Хорошо, когда все растения в саду
прекрасно себя чувствуют, не болеют, листья зеленые, нормально развиты, а у
яблонь и груш, к примеру, концевые побеги быстро растут и на них закладываются
плодовые почки - основа будущего урожая. Но так не всегда бывает. На первый
взгляд плодовые деревья в саду ни в чем не нуждаются. Да и полив регулярный,
почва плодородная, сорняков нет и вредителей вроде бы не видно. Однако
присмотритесь повнимательнее к листьям, побегам, плодам - и вам многое станет
ясным.
Если у яблонь, груш и смородины листья
становятся мелкими, бледно- зелеными, с оранжевым или красноватым оттенком,
рано начинают желтеть и опадать, а плоды твердые, грубые, медленно созревают,
легко опадают - значит, растениям недостает азота. Их после съема
урожая следует подкормить мочевиной (40-50 г/м2) и внести
органические удобрения при перекопке почвы (6-8 кг/м2 перегноя, торфа,
навоза).
При избытке азота листья темно- зеленые, крупные,
рост побегов буйный и, к сожалению, затяжной, ткани побегов к началу зимы
не вызревают, морозостойкость их резко снижается. В этом году из- за обильных
дождей сады “жируют”, деревья растут не по дням, а по часам, значит, они
уйдут на зимовку неподготовленными, ослабленными. Срочно нужно ограничить рост побегов
(прищипнуть), но только если у них не сформировалась концевая почка. Нельзя
вносить удобрения, содержащие азот.
Листья могут вам подсказать, как обстоят
дела у растений с фосфором, калием и другими элементами питания.
Песчаные и торфяно-болотные почвы, как правило, бедны калием. Об этом вам просигнализируют морщинистые
листья с голубовато-зеленым отливом и краевым ожогом (см. фото). А вот
на глинистых почвах калий обычно в избытке, что сдерживает поглощение растениями
кальция, магния, марганца, цинка, бора. При остром калийном голодании надо
скорее вносить древесную золу, по стакану на 1 м2 междурядья, и
заделывать ее в почву; можно воспользоваться и сернокислым калием - 25-30 г/м2.
Или еще один пример: листья на яблоньке
потускнели, зеленый цвет стал приглушенным, с синевой и даже с каким-то
фиолетовым оттенком, да и рост ветвей быстро закончился, явно запаздывают с
созреванием плоды и уже в августе начался ранний листопад - значит, в почве
мало фосфора. В этом случае на кислых дерново-подзолистых и серых лесных
почвах прямо сейчас надо внести фосфоритную или костную муку (40-60 г/м2),
можно аммофос (20 г/м2), если ощущается и недостаток азота. На
нейтральных и слабощелочных почвах (pH 7) при фосфорном голодании используют
суперфосфат (30-40 г/м2).
Хлоротичные (светло-желтые) полосы и пятна на листьях,
буреющие и закручивающиеся их края, отмирание верхушек побегов свидетельствуют,
что растения нуждаются в кальции. Плоды очень плохо растут.
Избыток извести в почве вызывает
недостаток калия, магния, цинка, марганца, бора. Одним словом, беда. Капитально
улучшить такие почвы - дело легкое. Здесь поможет навоз, и не скупитесь.
Внесите при перекопке почвы осенью 10-12 кг/м2 навоза.
Если на фоне общего хлороза, что
характерно для Черноземной зоны,
края листьев и жилки некоторое время
остаются зелеными, если листья приобретают красноватый или пурпурный оттенок и
начинают опадать с нижней части побега, если плоды мелкие, плохого качества,
опадают - знайте: растению недостает магния. Избыток этого элемента
вызывает кальциевое голодание.
Если мало марганца, симптомы те же, что и
в случае недостатка азота при магниевом голодании, но междужилковый хлороз и
опадение листьев начинаются не с нижней, а с верхней части побега.
Недостаток цинка и избыток меди вызывают трудноизлечимое физиологическое заболевание яблонь и груш -
розеточность и мелколистность и как следствие усыхание побегов. Все это
скажется на урожае, а если урожаи плохие - вините себя.
И еще один совет: если необходима
подкормка из двух элементов питания, массу каждого надо уменьшить вдвое, из
трех - в три раза.
«МИР
НОВОСТЕЙ», №33 (347), 12 АВГУСТА 2000 г.
К
занятию по программе «МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ», рассчитанной на 4 года обучения в
дополнительном образовании.
Программа
находится в электронной книге «ПРОГРАММА
«МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Разработки занятий, дидактические
игры, головоломки,… в рубрике «Приложение МИР ЖИВОЙ ПРИРОДЫ» http://qps.ru/z3NEQ
А также в книге «ОПЫТ РАБОТЫ. «ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ
ВОСПИТАННИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЭМПАТИИ» (воспитание детей
через общение с животными) https://yadi.sk/i/m2hAOGHH3JnhTb
Комментариев нет:
Отправить комментарий