пятница, 11 февраля 2022 г.

СОТРУДНИЧЕСТВО В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ Познавательная интеллектуальная игровая программа для людей пожилого возраста

 

фото из интернета

СОТРУДНИЧЕСТВО В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ
Познавательная интеллектуальная игровая программа для людей пожилого возраста

Приглашаются желающие проверить свои знания, показать себя и узнать новое.

Игроки садятся за столы, которые стоят в ряд, с одной стороны столов. Перед каждым детский молоточек, или игрушка-пищалка, и т.п. А также ручки и листы бумаги.

 

На большом листе столбиком крупно пишутся имена игроков. По ходу игры напротив имён будут указываться заработанные баллы за правильные ответы.

На табло (например, таком:


) размещены карточки с заданиями: УТВЕРЖДЕНИЯ – 5 баллов, ВОПРОСЫ – 6 баллов, ВОПРОСЫ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РАСТЕНИЙ И НАСЕКОМЫХ - 6 баллов, РАЗМЫШЛЯЛКИ – 7 баллов, ГОЛОВОЛОМКИ – 10 баллов.

 

Первый игрок выбирает задание, например: РАЗМЫШЛЯЛКИ. Ведущий берёт наугад любую карточку из этой рубрики, громко читает. Игроки, знающие ответ, стучат «молоточками». Тот, кто опередил всех, говорит свой вариант ответа. Если ответ правильный, помощник ведущего вписывает напротив имени этого игрока, цифру, соответствующую заданию - 7.

 

Если ответ неверный, возможность ответить есть у второго стукнувшего молоточком. Если он правильно сказал, ему причисляются баллы за это задание, но на 1 балл ниже, то есть 6 баллов.

Если и он ошибся, ведущий озвучивает правильный ответ.

 

Выбор задания делает следующий игрок. И условия те же. Затем третий …

С головоломками сложнее. Если есть возможность напечатать столько экземпляров, чтобы хватило на всех игроков, то условия будут те же, как и при устных заданиях. Первый решивший головоломку, стучит молоточком и озвучивает текст. Ему причисляются баллы. На время решения головоломки надо занять остальных участников мероприятия. Например: краткие примеры взаимовыгодного сотрудничества из жизни животных. (Тексты после головоломок.)

 

В конце выявляются победители. Наградой могут быть символические картонные медальки или грамоты, наподобие этой:

За ____ место

в познавательной интеллектуальной игре

«СОТРУДНИЧЕСТВО В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ»

награждается

_________________________

 



И, конечно, бурные аплодисменты! И благодарность за смелость.

 

 

ШПАРГАЛКА (Крупным шрифтом, на стене, или на медиа-экране)

ЭТОЛОГИЯ - наука о поведении животных.

Взаимопомощь - мутуализм,

когда оба вида получают выгоду от этих отношений, например: бизоны и воловьи птицы, крокодил и птица-дантист, рыбы- чистильщики и другие обитатели моря;

Комменсализм -

НАХЛЕБНИЧЕСТВО, когда один вид получает выгоду, но другому это не вредит, например: акула и рыба- прилипала, усоногие рачки и киты, собака и репей;

Паразитизм, когда один вид получает выгоду, а другой вред своему здоровью и даже угрозу жизни, например: кошка и блохи, муравьи и жучок ламехуза, комар и человек).

Симбиоз - Вид сотрудничества организмов, когда организмы объединяют свои возможности, помогают друг другу, непосредственно находясь даже внутри друг друга. Например, в кишечнике человека живут симбиотические бактерии, которые вырабатывают некоторые витамины, необходимые человеку.

Гибель этих организмов может привести к серьёзным заболеваниям).

 

УТВЕРЖДЕНИЯ: 5 баллов

1.     Маленькие паучки, едва вылупившись, спешат в свои новые дома. Передвигаться им помогают разные животные, к шерсти которых паучки прикрепляются с помощью паутинки. (НЕТ. Передвигаются они по воздуху. Сначала паучок забирается на высокое растение и «прядёт» длинные шёлковые нити с помощью специальных желёз, выпуская жидкость, которая при соприкосновении с воздухом моментально твердеет. Ветер подхватывает нити и уносит паучков).

2.     В Африке есть птичка-дантист - кулик, которая чистит крокодилу зубы. (ДА, причём их взаимоотношения взаимовыгодные: птичка находит себе пищу среди зубов крокодила, а у крокодила не болят зубы).

3.     У всех паразитирующих животных очень чёткая специализация. Червь, живущий в      тканях лягушки, не сможет выжить ни в тканях черепахи, ни кролика. И наоборот. (ДА).

4.     На малоплодородных песчаниковых холмах острова Борнео муравьи-филидрисы выживают за счёт «эксплуатации» корневой системы папоротника, высасывая живительные соки растения. (НЕТ. Муравьи доставляют пищу своим растениям-хозяевам, принося богатый питательными веществами мусор, чтобы сделать своего рода компост для растения, а папоротник кормит муравьиную колонию своими съедобными маслянистыми оранжевыми спорами, специально их выращивая).

5.     Чтобы обеспечить жизнь своему потомству муха-лягушеедка поступает так: она находит лягушку и начинает перед ней прохаживаться, пока та её не съест. (ДА, личинки мухи-лягушеедки могут развиваться лишь в носовой полости лягушки. Так мать ценой своей жизни обеспечивает благополучие своих детей).

6.     В тёплых океанских водах живут рыбки-прилипалы. Так как плавать они не могут, то путешествуют, прикрепившись с помощью присоски к морским черепахам, акулам, скатам, китам, а то и к днищу корабля. (НЕТ. Они отличные пловцы, но путешествуя «автостопом», экономят энергию).

7.     Дятловые попугаи часто выводят своих птенцов в термитниках на ветвях деревьев. Попугай разрушает стенку термитника и занимает для своего жилья добрую его половину. (ДА, причём воинственные термиты довольно скоро привыкают к непрошенному квартиранту и уже не трогают ни его самого, ни его детей, хотя термитам вторжение попугая несёт гибель).

8.     Иссякание запасов сладкого нектара цветов, служащего лакомством или единственной пищей для многих насекомых и птиц, ведёт к гибели растения. (НЕТ. Нектар вырабатывается растением не зря. Перелетая от цветка к цветку, насекомые и птицы переносят пыльцу, обеспечивая развитие семян.).

9.     В жаркий африканский день в стаде копытных бродят египетские цапли, прячась в тени крупных тел и только путаясь под ногами. (НЕТ. Цапли ловят вспугнутых насекомых и склёвывают паразитов с кожи зверей).

10.    В наших садах можно увидеть на зелёных листочках растений множество тлей, которых охраняют от хищников муравьи. (ДА. Муравьи действительно защищают свои стада тлей, так как при прикосновении муравьиных усиков, тли выделяют богатую сахарами падь. Муравьи её обожают).

ВОПРОСЫ: 6 баллов

1.           Как переводится слово «мутуализм»? (Мутуализм - от латинского слова «мутус» «Взаимопомощь» - один из видов сотрудничества организмов).

2.           О каких видах сотрудничества вы знаете? (МУТУАЛИЗМ – от латинского слова «мутус» - «взаимопомощь»; симбиоз, паразитизм, комменсализм)

3.           Какие примеры видов сотрудничества вы можете привести? (рыбы-чистильщики, птица-медоуказчик и медоед, пчёлы, бабочки и цветы, бизоны и воловьи птицы).

4.           Где находятся колонии рыб-чистильщиков? (В тропических морях)

5.           Что такое «симбиоз»? (Сотрудничество организмов, когда организмы объединяют свои возможности, помогают друг другу, непосредственно находясь даже внутри друг друга. Например, в кишечнике человека живут симбиотические бактерии, которые вырабатывают некоторые витамины, необходимые человеку. Гибель этих организмов может привести к серьёзным заболеваниям).

6.           Зачем актинии амфиприон? Актиния - полип, подводный живой «цветок»-хищник. Амфиприон, или клоун - рыбка. (Актиния защищает клоуна от других рыб, хищников, а амфиприон чистит актинию от мусора, который застревает между щупалец, и активным движением плавников обеспечивает приток свежей воды, необходимый полипу для дыхания.)

7.           Примеры симбиоза. (Бактерии в кишечнике человека, помогающие переваривать пищу человека и вырабатывающие полезные человеку витамины; простейшее миксотриха в кишечнике австралийского термита переводит древесину, которой питается термит, в легко усваиваемые углеводы; внутри самой миксотрихи живёт ещё пара бактерий, то есть получается цепочка симбиотических организмов)

8.           Возможен ли союз животных и растений? (Конечно: пчёлы и цветы,...).

9.           К какому виду сотрудничества относятся отношения между кошками и блохами? (Паразитизм).

10.       В Африке у крокодила есть птичка-дантист, которая чистит крокодилу зубы после еды. Есть ли взаимная польза крокодилу и птичке от такого сотрудничества? В чём это проявляется? (У крокодила не болят зубы, птичка находит себе пищу)

11.       Осуждаете ли вы волка, если он поймает косулю и съест? (Для хищника охота является необходимостью - чтобы прокормить себя и своих детёнышей; и хищник может догнать, поймать и удержать только ослабленное, больное животное, тем самым прекращая распространение заболевания. Поэтому волков называют «санитарами леса».).

12.       Каких паразитов, живущих с человеком вы можете назвать? (Вши, блохи, тараканы, красные муравьи, болезнетворные микробы и бактерии).

13.       Приносят ли усоногие рачки какую-нибудь пользу китам, прилепляясь к ним? (НЕТ, пример комменсализма - нахлебничества. Рачки путешествуют на теле кита).

14.       Какие подобные примеры из своего опыта вы можете привести? (Растения: репей, повилика, череда. Они тоже путешествуют,  прикрепляясь к одежде людей, к шерсти животных. Таким образом они рассеиваются, расселяются на новые территории.)

15.       Приведите примеры комменсализма - нахлебничества из своего опыта. (Растения: репей, повилика, череда. Они тоже путешествуют - расселяются, прикрепляясь к одежде людей и к шерсти животных).

16.       Как можно назвать взаимоотношения человека и съедобных растений? (Паразитизм. Растения приносят нам пользу, мы их губим, не принося им пользы.)

17.       Какие отношения между человеком и домашними животными? (Животные кормят и одевают человека. Человек, в свою очередь, содержит животных, кормит, предоставляет кров, лечит. Но вот равносильно ли это?)

18.       Можете  ли привести примеры паразитических отношений между людьми? (Взял – не отдал. Эксплуатация труда, услуг.)

ВОПРОСЫ О ВЗАИМООТНОШЕНИЯХ РАСТЕНИЙ И НАСЕКОМЫХ: 6 баллов

1.           Сколько видов цветковых растений, опыляемых насекомыми? (примерно 264 тыс.).

2.           Сколько видов насекомых, помогающих растениям размножаться? (около 400 тыс.).

3.           Зачем растениям пыльца? (пыльца - частички поллинарии - принимает участие в размножении растений).

4.           Какая польза насекомым от пыльцы? (пыльца очень питательна, по калорийности она приближается к мясной пище, в которой много белков, жиров, витаминов и разных микроэлементов).

5.           Какую услугу оказывают человеку насекомые-опылители растений? (насекомые принимают непосредственное участие в сотворении фруктов и ягод из семейства розоцветных, включая яблоню, клубнику и вишню. Арбуз, дыня, тыква и другие бахчевые тоже опыляются насекомыми. А также бобы, горох, фасоль, гречиха, подсолнечник, морковь и капуста... около 300 видов возделываемых сельскохозяйственных культур, а также садовые и декоративные цветы.)

6.           Какое назначение у изобретения растений - нектара? (единственное назначение нектара - служить сладкой пищей для взрослых насекомых, остро нуждающихся в энергетическом сырье - легко усваиваемых углеводах, таких. Как нектар. Ведь пыльца трудно перерабатывается в организме.

7.           Как различаются растения по способу отдачи нектара? (Делятся на две группы в первой из них нектар хранится открыто и доступен всем насекомым-сладкоежкам, имеющим простые и короткие хоботки и даже грызущий ротовой аппарат. Во второй группе нектар собирается в самых разнообразных, нередко труднодоступных приспособлениях-хранилищах, в которые могут попасть лишь насекомые - узкие специалисты по сосанию).

8.           Что «придумали» растения для облегчения насекомым посадки на цветок? (лопасти, пластинки, колонки, гребни, бугорки, придатки, бахромки - всё это величайшее разнообразие площадок для удобного приземления крылатых посетителей. Бобовые даже подают миниатюрный «трап». Для этого у них цветоножка поворачивается вокруг своей оси так, что лодочка венчика - место ожидаемого посетителя, - ранее бывшая на верху, перемещается вниз. Примерно то же самое совершают лесные орхидеи, поворачивая губы цветков на 180 градусов).

9.           Что «вытворяет» со своими посетителями - пчёлами ведёрчатая орхидея? (над её чашей, или кубком, имеются мясистые наросты, источающие одуряющий приятный аромат и выделяющие пьянящий нектар. Запах привлекает рой пчёл. Они толкаются. Одна пчела, не устояв на лапах, соскальзывает по гладкой поверхности цветка прямо в кубок, вернее, ведёрко, наполненное водой. Пчела, пытаясь выбраться, барахтается, сначала касаясь спиной липкой поверхности рыльца, затем - не менее клейких пыльников. Вырваться на свободу, нагруженная липкой пыльцой, пчела может через единственный выход — сток, через который выливается избыток воды. Обсохнув пчела летит к следующему цветку, где история повторяется. А пчёлка оставляет на следующем цветке пыльцу с предыдущих.).

10.       Цветок орхидею латифолию не посещают ни пчёлы, ни шмели, ни мухи, ни бабочки, а только обыкновенная оса Веспа сильвестрис высасывает нектар из чашевидной губы, унося на своей голове комочки пыльцы. Что же зовёт только ос к этим цветкам?  (Прилегают на цветок только самцы ос, так как сердцевина изумительного цветка удивительно похожа на их долгожданную невесту (существует группа таких орхидей). Любой такой цветок, строением своих частей напоминающий живые организмы, издаёт такой же запах, как оса-самка, готовая к спариванию. Обманутые осы-самцы уносят на другой цветок пыльцевой мешок.).

11.       В Южной Америке сотни видов деревьев с цветками выделяют вместо нектара жировые капли. Для кого они предназначены? (для десятков видов пчёл, собирающих их. Эти дикие пчёлы, ведущие одиночный образ жизни, передними и средними ногами счёсывают с гребешков на цветках микроскопические жировые капельки и складывают их в губчатые корзинки на задних ногах. Собранным жиром они пропитывают хлебцы из пыльцы - незаменимую пищу для личинок, развивающихся в индивидуальных норках. На каждую личинку приходится по одной булочке с маслом).

12.       Как цветы рекламируют свой товар - нектар и пыльцу? (привлекают насекомых яркой раскраской с дальнего расстояния).

13.       Какую роль на цветах играют тёмные или ярки, разноцветные пятна, полоски, линии, точки? (лепестки размечены линиями и точками, словно лётное поле аэродрома, и насекомые читают по этим знакам, где садиться и в какую сторону подруливать, как легче найти сладкое угощение.).

14.       Почему летом большинство цветов окрашены в яркие жёлтые, оранжевые, красные тона, а осенью цветов такого цвета не встретишь? (летние ярко-жёлтые, красные цветы контрастны с зеленью и видны издалека, осенью же на фоне пожелтевшей травы и опавших листьев лучше заметны синие, фиолетовые, белые цветы).

15.       Преимущественно какого цвета цветы растут в лесу, в тени деревьев? (белые и бледные).

16.       Некоторые цветки меняют свою окраску в зависимости от стадии развития. Зачем им это? Например, в цветочной почке — красные, при полном цветении фиолетовые, а отмирающие — синие. Это своего рода «вывеска», адресованная опылителям. Так, у незабудки и у медуницы венчики неопылённых цветков - розовые, а у опылённых - синие. Для насекомых такой «язык» понятен: они избегают посещения уже опылённых цветков).

17.       Что же всё-таки важнее для насекомых: зрение или запахи? (в их жизни главное место занимают запахи, так как они привлекают их с таких расстояний, преодолеть которые органы зрения бессильны и беспомощны.  Для насекомых запахи - это первая ступень познания мира. При помощи запахов они не только ориентируются, но определяют даже величину и форму предметов, «заглядывают» внутрь и узнают, где и в каком положении находятся разыскиваемые ими скрытно живущие существа. Но и зрение имеет большое значение. Зрительно насекомые отличают свет от темноты, различают форму предметов, их взаиморасположение и перемещение, расстояние до них, отдельные цвета и интенсивность освещения. А ещё насекомые видят «невидимое» - ультрафиолетовые лучи. Для них цветки, кажущиеся человеку бледными и блёклыми, сияют великолепием красок ультрафиолетового спектра, в который наш глаз не в состоянии проникнуть. Используя этот дар, пчёлы, осы, шмели и муравьи ловко ориентируются на местности даже в пасмурный день по положению солнца на небе, хотя оно для нас и не видно. Но часть ультрафиолетовых лучей проходит сквозь облака ).

18.       Одинаковое ли у нас зрение с насекомыми, например, с пчелой? (какие цвета и в какой степени различают насекомые - известно мало. Во всяком случае они воспринимают иной диапазон цветов, чем человек. Пчела видит мир, окрашенный в четыре основных цвета: красно-жёлто-зелёный (вместе, слитно, как единый, нам недоступный цвет), потом - сине-зелёный, сине-фиолетовый и ультрафиолетовый).

19.       Знаете ли вы, насколько различается восприятие запахов у человека и насекомых? (человек может уловить 6-8 тысяч запахов, а собака воспринимает и различает 2 млн оттенков 20-30 основных запахов. Пчела, например, узнаёт несколько тысяч различных растений. А бабочки, летая против ветра, находят свои пахнущие цветки даже в скверах и парках городов, загрязнённых посторонними запахами отходов фабрик и заводов).

20.       Почему нам иногда попадаются цветы, которые не пахнут? (свои запахи растения расходуют экономно. Цветки, например, у яблонь, груш, клевера, опыляемые пчёлами, осами, шмелями и дневными бабочками, благоухают только днём, а ночью прекращают выделение ароматных веществ Наоборот, цветки, опыляемые ночными насекомыми - бражниками, совками, - пахнут только ночью, а днём теряют эту способность).

21.       Как на запахи цветков влияет погода? (в непогоду, когда насекомые отсиживаются в         укромных местах, цветки не пахнут).

22.       Всегда ли вкусы на запахи совпадают у нас и насекомых? (нет. Мясные и падальные мухи всему на свете предпочитают запах гниющей падали, который для нас омерзителен).

23.       Существуют ли цветки, пахнущие гнилью, только чтобы привлечь мух? (Да. Например, обыкновенны кирказон, произрастающий в чернозёмной полосе, чьи трубчатые цветки пахнут тухлым мясом и в отгибе венчиков окрашены в грязно-красный цвет для пущего сходства с тухлятиной).

24.       Зачем кирказон и раффлезия - цветок-великан, достигающий трёх метров в окружности и весящий 3-5 кг, червивая стапелия, к тому же выделяющая тепло, как при настоящем гниении, запахом гниющего мяса приманивают мух? (с той же целью, что и другие цветы приятным для нас сладким запахом приманивают, например, пчёл: мухи, попав в ловушку к такому цветку, осыпаются с ног до головы пыльцой, которую потом отнесут на другой цветок).

25.       Оказывается эти дурно пахнущие цветки: червивая стапелия, кирказон, раффлезия очень полезны человеку. Чем же? (мухи, привлечённые на эти цветки запахом гниющего мяса, откладывают на него яйца, личинки, вылупившиеся из яиц личинки мух обречены на голодную смерть, потому что вместо желанного блюда - гниющего мяса - под носом обнаруживают несъедобный цветок).

26.       Зачем некоторые насекомые «приобрели» форму цветка? Знаете ли вы таких? (например, богомол Гонгилус гонгилоидес, искусно выставив нижнюю сторону своего тела бледно-розового цвета, с розовым налётом по краям, а в центре выделяется черновато-бурое пятно, изображающее отверстие венчика, - вход в его трубочку, «превращается» в цветок. Этим он привлекает насекомых, которыми питается. К тому же сам становится незаметен для охотящихся на него).

27.       У насекомых взаимовыгодные связи устанавливаются не только с цветками, но и с остальными частями растений. Особенно показателен союз деревьев и муравьёв. Какую выгоду они приносят друг другу? (деревья предоставляют муравьям и стол, и дом, а взамен квартиросъёмщики стерегут их от нашествия всевозможных дармоедов, как листогрызущих, так и разрушающих древесину. Например родственница шелковицы - цекропия, «дружит» со свирепыми муравьями-ацтеками. Для них у дерева в стволе есть специальные отсеки, вход в который знает самка муравья. Оказавшись внутри, самка муравья - будущая царица, оказывается тут же замурованной: вход сразу же зарастает сочной питательной пищей для неё. Раскормленная муравьиха начинает откладывать яйца. Из них выходят рабочие муравьи. А цекропия готовит для своих жильцов вкусную высококалорийную пищу, выделяя многочисленные беловатые зернышки в основании черенков своих листьев. Зёрнышки богаты белками, жирами и витаминами. Муравьи с большим аппетитом съедают их, но, как в сказке, на месте съеденных деликатесов появляются новые. В ответ на гостеприимство муравьи защищают свою "хлебосольную хозяйку" от листоедов, короедов, точильщиков, дровосеков, слизней, травоядных млекопитающих и даже от людей. Стоит только дотронуться до цекропии, как бойкие муравьи, словно по команде, выбегают наружу и набрасываются на всякого, кто посмел потревожить их деревце).

28.       В перечисленные сегодня дружеские отношения между растениями и насекомыми не вписываются кирказон, раффлезия и стапелия, которые «обманывают» своих опылителей. А есть ли примеры более страшных растений по отношению к насекомым? (Да. Существуют растения-хищники, питающиеся насекомыми. Например: кувшинолист-непентес, росянка, венерина мухоловка, пузырчатка, саррацения.).

РАЗМЫШЛЯЛКИ: 7 баллов

1.     В Северной Америке обитают воловьи птицы, ростом с воробья. Зимой эти птицы любят жить с бизонами. Как вы думаете на чём основана их «дружба»? (В густой шерсти бизонов птицы прокладывают ходы и коротают там холодные ночи, согреваясь теплом бизоньих тел. Здесь же воловьи птицы и кормятся, поедая массу вредных насекомых, поселяющихся на теле животного. Птицы до того разленились на дармовом тепле и харчах, что не стали высиживать яйца).

2.     В Африке живёт удивительная птица - медоуказчик. Найдя пчелиное гнездо, птица ждёт, когда поблизости появится медоед, зверь, напоминающий барсука. Тогда медоуказчик начинает неистово стрекотать, подёргивать хвостом, крутиться вокруг медоеда, пока тот не обратит на птицу внимания и не последует за ней. Сейчас медоедов становится мало, но птичка не унывает. Она предлагает свои услуги павианам, если случится, и человеку. Для чего так старается эта птица? (Став взрослой, медоуказчик начинает питаться воском диких пчёл. Конечно, маленькая птичка не рискнёт сама сунуться в пчелиный рой. Поневоле приходится искать компаньона. Иногда птица ведёт своего компаньона километр. Потом терпеливо ждёт, когда медоед разорит улей и насытится, оставив ей никому не нужные восковые соты.)

3.     Тёмные единороги светлеют, становясь светло-голубыми, при встрече с губаном, бычком, толстогубом или рифовыми окунями. С какой целью? (Бычки, толстогубы, рифовые окуни и губаны относятся к рыбам-чистильщикам. Единорог - это клиент, чтобы помочь в работе чистильщикам становится светлее. На светлом фоне трудно не заметить прикрепившихся к телу паразитов).

4.     Бычок, растопырив плавники, исполняет своеобразный танец, опуская и поднимая хвост. Перед таким приглашением ни одна рыба не в состоянии устоять. Она подплывает ближе и замирает, как кефаль, - вниз головой, или, как рыба-попугай, - встав вертикально, расправляет плавники, раскрывает рот, приподнимает жаберные крышки. И бычок безбоязненно устремляется в пасть к чудовищу. Что это за     «обряд»? (Бычок-чистилыцик таким образом привлекает клиента и он вполне уверен, что какая бы большая и хищная рыба ни была, она его не проглотит).

5.     В кишечнике австралийского термита обитает своеобразное существо из простейших миксотриха, которая настолько приспособилась жить внутри насекомого, что без него гибнет. Как вы думаете, какие отношения у термита с миксотрихой? (Питаясь исключительно древесиной, термиты сами по себе не в состоянии её переваривать. Здесь им и помогает миксотриха. Она переводит древесину в легко усваиваемые углеводы. Кормит термита и питается сама. А внутри самой миксотрихи живёт ещё пара симбиотических бактерий, которые поставляют необходимые для её роста вещества. Таким образом перед нами цепочка симбиотических организмов).

6.     Многие морские существа, обитающие на большой глубине, где постоянно темно, светятся. Каким образом это у них получается и зачем? (У рыб развиты специальные органы, где живут бактерии, испускающие свет. Например, рыба хаулиоду использует свет, испускаемый бактериями, в качестве «фонаря» для привлечения добычи и отпугивания врагов. Свет бактерий помогает этим рыбам узнавать друг друга в кромешной тьме).

7.     Какие отношения могут быть у гриба подосиновика и осины? (На первый взгляд можно предположить, что гриб паразитирует, питаясь соками дерева. Но на самом деле его грибница тоже помогает дереву, обвивая корни осины, маленькие корешки гриба перерабатывают минеральные вещества, содержащиеся в земле, и делятся ими с деревом).

8.     Люди пытаются искусственно разводить муху-саранчеедку и использоваться для борьбы с саранчой. В чём заключается эта борьба - помощь? (Найдя саранчу, муха прокалывает своим хоботком её брюшко и откладывает туда 25-50 яичек. Вылупившиеся личинки обладают недюжинным аппетитом. Дружными усилиями они быстро съедают своего «хозяина»).

9.     В гнёздах многих тропических муравьёв может встретиться квартирант - жучок ламехуза. У него завидная судьба. Муравьи холят и лелеют ламехуз, кормят их переваренной пищей из собственного зоба по первому требованию. Только вот почему вдруг такая нежная любовь? (Нередко муравей подбегает к ламехузе и начинает щекотать ей брюшко. Там, закрытые длинными щетинками, расположены особые железы. Сладкие выделения этих желёз для муравьёв как наркотик. Они слизывают их с огромным удовольствием. Часто «захмелевшие» муравьи не способны противостоять жуку, который, словно по волшебству, превращается в злодея, поедающего личинок и куколок своих хозяев).

10.    Жуки пухоеды являются паразитами многих животных, в основном птиц. Пухоеды не в состоянии сами найти себе хозяина, так как крыльев у них нет, и летать они не могут. Как же им добраться до птиц? (По такому случаю пухоедам предоставляется «персональный транспорт» - кровососущие мухи. Пухоед цепляется за лапки мухи и таким образом вместе с ней перелетает на нового хозяина).

 

ГОЛОВОЛОМКИ: 10 баллов

1.     Большинство паразитических животных существа небольшие. Они гораздо меньше своих хозяев. (10 слов)

2.     Каждое крупное существо может иметь многих сожителей: паразитов, симбиотов, комменсалов. (10 слов).

3.     В колонии голубого коралла размером меньше метра живёт до 450 различных животных. Большинство из них никогда не покидает родной коралловый куст: от появления на свет до старости, если, конечно, до неё доживают. (32 слова. 2 предложения).

4. Многие растения, привлекая насекомых, например, для охраны или подкормки, «научились» специально выращивать для них съедобные плоды или семена со съедобной оболочкой. (21 Слово).

5. Высокоразвитые животные способны понимать трудности, с которыми сталкиваются их сородичи, и помогать им. (13 слов).



     

СОВМЕСТНОЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ

ü  Мускусные быки обитают небольшими стадами в тундре. При нападении волков взрослые животные образуют кольцо, внутри которого находятся телята. Затем из стада выходит крупный бык и вступает в бой с хищником. Если он гибнет, его место занимает следующий, и так до тех пор, пока нападение не будет отражено.

ü  Буйволовые скворцы проводят большую часть дня на на спинах крупных животных, таких, как жирафы, антилопы или кабаны-бородавочники; они выклёвывают из их шкур различных паразитов и мух. Животные не обращают на таких птиц никакого внимания, пока те не клюнут их излишне больно в уши или глаза или не проклюнут ранку в их коже.

ü  В жаркое время дня крокодилы обычно лежат на берегу в тени, широко раскрыв пасть. Вода активно испаряется из неё и создаёт эффект охлаждения. Шпорцевые чибисы садятся прямо на крокодильи зубы, выклёвывая остатки пищи и не испытывая никакого страха. Они выполняют роль чистильщика крокодильих зубов, которые он сам не может даже облизать, так как его язык малоподвижен. Птички также склёвывают с кожи крокодила пиявок и различных насекомых-паразитов.

ü  Рыбки-санитары совершают регулярные осмотры и «операции» у крупных рыб, которые приплывают к ним, чтобы те избавили их от мелких паразитов и остатков отмершей кожи. Санитары обследуют жабры и рот крупной рыбы, а также всё её тело, поедая паразитов и получая готовую пищу в награду за свой труд. Приближаясь к крупной рыбе, рыбка-санитар совершает особые движения плавниками. Эти движения предупреждают большую рыбу, что перед ней санитар, на которого не следует нападать. Рыбки-санитары могут безопасно плавать даже в пасти акулы.  

ü  Шимпанзе иногда проводят несколько часов, чистя и вычёсывая шерсть друг у друга. Так они поддерживают чистоту и соединяются в стаю. Возможность почиститься доставляет им огромное удовольствие, и шимпанзе образуют как бы цепочки, извлекая насекомых-паразитов, колючки и грязь из шерсти друг у друга. В это время им приходится быть начеку, чтобы не стать жертвами леопардов и других хищников.

ü  Птичка-медоуказчик «сотрудничает» с барсуком-медоедом, и каждый находит своё излюбленное лакомство. Медоуказчик перелетает с дерева на дерево, как бы приглашая громким криком барсука следовать за ней к гнезду пчёл. Барсук разоряет гнездо, и оба разбойника-партнёра начинают лакомиться: барсук – мёдом и личинками, птичка – воском.

ü  Морские анемоны имеют ядовитые щупальца, убивающие мелких рыбёшек, которыми анемоны питаются. Однако рыбке-клоуну эти ядовитые щупальца не причиняют никакого вреда, и она живёт среди них, спасаясь от хищников. В свою очередь, рыбка-клоун служит приманкой для многих рыб, которые стремясь схватить её, становятся жертвами и добычей анемонов.

ü  Гусеницам большой синекрылой бабочки, хотя они и поедают личинок муравьёв, муравьи мирмики всё же позволяют поселяться в своих гнёздах. Дело в том, что эти гусеницы вырабатывают сладкую жидкость, которую муравьи очень любят. Ради этой жидкости муравьи сами относят гусеницу в своё гнездо.

ü  Ящер питается муравьями, но использует их также в качестве санитаров. Он приподнимает чешуйки, словно приглашая муравьёв под них, и муравьи поедают на теле ящера мелких паразитов, которых он не может соскрести с себя сам. Существует немало рассказов о том, что после этого ящер направляется к ближайшему водоёму. Под водой он расправляет чешуйки, и когда муравьи всплывают из-под них на поверхность, он ловит их кончиком языка.

ü  Рыба-прилипала питается падалью, с помощью присоски прилипая к телам крупных рыб и животных. Когда её хозяин находит пищу, прилипала питается её остатками.

ü  Частыми пассажирами краба-отшельника являются морские анемоны. Они движутся вместе с раковиной краба, питаясь остатками его пищи. На крупных раковинах иногда могут находиться до 10 анемонов, по размерам превосходящих саму раковину.

ü  Обитающие в арктических широтах краснозобые казарки хорошо знают, что появление в небе соколов-сапсанов – верный знак того, что в этой местности нет песцов, нападающих на гусей и гусят. Поэтому краснозобые казарки стремятся гнездиться поближе к местам обитания сапсанов, рассчитывая, что песцы не отважатся появиться здесь.

 

ЛИТЕРАТУРА:

1.     Ж. «Юный натуралист», №№ 3/88, 1/2000.

2.     Ж. «Юный натуралист», № 11/2000. Н. Непомнящий «Дружба дружбой, а служба службой».

3.     Ж. «Юный натуралист». (?) Н. Саломатина «Цепляйся и вперёд!».

4.     Ж. Юный натуралист». (?) В. Фёдоров «Зачем актинии амфиприон?».

5. Журналы «Юный натуралист» №№ 3/88, 1/90, 1/2000, 11/2000 и др. (о насекомых и растениях)

6. Тайны живой природы. – М.: РОСМЭН, 2000.

 

Н.С.Пасынкова 


 Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X

Большинство сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ ДЕНЬ":

1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p

2 Познавательные - 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg

3 Интеллектуальные – 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ

4 Литературные - 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC

5 Литературно-музыкальные композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS

(Список из 35 сценариев в программе клуба «Советская песня»  - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html

Разработки сценариев в электронной книге «Советская песня. Сценарии»  https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)

6 Спортивные - 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi

7 Танцевальные - 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT

8 Развлекательные, игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3

9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7

10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm

Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:    

«Статьи» http://qps.ru/qTVSu

"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V

"Советы психологов" http://qoo.by/U0U

«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr

 «Проверено на себе» http://qps.ru/N7cdH 

  И в других рубриках.

 

Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy   

 

 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий