фото из интернета
СОЮЗ С ПРИРОДОЙ
Информация к беседе
для людей пожилого возраста
Развитие сопереживания и доброты в процессе
заботы о животных.
Наедине с природой человек
Как будто озверел от любопытства:
В лабораториях и тайниках
Её пытал, допрашивал с пристрастьем,
Читал в мозгу со скальпелем в руке,
На реактивы пробовал дыханье,
Старухам в пах вшивал звериный пол.
(Максимилиан Волошин)
Воспитание бережного отношения к природе, уважение к живому и забота о нём поможет и школе, и родителям растить в детях доброту, гуманность, умение заботиться о людях, прежде всего о близких, умение сопереживать им. Если и мы, в свою очередь, научимся сопереживать детям, то духовные связи родителей и детей, их взаимная забота приобретут прочность, которая выдержит любые испытания.
Известный наш
педагог В.А.Сухомлинский утверждал и словом и делом, что природа – сильнейшее
средство воздействия, прекрасный метод воспитания, которым мы почти не
пользуемся и которым необходимо овладеть.
По мере развития
цивилизации и роста городов, человек всё более отходил от природных условий
жизни, всё больше «отчуждался» от природы и стал относиться к живым существам
как к вещам, используя их для своего удобства, как пользуются вещами. Но даже с
созданными им вещами, количество которых никогда не воспринималось как
неисчерпаемое, человек обращался бережнее, чем с живой природой. Не увидев
своего единства с окружающим миром живого, человек поставил себя над ним и стал
бездумно и расточительно «покорять» природу, т.е. потреблятьеё, не считаясь с
ней и её законами.
Особенно большую
роль в новом понимании природы как единого организма – биосферы сыграл
советский учёный академик Владимир Иванович Вернадский, которого с полным
основанием называем Ломоносовым 20-го века.
Для наглядности мы
можем сравнить единую биосферу с человеческим телом. Карл Маркс писал об этом
ещё столетие назад: «Человек живёт
природой – это значит, что природа есть его тело, с которым человек
должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть».
Тело человека
состоит из огромнейшего числа разнообразнейших клеток (их около 10 миллионов
миллионов) – в какой-то мере самостоятельных живых существ. Клетки образуют
множество специализированных тканей, из которых построены различные органы.
И всё это великое
множество есть единый организм, где всё связано со всем и функционирует как
единое целое. Всё на своём месте и несёт определённую функцию в общей работе организма.
Если в нём
нарушается какая-нибудь функция, весь организм стремится её исправить (и для
того существует множество биохимических механизмов и специальных органов). Если
нарушение исправить не удаётся, организм заболевает.
Биосфера Земли
также единый организм. Академик
Вернадский показал, что атмосфера, вода, суша со всем населением – от микробов
до человечества – представляют собой единую живую оболочку планеты. Со времени
своего возникновения она существует в постоянном динамическом равновесии,
обеспечивающем её жизнь.
Изменение сознания
ведёт к изменению поведения каждого из
нас, а ведь все мы, являясь частицей биосферы, так или иначе связаны с ней
отношениями взаимовлияния.
Природа же является
в конечном итоге основой эстетического
аспекта нашей духовной жизни. Красота форм, гармония красок и звуков, их
ритмические узоры с глубокой древности и по нынешний день и неизбежно в будущем
имеют первичным источником природу.
Разумеется, человек
всегда будет потреблять природу, всегда будет брать у неё необходимое для жизни
и развития, но мы видим теперь, что должны научиться брать в такой форме,
которая не вызовет разрушения природы, должны научиться не только брать, но и
отдавать, и оберегать природу таким образом, чтобы она не только удовлетворяла
наши нужды, но и сама совершенствовалась.
В последние два
века уничтожено множество видов животных и растений, некоторые полностью.
Человечество встревожено всем этим и ищет пути для установления гармоничных
взаимоотношений с природой: создаются безотходные производства, ищутся новые
источники энергии, ничем не вредя природе (строятся установки, которые
используют энергию прибоя, солнечных лучей и т.п.).
Природа – живая. Её
нельзя «любить» как вкусное блюдо или красивый и удобный зал для развлечений.
От такой потребительской «любви» природа жестоко страдает и гибнет так же, как
страдал бы и погибал в семье человек, которого бы «любили» как приятный и
удобный объект для эксплуатации.
Всякому понятно,
что любовь – это не стремление использовать в своих интересах, но
сопереживание, сочувствие, стремление помочь, стремление способствовать радости
и развитии.
Василий
Александрович Сухомлинский разработал методы воспитания через природу, и они с
большим и неизменным успехом применялись в его школе. Его опыт воспитания детей
через союз с природой уникален. Необходимость общения детей с природой учитывали
многие прекрасные педагоги Земли, но никто из них не создал и не разработал
конкретную единую систему такого воспитания.
Потребности, мотивы
и цели – основа наших отношений и наших чувств. Вот почему чувства гораздо
больше определяют наше поведение, чем логическое рассуждение.
Так, общение с
природой проникнуто сопереживанием всему живому, носит характер творческого
труда и формирует творческую мысль. Сопереживание связано с мыслью, ищущей пути
для действенной помощи другому человеку или живому существу и завершается
активной помощью, требующей труда.
Животное становится
ближе, когда мы видим своеобразие его поведения, его гнев, страх или радость,
его отношение к другим птицам, к нам самим.
Само собой
разумеется, что ребёнок должен научиться «видеть» окружающих домашних животных.
Не следует переоценивать «заразности» животных.
Обычно, когда
человек приходит на природу отдыхать и, как он считает, общаясь с ней, на самом
деле он приходит брать, причём, как правило, не считаясь с природой, не
считаясь с другими живыми существами, которым тоже нужны те же грибы или ягоды.
Гребут ягоды и грибы, обрывают прекраснейшие цветы, ловят рыбу, а попутно
распугивают звуками магнитофонов всё живое, шумят, поют, развлекаются,
валяются, где попало, жгут костры и т.д. Немало и таких, которые развлекаются
«охотой в миниатюре», гоняясь за бабочками. Родители не задумываются о том,
какой вред это занятие приносит природе да и самому ребёнку, приучающемуся к
бездумной жестокости. Некоторые даже утверждают, что ловля
насекомых помогает детям изучать природу.
Нет, это не
изучение. В природе изучение – это наблюдение за поведением той же бабочки, это
глубокий и бережный интерес к её жизни, который нужно воспитывать,
поддерживать, и благодаря которому ребёнок приходит к ощущению самоценности
жизни.
В процессе анализа
наблюдений за природой, за животными, перессказав увиденного, домысла,
сочинения сказок у детей появляется вдохновение, улучшается устная и письменная
речь.
Сказки, считал
Сухомлинский, форма общения с природой. Благодаря ей природа становится ближе
ребёнку, в сказке он может подняться до поэтических обобщений, постигает
богатство лексики, научается выражать в словах свои мысли и чувства.
Почему сказка
развивает речь и мышление сильнее любого другого средства? Потому, объясняет
Сухомлинский, что сказочные образы ярко эмоционально окрашены. Слово сказки
живёт в детском сознании. Сердце замирает у ребёнка, когда он слушает или
произносит слова, создающие фантастическую картину. «Сказка неотделима от
красоты, - утверждает педагог, - способствует развитию эстетических чувств, без
которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому
несчастью, горю, состраданию. Благодаря сказке ребёнок познаёт мир не только
умом, но и сердцем. И не только познаёт, но и откликается на события и явления
окружающего мира, выражает своё отношение к добру и злу. В сказке черпаются
первые представления о справедливости и несправедливости. Первоначальный этап
идейного воспитания тоже происходит с помощью сказки. Дети понимают идею лишь
тогда, когда она воплощена в ярких образах».
Все сказки
составлялись на основе образов природы и о природе.
Изменяется
отношение детей к природе – они не рвут цветов, не стучат палками по деревьям,
не охотятся за майскими жуками, по собственной инициативе расчищают ручейки,
ухаживают за деревьями в саду.
Хотим ли мы видеть
нашего ребёнка добрым? Казалось бы на такой вопрос следует ожидать однозначного
ответа. Но это не так: нередко доводится слышать рассуждения родителей о том,
что, желая своему ребёнку добра, они не хотели бы воспитать его добрым, так как
доброму человеку плохо и трудно живётся.
Очевидно, чтобы
разобраться в этом, прежде всего следует разобраться в самих понятиях «плохо» и
«хорошо», «трудно» и «легко». Зачастую под «хорошей жизнью» подразумевается
жизнь, прекрасно материально обеспеченная и не обременённая большим трудом. Но
разве счастье человека заключается в изобилии вкусной пищи, нарядов, вещей и
развлечений, в безделии?
Есть три круга
потребностей человека: биологические, материальные и духовные.
Именно мотивы и
цели, в основе которых лежат духовные потребности, являются преимущественным
качеством человека сравнительно с животным. Животные отнюдь не лишены задатков
духовных потребностей, таких, как потребность в дружбе, красоте и познании. Но
это лишь задатки, Духовные же потребности в труде, творчестве, познании,
красоте, любви, дружбе занимают в жизни человека огромное место, и именно они
делают человека человеком. Лучшие представители человечества – это всегда люди,
жизнь которых направляется высочайшими духовными потребностями. Эта жизни
никогда не бывает лёгкой, и часто ей не сопутствует изобилие материальных благ.
Ведь Джордано Бруно
и Жанна д,Арк прожили яркую, интересную, отданную истине и благу людей жизнь.
Они могли избежать смерти и обрести свободу – им стоило лишь отречься от того,
что они считали истиной. Они предпочли костёр и умерли в счастливом сознании
того, что не только их жизнь, но и их смерть служит истине и благу.
В Великую
Отечественную войну тысячи людей, поставившие общее благо выше собственной
жизни, оказались героями.
Счастье человеку
даёт любимое дело, дружба, любовь, высокая радость приобщения к природе,
искусству и творческий труд.
Имеет ли это
счастье «легко» и «хорошо» живущий эгоист?
Нет, так как больше всего он любит себя и собственные удовольствия. И
то, что у него нет ни истинной любви, ни преданных друзей, обязательно
обнаружится при первой же жизненной неудаче. К тому же зачастую настроение и
жизнь портит ему чувство зависти к чужим успехам, к лучшей, чем у него, шубе…
Психологи отметили:
добрый человек несравненно легче переносит удары судьбы, чем эгоистичный.
Последний «ломается», впадает в отчаяние. И это понятно: сосредоточенный на
себе, он не способен найти ни в чём утешение. Добрый же, когда его постигает
несчастье, находит поддержку, во всём прекрасном и светлом, в любимых друзьях и
любимом труде.
Чёрствое сердце не
спрячешь, и оно отталкивает людей. Доброе же сердце – магнит.
Добрый человек
всегда окружён искренними друзьями, а это благо, не сравнимое ни с каким
материальным. Как известно, искреннюю любовь и дружбу невозможно купить ни за
какие деньги.
Так пожелаем же
нашим детям доброты, открытости к людям, душевной щедрости, даже если это не
сулит «лёгкой» жизни, отсутствие усилий.
В.А.Сухомлинский
обучал доброте через сопереживание
всему живому. Быть добрым – значит, уметь сопереживать, т.е. уметь понимать
другого, сердечно сочувствовать ему, стремиться помочь. Весной – ставить
скворечники, зимой – кормушки для птиц, куда не забывать регулярно насыпать
корм., выкармливать «безнадзорных» птенцов, покалеченных птичек, больных котят
и вообще держать зверьков, попавших в тяжёлое положение. Всех выздоровевших
диких животных обязательно выпускать на волю.
В книге «Трудные
судьбы» педагог делится опытом, как с помощью животных можно пробудить сердце
ребёнка, казалось бы, совершенно безнадёжного, духовно глубоко искалеченного
чудовищной жизнью
Ребёнок никого не
любил и никому не верил. Поступив в школу Сухомлинского, он стремился всегда и
всем делать зло, не верил никаким проявлениям доброты. Путь к сердцу этого
духовно искалеченного ребёнка Василий Александрович нашёл через уход за
птицами. Мальчик полюбил их, а делая им добро, поверил в его существование.
Потом этот опыт любви и доверия удалось, постепенно расширив, перенести и на
людей. Ребёнок преобразился.
Беззлобности птиц и
зверька они поверили, полюбили их. У них появился опыт любви и доверия, опыт
личных добрых поступков по отношению к своим питомцам, а этот опыт открыл дверь
в их сознание, в их сердце, до этого наглухо запертое.
Нужно всячески
подчеркнуть необходимость действительной заботы и самостоятельного труда.
Без такой
деятельности сопереживанию научиться невозможно. Ребёнок, окружённый в семье
вниманием и любовью, может и не научиться сопереживать. Его могут окружать
самые прекрасные примеры доброты и в жизни, и в книгах, но он может вырасти
Эгоистичным, чёрствым, а порой и жестоким, если в его личной практике не было
сочувствия другим, заботы о них, помощи им. Более того, даже если забота и
помощь были, но касались только своей семьи, не распространяясь на других людей
и другие живые существа, он также может вырасти эгоистом.
Вот где корень
жестокости. Вот почему сопереживание, постоянное обучение умению ставить себя
на место не только людей, но и зверей, птиц, растений, реально помогать им в их
жизни было важнейшим принципом педагогической системы В.А.Сухомлинского.
Случай,
рассказанный одним известным английским врачом. Как-то, играя с котёнком, он,
забавляясь, сунул его в огонь камина и тут же вытащил обгорелого и смертельно
перепуганного. Увидевший это отец в гневе схватил руку сына и сунул её в огонь.
И сын вполне понял тогда страх и боль котёнка и именно потому выбрал
специальность врача, что с теп пор чужие страдания глубоко трогали его, и он
стремился облегчить их.
Разумеется, нельзя
рекомендовать подобный чрезмерно «наглядный» способ обучения. Но необходимо,
чтобы с детства человек научился уважать чужую жизнь.
В силу вековой
традиции люди привыкли считать, что всё живое существуем лишь им на потребу,
что в природе они владыки жизни и смерти всего сущего.
Между тем мы не
владыки биосферы, и природа – не наша раба. Мы – её порождение, часть её,
старшие братья всего, порождённого ею. И призваны мы быть не жестокими, жадными
потребителями, но мудрыми друзьями и руководителями.
Разумеется, нужно
стремиться к тому, чтобы дикие животные доверяли человеку. В Таллине, в парке
Кадриорг, когда вы спокойно сидите на скамейке, к вам на плечо может сесть
синичка или прибежит белка и даже залезет в ваш карман в поисках лакомства. В
подмосковном санатории в Подлипках дикие птицы и белки также доверяют людям и
берут корм из рук. Здесь лечатся сердечники, и врачи, хорошо зная, какое
благотворное влияние на состояние сердца оказывают положительные эмоции,
прописывают больным прогулки с кормлением белок и птиц в качестве лечебной
процедуры.
Но всё-таки здесь
животные не переходят целиком на иждивение человека, подобно домашним, и
продолжают добывать корм самостоятельно. Таким образом, экологическое
равновесие не нарушается, а животные остаются деятельными и самостоятельными.
Но в последние
годы, когда так много говорится об охране природы, что побуждает часто горожан
к заботе о животных, сверхопеке над ними, мы чаще сталкиваемся с сообщениями о
том, что то там, то здесь дикие перелётные птицы зимуют на городских прудах,
целиком перейдя на иждивение человека. Иногда появляются в сибирских районах
медведи-шатуны, не зимующие в берлоге, но бродящие вокруг города в поисках
поживы, а порой даже вламывающиеся ночью в продуктовые магазины.
Это всё уже
нарушение экологического равновесия, вредное и для самих животных, и для
биоценоза, в который они входят, и для людей.
Очевидно одно – мы
должны относится с уважением к жизни животных и стремиться к максимально
возможной гуманности в обращении с ними.
В книге
свердловского писателя Б.С.Рябинина «О любви к живому» есть глава «Обвиняю
родителей», где автор с полным
основанием обвиняет родителей пусть в невольном воспитании в детях жестокости.
Если родители на глазах
ребёнка жестоки с животными, то пример и опыт жестокости формирует душу так же,
как пример и опыт доброты.
Ребёнку позволяют
относиться к животному как к игрушке – тискать кошку, таскать за уши и хвост
собаку. Для забавы летом на дачу берут для него котёнка или щенка, а потом,
уезжая осенью в город, оставляют его погибать голодного в пустом доме или
выбрасывают на улицу жившее в доме животное, почему-то ставшее неудобным,
пинают, бьют. Когда ребёнок пытается приласкать бездомное животное – его отгоняют
и ругают.
По этому поводу в
книге говорится: «…Пусть лучше ребёнок запачкает руки, приласкав бездомное
животное, чем запачкает душу, равнодушно пройдя мимо…»
Домашние животные –
большая помощь в воспитании многих положительных качеств ребёнка, но лишь при
условии ответственного и бережного обращения с этими животными и самого
ребёнка, и родителей. Лишь тогда сформируется доброта, ответственность, чувство
долга и т.п.
Мы отвечаем за
живое – и за животное, и за растение – перед природой, перед обществом, перед
собственной совестью.
И первое правило
содержания домашних животных и растений – это стремление, чтобы им было хорошо,
чтобы они вели полноценную жизнь.
Так же, как нельзя
обзаводиться ребёнком для собственного удовольствия, так же нельзя обзаводиться
домашними животными и растениями, не думая об их благе. А понять, в чём для них
заключается благо, ребёнку поможет сопереживание, умение поставить себя на
место другого существа.
В сельской
местности, если животное содержится не на привязи, оно живёт полноценной
жизнью. Но в больших городах жизнь домашних животных в высшей степени
неполноценна. Огромный дог где-нибудь в квартире на 10-м этаже, весь день
ожидающий в одиночестве, без движения хозяев, по существу, несчастен. В этих
условиях даже кошка, которую вовсе не выгуливают, как выгуливают собак,
несчастна. Нас радует преданность и любовь четвероногих. По существу, ради
нашей радости мы лишаем их деятельности, превращая в скучающих паразитов, ради
удовольствия иметь любящее существо заключаем его в тюрьму и превращаем в
лодыря.
Я убеждена, что мы
развели слишком много несчастных животных. Держать в доме можно только тех,
кому в доме хорошо (тропических рыбок, попугаев, канареек) или деятельность
которых ограничена и в естественной жизни (например, улиток).
Так, или иначе,
необходимо, чтобы было животное, которое бы ребёнок любил, берёг, за которым бы
ухаживал и которому сопереживал.
Без умения
воспринимать и создавать прекрасное человек не может воспринимать и создавать
гармонию и в человеческих отношениях, и в обществе. Но человек не полноценен и
не способен к созиданию, к творчеству и тогда, когда не развит его ум,
интеллект, когда он не стремится к познанию. Первые ступени школы мышления
ребёнок опять же должен проходить в природе. Знания, приобретаемые не только из книг, но основанные на личном
опыте, неизмеримо глубже, вызывают несравненно больший интерес, способствуют
развитию интеллекта и росту духовных потребностей. Связь мысли с её
первоисточником – окружающим миром – самое важное условие активного умственного
труда.
Сухомлинский в
одной из книг приводит пример воспитания сердечной отзывчивости. После встречи
восхода солнца один из учеников написал такое сочинение:
«Когда я был
маленький, от нас ушёл отец. Почему ушёл, я не знаю. Но мама много плакала. А
потом редко радовалась. Я всё думал, что сделать, чтобы мама стала чаще
улыбаться. Отца вернуть я не смог. У него другая семья. Когда я с учительницей
встречал восход солнца, я понял, что это то, что я искал.
Я просил маму пойти
со мной встречать солнышко, но она отказывалась, говорила, что каждый день его
встречает. Я всё-таки упросил её, и мы пошли с ней на холм, где были всем
классом. Солнышко всходило чудесно, как
и в первый раз. Мама сидела и слушала, а я ей рассказывал так, как учительница
нам, тихо и сказочно. Когда солнышко взошло, мама встала и сказала: «Ты у меня
самый умный и самый добрый. Приноси всем радость, как и мне». После этого мама
стала весёлая и называет меня «мой солнечный лучик».
Я никогда не видел
такой красивой улыбки у мамы, какую ей подарило солнышко».
Любя детей, мы
самоотверженно заботимся о них, порой не замечая или не придавая значения тому,
что они с нами отнюдь не самоотверженны, что принимают заботы как должное, и не
видят ни наших трудностей, ни печалей, занятые своими делами.
Детям необходимы
наша любовь и забота, но им так же необходима их собственная любовь и забота по
отношению к нам. Иначе они вырастают эгоистичными, неспособными на полноценную
жизнь.
Если ребёнок умеет
сопереживать, если в нём развиты душевная тонкость и сердечная отзывчивость, он
сумеет быть чутким к заботам и тревогам близких и постарается им помочь, в чём
сможет.
При появлении у ребёнка подопечного зверька, будь то дома
или в «Живом уголке» важно сразу же объяснить, что животных нужно уважать и что
им так же неприятно, если их гладят и тискают, когда они этого не хотят.
Гораздо интереснее наблюдать, как свободно ведёт себя животное в естественных
условиях, не ожидая в каждую секунду быть схваченным, когда оно доверяет нам и
радуется нашему появлению.
Важно то, как
проводить прогулки в природу, как обучать заботе, как учить наблюдать и делать
самостоятельные умозаключения.
Если всё это
делается с позиции сопереживания, чуткой бережности в обращении с живым,
внимательности к нему, то в детях естественно развиваются доброта, чуткость,
ответственность и самостоятельность.
По книге Елены
Кондратьевны Андреевой «Союз с природой», «Знание», М.,1985.
Н.С.Пасынкова
Сценарии Вы можете найти в рубрике "Сценарии
мероприятий для пожилых людей" по ссылке http://qoo.by/U0X
Большинство
сценариев опубликованы в 10ти электронных книгах "СЦЕНАРИИ НА КАЖДЫЙ
ДЕНЬ":
1 Праздничные - 15 сценариев https://yadi.sk/i/QzOELbQM3ErJ6p
2 Познавательные
- 20 https://yadi.sk/i/i6XVEX103EvtDg
3 Интеллектуальные
– 5 https://yadi.sk/i/sr0y7Bc63EjMsZ
4 Литературные
- 5 https://yadi.sk/i/G8tyWb2n3EjNRC
5 Литературно-музыкальные
композиции – 9 https://yadi.sk/i/hvrfoiTg3EjNiS
(Список из 35 сценариев
в программе клуба «Советская песня» - на моём блоге http://passna.blogspot.ru/p/blog-page_94.html
Разработки сценариев в
электронной книге «Советская песня. Сценарии» https://yadi.sk/i/5L-ikxqz3Eir8v)
6 Спортивные
- 20 https://yadi.sk/d/JdGvxRmb3EjLfi
7 Танцевальные
- 5 https://yadi.sk/i/9dBEs4XB3EjLuT
8 Развлекательные,
игровые - 16 https://yadi.sk/i/-VSC1PAD3Esiu3
9 Театрализованные - 6 https://yadi.sk/i/mD0b9JxJ3ErJd7
10 Знакомства - 15 https://yadi.sk/i/GQMZI77Y3EjMAm
Беседы. Информационный материал для бесед на нравственное
воспитание и о здоровье на моём блоге в рубриках:
«Статьи» http://qps.ru/qTVSu
"Советы мудрых" http://qoo.by/U0V
"Советы психологов" http://qoo.by/U0U
«Размышлялки» http://qps.ru/U3XWr
«Проверено
на себе» http://qps.ru/N7cdH
И в других рубриках.
Мои впечатления от работы с этой категорией граждан
читайте в рубрике «Мои впечатления» http://qps.ru/mY0iy
Комментариев нет:
Отправить комментарий