Общения без конфликтов не бывает. Даже
самые мирные и интеллигентные люди порой попадают в ситуации, когда надо
постоять за себя. Но в самый критический момент нужные слова куда-то исчезают,
и хамство остается безнаказанным. Давайте учиться вести себя в конфликтной
ситуации.
ОТВЕТ, ЗАСТРЯВШИЙ В ГОРЛЕ
К концу рабочего дня начальница отдела
ворвалась в комнату, где работали ее подчиненные, и довольно резко обратилась к
сидящей ближе к двери сотруднице: “Где вы шлялись весь день, я вас обыскалась?
Отвечайте!” Та от неожиданного нападения раскрыла рот и онемела. “Еще раз это
повторится, я буду требовать вашего увольнения”, - не дождавшись ответа,
начальница резко развернулась на каблуках, сказала что-то грубое секретарю и,
хлопнув дверью, скрылась. Молодая сотрудница разрыдалась: она весь день сидела
за отчетом, даже на обед не ходила. Наверное, под "шлялись” начальница
имела в виду три двухминутных перерыва, которые сотрудница позволила себе в
течение дня. И то только для того, чтобы сходить в туалет.
* * *
Что тут можно возразить? Но и оставлять
подобного рода выходки нельзя. Дело в том, что в таких ситуациях у большинства
культурных людей срабатывает стереотип: нельзя отвечать хамством на хамство.
Но этот жизненный принцип может стоить вам слишком дорого. Когда мы проглатываем
слова хама (а нас всегда учили: надо быть выше этого), у нас снижается
самооценка. А самооценка, как известно, двигатель карьеры.
Избегание конфликтной ситуации - это
стиль общения многих
людей, унаследованный от родителей.
Человек боится сказать не то слово (да и вообще сказать слово), чтобы не
потерять работу, не поссориться с друзьями, не потерять любимого. В итоге он
рано или поздно может все это потерять из-за собственной низкой самооценки.
Любой свидетель подобной неприятной сцены
вряд ли удержался бы от совета: “да я бы ей сказал...”, “да я бы ей
показал...”. Это очень обидные слова, потому что обиженный сам уже сто раз
прокрутил в голове то, что бы он сказал в этой ситуации. Но поезд, к
сожалению, уже ушел. Многие женщины не в состоянии немедленно давать отпор
хамству, потому что все силы в этот момент у них уходят на сдерживание слез. В
итоге самооценка опять-таки понижается.
Что делать, если вас обидели
Конечно, можно было бы найти объяснение
поведению начальницы (да и любого обидчика) - нервный срыв из-за нагоняя сверху,
ссора с мужем, климакс, в конце концов. Но в данной ситуации разбираться в
сложностях внутреннего мира начальницы мы не будем. Хамское обвинение - сильный
стресс, реагировать на который немедленно довольно сложно. Но на самом деле все
зависит не от скорости вашей реакции, а от умения выражать свои эмоции и чувства.
Первое:
Учитесь выражать свои эмоции словами. Заметьте, не показывать эмоции, а
говорить о том, что вы чувствуете. Тогда ваши эмоции не смогут затмить ваш
разум в критический момент. Скажем, если вы сможете сказать, что вас обижают
слова говорящего, то вы, скорее всего, не заплачете, а обидчик получит информацию
к размышлению над своим поведением. Скажите, что вас возмущают слова
говорящего, - это поможет избежать столь конфликтного повышения тона и
хлопания дверьми.
Второе:
Заставьте собеседника объясниться. Даже начальника можно призвать к ответу, потребовав
объяснить его тон и поведение. Не бойтесь, к работе это не имеет никакого
отношения. Сотруднице надо было бы пойти в кабинет к начальнице и попросить
объяснить, почему она сказала обидные слова, сделав упор на то, что вам крайне
обидно было их слышать, так как вы весь день работали. Никогда не
оправдывайтесь, если с вами говорят тоном, который вам не нравится.
Третье: Не
мучьте себя, постоянно прогоняя в голове ситуацию с возможными вариантами ответов
на хамство в ваш адрес. Таким образом вы только растравляете себя. Придумали
ответ - пойдите и скажите его. По крайней мере, это сбережет вашу психику.
А еще от такого рода ударов судьбы отлично
защищает чувство юмора. Пошутите с коллегами по поводу произошедшего, и вам
станет намного легче.
Ведущий полосы Юлия
Гуревич, психолог. Газета «Мир новостей» №2(720) 9 октября 2007 года.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий