суббота, 14 июля 2018 г.

«МАНИПУЛЯЦИИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ»


«МАНИПУЛЯЦИИ И ЗАЩИТА ОТ НИХ»
Задача занятия: познакомить подростков с основными способами психологических манипуляций и путями защиты от них.
Структура занятия.
1.            Разминка «Толкачи».
2.            Изучение способов манипулирования (с помощью технологии «Зигзаг»).
3.            Ролевые игры «Манипуляции», «Бункер».


Разминка «Толкачи»
Описание упражнения. Участники разбиваются на пары и встают на расстоянии примерно метра друг от друга. Каждый из них стоит на одной ноге, поджав другую. Подростки выставляют руки ладонями
вперед и начинают толкаться «ладонь в ладонь», стараясь вывести соперника из равновесия, заставив его опустить вторую ногу и/или сдвинуться с места. Каждую минуту состав пар по команде ведущего меняется. Общая длительность игры 3-4 минуты. Желательно дать участникам попробовать свои силы как в однополых, так и в смешанных (мальчик-девочка) парах.

Психологический смысл упражнения. Игра позволяет продемонстрировать сущность манипуляции в ней идет преимущественно не си­ловая борьба и даже не состязание в ловкости, а влияние на партнера с помощью хитрости. Побеждает тот, кто смог в нужное время скрыть свои намерения, а потом неожиданно для партнера реализовал их.

Обсуждение. После короткого обмена впечатлениями от игры и об­суждения способов, ведущих к победе, ведущий переходит к разговору о психологических манипуляциях, делая акцент на двух моментах.
              Манипуляция — это такое влияние на человека, которое осуществ­ляется исподтишка, до поры до времени оно скрыто от адресата.
              Манипулятор побеждает не с помощью силы, а с помощью хитрости.

Образно говоря, манипуляция — «игра на струнах души» человека. Эти «струны» — его переживания, слабости, нереализованные амбиции и т. п. (в манипуляциях чаше всего используется стремление к само­утверждению, чувство вины, жадность). Следующее упражнение при­звано познакомить подростков с некоторыми способами, которыми осуществляются манипуляции.

Изучение способов манипулирования (с помощью технологии «Зигзаг»)
Работа по данной теме организована с использованием психолого-педагогической технологии организации работы в малых группах «Зиг­заг». Участники делятся на подгруппы, каждая из которых получает в текстовом виде лишь фрагмент от общего объема информации по теме, участники сначала обсуждают его между собой, придумывают к нему свои примеры, а потом организуется взаимное обучение: участники излагают «свой» фрагмент информации членам других подгрупп. Такой метод подачи информации в контексте психологического тренинга имеет ряд преимуществ, хотя и требует существенно больше времени, чем традиционный информационный блок. Он подразумевает актив­ную позицию участников, интенсифицирует внутригрупповое взаимо­действие подростков, способствует развитию навыков речи.

Алгоритм работы
4.            Участники разбиваются на подгруппы: 11 и меньше подростков лучше разделить на 3 подгруппы, большее число — на 4.
5.            Каждая подгруппа получает раздаточные материалы, содержащие часть текста, где в популярной форме описываются те явления, которым посвящена работа (в нашем примере это описание различ­ных способов манипуляции).
6.            Внутри подгрупп подростки читают материалы, обсуждают их, при­думывают свои примеры (время работы 5-7 минут).
7.            Члены первой подгруппы расходятся в другие две или три подгруп­пы и там рассказывают участникам о том, что они узнали (3-5 ми­нут). В зависимости от общего количества подростков в каждую из подгрупп могут пойти по 1 -3 участников. Потом так же расходятся и передают другим участникам свою информацию члены следую­щих подгрупп. Таким образом, происходит взаимное обучение, лю­бой из подростков минимум по два раза оказывается в роли источ­ника информации и ее получателя.

Прежде чем переходить к следующей игре, ведущий предлагает подросткам задать вопросы, которые у них возникли в процессе работы, и отвечает на них.

Раздаточные материалы
Подгруппа I
Преувеличение типичности поведения. Большинству людей свойствен­но присматриваться к окружающим и стараться вести себя так же, как и они, делать то, что «принято». Мало кто хочет быть «белой вороной». И поэтому когда человека хотят склонить к определенному поведению, то ему обычно представляют данное поведение как широко распрост­раненное, типичное для многих.
              «Сто тысяч человек в день пользуются сетью наших магазинов. Присоединяйтесь!»
              «По результатам опроса, за этого политика собираются проголосо­вать 75% избирателей. Выбор за вами!»
              «В нашей компании все уже пили пиво и «забивали косячок»! А тебе что, слабо»?

Ссылка на авторитеты. Людям свойственно прислушиваться к мне­нию тех, кто хорошо известен, достиг определенного веса в обществе, обладает какими-либо важными знаниями и т. п. Естественно, манипуляторы злоупотребляют этим: демонстрируют ложный авторитет (как в рекламах, где актер играет «врача-стоматолога» или «мастера по ремонту стиральных машин») или просто покупают публичное заявление авторитета (опять же это рекламные ролики, в которых за большие деньги снимаются знаменитости).
Подгруппа 2
Создание спешки, ажиотажа. Чтобы основательно обдумать свои поступки, человеку требуется некоторое время. Так вот, времени-то его и стремятся лишить, когда хотят склонить к сомнительным действиям. Создав у человека ощущение спешки, его куда легче заставить действовать под влиянием сиюминутного импульса, а не разума. На­вязывается формула; «Действуй немедленно или ты проиграешь!» Способ очень широко используется в торговле и рекламе, особенно при организации распродаж. Создается ощущение дефицита; деше­вого товара осталось мало, на всех не хватит, чтобы досталось тебе — хватай немедленно!
·                    «У нас осталась всего 15 телефонов, продающихся со скидкой! Приносим извинения тем, кто не успеет их купить».
·                    «Эта юбочка, к сожалению, последняя, все уже разобрали!»
·                    «Приходите на нашу дискотеку — это последняя возможность “от­тянуться” перед началом учебного года!»
·                    «Экскурсионный автобус отправляется прямо сейчас, осталось всего два места!»

Впрочем, дефицит времени не всегда свидетельствует о попытке манипулирования. В жизни возникает довольно много ситуаций, действительно требующих быстрых решений. Необходимость действовать быстро свидетельствует о манипуляции лишь тогда, когда спешка создается искусственно.

Подгруппа 3
Злоупотребление правилом взаимного обмена. Правила хорошего тона предписывают нам отвечать взаимностью в тех ситуациях, когда нам помогают чем-либо, оказывают услугу, делают подарок (это называется правилом взаимного обмена). Но порой нам могут сделать «по­дарок» или оказать непрошеную услугу специально — с целью оказать влияние, добиться от нас чего-нибудь. И очень часто это удается. Ведь принимая подарок или какую-нибудь «любезность», мы начинаем чув­ствовать себя обязанными и нам становится «неудобно» отказать тому, от кого мы этот подарок приняли. Примеры таких манипуляций:
·                    Бесплатные дегустации в продуктовых магазинах, после которых предлагается купить тот товар, который человек попробовал.
·                    Мальчишки моют стекла у машин, стоящих на перекрестке, а потом просят водителей заплатить за работу, «сколько сможете».
·                    Сектанты «дарят» похожим цветные журналы с описанием своей доктрины, а потом просят о материальном пожертвовании

Подгруппа 4
Навязывание обязательств. Когда человек принимает на себя ка­кие-либо обязательства хотя бы в общих чертах (заявляет о своей дружбе, обещает помочь и т. п.), потом его гораздо легче убедить при­нять и те детали, о которых он не знал. Ведь человеку свойственно стремление к тому, чтобы его поведение было последовательным, т. е. новые поступки логично вытекали из того, что сказано или сде­лано раньше. Об этом идет речь в поговорке « Если сказал “А”, скажи и “Б"». Занес ногу, чтобы шагнуть, — значит нужно сделать шаг.

Как этим пользуются манипуляторы? Сначала добиваются от человека, чтобы он согласился на что-нибудь в общих чертах («Ты согласен помочь мне?») или что-нибудь пообещал или высказал (публично) намерение что-либо сделать. Написал бы, например, расписку, что он обязуется что-либо выполнить. Поставил свою подпись под ка­ким-нибудь обращением, дал клятву, принес присягу. Вот пример диалога, где используется такой механизм манипуляции:
—Ты мне друг?
—Конечно, друг!
—А тогда решишь за меня задачку по алгебре?
-??!
—Ну, ты же сам сказал, что друг! А друзья всегда помогают.
—Ну ладно, давай задачку...

Прежде чем переходить к следующей ролевой игре, проводится беседа: «Ну вот, теперь вы знаете о некоторых способах манипуляции. А как же от них защититься?» Если речь идет об использовании мани­пуляций в рекламе или торговле — проще всего просто отключить этот источник информации (выйти из магазина со слишком навязчивыми продавцами, переключить телевизор на другую программу на время рекламной паузы, пролистать, не читая, соответствующие страницы газеты и т. п ). А как быть, если манипулятор — близкий тебе человек? Ведущий рассказывает о способах защиты, участники приводят при­меры, как конкретно это может выглядеть.
• Прежде всего, разглядеть сам факт манипуляции! Для этого и нужно знание ее способов.
·                    Использовать прием «бесконечных уточнений»: не отвечать мани­пулятору по существу, а долго и подробно расспрашивать его — что конкретно он хочет, зачем ему это нужно, почему он завел об этом разговор именно сейчас и т. п.
·                    Использовать прием «заезженная пластинка» — раз за разом повторять свою позицию, не вступая в пререкания.
·                    Брать тайм-аут: не делать сразу то, чего добивается манипулятор, а просить время подумать, посоветоваться с окружающими и т. п.

Ролевая игра «Манипуляции»
Описание игры. Участникам внутри каждой из подгрупп предлага­ется придумать, подготовить и представить ролевую игру, где будут продемонстрированы способы манипуляции, о которых они узнали, и способы защиты от нее. Время на подготовку — ориентировочно 15-20 минут. Рекомендуется стремиться к тому, чтобы в игре ока­зались задействованы все члены подгруппы, а не устраивать «театр одного актера». В наилучшем варианте подростки придумают сю­жеты игры самостоятельно и обойдутся без дополнительных подска­зок ведущего. Если же они испытывают затруднения, можно под­сказать несколько возможных сюжетных линий. Вот как это может выглядеть применительно к сфере торговли/рекламы (в данной об­ласти проще всего продемонстрировать все описанные способы мани­пуляции):
·                    Девушка уговаривает своих знакомых принять участие в «финан­совой пирамиде»: купить у нее косметику, одновременно став тор­говым представителем фирмы-производителя и продавать такой же товар дальше.
·                    Покупатель пришел в магазин, чтобы заменить недавно приобре­тенный сотовый телефон, в котором все разговоры сопровождаются треском (вариант: роликовые коньки, у которых скрипят колеса). Продавцы же с использованием манипуляции пытаются убедить его, что изделие вполне исправно и он должен отказаться от своих претензий.

Можно продемонстрировать и сугубо бытовые сценки. Так у подростков обычно вызывает повышенную заинтересованность такой сю­жет: молодой человек пришел по неотложной нужде в платный обще­ственный туалет, а денег, чтобы заплатить за вход, у него нет. Нужно путем психологических манипуляций убедить дежурную пропустить его бесплатно.

Психологический смысл игры. Актуализация психологических зна­ний о способах манипуляции, полученных с помощью технологии «Зигзаг», их более тесное увязывание с жизненной реальностью.
Обсуждение. «Вы узнали про некоторые способы манипуляции и увидели их в действии. А кто предупрежден — тот вооружен! Теперь сможете предложить сами, как эффективнее всего защищаться он них. Возможно, какие-то способы защиты вы уже увидели в нашей игре, а что-либо еще можете придумать самостоятельно».

Ролевая игра «Бункер»
Описание игры. Участникам дается инструкция; «На Земле разразилась ядерная война. Однако вам повезло и в момент бомбардировки вы оказа­лись в специальном бомбоубежище — герметичном бункере. Взрыв про­изошел совсем недалеко от вас, сверху все разрушено, в живых там никого не осталось и уровень радиации таков, что человек гибнет в течение не­скольких минут. Однако ваш бункер уцелел и в нем есть запасы воздуха, пищи, воды и топлива, достаточные для того, чтобы прожить целый год. Есть надежда, что за это время уровень радиации на поверхности умень­шится настолько, что можно будет покинуть бункер и начать жить, как и раньше. Однако что происходит в других частях Земли, вы не знаете. Вполне возможно, что погибло все человечество, а значит, именно вам, выйдя через год из бункера, предстоит основать новую цивилизацию».

После этого участникам дают перечень ролей тех, кто оказался в бункере, и предлагают распределить их (лучше, если участники сделают это самостоятельно, однако если в течение 2-3 минут это не удастся, придется прибегнуть к жеребьевке).

Возможный перечень ролей
О Девочка-подросток, 14 лет, восьмиклассница. Хорошо учится, спортивная, кра­сивая. Но обладает неустойчивой нервной системой, и история с атомной бом­бардировкой привела ее в такой шок, что она только плачет и ничего толком не мажет сказать. Влюблена в оказавшегося в бункере мальчика (см. роль 2).

О Мальчик-подросток, 16 лет, десятиклассник. В школе имел репутацию двоечника и балбеса, однако физически здоровый, сильный и ловкий, занимался лёгкой атлетикой. Влюблен в девочку, тоже оказавшуюся в бункере (см. роль 1).

О Девушка, 19 лет, студентка театрального института. Обаятельная и привле­кательная, но, кроме игры на сцене, делать ничего не умеет. Ждет ребенка, находится на пятом месяце беременности.

О Девушка, 21 год, студентка выпускного курса медицинского института. Однако училась она так себе, и не вполне понятно, готова ли она к тому, чтобы само­стоятельно лечить людей. Увлекается шитьем.

О Мужчина,  22 года, студент Института физической культуры. Совершенно здоров, физически очень крепкий. Имеет опыт службы в МЧС. Однако склонен к конфликтному поведению, из МЧС был уволен за драку на рабочем месте.

О Женщина, 24 года, психолог. Занималась исследованиями, готовилась защитить диссертацию. Имеет опыт работы школьным учителем. Свободно вла­деет английским языком.

О Мужчина, 30 лет, боевой офицер. Служил в стратегических ракетных войсках, знает, как вести себя, чтобы выжить после атомной бомбардировки. Злоупотребляет спиртным.

О Женщина, 34 года, учительница истории. Неплохо знает историю и культуру человечества, умеет воспитывать и учить детей. Однако своих детей у нее нет, и она вряд ли сможет их иметь из-за состояния здоровья.

О Мужчина, 51 год, профессор, физик-ядерщик. Помимо своей специальности компетентен в ряде других связанных с техникой областей (электроника, строительство, системы связи). В последнее время часто жаловался не силь­ные боли в области сердца.

О Женщина, 60 лет, агроном. Знает, как наладить производство сельскохо­зяйственной продукции даже в неблагоприятных условиях. Увлекается кулинарией.

Если ведущий желает видоизменить или расширить данный перечень, то следует помнить, что здесь не должно быть слабых, очевидно «проиг­рышных» ролей. Для каждой роли следует предусмотреть какое-то каче­ство, ценное для ситуации, обозначенной в игре. Таким «козырем» могут быть молодость и здоровье, ожидание ребенка, наличие важных для вы­живания знаний и умений, высокая степень владения культурным и техническим наследием человечества и т. п. В то же время чем ценнее это качество, тем важнее предусмотреть и какое-нибудь «слабое звено», уравновешивающее достоинство первого (проблемы со здоровьем, склон­ность к алкоголизму, неуживчивый характер и т. п.).

Когда роли распределены, дается вторая часть инструкции: «Но вдруг обнаружилось, что дела в вашем бункере не так уж хороши — вы почув­ствовали резкую нехватку кислорода, стало тяжело дышать. Оказывает­ся, система обеспечения воздухом в бомбоубежище рассчитана на мень­шее число людей, чем в нем оказались). Значит, кем-то придется пожерт­вовать, иначе задохнутся и мучительно погибнут все. Выберете тех, кому придется выйти из бункера на поверхность, на верную смерть. Помните, что в бункере должны в конечном итоге остаться именно те, кто важнее всего для того, чтобы человечество в вашем лице смогло построить но­вую цивилизацию.

Однако каждый из вас, естественно, хочет выжить сам и добровольно предлагать свою кандидатуру на выход из бункера не станет, а, наоборот, попытается доказать, что именно он важен для бу­дущей цивилизации и достоин выжить! Однако если убедить в этом группу не удастся — он будет вынужден покинуть бункер и погибнуть. У вас в запасе 5 минут для принятия решения, потом запасы кислоро­да исчерпаются, и вы начнете задыхаться».

При определении того, сколько мест будет в бункере и соответ­ственно сколько человек должны быть исключены, рекомендуется руководствоваться следующей таблицей.

Число участников игры                Количество мест в бункере
6                                                         4
7-8                                               5
9-10                                             6
11-12                                           7    
       
Когда в игре участвует больше 12-13 подростков, то лучше не добавлять новые роли, а разбить группу на две подгруппы и провести в них игру параллельно, предложив им одинаковый перечень ролей. На ста­дии обсуждения будет интересно сравнить, кого выбрали представители разных подгрупп и чем они при этом руководствовались.

Участникам дается 5 минут на обсуждение и принятие решения. В это время ведущий может дополнительно «нагнетать обстановку» — например, выключить свет («В убежище возникли проблемы с электро­снабжением»), неожиданно громко стукнуть кулаком по столу («На по­верхности что-то взорвалось») и т. п. Если через 5 минут группа так и не определилась, кому следует покинуть бункер, ведущий напоми­нает, что дышать становится все труднее, потому что воздух в убежище заканчивается, и дает еще 2-3 минуты на обсуждение. Если и после этого группа не пришла к консенсусу, то дискуссия останавливается и участники, которые должны покинуть бункер, определяются путем открытого голосования.

Психологический смысл игры. Отработка умения отстаивать свои интересы, прибегая к различным способам влияния, а также навыков группового взаимодействия. Кроме того, игра побуждает участников задуматься над своими ценностными ориентациями.

Обсуждение. Какие обитатели бункера остались в живых, а какие «отправлены на тот свет»? Каждый из выборов нужно аргументировать. Какие техники влияния были использованы участниками при отстаи­вании своих позиций? Была ли это манипуляция или использовались такие способы, как аргументация и просьба?

Иногда в психологических тренингах проводятся игры, подобные описанной, в основе которых лежит сюжет «Выберем, кто достоин выжить», однако участники разыгрывают не условные роли, а действуют каждый с позиции своей личности, отстаивая собственное право на выживание. На наш взгляд, в контексте тренинга общения для подростков целесообразность такого варианта игры сомнительна, поскольку он создает риск возникновения серьезных психологи­ческих травм участников. Напротив, мы делаем акцент на том, что в игре оценивается не личность участников, а умение отстаивать свою позицию на примере абстрактных ролей и «обрекаются на ги­бель» не участвующие в тренинге подростки, а придуманные персо­нажи, интересы которых они представляют.

ИГРЫ ПО ТЕМЕ МАНИПУЛИРОВАНИЯ
Игра «ТАКТИЛЬНЫЙ ОБРАЗ».
Встаньте в две шеренги, одна за другой, разбившись на пары. Стоящие во второй шеренге рисуют на спине своего партнёра некоторый образ, например, кораблик или самолёт. Партнёр должен определить, что нарисовано. Если он угадал, пара делает шаг вперёд, рисуем все одновременно. Побеждает та пара, которая окажется впереди. Остальные исполняют желание победителей.

Игра «ОРИГИНАЛЬНОЕ ЗНАКОМСТВО».
Встаньте в круг. Каждый придумайте себе иностранное имя или любой псевдоним и, сделав шаг вперёд, представьтесь. Например: «Я - Фантомас». Кроме того, придумайте жест, сопровождающий ваши слова и соответствующий «образу». Например, вы представились и хлопнули в ладоши. Как только представился первый человек, второй должен повторить имя и жест первого. А затем представиться самому. Третий повторяет имя и жест первого, имя и жест второго, а затем сам представляется, сделав какой-нибудь жест. И так по кругу, как снежный ком. Когда кто-то ошибётся, он начинает с предыдущего игрока, называет его имя и изображает жест, и снова всё идёт по кругу.
Когда вы остановите игру, проиграв несколько кругов, определите, кто запоминал самую длинную цепочку имён и жестов. Сделайте что-нибудь приятное для победителя.

Игра «САМЫЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ».
Встаньте полукругом. Определите водящего. Водящий, старайтесь запомнить порядок расположения игроков. Затем по сигналу отвернитесь и скажите, как стоят ваши товарищи. На месте водящего пусть побывают все игроки по очереди.

Игра «ПРЕДСТАВЛЕНИЕ».
Встаньте в круг. Один встаёт в центре круга. Тот, кто стоит в центре круга, должен изобразить при помощи мимики и жестов какой-нибудь предмет, растение, животное, остальные участники по очереди угадывают. Если никто не угадал, тот же водящий продолжает игру. А кто угадает, меняется с ним местами.

Упражнение «ПРИСТРОЙКА СВЕРХУ ИЛИ ПРИСТРОЙКА СНИЗУ».
Участники игры разбиваются на пары. Отрабатываем простейшие, элементарные приёмы: «пристройка снизу» и «пристройка сверху». В любом разговоре один из его участников чувствует себя более уверенно, он как бы ставит себя выше собеседника. Второй же может также, исходя из личных целей, стараться как бы «прогибаться» в диалоге, уступать первенство собеседнику. Действия первого называются «пристройка сверху», второго - «пристройка снизу». Заметим, что пристраивается обычно один из участников диалога. Второй играет предложенную ему роль. Попробуйте в парах попросить о чём-нибудь своего собеседника.

Причём каждый должен это сделать дважды. Первый раз при помощи пристройки сверху, второй — пристройки снизу. После попыток первого свои силы пробует второй участник пары. Пары самостоятельно выбирают лучшего, пристраивающегося сверху, и лучшего, пристраивающегося снизу. Таким образом, группа распадается на две и каждая из них соревнуется между собой в той пристройке, которая наиболее им удаётся. Итак, разбиваемся на пары.

Второй тур: соревнуются победители в первых парах.
Подведите итоги. Какая пристройка бывает необходима для избежания конфликта? В каких условиях? В какой роли вам было труднее? Как называется человек, который всё время держит себя с собеседником с позиции второй роли?

ИЗ КНИГИ (?)



К занятию по программе «ПОЗНАЙ СЕБЯ!» психолого-педагогической направленности, рассчитанной на 4 года обучения.

Программа находится в электронной книге «Программа «Познай себя!»»    https://yadi.sk/i/KJD5aFhC3JpdAz

Разработки некоторых занятий, тесты, игры в рубрике блога  «Приложение ПОЗНАЙ СЕБЯ» http://qps.ru/Amgh1

Информация для бесед на нравственное воспитание в рубриках блога:
«Статьи»  http://qps.ru/qTVSu
«Советы психологов» - http://qoo.by/U0U
«Советы мудрых» - http://qoo.by/U0V
«Размышлялки»   http://qps.ru/6rsG2  
 «Проверено на себе»    http://qps.ru/N7cdH 

А так же в электронной книжке  «Эмпатия – забытое слово и чувство?» https://yadi.sk/i/GyGE0Nfl3ELfak

И в приложении, в электронной книге  «Программа «Мир живой природы»»  https://yadi.sk/i/-yiYZfRe3JjkZz

Комментариев нет:

Отправить комментарий