воскресенье, 17 февраля 2019 г.

ЛИСТЬЯ - ИНДИКАТОРЫ ЗДОРОВЬЯ


ЛИСТЬЯ - ИНДИКАТОРЫ ЗДОРОВЬЯ
Хорошо, когда все растения в саду прекрасно себя чувствуют, не болеют, листья зеленые, нормально развиты, а у яблонь и груш, к примеру, конце­вые побеги быстро растут и на них закладываются плодовые почки - ос­нова будущего урожая. Но так не все­гда бывает. На первый взгляд плодо­вые деревья в саду ни в чем не нуж­даются. Да и полив регулярный, поч­ва плодородная, сорняков нет и вре­дителей вроде бы не видно. Однако присмотритесь повнимательнее к лис­тьям, побегам, плодам - и вам многое станет ясным.


Если у яблонь, груш и смородины листья становятся мелкими, бледно- зелеными, с оранжевым или красно­ватым оттенком, рано начинают жел­теть и опадать, а плоды твердые, гру­бые, медленно созревают, легко опа­дают - значит, растениям недостает азота. Их после съема урожая следует подкормить мочевиной (40-50 г/м2) и внести органические удобрения при перекопке почвы (6-8 кг/м2 перегноя, торфа, наво­за).

При из­бытке азота листья темно- зеленые, крупные, рост побегов буй­ный и, к со­жалению, за­тяжной, ткани побегов к на­чалу зимы не вызревают, морозостой­кость их резко снижается. В этом году из- за обильных дождей сады “жируют”, де­ревья растут не по дням, а по часам, зна­чит, они уйдут на зимовку неподготов­ленными, ос­лабленными. Срочно нужно ограничить рост побегов (прищипнуть), но только если у них не сформировалась концевая почка. Нельзя вносить удобрения, содержащие азот.

Листья могут вам подсказать, как об­стоят дела у растений с фосфором, ка­лием и другими элементами питания.
Песчаные и торфяно-болотные поч­вы, как правило, бедны калием. Об этом вам просигнализируют морщинистые листья с голубовато-зеленым отливом и краевым ожогом (см. фото). А вот на глинистых почвах калий обычно в из­бытке, что сдерживает поглощение рас­тениями кальция, магния, марганца, цинка, бора. При остром калийном го­лодании надо скорее вносить древес­ную золу, по стакану на 1 м2 междуря­дья, и заделывать ее в почву; можно воспользоваться и сернокислым калием - 25-30 г/м2.

Или еще один пример: листья на яб­лоньке потускнели, зеленый цвет стал приглушенным, с синевой и даже с ка­ким-то фиолетовым оттенком, да и рост ветвей быстро закончился, явно запаздывают с созреванием плоды и уже в августе начался ранний листопад - значит, в почве мало фосфора. В этом случае на кислых дерново-подзолис­тых и серых лесных почвах прямо сейчас надо внести фосфоритную или костную муку (40-60 г/м2), можно ам­мофос (20 г/м2), если ощущается и недостаток азота. На нейтральных и слабощелочных почвах (pH 7) при фосфорном голодании используют суперфосфат (30-40 г/м2).

Хлоротичные  (светло-желтые) полосы и пятна на листьях, бурею­щие и закручивающиеся их края, отмирание верхушек побегов сви­детельствуют, что растения нужда­ются в кальции. Плоды очень пло­хо растут.
Избыток извести в почве вызыва­ет недостаток калия, магния, цинка, марганца, бора. Одним словом, беда. Капитально улучшить такие почвы - дело легкое. Здесь поможет навоз, и не скупитесь. Внесите при перекоп­ке почвы осенью 10-12 кг/м2 навоза.

Если на фоне общего хлороза, что характерно для Черноземной зоны,
края листьев и жилки некоторое вре­мя остаются зелеными, если листья приобретают красноватый или пур­пурный оттенок и начинают опадать с нижней части побега, если плоды мелкие, плохого качества, опадают - знайте: растению недостает магния. Избыток этого элемента вызывает кальциевое голодание.

Если мало марганца, симптомы те же, что и в случае недостатка азота при магниевом голодании, но междужилковый хлороз и опадение листьев начинаются не с нижней, а с верхней части побега.

Недостаток цинка и избыток меди вызывают трудноизлечимое физиоло­гическое заболевание яблонь и груш - розеточность и мелколистность и как следствие усыхание побегов. Все это скажется на урожае, а если урожаи плохие - вините себя.
И еще один совет: если необходима подкормка из двух элементов питания, массу каждого надо уменьшить вдвое, из трех - в три раза.
«МИР НОВОСТЕЙ», №33 (347), 12 АВГУСТА 2000 г.



К занятию по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в дополнительном образовании.
Программа находится в электронной книге «ПРОГРАММА  «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
и по частям (из-за большого объёма) в «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
Разработки занятий, дидактические игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb

Комментариев нет:

Отправить комментарий