1 А ЛЕС ШУМИТ ЗАГАДОЧНО
2 ДЕРЕВА ВЫ МОИ, ДЕРЕВА.
3 ДЕРЕВЬЯ «СПАСАЮТСЯ» ОТ ЖАРЫ
4 ДЕРЕВЬЯ-ЦЕЛИТЕЛИ
5 СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ СЛАВЯН
6 ДЕРЕВЬЯ-ВОНЮЧКИ
И… ЭРОТИЧЕСКАЯ ПАЛЬМА
7 КЕНИЙСКОЕ ЧУДО
ПРИРОДЫ
8 ЗЕЛЕНЫЕ КАПКАНЫ
(фрагмент статьи)
9 УБИЙЦЫ С ПОДОКОННИКА (часть
статьи)
10 ЗЕЛЁНЫЕ КИЛЛЕРЫ ПЛАНЕТЫ (часть статьи)
11 БОЖЕСТВЕННЫЕ ТАЙНЫ РАСТЕНИЙ
12 ОКАЗЫВАЕТСЯ...
1 А ЛЕС ШУМИТ ЗАГАДОЧНО
Люди разных стран уже давно
подметили, что растения чутко реагируют на внутреннее состояние человека,
который их посадил или регулярно, в течение нескольких лет, ухаживает за ними.
Комнатные цветы реагируют на болезнь своего хозяина, некоторые начинают,
казалось бы, беспричинно чахнуть, сохнуть, другие же, напротив, как будто
протягивают ему свою зеленую “руку”. Вот, например, удивительный по своей
красоте и нежности цветок гиацинт благотворно воздействует на человека,
выздоравливающего после тяжелой продолжительной болезни. Но обращаться с ним
надо очень осторожно. “Впечатлительный” цветок во время обострения заболевания
следует выносить из комнаты больного, а то он может погибнуть.
Судьбы человека и дерева мистическим
образом оказываются связанными между собой. Человек и его “зеленый побратим”
как бы составляют одно целое. Подобный симбиоз приносит неоценимую пользу
обоим. Человек защищает дерево от внешних врагов, а дерево щедро делится с ним
своей энергетикой, впитывающейся им непосредственно с солнечными лучами. Эта
подаренная растением энергия позволяет человеку справиться с недугами, перенести
жизненные неурядицы, утраты близких людей.
Однако резкий разрыв такой годами
существовавшей связи может кончиться трагично для человека.
Во дворе Михаила Швакина, жителя
Подмосковья, росла огромная береза, посаженная еще его отцом. Хозяин любил проводить
время в тени ее раскидистых ветвей: читал книги или просто дремал в гамаке.
Но дерево невзлюбила соседка Михаила. Она утверждала, что береза высасывает с
ее огорода все соки. Швакин не обращал ни малейшего внимания на требования
вздорной старухи.
Но однажды, воспользовавшись отъездом
Михаила, соседка наняла двух пьяниц, и те за пару бутылок водки срубили березу.
В тот же день у Михаила, отдыхавшего в санатории за несколько тысяч
километров от дома, произошел сердечный приступ. Несколько дней спустя, уже в
больнице, у Михаила случился обширный инфаркт, от которого человек так и не
смог оправиться.
А вот Елена Минакова из Рязанской области
смогла пережить гибель своего любимого дерева. Помогли ей в этом... другие деревья.
Лесной пожар погубил березу, которую она посадила 28 лет назад на опушке леса
и которую постоянно навещала во время прогулок. Потеря “зеленого друга”
привела женщину в больницу. Оттуда она вышла только через полгода совершенно
больным человеком. Превозмогая боль, Елена пришла на пепелище и посадила на
нем несколько молоденьких деревцев. Она стала ухаживать за ними, и вместе с их
ростом к женщине стало возвращаться здоровье, и она постепенно избавилась от
тех недугов, которые привели ее в больницу.
Большим уважением дерево пользовалось на
Руси. Особенно долго существовал культ старых усадебных деревьев. Они как бы
передавали жизненную силу в семье от одного поколения другому.
В родовом поместье дворян Никитских рос
исполинский дуб. По преданиям, его посадил еще в XVII веке князь Алексей Никитский.
Сажая дерево, князь объявил; “Пока жив наш род, дуб будет стоять, но если
погибнет последний из нашего рода, погибнет и он”. С тех пор стоило кому-то
из рода Никитских умереть, как у дуба засыхала или обламывалась одна из
ветвей. В 1917 году, после революции, Никитские бежали за границу. Вскоре в
дуб ударила молния. Однако изуродованный исполин выжил. Засох он только в
1989 году, когда в Париже скончался последний из рода Никитских.
Замысловатые обряды лечения с помощью
деревьев существовали у славян в глубокой древности. Утром, когда дерево было
полно живительной силы, на нем делали надрез. Больного ребенка три раза
подносили к надрезу, чтобы “сила” дерева перетекла в его хворое тельце. Потом
надрез замазывали глиной. С этого момента возникала, как считали славяне,
родственная связь между исцеленным ребенком и деревом. Всю дальнейшую жизнь
человек заботился о нем и приходил к нему со своими горестями и недугами.
К сожалению, многовековой опыт общения с
деревьями, имевшийся у каждого народа, был забыт в наш “просвещенный” век. Исчезли
законы, защищающие деревья от их бессмысленного уничтожения, обычаи,
приучавшие людей с детства относиться к растениям не как к сырью для
изготовления деревянных изделий или топливу, а как к части живой природы,
связанной неразрывными узами с человеком... Только в самом конце второго
тысячелетия ученые заинтересовались древними магическими обрядами, связанными
с деревьями, и стали все чаще и чаще находить объективные подтверждения их
целесообразности.
Во многих сказках часто одни деревья
противостоят другим. И вот теперь выяснилось, что это действительно так.
Часть людей способна непосредственно
наблюдать биополе деревьев. Легче всего его видеть весной, когда дерево
готовится проснуться после зимней спячки. Если рядом растут два противоположных
по своим энергетическим характеристикам дерева - “донор”-береза и “вампир”-тополь,
- то экстрасенсы могут видеть, как золотистое поле “донора” постоянно
подвергается нападению грязно-зеленого поля “вампира”. Из него вырываются
отдельные “куски” неправильной формы, которые поглощаются ореолом тополя.
Растения не только борются между собой.
Они способны чувствовать боль другого растения. Родоначальник российской биолокации
Николай Сочеванов провел интересные опыты с ростками редьки и кустами
картофеля. Выложив корешки редьки на расстоянии 10 метров друг от друга, он
воздействовал на крайний корешок горящей спичкой. Сигнал от растения,
подвергнувшегося нападению, передавался соседним, причем с расстоянием он
затухал. Самую слабую реакцию продемонстрировал корешок, лежавший на
расстоянии 800 метров. То же самое проделывалось с кустами картофеля, но на
них экспериментатор воздействовал электрическим током.
Профессор биологии из штата Небраска Э.
Дэвис объясняет передачу информации от одного растения к другому особой
ионной сигнализацией. Проводя опыты с кустами помидоров, он установил, что,
как только гусеница приступает к “поеданию” листика на одном помидорном кусте,
соседние, расположенные поблизости, получают сигнал об опасности, и в их
листьях незамедлительно начинает вырабатываться вещество, которое связывает
пищеварительные ферменты у гусеницы и делает невозможным усвоение листиков
помидоров.
Растения способны воспринимать не только
сигналы от других растений, но и от людей. Они могут отличать одного человека
от другого и реагировать на их появление. Об этом говорят результаты
исследований, полученные в подмосковном городе Пущино доктором психологических
наук В. Пушкиным. К принесенному в лабораторию растению был подключен
осциллограф. Из научных сотрудников был выбран “мучитель”, который прижигал
листья сигаретой, колол их, всячески демонстрируя растению свою неприязнь.
Был и “избавитель”, играющий
противоположную роль. С его появлением кончались страдания растения.
“Избавитель” поливал его, оглаживал листья и даже беседовал с ним. Уже через
несколько дней растение могло различать этих двух людей. Стоило “мучителю”
появиться на пороге лаборатории, как ритмы, фиксируемые на самописце, резко
менялись. Но вот “мучитель” исчезал, место его занимал “избавитель”, и растение
успокаивалось. Ритмы возвращались в норму.
Аналогичные исследования за границей дали схожие
результаты. В некоторых странах даже используют растения как косвенное свидетельство
против людей, совершивших преступления. Если в квартире, где произошло
убийство, имелись цветы, то к ним подключался прибор, фиксирующий изменение
слабых биотоков. Мимо растения проводили подозреваемых, и в некоторых случаях
по изменению характера биотоков удавалось выявить преступника.
Реакцию некоторых растений на попытку
причинить им боль можно увидеть и без присоединения к ним приборов. Листики
ленкоранской акации или мимозы прямо на глазах начинают трепетать, если
человек намеревается причинить им зло.
Способны растения проявлять и более
сложные чувства. В одной из биологических лабораторий, изучающих свойства
растений, за ними ухаживала молодая девушка. Особое внимание она уделяла
фикусу. Каждый день осторожно протирала влажной тряпочкой его листья,
освобождая их от пыли. И фикус реагировал всплеском эмоций. Он тотчас же
отражался синусоидой на экране компьютера, к которому было подключено растение.
И вот однажды девушка позволила себе пофлиртовать с коллегой, находясь
недалеко от фикуса. Растение мгновенно отреагировало - приборы зафиксировали,
что фикус в отчаянии.
Некоторые растения реагируют не только на действия
людей, но и на музыку. Чарли Робертс, английский любитель огородничества,
удивил специалистов, вырастив самый крупный в мире томат весом около двух
килограммов. В интервью он рассказал о своем оригинальном методе повышения
урожайности. Робертс регулярно проигрывал для своего любимого помидора
классические музыкальные произведения. Заодно он сообщил о том, что, по его
наблюдениям, каждое растение имеет свои предпочтения. Одним нравятся
медленные вальсы, другим - бодрящие марши. Но тяжелый рок ненавидят все, от
него растения начинают болеть, а порой даже погибают.
Еще более удивительные результаты
получили два индийских исследователя - Сингх и Панниах. Они решили проверить,
как действуют на “самочувствие” растений... танцы. Каждое утро Панниах в
течение 15 минут танцевала перед “подопытными” бархатцами один и тот же танец.
И они зацвели на 15 дней раньше других контрольных.
Обрядов, передающих крупицы знаний о
растениях, об их воздействии на людей, веками бережно хранимых в памяти народной,
было великое множество. Их с удивительной бесшабашностью “выплеснула”
академическая наука вместе с действительно вредными, а иногда и опасными суевериями,
отражающими “черные знания”, также накапливаемые народами.
Сегодня наступил новый период развития
человечества. Все чаще и чаще ученые заходят в тупики, которые нельзя преодолеть,
используя лишь традиционные знания. Необходимо, пока не поздно, бережно
собирать еще сохранившиеся предания, обряды, заговоры, заняться их
систематизацией и тщательным изучением, осмыслением и постепенным
использованием. В первую очередь это относится к самому обширному и самому
уязвимому на земле растительному миру.
Михаил БУРЛЕШИН
Почти четверть
века Евсей Яковлевич Мейлицев, вице-президент Ассоциации инженеров биолокации,
со своей супругой Тамарой Ивановной исследуют оздоровительные свойства
деревьев.
Началось это
случайно. Евсей Яковлевич настолько страдал от воспаления тройничного нерва,
что согласился даже удалить здоровые зубы. Лишившись трех зубов одновременно и
не находя себе места от боли, он присел на скамейку возле поликлиники и
инстинктивно прислонился больной щекой к стоящему рядом дереву. Боль неожиданно
отступила. Правда, спустя полчаса она вернулась, но Евсей Яковлевич знал уже,
что делать.
Сегодня Мейлицев
не только абсолютно убежден в том, что деревья способны регулировать наше
физическое и психическое состояние, но и является обладателем патента на
изобретение метода, позволяющего определять разные типы энергоинформационного
взаимодействия в системе “человек-дерево”.
Более девяти тысяч наблюдений потребовалось ему,
чтобы с помощью биолокационной рамки выявить деревья, подпитывающие энергию
человека и угнетающие ее. Нашлись и нейтральные, контакт с которыми вообще
никак не сказывается на уровне нашей энергии. Дальнейшие исследования
показали, что первые два типа энергоинформационного воздействия деревьев,
регулируя нашу энергетику, благотворно сказываются на здоровье.
Кстати, о лечебных свойствах деревьев было
известно издавна. В Толковом словаре Владимира Ивановича Даля можно найти,
например, такой совет: “Коли ноги сводит, то кладут осиновое полено, а от головных
болей - в голову”. Действительно, осина хорошо снимает те боли, которые
вызваны избытком энергии. Есть у Даля по поводу осины и чисто бытовая рекомендация: чтобы квашеная капуста не прокисала и не размягчалась, нужно
опустить в нее полешко из осины или тополя.
Процесс брожения, вызываемый
жизнедеятельностью микроорганизмов, немедленно прекратится. Понимаете теперь,
почему наши предки делали из осины срубы для колодцев, строили бани, осиновым
лемехом крыли купола церквей? Она и воду обеззараживает, и древоточцу в ней
не выжить.
Набор отсасывающих энергию деревьев для
большинства жителей средней полосы России состоит из следующих видов: осина,
тополь и черемуха. И если излишний контакт с ними способен навредить, то при
дозированном воздействии они исцеляют: снимают различные воспаления, боль от
ушибов, вывихов, ожогов, боли при радикулите, после операций и травм, при
онкологических заболеваниях, причем даже тогда, когда наркотики уже не
помогают. Однако следует помнить, что в случаях, когда головная боль вызвана
мигренью, гипо- и гипертонией или другими нарушениями в работе
сердечно-сосудистой системы, но отнюдь не избытком энергии, на помощь должны
прийти не отсасывающие, а, наоборот, подпитывающие деревья.
К таковым относятся дуб (примерно для
шестидесяти процентов людей), береза (для тридцати процентов) и сосна (для
семи-восьми процентов). Получая от них дополнительную жизненную энергию, наш
организм, будучи, по словам великого русского физиолога Ивана Петровича
Павлова, системой саморегулирующейся, саму себя направляющей, поддерживающей,
восстанавливающей и даже совершенствующей, использует все перечисленные
свойства, чтобы привести себя в порядок. Очень показательно воздействие такого
естественного природного допинга на состояние спортсменов, вернее, на их
спортивные результаты. И что немаловажно, никакой, даже самый придирчивый
допинг-контроль его не обнаружит.
Помимо общеобразовательного эффекта лесные целители способствуют
нормализации чрезвычайно важного для организма показателя - артериального
давления, избавлению от болей опорно-двигательного аппарата - ревматизма, полиартрита, артроза, а
также от широко распространенного недуга - вегето-сосудистой дистонии.
Из беседы с Е. Я. Мейлицевым.
-
Евсей Яковлевич, что значит
контактировать с деревом, как лечиться с помощью деревьев на практике?
-
Допустим, ваши деревья - дуб и осина.
Желательно ежедневно приходить на свидание к дубу и постоять возле него,
прислонясь к стволу затылком и спиной или, обхватив его руками, прижаться к
нему лбом, грудью и животом. При этом ладони в любом случае должны быть
прижаты к стволу. Но учтите, такое общение с подпитывающим вас деревом не
должно превышать трех-четырех минут.
Что же касается осины и прочих отсасывающих
деревьев, то к ним вообще не стоит прислоняться, разве что на минутку, иначе
можно ослабить организм. Лучше пользоваться небольшими легкими плашками -
поперечными спилами ствола - диаметром восемь - двенадцать сантиметров и
толщиной около двух (кору снимать не надо). Если такую плашку приложить к
больному месту, то она будет воздействовать локально, на конкретном участке
тела, не подрывая общую энергетику организма. Еще сильнее по воздействию
стружки, помещенные в мешочки из льна, ситца или полотна. А вот опилки
почему-то не дают желаемого эффекта. Видно, при нарушении клеточной структуры
дерево теряет и свои энергетические характеристики.
-
Неужели нет никакой разницы между
куском древесины или стружками и живым деревом? Я имею в виду лечебный эффект.
-
Разумеется, у живого дерева с момента,
когда начинается сокодвижение, и до опадания листвы энергетика больше. Но вот
что любопытно: мы исследовали бревна шестисотлетней давности из новгородских
раскопок. И оказалось, что у них та же энергетика, что и у спящих зимних
деревьев, стоящих на корню.
-
Евсей Яковлевич, а как вы определяете
для каждого из нас “свои” деревья?
-
Сначала я замеряю с помощью
биолокационной рамки фоновую энергетику человека в градусах, а потом провожу
повторное измерение после контакта с деревом. Разница и есть тот прирост или
дефицит энергии, что возник в результате энергоинформационного обмена.
-
Евсей Яковлевич, согласно гороскопу
друидов, каждому человеку соответствует определенное дерево в зависимости от
даты рождения. Насколько можно доверять этому гороскопу?
-
Что касается гороскопа друидов, то, по
моим наблюдениям, на территории России он не действует, впрочем, не исключено,
что там, где обитали некогда древние кельты, он актуален и поныне. В ходе
своих исследований я пришел к такому выводу: самой природой человек привязан к
деревьям, камням, металлам того края, где родился. И если два человека родились
в один день, но в разных климатических зонах, то и деревья-целители у них тоже
разные: в Подмосковье, например, дуб и осина, а южнее Киева - каштан и тополь.
-
Но ведь тополь можно встретить и в
любом московском дворе...
-
Да, однако, обратите внимание - все
московские тополя больны. Ничего удивительного - это не их ареал. У семян
тополя просто сумасшедшая всхожесть - до девяноста процентов. Но доводилось ли
вам увидеть тополь в среднерусском лесу? Вряд ли, разве что одинокий и хилый
на полянке. Лес его отторгает как нечто чужеродное. Мы же из-за своего неведения
переселили это дерево из южных районов, где оно росло в основном в поймах рек,
в города, да еще в безумном количестве, и теперь сотни тополей создают на наших
улицах неблагоприятную энергетическую обстановку. Разумеется, это не исключает
прогулок по тополиным аллеям, однако без прямого контакта с ними, при котором
мы можем потерять отнюдь не излишки энергии, ибо тополь - средство
сильнодействующее и пользоваться им надо крайне осторожно.
У нас есть свои отсасывающие деревья -
осина или еще один живой помощник, который в старину так и называли
“дерево-оберег”. Я имею в виду рябину. Некогда она украшала любой палисадник в
провинциальном городе. Как показали наши наблюдения, для “причесывания”
психики, для снятия депрессии нет более мягкого и эффективного средства!
В Москве, как упоминал Евсей Яковлевич
Мейлицев, проведены исследования неожиданных свойств деревьев. Я решила
познакомиться с результатами этих экспериментов.
Рассказывает заведующая клинико-микробиологической
лабораторией Научно-практического комплекса по лечению детей с врожденными
пороками развития Лилия Васильевна Морозова:
- Ознакомившись с гипотезой Мейлицева, я
сразу поняла, что лучше всего ее проверить именно на микроорганизмах: несколько
суток их жизнедеятельности соответствуют как бы целой человеческой жизни. Из
всех микробов мы выбрали кишечную палочку, два вида стрептококка, два вида
стафилококка, дрожжеподобные грибы и своего рода индикатор нормального
состояния человеческого организма - молочно-кислые бактерии. Все они - сапрофиты,
живущие с человеком вроде бы в содружестве и сопровождающие его с первых дней
существования, но при неблагоприятных условиях способные к агрессии, что
приводит иногда к патологии различных органов.
Микроорганизмы на питательных средах в пробирках и чашках Петри из
кварцевого стекла, пропускающего излучение только биологических объектов,
помещали на определенный срок в специальные штативы из разных пород древесины.
Контрольные образцы содержались точно в таких же условиях, но без деревянных
штативов. В ходе эксперимента сомнения относительно самого наличия
биоэнергетического обмена с деревьями рассеялись: колонии микробов в
деревянных штативах четко отличались по численности от контроля.
Дуб и береза вызывали бурный их рост, ель и сосна угнетали настолько,
словно в пробирки попал дезинсектант. Осина действовала избирательно, например,
по отношению к дрожжеподобным грибам выступала в роли “катализатора”, другие
же микробы подавляла.
В следующем эксперименте микроорганизмы
находились уже в прямом контакте с деревом - определенное количество их наносили
непосредственно на стерильные срезы разных древесных пород. Спустя одну-две
секунды с них делали отпечатки на предметные стекла с питательным агаром и
только тогда помещали сначала в чашки Петри, а затем в термостат, где и
вырастали колонии микроорганизмов. Результаты показали, что даже столь
кратковременный контакт с деревом оказывает точно такое же воздействие на микробы,
как и длительное пребывание их в деревянных штативах.
Последняя серия экспериментов позволяет
уже надеяться на появление нового, более ускоренного метода лечения годами мучающих
нас кожных болезней. Сначала мы определили, каково количество микроорганизмов у
участников эксперимента на запястье руки, затем сделали отпечатки кожного
покрова на предметные стекла с питательным агаром и поместили их в термостат,
чтобы наблюдать, что произойдет там с теми или иными видами микробов. Все они
служили как бы фоном, на котором развивалось дальнейшее действие, или, как мы
называем, контролем.
На следующем этапе эксперимента тем же
людям прикладывали к руке стерильные подушечки со стружками и спустя 15 минут
вновь делали отпечатки. Оказалось, что после такого контакта с деревом общее
количество микробов на коже вдвое - втрое снижается по сравнению с контролем, а
нежелательные для организма условно патогенные штаммы, например стафилококк,
исчезают вообще.
Наталия ФЕДОТОВА. © “Знание - сила
Масштабное исследование, проведённое
учёными из Франции и Чили, показало, что многие виды деревьев, кустарников и
трав за последние годы подняли границы своего распространения выше в горы.
Ранее биологи выдвинули предположение, что с увеличением температуры окружающего
воздуха некоторые растения начинают «передвигаться» ближе к полюсам
(собственно так же, как это делали приматы).
Теперь это можно считать доказанным.
Мировые СМИ тут же сравнили это «бегство» от глобального потепления с попытками
человека спрятаться от летней жары и духоты.
Интернациональная команда биологов под
руководством эколога Джонатана Ленуара проанализировала около восьми тысяч
документов, которые создали самые разные специалисты начиная с 1905 года. Они
собрали данные о растениях, произрастающих на высотах до 2600 метров над
уровнем моря.
Затем учёные рассортировали данные о 171
лесном растении, которые растут в Альпах, Пиренеях и отчасти в Центральном
массиве, на два периода: С 1905 по 1985 год, и с 1986 по 2005 год. 1985-й стал
переломным из-за того, что до этого срока влияние глобального потепления в изучаемых
районах почти не ощущалось. Оказалось, что две трети видов растений в поисках
более благоприятных условий жизни перебирались вверх в среднем на три метра
каждый год, отмечают экологи. При этом те растения, что живут дольше, по
понятным причинам передвигаются медленнее своих соседей, таких как травы,
цветы, папоротники и мхи. А это в свою очередь влияет не только на растения,
но и на животных и на экологическую обстановку в целом.
Проблема ещё и в том, что чем выше забираются
растения, тем сильнее «давит» на них дальнейшее повышение температуры. Ведь на
большой высоте даже незначительное изменение на 0,1 градуса влечёт за собой
большие последствия. «Когда мы только начинали наши анализы, я даже не
предполагал, что мы обнаружим такие скорости», — говорит Ленуар.
Тем не менее, если повышение температуры
продолжится (в XX веке оно составило 0,6 градуса), то некоторые виды растений
со временем будут вытеснены из своих зон произрастания и исчезнут.
4 ДЕРЕВЬЯ-ЦЕЛИТЕЛИ
Я слышала, что деревья обладают
энергетикой, которая может использоваться в лечебных целях. И действительно,
когда у меня начинаются проблемы со здоровьем, я ухожу подальше в парк,
прислоняюсь к березке и чувствую, как она передает мне свою силу. Может быть,
это лишь самовнушение, но мне кажется, что деревья и в самом деле помогают
бороться с различными заболеваниями и даже просто с плохим настроением».
Тамара Медведкина, г. Красноярск
Энергия из космоса
«Дерево представляет собой совершеннейший
тип растения; на нем видны влияния планет, стихий, Мирового Духа и Великого
Аркана, который есть огонь и свет, гнев и любовь, как Слово, произнесенное
Вечным Отцом», - пишет известный французский оккультист Поль Седир.
А вот совет доктора медицинских наук,
народного целителя Юрия Левинсона: «Подойдя к дереву, нужно поставить перед
собой задачу пополнить свой запас биоэнергии или восстановить энергетический
баланс. Положите ладони на ствол и расслабьтесь. Сосредоточьте внимание на
кистях рук. Представьте себе, как энергия из дерева переходит через ладони в
ваше тело. Если вы устали, если чувствуете, что вам требуется больший объем
энергии, представьте, как из космоса на дерево падает поток энергии и
переходит в ваше тело. Результатом будет заметное улучшение самочувствия».
Береза - белая подруга
Целительные свойства деревьев известны
давно. В качестве растительного сырья медицина использует плоды, почки, кору.
Но это не все. Как сказано выше, и сами деревья могут положительно
воздействовать на человека.
Прежде чем просить помощи у любого дерева,
постарайтесь прочувствовать его. Положите ладони на ствол. Почувствуете
приятное тепло - значит, дерево «приняло» вас и готово поделиться своей
энергией. Если «оттолкнет» или «останется равнодушным», возможно, это вовсе не
то дерево, которое вам нужно сейчас.
Считается, что береза способна защитить
от зла. Слегка похлестав больного человека березовым прутом, можно изгнать из
него хворь. Если вы хотите уберечь семью от бед, посадите рядом с домом
березку: по преданию, в березовых ветвях отдыхают духи предков, они станут
защитниками вашего жилища.
Прекрасный энергетический донор - дуб. Он
поделится с вами долголетием, даст силы. Кстати, великое мировое древо, на
ветвях которого, по легендам, держалась Вселенная до создания мира - именно
дуб.
Если вам нужно получить ответ на мучающий
вопрос - идите к сосне или к орешнику, постойте возле них - и нужный ответ
придет. Кстати, наши предки считали, что если окружить дом по периметру
ореховыми прутьями, в него не проникнет зло.
Молодые девушки, мечтающие о любви, могут
просить помощи у яблони. Но яблоня - дерево капризное, ей нужно дарить подарки
- например, повесить на ветку серебряный колокольчик или украшение из
натуральных камней. Такой подарок нельзя забирать - иначе дерево обидится.
Обереги
Можжевельник, лиственница и ель помогут
справиться с депрессией, нервозностью, навязчивыми страхами.
Паре, мечтающей о рождении ребенка,
следует обращаться за помощью к акации.
Хотите, чтобы вам сопутствовала удача? В
этом поможет оберег из дерева. Деревянная ложка принесет в ваш дом достаток.
Березовый прут под кроватью или под
подушкой подарит долголетие.
Носите при себе кусочек осины - он защитит
от энергетических вампиров, стабилизирует артериальное давление.
Кусочки боярышника уберегут вас от сглаза
и порчи.
Ветки вербы в доме оберегают семью от
болезней.
Но самым лучшим оберегом будет дерево,
посаженное вашими руками. Оно никогда не откажет вам в помощи, и вся ваша
забота и труды обернутся добром.
Ольга ПОГОДА
5 СВЯЩЕННЫЕ ДЕРЕВЬЯ СЛАВЯН
Издавна у славян
был известен обычай поклонению деревьям.
Есть свидетельства о существовании на
Руси священных рощ. Такие рощи
еще можно увидеть в Белоруссии и
в северно-русских землях. Каждому дереву приписывались свои особенные
свойства.
ОСИНА
В народных представлениях это проклятое
дерево, вместе с тем широко используемое в магических целях. ’Трясение"
осины связывали с тем, что крест, на котором распяли Христа был сделан из
осины, а также гвозди, которыми он был прибит к кресту и спицы, которые ему
загоняли под ногти. Согласно другим рассказам, осина была наказана за то, что дрожанием
своих ветвей выдала Богородицу, прятавшуюся под ней с Христом, во время бегства
в Египет. Наиболее же известно у славян поверие о том, что Иуда повесился на
осине.
Осину запрещалось сажать около дома (во избежание
несчастья, болезней). Осину не использовали при строительстве, не топили ею
печь, избегали сидеть в тени дерева, не вносили в дом осиновых веток.
Считалось, что в местах, где водится осина, водятся и черти. Они запутывают
человека так, что он теряет дорогу. Существовал запрет прятаться в грозу под
осиной. Считалось также, что на огне из осиновых веток ведьмы готовили
вредоносное зелье. Чтобы стать невидимым или оборотиться в волка, колдун должен
был перекувыркнуться через осиновые колышки (числом 5) или через осиновый пень.
Бросив осиновую ветку перед путником, колдун сбивал его с дороги.
Чтобы обнаружить вора, поляки вкладывали в
расщепленную осину вещь, до которой дотрагивался вор: считалось, что от этого
его начнет трясти лихорадка, и злодей поспешит вернуть украденное. Осина выступает
действенным средством в борьбе с нечистой силой, ведьмами, колдунами. На огне
из осиновых дров сжигали после смерти колдунов, и утопленников, чтобы после
своей смерти они не вредили людям.
У восточных славян и в Польше осиновый кол
втыкали в могилу "ходячего" покойника или вампира. Нередко это
делали еще при похоронах, чтоб умерший не превратился в ходячего покойника. Это
касалось, прежде всего, заложных покойников - тех, кто умер неестественной
смертью.
ДУБ
Одно из наиболее почитаемых у славян
деревьев. Символизирует мужское начало, мощь, силу, твердость. Связан с образом
громовержца Перуна. Еще в 17-18 веке возле священных дубов служили молебны,
совершали бракосочетание, обращались к ним в заговорах, приписывая им
целительную силу. Духовный Регламент 1721 года констатировал, что "попы с
народом молебствуют перед дубом, и ветви онаго дуба поп народу раздает на
благословение".
Кое-где у старообрядцев-беспоповцев еще в
середине 19 века брачный союз заключался таким образом: парень, сговорясь с девицей,
отправлялся вместе с ней к заветному дубу и объезжал его по кругу трижды. На
культовую роль дуба указывают и археологические находки: в 1975 году со дна
Днепра подняли древний дуб, в ствол которого было вставлено 9 кабаньих
челюстей. В 1910 году подобный дуб извлекли со дна Десны. Видимо, эти деревья
использовались при совершении жертвоприношений.
У ряда европейских народов дуб посвящался
верховному богу-громовержцу: на связь дуба с культом Перуна у славян указывает,
в частности, местность Перунов Дуб, упоминаемая в грамоте 1302 года. В
средневековых апокрифах дуб или железный дуб изображается как мировое дерево:
он был посажен в начале сотворения мира, стоит "на силе Божией” и держит
на своих ветвях весь мир.
В Житомирской области в заговоре от
детской бессонницы обращались к дубу, каждая ветка которого имеет собственное
имя: ветка с желудями - мужское, а без желудей - женское. Если бессонницей
страдала девочка, то в заговоре упоминалось имя ветки-мальчика, и наоборот.
Знахарка или мать предлагали дубу покумиться и не трогать детей друг у друга.
Дуб также использовался для перенесения на него болезни. Особенно удачны для
людей были дубы со сквозным отверстием, через которое можно было протаскивать
детей. Потом такой дуб обвязывали кушаком.
БУЗИНА
Славяне относились к бузине как к
проклятому, нечистому и опасному растению; отсюда ее ограниченное использование
в семейных и календарных обрядах и широкое применение ее в магии, оберегах,
гаданиях, народной медицине. Бузина, по поверьям, существует от начала мира и
потому причастна к событиям, описанным в Ветхом Завете (грехопадение Адама и
Евы, убийство Авеля) и христианской истории (предательство Иуды). Считалось,
что под бузиной живет черт, бесы и прочая нечистая сила.
Вместе с тем бузина - обиталище домашних
духов, приносящих хозяевам добро, благополучие. Бузину запрещалось выкапывать,
выкорчевывать, так как это могло привести к смерти человека, несчастьям и
различным болезням, а также падежу скота. В случае необходимости для
выкорчевывания бузины нанимали специально калек или душевнобольных. Считалось,
что там, где выкопан куст бузины - никогда ничего не вырастет. Бузину не
использовали в качестве топлива, чтобы не навлечь в дом блох и клопов.
Существует легенда о том, что на бузине повесили Иуду (или дьявола), отчего
ее листья и ягоды издают трупный запах. Известны историйки о том, как человек
не мог найти дорогу, блуждая вокруг бузинового куста. Аналогичные поверья у
славян касаются осины.
На Украине широко известны обращенные к
бузине заговоры, содержащие мотивы "чуда" и произносимые под бузиной
с определенной магической целью: "от напасти", "чтобы суд не
засудил", "для приобретения силы и отваги", "для избавления
от всякой беды" и др. Сюжеты таких заговоров часто воспроизводят некое
мифическое событие, свидетелем которого была в свое время бузина. Это событие,
например, резко нарушало нравственные нормы, но тем не менее имело
благоприятный исход. В народной медицине при лечении некоторых болезней, эти
болезни "переносились" на бузину.
ВЕРБА
Символизирует быстрый рост, здоровье,
жизненную силу, плодородие. Молодая, особенно освященная в Вербное воскресенье,
верба защищает от стихийных бедствий, нечистой силы, болезней. В то же время
старая верба считается прибежищем чертей, водяных и другой нечисти и местом,
куда можно отсылать болезни. В Юрьев день сербские девушки опоясывались вербой,
чтоб на следующий год быть "с пузом", то есть выйти замуж и забеременеть.
Ветки вербы, освященные в Вербное
воскресенье использовались для защиты от грома, грозы и бури, русские верили,
что верба, брошенная против ветра, прогоняет бурю, брошенная в огонь - усмиряет
его, а посаженная в поле - оберегает посевы, что выброшенные на двор ветки -
останавливают град. Иногда с подобными целями жгли освященную вербу. Первый
выгон скота и первая пахота не обходились без освященной вербы.
Целительным средством освященная верба
считалась у всех славян. Ею окуривали, растертую в порошек пили (с
можжевельником), прикладывали в примочках. На вербу переносили болезни. Старая
верба считалась проклятым деревом. Словаки считали, что водяной часто сидит на
самой высокой вербе и высматривает свою жертву. По белорусским верованиям,
черти весной "отогреваются" на вербе, а после Вербного воскресенья
падают в воду, потому от Вербного воскресенья до Пасхи нельзя пить воду,
зачерпнутую под вербой. При этом черти обычно предпочитали сухую и дуплистую
вербу.
В славянском фольклоре и верованиях верба
оказывается причастной к сфере чудесного. Существуют рассказы о чудесной
дудочке, которую можно сделать из вербы, растущей в самой глубине леса, там,
где ее не касался солнечный луч, и где она никогда не слышала ни петушиного
крика, ни шума бегущей воды. С помощью такой дудочки можно развеселить
загрустившего человека, заставить танцевать того, кто никогда этого не делал,
можно привлечь себе в ульи чужих пчел, разоблачить злодея и убийцу.
РЯБИНА
Дерево, используемое в магии и народной
медицине, главным образом в качестве оберега. В Новгородской губернии,
вернувшись с кладбища, вешали над дверью рябиновые прутья, чтобы покойник не
возвратился домой. Чтобы исцелиться от болезней, человек трижды пролезал через
расколотую надвое и связанную по краям рябину или сквозь рябиновый куст.
Славяне верили, что если сделать посох из рябины, погрызть его и оставить
щепочку во рту за щекой, то можно не бояться никаких кудес (колдовства) во
время пути. В России и Белоруссии существовал запрет рубить, ломать кусты
рябины, использовать рябину на дрова, обрывать цветы и даже ягоды рябины.
Рябину считали мстительным деревом: кто ее поломает или срубит, тот вскоре
умрет сам или же умрет кто-либо из его дома.
Рябину нельзя было рубить и потому, что
знахари переносили на нее болезни человека; кто срубит такое дерево - сам
заболеет и умрет. При зубной боли тайно на утренней заре вставали перед рябиной
на колени, обнимали и целовали ее и произносили заговор, где обещались взамен
на избавление от боли, не вредить рябине. Потом возвращались домой, не
оглядываясь и так, чтоб никого не встретить.
По представлениям славян, наибольшей силой
обладали старые деревья, с наростами, дуплами, выступающими из-под земли
корнями, а также имевшие два или три ствола, выросшие из одного корня. Таким
деревьям приносили в дар платки, куски холста, полотенца, прося об исцелении от
болезни. Также существовал обычай ритуального кормления деревьев. Рубить
священное дерево строго запрещалось. Того, кто нарушал этот запрет, постигала
страшная кара, и не только самого охальника, но и всю его родню до седьмого
колена. И это не сказки, а страшная быль, подтверждение коей найти нетрудно.
После революции, когда на Русь упала смута,
многие священные рощи и отдельные деревья были безжалостно вырублены
обезумевшим мужичьем. Кара была ужасна. Ее разрушительные последствия можно
узреть, стоит лишь посмотреть в окно или оглядеться в общественном транспорте.
Александра БУНИНА
6 ДЕРЕВЬЯ-ВОНЮЧКИ
И… ЭРОТИЧЕСКАЯ ПАЛЬМА
Знаете ли вы о
существовании деревьев, к которым лучше не приближаться? В лучшем случае у вас
перехватит дыхание, а в худшем - ваш желудок самопроизвольно очистится... И это
еще цветочки!
Дышать
только в противогазе!
Безветренными вечерами над африканской
саванной распространяется настоящее зловоние - это цветет баобаб. А на юге
Африки растет дерево с большой раскидистой кроной - царинария, в жаркие дни
испускающее запах немытого человеческого тела. Цветы дерева индийской
стеркулии пахнут как дохлый скунс. А в Китае прозвище вонючек закрепилось за деревьями
гинго и айланта.
На Суматре в 1878 г. итальянский ботаник
О. Беккери обнаружил растение, получившее название «аморфофаллус титанический».
Оно родит один громадный клубень весом более 23 кг, один крупный цветок в
человеческий рост, один стеблевидный лист высотой до 5 м и источает необыкновенное
зловоние. Когда аморфофаллус посадили в Нью-Йоркском ботаническом саду, во
время ухода за ним рабочим приходилось надевать спецодежду и противогазы!
У иных деревьев кора и листья пахнут
свежим навозом. На острове Шри-Ланка вонючкой прозвали дерево каркас. А его
тамильское название так и переводится «запах навоза».
К вонючкам относится
и дерево с красивыми бело-розовыми цветками, растущее в Бразилии. Местные
жители дали ему множество обидных прозвищ: цветок смерти, трупное дерево,
вонючка...
А самым скверно пахнущим деревом,
пожалуй, слывет аргентинский омбу с гигантской кроной и огромными корнями,
выпирающими из земли. Его часто высаживают в городских парках, однако желающим
отдохнуть в его тени на корнях-скамейках делать это стоит только днем, когда
слабый, не ощущаемый человеком запах отпугивает москитов, муравьев и мух.
Ночью же от омбу исходит такой запах, что влюбленные и бродяги бегут от него
куда глаза глядят на радость парковым сторожам и полиции.
В пустынях Средней Азии в прямом смысле
«цветет и пахнет» высокое растение с толстым древесным стволом, Желтые шапки
его соцветий терпким ароматом привлекают пчел. Туркмены прозвали его «чомуч»,
а научное название - ферула что в переводе с латинского - «дурно пахнущая». Но
несмотря на свой отталкивающий трупный запах, ферула - ценнейшее
лекарственное растение.
Бензоколонки в джунглях
Недавно французские ботаники открыли в
джунглях Южной Америки оригинальный вид низкорослой лианы, латекс которой
перерабатывают в автомобильное топливо. Внимание к этой лиане было привлечено
в связи с энергетическими кризисом и ростом цен на нефть. Ученые доказали, что
американские лианы можно разводить на юге Европы, получая вместе с жидким топливом
еще и древесину. Растением активно заинтересовались в Японии, США и Бразилии.
Филиппинцы же считают, что искать новое -
хорошо, но не стоит забывать и старое. В прошлом веке было сделано научное описание
тропического дерева ханга.
Сейчас на Филиппинах создано несколько
плантаций этих деревьев, прозванных бензоколонками. Сочные плоды ханга
содержат до 16% маслянистой жидкости, которую не надо подвергать перегонке.
Она прекрасно горит в автомобильных моторах, при этом выхлоп менее токсичный,
нежели при использовании бензина.
В Юго-Восточной Азии растет так называемое
восковое дерево, которое еще называют сальным или масляным. Оно дает масло трех
различных типов: белое, синее и древесное. Первое образуется в виде налета на
листьях и напоминает воск или твердое сало. Второе добывают из плоских семян,
заключенных в четырехстворчатую коробочку. Третье давят из листьев. Из белого
и древесного масел делают свечи и мыло, а быстро высыхающее синее служит
отличным сырьем для производства лаков, красок, глицерина.
Восковые деревья, точнее восковые пальмы,
встречаются и в Андах, на высоте 3 тыс. м. Воск, выделяемый горной пальмой, такой
же чистый, как и пчелиный, только более твердый. Собирают его со ствола и
листьев металлической лопаточкой. С каждой пальмы за один раз снимают до 12 кг
воска.
Сексуальный феномен
Морская кокосовая пальма красуется на
гербе Республики Сейшельские Острова, а ее орех стал национальным достоянием.
Государство строго контролирует торговлю этими ценнейшими плодами, так как
собирают их в год совсем немного - всего 3 тысячи. Покупая орех, необходимо
получить разрешение на его вывоз.
Сейшельская пальма - уникальное творение
тропической флоры, произрастающее только здесь. Старейшим деревьям, достигающим
высоты 35 м, под тысячу лет! Местные жители (креолы) говорят, что морскому
кокосу требуется 3 года, чтобы прорасти; 7 лет, чтобы достигнуть зрелости;
четверть столетия до начала плодоношения и немногим меньше миллиона лет для
достижения максимального роста.
Но особенно поражает ее орех. Жан-Батист
де Кенси, последний французский губернатор Сейшельских островов, описывает его
так: «С одной стороны Он похож на ягодицы. Разделяющий их промежуток
напоминает естественную часть тела женщины. Там даже есть выступ, напоминающий
одну из частей наружных половых органов женщины, а окружающие выступ
маленькие волоски воспроизводят растительность. Из этого промежутка выходит
росток, который в первые дни, когда не превышает 6-8 дюймов, похож на мужской
половой член».
Морская кокосовая пальма способна
плодоносить только в сообществе себе подобных, причем с момента опыления до
появления плода проходит ровно 9 месяцев.
Таинственного происхождения и эротической
формы оказалось вполне достаточно для того, чтобы с годами орех оброс мифами и
его наделили массой неоспоримых достоинств. Морской кокос считается отличным
снадобьем от паралича, эпилепсии и многих нервных заболеваний, а также
средством, облегчающим роды, сильным афродизиаком, эффективным противоядием.
Осторожно: стреляющий огурец!
Биологи говорят, что рассеивание семян в
природе объясняется вынужденной необходимостью: выжить любым путем либо погибнуть!
Иного в растительном мире на дано, и каждое из растений приспосабливается
по-своему.
У одних семена-планеры, которые разносит
ветер, другим размножаться помогают животные и птицы, переносящие семена в
своих желудках. Оригинальнее же всех поступают растения-«стрелки»,
разбрасывающие семена на большое расстояние. Существует свыше 100 видов
подобных растений, и некоторые настолько мощные, что являются угрозой
окружающей среде.
В России из растений-«стрелков» особое
место занимает луговая герань, выбрасывающая семена из высохших плодолистиков
на 1,5 м; недотрога, плод которой распадается на длинные ленты, скручивающиеся
и «плюющиеся» семенами; желтая акация.
Самым же скорострельным и дальнобойным в
наших широтах слывет «бешеный» огурец, растущий в Краснодарском крае. Созрев,
несъедобный плод отрывается от куста, взлетает вверх, одновременно выпуская в
воздух из отверстия мощную мутную струю сока и семян на расстояние 5—8 м. С
научной точки зрения это вполне объяснимо: к моменту созревания внутреннее
давление составляет 3 атмосферы!
Геннадий ФЕДОТОВ
«Мир Зазеркалья»,
№16(245), 2007 г.
7 КЕНИЙСКОЕ ЧУДО
ПРИРОДЫ
Тысячи жителей кенийского города Ваджир
устремились в лесной массив, расположенный на севере, чтобы самолично взглянуть
на совершенный женский образ, явственно проступающий на стволе огромного дерева.
Черты женщины настолько реальны, словно принадлежат живой дочери Евы из плоти и
крови. Это уникальное «скульптурное изображение» совершенно случайно
обнаружила группа охотников. Удивленные звероловы сообщили о находке ученым.
Те, тщательно исследовав ствол дерева, не нашли никаких следов искусственной
обработки коры и пришли к выводу, что женское лицо «выросло» само собой.
Свет на загадочное явление пролили
старожилы. По их словам, необыкновенный портрет изображает богиню дерева,
ликом которой местные жители любуются уже много лет. По простодушию поведали
знающие люди и о том, что «древесный облик» обладает целебными свойствами.
Теперь поклониться богине приходят сотни людей. Впрочем, изрядно увеличившийся
объем работ не испугал небожительницу: она исправно избавляет своих «прихожан»
от самых разных недугов.
ДЕРЕВЬЯ-ЛЮДОЕДЫ
(из подборки статей «РАСТЕНИЯ-ХИЩНИКИ»)
8 ЗЕЛЕНЫЕ КАПКАНЫ (фрагмент статьи)
Не всем известно о существовании хищных
растений с удивительными приспособлениями для ловли добычи — насекомых.
Возможно, наблюдая за такой охотой, кое-кто сделал предположения, что
существуют и растения, способные поедать людей и зверей. Так возникли легенды
о деревьях-людоедах. В одной из них говорится об огромном «ананасе», который
одиноко растет в дебрях мадагаскарских лесов. На его больших листьях острые,
словно когти тигра, шипы. А на самом верху, со свистом рассекая воздух,
извиваются подобно змеям шесть белых прутьев. Это дерево-людоед. Сюда два раза
в год приходят туземцы племени мкодо. С песнями они пляшут вокруг дерева, а
потом заставляют выпить его сок обреченного на гибель. Опьяненная жертва сама
влезает на страшное дерево, которое хватает человека мощными когтистыми
листьями и раздавливает.
Об этом зеленом людоеде писал
пастор-миссионер Карл Лихе в 1880 году в журнале «Нью-Йорк Уорлд». Потом статью
перепечатывали другие журналы, в том числе и русские.
Сообщения о деревьях-людоедах приходили и
из других мест. Так, возле озера Никарагуа в Центральной Америке некто Донетан
собирал травы. Неожиданно ветви дерева, которое стояло без листьев, обхватили
его охотничью собаку. Хозяин бросился на помощь, с большим трудом освободил он
пса и обнаружил на своих руках кровь. Ветки с многочисленными присосками
пытались обвить его самого.
В подобную ситуацию попал еще один
человек, который еле вырвался из объятий ужасного дерева. Рассерженный, он
набросился на него с топором, порубил и поджег. Когда ветки загорелись, в
воздухе запахло паленым мясом.
Английским морякам и путешественникам,
которые побывали в тропиках, особенно везло на встречи с деревьями-людоедами.
Их обнаружили в Африке, на островах Полинезии, а позже и в джунглях Амазонки.
Некоторые люди даже предлагали выращивать такие деревья в оранжереях Европы,
разумеется, строго придерживаясь мер безопасности.
Но хотя каждый год ученые продолжают
открывать все новые виды растений, вряд ли когда-нибудь они обнаружат на
нашей планете зеленых каннибалов. Зато среди кустарников, полукустарников, лиан
и трав ученые до сих пор находят все новых насекомоедов. Исследованы и
разнообразные способы их охоты.
В. БАБЕНКО
9 УБИЙЦЫ С ПОДОКОННИКА (часть статьи)
ГДЕ НАЙТИ ДЕРЕВЬЯ-ЛЮДОЕДЫ
Изредка в заповедных тропических лесах
попадаются кровожадные представители флоры, которые, по-видимому, являются
предками современных насекомоядных цветов.
- В тропиках бывало много случаев, когда
под деревьями обнаруживали человеческие
останки, - говорит Борис Головкин.
Первое упоминание о дереве-людоеде появилось
в журнале "Нью - Йорк
уорлд” в 1880 году. Исследователь Карл
Лихе описал жертвоприношение, которое
ему довелось наблюдать в мадагаскарских джунглях. Жертвой была женщина
из племени аборигенов, а идолом - невысокое, 2,5-метровое дерево.
Его верхушку украшали острые, как ножи,
листья, между которыми располагались непонятные выросты, похожие на тарелки.
Они выделяли густой сок. Девушка ловко влезла на самый верх зеленого монстра и
стала пить сок, обладавший, судя по всему, наркотическими свойствами. Она впала
в транс, наклонилась над “тарелками” - и оказалась в ловушке. Растение все
сильнее и сильнее сдавливало ее тело. Слышался страшный хруст костей… По стволу
заструилась кровь дикарки. А растение как будто зачавкало, упиваясь своей
добычей.
Другой естествоиспытатель, Мариано да
Сильва, описал дерево, обнаруженное им в 1970 году в лесу между Бразилией и
Гайаной. По его словам, оно убивало обезьян, которых приманивало особым запахом своих плодов. Когда наивный зверек карабкался по
его веткам за добычей, листья дерева оборачивались
вокруг его тела плотным
коконом. Несколько дней оно переваривало добычу, а потом сбрасывало на
землю то, что от нее оставалось.
Надежда ГУЖЕВА.
“Собеседник”.
«ДЛЯ ВАС», №8 (515) МАРТ 2002.
10 ЗЕЛЁНЫЕ
КИЛЛЕРЫ ПЛАНЕТЫ (часть статьи)
Бездушный убийца
Наука до сих пор не получила возможности
изучить многие виды растений-хищников. Однако в рассказах путешественников,
натуралистов, миссионеров, побывавших в труднодоступных уголках Земли,
постоянно встречаются сообщения о растениях-убийцах, деревьях-людоедах. О
леденящих душу ужасах из жизни растительного мира повествуют и легенды
аборигенов, которые иной раз «оживают» перед глазами случайных
путешественников.
Например, таких, как немецкий естествоиспытатель доктор Кapл Лихе, который изучая Мадагаскар, стал свидетелем того, как плотоядное дерево живьем сожрало
женщину. Дерево высотой 2,5 метра с широким и толстым стволом в форме ананаса
было увенчано странным для растения образованием. На самой верхушке торчали
3-4-метровые листья, заостренные, как ножи. Между ними были расположены две внушительных
размеров тарелки, вогнутой стороной обращенные друг к другу, нечто вроде
громадных раскрытых ладоней, готовых в любой момент сомкнуться. Вверх и во все
стороны от «тарелок» тянулись зеленые щупальца-лианы. Помимо щупальцев были
еще и змеевидные белые лианы, которые непрерывно извивались, словно стараясь
схватить невидимую жертву. По свидетельству натуралиста, у этой странной мадагаскарской
«пальмы» аборигены устраивали человеческие жертвоприношение.
Сначала дикари молились и совершали вокруг
дерева ритуальные пляски. Потом выбрали из толпы молодую женщину, которой
отводилась роль жертвы, и теснили ее к дереву, причем все это сопровождалось
криками и пинками. Женщина подчинилась толпе и подошла к «пальме», а потом
быстро вскарабкалась вверх по стволу и принялась пить липкий густой сок,
который выделяли «тарелки» на верхушке дерева. Напившись сока, она,
по-видимому, впала в транс.
В это время белые и зеленые лианы уже
совершали свои ужасные и таинственные движения, все больше приближаясь к телу
опьяненной женщины. Наконец она оказалась в плотном клубке присосавшихся к
ней гибких и прочных щупальцев. Гигантские «тарелки» начали медленно и неотвратимо
сжиматься, сдавливая жертву. Раздались стоны, крики агонии; брызнула струя
отвратительной жидкости, в которой смешались человеческая кровь и ядовитый сок
дерева. Затем вниз шлепнулись внутренности. Было явственно слышно бульканье
крови: это дерево утоляло свою чудовищную жажду...
Карл Лихе отмечает, что кровожадное дерево
было хорошо известно всем аборигенам, не случайно Мадагаскар издавна называли
«землей дерева-людоеда». Однако ученые до сих пор не смогли получить образцы
этого ритуального чудовища из царства флоры, которое чтится и охраняется как
местное божество.
Зловещее дерево
В Южной Африке есть дерево, которое на
языке зулусов называется умдглеби - «зловещее». Оно источает смертоносный газ
и отравляет все живое в округе. Дерево обладает уникальной способностью
получать его из почвы. Умдглеби постоянно окружено облаком ядовитых
испарений, вдыхая их, человек испытывает жестокую головную боль, у него
начинается горячка, а затем наступает быстрая смерть.
Это дерево вызывает у зулусов священный
трепет, они приносят ему кровавые жертвы. Хотя люди и не создают поселений
там, где растет смертоносное умдглеби, их все время тянет к нему какой-то
неодолимой силой. Кроме того, аборигены считают, что плоды умдглеби - большие
черные стручки с красными наконечниками - излечивают от отравления, и собирают
их во время священных ритуалов.
В Центральной Америке с ее девственными
тропическими лесами тоже есть свои растительные монстры, питающиеся живыми
существами. Одно из них напоминает большой толстый кактус, но покрыт он не
иголками, а большими и острыми отростками-«кинжалами». Как только неосторожный
путник оказывается рядом с ним, зеленые ножи мгновенно зажимают жертву и
буквально пригвождают к стволу (удивительная реакция растений, более быстрая,
чем у животных!). Живые кинжалы прокалывают тело человека, давят его, как
лимон, из порезов обильно сочится кровь, которую вампир быстро впитывает через
кору.
В Никарагуа (Центральная Америка) растут
деревья - «пожиратели собак». Одно такое дерево встретил натуралист Данстен,
когда в поисках редких растений бродил по тропическому лесу. Ученого
сопровождал небольшой пес - верный друг и спутник во всех походах.
На какое-то время Данстен отвлекся, а затем неожиданно услышал отчаянный
лай своей собаки. Он бросился на помощь и застал кошмарную картину. Животное
было оплетено целой сетью корней и длинной черной лианой, они душили пса, а лиана
уже успела проколоть шкуру животного и высасывала его кровь…
С огромным трудом натуралисту удалось разрубить страшную сеть и вызволить
собаку. Местные жители, которым он рассказал об этом происшествии, отметили,
что пес еще легко отделался: обычно растение, которое они называли
«дерево-змея», в мгновение ока вытягивает все соки из тела животного, так что
уже через пять минут спасти его невозможно.
Еще один случай произошел в горах
Сьерра-Мадре в Мексике, где путешественник стал свидетелем жуткой сцены.
Неосторожная птица села на ветку дерева-вампира, и та, как живая змея, обвила
кольцами жертву и смяла ее, жадно впитывая выступившую кровь. Через некоторое
время дерево сбросило на землю абсолютно сухой трупик.
Путешественник решил проверить на себе
реакцию дерева. Коснулся одной из веток, и она в мгновение ока стиснула его
руку мертвой хваткой. Незадачливый исследователь смог вырваться, лишь оставив
на память растению кусок своей кожи.
В 1970 году бразильский естествоиспытатель
Мариано да Сильва в тропическом лесу на границе между Бразилией и Гайяной
обнаружил дерево, которое питалось сырым мясом. Дерево добывало пропитание,
привлекая к себе обезьян особым запахом. Вдыхая его, животные впадали в
транс и в этом состоянии карабкались по стволу наверх. Там-то и наступал их
смертный час: листья на верхушке дерева смыкались над неосторожными животными,
как бы заворачивая их в плотный кокон. Обезьяны не успевали издать ни звука и
погибали в полном молчании, как будто пребывали в сладкой истоме или
погружались в летаргический сон. В течение трех дней монстр переваривал
добычу, а затем, как это обычно бывает у зеленых хищников, сбрасывал на землю
начисто «обглоданные» кости...
Анна ВЕСЕЛОВА
«МОЯ СЕМЬЯ», №5, февраль 2006.
11 БОЖЕСТВЕННЫЕ ТАЙНЫ РАСТЕНИЙ
Мы спокойно ходим по лесу, устраиваем пикники на природе, выращиваем на подоконнике
экзотические растения, а между тем... Реальный мир растений очень сильно
отличается от того ухоженного парка, в котором мы живем, и тому есть множество подтверждений.
Сенсацией 1958 года стала фотография, привезенная
охотником-любителем (и биологом по профессии) Клаусом фон Швиммером из дебрей
Центральной Африки в 1958 году. На ней было запечатлено хищное дерево,
питавшееся плотью животных и людей. Швиммер организовал экспедицию, намереваясь
исследовать верховья реки Капомобо в Северной Родезии. Там находился небольшой,
но абсолютно неисследованный район предгорных джунглей, богатый дичью и
населенный довольно мирными туземцами.
В экспедиции участвовало пятеро белых и
20 носильщиков во главе с опытным охотником и толмачом из племени баротсе. На
моторных лодках путешественники поднялись по реке, затем углубились в джунгли,
прорубая путь мачете. Они направлялись к одной из безымянных гор. И неожиданно
ощутили необычный для тропического леса интенсивный запах, приносимый утренним
ветерком.
Путешественники сразу заметили, что
ощущают этот запах по-разному. Клаусу он напоминал аромат любимого камамбера,
Джо - хорошо прожаренного бифштекса, Боу - какой-то нежной ягоды, остальным -
клубники. Самое главное - он был очень привлекателен и как бы звал к его
источнику. Неуверенно переговариваясь, люди двинулись в ту сторону. И вскоре
вышли к большой поляне. Она была круглой, метров семидесяти в диаметре и покрыта
плотным ковром невысокой травы, постепенно исчезавшей к центру. Там, в кольце
серо-желтой земли, стояло похожее на индийский баньян одинокое дерево-роща:
кроме толстого основного ствола было еще несколько. Крона широкая, с плотными темными
блестящими листьями, метров 30 в диаметре. Многочисленные лианы свисали с
веток.
Удивительный запах усилился, подавлял все
чувства, подталкивал вперед к странному дереву. Путешественники медленно
шагнули вперед, и тут Клаус поднес к глазам бинокль и сразу скомандовал:
«Быстро зажмите носы! Это ловушка! Там толстый слой костей! Это дерево -
хищник! Нужно убираться отсюда!»
Прошло время, прежде чем его товарищи
стали приходить в себя. После краткого совещания, плотно залепив ноздри
жвачкой, осторожно приблизились к дереву. «Смотрите! Вон там человеческий скелет!
А правее - еще один! И черепа». Да, здесь нашли конец жизни множество животных
- не сотни, тысячи. И немало людей...
- Нужно проверить - оно нападает или
пассивно ждет жертву. Я добуду приманку. - Клаус глянул вверх, снимая с плеча
винтовку с оптическим прицелом. В небе лениво кружились несколько трупоедов,
высматривая добычу. Клаус выстрелил - и через несколько минут возвратился, таща
за крыло голошеего грифа. Когда он швырнул его под ближайшие ветви дерева,
последовала быстрая реакция: свисавшие вниз лианы зашевелились и потянулись к
месту падения птицы, оплетая ее. Вскоре она напоминала клубок змей.
Охотники не осознали возможной опасности
и, замерев, наблюдали. Внезапно из ветвей вылетела зеленая лента, мгновенно
охватив туловище Джо, прижав руки к бокам, словно лассо. От рывка он едва
устоял на ногах. Боу взмахнул мачете - удар, еще удар! Обрызгав всех соком,
перерубленная «лиана» отскочила назад. Отбежав метров на десять,
путешественники освободили Джо от опасного щупальца, на конце которого был
крючок с зазубринами, помогавший удерживать жертву. Кусок щупальца очень быстро
начал темнеть, размягчаться и через несколько минут распался на комки слизи.
Решили ничего не говорить носильщикам.
Быть может, это дерево было для них священным и связано с какими-либо табу. Но
следующие секунды заставили их изменить решение - неподалеку раздался истошный
визг! Бросились вперед: на краю костяного пояса шевелился шар из щупальцев. Из
него торчали две черные ноги. Понимая бессмысленность своей попытки, Джо и
Клаус все-таки бросились вперед с поднятыми мачете. Навстречу им «выстрелили»
несколько щупалец, но не смогли дотянуться. Было ясно, что помочь несчастному
уже нельзя. Через несколько секунд вопли стихли. Сверху сползали все новые и
новые «лианы». Теперь вокруг тела несчастного негра образовался шар диаметром
метра три.
Страшная новость стала известна среди
носильщиков. Мнение всех негров было однозначным - опасного хищника нужно
уничтожить. На рассвете старательно заткнули ноздри шариками из смолы какого-то
дерева, добытые старостой. Начали подтаскивать охапки сучьев к краю «поляны
смерти». К полудню собрали достаточно хвороста и высохших лиан. Начали бросать
охапки сухих веток на костяной пояс - и сразу поджигать их. Дерево, будто чувствуя
смертельную опасность, выстреливали щупальца к очагам огня, но мгновенно
втягивало их обратно. Через полчаса на большом участке затрещали и задымились
нижние ветви и поддерживавшие их тонкие стволы. Горящее чудовище испускало
ужасное зловоние. Потом языки пламени легко побежали вверх по листьям...
К концу дня изнурительная работа была
почти закончена. Кости жертв были покрыты толстым слоем пепла и углей. На
следующий день занялись центральным стволом. Он оказался не очень толстым -
всего около 30 сантиметров в диаметре. Его срубили на уровне земли, затем на
гнездилище дерева-людоеда разложили большой костер, чтобы выжечь всю мерзость
без остатка. Видимо, постепенно сгорели и корни, так как удушливый дым начал
выходить из многих отверстий в земле, где крепились поддерживающие стволы.
Конечно, не было окончательной уверенности, что хищный монстр не возродится
из какой-то случайно выжившей части...
В следующем году Тропический институт в
Брюсселе организовал экспедицию, которая действительно обнаружила «поляну
смерти» с неимоверным количеством костей, принадлежавших самым различным
животным. Ученые отметили, что толстый слой костей позволяет судить - они накапливались
здесь в течение не одной сотни лет. Кстати, померещившиеся первооткрывателям человеческие
останки и какие-либо иные материальные следы пребывания людей на «поляне
смерти» не были обнаружены. То ли действительно померещилось от страха, то ли
аборигены в соответствии со своими верованиями старательно убрали все:
пуговицы, пряжки, остатки одежды и оружия, обуви, туземные амулеты и нательные
кресты европейцев. Да, но сами кости и черепа людские нет-нет да мелькали
среди останков прочей живности.
Итак, в 1959 году с «поляны смерти»
благополучно вернулась бельгийская экспедиция. А вот дальше... В разные годы
в этих местах бесследно исчезли несколько групп охотников из США и Европы,
две небольшие научные экспедиции. В их гибели обвинили, как водится,
пигмеев-каннибалов, хотя компетентные ученые отрицали их существование.
Загадка до сих пор не разгадана, потому что никто больше не смог обнаружить
живое дерево-людоеда.
ДЕРЕВЬЯ-ВАМПИРЫ
Впервые с растением-вампиром больше 100
лет назад столкнулся натуралист-любитель Джордж Данстэн. Случилось это в
Никарагуа, где этот монстр, которого индейцы мискито называют «деревом-змеей»,
поймал в ловушку из своих ветвей собаку натуралиста и выпил у нее всю кровь.
Значительно позднее аналогичный случай
наблюдал американский путешественник Стив Спайк в горах
Сьерра-Мадре-де-Чьяпас в Мексике. Большая птица села на ветку дерева-вампира, а
та, как змея, обвила жертву и стала сдавливать, жадно впитывая выступающую
кровь. Потом кольца разжались, и дерево-вампир сбросило на землю выжатый, как
лимон, трупик птицы. Спайк решил проверить на себе реакцию зеленого монстра. Он
дотронулся рукой до одной из нижних веток, которая оказалась гибкой, как
лиана. В мгновение ока она так крепко присосалась к ладони, что незадачливому
исследователю с большим трудом удалось вырвать руку, причем на коже осталась
кровавая ссадина.
Косвенным подтверждением существования зеленых
вампиров являются и загадочные случаи во время войны между Парагваем и Боливией
в 1932-1935 годах. Военные операции часто проходили на территории сухих
редколесий Гран-Чако. Здесь под неизвестными ботаникам странными низкими
деревьями, источающими сильный аромат, нередко находили трупы людей. Все они
были завернуты в огромные листья. Местные жители рассказывали военным, что
несчастных привлекал к дереву запах его цветков. Он оглушал их, словно
наркотик, после чего листья обвертывались вокруг потерявшей сознание жертвы и
высасывали ее кровь.
В 2001 году бразильский натуралист Мариано
да Сильва обнаружил в тропическом лесу на границе с Гайаной плотоядное дерево,
похожее на пальму, которое питалось сырым мясом. Оно приманивало ленивцев и
обезьян сладким пьянящим запахом, источаемым листьями-опахалами на его
верхушке. Вдохнув его, животное застывало в розетке из листьев, которые
смыкались над жертвой, так что она оказывалась внутри плотного зеленого кокона.
Причем обезьяны не успевали издавать ни звука, словно находились в глубоком
трансе. В течение 3-4 дней дерево переваривало добычу, а затем сбрасывало на
землю чисто «обглоданные» кости.
Несмотря на свидетельства путешественников
и натуралистов, своими глазами видевших растительных вампиров и людоедов,
учёные не спешат… (нет окончания статьи).
«АНОМАЛЬНЫЕ НОВОСТИ»
Если вы посмотрите на свежий пень серой
ольхи, то увидите, что поверхность спила — ярко-оранжевая, как апельсин.
Правда, высыхая, древесина бледнеет. Но ольховые дрова все же не белые, а
слегка оранжевые. Еще ярче древесина черной ольхи, обычной обитательницы низинного,
заболоченного леса. Ее свежий пень почти красный. Черную ольху называют
красным деревом Севера.
Однако цветная древесина у наших деревьев
— редкость. Таких деревьев много в тропических лесах, там встречаются породы
с черной, желтой, красной древесиной и даже фиолетовой.
***
У нашего очаровательного лесного цвета —
сиреневого ятрышника, как и у всех других лесных орхидей, семена настолько
мелки, что их с трудом можно разглядеть простым глазом. Не семена, а пылинки.
Такие же мелкие семена созревают у всех видов грушанок, одноцветки (у этого
маленького растения всегда один цветок, зато крупный), подъельника — замечательного
лесного растения, совершенно лишенного зеленой окраски. Сочный стебель
подъельника вместе с цветками и чешуевидными листьями однообразно окрашен в
желтоватый цвет. Кажется, что растение вылеплено из воска.
Пылевидные семена у лесных растений — не
случайность, а очень полезное приспособление к расселению. Дунешь — и
полетели. Семена-пылинки легко подхватывает и переносит даже самый слабый
ветерок в лесу, где почти никогда не бывает сильного ветра.
***
В лесу встречаются травянистые растения с
таким твердым стеблем, который способен царапать сталь. Таков один из видов
хвоща — хвощ зимующий (его стебель прекрасно переносит морозы, не погибает
зимой). Жесткость хвощевого стебля определяется большим количеством кремнезема
в его тканях. Шероховатый стебелек (он чуть потоньше карандаша) настолько
тверд, что может служить напильником при заточке не очень твердой поверхности,
им можно пользоваться как маникюрной пилочкой.
***
Лесной папоротник щитовник мужской нужно
отнести к числу травянистых растений-долгожителей. Он растет 30—40 лет и
дольше. Но как определить возраст папоротника? А очень просто. Ежегодно у него
образуется весной новая розетка листьев, осенью же листья отмирают. Каждый
отмерший лист оставляет на корневище своеобразный пенек — основание черешка.
Подсчитав число пеньков, мы узнаем, сколько было у папоротника листьев в
течение всей его жизни. В розетке их более или менее постоянное число. Если мы
разделим число пеньков на число зеленых листьев, выросших в последнее лето, то
и получим возраст папоротника. Конечно, это не абсолютно точно, но все же
достаточно достоверно.
В ярком осеннем лесу можно увидеть не
только листопад, но и ветвепад. Под старой осиной поздней осенью нетрудно
найти целый ворох живых упавших веточек. Сбрасывают живые веточки также дуб,
вяз, некоторые ивы, тополя. Деревья намеренно избавляются от лишних, ненужных
веток. Падая, такая веточка не обламывается, а отделяется от материнского
ствола в определенном месте, предусмотренном природой. Для этого у основания
ветки образуется нарост, словно шляпка гвоздя. Сброшенная деревом ветка —
короткая, с карандаш или чуть длиннее, на конце у нее — живая почка.
Лишайники — очень нежны и чувствительны.
Растут они только там, где воздух чист и прозрачен, где не дымят машины и
заводские
грубы, где не поднимаются в небо клубы
сернистого газа. Лишайники, растущие на земле, на дереве или на камне,— это
отличный показатель чистоты окружающей среды.
Рис. Г. Кованова
Необязательно быть ботаником, чтобы,
посмотрев на это расщепленное и скрученное ветрами и временем дерево,
сказать, что оно очень старое. И все же сколько ему лет?
Пятьсот и даже тысяча лет для многих
деревьев еще не старость. На этом снимке запечатлена остистая сосна. Ученые
обнаружили ее в 1950-х годах в Белых горах восточной Калифорнии (США) и определили, что среди обследованных на сегодня
во всем мире деревьев это одно из самых старых. Ему 4700 лет! И вот что интересно
— оно еще дает шишки. Из уважения к столь почтенному возрасту дерево получило
собственное имя. Его назвали «Мафусаил».
Значит, более старых растений нет? Все
зависит от того, как подойти к вопросу определения возраста. Не так давно в
калифорнийской пустыне были обнаружены остатки безвредных, но отвратительно
пахнувших креозотовых кустов (ларреи), возраст которых более 7 тысяч лет! В
Пенсильвании нашли небольшое кустарниковое растение (один из видов черники)
высотой всего 30 сантиметров, которому 13 тысяч лет.
И все же, как полагают ученые, титул
старейшего на земле растения по праву принадлежит пока именно остистой сосне
— «Мафусаилу». А как же ларрея из калифорнийской пустыни и черника из
Пенсильвании? Дело в том, что оба достигли столь солидного возраста за счет...
размножения вегетативным путем. Нельзя ставить знак равенства между
возрастом всей клональной популяции и возрастом отдельного кустика.
Куст редкого вида черники был обнаружен
исследователями в Пенсильвании в 20-х годах нашего столетия. На первый взгляд
это был даже не куст, а множество кустов, покрытых ягодами и занимавших
площадь около 40 гектаров. При внимательном обследовании выяснилось, что, по
сути дела, это одно растение, которое размножилось вегетативным способом на
протяжении тысячелетий после смерти куста-родоначальника, распространяя под
землей свои корни.
Второй сверхдолгожитель — креозотовый
куст, обнаруженный в 1976 году одним из сотрудников Калифорнийского
университета, также разросся в результате вегетативного многократного деления
побегов. Первоначальный побег погиб в возрасте около 100 лет, а генетически
идентичные ему потомки продолжали расти в виде постепенно расширяющегося
кольца.
Возраст дерева определить несложно по
кольцам на срезе. Одно кольцо соответствует году его жизни. А как узнали
возраст креозотового куста и черники? Ученые выяснили это по скорости их роста
в настоящее время, умножив ее на радиус окружности распространения куста.
Однако по ряду причин скорость роста могла и меняться, а отсюда и возможные
крупные погрешности в расчетах возраста обоих растений: для ларреи примерно до
2 тысяч, а для черники даже до 5 тысяч лет.
Возможно, среди растений, размножающихся
вегетативным путем, на земле есть и более старые, например рогозы, растущие в
долине Нила, или некоторые лишайники (так полагают ученые), но у них
отсутствуют четкие границы распространения, и, следовательно, нельзя даже примерно
высчитать их возраст.
***
Деревья не меньше, чем люди, нуждаются в
доброжелательных соседях. Об этом еще раз напомнил небольшой смешанный лес под
Минском, где ученые биологической опытной станции Академии наук Белоруссии
подвели итог двадцатилетней работы.
Здесь посажены сосны, березы, дубы, липы,
ели. Все деревья — одногодки. Но если кроны одних устремились в небо, то
других — поднялись лишь чуть выше кустарников.
Оказывается, на неравномерность роста
деревьев-двадцатилеток повлияло соседство. Оптимальное процентное соотношение
пород для леса — 75 дуба и 25 — липы или 90 — сосны и 10 — ели. Эти деревья
дружат не случайно. Они помогают друг другу именно тогда, когда это необходимо.
В июне дуб, например, поглощает много фосфора, а липа как раз в это время его
выделяет в почву. В июле дуб сокращает свои запросы, зато кончается диета у
липы, и сосед делится с ней запасами. Ученые определили пропорции насаждений,
в которых лучше всего чувствуют себя те или иные деревья. Продуктивность у
такого леса на 30 процентов выше, чем у однородного, а это дополнительные
тонны древесины без лишних затрат.
Лесоводы республики используют
рекомендации ученых при посадке смешанных культур.
Рис. А. Сичкаря
«ЮНЫЙ НАТУРАЛИСТ»
РАСТЕНИЯ ПРОТИВ
СМОГА
Ученые из японского Национального
института по исследованию окружающей среды несколько лет искали растения,
которые могли бы противостоять загрязнению воздуха. Лучшими фильтрами среди
восьмидесяти видов отобранных растений оказались тополя, подсолнечник и рис.
На оживленных автомагистралях, вдоль которых были высажены пирамидальные
тополя и простирались большие поля с подсолнечником, воздух оставался чистым.
...Жители Юго-Восточной Азии нередко
используют индийский миндаль в качестве компаса. Ветки этого дерева растут под
прямым углом к стволу, причем только с двух сторон - с севера и юга. Ориентироваться
по ним очень легко.
...Ливневые тропические дожди в бассейне
Амазонки приводят постепенно к тому, что минеральные вещества, необходимые
для роста деревьев, скапливаются у поверхности земли, и корни у некоторых видов
деревьев стали расти вверх, цепляясь за соседние стволы.
...Самое длинное растение на нашей планете
- индийская ротанговая пальма-лиан, растущая в лесах тропической Азии. Ее
стебель, как хмель, обвивая одно дерево за другим, достигает длины 300 метров.
Это вдвое больше высоты самых высоких деревьев.
Информация для игровой программы о
растениях из книги «Я
ПОЗНАЮ МИР:
Детская энциклопедия: Растения.»
https://urlid.ru/blyr УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ.
Интеллектуальная игра о растениях. (По информации из книги «Я
ПОЗНАЮ МИР: Детская энциклопедия: Растения».
Информация для занятия о
растениях из книги «Я познаю мир. Растения. Энциклопедия для детей».
https://urlid.ru/bmy8 УДИВИТЕЛЬНЫЕ
ДЕРЕВЬЯ РОССИИ и не только. Информация для занятия о
деревьях. Плюс проверочные задания.
https://urlid.ru/bmya
УДИВИТЕЛЬНЫЕ РАСТЕНИЯ. КАКИЕ СОКРОВИЩА ПРЯЧЕТ ЛЕС?
И другие.
К
занятию по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий