Трудные люди -
тема актуальная. Трудные сослуживцы, начальники и подчиненные окружают, дома
у вашей второй половины обострение вредности. Люди - не роботы, у них нет в
мозгу такой “кнопки”, воздействие на которую давало бы стопроцентно
прогнозируемую реакцию. Как общаться с агрессорами, жалобщиками, болтунами и
другими трудными товарищами? На этот насущный вопрос отвечает психолог
Светлана РАХМАНОВА, автор книги “Трудные люди”.
Ходячая бомба
КАЖДЫЙ из
нас имеет собственную “классификацию” трудных людей, основанную на особенностях
своего характера и жизненного опыта. И когда я писала книгу о трудных людях, то
не преминула составить свой перечень вредных типов. Возьмем, к примеру, агрессоров.
Их вредоносное воздействие на окружающих может проявляться словесно: в виде
остроумного, но колкого замечания, ругани или крика. В форме крушения
предметов, повреждения вещей. Побоев и даже убийств.
А также косвенно. Это когда агрессор
распускает сплетни, подшучивает над своим собеседником, раздражается...
Агрессор - ходячая бомба, которая может взорваться от пустяка. Он много кричит,
говорит на повышенных тонах, атакует, придирается. Свое раздражение и недовольство
жизнью выплескивает на окружающих. Вообще он решает свои проблемы за счет
других.
К этой группе трудных людей можно отнести
и знакомый всем тип - танк - отличающийся грубостью и бесцеремонностью.
Этот стиль общения для него настолько привычен, что он вполне искренне может
удивиться, если вы покажете, что обиделись. Против вас лично он, возможно,
ничего не имеет, просто не привык вести себя иначе.
Еще одна разновидность агрессоров - грубиян.
Такой человек ведет себя некорректно, поскольку убежден в собственной
правоте и хочет, чтобы о ней знали окружающие. В то же время он боится
раскрытия своей некомпетентности.
Есть еще люди-вампиры, которые
“питаются” раздражением окружающих, постоянно это раздражение провоцируя.
Вампир любит повторять: “Ты только не обижайся, но у тебя ноги кривые” или “Ты
только не обижайся, но в этом вопросе ты полный ноль” и т. п. В общем, обижать
людей с завидной регулярностью - его конек.
Представьте агрессора
в клоунском наряде
-
И КАК же защититься от
всей этой нечисти?
-
Существуют полезные приемы, так называемые
психотехники при общении с агрессивными людьми:
Техника “Непроницаемость”. Примите закрытую позу: скрестите руки, положите ногу
на ногу, на лицо наденьте маску невозмутимости. Даже если вы уязвлены, не
показывайте. Продолжайте разговор, не меняя громкости голоса, интонаций, темпа
речи. Это поможет погасить огонь агрессии собеседника, который рассчитывает,
что и вы начнете кипятиться. Увеличиваете паузы, дождитесь, когда отзвенит
крик агрессора. Только тогда отвечайте, подчеркнуто сохраняя хладнокровие.
Техника “Молчание”. Используя эту тактику, вы даете понять
разбушевавшемуся товарищу, что заметили нападение, но участвовать в конфликте
не желаете. Самое главное - показать, что молчание ваше - свидетельство именно
силы, а не слабости.
Техника “Напустить тумана”. Когда вас в чем-то обвиняют обоснованно, лучше
признать свою ошибку и обещать исправиться. Если же нападки кажутся
несправедливыми, используйте этот прием. Он сводится к тому, чтобы каждое
обвинение признать лишь наполовину, запутав обвинителя. Например, вам говорят:
“Вы лентяй!” Вы отвечаете: “Да, иногда я ленюсь”.
Техника гротеска. “Да, я вообще мерзкий, отвратительный тип. От меня на
улице люди шарахаются!”
Физическое дистанцирование. Держаться подальше от разгневанного человека. Если
ситуация позволяет, выйдите из комнаты или покиньте квартиру на полчаса.
Мысленное дистанцирование. Когда вы не можете физически дистанцироваться от
разгневанного человека, отдалитесь в пространстве мысленно. Представьте, что
собеседник возмущается не в двух шагах от вас, а, предположим, в доме напротив.
До вас же долетают только бессвязные обрывки слов.
Техника “Радио”. Когда кто-то из агрессивных окружающих ведет себя не
слишком напористо, а просто зудит над ухом, доводя до белого каления, мысленно
выключите этого человека, как радио. Наденьте на лицо непроницаемую маску и
начните думать о чем-то приятном.
Метод розового мешочка. Представьте агрессора в смешном или жалком виде. В
клоунском наряде, голым, маленьким, как лилипут; сидящим в луже. Можно мысленно
посадить обидчика под перевернутую банку, либо в розовый мешочек и смотреть,
как он беззвучно открывает рот. В то время, пока ваш мозг будет занят этой
эквилибристикой, злые слова собеседника перестанут восприниматься на слух. А
значит, не достигнут цели.
Техника “Уклонение”. Бывают случаи, когда на открытый конфликт лучше не
идти. Тогда от стычки стоит уклониться. Не капитулировать, а отойти в сторону.
В этом помогут несколько приемов: старайтесь смотреть в сторону, будьте
нейтральны, не изображайте приветливость, не давайте зацепить себя. В первую
очередь отслеживайте то, что чувствуете сами, а не то, что, по-вашему, видит
собеседник. Между собой и агрессором мысленно поставьте зеркало.
Расслабьте мышцы. Как наше тело реагирует на агрессивный крик? Обычно
оно сжимается, напрягается, будто готовится к удару. Однако если вы чувствуете,
что до драки дело все же не дойдет, расслабьтесь. Пока мышцы расслабляются,
сознание пусть “держит удар”. Его отключать нельзя. Удивительно, но факт:
расслабленные мышцы помогут привести в порядок мысли. В результате вам будет
легче находить аргументы в споре. Вы сможете отстаивать свою позицию без
истерики или паники.
Учитесь распознавать
зло
-
С АГРЕССИВНЫМИ типами
разобрались. А кого еще можно отнести к “трудным людям”?
-
Например, льстецов. Этот тип
постоянно улыбается, шутит, демонстрирует дружелюбие. Говорит людям то, что те
хотели бы услышать, причем иногда его слова полностью противоречат реальности.
Льстецы могут казаться приятными во всех отношениях, они всегда уступают,
чтобы понравиться окружающим. Но такие люди способны серьезно подвести: вы
полагаетесь на человека, а он не делает ожидаемого. Припереть льстеца к стенке
- все равно что собрать ртуть вилкой. Это специалист по уловкам.
На самом деле льстец боится нажить себе
врагов, он сильно нуждается в одобрении, поэтому, общаясь с ним, улыбнитесь
отпускаемой шутке, выслушайте рассказ. С другой стороны, не позволяйте льстецу
увлекаться лестью. Убедите его в том, что ваше отношение будет определяться
его правдивостью и надежностью, а не соглашательством.
Сущее наказание, если вам приходится общаться с болтуном.
Он говорит, говорит и говорит. Когда вы пытаетесь вставить слово, болтун
перебивает, даже перекрикивает. Такой собеседник сам задает вопросы, сам на
них отвечает, обвиняет вас в чем-то и не позволяет оправдаться. Что делать?
Помогут мимика, а также короткие реплики (“Да уж!”), приправленные легкой
иронией. Цель их - привлечь внимание болтуна и остановить поток слов.
Под стать болтуну - спорщик. Такой человек
спорит по поводу и без повода, причем его утверждения могут быть взаимоисключающими.
Если вас угораздило вступить в дискуссию со спорщиком, все промежуточные
итоги и договоренности в разговоре необходимо фиксировать. С этой целью можно
обращаться к собеседнику (“Ведь так?”), как бы предлагая ему подтвердить
сказанное. Кроме того, при общении с ним нужно особенно тщательно
контролировать себя, чтобы не увлечься спором и не свести разговор к выяснению,
кто прав.
Близок к спорщику всезнайка. Он
действительно знает много, но проблема в том, что ведет себя так, будто знает
все. Всезнайка бывает крайне нетерпелив, не умеет слушать. Общаясь с ним, не
становитесь в позицию оппонента. Наоборот, задавайте вопросы по делу, которое
обсуждаете. Подтвердите правильность его позиции и в качестве дополнения
предложите альтернативу.
Если вы встретили собеседника, который
готов вас слушать и слушать, это конечно, приятно. Но не стоит торопиться
выкладывать ему все свои тайны. Вдруг это сочинитель? Поделитесь с ним
сокровенным, а через 20 минут все ваши знакомые будут знать, чем вы живете и
дышите, да еще и в приукрашенном виде. Как правило, этот тип трудного человека
против вас лично ничего не имеет, просто любит поболтать, а тут - такая тема
для разговора!
Мало приятного, если приходится частенько
общаться с нарциссом, потому что вы для него - всего лишь публика.
Нарциссу важны только собственные переживания, успехи и удачи. Все ваши
реплики, не касающиеся его персоны, будут проигнорированы. Как вести себя с
нарциссом? Не задавайте вопросов. Ни о чем! Покажите ему, что слушаете невнимательно:
отвлекайтесь, барабаньте пальцами по столу, “вспоминайте”, что вам срочно надо
бежать по неотложному делу или позвонить. Это выведет нарцисса из себя, и он
оставит вас в покое.
Отравить вашу жизнь могут жалобщики и
пессимисты. Депрессивные люди кого угодно ввергнут в тоску. Пессимист
несчастен всегда, везде и при любой погоде. Причем во всех бедах он винит
окружающих, в том числе вас, а себя - жалеет. С пессимистом желательно
придерживаться следующих правил: нельзя спорить - спор только укрепит его упаднические
взгляды, но нельзя и разделять эти взгляды. Отнеситесь к его заботам
конструктивно: изложите факты, установите “предел ужаса”, то есть наихудший
сценарий. Похожая тактика - при общении с жалобщиком. Постарайтесь переключить
его внимание на решение проблемы. Если жалоба обоснованна, можно выразить
сочувствие. Если нет, займите нейтральную позицию.
Итак, опасных и просто занудных типов
множество. Предугадать, кого вы встретите на своем жизненном пути завтра,
невозможно. Поэтому советую запомнить несколько универсальных правил общения с
трудными людьми любого типа:
-
Не принимайте на свой счет слова и
поведение трудного человека. Для решения собственных проблем он ведет себя
аналогичным образом со всеми. Выработайте несколько ироничное отношение к нему,
неспособному устанавливать полноценные человеческие отношения.
-
Развивайте в себе толерантность, то есть
глубинное понимание того, что ни один человек не тождествен вам. А значит,
чужие поступки, которые не соответствуют вашему представлению о добре и зле,
обусловлены отличными от ваших принципами, а не глупостью собеседника.
-
Подумайте, не отнесли ли вы своего визави
к категории “трудных” только потому, что тот напоминает знакомого, с которым
когда-то возникали проблемы. Если это так, постарайтесь отделить восприятие
нынешнего собеседника от чувств, испытанных к человеку из прошлого.
-
Когда ощущаете, что все больше попадаете
под негативное влияние трудного человека, осознайте это - отстоять свою
позицию станет легче. Тем не менее, не забывайте, ваша основная цель - сообща
найти такое решение конфликта, которое устроило бы обоих.
-
Учитесь распознавать зло, таящееся в
некоторых людях. Прислушивайтесь к своему внутреннему голосу, когда тот
интуитивно оценивает нового знакомого при первой встрече.
Публикацию подготовила Марина МАМОНА. АиФ. ДОЛГОЖИТЕЛЬ
№ 11-12, ИЮНЬ 2007.
К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности,
рассчитанной на 4 года обучения.
Разработки
некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1
Информация для бесед на нравственное
воспитание в
рубриках блога:
И в
приложении, в электронной книге «Программа «Мир живой природы»» https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz
Комментариев нет:
Отправить комментарий