себя направляющей, поддержива­ющей, восстанавливающей и даже совершенствующей, использует все перечисленные свойства, что­бы привести себя в порядок. Очень показательно воздействие такого естественного природного допин­га на состояние спортсменов, вер­нее, на их спортивные результаты. И что немаловажно, никакой, даже самый придирчивый допинг-кон­троль его не обнаружит.

Помимо общеобразователь­ного эффекта лесные целители способствуют нормализации чрезвычайно важного для орга­низма показателя - артериально­го давления, избавлению от болей опорно-двигательного аппа­рата - ревматизма, полиартрита, артроза, а также от широко рас­пространенного недуга - вегето-сосудистой дистонии.

Из беседы с Е. Я. Мейлице­вым.
-               Евсей Яковлевич, что значит контактировать с деревом, как ле­читься с помощью деревьев на практике?
-               Допустим, ваши деревья - дуб и осина. Желательно ежедневно приходить на свидание к дубу и постоять возле него, прислонясь к стволу затылком и спиной или, об­хватив его руками, прижаться к нему лбом, грудью и животом. При этом ладони в любом случае дол­жны быть прижаты к стволу. Но уч­тите, такое общение с подпитыва­ющим вас деревом не должно пре­вышать трех-четырех минут.

Что же касается осины и прочих отсасы­вающих деревьев, то к ним вооб­ще не стоит прислоняться, разве что на минутку, иначе можно осла­бить организм. Лучше пользоваться небольшими легкими плашка­ми - поперечными спилами ство­ла - диаметром восемь - двенад­цать сантиметров и толщиной око­ло двух (кору снимать не надо). Если такую плашку приложить к больному месту, то она будет воз­действовать локально, на конкрет­ном участке тела, не подрывая об­щую энергетику организма. Еще сильнее по воздействию стружки, помещенные в мешочки из льна, ситца или полотна. А вот опилки почему-то не дают желаемого эф­фекта. Видно, при нарушении кле­точной структуры дерево теряет и свои энергетические характерис­тики.

-               Неужели нет никакой разницы между куском древесины или стружками и живым деревом? Я имею в виду лечебный эффект.
-               Разумеется, у живого дере­ва с момента, когда начинается сокодвижение, и до опадания ли­ствы энергетика больше. Но вот что любопытно: мы исследовали бревна шестисотлетней давности из новгородских раскопок. И ока­залось, что у них та же энергети­ка, что и у спящих зимних деревь­ев, стоящих на корню.

-               Евсей Яковлевич, а как вы оп­ределяете для каждого из нас “свои” деревья?
-               Сначала я замеряю с помо­щью биолокационной рамки фо­новую энергетику человека в гра­дусах, а потом провожу повторное измерение после контакта с де­ревом. Разница и есть тот при­рост или дефицит энергии, что возник в результате энергоин­формационного обмена.

-               Евсей Яковлевич, согласно гороскопу друидов, каждому чело­веку соответствует определенное дерево в зависимости от даты рож­дения. Насколько можно доверять этому гороскопу?
-               Что касается гороскопа друи­дов, то, по моим наблюдениям, на территории России он не действу­ет, впрочем, не исключено, что там, где обитали некогда древние кель­ты, он актуален и поныне. В ходе своих исследований я пришел к такому выводу: самой природой человек привязан к деревьям, кам­ням, металлам того края, где родился. И если два человека роди­лись в один день, но в разных кли­матических зонах, то и деревья-целители у них тоже разные: в Под­московье, например, дуб и осина, а южнее Киева - каштан и тополь.

-               Но ведь тополь можно встре­тить и в любом московском дво­ре...
-               Да, однако, обратите внима­ние - все московские тополя боль­ны. Ничего удивительного - это не их ареал. У семян тополя просто сумасшедшая всхожесть - до де­вяноста процентов. Но доводилось ли вам увидеть тополь в средне­русском лесу? Вряд ли, разве что одинокий и хилый на полянке. Лес его отторгает как нечто чужерод­ное. Мы же из-за своего неведе­ния переселили это дерево из южных районов, где оно росло в основном в поймах рек, в города, да еще в безумном количестве, и теперь сотни тополей создают на наших улицах неблагоприятную энергетическую обстановку. Разу­меется, это не исключает прогулок по тополиным аллеям, однако без прямого контакта с ними, при ко­тором мы можем потерять отнюдь не излишки энергии, ибо тополь - средство сильнодействующее и пользоваться им надо крайне ос­торожно.

У нас есть свои отсасы­вающие деревья - осина или еще один живой помощник, который в старину так и называли “дерево-оберег”. Я имею в виду рябину. Некогда она украшала любой па­лисадник в провинциальном горо­де. Как показали наши наблюде­ния, для “причесывания” психики, для снятия депрессии нет более мягкого и эффективного средства!

В Москве, как упоминал Ев­сей Яковлевич Мейлицев, про­ведены исследования неожи­данных свойств деревьев. Я ре­шила познакомиться с резуль­татами этих экспериментов.

Рассказывает заведующая клинико-микробиологической ла­бораторией Научно-практическо­го комплекса по лечению детей с врожденными пороками развития Лилия Васильевна Морозова:
- Ознакомившись с гипотезой Мейлицева, я сразу поняла, что лучше всего ее проверить именно на микроорганизмах: несколько суток их жизнедеятельности соот­ветствуют как бы целой челове­ческой жизни. Из всех микробов мы выбрали кишечную палочку, два вида стрептококка, два вида стафилококка, дрожжеподобные грибы и своего рода индикатор нормального состояния челове­ческого организма - молочно-кис­лые бактерии. Все они - сапро­фиты, живущие с человеком вро­де бы в содружестве и сопровож­дающие его с первых дней суще­ствования, но при неблагоприят­ных условиях способные к агрес­сии, что приводит иногда к пато­логии различных органов.

Микроорганизмы на питатель­ных средах в пробирках и чашках Петри из кварцевого стекла, про­пускающего излучение только био­логических объектов, помещали на определенный срок в специальные штативы из разных пород древе­сины. Контрольные об­разцы содержались точно в таких же условиях, но без деревянных штативов. В ходе эксперимента сомне­ния относительно самого наличия биоэнергетического обмена с де­ревьями рассеялись: колонии микробов в деревянных штативах четко отличались по численности от контроля.
Дуб и береза вызы­вали бурный их рост, ель и сосна угнетали настолько, словно в про­бирки попал дезинсектант. Осина действовала избирательно, на­пример, по отношению к дрожже­подобным грибам выступала в роли “катализатора”, другие же микробы подавляла.
В следующем эксперименте микроорганизмы находились уже в прямом контакте с деревом - оп­ределенное количество их наноси­ли непосредственно на стериль­ные срезы разных древесных по­род. Спустя одну-две секунды с них делали отпечатки на предметные стекла с питательным агаром и только тогда помещали сначала в чашки Петри, а затем в термостат, где и вырастали колонии микро­организмов. Результаты показали, что даже столь кратковременный контакт с деревом оказывает точ­но такое же воздействие на мик­робы, как и длительное пребыва­ние их в деревянных штативах.

Последняя серия эксперимен­тов позволяет уже надеяться на появление нового, более ускорен­ного метода лечения годами му­чающих нас кожных болезней. Сначала мы определили, каково количество микроорганизмов у участников эксперимента на запя­стье руки, затем сделали отпечат­ки кожного покрова на предмет­ные стекла с питательным агаром и поместили их в термостат, что­бы наблюдать, что произойдет там с теми или иными видами микробов. Все они служили как бы фоном, на котором развивалось дальнейшее действие, или, как мы называем, контролем.

На следующем этапе экспери­мента тем же людям прикладыва­ли к руке стерильные подушечки со стружками и спустя 15 минут вновь делали отпечатки. Оказалось, что после такого контакта с деревом общее количество микробов на коже вдвое - втрое снижается по сравнению с контролем, а нежела­тельные для организма условно патогенные штаммы, например ста­филококк, исчезают вообще.
Наталия ФЕДОТОВА. © “Знание - сила


3 ДЕРЕВЬЯ «СПАСАЮТСЯ» ОТ ЖАРЫ
Масштабное исследование, проведённое учёными из Франции и Чили, показало, что многие виды деревьев, кустарников и трав за последние годы подняли границы своего распространения выше в горы. Ранее биологи выдвинули предположе­ние, что с увеличением температуры ок­ружающего воздуха некоторые растения начинают «передвигаться» ближе к по­люсам (собственно так же, как это дела­ли приматы).

Теперь это можно считать доказанным. Мировые СМИ тут же сравнили это «бег­ство» от глобального потепления с по­пытками человека спрятаться от летней жары и духоты.

Интернациональная команда биологов под руководством эколога Джонатана Ленуара проанализировала около вось­ми тысяч документов, которые создали самые разные специалисты начиная с 1905 года. Они собрали данные о расте­ниях, произрастающих на высотах до 2600 метров над уровнем моря.

Затем учёные рассортировали данные о 171 лесном растении, которые растут в Альпах, Пиренеях и отчасти в Централь­ном массиве, на два периода: С 1905 по 1985 год, и с 1986 по 2005 год. 1985-й стал переломным из-за того, что до этого сро­ка влияние глобального потепления в изу­чаемых районах почти не ощущалось. Оказалось, что две трети видов растений в поисках более благоприятных условий жизни перебирались вверх в среднем на три метра каждый год, отмечают экологи. При этом те растения, что живут дольше, по понятным причинам передвигаются медленнее своих соседей, таких как тра­вы, цветы, папоротники и мхи. А это в свою очередь влияет не только на расте­ния, но и на животных и на экологичес­кую обстановку в целом.

Проблема ещё и в том, что чем выше за­бираются растения, тем сильнее «давит» на них дальнейшее повышение темпера­туры. Ведь на большой высоте даже не­значительное изменение на 0,1 градуса влечёт за собой большие последствия. «Когда мы только начинали наши анализы, я даже не предполагал, что мы обнаружим такие скорости», — говорит Ленуар.

Тем не менее, если повышение темпера­туры продолжится (в XX веке оно соста­вило 0,6 градуса), то некоторые виды растений со временем будут вытеснены из своих зон произрастания и исчезнут.

4 ДЕРЕВЬЯ-ЦЕЛИТЕЛИ
Я слышала, что деревья обладают энергетикой, которая может использоваться в лечебных целях. И действительно, когда у меня начинаются проблемы со здо­ровьем, я ухожу подальше в парк, прислоняюсь к березке и чувствую, как она передает мне свою силу. Может быть, это лишь самовнушение, но мне кажется, что деревья и в самом деле помогают бороться с различными заболеваниями и даже просто с плохим настроением».
Тамара Медведкина, г. Красноярск
Энергия из космоса
«Дерево представляет собой совер­шеннейший тип растения; на нем вид­ны влияния планет, стихий, Мирового Духа и Великого Аркана, который есть огонь и свет, гнев и любовь, как Сло­во, произнесенное Вечным Отцом», - пишет известный французский ок­культист Поль Седир.

А вот совет доктора медицинских наук, народного целителя Юрия Левин­сона: «Подойдя к дереву, нужно пос­тавить перед собой задачу пополнить свой запас биоэнергии или восстано­вить энергетический баланс. Положите ладони на ствол и расслабьтесь. Сосре­доточьте внимание на кистях рук. Пред­ставьте себе, как энергия из дерева переходит через ладони в ваше тело. Если вы устали, если чувствуете, что вам требуется больший объем энергии, представьте, как из космоса на дере­во падает поток энергии и переходит в ваше тело. Результатом будет заметное улучшение самочувствия».

Береза - белая подруга
Целительные свойства деревьев из­вестны давно. В качестве растительно­го сырья медицина использует плоды, почки, кору. Но это не все. Как сказано выше, и сами деревья могут положи­тельно воздействовать на человека.
Прежде чем просить помощи у любого дерева, постарайтесь прочувствовать его. Положите ладони на ствол. Почувс­твуете приятное тепло - значит, дерево «приняло» вас и готово поделиться своей энергией. Если «оттолкнет» или «ос­танется равнодушным», возможно, это вовсе не то дерево, которое вам нужно сейчас.

Считается, что береза способна за­щитить от зла. Слегка похлестав боль­ного человека березовым прутом, можно изгнать из него хворь. Если вы хотите уберечь семью от бед, посадите рядом с домом березку: по преданию, в березовых ветвях отдыхают духи предков, они станут защитниками ва­шего жилища.

Прекрасный энергетический донор - дуб. Он поделится с вами долголети­ем, даст силы. Кстати, великое мировое древо, на ветвях которого, по леген­дам, держалась Вселенная до создания мира - именно дуб.

Если вам нужно получить ответ на му­чающий вопрос - идите к сосне или к орешнику, постойте возле них - и нуж­ный ответ придет. Кстати, наши предки считали, что если окружить дом по пе­риметру ореховыми прутьями, в него не проникнет зло.

Молодые девушки, мечтающие о люб­ви, могут просить помощи у яблони. Но яблоня - дерево капризное, ей нужно дарить подарки - например, повесить на ветку серебряный колокольчик или украшение из натуральных камней. Та­кой подарок нельзя забирать - иначе дерево обидится.

Обереги
Можжевельник, лиственница и ель помогут справиться с депрессией, нер­возностью, навязчивыми страхами.
Паре, мечтающей о рождении ре­бенка, следует обращаться за помо­щью к акации.
Хотите, чтобы вам сопутствовала удача? В этом поможет оберег из де­рева. Деревянная ложка принесет в ваш дом достаток.
Березовый прут под кроватью или под подушкой подарит долголетие.
Носите при себе кусочек осины - он защитит от энергетических вампиров, стабилизирует артериальное давление.
Кусочки боярышника уберегут вас от сглаза и порчи.
Ветки вербы в доме оберегают семью от болезней.
Но самым лучшим оберегом будет дерево, посаженное вашими руками. Оно никогда не откажет вам в помо­щи, и вся ваша забота и труды обер­нутся добром.
Ольга ПОГОДА

5 СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ СЛАВЯН
Издавна у славян был известен обычай поклонению деревьям. Есть свидетельства о существовании на Руси священных рощ. Такие рощи еще можно увидеть в Белоруссии и в северно-русских землях. Каждому дереву приписывались свои особенные свойства.

ОСИНА
В народных представлениях это проклятое дерево, вместе с тем широко используемое в ма­гических целях. ’Трясение" осины связывали с тем, что крест, на котором распяли Христа был сделан из осины, а также гвозди, которыми он был прибит к кресту и спицы, которые ему загоняли под ногти. Согласно другим рассказам, осина была наказана за то, что дрожанием своих ветвей выдала Богородицу, прятавшуюся под ней с Христом, во время бегства в Египет. Наиболее же известно у славян поверие о том, что Иуда повесился на оси­не.

Осину запрещалось сажать около дома (во из­бежание несчастья, болезней). Осину не использо­вали при строительстве, не топили ею печь, избе­гали сидеть в тени дерева, не вносили в дом осино­вых веток. Считалось, что в местах, где водится оси­на, водятся и черти. Они запутывают человека так, что он теряет дорогу. Существовал запрет прятаться в грозу под осиной. Считалось также, что на огне из осиновых веток ведьмы готовили вредоносное зелье. Чтобы стать невидимым или оборотиться в волка, колдун должен был перекувыркнуться через осиновые колышки (числом 5) или через осиновый пень. Бросив осиновую ветку перед путником, колдун сбивал его с дороги.

Чтобы обнаружить вора, поляки вкладывали в расщепленную осину вещь, до которой дотрагивался вор: считалось, что от этого его начнет трясти лихорадка, и злодей по­спешит вернуть украденное. Осина выступает дей­ственным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами. На огне из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, и утопленников, чтобы после своей смерти они не вредили людям.

У восточных славян и в Польше осиновый кол вты­кали в могилу "ходячего" покойника или вампира. Нередко это делали еще при похоронах, чтоб умерший не превратился в ходячего покойника. Это касалось, прежде всего, заложных покойников - тех, кто умер неестественной смертью.

ДУБ
Одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Символизирует мужское начало, мощь, силу, твердость. Связан с образом громовержца Перуна. Еще в 17-18 веке возле священных дубов служили молебны, совершали бракосочетание, обращались к ним в заговорах, приписывая им целительную силу. Духовный Регламент 1721 года констатировал, что "попы с народом молебствуют перед дубом, и ветви онаго дуба поп народу раздает на благословение".

Кое-где у старообрядцев-беспоповцев еще в середине 19 века брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с де­вицей, отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его по кругу трижды. На культовую роль дуба указывают и археологические находки: в 1975 году со дна Днепра подняли древний дуб, в ствол которого было встав­лено 9 кабаньих челюстей. В 1910 году подобный дуб из­влекли со дна Десны. Видимо, эти деревья использовались при совершении жертвоприношений.

У ряда европейских народов дуб посвящался верховному богу-громовержцу: на связь дуба с культом Перуна у славян указывает, в частно­сти, местность Перунов Дуб, упоминаемая в грамоте 1302 года. В средневековых апокрифах дуб или железный дуб изображается как мировое дерево: он был посажен в начале сотворения мира, стоит "на силе Божией” и держит на своих ветвях весь мир.

В Житомирской области в заговоре от детской бессонницы обращались к дубу, каждая ветка которого имеет собственное имя: ветка с желудями - мужское, а без желудей - женское. Если бессонни­цей страдала девочка, то в заговоре упоминалось имя ветки-мальчика, и наоборот. Знахарка или мать предлагали дубу покумиться и не трогать детей друг у друга. Дуб также использовался для перенесения на него болезни. Особенно удачны для людей были дубы со сквозным отверстием, через которое мож­но было протаскивать детей. Потом такой дуб об­вязывали кушаком.

БУЗИНА
Славяне относились к бузине как к проклятому, нечистому и опасному растению; отсюда ее ограниченное использование в семейных и календарных обрядах и широкое применение ее в магии, оберегах, гаданиях, народной медицине. Бузина, по поверьям, существует от начала мира и потому причастна к событиям, описанным в Ветхом Завете (грехопадение Адама и Евы, убийство Авеля) и христианской истории (предательство Иуды). Считалось, что под бузиной живет черт, бесы и про­чая нечистая сила.

Вместе с тем бузина - обиталище домашних духов, приносящих хозяевам добро, бла­гополучие. Бузину запрещалось выкапывать, выкорчевывать, так как это могло привести к смерти человека, несчастьям и различным болезням, а так­же падежу скота. В случае необходимости для выкорчевывания бузины нанимали специально ка­лек или душевнобольных. Считалось, что там, где выкопан куст бузины - никогда ничего не вырастет. Бузину не использовали в качестве топлива, чтобы не навлечь в дом блох и клопов. Существует леген­да о том, что на бузине повесили Иуду (или дьяво­ла), отчего ее листья и ягоды издают трупный за­пах. Известны историйки о том, как человек не мог найти дорогу, блуждая вокруг бузинового куста. Аналогичные поверья у славян касаются осины.

На Украине широко известны обращенные к бузине заговоры, содержащие мотивы "чуда" и произносимые под бузиной с определенной маги­ческой целью: "от напасти", "чтобы суд не засудил", "для приобретения силы и отваги", "для избавления от всякой беды" и др. Сюжеты таких заговоров час­то воспроизводят некое мифическое событие, сви­детелем которого была в свое время бузина. Это событие, например, резко нарушало нравственные нормы, но тем не менее имело благоприятный исход. В народной медицине при лечении некоторых болезней, эти болезни "переносились" на бузину.

ВЕРБА
Символизирует быстрый рост, здоровье, жизненную силу, плодородие. Молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье, верба защища­ет от стихийных бедствий, нечистой силы, болез­ней. В то же время старая верба считается прибежищем чертей, водяных и другой нечисти и местом, куда можно отсылать болезни. В Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой, чтоб на следующий год быть "с пузом", то есть выйти замуж и забеременеть.

Ветки вербы, освященные в Вербное воскресенье использовались для защиты от грома, грозы и бури, русские верили, что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет его, а посаженная в поле - оберегает посевы, что выброшенные на двор ветки - останавливают град. Иногда с подобными целями жгли освященную вербу. Первый выгон ско­та и первая пахота не обходились без освященной вербы.

Целительным средством освященная верба считалась у всех славян. Ею окуривали, растертую в порошек пили (с можжевельником), прикладывали в примочках. На вербу переносили болезни. Старая верба считалась проклятым деревом. Словаки счи­тали, что водяной часто сидит на самой высокой вербе и высматривает свою жертву. По белорусским верованиям, черти весной "отогреваются" на вербе, а после Вербного воскресенья падают в воду, потому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду, зачерпнутую под вербой. При этом черти обычно предпочитали сухую и дуплистую вербу.

В славянском фольклоре и верованиях верба оказывается причастной к сфере чудесного. Существуют рассказы о чудесной дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там, где ее не касался солнечный луч, и где она никогда не слышала ни петушиного крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал, можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу.

РЯБИНА
Дерево, используемое в магии и народной меди­цине, главным образом в качестве оберега. В Новгородской губернии, вернувшись с кладбища, ве­шали над дверью рябиновые прутья, чтобы по­койник не возвратился домой. Чтобы исцелиться от болезней, человек трижды пролезал через расколотую надвое и связанную по краям рябину или сквозь рябиновый куст. Славяне верили, что если сделать посох из рябины, погрызть его и оста­вить щепочку во рту за щекой, то можно не бояться никаких кудес (колдовства) во время пути. В России и Белоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы и даже ягоды рябины. Рябину считали мстительным деревом: кто ее поломает или срубит, тот вскоре умрет сам или же умрет кто-либо из его дома.

Рябину нельзя было рубить и потому, что знахари переносили на нее болезни человека; кто срубит такое дерево - сам заболеет и умрет. При зубной боли тайно на утренней заре вставали перед рябиной на колени, обнимали и це­ловали ее и произносили заговор, где обещались взамен на избавление от боли, не вредить рябине. Потом возвращались домой, не оглядываясь и так, чтоб никого не встретить.

По представлениям славян, наибольшей силой обладали старые деревья, с наростами, дуплами, выступающими из-под земли корнями, а также имев­шие два или три ствола, выросшие из одного корня. Таким деревьям приносили в дар платки, куски холста, полотенца, прося об исцелении от болезни. Также существовал обычай ритуального кормления деревьев. Рубить священное дерево строго запре­щалось. Того, кто нарушал этот запрет, постигала страшная кара, и не только самого охальника, но и всю его родню до седьмого колена. И это не сказки, а страшная быль, подтверждение коей найти не­трудно.

После революции, когда на Русь упала сму­та, многие священные рощи и отдельные деревья были безжалостно вырублены обезумевшим мужи­чьем. Кара была ужасна. Ее разрушительные послед­ствия можно узреть, стоит лишь посмотреть в окно или оглядеться в общественном транспорте.
Александра БУНИНА

6 ДЕРЕВЬЯ-ВОНЮЧКИ И… ЭРОТИЧЕСКАЯ ПАЛЬМА
Знаете ли вы о существовании деревьев, к которым лучше не приближаться? В лучшем случае у вас перехватит дыхание, а в худшем - ваш желудок самопроизвольно очистится... И это еще цветочки!

Дышать
только в противогазе!
Безветренными вечерами над африканской саванной распрост­раняется настоящее зловоние - это цветет баобаб. А на юге Афри­ки растет дерево с большой раски­дистой кроной - царинария, в жар­кие дни испускающее запах немы­того человеческого тела. Цветы дерева индийской стеркулии пах­нут как дохлый скунс. А в Китае прозвище вонючек закрепилось за деревьями гинго и айланта.

На Суматре в 1878 г. итальян­ский ботаник О. Беккери обнару­жил растение, получившее назва­ние «аморфофаллус титаничес­кий». Оно родит один громадный клубень весом более 23 кг, один крупный цветок в человеческий рост, один стеблевидный лист вы­сотой до 5 м и источает необыкно­венное зловоние. Когда аморфо­фаллус посадили в Нью-Йоркском ботаническом саду, во время ухода за ним рабочим приходилось наде­вать спецодежду и противогазы!

У иных деревьев кора и листья пахнут свежим навозом. На остро­ве Шри-Ланка вонючкой прозвали дерево каркас. А его тамильское название так и переводится «запах навоза».
К вонючкам относится и дерево с красивыми бело-розовыми цвет­ками, растущее в Бразилии. Мест­ные жители дали ему множество обидных прозвищ: цветок смерти, трупное дерево, вонючка...

А самым скверно пахнущим де­ревом, пожалуй, слывет аргентин­ский омбу с гигантской кроной и огромными корнями, выпирающи­ми из земли. Его часто высажива­ют в городских парках, однако же­лающим отдохнуть в его тени на корнях-скамейках делать это сто­ит только днем, когда слабый, не ощущаемый человеком запах от­пугивает москитов, муравьев и мух. Ночью же от омбу исходит такой запах, что влюбленные и бродяги бегут от него куда глаза глядят на радость парковым сто­рожам и полиции.

В пустынях Средней Азии в прямом смысле «цветет и пахнет» высокое растение с толстым дре­весным стволом, Желтые шапки его соцветий терпким ароматом привлекают пчел. Туркмены про­звали его «чомуч», а научное название - ферула что в переводе с латинского - «дурно пахнущая». Но несмотря на свой отталкиваю­щий трупный запах, ферула - цен­нейшее лекарственное растение.

Бензоколонки в джунглях
Недавно французские ботани­ки открыли в джунглях Южной Америки оригинальный вид низ­корослой лианы, латекс которой перерабатывают в автомобиль­ное топливо. Внимание к этой ли­ане было привлечено в связи с энергетическими кризисом и ростом цен на нефть. Ученые до­казали, что американские лианы можно разводить на юге Европы, получая вместе с жидким топли­вом еще и древесину. Растением активно заинтересовались в Япо­нии, США и Бразилии.

Филиппинцы же считают, что искать новое - хорошо, но не сто­ит забывать и старое. В прошлом веке было сделано научное опи­сание тропического дерева ханга.
Сейчас на Филиппинах создано несколько плантаций этих деревь­ев, прозванных бензоколонками. Сочные плоды ханга содержат до 16% маслянистой жидкости, кото­рую не надо подвергать перегон­ке. Она прекрасно горит в авто­мобильных моторах, при этом вы­хлоп менее токсичный, нежели при использовании бензина.

В Юго-Восточной Азии растет так называемое восковое дерево, которое еще называют сальным или масляным. Оно дает масло трех различных типов: белое, си­нее и древесное. Первое образует­ся в виде налета на листьях и напо­минает воск или твердое сало. Второе добывают из плоских се­мян, заключенных в четырехствор­чатую коробочку. Третье давят из листьев. Из белого и древесного масел делают свечи и мыло, а бы­стро высыхающее синее служит отличным сырьем для производ­ства лаков, красок, глицерина.

Восковые деревья, точнее вос­ковые пальмы, встречаются и в Андах, на высоте 3 тыс. м. Воск, выделяемый горной пальмой, та­кой же чистый, как и пчелиный, только более твердый. Собирают его со ствола и листьев металли­ческой лопаточкой. С каждой пальмы за один раз снимают до 12 кг воска.

Сексуальный феномен
Морская кокосовая пальма красуется на гербе Республики Сейшельские Острова, а ее орех стал национальным достоянием. Государство строго контролирует торговлю этими ценнейшими пло­дами, так как собирают их в год совсем немного - всего 3 тысячи. Покупая орех, необходимо полу­чить разрешение на его вывоз.

Сейшельская пальма - уни­кальное творение тропической флоры, произрастающее только здесь. Старейшим деревьям, до­стигающим высоты 35 м, под ты­сячу лет! Местные жители (крео­лы) говорят, что морскому кокосу требуется 3 года, чтобы прорасти; 7 лет, чтобы достигнуть зрелости; четверть столетия до начала пло­доношения и немногим меньше миллиона лет для достижения максимального роста.

Но особенно поражает ее орех. Жан-Батист де Кенси, последний французский губернатор Сей­шельских островов, описывает его так: «С одной стороны Он похож на ягодицы. Разделяющий их проме­жуток напоминает естественную часть тела женщины. Там даже есть выступ, напоминающий одну из частей наружных половых орга­нов женщины, а окружающие вы­ступ маленькие волоски воспроиз­водят растительность. Из этого промежутка выходит росток, кото­рый в первые дни, когда не пре­вышает 6-8 дюймов, похож на мужской половой член».

Морская кокосовая пальма спо­собна плодоносить только в сооб­ществе себе подобных, причем с момента опыления до появления плода проходит ровно 9 месяцев.
Таинственного происхождения и эротической формы оказалось вполне достаточно для того, чтобы с годами орех оброс мифами и его наделили массой неоспоримых достоинств. Морской кокос счита­ется отличным снадобьем от пара­лича, эпилепсии и многих нервных заболеваний, а также средством, облегчающим роды, сильным афродизиаком, эффективным проти­воядием.

Осторожно: стреляющий огурец!
Биологи говорят, что рассеива­ние семян в природе объясняется вынужденной необходимостью: выжить любым путем либо погиб­нуть! Иного в растительном мире на дано, и каждое из растений приспосабливается по-своему.
У одних семена-планеры, кото­рые разносит ветер, другим раз­множаться помогают животные и птицы, переносящие семена в своих желудках. Оригинальнее же всех поступают растения-«стрелки», разбрасывающие семена на большое расстояние. Существует свыше 100 видов подобных рас­тений, и некоторые настолько мощные, что являются угрозой окружающей среде.

В России из растений-«стрелков» особое место занимает луго­вая герань, выбрасывающая се­мена из высохших плодолистиков на 1,5 м; недотрога, плод которой распадается на длинные ленты, скручивающиеся и «плюющиеся» семенами; желтая акация.

Самым же скорострельным и дальнобойным в наших широтах слывет «бешеный» огурец, расту­щий в Краснодарском крае. Со­зрев, несъедобный плод отрыва­ется от куста, взлетает вверх, од­новременно выпуская в воздух из отверстия мощную мутную струю сока и семян на расстояние 5—8 м. С научной точки зрения это вполне объяснимо: к моменту со­зревания внутреннее давление составляет 3 атмосферы!
Геннадий ФЕДОТОВ
«Мир Зазеркалья», 16(245), 2007 г.

7 КЕНИЙСКОЕ ЧУДО ПРИРОДЫ
Тысячи жителей кенийского города Ваджир устремились в лесной массив, расположенный на севере, чтобы самолично взглянуть на совер­шенный женский образ, явственно проступающий на стволе огромного дерева. Черты женщины настолько реальны, словно принадлежат живой дочери Евы из плоти и крови. Это уникальное «скульптурное изображе­ние» совершенно случайно обнаружила группа охотников. Удивленные звероловы сообщили о находке ученым. Те, тщательно исследовав ствол дерева, не нашли никаких следов искусственной обработки коры и при­шли к выводу, что женское лицо «выросло» само собой.

Свет на загадочное явление пролили старожилы. По их словам, нео­быкновенный портрет изображает богиню дерева, ликом которой мест­ные жители любуются уже много лет. По простодушию поведали знаю­щие люди и о том, что «древесный облик» обладает целебными свойства­ми. Теперь поклониться богине приходят сотни людей. Впрочем, изрядно увеличившийся объем работ не испугал небожительницу: она исправно избавляет своих «прихожан» от самых разных недугов.

ДЕРЕВЬЯ-ЛЮДОЕДЫ (из подборки статей «РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ»)

8 ЗЕЛЕНЫЕ КАПКАНЫ (фрагмент статьи)

Не всем известно о су­ществовании хищных ра­стений с удивительными приспособлениями для ловли добычи — насеко­мых. Возможно, наблюдая за такой охотой, кое-кто сделал предположения, что существуют и расте­ния, способные поедать людей и зверей. Так воз­никли легенды о деревьях-людоедах. В одной из них говорится об огромном «ананасе», который оди­ноко растет в дебрях ма­дагаскарских лесов. На его больших листьях ост­рые, словно когти тигра, шипы. А на самом верху, со свистом рассекая воз­дух, извиваются подобно змеям шесть белых пруть­ев. Это дерево-людоед. Сюда два раза в год при­ходят туземцы племени мкодо. С песнями они пля­шут вокруг дерева, а по­том заставляют выпить его сок обреченного на гибель. Опьяненная жертва сама влезает на страшное дере­во, которое хватает чело­века мощными когтистыми листьями и раздавливает.

Об этом зеленом людое­де писал пастор-миссионер Карл Лихе в 1880 году в журнале «Нью-Йорк Уорлд». Потом статью перепечатывали другие журналы, в том числе и русские.

Сообщения о деревьях-людоедах приходили и из других мест. Так, возле озера Никарагуа в Цент­ральной Америке некто Донетан собирал травы. Неожиданно ветви дере­ва, которое стояло без листьев, обхватили его охотничью собаку. Хозяин бросился на помощь, с большим трудом освобо­дил он пса и обнаружил на своих руках кровь. Ветки с многочисленными присо­сками пытались обвить его самого.

В подобную ситуацию попал еще один человек, который еле вырвался из объятий ужасного дерева. Рассерженный, он набро­сился на него с топором, порубил и поджег. Когда ветки загорелись, в возду­хе запахло паленым мя­сом.

Английским морякам и путешественникам, кото­рые побывали в тропиках, особенно везло на встречи с деревьями-людоедами. Их обнаружили в Африке, на островах Полинезии, а позже и в джунглях Ама­зонки. Некоторые люди даже предлагали выращи­вать такие деревья в оран­жереях Европы, разумеет­ся, строго придерживаясь мер безопасности.

Но хотя каждый год уче­ные продолжают откры­вать все новые виды расте­ний, вряд ли когда-нибудь они обнаружат на нашей планете зеленых канниба­лов. Зато среди кустарни­ков, полукустарников, ли­ан и трав ученые до сих пор находят все новых насекомоедов. Исследова­ны и разнообразные спо­собы их охоты.
В. БАБЕНКО

9 УБИЙЦЫ С ПОДОКОННИКА (часть статьи)

ГДЕ НАЙТИ ДЕРЕВЬЯ-ЛЮДОЕДЫ
Изредка в заповедных тропи­ческих лесах попадаются кровожад­ные представители флоры, которые, по-видимому, являются предками современных насекомоядных цветов.
- В тропиках бывало много случаев, когда под деревьями обнаруживали  человеческие останки, - говорит Борис Головкин.

Первое упоминание о дереве-людоеде по­явилось в  журнале "Нью -  Йорк уорлд” в 1880 году. Исследователь Карл Лихе опи­сал жертвоприношение, которое  ему довелось наблюдать в мадагаскарских джунг­лях. Жертвой была женщина из племени  аборигенов, а  идолом - невысокое, 2,5-метровое дерево.

Его верхушку украша­ли ост­рые, как ножи, ли­стья, между которыми располага­лись непонятные выросты, похожие на тарелки. Они выделяли густой сок. Девушка ловко влезла на са­мый верх зеленого монстра и стала пить сок, обладавший, судя по всему, наркотическими свойствами. Она впала в транс, наклонилась над “тарелками” - и оказалась в ловуш­ке. Растение все сильнее и сильнее сдавливало ее тело. Слышался страшный хруст костей… По стволу заструилась кровь дикарки. А рас­тение как будто зачавкало, упи­ваясь своей добычей.

Другой естествоиспытатель, Мариано да Сильва, описал дерево, об­наруженное им в 1970 году в лесу между Бразилией и Гайаной. По  его словам, оно убивало обезьян, ко­торых при­манивало особым за­пахом своих плодов. Когда наивный зверек карабкал­ся по его веткам за добычей, листья дерева оборачивались вокруг его тела плотным коконом. Несколько дней оно пе­реваривало добычу, а потом сбрасывало на землю то, что от нее оставалось.
Надежда ГУЖЕВА.
“Собеседник”.
«ДЛЯ ВАС», №8 (515) МАРТ 2002.

10 ЗЕЛЁНЫЕ КИЛЛЕРЫ ПЛАНЕТЫ (часть статьи)
Бездушный убийца
Наука до сих пор не получи­ла возможности изучить многие виды растений-хищников. Одна­ко в рассказах путешественни­ков, натуралистов, миссионеров, побывавших в труднодоступных уголках Земли, постоянно встре­чаются сообщения о растениях-убийцах, деревьях-людоедах. О леденящих душу ужасах из жизни растительного мира повествуют и легенды аборигенов, которые иной раз «оживают» перед глаза­ми случайных путешественников.

Например, таких, как немец­кий естествоиспытатель доктор Кapл Лихе, который изучая Мадагаскар, стал свидетелем того, как плотоядное дерево живьем со­жрало женщину. Дерево высотой 2,5 метра с широким и толстым стволом в форме ананаса было увенчано странным для растения образованием. На самой верхуш­ке торчали 3-4-метровые листья, заостренные, как ножи. Между ними были расположены две вну­шительных размеров тарелки, во­гнутой стороной обращенные друг к другу, нечто вроде громад­ных раскрытых ладоней, готовых в любой момент сомкнуться. Вверх и во все стороны от «тарелок» тя­нулись зеленые щупальца-лианы. Помимо щупальцев были еще и змеевидные белые лианы, кото­рые непрерывно извивались, словно стараясь схватить невиди­мую жертву. По свидетельству на­туралиста, у этой странной мада­гаскарской «пальмы» аборигены устраивали человеческие жертво­приношение.
Сначала дикари молились и совершали вокруг дерева риту­альные пляски. Потом выбрали из толпы молодую женщину, ко­торой отводилась роль жертвы, и теснили ее к дереву, причем все это сопровождалось криками и пинками. Женщина подчинилась толпе и подошла к «пальме», а потом быстро вскарабкалась вверх по стволу и принялась пить липкий густой сок, который вы­деляли «тарелки» на верхушке дерева. Напившись сока, она, по-видимому, впала в транс.

В это время белые и зеленые лианы уже совершали свои ужасные и таинственные движения, все больше приближаясь к телу опья­ненной женщины. Наконец она оказалась в плотном клубке при­сосавшихся к ней гибких и проч­ных щупальцев. Гигантские «та­релки» начали медленно и неот­вратимо сжиматься, сдавливая жертву. Раздались стоны, крики агонии; брызнула струя отврати­тельной жидкости, в которой смешались человеческая кровь и ядовитый сок дерева. Затем вниз шлепнулись внутренности. Было явственно слышно бульканье крови: это дерево утоляло свою чудовищную жажду...

Карл Лихе отмечает, что кровожадное дерево было хоро­шо известно всем аборигенам, не случайно Мадагаскар издавна называли «землей дерева-людо­еда». Однако ученые до сих пор не смогли получить образцы это­го ритуального чудовища из царства флоры, которое чтится и охраняется как местное божество.

Зловещее дерево
В Южной Африке есть де­рево, которое на языке зулусов называется умдглеби - «злове­щее». Оно источает смертонос­ный газ и отравляет все живое в округе. Дерево обладает уни­кальной способностью получать его из почвы. Умдглеби посто­янно окружено облаком ядови­тых испарений, вдыхая их, чело­век испытывает жестокую голо­вную боль, у него начинается го­рячка, а затем наступает быст­рая смерть.

Это дерево вызывает у зулу­сов священный трепет, они при­носят ему кровавые жертвы. Хотя люди и не создают поселений там, где растет смертоносное умдглеби, их все время тянет к нему какой-то неодолимой си­лой. Кроме того, аборигены счи­тают, что плоды умдглеби - боль­шие черные стручки с красными наконечниками - излечивают от отравления, и собирают их во время священных ритуалов.

В Центральной Америке с ее девственными тропическими лесами тоже есть свои расти­тельные монстры, питающиеся живыми существами. Одно из них напоминает большой тол­стый кактус, но покрыт он не иголками, а большими и остры­ми отростками-«кинжалами». Как только неосторожный пут­ник оказывается рядом с ним, зеленые ножи мгновенно зажи­мают жертву и буквально при­гвождают к стволу (удивитель­ная реакция растений, более быстрая, чем у животных!). Жи­вые кинжалы прокалывают тело человека, давят его, как лимон, из порезов обильно сочится кровь, которую вампир быстро впитывает через кору.

В Никарагуа (Центральная Америка) растут деревья - «по­жиратели собак». Одно такое де­рево встретил натуралист Данстен, когда в поисках редких рас­тений бродил по тропическому лесу. Ученого сопровождал не­большой пес - верный друг и спутник во всех походах.
На какое-то время Данстен отвлекся, а затем неожиданно услышал отчаянный лай своей собаки. Он бросился на помощь и застал кошмарную картину. Животное было оплетено целой сетью корней и длинной черной лианой, они душили пса, а лиа­на уже успела проколоть шкуру животного и высасывала его кровь…
С огромным трудом натура­листу удалось разрубить страш­ную сеть и вызволить собаку. Ме­стные жители, которым он рас­сказал об этом происшествии, отметили, что пес еще легко от­делался: обычно растение, кото­рое они называли «дерево-змея», в мгновение ока вытягива­ет все соки из тела животного, так что уже через пять минут спа­сти его невозможно.
Еще один случай произо­шел в горах Сьерра-Мадре в Мексике, где путешественник стал свидетелем жуткой сцены. Неосторожная птица села на вет­ку дерева-вампира, и та, как жи­вая змея, обвила кольцами жерт­ву и смяла ее, жадно впитывая выступившую кровь. Через неко­торое время дерево сбросило на землю абсолютно сухой трупик.
Путешественник решил проверить на себе реакцию де­рева. Коснулся одной из веток, и она в мгновение ока стиснула его руку мертвой хваткой. Незадач­ливый исследователь смог вы­рваться, лишь оставив на память растению кусок своей кожи.

В 1970 году бразильский ес­тествоиспытатель Мариано да Сильва в тропическом лесу на границе между Бразилией и Гайяной обнаружил дерево, которое питалось сырым мясом. Дерево добывало пропитание, привле­кая к себе обезьян особым запа­хом. Вдыхая его, животные впа­дали в транс и в этом состоянии карабкались по стволу наверх. Там-то и наступал их смертный час: листья на верхушке дерева смыкались над неосторожными животными, как бы заворачивая их в плотный кокон. Обезьяны не успевали издать ни звука и поги­бали в полном молчании, как буд­то пребывали в сладкой истоме или погружались в летаргичес­кий сон. В течение трех дней монстр переваривал добычу, а затем, как это обычно бывает у зеленых хищников, сбрасывал на землю начисто «обглоданные» кости...
Анна ВЕСЕЛОВА
«МОЯ СЕМЬЯ», №5, февраль 2006.

11 БОЖЕСТВЕННЫЕ ТАЙНЫ РАСТЕНИЙ
Мы спокойно ходим по лесу, устраиваем пикники на природе, выращиваем на подоконнике экзотические растения, а между тем... Реальный мир растений очень сильно отличается от того ухоженного парка, в котором мы живем, и тому есть         множество подтверждений.       

Сенсацией 1958 года стала фотография, приве­зенная охотником-любителем (и биологом по про­фессии) Клаусом фон Швиммером из дебрей Цен­тральной Африки в 1958 году. На ней было запечат­лено хищное дерево, питавшееся плотью животных и людей. Швиммер организовал экспедицию, на­мереваясь исследовать верховья реки Капомобо в Северной Родезии. Там находился небольшой, но абсолютно неисследованный район предгорных джунглей, богатый дичью и населенный довольно мирными туземцами.

В экспедиции участвовало пя­теро белых и 20 носильщиков во главе с опытным охотником и толмачом из племени баротсе. На мо­торных лодках путешественники поднялись по реке, затем углубились в джунгли, прорубая путь маче­те. Они направлялись к одной из безымянных гор. И неожиданно ощутили необычный для тропиче­ского леса интенсивный запах, приносимый утрен­ним ветерком.

Путешественники сразу заметили, что ощущают этот запах по-разному. Клаусу он напоминал аромат любимого камамбера, Джо - хорошо прожаренного бифштекса, Боу - какой-то нежной ягоды, осталь­ным - клубники. Самое главное - он был очень привлекателен и как бы звал к его источнику. Неу­веренно переговариваясь, люди двинулись в ту сто­рону. И вскоре вышли к большой поляне. Она была круглой, метров семидесяти в диаметре и покры­та плотным ковром невысокой травы, постепенно исчезавшей к центру. Там, в кольце серо-желтой земли, стояло похожее на индийский баньян одино­кое дерево-роща: кроме толстого основного ствола было еще несколько. Крона широкая, с плотными темными блестящими листьями, метров 30 в диа­метре. Многочисленные лианы свисали с веток.

Удивительный запах усилился, подавлял все чув­ства, подталкивал вперед к странному дереву. Путе­шественники медленно шагнули вперед, и тут Кла­ус поднес к глазам бинокль и сразу скомандовал: «Быстро зажмите носы! Это ловушка! Там толстый слой костей! Это дерево - хищник! Нужно убирать­ся отсюда!»

Прошло время, прежде чем его товарищи стали приходить в себя. После краткого совещания, плот­но залепив ноздри жвачкой, осторожно приблизи­лись к дереву. «Смотрите! Вон там человеческий скелет! А правее - еще один! И черепа». Да, здесь нашли конец жизни множество животных - не сот­ни, тысячи. И немало людей...

- Нужно проверить - оно нападает или пассив­но ждет жертву. Я добуду приманку. - Клаус гля­нул вверх, снимая с плеча винтовку с оптическим прицелом. В небе лениво кружились несколько трупоедов, высматривая добычу. Клаус выстрелил - и через несколько минут возвратился, таща за крыло голошеего грифа. Когда он швырнул его под бли­жайшие ветви дерева, последовала быстрая реак­ция: свисавшие вниз лианы зашевелились и потя­нулись к месту падения птицы, оплетая ее. Вскоре она напоминала клубок змей.

Охотники не осозна­ли возможной опасности и, замерев, наблюдали. Внезапно из ветвей вылетела зеленая лента, мгно­венно охватив туловище Джо, прижав руки к бокам, словно лассо. От рывка он едва устоял на ногах. Боу взмахнул мачете - удар, еще удар! Обрызгав всех соком, перерубленная «лиана» отскочила на­зад. Отбежав метров на десять, путешественники освободили Джо от опасного щупальца, на конце которого был крючок с зазубринами, помогавший удерживать жертву. Кусок щупальца очень быстро начал темнеть, размягчаться и через несколько ми­нут распался на комки слизи.

Решили ничего не говорить носильщикам. Быть может, это дерево было для них священным и свя­зано с какими-либо табу. Но следующие секунды заставили их изменить решение - неподалеку раз­дался истошный визг! Бросились вперед: на краю костяного пояса шевелился шар из щупальцев. Из него торчали две черные ноги. Понимая бессмыс­ленность своей попытки, Джо и Клаус все-таки бросились вперед с поднятыми мачете. Навстречу им «выстрелили» несколько щупалец, но не смог­ли дотянуться. Было ясно, что помочь несчастному уже нельзя. Через несколько секунд вопли стихли. Сверху сползали все новые и новые «лианы». Те­перь вокруг тела несчастного негра образовался шар диаметром метра три.

Страшная новость стала известна среди носиль­щиков. Мнение всех негров было однозначным - опасного хищника нужно уничтожить. На рассвете старательно заткнули ноздри шариками из смолы какого-то дерева, добытые старостой. Начали под­таскивать охапки сучьев к краю «поляны смерти». К полудню собрали достаточно хвороста и высохших лиан. Начали бросать охапки сухих веток на костя­ной пояс - и сразу поджигать их. Дерево, будто чувствуя смертельную опасность, выстреливали щупальца к очагам огня, но мгновенно втягивало их обратно. Через полчаса на большом участке за­трещали и задымились нижние ветви и поддержи­вавшие их тонкие стволы. Горящее чудовище ис­пускало ужасное зловоние. Потом языки пламени легко побежали вверх по листьям...

К концу дня изнурительная работа была почти за­кончена. Кости жертв были покрыты толстым слоем пепла и углей. На следующий день занялись цен­тральным стволом. Он оказался не очень толстым - всего около 30 сантиметров в диаметре. Его сруби­ли на уровне земли, затем на гнездилище дерева-людоеда разложили большой костер, чтобы выжечь всю мерзость без остатка. Видимо, постепенно сго­рели и корни, так как удушливый дым начал выхо­дить из многих отверстий в земле, где крепились поддерживающие стволы. Конечно, не было оконча­тельной уверенности, что хищный монстр не возро­дится из какой-то случайно выжившей части...

В следующем году Тропический институт в Брюсселе организовал экспедицию, которая дей­ствительно обнаружила «поляну смерти» с неимо­верным количеством костей, принадлежавших са­мым различным животным. Ученые отметили, что толстый слой костей позволяет судить - они на­капливались здесь в течение не одной сотни лет. Кстати, померещившиеся первооткрывателям че­ловеческие останки и какие-либо иные материаль­ные следы пребывания людей на «поляне смерти» не были обнаружены. То ли действительно поме­рещилось от страха, то ли аборигены в соответ­ствии со своими верованиями старательно убра­ли все: пуговицы, пряжки, остатки одежды и ору­жия, обуви, туземные амулеты и нательные кре­сты европейцев. Да, но сами кости и черепа люд­ские нет-нет да мелькали среди останков прочей живности.

Итак, в 1959 году с «поляны смерти» благополуч­но вернулась бельгийская экспедиция. А вот даль­ше... В разные годы в этих местах бесследно ис­чезли несколько групп охотников из США и Евро­пы, две небольшие научные экспедиции. В их ги­бели обвинили, как водится, пигмеев-каннибалов, хотя компетентные ученые отрицали их существо­вание. Загадка до сих пор не разгадана, потому что никто больше не смог обнаружить живое дерево-людоеда.

ДЕРЕВЬЯ-ВАМПИРЫ
Впервые с растением-вампиром больше 100 лет назад столкнулся натуралист-любитель Джордж Данстэн. Случилось это в Никарагуа, где этот монстр, которого индейцы мискито называют «деревом-змеей», поймал в ловушку из своих ветвей собаку натуралиста и выпил у нее всю кровь.

Значительно позднее аналогичный случай наблю­дал американский путешественник Стив Спайк в го­рах Сьерра-Мадре-де-Чьяпас в Мексике. Большая птица села на ветку дерева-вампира, а та, как змея, обвила жертву и стала сдавливать, жадно впиты­вая выступающую кровь. Потом кольца разжались, и дерево-вампир сбросило на землю выжатый, как лимон, трупик птицы. Спайк решил проверить на себе реакцию зеленого монстра. Он дотронулся ру­кой до одной из нижних веток, которая оказалась гибкой, как лиана. В мгновение ока она так крепко присосалась к ладони, что незадачливому иссле­дователю с большим трудом удалось вырвать руку, причем на коже осталась кровавая ссадина.

Косвенным подтверждением существования зе­леных вампиров являются и загадочные случаи во время войны между Парагваем и Боливией в 1932-1935 годах. Военные операции часто проходи­ли на территории сухих редколесий Гран-Чако. Здесь под неизвестными ботаникам странными низкими деревьями, источающими сильный аромат, неред­ко находили трупы людей. Все они были завернуты в огромные листья. Местные жители рассказывали военным, что несчастных привлекал к дереву запах его цветков. Он оглушал их, словно наркотик, после чего листья обвертывались вокруг потерявшей со­знание жертвы и высасывали ее кровь.

В 2001 году бразильский натуралист Мариано да Сильва обнаружил в тропическом лесу на границе с Гайаной плотоядное дерево, похожее на пальму, которое питалось сырым мясом. Оно приманивало ленивцев и обезьян сладким пьянящим запахом, источаемым листьями-опахалами на его верхушке. Вдохнув его, животное застывало в розетке из ли­стьев, которые смыкались над жертвой, так что она оказывалась внутри плотного зеленого кокона. При­чем обезьяны не успевали издавать ни звука, словно находились в глубоком трансе. В течение 3-4 дней дерево переваривало добычу, а затем сбрасывало на землю чисто «обглоданные» кости.
Несмотря на свидетельства путешественников и натуралистов, своими глазами видевших расти­тельных вампиров и людоедов, учёные не спешат… (нет окончания статьи).
«АНОМАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»


12 ОКАЗЫВАЕТСЯ...
Если вы посмотрите на све­жий пень серой ольхи, то уви­дите, что поверхность спи­ла — ярко-оранжевая, как апельсин. Правда, высыхая, древесина бледнеет. Но оль­ховые дрова все же не белые, а слегка оранжевые. Еще ярче древесина черной ольхи, обычной обитательницы ни­зинного, заболоченного леса. Ее свежий пень почти крас­ный. Черную ольху называют красным деревом Севера.
Однако цветная древесина у наших деревьев — редкость. Таких деревьев много в тропи­ческих лесах, там встречают­ся породы с черной, желтой, красной древесиной и даже фиолетовой.

***
У нашего очаровательного лесного цвета — сиреневого ятрышника, как и у всех дру­гих лесных орхидей, семена настолько мелки, что их с тру­дом можно разглядеть прос­тым глазом. Не семена, а пы­линки. Такие же мелкие се­мена созревают у всех видов грушанок, одноцветки (у это­го маленького растения всег­да один цветок, зато круп­ный), подъельника — заме­чательного лесного растения, совершенно лишенного зеле­ной окраски. Сочный стебель подъельника вместе с цветка­ми и чешуевидными листьями однообразно окрашен в жел­товатый цвет. Кажется, что растение вылеплено из воска.
Пылевидные семена у лес­ных растений — не случай­ность, а очень полезное приспособление к расселению. Дунешь — и полетели. Семе­на-пылинки легко подхваты­вает и переносит даже самый слабый ветерок в лесу, где почти никогда не бывает силь­ного ветра.

***
В лесу встречаются травянистые растения с таким твер­дым стеблем, который спосо­бен царапать сталь. Таков один из видов хвоща — хвощ зимующий (его стебель пре­красно переносит морозы, не погибает зимой). Жесткость хвощевого стебля определяет­ся большим количеством кремнезема в его тканях. Ше­роховатый стебелек (он чуть потоньше карандаша) на­столько тверд, что может слу­жить напильником при заточ­ке не очень твердой по­верхности, им можно пользо­ваться как маникюрной пи­лочкой.

***
Лесной папоротник щи­товник мужской нужно отне­сти к числу травянистых растений-долгожителей. Он ра­стет 30—40 лет и дольше. Но как определить возраст папо­ротника? А очень просто. Ежегодно у него образуется весной новая розетка листь­ев, осенью же листья отмира­ют. Каждый отмерший лист оставляет на корневище свое­образный пенек — основание черешка. Подсчитав число пеньков, мы узнаем, сколько было у папоротника листьев в течение всей его жизни. В розетке их более или менее по­стоянное число. Если мы раз­делим число пеньков на число зеленых листьев, выросших в последнее лето, то и получим возраст папоротника. Конеч­но, это не абсолютно точно, но все же достаточно досто­верно.

В ярком осеннем лесу мож­но увидеть не только листо­пад, но и ветвепад. Под ста­рой осиной поздней осенью не­трудно найти целый ворох жи­вых упавших веточек. Сбра­сывают живые веточки также дуб, вяз, некоторые ивы, то­поля. Деревья намеренно из­бавляются от лишних, ненуж­ных веток. Падая, такая ве­точка не обламывается, а от­деляется от материнского ствола в определенном месте, предусмотренном природой. Для этого у основания ветки образуется нарост, словно шляпка гвоздя. Сброшенная деревом ветка — короткая, с карандаш или чуть длиннее, на конце у нее — живая почка.

Лишайники — очень неж­ны и чувствительны. Ра­стут они только там, где воз­дух чист и прозрачен, где не дымят машины и заводские
грубы, где не поднимаются в небо клубы сернистого га­за. Лишайники, растущие на земле, на дереве или на кам­не,— это отличный показа­тель чистоты окружающей среды.
Рис. Г. Кованова


Необязательно быть бота­ником, чтобы, посмотрев на это расщепленное и скручен­ное ветрами и временем де­рево, сказать, что оно очень старое. И все же сколько ему лет?
Пятьсот и даже тысяча лет для многих деревьев еще не старость. На этом снимке за­печатлена остистая сосна. Ученые обнаружили ее в 1950-х годах в Белых горах восточной Калифорнии (США) и определили, что сре­ди обследованных на сегодня во всем мире деревьев это одно из самых старых. Ему 4700 лет! И вот что интерес­но — оно еще дает шишки. Из уважения к столь почтенному возрасту дерево получило собственное имя. Его назвали «Мафусаил».

Значит, более старых расте­ний нет? Все зависит от того, как подойти к вопросу опре­деления возраста. Не так дав­но в калифорнийской пустыне были обнаружены остатки безвредных, но отвратительно пахнувших креозотовых ку­стов (ларреи), возраст кото­рых более 7 тысяч лет! В Пен­сильвании нашли небольшое кустарниковое растение (один из видов черники) высотой всего 30 сантиметров, кото­рому 13 тысяч лет.

И все же, как полагают ученые, титул старейшего на земле растения по праву при­надлежит пока именно ости­стой сосне — «Мафусаилу». А как же ларрея из калифор­нийской пустыни и черника из Пенсильвании? Дело в том, что оба достигли столь солид­ного возраста за счет... раз­множения вегетативным пу­тем. Нельзя ставить знак ра­венства между возрастом всей клональной популяции и возрастом отдельного кус­тика.

Куст редкого вида черники был обнаружен исследовате­лями в Пенсильвании в 20-х годах нашего столетия. На первый взгляд это был даже не куст, а множество кустов, покрытых ягодами и занимав­ших площадь около 40 гекта­ров. При внимательном обсле­довании выяснилось, что, по сути дела, это одно растение, которое размножилось веге­тативным способом на протя­жении тысячелетий после смерти куста-родоначальника, распространяя под землей свои корни.

Второй сверхдолгожи­тель — креозотовый куст, об­наруженный в 1976 году од­ним из сотрудников Кали­форнийского университета, также разросся в результате вегетативного многократного деления побегов. Первона­чальный побег погиб в возра­сте около 100 лет, а генетиче­ски идентичные ему потомки продолжали расти в виде пос­тепенно расширяющегося кольца.

Возраст дерева определить несложно по кольцам на сре­зе. Одно кольцо соответствует году его жизни. А как узнали возраст креозотового куста и черники? Ученые выяснили это по скорости их роста в на­стоящее время, умножив ее на радиус окружности расп­ространения куста. Однако по ряду причин скорость роста могла и меняться, а отсюда и возможные крупные погреш­ности в расчетах возраста обоих растений: для ларреи примерно до 2 тысяч, а для черники даже до 5 тысяч лет.

Возможно, среди растений, размножающихся вегетатив­ным путем, на земле есть и более старые, например рого­зы, растущие в долине Нила, или некоторые лишайники (так полагают ученые), но у них отсутствуют четкие гра­ницы распространения, и, сле­довательно, нельзя даже при­мерно высчитать их возраст.

***
Деревья не меньше, чем лю­ди, нуждаются в доброжела­тельных соседях. Об этом еще раз напомнил небольшой смешанный лес под Минском, где ученые биологической опытной станции Академии наук Белоруссии подвели итог двадцатилетней работы.
Здесь посажены сосны, бе­резы, дубы, липы, ели. Все де­ревья — одногодки. Но если кроны одних устремились в небо, то других — поднялись лишь чуть выше кустарни­ков.

Оказывается, на неравно­мерность роста деревьев-двадцатилеток повлияло со­седство. Оптимальное про­центное соотношение пород для леса — 75 дуба и 25 — липы или 90 — сосны и 10 — ели. Эти деревья дружат не случайно. Они помогают друг другу именно тогда, когда это необходимо. В июне дуб, на­пример, поглощает много фос­фора, а липа как раз в это время его выделяет в почву. В июле дуб сокращает свои запросы, зато кончается дие­та у липы, и сосед делится с ней запасами. Ученые опреде­лили пропорции насаждений, в которых лучше всего чувст­вуют себя те или иные дере­вья. Продуктивность у такого леса на 30 процентов выше, чем у однородного, а это до­полнительные тонны древеси­ны без лишних затрат.
Лесоводы республики ис­пользуют рекомендации уче­ных при посадке смешанных культур.
Рис. А. Сичкаря
«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»

РАСТЕНИЯ ПРОТИВ СМОГА
Ученые из японского Нацио­нального института по исследо­ванию окружающей среды не­сколько лет искали растения, которые могли бы противосто­ять загрязнению воздуха. Луч­шими фильтрами среди восьми­десяти видов отобранных рас­тений оказались тополя, под­солнечник и рис. На оживлен­ных автомагистралях, вдоль ко­торых были высажены пирами­дальные тополя и простирались большие поля с подсолнечни­ком, воздух оставался чистым.

...Жители Юго-Восточной Азии нередко используют ин­дийский миндаль в качестве компаса. Ветки этого дерева растут под прямым углом к стволу, причем только с двух сторон - с севера и юга. Ориен­тироваться по ним очень легко.

...Ливневые тропические до­жди в бассейне Амазонки при­водят постепенно к тому, что минеральные вещества, необ­ходимые для роста деревьев, скапливаются у поверхности земли, и корни у некоторых ви­дов деревьев стали расти вверх, цепляясь за соседние стволы.

...Самое длинное растение на нашей планете - индийская ро­танговая пальма-лиан, расту­щая в лесах тропической Азии. Ее стебель, как хмель, обвивая одно дерево за другим, дости­гает длины 300 метров. Это вдвое больше высоты самых высоких деревьев.



РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ. Интеллектуальная игра https://urlid.ru/blaz
РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ  (статьи из газет и журналов) https://urlid.ru/blay
https://urlid.ru/blym УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ
Информация для игровой программы о растениях из книги «Я ПОЗНАЮ МИР: Детская энциклопедия: Растения.»
https://urlid.ru/blyr УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. Интеллектуальная игра о растениях. (По информации из книги  «Я ПОЗНАЮ МИР: Детская энциклопедия: Растения».
https://urlid.ru/blyx УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ (травы, цветы, мхи, …)
Информация для занятия о растениях из книги «Я познаю мир. Растения. Энциклопедия для детей».
https://urlid.ru/bmy8 УДИВИТЕЛЬНЫЕ ДЕРЕВЬЯ РОССИИ и не только. Информация для занятия о деревьях. Плюс проверочные задания.

https://urlid.ru/bmya УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. КАКИЕ СОКРОВИЩА ПРЯЧЕТ ЛЕС?

И другие.

К занятию по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.

Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

и по частям (из-за большого объёма) в «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ

А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий