вторник, 1 февраля 2022 г.

ПАПА, МАМА, Я ... Интеллектуальная игра для закрепления в памяти информации по беседе «На старте жизни»

 

фото из интернета

ПАПА, МАМА, Я ...
 Интеллектуальная игра для закрепления в памяти информации по беседе «На старте жизни»

 

С каждой стороны зала приглашаются желающие участвовать в игре. Создаются 2-3 команды. Выбираются капитаны, которые будут отвечать. Они садятся за столы. Остальные участники мероприятия становятся группами поддержки. Они должны громко и бурно поддерживать свои команды: аплодировать при правильных ответах, подсказывать, и т.п.

 

На столах лежат по паре карточек с крупно написанными словами: ДА и НЕТ. Командам по очереди зачитываются утверждения. На совещание несколько секунд и кто-то поднимает карточку, соответствующую ответу, то есть или «ДА», или «НЕТ».

За правильный ответ – жетон.

 

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1.       Уже через 15 минут после рождения малыш зебры присоединяется к стаду. И если сейчас на стадо нападёт хищник, детёныш будет вполне в состоянии убежать вместе со всеми. (ДА).

2.       Мать-кенгуру может вскармливать сразу двух детёнышей - крошечного внутри сумки и подросшего, который сосёт молоко снаружи. (ДА).

3.       Птицы некоторых видов, из года в год гнездящиеся в одном месте, прилетают после зимовки именно к своему гнезду, и самке совершенно безразлично, какой самец окажется в нём. (ДА).

4.       У лис во время свадебных свиданий возникают жестокие драки между самцами, и невеста достаётся победителю. (НЕТ, часто пока самые сильные самцы дерутся, невеста незаметно исчезает в сопровождении совсем неказистого кавалера, мягкость и нежностью покорившего лисье сердце).

5.       Шимпанзе и гориллы вместе кормятся, обороняются от опасности, сообща воспитывают детёнышей, причём самцы не делают различий между своими и чужими. (ДА).

6.       Ко времени вылупления первой личинки в норке с гусеницей самка роющей осы приносит новых гусениц. Некоторые осы обслуживают до пяти норок одновременно. (ДА, самка ни на минуту не оставляет своих детей голодными).

7.       Самки скорпионов вынашивают яйца внутри своего тела более года. После столь долгого ожидания из них прямо в теле матери выходят маленькие скорпионы, которые затем размещаются на её спине, где и пребывают под её защитой в течение нескольких дней. (ДА).

8.       Детёныш большого муравьеда рождается весом 1,5 килограмма, и, практически с первых часов жизни, следует за своей матерью. (НЕТ, после рождения малыш забирается на спину матери. Месяц, а то и больше путешествует он верхом на маме, а потом начинает бегать).

9.       После спаривания, когда икра уже оплодотворена, самец жабы-повитухи наматывает её себе на бёдра. (ДА, таким образом защищая икру от посягательств хищников. Когда приходит пора вылупляться головастикам, самец направляется к водоёму, где стряхивает с себя икру с вылупившимися личинками).

10.     После брачных игр чомги, околоводные птицы, строят из отмерших частей камыша и тростника гнездо прямо на воде. (ДА).

11.     У птенцов гоацина на крыльях есть когти, и они могут лазать по ветвям, используя все четыре конечности и клюв. (ДА.).

12.     Чета орлов соединяется лишь на время выведения потомства. Отец-орёл заботится о самке и птенцах: приносит корм и иногда сменяет её на гнезде. В следующем сезоне птицы находят себе новое гнездо и новую пару. (НЕТ. Орлиная чета соединяется на всю жизнь. И орёл заботится о самке и птенцах. И гнездо на следующий год они делают на прежнем месте).

13.     У большого серого кенгуру, длиной 3 метра, рождается детёныш весом 0, 75 грамма. Нужно собрать 36 тысяч детёнышей для получения веса одной матери. (ДА).

14.     Фламинго сидят на гнезде, поджав ноги. Встать с гнезда фламинго сразу не может. Чтобы выпрямиться, он должен наклонить голову и упереться клювом в землю. (ДА)

15.     Мать-фламинго кормит птенцов розовым «птичьим молоком», очень целебным. (ДА, образуется этот «концентрат» в пищеводе кормящих матерей).

16.     Все ящерицы лишены родительской радости: отложив яйца где-нибудь под камнем, в трещине скалы, в древесную труху, дупло или под кору дерева, они к ним уже не возвращаются. (НЕТ, среди ящериц есть сцинки и веретеницы, которые заботятся о потомстве. Обвившись вокруг отложенных яиц, время от времени переворачивают их. Позже помогают малышам освободиться от яичной оболочки, подкармливают и защищают.).

17.     Малыш слонихи весит до 100 килограммов, рождается покрытый длинной шерстью и с коротеньким хоботом. (ДА).

18.     Зарянка к концу насиживания сидит на гнезде так плотно, что позволяет рассматривать себя почти вплотную, а иногда и трогать рукой. (ДА. Но такое поведение человека опасно - птица может бросить гнездо).

 

Вопросы так же, как и в первом  задании, задаются командам по очереди. Ответы сразу же.

ВОПРОСЫ:

1.       Чем занимаются самцы глухарей после токования? Принимают ли участие в воспитании потомства? (Добившись взаимности, они затаиваются в чащах, чтобы сменить яркое брачное оперение на более скромное. Самки же управляются с потомством совершенно самостоятельно).

2.       Кто занимается воспитанием потомства у страусов? (Только отец: насиживает и воспитывает).

3.       Принимает ли какое-либо участие в воспитании щенков папа-шакал? (Да, он помогает самке вылизывать шёрстку малышей, выкусывать из неё грязь, приносит пищу).

4.       Сколько времени уделяет воспитанию своего малыша слониха? (5 лет).

5.       Можно ли зайчиху назвать заботливой матерью? (Нет, меньше всего забот с воспитанием детёнышей: зайчата появляются на свет с открытыми глазами, покрыты густой шерстью и уже с первого дня способны бегать; покормит мать- зайчиха новорождённых и уходит в сторонку, чтобы своим запахом и видом не привлекать хищников; через день-два зайчиха разыщет детёнышей, покормит и удалится. Уже на 8-10 день зайчата начинают есть траву, а вскоре переходят к самостоятельной жизни.).

6.       Какую роль в воспитании детёнышей играет отец? (Медведица растит и воспитывает своих малышей, а их бывает 1-3, одна. Медведь-отец терпеть не может своих деток и очень опасен для них).

7.       От чего зависит местонахождение логова у тигрицы с тигрятами? (Основная добыча этого хищника - копытные, кабаны и изюбры, а справиться с такими крупными животными молодняку ещё не по силам. Каждый раз, добыв очередную жертву, мать переводит к ней тигрят, так что логово периодически меняет место).

8.       В каком возрасте тигрята становятся самостоятельными? (В четырёхлетием).

9.       В чём особенность помощи волка-отца своему многочисленному семейству, где бывает 5-7 волчат? (Волк заботится о волчице и волчатах, принося к логову добычу в своём желудке. Он отрыгивает полупереваренную пищу, которую и поедает волчица. Такой же обед получают и волчата, когда родители начинают приучать их к питанию мясом).

10. Самка гепарда ловит детёныша газели и отдаёт его своим малышам. Для чего? (Чтобы те отрабатывали на нём охотничьи навыки.)

11. Вилороги прячут своих детёнышей в высокой траве. И чем заняты родители?  (Самки пасутся неподалёку. Детёныши проводят с матерью всего около 20 минут в день.)

12.     Как, на каком языке травоядные объясняют своим чадам, что можно есть, а что нет (Детёныши травоядных ходят вместе с матерью и едят те же растения, которые ест она.)

13.     Некоторые хищники-родители не приносят в пасти добычу, но каким-то образом их детёныши сыты… (Некоторые хищники сначала едят сами, а потом отрыгивают часть и кормят своих малышей.)

14. Гиеновые собаки часто переносят своих детёнышей из одного логовища в другое. Зачем? (Чтобы хищникам - например, гиенам - было труднее их отыскать.)

 

На подносе «рубашкой» вверх карточки с «размышлялками». Капитаны команд по очереди берут карточку, читают вслух вопрос, команда совещается некоторое время, и капитан, или тот, кто знает ответ, высказывает своё или общее мнение.

РАЗМЫШЛЯЛКИ:

1.              Роющие осы, соответственно своему названию, выкапывают в земле норку, затем приносят в неё гусеницу, запечатывают норку и отправляются строить следующее. Для чего? (В тело гусеницы самка откладывает яйца, чтобы у вылупившихся личинок была еда).

2.              Новорождённый синий кит крупнее слона. От рождения китёнок не умеет сосать. Как же тогда он кормится? (Малыш захватывает и удерживает сосок матери длинным и подвижным языком. Мать, сжимая мышцы, «выстреливает» детёнышу сильной струёй прямо в рот. По такому же принципу кормит своего детёныша кенгуру.).

3.       Самка жука-скарабея вырывает норку, а после этого приступает к скатыванию шара из мягкого овечьего навоза. Какие следующие действия жука?

4.       Термитники достигают в высоту нескольких метров. Эти постройки из прочно сцементированной глины, которые трудно расколоть даже ломом. Высокие термитники лишь крыша над подземным гнездом. Какие условия достигаются термитами при постройке подземного «гаража» и с какой целью? (Постоянная температура и влажность, наиболее подходящие для нормального развития личинок).

5.       Рыба-луна вымётывает до 300 000 000 икринок! Зачем такое огромное количество? (Родительский инстинкт у этих рыб ограничен тем, что они просто выбрасывают икру в воду, и если даже выживет всего несколько рыбок, их род будет продолжен).

6.       Самец птицы носорога, после того как поможет замуроваться самке в дупле, так самоотверженно кормит её и вылупившихся птенцов, что к концу гнездового периода от него остаются лишь кожа да кости. Самка же, разрушив стенки своей крепости, выходит из неё упитанная, отдохнувшая, в новом ярком оперении. Зачем самцу носорогу так жертвовать собой? (Для сохранения потомства от хищников).

7.       Зимней порой, когда трещат морозы и вьюжит метель клесты выводят птенцов. Как этим птицам в таких неблагоприятных условиях удаётся сохранить потомство? (Самка ни на секунду не покидает гнездо, грея яйца, а потом птенцов. Заботливый отец старательно шелушит шишки и кормит самку).

8.       Всего несколько дней малыш фламинго остаётся в гнезде. Затем присоединяется к общей стае. Родители улетают за кормом иногда за 50-60 километров и долго отсутствуют. Как удаётся выжить птенцам? (О них может позаботиться, а при случае и покормить любая взрослая птица. С малышами остаются «дежурные воспитатели». В таком птичьем детском саду собирается до 200 малышей.).

9.       Нерест лососей закончен, и ... обессиленная рыба, положив начало новому поколению, погибает. В чём целесообразность такой жестокости от природы? (Предусмотрительность природы в том, что на телах погибших рыб размножаются мелкие беспозвоночные животные, которые станут основным кормом для личинок лососей. Даже погибнув, родители проявляют заботу о своём потомстве).

10.     Шёл человек по лесу и наткнулся на тетеревёнка - маленький серый комочек величиной с молодого скворца. Взял на руки, но птенец был мёртв: голова болталась на длинной тонкой шее, глаза подёрнулись белой плёнкой. Положив птенца, человек отошёл метра на три, и вдруг ... Что произошло дальше? (Тетеревёнок открыл один глаз, потом второй, осмотрел всё вокруг и вскочил на ноги. Взлетел и, пролетев метров семь, свалился в густую лесную траву.).

11.     После достижения бельчатами месячного возраста мать ночует в отдельном гнезде. В чём причина? (В доме становится слишком тесно).

12.     Глаза бельчата открывают на 30-35-й день. Как вы думаете, для чего так долго они остаются слепыми? (Открыв глаза, они сразу же начинают вылезать из гнезда. К этому времени они уже достаточно окрепли, чтобы удержаться на ветвях дерева. Если бы они открывали глаза раньше, то могли бы выпасть из гнезда и погибнуть).

13.     Медвежата появляются на свет в середине зимы в берлоге слепыми, покрытыми редкой шёрсткой. Весят они около 500 граммов и в длину не превышают 25 сантиметров. Медведица же длиной более 2-х метров, весом около 200 килограммов. В чём выгода маленького веса детёнышей? (Более крупных малышей мать не могла бы выкормить, ведь зимой она не питается, и количество молока, которое у неё вырабатывается за счёт накопленного с осени жира, ограничено.

14.     Летом волки-родители с волчатами живут отдельно в логовах. Осенью, когда волчата подрастают, хищники образуют зимнюю стаю. В это время к ним присоединяются переярки - прошлогодние дети этих же родителей. В чём целесообразность таких объединений? (Летом, когда в природе было много разной пищи, они могли прокормиться самостоятельно. Зимой добыть пропитание труднее: выросли зайчата, повзрослели кабанята и детёныши других копытных, нет беспомощных птенцов и нелётной линяющей птицы; домашний скот в хлевах. В эту пору легче прокормиться стаей, которой доступны взрослые копытные — кабаны, лоси и олени).

15.     Питониха свивается спиралью, внутри которой оказываются отложенные ею от 8 до 100 яиц. Сверху спираль она накрывает головой. Получается замкнутый сосуд с температурой на 7-15 градусов выше, чем снаружи. В течение 2-3 месяцев питониха ничего не ест. Каким образом змея, температура тела которой зависит от окружающей среды, в гнезде, свитом из собственного холодного тела, создаёт тепло - особые микроусловия для потомства? (Исследователи думают, что тепло «добывается» напряжением мощных мышц, порождающих тепловую энергию).

16.     Набравшая в рот икру рыба тиляпия разыскивает где-нибудь в зарослях водорослей укромное место и избегает любое общество. Ничего не ест, пока рот выполняет роль инкубатора. Тиляпия непрерывно совершает жевательные движения. Так она перемешивает икру. Но зачем? (Доказано, что на неподвижные икринки нападают болезнетворные бактерии и плесневые грибки, которые совместными усилиями губят зародыш в икринке. При перемешивании икринки трутся друг о друга, невольно сталкивая с себя осевших бактерий. Выживаемость потомства этих рыб, как правило, 100 процентов).

17.     Некоторые южноамериканские сомы применяют для сохранения будущего поколения никем не используемый способ: оплодотворённую в воде икру вынашивают в желудке. Здесь икринки развиваются в максимально благоприятных для них условиях. Почему же икра в желудке не переваривается? ((В этот ответственный для потомков период заботливые родители ничего не едят и полностью выключают работу желудка и желёз, выделяющих пищеварительные соки).

18.     Звуками, напоминающими щёлканье пальцами, морской конёк приглашает самку отложить икру в его выводковую сумку. Самец 40-50 дней вынашивает икринки. Что же их питает? (Икринки получают витамины и другие питательные вещества из кровеносных сосудов этой сумки, так же, как человеческий зародыш - из материнской плаценты).

19.     Дальневосточная рыбка Карепрокт с помощью длинного яйцеклада откладывает икру под панцирь на жабры громадного камчатского краба. Что таким образом обеспечивает своим потомкам рыбка? (Под панцирем, как в инкубаторе, икра развивается почти в полной безопасности - у краба жёсткий колючий панцирь; жабры краба всё время находятся в движении, прогоняя воду, омывающую икру. С наступлением тепла вода прогревается, особенно на мелководье, и крабы устремляются туда. Вместе с ними переселяется икра. Когда мальки вылупятся из икринок, они оказываются в тёплых и богатых пищей прибрежных водах.).

20.     Самец жабы Суринамской пипы после брачного танца, подхватив брюшком выпавшие икринки, крепко обнимает самку со спины и припечатывает к ней на спину икринки. Что произойдёт дальше, что будет с икринками? (Кожа на спине жабы разбухает, нарастает вокруг утонувших в ней икринок, оставляя свободной лишь верхнюю её часть - крышечку. Яйца развиваются прямо на спине у мамы. Через 2,5 месяца от 40 до 100 уже готовеньких, крохотных жабят выйдут на свет. Но ещё несколько дней при малейшей опасности они будут прятаться в кармашках под крышечкой. В мире насчитывается 16 видов сумчатых лягушек.).

 

 ГОЛОВОЛОМКИ:

Каждая карточка с крупно написанными частями и словами нанизана на скрепку. Карточки висят на шпагате в беспорядке. Задача: перевесить карточки так, чтобы все могли прочитать предложение. (Сколько команд, столько шпагатов с карточками.)

«У животных, не заботящихся о своём потомстве, обучение отсутствует, поэтому у них доля приобретённого поведения ниже.»

У ЖИВОТНЫХ,

НЕ ЗАБОТЯЩИХСЯ

О СВОЁМ ПОТОМСТВЕ,

ОБУЧЕНИЕ

ОТСУТСТВУЕТ,

ПОЭТОМУ У НИХ

ДОЛЯ ПРИОБРЕТЁННОГО

ПОВЕДЕНИЯ НИЖЕ.

 

Для другой команды: «В ожидании появления потомства и беспозвоночные, и позвоночные животные не только строят гнёзда и норы, но и загодя заготавливают корм для будущего молодняка.»

В ОЖИДАНИИ

ПОЯВЛЕНИЯ ПОТОМСТВА

И БЕСПОЗВОНОЧНЫЕ,

И ПОЗВОНОЧНЫЕ ЖИВОТНЫЕ

НЕ ТОЛЬКО СТРОЯТ ГНЁЗДА И НОРЫ,

НО И ЗАГОДЯ

ЗАГОТАВЛИВАЮТ КОРМ

ДЛЯ БУДУЩЕГО МОЛОДНЯКА.

Для третьей команды: «Хищникам для добывания корма нужно возмужать и пройти охотничью науку, причём, чем крупнее у хищника жертва, тем дольше молодняк остаётся при родителях.»

ХИЩНИКАМ ДЛЯ ДОБЫВАНИЯ КОРМА

НУЖНО ВОЗМУЖАТЬ

И ПРОЙТИ ОХОТНИЧБЮ НАУКУ,

ПРИЧЁМ, ЧЕМ КРУПНЕЕ

У ХИЩНИКА ЖЕРТВА,

ТЕМ ДОЛЬШЕ МОЛОДНЯК

ОСТАЁТСЯ

ПРИ РОДИТЕЛЯХ.

 

Командам выдаются карточки с тремя вопросами, у которых есть варианты ответов. Задача: прочитать вслух утверждение с предполагаемым ответом.

 

1. "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ*

1. Едва появившись на свет, они следуют за матерью.

а/ выводковые птенцы

б/ дуплогнездники

в/ колониальные

2. Чтобы согреться малыши собираются в плотные группы - "детские сады".

а/ перепелята

б/ скворчата

в/ пингвинята

3. Единственное средство одинаковое у всех животных в момент опасности.

а/ удрать

б/ затаиться

в/ броситься первым в атаку

 

2.   "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1. Самое беспомощнoe существо,  покидающее чрево матери.

а/ страусёнок

б/ кенгуренок

в/ олененок

2. Едва обсохнув, малыш готов следовать за матерью.

а/ львенок 

б/ зайчонок

в/ жеребенок

3. Этого детёныша накормит первая же попавшаяся самка.

а/ зайчонка

6/ тигрёнка

в/ медвежонка

 

3.       "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1/ Совершенно без опеки родителей обходятся:

а/ рыбы

б/ млекопитающие

в/ черепахи

2. Процесс подготовки к жизни длится до 2х лет.

а/ у медведей

б/ у пауков

в/ у газелей

3. Своего детёныша мама найдёт по голосу и запаху среди сотен таких же.

а/ курица

б/ крокодилица

в/ нерпа

 

4.       "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1. Эта мамаша защищает своего малыша:

а/ черепаха

б/ антилопа

в/ оса

2. Им не нужно учиться жить.

а/ медузам

б/ уткам

в/ обезьянам

3. Для прокорма подрастающего поколения они даже пасут стада тлей.

а/ львы     

б/ муравьи

в/ улитки   

 

5.       "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1. Кто ныряет вместе с мамой при первом же сигнале опасности?

а/ селёдки

б/ стрекозы

в/ утята

2. Кто наиболее опасен утятам на городских водоемах?

а/ кошка

б/ ворона

в/ coвa

3. Кто может проявить поистине материнские чувства даже к своей потенциальной жертве?

а/сорока

6/ кошка

в/ пчела

 

6.   "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1. У них в семье вместе с вожаком разрешается есть только самым маленьким.

а/ у медведей

б/ у обезьян

в/ у гусей

2. Кто получит трепку за непослушание?

а/ щенок

б/ змееныш

в/ лягушонок

3. Для них спасение от опасности во рту родителя. Для кого?

а/ лягушат

б/ кенгурят

в/ воронят

 

РАЗДАТОЧНЫЕ КАРТОЧКИ

1. "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ*

1. Едва появившись на свет, они следуют за матерью.

а/ выводковые птенцы

б/ дуплогнездники

в/ колониальные

2. Чтобы согреться малыши собираются в плотные группы - "детские сады".

а/ перепелята

б/ скворчата

в/ пингвинята

3. Единственное средство одинаковое у всех животных в момент опасности.

а/ удрать

б/ затаиться

в/ броситься первым в атаку

 

2.   "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1. Самое беспомощнoe существо,  покидающее чрево матери.

а/ страусёнок

б/ кенгуренок

в/ олененок

2. Едва обсохнув, малыш готов следовать за матерью.

а/ львенок 

б/ зайчонок

в/ жеребенок

3. Этого детёныша накормит первая же попавшаяся самка.

а/ зайчёнка

6/ тигрёнка

в/ медвежонка

 

3.       "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1/ Совершенно без опеки родителей обходятся:

а/ рыбы

б/ млекопитающие

в/ черепахи

2. Процесс подготовки к жизни длится до 2х лет.

а/ у медведей

б/ у пауков

в/ у газелей

3. Своего детёныша мама найдёт по голосу и запаху среди сотен таких же.

а/ курица

б/ крокодилица

в/ нерпа

 

4.       "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1. Эта мамаша защищает своего малыша:

а/ черепаха

б/ антилопа

в/ оса

2. Им не нужно учиться жить.

а/ медузам

б/ уткам

в/ обезьянам

3. Для прокорма подрастающего поколения они даже пасут стада тлей.

а/ львы     

б/ муравьи

в/ улитки   

 

5.       "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1. Кто ныряет вместе с мамой при первом же сигнале опасности?

а/ селёдки

б/ стрекозы

в/ утята

2. Кто наиболее опасен утятам на городских водоемах?

а/ кошка

б/ ворона

в/ coвa

3. Кто может проявить поистине материнские чувства даже к своей потенциальной жертве?

а/сорока

6/ кошка

в/ пчела

 

6.   "НА СТАРТЕ ЖИЗНИ"

1. У них в семье вместе с вожаком разрешается есть только самым маленьким.

а/ у медведей

б/ у обезьян

в/ у гусей

2. Кто получит трепку за непослушание?

а/ щенок

б/ змееныш

в/ лягушонок

3. Для них спасение от опасности во рту родителя. Для кого?

а/ лягушат

б/ кенгурят

в/ воронят

 

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ:

Команде, заработавшей больше жетонов бурные аплодисменты. А также всем участникам игры и всем неравнодушным болельщикам.

ВАРИАНТЫ ВОПРОСОВ "ПАПА, МАМА,  Я...":

  1. Примеры видов животных, у которых воспитанием занимается только отец. (Страус, Карликовая цихлида, малайский бычок, львиный тамарин – мама только кормит, лягушка ринодерма Дарвина)
  2. Пример самопожертвования ради будущего корма потомства. (Муха-лягушеедка)
  3. Самец какой птицы замуровывает самочку на яйцах до окончания гнездового периода и кормит её, сам почти не питаясь? (Птица-носорог)
  4. Самка какого волка носит на себе детёнышей, количество которых может достигать 200 штук? (Паук-волк)
  5. Какой папочка носит во рту, в резонаторе, подрастающее потомство? (Самец лягушки ринодерма Дарвина)
  6. Какой мамочке рот, устроенный, как насос, помогает прятать детей от опасности? (Американской тиляпии)
  7. Примеры пожизненных семейных пар (Лебеди, аисты, орлы,…)
  8. Пример коллективного воспитания у птиц,  у которых птенцы ожидают своих родителей в «детских садах»? (Фламинго, пингвины, пеликаны, воробьи (слётки)…)
  9. У каких птиц, как установили учёные, яйца «разговаривают» с наседкой? (Куры)
  10. У какой 280ти килограммовой самки малыш рождается весом до 2х граммов и даже сам молоко сосать не может? (Сумчатый кенгуру)
  11. У кого малыши развиваются на спине в специальных «коробочках с крышечкой»? (Лягушка Пипа суринамская)
  12. Пример очень удобного и безопасного ношения детёнышей всегда при себе? (сумка у сумчатых животных)
  13. Название континента – Родины сумчатых животных? (Австралия)
  14. Каких сумчатых животных знаете? (Кенгуру, коала, ехидна, утконос, вомбат, летяга, сумчатые волк, куница, мышь,…)
  15. Непонятная человеку почти полугодовалая голодовка родителей ради безопасности 500 граммового яйца. (Пингвины)
  16. Чьи детёныши должны ждать своих мам для кормёжки 6-8 дней? (Морские котики)
  17. Детёныши каких ластоногих рождаются чёрными? Почему? (Морские котики. Рождаются летом на чёрных камнях. Маскировочная окраска.)
  18. Чьих детёнышей называют бельками, и почему они такие? (Нерпы (тюлени), рождаются зимой на снегу)
  19. Почему у двухсоткилограммовой мамаши рождается детёныш весом 600 граммов? У кого? (Медведи. Чтобы хватило молока (запаса питательных веществ у медведицы) до выхода из берлоги весной после зимней спячки)
  20. Почему у копытных телята весят в среднем 8кг и через несколько часов уже бегают? (Рождаются не в норе, прямо на земле; надо догонять стадо, возможность убежать от опасности)
  21. У кого самок в стаде называют «тётушками»? Почему? (У слонов. Самки помогают воспитывать и защищать наравне со своими и других детёнышей, и даже если нет своих)
  22. Очень свирепые на вид, но нежные и терпеливые родители. (Гориллы)
  23. В какой дружной семье отец помогает не только кормить, но и вылизывать малышей, следить за чистотой? (Чепрачный шакал)
  24. У кого из перечисленных в этой теме животных самая длительная беременность? (У слонихи 20-21,5 месяца)
  25. Примеры семейного воспитания у животных нашего края… (Волки, лисы, сороки, вороны,…)

 МАТЬ И ДИТЯ

(наглядная информация к игре на стенд)

 

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ   

4500 видов

5 яйцекладущих форм УТКОНОС  ЕХИДНА И ДРУГИЕ 

Сумчатых 200 видов из 9 семейств

КЕНГУРУ

КОАЛА

ОПОССУМ…

(В АВСТРАЛИИ ЕСТЬ СУМЧАТЫЕ МЫШИ, КРОТЫ, СОНИ, ЗЕМЛЕРОЙКИ, КОШКИ, КРЫСЫ, ВОЛКИ, ТУШКАНЧИКИ, ТИГРЫ, КУНИЦЫ, ДЬЯВОЛ …)

 

                                         ЖИВОРОЖДЕНИЕ

ВЫКАРМЛИВАНИЕ ДЕТЁНЫШЕЙ МОЛОКОМ

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ БЕРЕМЕННОСТИ (В ДНЯХ):

  • МЕЛКИЕ СУМЧАТЫЕ – 12-13,
  • ЗЕМЛЕРОЙКА – 13-20,
  • ПОЛЕВАЯ, ДОМОВАЯ, МЫШЬ-МАЛЮТКА – 20-22,
  • СУСЛИКИ – 20-24,
  • ХОМЯК 30СМ – 30,
  • КРОЛИКИ – 30-32,
  • КРОТ – 30-45,
  • БЕЛКИ – 35,
  • ЛАСКА – 30-37,
  • ГИГАНТСКИЙ КЕНГУРУ – 35-37,
  • ЁЖ – 35-49,
  • ХОРЁК – 38-40,
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ НОРКА – 35-42,
  • ПЕСЕЦ – 49-57,
  • ОБЫКНОВЕННАЯ ЛИСИЦА – 52-55,
  • ЗАЙЦЫ – ОКОЛО 50,
  • ЛЕТУЧИЕ МЫШИ – ОТ 50 ДО 160,
  • МЕЛКИЕ КОШКИ – ОКОЛО 60,
  • ВОЛК – 62-65,
  • РЫСЬ – 70-74,
  • ЛЕОПАРД – 90-105,
  • ТИГР – 95-110,
  • БАРС – 100,
  • БОБРЫ – 105-107,
  • МАЛАЯ ШИНШИЛЛА – 106-114,
  • БОЛЬШАЯ ШИНШИЛЛА – 117-128,
  • НУТРИЯ – 128-137,
  • ГОРНЫЙ БАРАН – 150,
  • БУРЫЙ МЕДВЕДЬ – 180,
  • БЕГЕМОТ – 210-240,
  • ГОРНОСТАЙ – 210-240,
  • ОЛЕНИ И ЛОСИ – 240-250,
  • КУНИЦА – 230-270,
  • СОБОЛЬ – 253-300,
  • КАЛАН – 240-270,
  • БАРСУК – 271-284,
  • ТЮЛЕНИ И МОРЖИ – 270-330,
  • БОЛЬШИНСТВО КИТОВ – ОКОЛО 360,
  • КАШАЛОТ – 480-540,
  • ЛОШАДИ, ОСЛЫ – 330-419,
  • ТАПИРЫ – 390-400,
  • ВЕРБЛЮД-ДРОМАДЕР – 338,
  • НОСОРОГИ – 419-550,
  • АЗИАТСКИЙ СЛОН – 470-660,
  • ИНДИЙСКИЙ СЛОН – БОЛЕЕ 500,
  • ОБЕЗЬЯНА-ГАМАДРИЛ – 147-187,
  • ОБЕЗЬЯНА-МАКАК – 149-185,
  • ГИББОНЫ – 210,
  • ОРАНГУТАНГ – 273,
  • ШИМПАНЗЕ - 238,
  • ГОРИЛЛА – 260,
  • АФРИКАНСКИЙ СЛОН –540-660,
  • АЗИАТСКИЙ СЛОН – 750-775.

 

ПЛОДОВИТОСТЬ

НАИМЕНЬШАЯ У КРУПНЫХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ (СЛОНИХА ЗА ВСЮ ЖИЗНЬ РОЖАЕТ 4-5 РАЗ),

МАЛО ПЛОДОВИТЫ КИТЫ, ТЮЛЕНИ, ОЛЕНИ, ЛОШАДИ, ЗЕБРЫ, ОСЛЫ, ЛАМЫ, ВЕРБЛЮДЫ, ЖИРАФЫ,…

БОЛЬШАЯ СКОРОСТЬ РАЗМНОЖЕНИЯ У МЕЛКИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ, ЖИВУЩИХ В НОРАХ, (ПОЛЁВКИ ЕЖЕМЕСЯЧНО СПОСОБНЫ ВЫКАРМЛИВАТЬ МОЛОКОМ 10 ДЕТЁНЫШЕЙ).

САМЫЕ ПЛОДОВИТЫЕ СРЕДИ НАСТОЯЩИХ МЛЕКОПИТАЮЩИХ – БЕСХВОСТЫЕ ТЕНРЕКИ  - 12-16 ДЕТЁНЫШЕЙ (ДО 31).

ВЫКАРМЛИВАНИЕ ПОТОМСТВА ВСЕГО 5 ДНЕЙ.

РАЗМНОЖАТЬСЯ САМКИ МОГУТ В ВОЗРАСТЕ 3-5 НЕДЕЛЬ.

РЕКОРД: ВИРГИНСКИЙ ОПОССУМ – 56 ДЕТЁНЫШЕЙ.

КОЛИЧЕСТВО ДЕТЁНЫШЕЙ:

  • ВОЛК – 3-13,
  • ЛИСА – 4-12,
  • ПЕСЕЦ – 7-13 (ДО 22),
  • ЕНОТОВИДНАЯ СОБАКА – 5-7 (ДО 19),
  • ЗАЯЦ-БЕЛЯК – 3-6,
  • КРОЛИК – 6-10 (ДО 15),
  • ГОРНОСТАЙ – 5-8 (ДО 15),
  • КУНИЦА – 3-6,
  • СОБОЛЬ, ВЫДРА, ТИГР, БАРС – 2-4,
  • БАРСУК – 3-5,
  • ЕВРОПЕЙСКАЯ НОРКА – 2-7,
  • БУРЫЙ И БЕЛЫЙ МЕДВЕДЬ – 1-2,
  • СЛОН – 1…

 

ВЕС НОВОРОЖДЁННЫХ

  • ОТ 0,1 ГРАММА У ЗЕМЛЕРОЙКИ-МАЛЮТКИ

§  ДО 2000 КИЛОГРАММОВ У СИНЕГО КИТА.

§  БЕГЕМОТИК – 500 КГ И ДЛИНОЙ ТЕЛА 120СМ,

  • СЛОНЁНОК – 100 КГ, РОСТ ПОЧТИ МЕТР,
  • БУРЫЙ МЕДВЕЖОНОК – 500 ГРАММОВ,
  • БЕЛЫЙ МЕДВЕЖОНОК – 750 ГРАММОВ…
 
ПИТАТЕЛЬНОСТЬ МОЛОКА

САМОЕ ЖИРНОЕ МОЛОКО У КИТООБРАЗНЫХ:

  • КАШАЛОТ – 54%,
  • СИНИЙ КИТ – 42%,
  • ДЕЛЬФИН-БЕЛОБОЧКА – 44%,

(ЗА ОДНУ КОРМЁЖКУ МАЛЕНЬКИЙ КАШАЛОТ ПОЛУЧАЕТ 15-20 ВЁДЕР ГУСТОГО, КАК СМЕТАНА, МОЛОКА, ДЛИТСЯ ВЫКАРМЛИВАНИЕ 13 МЕСЯЦЕВ).

ЖИРНОСТЬ КОРОВЬЕГО МОЛОКА

СОСТАВЛЯЕТ 3,7-4%,

У НОСОРОГОВ

ЖИРНОСТЬ МОЛОКА ВСЕГО 0,3%.

СРЕДИ МЛЕКОПИТАЮЩИХ ЕСТЬ ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ, У КОТОРОГО В МАЛЕНЬКОМ КОЛИЧЕСТВЕ ВЫДЕЛЯЕТСЯ И У САМЦА, - ЭТО ЛЕТУЧАЯ МЫШЬ

БУРЫЙ КРЫЛАН, ЖИВУЩАЯ В МАЛАЙЗИИ.

 

СКОРОСТЬ ВЗРОСЛЕНИЯ

  • КИТЁНОК (МОЛОКО ПОЛУЧАЕТ ДО 30 РАЗ В СУТКИ ЧЕРЕЗ 10-30 МИНУТ И ДО 7-МЕСЯЧНОГО ВОЗРАСТА ПРИБАВЛЯЕТ В ВЕСЕ НА 100КГ В СУТКИ. КИТЁНОК ЗА 6-7 МЕСЯЦЕВ ВЫРАСТАЕТ ДО 16-17 МЕТРОВ И ВЕСИТ ОКОЛО 23 ТОНН, ЧЕРЕЗ 19 МЕСЯЦЕВ ЕГО ВЕС ДОСТИГАЕТ 40-50 ТОНН, А К СОВЕРШЕННОЛЕТИЮ – 70-75 ТОНН, ЖИВУТ ЛЕТ 50)
  • СЛОНЁНОК (СОСЁТ МОЛОКО ПО 5 РАЗ ЗА ЧАС ПО 3-4 МИНУТЫ, ПОТОМ 6-7 РАЗ В СУТКИ. ДО 5-ЛЕТНЕГО ВОЗРАСТА ПРИБАВЛЯЕТ В РОСТЕ ЕЖЕГОДНО НА 10СМ. В 2-ЛЕТНЕМ ВОЗРАСТЕ ОН ДОСТИГАЕТ 115-120СМ ВЫСОТЫ. В ВОЗРАСТЕ 6 МЕСЯЦЕВ ВЕС СЛОНЁНКА УДВАИВАЕТСЯ, К 3 ГОДАМ ВЕСИТ УЖЕ ОКОЛО ТОННЫ. К 25 ГОДАМ СЛОН ПЕРЕСТАЁТ РАСТИ. ЖИВЁТ ДО 70 ЛЕТ.)
  • МЕДВЕЖАТА (РОЖДАЮЩИЕСЯ ВЕСОМ 500-700 ГРАММОВ И РОСТОМ С ЛАДОШКУ ЧЕРЕЗ 3-4 МЕСЯЦА ВЕСЯТ УЖЕ 6-7 КГ, В 1,5-2 МЕСЯЦА ПРОБУЮТ ЕДУ ВЗРОСЛЫХ; ВЗРОСЛЫЕ ВЕСЯТ 700-1000КГ, ЖИВУТ ДО 50 ЛЕТ)

ЛИТЕРАТУРА:

1.       «Я познаю мир: поведение животных». - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2000.

2.       «Я познаю мир: рекорды животных». - М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2002.

3.       Книга М. А. Козлов «Кольцо жизни: загадки живой природы». - М.: Современник, 1998.

4.       Ж. «Юный натуралист» №6 (?). И. Вросин «Папа, мама и я».

5.       Ж. «Юный натуралист» (?). Г. Симкин «Зарянка».

6.       Ж. «Юный натуралист» № 11 (?). А. Кабыка «Идут лососи».

7.       Ж. «Юный натуралист» (?). А. Иванов «Лесные хитрованы».

8.       Ж. «Юный натуралист», 1999. Н. Паравян «Как звери воспитывают детей».

 

Н.С.Пасынкова

Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Большинство сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy

Комментариев нет:

Отправить комментарий