фото из интернета
НАШИ БРАТЬЯ
ПО ПЛАНЕТЕ Интеллектуальная игровая программа для людей пожилого
возраста
ВОПРОСЫ:
1.
Приведите примеры сотрудничества и взаимопомощи разных видов животных –
симбиоза. (зебры и страусы пасутся вместе и предупреждают друг друга об
опасности, вернее, понимают сигнал об опасности по поведению других животных:
зебры лучше слышат, страусы — видят; так же дружат зебры и жирафы; неразлучны
бизоны и воловьи птицы, птицы делают гнёзда в «отапливаемых» норках в шерсти животных, а
взамен избавляют бизона от кровососущих
насекомых).
2. В чем сходство ухаживаний мартышек и людей? ( Самец приходит на свидание раньше к одинокому дереву и нервно ходит вокруг него, часто метит территорию, самка сидит в кустах и наблюдает, а человек ……)
3. Сравнение разного типа поведения людей и
животных. («Старого воробья на мякине не проведешь», бобёр - домовит, сурок -
соня, хорек - злобен, муравей - трудолюбив, муха - назойлива, индюк важен, коза
– дереза; ослик упрям, гусь - отважен и самоуверен, лиса – хитра, волк - злобен....)
4. Примеры истинного материнства. (Собака может выкормить котят, мышь
«усыновить» больше 100 детенышей, маленькие птички выкармливают огромного
кукушонка, крокодилица во время переноса крокодильчиков к воде способна помочь
добраться и черепашонку....)
5. Взаимовыручка у животных. Примеры. (Дельфины подталкивают погибающего к
поверхности воды, в том числе животных других видов и человека; птицы-носороги
выручают - кормят вдову, замурованную в дупле во время насиживания яиц; самка
паука-каракурта съедает самца сразу после оплодотворения для более быстрого
получения питательных веществ, необходимых для развития будущего потомства; самцы мышевидок все погибают после спаривания
для того, чтобы самкам и малышам
досталось больше корма …)
6. Как, например, самки лягушек выбирают самца?
(Самец вскакивает самке на спину, и она должна «довезти» его до водоема, если
он недостаточно тяжел, что, вероятно подразумевает и недостаточно силен, а,
значит, и может дать будущему потомству «слабые гены» для выживания. Самка скидывает
«никудышного кавалера» или
позволяет сделать это другим, более сильным самцам.)
7. Как нужно действовать при встрече с не
очень дружелюбным псом? (Не надо
смотреть прямо в глаза, чтобы не вызвать на поединок».
8. При нападении разных птиц (ворон, цапель,
журавлей, гусей) что нужно беречь в первую очередь? Куда они целятся? (В глаза)
9.
«Вредная привычка», позаимствованная человеком у
ЖИВОТНЫХ. (Наркотики)
10.
Назовите несколько сказок, в которых наиболее отражены черты характера
человеческие, но в образе зверей. («Лиса и журавль», «Колобок», «Теремок», «Колобок»,
«Лисичка со скалочкой», «Зимовье
зверей», «Два медвежонка», «Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Мешок
яблок»...)
11. В чем отражается мудрость человека при наблюдении
за природой? (В пословицах, поговорках,
загадках, сказках...)
12. Что, почти невероятного, обнаружили ученые в
конце XX века? (Крысы не только умны, сообразительны, но и любят похохотать над
нашими анекдотами, и слушать классическую музыку....)
13. Что такое Альтруизм? (Отказ ради другого существа от своих вкусов, личного
благополучия....)
14. Что общего у животных и человека в физиологических
ощущениях при возникновении опасности? (Сердце бьется сильнее, зрачки
расширяются, прекращается пищеварение, выступает пот, волосы встают дыбом,
оскал зубов, самоотверженная защита потомства,
выбор лучшего партнера, взаимовыручка)
15. Основной прием воспитания потомства у животных
и людей? (Воспитание и обучение в игре,
на своем примере,…)
16. При усыновлении детенышей другими
видами животных, что будет преобладать:
врожденные инстинкты, доставшиеся от родителей, или навыки, полученные в
результате воспитания новыми родителями? (Останутся от настоящих родителей лишь
безусловные рефлексы: сосание,
глотание, необходимость движения; стиль поведения, выбор пищи, выбор партнера, манера
общения и др. — результат воспитания и обучения приемными родителями).
17. Что общего в поведении опьяненного муравья и
человека? (И те, и другие теряют всякий интерес к работе на благо родного
коллектива).
18. Чем может грозить опьянение, например, ягуару?
(Ягуар, пожевав галлюциногенную лиану, начинал ловить существующую только в его
воображении добычу, если «доза» окажется
великоватой - ягуару может грозить голодная смерть).
Что называют человеческой мудростью?
В первую очередь, наблюдательность за природой, за поведением животных и
сравнение с человеком.
Эта наблюдательность отражается в
пословицах, поговорках, загадках, народных сказках, песнях, былинах...
(Всем
участникам мероприятия раздаются карточки с половинками пословиц. Надо найти
свою пару, обняться, озвучить пословицу.)
Попробуйте найти продолжение пословицы:
(примерные пословицы)
Глупа
та птица, |
которой
гнезде свое не мило. |
Старого
воробья |
на
мякине не проведешь. |
На
безрыбье |
и
рак рыба. |
Рано
пташечка запела, |
кабы кошечка не съела. |
Каждая
курица |
свой
насест хвалит. |
Отольются
кошке |
мышкины
слёзки. |
Слово
не воробей - |
вылетит - не поймаешь. |
За
двумя зайцами погонишься - |
ни
одного не поймаешь. |
Цыплят |
по
осени считают. |
Хорошо
птичке в золотой клетке, |
а
лучше того, - на зеленой ветке. |
Одна
пчела |
не
много меду натаскает. |
Старый
ворон |
не
каркнет мимо. |
Молодость
- пташкой, |
старость
- черепашкой. |
У
старого козла |
крепки
рога. |
Ранняя
птичка носик прочищает, |
а
поздняя глаза продирает. |
Всякая
птица |
своим
носом сыта. |
Смолоду
ворона по поднебесью не летала, |
не
полетит и под старость. |
На
то и щука в море, |
чтоб
карась не дремал. |
Пчела далеко |
за каплей летит. |
Одна
ласточка |
весны
не делает. |
Два
медведя |
в
одной берлоге не живут. |
У
кошки котята |
те
же ребята. |
Добрая
наседка одним глазом |
зерно
видит. |
Даровому
коню |
в
зубы не смотрят. |
Около хлеба |
и
мыши водятся. |
Где
конь, |
там
и седло. |
Птице
- крылья, |
человеку
- разум. |
Свинья
скажет борову, |
а
боров - всему городу. |
Сорока
на хвосте |
весть
принесла. |
Собака
лает - |
ветер
носит. |
Лисица
- |
старая
льстица. |
Та
не овца, которая |
с
волком гулять пошла. |
Яйца
курицу |
не
учат. |
Долог у коровы язык, |
да
говорить не умеет. |
Птицу кормом, |
а
человека лестью обманывают. |
Красна
птица перьем, |
а
человек - ученьем. |
Волки
бы сыты, |
овцы
бы целы. |
И
журавль |
тепла
ищет. |
Не
учи рыбу |
плавать. |
За
комаром |
не
с топором. |
Вырос
наш жук |
больше
медведя. |
Наряд
соколий, |
а
походка воронья. |
Невелика
птичка, |
да
коготок остер. |
Пуганая
ворона |
и
куста боится. |
Корова
черна, |
да
молоко у ней бело. |
Заяц
уж сед: |
навидался
он бед. |
Молодой
журавль высоко взлетел, |
да
низко сел. |
Не
убив медведя, |
шкуры
не продают. |
Ящерка
маленька, |
да
зубы остреньки. |
Молодец
против овец, |
а
против молодца и сам овца. |
Видя
кошку, |
мышь
забыла и ложку. |
Худа
та мышь, |
которая
одну лазейку знает. |
Сказал
бы словечко, |
да
волк недалечко. |
Журавль
высоко летает, |
а
от реки не отбывает. |
Жаворонок
- к теплу, |
а
зяблица - к стуже. |
Не
за то волка бьют, что сер, |
а
за то, что овцу съел. |
Коготок
увяз - |
всей
птичке пропасть. |
Пешего
сокола |
ворона
бьет. |
Напала
на кошку спесь: |
не
хочет с печи слезть. |
У
драчливого кочета |
гребень
всегда в крови. |
Виноват
медведь, что корову съел, |
а
не права и корова, что за поле ходила. |
Волк
коню |
не
товарищ. |
Щенок лает - |
от
больших слышит. |
А теперь вспомните русские народные
сказки! Много ли вам на ум придет сказок, в которых нет животных?
Конечно, намного больше сказок, в
которых звери, птицы, насекомые - действующие герои, думающие и говорящие;
"Колобок, "Теремок",
"Машенька и три медведя",
"Лиса и журавль, "Волк и лиса", "Кот, петух и лиса"
... Животные в сказках дублируют поведение человека, обладают характером,
совершают "человеческие поступки”... Таким образом, выражаются
человеческие проблемы, высмеиваются человеческие недостатки...
ВИКТОРИНА
ПО СКАЗКАМ
Цель: на примере сказочных героев
обсудить этические нормы, присущие человеку.
1. Что
объединило разных зверей в сказке "Теремок"?
/общее дело, терпимость, доброта,
жалость к тем, у кого нет дома, дружба/
2. Что
погубило Колобка? Почему Лисе удалось его перехитрить?
/Колобок зазнался, стал слишком
самоуверен и потерял бдительность/
3. Почему
Петух в сказке "Зайкина избушка" оказался сильнее собак, волка и
медведя?
/Петух сильнее своей смелостью и
находчивостью/
4. В
сказке "Смоляной бычок" какие хорошие качества присущи злым вначале
зверям?
/сдержали слово: принесли обещанные
за освобождение мед, капусту, орехи и ленточку/
5. Можно
ли назвать Лису и журавля из одноименной сказки друзьями?
/нет, каждый думал только о своих
интересах/
6. Справедливо
ли Петушок из украинской сказки "Колосок” отказался кормить пирогами мышат
Круть и Верть?
/Да. Работал он один, а мышата отказались ему помогать,
ленились и веселились./
7. Почему
два жадных медвежонка из венгерской сказки "Два жадных
медвежонка", найдя большую, круглую
головку сыра остались голодными?
/Из-за жадности не смогли поровну
разделить сыр, их недоверием друг к другу воспользовалась Лиса и, перехитрив
их, сама сыр съела./
8. Что
спасло трех поросят из английской сказки "Три поросенка"?
/основательность, находчивость,
трудолюбие, доброта и жалость Наф-Нафа/
9. Почему
Иван-царевич из сказки "Царевна-лягушка" женился на лягушке?
/ответственность, честность - не
стал обманывать отца и братьев, сдержал слово - женился на той, у которой была
стрела, и был вознагражден. Хорошие, добрые дела не остаются без ответа./
10. Что
чуть не погубило Петушка из сказки "Кот, петух и лиса"?
/любопытство, зависть, излишняя
доверчивость, ротозейство/
11. Кто
спас от гибели петушка, подавившегося бобом в сказке "Петушок подавился" или в подобном м/ф
"Жила-была курочка"? /добрая курочка, которая обошла много людей,
чтобы принести петушку маслица, смазать горлышко/
12. Как
можно охарактеризовать Машеньку из сказки "Машенька и три медведя”
/наглая, бесцеремонная, неряха,
безответственная.../
13. Знаете сказку В.Сутеева
"Мешок яблок"? Ответьте на один вопрос: "Как могло из пустого
мешка столько добра появиться?".
/доброта, отзывчивость зайца
побудила других зверей ответить ему тем же, все, кого он угощал, принесли ему в
дом свое угощенье, и получилось "С миру по нитке - голому рубаха",
т.е. заяц получил намного больше, чем сам отдал/
А
теперь я предлагаю шуточную игру "Репка".
Участникам
мероприятия (7 ЧЕЛОВЕК) раздаются карточки с именем героя сказки и фразой,
которую нужно озвучивать и показывать соответствующее движение при упоминании
«своего» имени.
Репка: /слова репки при ее
упоминании в сказке /"Оба-на"/ руки в стороны/
Дедка: "Так-так-так!" /движение рукой/
Бабка: Убила бы! /машет кулаком/
Внучка: Я готова! /кивает головой/
Жучка: Раз-раз и мимо /движение хвостом/
Кошка: Черт побери! /шаркает ножкой
назад/
Мышка: Пи-пи-пи! "/реверанс/
Какой характер у кого получился? А
если сменить всего лишь фразу, что изменится?
Сегодня мы совместили реальные
знания природы со сказочными.
Действительно, люди и звери похожи
чем-то в строении тела, чем-то в поведении. И это подтверждают не только
исследователи природы, но и сочинители сказок.
А ещё один очень известный поэт –
Эдуард Асадов. Вот послушайте:
РАЗНЫЕ СВОЙСТВА
Заяц
труслив, но труслив оттого,
Что
вынужден жить в тревоге,
Что нету
могучих клыков у него,
А все
спасение — ноги.
Волк жаден
скорее всего потому,
Что редко
бывает сытым,
А зол
оттого, что, наверно, ему
Не хочется
быть убитым.
Лисица
хитрит и дурачит всех
Тоже не без
причины:
Чуть
зазевалась — и все! Твой мех
Уже лежит в
магазине.
Щука
жестоко собратьев жрет,
Но сделайте
мирными воды,
Она кверху
брюхом тотчас всплывет
По всем
законам природы.
Меняет
окраску хамелеон
Бессовестно
и умело.
— Пусть
буду двуличным, — решает он.
Зато
абсолютно целым.
Деревья
глушат друг друга затем,
Что жизни
им нет без света,
А в поле,
где солнца хватает всем,
Друг к
другу полны привета.
Змея
премерзко среди травы
Ползает,
пресмыкается.
Она б,
может, встала, но ей, увы,
Ноги не
полагаются...
Те — жизнь
защищают. А эти — мех.
Тот бьется
за лучик света.
А вот —
человек. Он сильнее всех!
Ему-то
зачем все это?
А ещё вы, вероятно, знаете немало
песен, особенно детских, в которых звери поступают, как люди…
Например:
ХВОСТ
ЗА ХВОСТ Аркадий Хайт Из
мультфильма «Прогулка кота Леопольда» Мы
терпеть не можем кошек — От
хвоста и до ушей. Кот не
может быть хорошим, С точки
зрения мышей. Припев: Хвост
за хвост! Глаз за
глаз! Всё
равно не уйдёшь от нас! Хвост
за хвост! Глаз за
глаз! Мы вам
скажем по секрету Без
намёков и угроз: Ничего
приятней нету, Чем
тянуть кота за хвост. Припев КАКОЙ
ЧУДЕСНЫЙ ДЕНЬ Екатерина Карганова Из
мультфильма «Песенка Мышонка» Какой
чудесный день, Какой
чудесный пень, Какой чудесный
я И
песенка моя. Не
скучно мне ничуть, Пою,
когда хочу, Какой
весёлый я И
песенка моя. Какой
чудесный день, Работать
мне не лень, Со мной
мои друзья И
песенка моя. |
НЕПРИЯТНОСТЬ
ЭТУ МЫ ПЕРЕЖИВЁМ Аркадий Хайт Из
мультфильма «Лето кота Леопольда» В
небесах высоко Ярко
солнце светит, До чего
ж хорошо Жить на
белом свете! Если
вдруг грянет гром В
середине лета, Неприятность
эту Мы
переживём. Неприятность
эту Мы
переживём. Мелкий
дождь бьёт в окно, Хмурится
природа, Но
известно давно — Нет
плохой погоды. Всё
желтеет кругом, И
уходит лето, Неприятность
эту Мы
переживём. Неприятность
эту Мы
переживём. Я иду и
пою Обо
всём хорошем. И
улыбку свою Я дарю
прохожим. Если в
сердце чужом Не
найду ответа, Неприятность
эту Мы
переживем. Неприятность
эту Мы
переживём. |
ПЕСЕНКА
ЛЕОПОЛЬДА Аркадий Хайт Из
мультфильма «Леопольд и золотая рыбка» Я весь
день сижу На
крутом бережку. Надо
мной плывут В небе
облака. Припев: Ласково
жмурится Солнце
золотое, Весело
плещется Синяя
река! Ласково
жмурится Солнце
золотое, Весело
плещется Синяя
река! Стебелёк
дрожит, Надо
мной жук жужжит, Комариный
писк Слышится
слегка. Припев. Я душой
влюблён В
голубой небосклон, В
листья и траву, В
каждого зверька. Припев. |
КРУЧУ,
КРУЧУ Аркадий Хайт Из
мультфильма «Прогулка кота Леопольда» Кручу,
кручу, кручу, Педали
кручу. С горы,
с горы, с горы, Как
птица, лечу. Спешу,
спешу, спешу, Спешу
налегке Навстречу
радуге-дуге. Припев: Пусть,
пусть дорога вдаль бежит. Грусть
пусть на сердце не лежит. Мне всё
на свете по плечу, И с
песней этой Качу по
свету, Качу,
качу, куда хочу! Терпи,
терпи, терпи, Когда
тяжело. Скрипи,
скрипи Ты подо
мной, седло. Не
смей, не смей, не смей На миг
ослабеть, Умей
себя преодолеть. Припев Лечу,
лечу, лечу, Не знаю
куда. Хочу, хочу, Чтоб
это было всегда. Сильней,сильней,сильней Лишь
зубы сомкну, Но я
назад не поверну! Припев |
Если Водяного
можно причислить к животным … ПЕСЕНКА
ВОДЯНОГО Юрий
Энтин Из
мультфильма «Летучий корабль» Я
Водяной! Я Водяной! Поговорил
бы кто со мной. А
то мои подружки — Пиявки
да лягушки! Я
Водяной! Я Водяной! Никто
не водится со мной! Внутри
меня водица — Ну
что с таким водиться?! Эх,
жизнь моя жестянка... Да
ну её в болото! Живу
я, как поганка, А
мне летать охота! |
УТРЕННЯЯ
КРИЧАЛКА Борис Заходер Из мультфильма «Винни-пух
идёт в гости» Кто ходит в гости по утрам, Тот
поступает мудро! Тарам-парам,
парам-тарам — На то
оно и утро! Под
вечер — скоро спать пора, Хозяева
зевают... Вот
если гость придёт с утра — Такого
не бывает! Да,
если гость пришёл с утра, Ему
спешить не надо! Кричат
хозяева: «Ура!!» (Они «У»жасно «РА»ды!) Недаром
Солнце в гости к нам Всегда
приходит по утрам! Тарам-парам,
парам-тарам — Ходите
в гости по утрам! |
ПЕСЕНКА
ВИННИ-ПУХА Борис Заходер Из
мультфильма «Винни-Пух» Если я
чешу в затылке — Не
беда! В
голове моей опилки, Да, да,
да. Но хотя
там и опилки, Но
Шумелки и Вопилки (А
также Кричалки, Пыхтелки
и даже Сопелки
и так далее) Сочиняю
я не плохо И- Ног- Да! Хорошо
живёт на свете Винни-Пух! Оттого
поёт он эти Песни Вслух! И
неважно, чем он занят, Если он
худеть не станет, А ведь
он худеть не станет, (Если,
конечно, вовремя
подкрепится...). |
ПЕСНИЩА
ПРО ЛУЧШИЙ ПОДАРОК Борис Заходер Из
мультфильма «День рожденья ослика» Лучший
подарок, по-моему, мёд. Каждый
осёл это сразу поймёт! Даже
немножечко — Чайная
ложечка — Это уже
хорошо! Ну, а
тем более — полный горшок! Конец
твоим мучениям, А также
огорчениям, Конец
твоим обидам И
вообще невзгодам, Когда
тебе (или ему), Когда
(ну, всё равно кому!) Подарят
в День Рождения Горшочек
с мёдом! Но мёд
— это очень уж странный предмет.. Всякая
вещь — или есть, или нет,— А мёд
(я никак не пойму, в чём секрет!)... Мёд —
если есть, то его сразу нет И нет
конца страданиям И
разочарованиям, А также
огорчениям И
вообще невзгодам, Когда тебе
(или ему), Когда
(ну, всё равно кому!) Подарят
в День Рождения Горшочек
с мёдом! Вот
горшок (пустой), Он —
предмет простой: Он
никуда не денется! И
потому горшок (пустой) Гораздо
выше ценится! Забыты
все страдания И
разочарования, И сразу
наступает Хорошая
погода, Когда
тебе (или ему), Когда
(ну, всё равно кому — только не мне!) Подарят
в День Рождения Горшок
без мёда! |
Ну, вот – подняли себе настроение,
заулыбались, развеселились, почувствовали себя детьми…
Берегите, сохраняйте это ощущение!
До новых встречь!
Использованная
литература:
"Старинные русские пословицы и
поговорки". - М.Детская литература,1983.
"Детям на потеху". - "Детская
литература", I987.
"Русские народные сказки".
- М. Просвещение, 1983 и другие книги сказок.
В. Сутеев "Мешок яблок". -
М. Детская литература, 1987.
М.Г.Яновская
"Эмоционально-ценностные технологии нравственного воспитания". - Киров,1998.
Детские песни из мультфильмов.
Н.С.Пасынкова
Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии
мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Большинство
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий