среда, 2 февраля 2022 г.

НОСЫ, УШИ И ХВОСТЫ Интеллектуальная игровая программа о животных для людей пожилого возраста

 

фото из интернета

НОСЫ, УШИ И ХВОСТЫ
Интеллектуальная игровая программа о животных для людей пожилого возраста

 

Приглашаются все желающие показать свои знания и сообразительность. В этой игре каждый играет за себя.

Игроки садятся за столы. На  каждом столе ручки и чистые листы бумаги.

На табло с прозрачными карманами в верхнем ряду названия тем заданий: «ОДА НОСАМ», «У КОГО КАКИЕ УШИ?», «ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХВОСТЫ?».

Слева в вертикально расположенных карманах виды заданий.

 

ОДА НОСАМ

У КОГО КАКИЕ УШИ?

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХВОСТЫ?

УТВЕРЖДЕНИЯ

1 балл

 

 

 

ВОПРОСЫ

2 балла

 

 

 

РАЗМЫШЛЯЛКИ

3 балла

 

 

 

ГОЛОВОЛОМКИ

4 балла

 

 

 

 

На пересечении в карманах сами задания. Ответы на утверждения «стоят» 1 балл; на вопросы – 2 балла; «размышлялки» -  3 балла. У головоломок – своя цена.

Табло может быть примерно таким:



Все игроки по очереди выбирают тему и вид задания. Прослушав задание, отвечают. За правильный ответ – соответствующее  количество баллов пишется крупно на доске или плакате, где уже указаны имена всех игроков.

Карточки, на которые уже дан ответ, убираются с табло.

Если ответ неверный ведущий озвучивает правильный ответ. Как и дополнение к ДА или НЕТ в УТВЕРЖДЕНИЯХ.

В конце баллы подсчитываются. Определяются победители. Грамоты выписываются за сколько угодно мест, хоть всем участникам игры.

Зрители «болеют», громко поддерживают, сканируют, подсказывают.

 

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1.     Самый чувствительный нос у обыкновенной моли. (ДА, самцы могут улавливать запах феромонов - химических веществ, испускаемых самками, - на расстоянии до 11 км).

2.     Северные олени животные кочующие, им нет необходимости метить территорию. (НЕТ, они отмечают свой путь при миграции запахом желёз, расположенных у них между пальцами).

3.     Хоботок ночной бабочки ксантофан Моргана достигает в длину 28 см. (ДА)

4.     У осьминога «нос» расположен на щупальцах, а у морских звёзд - на кончиках лучей. (ДА)

5.     Акулы способны почуять запах растворённой в воде крови при её концентрации 1:100 млн частей. (ДА)

6.     Кошка старательно вылизывает себя через определённые промежутки времени, чтобы уничтожить запах от потовых желёз и после еды. (НЕТ, у кошки нет потовых желёз, кроме подушечек задних лап; она вылизывает себя перед охотой, чтобы не отпугнуть запахом мышку, и чтобы не привлекать запахом других животных).

7.     Большая песчанка, маскирует подземные норки, делая холмики, подгребая под себя землю, и утюжа их сверху брюхом. (НЕТ, не маскирует норки, а делает сигнальные холмики и, утюжит их брюшком, помечая выделениями секрета из среднебрюшной железы - отмечает границы своей территории).

8.     Наиболее крупные жуки из долгоносиков длиной около Зсм, а их головотрубка рекордно длинная - 2 см. (ДА, голова вытянута в длинную трубку. Этот инструмент слоники используют для того, чтобы просверлить твёрдую оболочку дубового ореха или другого плода и отложить туда свои яйца).

9.     У обезьян кахау, обитающих в Индонезии, нос свисает на 17 см ниже морды. (ДА, поэтому их ещё называют носачами).

10.    У некоторых видов насекомоядных летучих мышей носы имеют форму листа, копья и даже трезубца Нептуна. (ДА).

11.    Дельфины так ловко «видят» с помощью носа, что специалисты ВМС США тренируют их для обнаружения подводных лодок и мин. (ДА).

12.    Медведи встают у дерева, вытягиваясь как можно выше, царапают кору, оставляя на ней метки, чтобы запах от лап зверя распространился ветром на большую территорию. (НЕТ, чем выше царапины от когтей, значит тем выше и сильнее хозяин территории, более мелкий медведь должен уйти).

13.    Человек может различать до 10 тысяч запахов. (ДА)

 

ВОПРОСЫ:

1.     Что такое запах? (Комплекс наших ощущений, получаемый от обонятельного анализатора и вызываемых определёнными факторами, присутствующими в воздухе).

2.     Какую роль играют запахи в жизни животных? (Помогают находить пищу, предостерегают об опасности, отличают чужаков, охраняют от врагов, помогают найти пару,...).

3.     Какая разница между запахами живых существ и неживых, неорганических? (Живые существа выделяют масляную кислоту).

4.     В чём особенность носа у верблюда, обитателя пустынь, и кенгуровой крысы? (При выдохе каналы внутри носа поглощают пары воды и, таким образом, сохраняет его влажность).

5.     Как мыши отличают победителей от побеждённых и безошибочно определяют, какое положение занимает животное в той или иной группе? (В мышином секрете выделяется вещество, которое отражает уровень стресса у животного).

6.     Зачем животные метят свою территорию? (Чтобы предупредить чужих о том, что территория занята. Определённая территория должна прокормить одного животного или семью и колонию).

7.     Какая разница в ощущении запахов у человека и насекомых? (Насекомые с помощью запаха могут определять форму источника запаха).

8.     Чем отличаются звери и насекомые одного вида, но разных семей? (Животные, связанные родственными узами, имеют одинаковый запах, запах дома).

9.     Что помогает пчёлам объединиться против врага? (Запаховая метка - феромон тревоги, оставленный первой пчелой в месте укуса, другие атакуют врага, ориентируясь на запах).

10.    Что объединяет жука-бомбардира, клопа, таракана, жужелицу, скунса, осьминога, кальмара, каракатицу и ...? (Способность защищаться с помощью резких, неприятных запахов, например, жук-бомбардир стреляет бомбой с пахучим неприятным дымом).

11.    Запах может служить пищей? (Да. Земляной запах служит пищей для бактерий из рода псевдомонас).

12.    Какую роль запахи играют для хищников и их жертв? (Почти все хищники, прежде чем начать охоту, долго принюхиваются, определяя, как давно побывала здесь потенциальная жертва, стоит ли её преследовать, куда она направляется и каковы её намерения, но прежде всего: кто она. А копытные, грызуны, хоботные, зайцеобразные способны заблаговременно обнаружить приближение хищника ещё до того, как его увидят. Так, между хищников и жертвой всё время идёт своеобразная борьба - кто раньше обнаружит присутствие друг друга).

13.    В каких случаях животные используют феромон тревоги? (Предупреждают соплеменников об опасности, указывают направление движения хищника и пути спасения).

14.    Для чего нам нужно знать язык запахов? (Лучше понять поведение животных, оказывать влияние на численность: увеличивать полезные виды, сокращать вредные; защищать человека от кровососущих насекомых, от акул, от грызунов; определять состояние воздушной среды; использование в медицине, в криминологии, в охране границ и самолётов, реагирование на появление газа, дыма,...).

15.    Для чего нужны носы? (Находить пищу, отличать запахи занятой территории, различать своих сородичей и чужаков, находить пару, предупреждать об опасности, защищаться, купаться, пить и есть, у слона, например).

 

РАЗМЫШЛЯЛКИ:

1.     Лосось, появившийся на свет в ручье, взрослеет в открытом море. На нерест он возвращается в свои воды. Как он находит место, где родился? (По запаху. В мальках лосося уже с момента зарождения запечатлён аромат родной реки.).

2.     Бобры со дна водоёма выгребают лапами грязь и нагромождают её на берегу возле своей плотины, хатки или в местах кормёжки. Зачем? (Животные метят эти кучки секретом своих желёз, что служит предупреждением: «Вход запрещён! Территория занята!»).

3.     Можно увидеть диких свиней, ползающих на коленях. Для чего они так делают? (У свиней на коленях расположены железы, выделяющие специальный запаховый секрет. Ползая на коленях, они метят свою территорию).

4.     Скворцы обладают первоклассными носами, они различают по запаху виды растений. Зачем им это нужно? (Дело в том, что они вплетают в свои гнёзда стебли тысячелистника, дикой моркови, других растений, убивающих микробов, бактерий и насекомых. Это помогает уменьшить количество паразитов в гнезде).

5.     Нос у животных - это не только аппарат обоняния. Что ещё делает своим носом слон? (Слон пользуется хоботом, как ломом, круша довольно толстые деревья, или как дыхательной трубкой при плавании под водой, а при питье - как шлангом. С его помощью он издаёт и трубные звуки).

6.     Представитель пустыни орикс, или сернобык, может выдержать жару отчасти благодаря своему носу. Какое значение в данной ситуации играет нос? (Кровь, циркулирующая по увлажнённой носовой полости животного, охлаждается за счёт испарения влаги. Поступая к основанию мозга, такая кровь помогает поддерживать в этой области температуру на несколько градусов ниже температуры тела).

7.     Крот-звездорыл - обладатель одного из самых причудливых носов. На его мордочке целых 22 подвижных мясистых отростка, расположенных в виде звезды. Отростки находятся в непрерывном движении. Зачем кроту такое украшение? (Отростки помогают кроту искать добычу - червей, улиток, слизней, насекомых. Звездорыл может добывать себе пищу и на суше, и в воде. Когда он ест, отростки- лучи собираются в кучку).

8.     Австралийский зверёк утконос - самое настоящее чудо природы. Утконос - млекопитающее с широким и плоским клювом вместо зубов и с перепонками на лапах. Какую роль играет клюв утконоса? (Клюв утконоса очень чувствителен и служит органом осязания. И пищу утконос добывает с его помощью: баламутит воду, поднимая со дна ил, а потом ловит червей, улиток, насекомых и прочую лакомую живность).

9.     Бывает, бабочки ещё не вышли из куколок, а уже посылают пахучие сигналы. Что это за сигналы, зачем? (Пахучие сигналы предназначены самцам. И к моменту появления на свет бабочек вокруг них скапливаются целые полки кавалеров).

10.    Когда самка наездника откладывает яички в тело гусеницы, которая послужит пищей её будущим личинкам, она метит гусеницу. Назначение такой метки? (Отпугивающий запах, чтобы другие самки не спутали гусеницу и не отложили туда яички второй раз).

11.    Атакуя врага, пчела не только жалит его, но и брызгает пахучим веществом, нанося метку. Зачем? (Услышав запах тревоги, все пчёлы приходят в ярость и стараются поразить противника примерно в районе метки. Этим и объясняется, что пчёлы долго преследуют врага).

12.    В семье больших песчанок заведён такой порядок: молодые животные время от времени подлезают под брюхо вожака. Для чего они это делают? (Смазывают себя секретом его брюшной железы, что и придаёт им всем один и тот же запах - запах одной семьи).

13.    Сибирские косули заняты осенью странным на первый взгляд делом - обдирают рогами кору небольших деревьев и кустарников, а затем трутся о них головой и шеей. Иногда они выбивают копытами пятачки земли. Объясните их поведение. (Расположенные на этих участках тела сальные и потовые железы позволяют оставлять на деревьях метки свидетельствующие, что территория уже занята).

14.    Давно замечено, что в мышеловку, куда попала крыса или мышь, долго не попадаются другие животные. Почему? (Пленники оставили там пахучий след с сигналом: берегись! - феромон тревоги).

15.    Заметив опасность, олени убегают обычно, подняв хвост и обнажив белое пятно, так называемое «зеркало» - своеобразный ориентир для спасающихся бегством собратьев. Но в лесной чаще этого сигнала недостаточно. Что ещё приходит на помощь следующим за спасшимся оленям? (На помощь приходят феромоны, находящиеся на большей части оленьего хвоста. Встречный поток воздуха обдувает поднятый хвост, усиливая испарения секрета с его поверхности, и за бегущим оленем тянется шлейф феромона тревоги).

 

ГОЛОВОЛОМКИ:

1. Хоботок бабочек служит им для питания - этот своеобразный видоизменённый рот скорее напоминает длинную трубочку.      

2. Запах помогает животным находить пищу, отличать чужаков, предостерегает от опасности.

3. Сегодня известно более ста феромонов у одних только насекомых. Ими могут быть самые разные химические вещества. 

4. Насекомые, поводя усиками, могут по запаху определить форму источника.    

5. В запахе животного, словно в паспорте, записана вся информация о хозяине: кто это, сколько ему лет, самец или самка...   

 


 







У КОГО КАКИЕ УШИ?

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1.     Уши зайца во время его сна бодрствуют, охраняют покой хозяина, как часовые, контролируют ночные шорохи. (ДА)

2.     Некоторые животные могут поворачивать уши под разными углами, улавливая звуки даже с противоположных сторон. (ДА)

3.     Слух суслика, находящегося в постоянном ожидании опасности от хищников, превосходит слух обыкновенного ежа, надёжно защищённого иголками. (НЕТ: суслик обитает в пустыне, на открытом пространстве, ведёт дневной образ жизни, для него главное значение имеет зрение, а слышит суслик звуки в 4000 Гц; ёж -       существо ночное, когда зрение не имеет большого значения, поэтому слух у него развит лучше, чем у суслика, он улавливает звуки, которые человеческому уху недоступны - 25000 Гц).

4.     Слон обмахивается огромными ушами для отпугивания кровососущих насекомых. (НЕТ, для охлаждения тела в жару)

5.     Длина клюва птиц связана с местом обитания. (НЕТ, с характером питания)

6.     Зарычит один лев, уши другого, который бродит в 2х с половиной километрах от него, уловят сигнал. (ДА).

7.     Песни горбатых китов собратья слышат за несколько тысяч километров. (НЕТ, за несколько сотен миль).

8.     У крота, ведущего подземный образ жизни, уши небольшие, а проход закрыт от попадания земли щёточкой из волосков. (НЕТ, у крота нет наружных ушей).

9.     У современных лягушек барабанная перепонка совсем не спрятана, располагается прямо по бокам головы, открыто. (ДА).

10.    Чарльз Дарвин, наблюдая за исполинскими черепахами, пришёл к заключению: они глухи. (НЕТ, через 85 лет, во второй половине XX века выяснилось: черепахи слышат. Многие виды черепах улавливают почти такие же слабые звуки, как и кошки).

11.    Немецкий учёный Эрнст Вебер не нашёл у рыб ни среднего уха, ни наружного, но предположил, что аналог уха человека у них - плавательный пузырь. Другие анатомы считали, что рыбы вовсе глухи. (НЕТ, Вебер оказался прав. Колебания плавательного пузыря передают внутреннему уху четыре пары соединённых между собой косточек, как и косточки среднего уха у млекопитающих).

12.    У сверчка три типа слухового аппарата: волоски на конце брюшка и под каждым из 6 коленок - улавливают звуки с близкого расстояния; мембраны в голенях передних ног - большая (тонкая), маленькая (потолще) - и слуховой гребень, их обязанность улавливать звуки с дальнего расстояния. (ДА)

13.    Пресноводная улитка слышит звуки, частота которых в 200 раз больше, чем у звуков, улавливаемых медузой. (ДА, у медузы ухо - это шар, с плавающими в нём камешками, у улитки - два таких шара).

 

ВОПРОСЫ:

1.           Зачем зайцу такие огромные уши? (Кроме улавливания звуков уши служат терморегулятором (охлаждение тела в жару): горячая кровь у зайца прогоняется через огромные уши, пронизанные капиллярами.)

2.           Кто обладает таким же способом охлаждения, как у зайца? (Лиса, тушканчик, слон)

3.           Крики врановых слышны за ... (1 км).

4.           Рёв крокодила слышен за... (1,5км).

5.           Рык льва разносится на ...     (2,5км).

6.           Песни горбатых китов собратья слышат ... (за несколько сотен миль).

7.           У волков, кошек и слонов, постоянно обитающих на суше ухо какое? (открытое, торчащее).

8.           У выдры, бобра, морских котиков, нерпы наружное ухо представляет собой ... (складку кожи с хрящиком, закрывающим слуховой проход мышцами при     нырянии).

9.           У дельфинов, усатых китов, которые не покидают моря, а также у крота есть уши? (нет, специальный клапан закрывает слуховой проход при необходимости).

10.       Что объединяет белку, обитающую в лесу, и суслика, живущего в пустыне? (дневные животные).

11.       Почему слух ежа, лисицы острее, чем у белки, например? (Ёж, лиса - ночные животные, охотящиеся в темноте).

12.       Самый острый слух из зверей у ... (медведя и домовой мыши - 80 тыс.Гц).

13.       Что помогает зайцу во время сна чутко реагировать на звуки? («не спящие» уши).

14.       Орган терморегуляции у зайцев, лис, слонов, тушканчиков? (большие уши).

15.       Как зависит от места проживания размер ног и ушей? (чем холоднее климат, тем короче конечности и уши)

16.       Ухо птиц представляет собой ... (Перья; чем больше разница по длине перьев около слухового прохода, тем тоньше слух).

17.       Прекрасный слух у птиц ... (Сова, грач, скворец, попугайчики).

18.       Почему голубям и курам не нужен музыкальный слух? (не поют и кричат редко, живут рядом с человеком).

19.       Слышат ли черепахи, змеи и ящерицы? (да, по-разному).

20.       У кого из рептилий самый хороший слух? (у крокодилов).

21.       Что представляет собой ухо амфибий? (просто отверстие по бокам головы с барабанной перепонкой).

22.       У кого барабанная перепонка толще: у квакши или озёрной лягушки? Почему? (толще у озёрной лягушки: она ныряет в воду, где плотность воды и давление больше).

23.       У какой лягушки самый хороший слух, более 15 тысяч Гц? (Лягушка-бык).

24.       Какие «уши» у сверчка? (волоски на конце брюшка и под каждым из 6 коленок - улавливают звуки с близкого расстояния; мембраны в голенях передних ног - звуки с дальнего расстояния).

25.       У муравьёв уши где? (на усиках).

26.       У пчёл ... (на голове)

27.       У термита ... (как у сверчка: волоски на конце брюшка и под коленками; в голенях передних ног).

28.       У бабочки-совки ... (между грудью и брюшком).

29.       Самый хороший слух - до 120 тысяч Гц? (у златоглазки).

30.       Сколько слуховых аппаратов может быть у рыб? (три: боковая линия, плавательный пузырь, внутреннее ухо из косточек).

31.       Чем слышат медузы? (камешки в пузыре с жидкостью).

32.       Орган слуха состоит из ... (наружного, среднего и внутреннего уха).

 

РАЗМЫШЛЯЛКИ:

1.     Чем холоднее климат, тем короче конечности, массивнее тело, меньше уши. С чем это связано? (Благодаря этому, животное меньше страдает от холода. И, наоборот, в жарком климате удлинённые ноги способствуют хорошей теплоотдаче, спасают организм от перегрева)

2.     У выхухоли и выдры внизу в ухе пучок жёстких и длинных волос. Какое у них значение? (Эти волоски почти не смачиваются в воде и их так много, что они надёжная преграда для воды во время ныряния, к тому же у этих животных, ведущих и наземный и водный образ жизни, уши, при сокращении специальных мышц, надёжно закрывают проход в ухо).

3.     У пеночки-теньковки барабанная перепонка занимает около 8 кв. миллиметров. Домовая мышь, равная по размерам пеночке, имеет барабанную перепонку лишь около 3 кв. миллиметров. Зачем птицам нужна большая барабанная перепонка? (Чтобы слышать слабые звуки).

4.     Как вы думаете, почему у кур и голубей слух значительно хуже, чем у скворцов и волнистых попугайчиков? (Куры и голуби поют и кричат редко, поэтому отличают они один звук от другого, когда разница между ними большая).

5.     У квакши барабанная перепонка тонкая, а у озёрной лягушки прочная, гораздо толще, чем у квакши. В чём причина такого различия? (Толщина и площадь барабанной перепонки зависят от размера лягушки и от того, где она живёт. Квакша сама по себе маленькая, прыгает с ветки на ветку, с дерева на дерево. Барабанная перепонка у неё тонкая. Озёрная лягушка велика, к тому же часто ныряет в воду. И барабанная перепонка у неё больше и прочнее. Однако уши озёрной лягушки улавливают лишь низкие звуки, не больше 4000 Гц, а вот крикливая лягушка - 10000, леопардовая - 15000 Гц).

6.     Существуют рыбы, которые живут без плавательного пузыря, играющего у рыб роль уха. Есть ли слух у этих рыб? (Они слышат гораздо хуже, с помощью воздушных полостей, связанных с внутренним ухом).

7.     Рыбы, у которых есть веберов аппарат (четыре косточки) и плавательный пузырь, воспринимают более высокие звуки. Но есть ещё третий тип слухового аппарата у рыб. Что это? (Информацию вблизи источника звука улавливают чувствительные клетки, расположенные в каналах по бокам тела, - органы боковой линии).

        8. У златоглазки «уши» расположены на крыльях. Что они могут из себя представлять? (Передние крылья златоглазки испещрены жилками. Жилки, что похожи на лучи, идут сначала обычно, а потом вздуваются. Вздутия наполнены *        жидкостью и затянуты с одной стороны гофрированной мембраной. Златоглазка слышит даже ультразвуки. До 120 тысяч Гц.).

9. Ухо медузы не улавливает колебания с частотой выше 30 Гц. Но что собой представляет ухо медузы? (Шар с жидкостью, в которой плавают камешки. Камешки соприкасаются с нервными клетками. Дойдут колебания до шара, камешки передадут их клеткам.).

 

ГОЛОВОЛОМКИ:             

1.     Насекомые - существа маленькие, живут среди растений. Им крайне важны звуки: они слышны и днём и ночью, в густых зарослях трав, кустарников,

нагромождениях валунов или скалах.

2.     Орган слуха состоит из наружного, среднего и внутреннего уха.

3.     Чем больше разница между длиной перьев, составляющих ухо у птиц, тем у них лучше слух.

4.     Самый совершенный слуховой аппарат среди всех современных рептилий у крокодилов.


  



 

В зале могут быть размещены ШПАРГАЛКИ, напечатанные крупным щшрифтом:

Крики врановых слышны за 1 км.

Рёв крокодила разносится на 1,5 км.

Рык льва слышен за 2,5 км.

Песни горбатых китов слышно на расстоянии нескольких сотен миль.

 

Примеры звуковых частот,

слышимых животными:

Суслик —4000 Гц;

Белка - 8000 Гц;

Обыкновенный ёж - 25000 Гц;

Ушастый ёж - 40000 Гц;

Лисица - 65000 Гц;

Крыса - 70000 Гц;

Медведь, малый тушканчик, домовая мышь - 80000 Гц;

Соня - 90000 Гц;

Озёрная лягушка - 4000 Гц;

Крикливая лягушка - 10000 Гц; Леопардовая лягушка - 15000 Гц;

Гуппи - 2068 Гц;

Горчак - выше 4186 Гц;

Плотва - выше 7000 Гц;

Медуза — не выше 13 Гц;

Пресноводная улитка - 2600 Гц; Златоглазка - 120000 Гц;

ЧЕЛОВЕК - от 20 до 20000 Гц.

 

РАЗНЫЕ ВИДЫ «УШЕЙ»:

У рыб три типа слухового аппарата: Плавательный пузырь,

Веберов аппарат (4 пары косточек), Боковая линия (чувствительные клетки).

 

 

СВЕРЧОК: волоски на конце брюшка,

под каждым коленком,

мембраны на голенях передних ног.

(у муравья волоски - на усиках, антеннах;

у пчелы - на голове).

 

ЗЛАТОГЛАЗКА - вздутия, наполненные жидкостью и покрытые гофрированной мембраной, располагаются на жилках передних крыльев и улавливают звуки до 120 тысяч Гц - самый острый слух.

 

МЕДУЗА: «ухо» - шар с жидкостью, в которой плавают камешки.

 

ПТИЦЫ - ухо из перьев, складок кожи, валиков или клапанов, расположенных вокруг барабанной перепонки. Чем больше перьев и больше разница между длиной перьев - тем острее слух.

 

ЗАЧЕМ НУЖНЫ ХВОСТЫ?

УТВЕРЖДЕНИЯ:

1.      У землекопов, вроде кротов и слепышей - миниатюрный хвостик, чтобы за что-нибудь не зацепиться. (ДА)

2.      Дятел использует свой хвост в качестве табуретки, когда добывает из-под коры личинок жука-короеда. (ДА, хвост короткий и состоит из плотных упругих перьев, дятел цепляется коготками за неровности коры и упирается в неё концами перьев хвоста).

3.      Хвост петуха расцвечен яркими красками для привлечения внимания самок. (НЕТ, правильнее сказать, для отличия: кто есть кто.).

4.      Орёл, потерявший хвост или вымазавший хвост мазутом, не в состоянии принести добычу в гнездо, и орлята обречены на голодную гибель. (ДА).

5.      Чтобы хвост у обезьян мог выполнять роль «пятой руки», шерсть на нём почти отсутствует. (ДА)

6.      Павлины, подняв перья надхвостья, сообщают миру о довольстве жизнью. (НЕТ, яркие «хвосты» только у самцов, они привлекают внимание самок).

7.      Древесная змея, уцепившись кончиком хвоста за ветку, спускается вниз и ищет опору, если не найдёт, обратно поднимается по собственному хвосту на ту же ветку. (ДА).

8.      Гремучая змея получила своё название за свой злобный, неуживчивый характер. (НЕТ, у неё на кончике хвоста во время линьки образуется «погремушка» - 5-8 сегментов не сброшенной кожи. Испуганная змея сворачивается в кольцо и, приподняв кончик хвоста, начинает им вибрировать- «греметь». Например, гремучие змеи «погремушкой» предупреждают крупных копытных, чтобы те на них не наступили.).

9.      Крупные ящерицы - вараны, живущие в степях и пустынях Средней Азии, ударом хвоста могут переломить ногу. (ДА).

10.  Когда комары, слепни, мошки и мухи сильно докучают, лошади Пржевальского занимают круговую оборону, становятся в тесный круг, мордами внутрь, и дружно машут хвостами, чтобы отогнать насекомых. (ДА).

11.  Если хищник схватит за хвост мышонка, обедать ему не придётся. Кожица хвоста вместе с реденькими волосами легко, как чулочек, стягивается с хвоста и остаётся в зубах врага, а мышка спешит удрать. Хвост же обрастёт снова, лучше, чем прежний. (НЕТ, кожица снова уже не нарастёт, а обнажённый кончик хвоста высохнет и отвалится. Но ведь можно жить и без хвоста!).

12.  Среди самых необычных функций хвоста - использование его под склад жира.

(ДА, собственное имущество надёжнее носить с собой. Тушканчики, вараны откладывают излишки жира в основании хвоста. У курдючных овец отсюда свешиваются два мешка, вмещающих до 11 кг жира!).

13.  Лисица зимой норой не пользуется. На ночь она устраивается прямо на снегу. (ДА, она сворачивается в клубок, лапки убирает под себя, а единственную незащищённую волосами часть тела - нос - прикрывает своим хвостом).

14.  Некоторым животным хвост заменяет жабры, то есть позволяет под водой дышать. (ДА, наши тритоны имеют лёгкие, поэтому им постоянно приходится всплывать к поверхности воды за новыми порциями воздуха. Во время брачных игр и икрометания им это делать некогда. Самцов выручает хвост. Под его тонкой кожей масса кровеносных сосудов и кислород из воды легко проникает в кровь. Весной у гребенчатых тритонов эти «жабры» увеличиваются: на спине от затылка до кончика хвоста отрастает гребень чтобы дышать было легче).

 

ВОПРОСЫ:

1.     Почему хвост оказался лишним для обитателей кустарников и густой травы? (Чтобы не зацепиться за ветку или поранить хвост об острый шип, особенно если животное передвигается прыжками).

2.     Приведите примеры бесхвостых животных, обитающих в кустарниках и густой траве, (квакши, лягушки, жабы, лемминги, зайцы,...).

3.     Какую роль играет хвост для обитателей верхних этажей леса? (балансир, руль и парашют).

4.     Приведите примеры животных с длинными хвостами, для облегчения прыжков по веткам и верхушкам деревьев, (белка, куница, соболь, лемур, руконожка большой летающий опоссум и некоторые обезьяны).

5.     Для чего длинный хвост бегунам пустынь или голых степей? (руль при резких поворотах во время бега).

6.     Какое назначение у хвоста кенгуру? (Как противовесом, помогающим удерживать равновесие, и как табуреткой пользуется своим тяжёлым трёхметровым хвостом крупные кенгуру).

7.     Для чего хвост обитателям воды? (Средство передвижения, руль).

8.     Знаете ли вы, как отличаются движения хвоста, например, у кита и крокодила? (Рыбы, саламандры, тритоны и крокодилы машут хвостом вправо-влево, а киты, дельфины, тюлени, бобры и каланы - вверх-вниз).

9.     Какие функции у птичьего хвоста? (как руль, увеличивает маневренность, а также служит тормозом при посадке и торможении, например, голубь садится на землю, развернув хвост широким веером и слегка поджав его под себя; увеличивает грузоподъёмность птицы, позволяет ей парить в высоте, почти не двигая крыльями, и переносить тяжести, например, у орла с добычей смещается центр тяжести, без хвоста не удалось бы удержать равновесие).

10. Какие животные могут пользоваться хвостом, как страховочным канатом или «пятой рукой»? (Североамериканский опоссум, путешествуя по ветвям деревьев, цепляется хвостом за ветви и может даже повиснуть на нём. Строя гнездо, самка носит в дупло сено не по травинке, а целыми пучками, обвив их своим хвостом. А ещё она хвостом обнимает малышей. Так же поступает один из самых маленьких австралийских кенгуру - щёткохвостая кенгуровая крыса. У цепкохвостых обезьян хвост выполняет функцию пятой руки. Обвив хвостом ветку дерева они повисают на нём, освободив лапы для другого дела. Иногда, наоборот, цепляются за ветку лапами, а зрелые плоды срывают и подносят ко рту хвостом.).

11.0 чём предупреждает Мурка подёргиванием хвоста? (Она сердится)

12. Как используют свои хвосты зебры, антилопы, ослы, коровы и даже огромные слоны? (С помощью хвоста-опахала обороняются от комаров, мошек, слепней, мух и других кровососущих насекомых).

13. В качестве чего используют свой хвост жители Севера и высокогорий? Песцы. Лисы, куницы, соболи и барсы - используют свой пушистый хвост как тёплое шерстяное одеяло).

14. Для чего использует свой хвост крокодил. (Ударом хвоста он сбивает с ног антилопу).

 

РАЗМЫШЛЯЛКИ:

1.     Рассудите: у кого маневренность во время спасения от опасности больше: у тушканчика или зайца? За счёт чего? (У тушканчиков, самых виртуозных бегунов, удирающих от опасности на задних лапках, на кончике почти голого хвоста находится кисточка длинных волос. На бегу тушканчик как бы опирается кисточкой хвоста о воздух и, совершая на бегу крутые повороты, благодаря этому не падает. Хвост для тушканчика - и балансир, и руль).

2.     Рыбы-кривохвостки - небольшие создания с изящным телом, защищённым снаружи панцирем, образующим на брюхе острый, как лезвие ножа, край. Поэтому у рыбки есть и второе название - бритва. Сзади вместо хвостового плавника длинный шип, загнутый крючком в сторону брюха. Как рыбка использует эти приспособления? (Когда вокруг всё спокойно, рыбки медленно плавают вниз головой, но если появляется враг, поворачиваются к нему шипом и лезвием своего панциря).

3.     Кошка всегда падает на лапы. Какое значение для этого имеет хвост? (При падении с высоты, изгибаясь всем телом и вращая хвостом, кошка так выправляет положение своего тела, что всегда приземляется на лапы).

4.     Почему скунс ходит с поднятым хвостом и никого не боится? (Его химическое оружие - жидкость с неприятным запахом. Если машина подвергнется химической атаке, пользоваться ею в течение нескольких месяцев станет невозможно. А хвост всегда поднят, чтобы его заранее заметили и не нападали или не наехали.).

5.     Как по движению хвоста можно узнать о намерениях незнакомой собаки? (Если незнакомая собака лает, но при этом энергично молотит хвостом, бояться её не следует. Это не агрессия. Просто она хочет познакомиться. Опасайтесь собаки, если хвост у неё поджат. Она напугана и будет обороняться, может напасть и укусить.).

6.     В Чёрном море обитает скат-хвостокол, или морской кот. Внешне он похож на сковородку с ручкой-хвостом. У основания хвоста растёт длинный, плоский, зазубренный по краям и острый, как шпага, шип. Зачем скату такое украшение? (Подвергшийся нападению морской кот бешено бьёт хвостом, нанося «шпагой» раны врагу).

7.     Каким образом спасает свою хозяйку хвост ящерицы и наземной саламандры? (Попав в лапы хищнику, они стараются «откупиться». Напряжением специальных мышц переламывают себе один из позвонков у основания хвоста и отбрасывают его. Нападающий хватает конвульсивно извивающийся хвост, а его хозяйка торопится удрать. Хвост отрастёт снова.).

8.     У джейрана даже издали хорошо виден быстро движущийся бело-чёрный хвостик на фоне белого пятна. Для чего? (Хвостом животные подают сигналы своим малышам: «Дети, я тут. Не потеряйтесь!»).

9.     При виде врага скорпион приподнимает над своим телом конец брюшка. Зачем он это делает? (Своеобразный ядовитый аппарат скорпионов расположен в последнем членике «хвоста» - заднего отдела брюшка, более тонкого и подвижного, чем передний отдел. В этом членике есть ядовитые железы, протоки которых выведены в острый загнутый шип. Нападая на добычу, скорпион наносит удар шипом, вводя яд в тело жертвы).

10. Перечислите назначения хвостов у животных. (Противовес у кенгуру; Средство передвижения, руль у обитателей воды; Руль, тормоз и повышение грузоподъёмности у птиц, для лазанья по древесным стволам и скалам - дятел, опоссум, обезьяны, древесные змеи,...; Средство общения; Средство защиты - скат-хвостокол, варан, корова, лошадь, ящерица, мышонок, лиса, куница,...; Склад жира - варан, тушканчик, курдючная овца).


ГОЛОВОЛОМКИ:

1. У некоторых птиц хвост играет удостоверение личности. Особенно это важно весной, в период выбора пары.

 

2. У хвостов много функций и очень разные формы в зависимости от места обитания животного и образа жизни.

 

3. Многие животные погибли от рук человека, жертвуя ему свои хвосты, например: лисы, павлины, овцы, лемуры...

 

4. Жизненно важным органом хвост является для хищных птиц, так как без хвоста они не могут принести корм птенцам.

 

 "ЧЕЙ ХВОСТ?"

Игроки берут с подноса карточки, которые лежат "рубашкой" вверх. Надо найти свою пару, обняться. Показать всем, что получилось. 


   





ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. Вручение грамот. Аплодисменты.

Например, грамота:

 

За _____ место

в познавательной

интеллектуальной игре

«НОСЫ, УШИ и ХВОСТЫ»

награждается

____________________________


 

 


 

ЛИТЕРАТУРА «О НОСАХ»:

1.     Ж. «Юный натуралист», статья «Ода носам», Е.Солдаткин.

2.     Ж. «Юный натуралист», статья «Письмо от рыси», Ю. Линник.

3.     Ж. «Юный натуралист», № 4,90, № 7,87, статья «В мире невидимых струй или безмолвные сигналы», А. Тамбиев,...

4.     книга «Я познаю мир»: рекорды животных. - М.: Астрель, 2002.

ЛИТЕРАТУРА «ОБ УШАХ»:

1. Ж. «Юный натуралист», № 8,

ЛИТЕРАТУРА «О ХВОСТАХ»:

1.      ж. «Юный натуралист», 1989г., статья Б.Сергеева «Зачем нужны хвосты?».

2.      ж. «Юный натуралист», статья «Танцы на хвосте», Л. Китаев-Смык».

3.      ж. «?», статья Александры и Александра Гражданкиных «И руль, и парус, и весло»

 

Н.С.Пасынкова

Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Большинство сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy

Комментариев нет:

Отправить комментарий